В 1402 году в Ангорской битве Баязид был разбит Тимуром и взят в плен. Султан Мухаммед (Мехмет II; 1451—1480) смог сделать то, что не удалось Мураду в 1393 и Баязиду в 1422 годах: он в 1453 году взял Константинополь. При нем Сербия в 1459 году перестала существовать как самостоятельное княжество, она стала частью Османской империи. Умер он в итальянском походе в 1480 году. В правление султана Сулеймана (1520—1566) Османская империя достигла максимальных размеров и мощи. В 1526 году он захватил даже Венгрию, а осажденная им в 1529 году Вена спаслась только чудом. В исламской историографии имена этих султанов употребляются с устоявшимися эпитетами: Баязид Молниеносный, Мехмед Завоеватель, Сулейман Великолепный. Сербов же, напротив, не перестает восхищать подвиг Милоша Обилича: «Все черногорцы древней Черной Горы считают Милоша Обилича своим духовным предком, и не только думают о нем и восхищаются им, но даже видят его во сне» ( J., И . О балканским психичким типовима. С. 185). У них «над всем прочим преобладают два чувства: слава и честь племени и национальное сознание, или “вера Обилича”, главного косовского юнака. Черногорцы исполнены “верой Обилича”, как ветхозаветные евреи верой в Иегову. Главная духовная пища их — это предания о Косове и Сербской державе Неманичей, и эти предания знают даже женщины и дети» (Там же. С. 39). 134 Зенана — в Индии и Иране так называется часть дома, отведенная для женщин. 135 Яшмак — женский головной убор, покрывало. Обычай затворничества индийских женщин, возникший и утвердившийся среди них после распространения там ислама, назывался парда . 136 Махадеви (санскр. «великая богиня») — под этим словом могут подразумеваться богиня, великая богиня или шакти . 137 Сарасвати (санскр. «относящаяся к воде, изящная») — главная для индийских ариев река и ее богиня. В качестве жены Брахмы почитается как покровительница искусств и наук, красноречия и мудрости, изобретательница санскрита. Она красива, бела, проста и изящна. Впрочем, в Ведах она поочередно фигурирует и как жена Сарасвата, Агни, Индры и других лиц.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3742...

Директор: Тишков Михаил Борисович 117574, Москва, пр-д Одоевского, 13 Тел./факс: (495) 423-51-22 События ОДИННАДЦАТИКЛАССНИКИ ПОБЫВАЛИ " НА ДНЕ " Наши выпускники изучают творчество Максима Горького. В школьной программе - пьеса писателя " На дне " .  Пьеса «На дне» написана в конце 1901 — начале 1902 года. Первоначальные названия — «Без солнца», «Ночлежка», «Дно», «На дне жизни». В пьесе, имеющей подзаголовок «Картины», изображена группа обитателей ночлежного дома для неимущих. В январе 1904 года пьеса получила Грибоедовскую премию. Пьеса была разрешена только в МХТ, где была осуществлена первая постановка с большим успехом 18 декабря 1902 года режиссёрами Станиславским, который также исполнил одну из центральных ролей (Сатин), и Немировичем-Данченко. К 60-летию первой постановки (18 декабря 1962 года) пьеса прошла во МХАТе 1451 раз. А мы посмотрели этот спектакль в Театре на Юго-Западе в постановке Валерия Беляковича. Какими же глазами увидели это произведение через 100 лет наши гимназисты? Читайте! Марков Данила: Само произведение Максима Горького " На дне " мне понравилось, но постановка в театре - не очень. На мой взгляд, некоторые герои, представленные в книге (например, странник Лука, Васька Пепел, Наташа) были показаны на сцене не такими, как " их задумал " и описал Горький. Странника Луку я представлял другим: седовласый старец, сгорбленный, с тихим, дрожащим голосом. Что же я увидел? На сцене - крикливый, бодрый человек... Что произвело впечатление? Мне очень понравились слова Луки и Сатина относительно правды! Они определяют предназначение человека здесь на земле. Очень сильно и сыграно и сказано!!! Еще что меня удивило (я раньше никогда такого в спектаклях не видел) на сцене время от времени происходили весьма странные вещи (для театра) - танцы, беготня, шум... Я был озадачен. Лопухов Илья: В целом спектакль мне понравился! Каких-либо нареканий к актерскому и режиссерскому составу нет.  Актеры позволили мне полностью погрузиться в этот " тяжёлый " сюжет. Оборачиваясь назад, я думаю, что мне сыграло на руку то, что сам текст я до спектакля не читал. Ведь бывает так ,что люди, которые изначально ознакомились с текстом, потом пребывают в " неудовольстве " , когда видят некоторые различия в образах героев с тем, что они уже нарисовали в своей голове. А я смотрел без этих ожиданий. Было пожалуй единственное обстоятельство,чуть-чуть омрачившее моё общее впечатление, но оно касалась не спектакля как такового, а места где я сидел. Это обстоятельство - невозможность вытянуть ноги.

