Прмц. вел. кнг. Елисавета и прп. Елисавета чудотворица. Икона. 1994 г. Иконописец М. Проскурова (Иоанно-Предтеченский мон-рь в Москве) Прмц. вел. кнг. Елисавета и прп. Елисавета чудотворица. Икона. 1994 г. Иконописец М. Проскурова (Иоанно-Предтеченский мон-рь в Москве) Геннадий I , патриарх К-польский (458-471; пам. 31 авг., пам. греч. 17 и 20 нояб.), благословил ее племянницу управлять обителью. Е. прославилась даром чудотворения: исцеляла больных, изгоняла бесов, предсказывала будущее. Так, она сообщила имп. Льву I (457-474), что вскоре в К-поле случится пожар, и тем самым предотвратила уничтожение города. Император подарил Е. одно из своих поместий в Евдоме, где обитал ужасный змей, причинявший много вреда местным жителям. По молитве Е. змей был умерщвлен. Мн. женщин Е. избавила от кровотечения и исцелила слепого. Чувствуя приближение смерти, святая отправилась на родину. В одном из храмов ей явилась мц. Гликерия и предсказала кончину через 24 дня. Вернувшись в обитель, Е. дала наставления сестрам и почила в мире 24 апр. Она была погребена в монастыре, в храме вмч. Георгия. Согласно Житию, от мощей святой происходило множество исцелений. В «Житиях святых подвижниц Восточной Церкви» свт. Филарета (Гумилевского) , в «Полном Месяцеслове Востока» архиеп. Сергия (Спасского) и в комментариях к Четьим-Минеям свт. Димитрия Ростовского Е. названа игуменией монастыря святых Космы и Дамиана, построенного в К-поле имп. Юстином I (518-527) и его женой Софией. Данное указание следует считать ошибочным, поскольку София была супругой имп. Юстина II, к-рый и основал обитель ( Janin. P. 284-285), а Е., согласно полному Житию, жила раньше этого времени. Почитание Поклонение мощам Е. продолжалось до захвата К-поля турками в 1453 г. Рус. паломники Стефан Новгородец в 1348-1349 гг. и диак. Зосима в 1419-1420 гг. видели мощи Е. и мц. Фомаиды (пам. 13 апр.). На родине Е., во Фракии, до сер. XX в. почитался чудотворный источник преподобной в Фанари (ныне Фенеркёй, близ Силиври, Турция). Ист.: BHG, N 2121-2122a; ActaSS. Apr. T. 3. P. 272; PG. 117. Р. 421 [Минологий Василия II]; SynCP. Col. 625-627; Νικδημος. Συναξαριστς. Τ. 4. Σ. 266-267; ЖСв. Апр. С. 398-400; Criscuolo R. Vita di santa Elisabetta di Constantinopoli, la taumaturga, scritta dal monaco Caritone//Annali della facoltà di lettere e filosofia dell " Univ. di Napoli. 1972. T. 14. N 2. P. 49-68; Halkin F. St. Elisabeth d " Héraclée, abbesse à Constantinople//AnBoll. 1973. T. 91. P. 249-264; Life of St. Elisabeth the Wonderworker/Transl. V. Karras//Holy Women of Byzantium/Ed. A. M. Talbot. Wash., 1996. P. 117-135; Житие прп. Елизаветы Чудотворицы/Сост.: Г. Харченко; Пер. c греч. и коммент.: А. Виноградов. М., 2004.