http://old.gymnasia-radonezh.ru/news/733...

Войдя в поселок Анкиано, Леонардо остановился, не узнавая мест. Он помнил, что некогда здесь были развалины замка Адимари и в одной из уцелевших башен – маленькая сельская харчевня. Теперь на этом месте, на так называемом Кампо делла Торрачча, виднелся новый, с гладко выбеленными стенами дом среди виноградника. За низкой каменной оградой поселянин окапывал заступом лозы. Он объяснил художнику, что владелец харчевни умер, а наследники продали землю богатому овцеводу из Орбиньяно, который, очистив вершину холма, развел на нем виноградник и рощу олив. Недаром расспрашивал Леонардо об анкианском кабачке: он родился в нем. Здесь, на самом въезде в бедный горный поселок, над большой дорогой, которая, переваливая через Монте-Альбано, вела из долины Ньеволе в Прато и Пистойю, в мрачном остове рыцарской башни Адимари, лет пятьдесят назад, ютилась веселая сельская харчевня – остерия. Вывеска на скрипучих заржавленных петлях с надписью «Боттильерия» – распивочная, открытая дверь с видневшимися рядами бочек, два подслеповатых, точно лукаво подмигивающих решетчатых окошка без стекол, с почерневшими ставнями, и гладко вытертые ногами посетителей ступеньки крылечка выглядывали из-под свежего навеса виноградных лоз, сквозивших на солнце. Жители окрестных селений по пути на ярмарку в Сан-Миньято или Фучеккио, охотники за дикими козами, погонщики мулов, доганьеры – стражники флорентинской пограничной таможни и другой невзыскательный люд заходили сюда покалякать, распить фиаско дешевого терпкого вина, сыграть в шашки, карты, зернь, дзару или тарокку. Служанкою в кабаке была девушка лет шестнадцати, круглая сирота, бедная контадина – поселянка из Винчи, по имени Катарина. Однажды весною, в 1451 году, молодой флорентинский нотариус Пьеро ди сире Антонио да Винчи, приехав погостить к отцу на виллу из Флоренции, где проводил он большую часть года в делах, был приглашен в Анкиано для заключения договора по долгосрочному найму шестой части каменного масличного точила. Скрепив условия законным порядком, поселяне пригласили нотариуса вспрыснуть договор в соседнем кабачке на Кампо делла Торрачча. Сире Пьеро, человек простой, любезный и обходительный даже с простыми людьми, охотно согласился. Им прислуживала Катарина. Молодой нотариус, как сам признавался впоследствии, с первого взгляда влюбился в нее. Под предлогом охоты на перепелов отложил до осени отъезд во Флоренцию и, сделавшись завсегдатаем кабачка, стал ухаживать за Катариной, которая оказалась девушкой более недоступною, чем он предполагал. Но сире Пьеро недаром слыл победителем сердец. Ему было двадцать четыре года; он одевался щеголем; был красив, ловок, силен и обладал самонадеянным любовным красноречием, которое пленяет простых женщин. Катарина долго сопротивлялась, молила помощи у Пречистой Девы Марии, но, наконец, не устояла. К тому времени, когда тосканские перепела, разжиревшие на сочных осенних гроздьях, улетают из долины Ньеволе, – она забеременела.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=188...

#lx_718112 #lx_718112 .lx_home_button #lx_718112 .lx_home_button svg #lx_718112 .lx_home_button svg path #lx_718112 .lx_home_button:hover #lx_718112 #lx_718112 .lx_close_button #lx_718112 .lx_close_button .lx_close_button_text #lx_718112 .lx_no_click #lx_718112[data-height="" ] .lx_close_button #ya-site-form0 .ya-site-suggest#ya-site-form0 .ya-site-suggest-popup#ya-site-form0 .ya-site-suggest__opera-gap#ya-site-form0 .ya-site-suggest-list#ya-site-form0 .ya-site-suggest__iframe#ya-site-form0 .ya-site-suggest-items#ya-site-form0 .ya-site-suggest-items li#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem#ya-site-form0 a.ya-site-suggest-elem:link,#ya-site-form0 a.ya-site-suggest-elem:visitedhtml body #ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem-link,html body #ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem:link#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem:hover,html body #ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_state_hover#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_nav:hover,#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_nav .ya-site-suggest__link#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_translate .ya-site-suggest__link#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem .ya-site-suggest__info#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_selected#ya-site-form0 .ya-site-suggest__fact#ya-site-form0 .ya-site-suggest__highlight Закрыть «В чужом глазу соломина видна, в своём – бревна не замечаем» Запад испытывает банальный страх – вдруг Россия в ответ на милитаризацию и нацификацию Украины «ярсами» и «булавами» ударит? Валерий Медведь   Сергей Доценко   09:02 20.04.2023 1451 Время на чтение 8 минут 18 апреля 2023 г. главы министерств иностранных дел G-7 в ходе конференции в Каруидзава (Япония) решились призвать Российскую Федерацию подтвердить недопустимость ядерной войны. Они призвали « Россию как на словах, так и на деле подтвердить, что ядерная война не может быть выиграна и не должна быть начата». Об этом говорится в принятом во вторник совместном заявлении глав внешнеполитических ведомств G7. Особую пикантность призыву придаёт то, что не Россия, а в своё время одна из будущих стран G-7 нанесла ядерные удары – в экспериментальных целях! – по двум мирным городам другой будущей страны G-7, зная, что ответить ей нечем. И по нашим предкам с удовольствием бы нанесла удары, да только решимости не хватило. Решимости и суммарного количества атомных бомб, способных испепелить нашу необъятную Родину. Пока данная недружественная нам страна количество бомб наращивала, тут и наша атомная бомба подоспела, а следом за ней – водородная бомба, затем – надёжный ракетный щит. Финита ля ядерному доминированию. Пришлось перейти на «гибкое реагирование». В этом – вся суть Запада.

http://ruskline.ru/news_rl/2023/04/20/v_...

При выполнении её Соловьев решительно отгораживается от гносеологического имманентизма, т.е. утверждает, что «критерий истины находится вне нас, вне познающего – в независимой от него реальности внешнего предмета» 1449 . В свете этого критерия Соловьев развивает прежде всего критику «отвлеченного реализма», опирающегося на чувственный опыт – и здесь Соловьев всецело пользуется Гегелем (его «Феноменологией духа») 1450 . Критика отвлеченного реализма развита Соловьевым очень глубоко и сильно – и мимо неё нельзя пройти, не согласившись с ней. Остроумна критика и отвлеченного идеализма, опирающегося гносеологически на рационализм, – и в итоге мы должны признать, что «ни реальный опыт, ни наш разум не могут дать нам основания и мерила истины… ибо предмет не становится истинным от того, что я его мыслю: я могу ощущать и мыслить также и не истинное» 1451 . Частичная ценность опыта и разума, как источников познания, не должна закрывать перед нами вопроса о том, как «фактическая реальность и форма разумности» «могут обеспечить нашему знанию объективную реальность и всеобщность», т.е. как осуществляется синтез этих различных данных 1452 . Лишь потому, – думает Соловьев, – эти два начала срастаются одно с другим, что мы обладаем «непосредственным восприятием абсолютной действительности», что может быть иначе названо верой 1453 , которая «соединяет нас внутренне с предметом познания, проникает в него». «Мы вообще познаем предмет двумя способами, – пишет Соловьев, – извне – это знание относительное в обоих своих видах, как эмпирическое и рациональное, и изнутри – это знание безусловное, мистическое» 1454 . И как раз вера, утверждая существование безусловного, делает возможным эмпирическое и рациональное познание: без веры в безусловную реальность предмета опыт не был бы отличен от чисто субъективных переживаний, как и понятия не мыслились бы нами, как объективный материал. На основе того, что несет нам «вера», наш ум (в работе воображения) восходит к идее предмета, а в творческом процессе того же ума осуществляется опыт. Вера, воображение, творчество – таковы эти три функции познания, из которых центральное и первичное значение принадлежит вере (понимаемой здесь совершенно в духе учения Хомякова и Киреевского).