http://pravenc.ru/text/189825.html

Y.), 1983; The Vision of Unity. Crestwood (N. Y.), 1987; Witness to the World. Crestwood (N. Y.), 1987; Imperial Unity and Christian Divisions. Crestwood (N. Y.), 1989 (рус. пер.: Единство Империи и разделение христиан/Пер.: Л. А. Успенская// Мейендорф И., прот. История Церкви и восточно-христ. мистика. 2000. С. 13-275); Правосл. свидетельство в совр. мире. Духовное и культурное возрождение XVI в. и судьбы Вост. Европы: Лекции, читанные в Белорус. Экзархате МП. Мн., 1992; The Christian East and the Rise of the Papacy: The Church 171-1453 A. D. Crestwood (N. Y.), 1994 (в соавт. с: A. Papadakis; рус. пер.: Христ. Восток и возвышение папства: Церковь в 1071-1453 гг./Пер.: А. В. Левитский, У. С. Рахновская, А. А. Чех. М., 2010); Православие и совр. мир: (Лекции и статьи). Мн., 1995; Rome, Constantinople, Moscow: Historical and Theological Studies. Crestwood (N. Y.), 1996 (рус. пер.: Рим-Константинополь-Москва: Ист. и богосл. исслед./Пер.: Л. А. Успенская, ред.: К. Польсков. М., 2005); Статьи и доклады//Свидетель истины: Памяти протопр. И. Мейендорфа. Екат., 2003. С. 12-125; Пасхальная тайна: Статьи по богословию. М., 2013. Изд. и пер.: Une lettre inédite de Gregoire Palamas à Akindynos: Texte et comment. sur la troisième lettre de Palamas//Θεολογα. 1953. Τ. 24. Σ. 3-28; L " origine de la controverse palamite: La première lettre de Palamas à Akindynos: Introd. et text//Ibid. 1954. Τ. 25. Σ. 602-613; 1955. Τ. 26. Σ. 77-90; Письмо к Акиндину св. Григория Паламы//ПМ. 1955. Вып. 10. С. 113-126; Grégoire Palamas. Défense des saints hésychastes: Introd., text critique, trad., notes. Louvain, 1959, 19732. 2 vol.; Homélie sur la presentation de la vierge: Introd. et trad.//Contacts. P., 1959. T. 11. P. 22-31; Le Tome Synodal de 1347: Introd. et text critique//ЗРВИ. 1963. 8. Св. 1. С. 209-227. Библиогр.: Левитский А. В., сост. Библиография трудов протопр. И. Мейендорфа//Свидетель истины. 2003. С. 128-163. Лит.: Иларион (Алфеев), митр. Протопр. Иоанн Мейендорф// Он же. Правосл. богословие на рубеже столетий. М., 1999. С. 301-315; In memoriam//Свидетель истины. 2003. С. 166-253; Россум Й., ван. Отец Иоанн Мейендорф: Жизнь, посвященная науке и служению Церкви// Мейендорф И., протопр. Пасхальная тайна. 2013. С. VI-XXII. Митр. Иларион (Алфеев) Рубрики: Ключевые слова: КИПРИАН (Керн Константин Эдуардович; 1899-1960), архим., правосл. богослов, патролог, литургист, церковный историк АКСАКОВ Николай Петрович (1848-1909), богослов, философ. историк, публицист, автор худож. произв., лит. критик АРСЕНИЙ (Иващенко Антоний Ильич; 1830-1903), епископ Кирилловский викарий Новгородской епархии, церковный историк, византинист, агиограф ГРИГОРИЙ ПАЛАМА архиеп. Фессалоникийский, отец и учитель Церкви (ок. 1296 - 1357), свт. (пам. 14 нояб., переходящее празд. во 2-ю Неделю Великого поста)

http://pravenc.ru/text/2562786.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИСААКИЙ, ДАЛМАТ И ФАВСТ Преподобные Исаакий, Далмат, Фавст. Икона. Нач. ХХ в. Мастерская Я. А. Богатенко. Оклад (1912–1917) Ф. Я. Мишукова (старообрядческий Покровский собор на Рогожском кладбище в Москве) Преподобные Исаакий, Далмат, Фавст. Икона. Нач. ХХ в. Мастерская Я. А. Богатенко. Оклад (1912–1917) Ф. Я. Мишукова (старообрядческий Покровский собор на Рогожском кладбище в Москве) [греч. Ισακιος/Ισκιος, Δαλμτος κα Θαστος] (2-я пол. IV - V в.), преподобные (пам. 3 авг.; пам. И.- 22 марта, 30 мая). Источники Существует 2 версии Жития И. Более полная (BHG, N 956) сохранилась в рукописи Vat. gr. 1671 (X в.) и издана болландистами (ActaSS. Mai. T. 7. P. 247-258). Ее перевод на слав. язык содержится в Супрасльском сборнике (XI в.), а также включен под 21 марта в ВМЧ митр. Макария ( Иосиф, архим. Оглавление ВМЧ. С. 37; Иванова К. Bibliotheca Hagiographica Balcano-Slavica. София, 2008. С. 493). Автор, по всей вероятности, был иноком Далмата мон-ря . Исследователи обычно датируют это Житие VI-VIII вв. ( Dagron. 1970. P. 231; Lenski. 2004. P. 108). Краткая версия (BHG, N 955) остается неизданной, лат. перевод был осуществлен А. Липпоманом и издан вместе с полной версией Жития (ActaSS. Mai. T. 7. P. 258-260). Краткое синаксарное Житие И. (BHG, N 956b), содержащее некоторые сведения, не встречающиеся в др. версиях, было издано Ф. Алькеном в 1948 г. Н. Ленски высказал предположение, что обе редакции Жития, а также краткое синаксарное Житие восходят к одному архетипу ( Lenski. 2004. P. 108). Исследователь Ф. Но упоминает о существовании еще одной версии Жития И.- в рукописи Paris. gr. 1453 (XII в.). Fol. 225v - 226 и приводит из нее небольшой отрывок, однако полный текст до сих пор остается неизданным ( Nau F. Sur les mots ΠΟΛΙΤΙΚΟΣ et ΠΟΛΙΤΕΥΟΜΕΝΟΣ et sur plusieurs texts grecs relatifs à Saint Étienne//ROC. 1906. Vol. 11. P. 198-216). Дополнительные сведения об И. и о Д. можно почерпнуть из Жития прп. Ипатия Руфинианского ( Callinicos. Vie d " Hypatios/Introd., texte crit., trad. et not. G. J. M. Bartelink. P., 1971. (SC; 177)), к-рое, по мнению исследователей, является более достоверным с исторической т. зр. сочинением, т. к. оно было создано вскоре после описываемых событий; именно к этому Житию следует обращаться в случае сомнительных датировок.

http://pravenc.ru/text/674786.html

Имп. Константин XI обещал Лемнос в награду генуэзцу Джустиниани Лонго в случае, если тот поможет защитить К-поль от турок. В 1453-1456 гг. остров принадлежал правителям Лесбоса Гаттилузи. В это время Лемносский митрополит был вынужден переселиться в монастырь св. Павла близ Ливадохори. Лемнос был взят турками в 1458-1459 гг., в 1460 г. Мехмед II передал его во владение Димитрию Палеологу, бывш. деспоту Мореи, а в 1464 г. остров захватили венецианцы. Окончательно Лемнос был завоеван турками в 1479 г. Вскоре после этого Лемносский митрополит перенес свою кафедру в Кастро. В кон. XV в. снова был заселен Айос-Эфстратиос. Но в XVII-XVIII вв. он был оставлен жителями из-за набегов алжирских пиратов. В 1656-1657 гг. Лемнос удерживали венецианцы. В 1724 г. в Кастро был построен новый митрополичий собор во имя Св. Троицы; в городе действовали еще 2 правосл. церкви. В ходе русско-тур. войны (1768-1774), после поражения турок в Чесменском морском сражении, в нач. авг. 1770 г. Лемнос стал базой русского флота, начавшего блокаду прол. Дарданеллы. После ухода русских войск жители Лемноса, дружественно расположенные к ним, подверглись жестоким репрессиям со стороны турок. В т. ч. были убиты митр. Иоаким , глава местной школы иером. Косма Лемносский и его ученики. Собор Св. Троицы был разрушен. Новый кафедральный храм был построен митр. Каллиником (1777-1795). Действующий в наст. время митрополичий собор был возведен в 1865-1866 гг. (архит. З. Филиппотис с о-ва Тинос), в 1869 г. к нему была пристроена усыпальница, в 1910 г.-колокольня. В 1846 г. на Лемносе пострадал за Христа нмч. Афанасий Лемносский (пам. в Соборе Святогорских преподобных отцов, совершается на 63-й день по Пасхе, в Соборе Лемносских святых - во 2-ю субботу июля, в Соборе новомучеников - в 3-ю Неделю по Пятидесятнице). В османский период на Лемносе распространилось особое почитание мч. Созонта (пам. 7 сент.), чья небольшая церковь находилась близ дер. Фисини. Жители острова считали его заступником мореплавателей. В кон. XIX в. мч. Созонт стал почитаться как покровитель Лемноса. С его молитвенной помощью связывают освобождение Лемноса греч. флотом 8 окт. 1912 г. Мощи этого святого были перенесены на Лемнос 8 окт. 1992 г.