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Zenkov...

Султан также хорошо понимал, что греки могут быть полезны его Империи. Турки обеспечат его правителями и воинами; но они не имели навыков в торговле и промышленности; мало кто из них были хорошими моряками; и даже в деревне они были скорее скотоводами, чем земледельцами. Для экономики Империи сотрудничество с греками было существенно важным. Султан не видел препятствий к тому, чтобы они жили в его владениях бок о бок с турками, до тех пор, пока их права были гарантированы и они понимали, что он был их верховным владыкой. Поскольку предстояло организовать греческий милет, первоочередной задачей было обеспечить его главой. Султан Мехмед хорошо знал о тех трудностях, которые возникли в Греческой церкви при попытке навязать ей унию с Римом; и вскоре после завоевания он с удовлетворением обнаружил, что средний грек считал патриарший престол вакантным. Было принято считать, что когда патриарх Григорий Маммас уехал в Италию в 1451 г., то он отказался от престола. Нужно было найти нового патриарха. После проведения некоторого расследования Мехмед решил, что им должен стать Георгий Схоларий, теперь известный как монах Геннадий. Геннадий был не только самым выдающимся ученым в Константинополе, жившим там на момент захвата города. Он пользовался всеобщим уважением за безукоризненную честность, и он был вождем партии противников унии и Запада в Церкви. Можно было положиться на него, что он не будет затевать интриг с Западом. Через месяц после завоевания Константинополя султан послал чиновников, которые привели к нему Геннадия. Сначала его не могли найти. Оказалось, что он попал в плен во время падения города и попал в собственность к богатому турку в Адрианополь, который был очарован его ученостью и относился к нему с почетом, которым редко пользовались рабы. Он был выкуплен у своего хозяина и с почетом препровожден в Константинополь к султану. Мехмед убедил его принять патриаршество; вместе они выработали условия конституции, которая могла быть дарована православным. Основные положения ее, возможно, были приняты до того, как султан уехал из покоренного города в Адрианополь в конце июня, хотя прошло шесть месяцев до того момента, когда Геннадий действительно принял управление патриархатом.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