http://pravenc.ru/text/2463375.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВИЗИЯ [греч. Βιζη] (совр. Визе, Турция), г. во Фракии, к северо-востоку от Аркадиополя (совр. Люлебургаз). Известна с античности, входила в состав рим. пров. Европа. C III в. по Р. Х. В. играла важную роль как крепость. В 922 г. была разрушена болг. царем Симеоном (893-927). Вновь была обнесена крепостными стенами и в XIII в. стала военно-стратегическим пунктом Никейской империи. Впервые попала под власть турок в кон. XIV в.; окончательно завоевана в 1453 г. Епископия В., подчиненная митрополии Ираклии Фракийской, в составе К-польского Патриархата, впервые упомянута в 431 г. В VII-VIII вв. возведена в ранг автокефальной архиепископии ( Darrouz è s. Notitiae. N 1. P. 205), между 1342 и 1348 гг. стала митрополией (Ibid. N 17. P. 402). В 1682 г. объединена с Мидийской епархией. Упразднена в 1922 г. В. известна как место смерти в 304 г. святых Севира , Мемнона и с ними 37 мучеников (пам. 20 авг.). В В. находится гробница Антиохийского Патриарха свт. Евстафия, соратника свт. Афанасия Великого в борьбе с арианской ересью. Во время церковной борьбы при имп. Валенте сюда был сослан К-польский Патриарх Евагрий ( Socr. Schol. Hist. eccl. IV 15), а в 656 г.- богослов и философ прп. Максим Исповедник (PG. 90. Col. 159-160). Здесь, в кафедральном соборе Св. Софии, построенном в кон. VIII - нач. IX в., в 903 г. была похоронена св. Мария Новая (или Мария Младшая; пам. греч. 16 февр.) ( Mango. Р. 9-13). Собор представляет собой базилику с элементами крестово-купольного здания. Однако тур. ученый С. Эйидже ( Eyice. P. 293-297) считает, что св. Мария была похоронена в несохранившейся церкви, на месте к-рой в XIII-XIV вв. был построен совр. собор. Лит.: Λακδης Σ. Θ. Ιστορα τς παρχας Βιζης κα Μηδεας. Κωνσταντινοπολις, 1890; Delehaye H. Saints de Thrace et de Mésie/AnBoll. 1912. Vol. 31; Janin R. Bizya//DHGE. T. 9. Col. 44-46; Ιωαννδης Σ. Ιστορα τς Βιζης νατολικς Θρκης//Εταιρεα Θρακικν Μελετν. 1954. Т. 33; Κατστασις τς παρχας Βιζης π τν Βυζαντινν μοναρχαν 364-1204 Μ. Χ.//Αρχεον το Θρακικο Λαογραφικο κα Γλωσσικο Θησαυρο. 1957. Τ. 22. Σ. 270-280; Mango C. The Byzantine Church at Vize (Bizye) in Thrace and St. Mary Younger//ЗРВИ. 1968. Vol. 11; Γριτσπουλος Τ. Α. Βιζης, Μητρπολις//ΘΗΕ. Τ. 3. Σ. 889-890; Eyice S. Monuments byzantins art atiliens inédits ou peu connus//Corsi di Cultura sull " arte Ravennate e Bizantina. Ravenna, 1971. Vol. 18. P. 293-297; Velkov V. Die thrakische Stadt Bizye//Studia in honorem V. Beševliev. Sofia, 1978. P. 174-181.