еп-ств также заняли датчане, подчинив т. о. гос. канцелярию (канцлером являлся епископ Осло). Эрик стремился проводить подобную политику и в Швеции. Кор. Кристофер III Баварский (1438-1448) действовал в русле политики, проводимой Гос. советом Д. и его лидером архиеп. Лунда Хансом Лаксманом. Старинные привилегии свободных крестьян были урезаны, держателей стремились прикрепить к земле и лишить личной свободы. В результате началось крестьянское восстание в Ютландии и на Зеландии (1438-1443), направленное первоначально против дворян и католич. Церкви. Крестьянство постепенно было лишено собственности на землю, к-рая перешла в руки католич. Церкви, дворянства и короля. Среди крупнейших землевладельцев были архиепископ Лунда, епископ Роскилле, ряд соборов и мон-рей. Устойчивое положение католич. Церкви в Д. обеспечивалось запретом на дробление ее земель, к-рые нельзя было продавать светским лицам. Контроль королевской власти над Церковью усилился в период войн Д. со Швецией (2-я пол. XV в.), потребовавших консолидации сил короны. Король стал лично распоряжаться назначениями на церковные должности, контролировать церковные суды. Среди дат. епископата выделялись немногочисленные образованные иерархи. Так, Кнуд Миккельсен, еп. Виборга (1451-1478), бывш. ректор Эрфуртского университета, был известным юристом и дипломатом. В 1479 г. буллой Римского папы Сикста IV в Копенгагене был основан ун-т; его первым канцлером стал еп. Роскилле Олаф Баден (1461-1485). Усиление королевской власти в Д. произошло при кор. Кристиане II (1513-1523). Будучи наместником Норвегии, Кристиан ограничил власть крупных церковных владетелей, лелеял планы введения в Д. наследственной монархии. Поэтому при его избрании на дат. трон дворянство ограничило права монарха. В числе прочего от контроля короны освобождались церковные суды. Однако, временно уступив дворянству, новый король, опираясь на бюргерство, незнатных дворян и чиновников, развил законодательную деятельность, направленную на концентрацию власти в своих руках.

http://pravenc.ru/text/171341.html

И действительно, поставляя свою внутреннюю чистоту в зависимость от чистоты внешней, свое внутреннее благочестие обусловливая соблюдением произвольно избранных ими внешних форм и установлений, между которыми главное место занимали очистительные омовения, ессеи в своей практике во всем дошли до крайностей, и в мелочности во внешней законности, далеко превзошли фарисеев: стремясь, напр., во всей точности выполнить закон о субботе, понимаемый ими не по духу, а по букве, ессеи дошли до такой скрупулезности, что допуская насилие природе, удерживались в этот день от отправления естественных потребностей 1448 . Наблюдая строгую разборчивость в пище и питье, они готовы были скорее умереть, чем вкусить пищи, приготовленной вне их ордена 1449 . Избегая всякой роскоши, ессеи дошли до того, что стали считать правилом не переменять своей одежды и обуви до тех пор, пока они не изнашивались 1450 , а с другой стороны, решительно отказались от помазания тела маслом, выработав то воззрение, что даже нечаянно попавшая на тело капля масла способна осквернить члена секты 1451 . Воздерживаясь от чувственных удовольствий, ессеи уже всякий случай и всякий способ к получению его, даже самое стремление к нему, объявляли нечестивым и греховным и в конце концов дошли до такой крайности, что даже брачную жизнь признали нечистой и, соответственно этому, решились на отвержение брака одного из божественных установлений 1452 . Стремясь, по-видимому, к внутреннему благочестию, ессеи в то же время до того были не чужды безрассудных суеверий, что запрещали членам секты плевать на средину или на правую сторону 1453 . Проповедуя равенство людей и отвергая физическое рабство, ессеи тем не менее создали у себя духовные касты, до крайности унижавшие человеческое достоинство, так как строгое различие между ними доведено было ессеями до такой степени, что одно только прикосновение ессея, принадлежащего к низшему классу, уже оскверняло члена секты, состоящего в высшем классе 1454 . Все это и многое другое подобное ясно показывает, что ессенизм, при некоторых светлых сторонах религиозно-нравственной жизни, на самом деле был далеко не чужд и многих значительных недостатков, и что поэтому нужно быть слишком предубежденным, чтобы считать его «пышным отпрыском иудейства» 1455 , «благороднейшим плодом иудейской религии» 1456 , каким выставляют его панегиристы ессейства.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   Спасайся!    Е. Феофан. 20 окт. 92 г. Письмо 1450. Четыре письма к Т. А. К-ву. Об изучении и преподавании гражданской истории. Практические советы    Милость Божия буди с вами!    С первых слов я согласился на ваше намерение, хоть оно очень неожиданно . Надобно однако ж хорошенько разведать, что можно встретить на этой дороге. Экзамен сделать конечно вам удастся, и особенно после подготовки. Но что дальше? — Вам сказали, что тотчас и место. — Всегда ли есть места-то? Во всех учебных заведениях — бывают, и не бывают. Пусть будет, но где? — Кадетские корпуса не в Санкт-Петербурге только и в Москве. Нет ли их в Сибири, на Кавказе, в Польше? Польша хуже Сибири. — Затем, будут ли вас спрашивать, не угодно ли вам в Сахалин? или еще куда, или прямо пошлют. — И когда определят без спроса, уважут ли предъявление, что вам неудобно то место. Так вот подобные вещи надо разведать, и приготовиться встретить их.    Может и другое что разузнать придется.    Так — Бог благословит. Но собирайтесь не волонтерничать по истории, а всюду проводить истину Божию, которая одна есть.    У меня есть история Шлецера и Вебера, и еще французская Контю (Испанца). — Коли там не найдете, какую-нибудь пришлю. Но, может быть, ныне есть какие поновее.    История в кадетских корпусах, вероятно преподается не так широко. Однако ж начала исторические и там должны входить в преподавание. — Кто ведет человечество и куда? — Христианин решает это иначе, чем ученые башибузуки. Бог ведет человечество к последней цели его; сие сознать и указать должен историк. Хорошо, если бы вы узрели сие.    Модная идея истории — развитие пустая, ибо ничего не говорить. Это нечто в роде фатума, судьба и рок.    Помоги вам Господи — и приготовиться и вступить на облюбленную дорогу, и преуспевать на ней.    Спасайтесь!    Ваш доброхот Е. Феофан. Письмо 1451. Источники и пособия к преподаванию церковной истории. Характеристика Неандера. Наставление о должном преподавании сего предмета    Милость Божия буди с вами!    Теперь извольте приложить труд и молитву, и все пойдет добре.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

«Конечно, на Юпитер могут попасть лишь люди высоконравственные, ибо общий уровень на Юпитере отличается высокой нравственностью… Интеллект и, следовательно, воображение очень мало развиты на Юпитере. Но знание духа заменяет до некоторой степени интеллект. Так что жизнь на Юпитере для большого мыслителя скучна, однообразна. Ее преимущества – прекрасный климат и постоянная атмосфера прекрасной весны очень приедаются. Во всяком случае, на Юпитер я не собираюсь и предпочла бы жизнь на нашей Земле» 1445 «На Юпитере сознание растений настолько развито, что можно заметить язык растений» 1446 . «Почему Вивекананда, Ананда и другие избрали Юпитер? – Можно жить на одной улице» 1447 . «На Солнце есть жизнь. Когда говорят, что на Солнце живут Будды, это не преувеличение, поскольку они удалились в огненное существование. Так берите дословно» 1448 … И такая вот «Космография должна быть введена во всех школах» (Надземное, 671). Кроме того, пребывая во сне или полусне – «Я исследовала дно Индийского океана и видела там много интересного, плыла в астральной моторной лодке под льдинами Северного Океана, летала над океанами и пустынями Египта в аппарате и без всякого аппарата летала по направлению к Венере и могла наблюдать даже окраску ее морей» 1449 . Ракеты для таких экскурсий не нужны. «Человек не может посещать Луну в своем тонком, или астральном теле. Все междупланетные полеты совершаются в телах ментальных» 1450 . Экскурсанты же с Венеры на Землю рассказали Е. Рерих, что человечество произошло из-за того, что первые пришельцы с Венеры – Элохимы – начали размножаться («среди них были духи обоих полов») 1451 . Или иначе: «Человечество, за редчайшими исключениями, переселилось на нашу планету с Луны» 1452 . Рериховцы называют свое учение «космическим». Постоянные упоминания о Космосе, планетах, звездах, «далеких мирах» наполняют собой рериховскую литературу. И это кажется очень созвучно начавшейся в 1961 году «эпохе покорения космоса». Но что такое «космос» рериховского учения? Одна из «эзотерических» тайн рерихианства – это двойное значение слова «космос».

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/uroki-se...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010