http://pravenc.ru/text/158436.html

Кроме того, Б. высказывался против теории о непорочном зачатии Девы Марии св. Анной (см. ст. Мариология ). Дипломатическая активность Б. также не принесла успеха: его усилия по недопущению Столетней войны (1337-1453) или прекращению боевых действий оказались тщетными; в Италии власть Церкви в Романье, Анконской марке и Болонье ослабла. Под давлением сильной профранц. партии при курии Б. отказался снять отлучение с имп. Людовика IV Баварского (1337). Узурпируя папские прерогативы, Людовик Баварский аннулировал брак кор. Богемии Иоганна Генриха и гр. Тирольской Маргариты Маульташ, чтобы выдать последнюю замуж за своего сына Людовика, маркграфа Бранденбургского. Б. состоял в дружеской переписке с Ф. Петраркой , к-рый тем не менее сильно критиковал Б. за неспособность вернуть папский престол в Рим. Могила Б. в кафедральном соборе Нотр-Дам в Авиньоне не сохранилась. Ист.: LP. Vol. 2. P. 486, 527; Benoît XII. Lettres communes/Éd. J.-M. Vidal. P., 1902-1911; idem. Lettres closes et patentes intéressant les pays autres que la France/Éd. J.-M. Vidal et G. Mollat. P., 1913-1950; idem. Lettres closes, patentes et curiales se rapportant à la France/Éd. G. Daumet. P., 1899-1920; Tàutu A. Acta Benedicti XII. R., 1958; Duvernoy J. Le Registre de l " Inquisition de Jacques Fournier, évêque de Pamiers (1318-1325). Toulouse, 1965. 3 vol.; Baluzius S. Vitae paparum Avenionensium/Ed. G. Mollat: In 4 vol. P., 1914-1927. Vol. 1. P. 193-240, 576-580; Христианское вероучение: догматические тексты учительства Церкви III-XX вв. СПб., 2002. С. 498-499 [булла «Benedictus Deus»]. Лит.: Vidal J. M. Le tribunal d " Inquisition de Pamiers. Toulouse, 1906. [Passim]; Mahn J. -B. Le pape Benoît XII et les cisterciens. P., 1949; Guillemain B. La politique bénéficiale du pape Benoît XII. P., 1952; Schmitt Cl. Un pape réformateur et un défenseur de l " unité de l " Église: Benoît XII et l " Ordre des Fréres Mineurs. Quaracchi; Firenze, 1959; Mollat G. Les Papes d " Avignon (1305-1378). P., 1949. P. 68-83; Schimmelpfennig B. Zisterzienserideal und Kirchenreform: Benedikt XII. als Reformpapst//Zisterzienser-Studien. 1976. Bd. 3. S. 11-43; idem. Papst Benedikt XII. und Ludwig der Bayer//AKG. 1977. Bd. 59. S. 212-221; Ле Руа Ладюри Э. Монтайю, окситанская деревня (1294-1324). Екатеринбург, 2001. С. 6-14, 509-511. [Passim]. Н. Д. Прокофьева Рубрики: Ключевые слова: ЛЕВ I ВЕЛИКИЙ (кон. IV в. - 461), папа Римский (440-461), отец и учитель Церкви, свт. (пам. 18 февр.; пам. зап. 11 апр. и 10 нояб.)

http://pravenc.ru/text/78048.html

Прп. Моисей Мурин в числе др. святых (пам. 28 авг.). Миниатюра из Минология деспота Фессалоники Димитрия Палеолога. 1322–1340 гг. (Bode. gr. theol. f. 1. Fol. 53 a) Прп. Моисей Мурин в числе др. святых (пам. 28 авг.). Миниатюра из Минология деспота Фессалоники Димитрия Палеолога. 1322–1340 гг. (Bode. gr. theol. f. 1. Fol. 53 a) Прп. Моисей Мурин. Миниатюра из греко-груз. рукописи. Кон. XV в. (РНБ. О. I. 58. Л. 126) Прп. Моисей Мурин. Миниатюра из греко-груз. рукописи. Кон. XV в. (РНБ. О. I. 58. Л. 126) Более поздние агиографические тексты о М. М. основаны на «Лавсаике» еп. Палладия, сб. Apophthegmata Patrum и сочинениях Иоанна Кассиана Римлянина. К их числу относятся краткие сказания под 28 авг. в Синаксаре К-польской ц. (архетип кон. X в.) и в Минологии имп. Василия II (1-я четв. XI в.), а также энкомий святому, к-рый вошел в состав Императорского Минология (т. н. Царской минеи), созданного по заказу визант. имп. Михаила IV Пафлагона (1034-1041) и изданного в 1912 г. В. В. Латышевым. Среди греч. произведений, посвященных М. М., неизданным остается Похвальное слово в честь святого (BHG, N 1310), сохранившееся более чем в 10 рукописях, самая ранняя из которых (Paris. gr. 1453. Fol. 327-330) датируется XI в. (Catalogus codicum hagiographicorum graecorum Bibliothecae nationalis Parisiensis. Brux.; P., 1896. P. 124). На др. языках сказание о М. М. известно преимущественно в переводах греч. первоисточников, напр. в лат. переводе «Лавсаика», вошедшем в состав сб. «Vitae Patrum sive Historiae monasticae libri decem», изданного Г. Росвейде в XVII в. (переизд.: PL. 74. Col. 277-279, 368-369), и в сир. переводе того же сочинения (BHO, N 778). Основу пространного Жития М. М. на араб. языке, сохранившегося в 3 редакциях (изд. с итал. пер.: Pirone. 1994), составляют сведения из «Лавсаика» и Apophthegmata Patrum, к-рые дополнены значительными деталями. О своем обращении М. М. рассказывает авве Исидору, к к-рому пришел по совету одного земледельца: он был неверующим, но, созерцая премудрость сотворенного мира, познал существование Бога и захотел стать монахом. Поскольку в детстве он был огнепоклонником, а потом не исповедовал никакую религию, авва Исидор сначала крестил его и лишь затем облек в монашеские одежды. После победы над блудной страстью М. М. получил дар чудотворения, в т. ч. исцеления бесноватых. Авва Исидор отвел его в Александрию, где архиепископ рукоположил М. М. во пресвитера. По возвращении в Скит М. М. пользовался большим духовным авторитетом и имел 500 учеников в мон-ре, к-рый получил название Дейр-эль-Барамус. В одной из редакций указано место, в котором М. М. был заколот мечом вместе с 6 монахами (Сахрат-эль-Амун - скала Аммона?). Арабская редакция, представленная единственной недатированной рукописью из б-ки Гёттингенского ун-та, легла (с некоторыми изъятиями и дополнениями) в основу эфиоп. перевода (известен по ркп. Vat. аетн. 316; изд. с итал. переводом: Raineri. 1995). Почитание на Востоке

http://pravenc.ru/text/2564010.html

Синод РПЦ прославил в лике святых: 4) равноап. Иннокентия, митр. Московского и Коломенского († 1879, пам. 31 марта, прославление 23 сент.). Своеобразно была проведена в 1978 г. канонизация 5) свт. Мелетия (Леонтовича), архиеп. Харьковского и Ахтырского († 29.02.1840, пам. 12 февр., тезоименитство). Постановление Святейшего Патриарха Пимена (Извекова) и Синода от 21.02.1978 утвердило службу и акафист свт. Мелетию, составленные архиеп. Харьковским и Богодуховским Никодимом (Руснаком). Естественно, что данное постановление подразумевало особый доклад архиеп. Никодима, в котором содержалось обоснование канонизации свт. Мелетия: его святая жизнь, чудодейственное предстательство, более чем столетнее почитание верующим народом. С кон. 70х гг. XX в. в Русской Церкви началось обновление епархиальной жизни и усиление издательской деятельности, в результате чего программа составления полного русского месяцеслова оказалась в значительной степени стихийно выполненной. Внешняя зависимость Церкви от гос-ва исключила возможности прославления отдельных святых, но это послужило поводом к тому, что во многих епархиях стали устанавливать местные соборные памяти. Практика установления соборных памятей имела существенные недостатки. Одни архиереи включали в Собор имена только тех святых, которые находились в «Православном церковном календаре» текущего года, другие пополняли список именами тех подвижников благочестия XI–XVII вв., о которых многочисленные памятники агиографии свидетельствовали как о местночтимых святых. Третьи присоединяли еще и имена подвижников благочестия XVIII–XX вв., полагая, что установление Собора и есть осуществление местной канонизации, но при этом имя каждого подвижника благочестия отдельно не обсуждалось и ни житий, ни служб им не составлялось. Отметим также, что в «Православном церковном календаре» так и не сложилась единая система публикации соборных памятей: некоторые Соборы публикуются ежегодно поименно; в других случаях список имен Соборов публиковался однажды и в «Календаре» делаются ссылки на год публикации; во многих случаях список имен не публиковался ни разу; отсутствуют также некоторые соборные памяти, тесно связанные с русской историей (в неделю 2ю по Пятидесятнице – Собор всех святых, в земле Чешской просиявших, Собор всех святых, в Болгарии просиявших, в неделю 3ю по Пятидесятнице – Соборских новоявленных мучеников Христовых, по взятии Царяграда пострадавших († после 1453)).

http://azbyka.ru/kanonizaciya-svyatyx-v-...

Но болгары отплатили грекам и не раз. В Софии, придя в крупный центр византийских исследований Дуйчева, где хранится самое значительное рукописное греческое собрание в Болгарии и, листая каталог с пометами на полях «монастырь Предтечи в Серрах», «монастырь Касиница», я ужаснулась. Несколько лет назад я училась в Институте балканистики в Салониках. 15 августа (Успение Богородицы) у греков государственный праздник, никто не работает. Мы с моей подругой и еще одной ирландкой, изучавшей византийскую архитектуру, решили поехать на Успение в знаменитый монастырь Иоанна Предтечи, расположенный высоко в горах около г. Серры в греческой Македонии, основанный в 1270 г. Здесь после падения Византии (1453 г.) доживал свой век последний св. византийский патриарх Геннадий Схоларий, здесь он и похоронен – в храме выставлены для поклонения его мощи. Дивные красоты природы сочетаются с красочной архитектурой, в храме сохранились древние иконы XIV в. Так вот, когда мой взгляд упал на эти пометы в каталоге, я вдруг вспомнила, как по сей день монахини вспоминают жестокость болгар: «Это было начало XX в. 1916-1917 гг. Ворвались, издевались над монахами, грабили, иконы и драгоценности, золото, рукописи – все увезли в Софию, монастырь полностью разорили. Сейчас заново приходится все отстраивать – 10 лет как возрождается обитель». Как-то стояла вечером на службе в Русской церкви и пела. Батюшка:–«Ты что поешь так? Иди на клирос.» Там я познакомилась с Олей, с которой в воскресный день мы отправились в Рильский монастырь. Преподобный Иоанн Рыльский Иоанн Рыльский (946, пам. октября 19/ноября 1) – небесный покровитель Болгарии, самый почитаемый болгарский святой. По почитанию с ним, пожалуй, может сравниться только батюшка Серафим. Изображение (на фреске или иконе) св. Иоанна можно встретить в каждом болгарском храме. Родился во второй половине IX в. в селе Скрино. В детстве был пастухом, постриг принял в ближайшем монастыре, потом ушел в рильские леса, где основал монастырь. Рильский монастырь (X в.) – главная святыня Болгарии, несчастнейшая обитель.

http://pravoslavie.ru/39688.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ЛАЗАРЬ ГАЛИСИЙСКИЙ [Греч. Λζαρος ν τ Γαλησ] (966/7-980/1 - 7.11.1053), прп. (пам. 7 нояб., 10 нояб., 17 июля (перенесение мощей)), столпник, подвизавшийся на горе Галисий (М. Азия, близ г. Эфес, совр. Турция). Подробное очень объемное Житие Л. Г. было составлено, вероятно, в ближайшие годы после его кончины учеником преподобного Георгием (BHG, N 979; в научной традиции -Vita А). Оно сохранилось в единственной афонской рукописи XIV в. (Laurioticus I.127), которая попала на Св. Гору после падения К-поля (1453); в тексте есть сведения, что автор, Георгий, происходил из столицы Византийской империи. Греч. текст был издан И. Делеэ (ActaSS. Nov. T. 3. P. 508-588). В 2000 г. вышел перевод Жития на англ. язык. Р. Гринфилда с подробными комментариями ( Greenfield. 2000). В XIII в. Григорий II Кипрский , патриарх К-польский (1283-1289), составил краткое Житие Л. Г. (BHG, N 980) - Vita В, также изданное И. Делеэ (ActaSS. Nov. T. 3. P. 588-606). Исследователи отмечают, что Vita B не является сокращенной версией Vita A, оно опирается на др. неизвестный источник, содержащий сведения, во многом противоречащие пространному Житию. Существует 3-е Житие Л. Г. в составе рукописи Cod. Mosquensis 369 (353), хранящейся в Московской Синодальной б-ке ( Иванов С. А. Проложное византийское Житие Лазаря Галесиота//Мир А. Каждана. М., 2003. С. 355-363). Как отмечает С. А. Иванов, полностью издавший этот текст (в 1-м изд. было опущено начало текста: Λαμπροπολου Α. Ανκδοτο κεμενο για τον σιο Λζαρο Γαλησιτη//Θεολογα. 1988. Τ. 59. Τεχ. 3. Σ. 588-594), он восходит к тому же неизвестному источнику, что и Vita B, поскольку имеет с ним дословные совпадения. Однако Житие из московской рукописи является самостоятельной версией, имеющей расхождения с 2 др. Житиями. По предположению Иванова, в основе «московского» текста лежал энкомий святому. В нем очевиден акцент на чудесных и мистических событиях в отличие от Vita A, четко и подробно, с указанием временных рамок излагающего жизнь Л. Г.; там, где Vita A сообщает, напр., об эпизоде преследования Л. Г. стаей собак, не придавая этой истории никакого мистического характера ( Greenfield. 2000. Chap. 26), «московское» Житие говорит о том, что в образе собак подвижника преследовали бесы.

http://pravenc.ru/text/Лазарь ...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010