Вы слишком много думаете, Николай Петрович , о моем языкознании, предлагая прочесть Ваши «Экскурсии в русскую грамматику» и, разумеется, сказать о них мое мнение. Я могу сказать лишь одно: 1430 они не только не лишены значения, но чрезвычайно любопытны и прочтены мною с великим вниманием. И чего ж Вы хотите от меня? Ведь я кончил курс университетский по физико-математическому факультету, а не по историко-филологическому. Да если бы мне пришлось поступить и на последний, то все-таки пользы было бы 1431 мало. Мое высшее образованием свершилось в то время, когда еще не существовало ни исторической, ни сравнительной грамматики, 1432 когда не появлялось еще термина: индоевропейские языки. 1433 За русский язык и словесность я принялся уже по окончании (в 1826 году) курса, когда необходимость заставила меня давать уроки. Так как желающих учиться Русской Грамматике оказалось гораздо больше, чем желающих изучать алгебру и геометрию, то я и взялся за нее. 1434 Эти уроки требовали небольшого знания – знакомства с Грамматикой Греча и впоследствии с Грамматикой Востокова. 1435 Я изучил ту и другую – и пошел даже в ход, как хороший преподаватель, отличавшийся ясностью и точностью изложения, что приписываю влиянию математики. Затем, познакомясь с Н. И. Надеждиным, помещая, в издаваемом им «Телескопе», 1436 разные статейки о тех или других предметах грамматического учения, за что и был от Кетчера 1437 прозван «Великим мужем Русской грамматики» по имени одной статьи Карамзина. 1438 1439 По выходе «Басурмана» Лажечникова, вздумавшего вводить новую орфографию, основанную на произношении, 1440 я написал «Мнение», под псевдонимом Абеседер. Оно помещено в «Сыне Отечества» 1839 г. (том 7). Издатель его в то время, Н. А. Полевой, отозвался о моей статье с лестной для меня похвалой. Вот все мои экскурсии в Русскую грамматику. Затем я бросил ее и занялся Историей русской литературы, преимущественно новой, которую и считаю моей единственной 1441 специальностью. Однако ж, я все-таки сделаю несколько замечаний или – вернее – вопросительных знаков на Ваши очень умные и любопытные суждения.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikita_Gilyaro...

Т. Витеном (Wieten), внесшим поправки к тексту в сравнении с изданием Гарнака (главным образом на основе указаний известного знатока армянского языка английского ученого Конибира) 1429 и снабдившим его довольно обширными параллелями из Contra haereses и примечаниями. 1430 А в конце 1913 г. появилось в печати еще новое издание «Доказательства» на немецком языке в Bibliothek der Kirchenväter, издаваемой Барденгевером, Щерманом и Вейманом. Перевод вновь сделан с армянского проф. Вебером. 1431 На русский язык «Доказательство» было переведено (с первого немецкого издания) проф. Н. И. Сагарда и издано в 1907 г. под заглавием «Новооткрытое произведение св. Иринея Лионского – Доказательство апостольской проповеди» (СПб., сначала печаталось в «Христианском Чтении» за указанный год, потом вышло отдельной брошюрой). Здесь кроме самого перевода сообщаются сведения об открытии и первом издании сочинения, решается вопрос о его подлинности и времени происхождения; даются также замечания о значении новооткрытого произведения. 1432 Глава I. «Обличение и опровержение лжеименного знания» («Против ересей») Первое по объему и значению место среди сочинений Иринея бесспорно занимает антигностический труд св. отца. 1. Свидетельства древности о литературной деятельности св. Иринея Евсевий приводит в своей «Истории» полное заглавие «Против ересей», как мы уже написали выше: « λεγχος κα νατροπ τς ψευδω νμου γνσεως " ­ «Обличение и опровержение лжеименного знания». 1433 В латинском переводе оно обычно передается: «Detectio et eversio falso cognominatae agnitionis». Ириней в предисловии ко второй книге замечает, что он озаглавил свой труд так, как есть, потому что в нем содержится «обличение и опровержение» (detectio et eversio) учения еретиков. 1434 По-видимому, приведенные у нас в кавычках слова входили в состав первоначального заглавия, данного самим автором. В предисловии к IV книге оно передается, однако, немного иначе: «de detectione et eversione falsae cognitibnis» («об обличении и опровержении ложного знания»). 1435 В предисловии же к V книге стоит: «de traductione et eversione falso cognominatae agnitionis». 1436 Точно также и в IV, 41,4 труд Иринея называется «opus exprobrationis et eversionis falso cognominatae agnitionis». 1437 Как видим, есть некоторая разница не только между Евсевием и латинским текстом труда Иринея, но и между различными местами одного и того же латинского текста. Как ее объяснить? Относить ли это на счет латинского перевода «Против ересей» или на счет самого греческого подлинника этого труда? Кто более правильно и точно передает заглавие: Евсевий или существующий латинский перевод?

http://azbyka.ru/otechnik/Irinej_Lionski...

Поиски разрешения проблемы церковной схизмы были одним из главных направлений деятельности И. П. на протяжении его правления. В нояб. 1422 г. И. П. и К-польский патриарх Иосиф II отправили в Италию посла иером. Антония с целью начать переговоры об унии с Римско-католической Церковью (RegImp, N 3406). Весной 1426 г. новое византийское посольство просило папу Мартина V назначить дату проведения совместного Собора; подобную же миссию выполняло посольство 1430 г. (RegImp, N 3420, 3425, 3426). Однако Мартин V не стремился к заключению договора с Византией, и переговоры об унии были начаты лишь после его смерти (20 февр. 1431), когда на Римский престол вступил папа Евгений IV (1431-1447). В 1431 г. визант. посол грамматик Димитрий Клейда получил от папы ответ о возможности унии. Однако сближение Византии и Римского престола осложнялось острой политической борьбой в Зап. Европе, противостоянием папы Евгения и Базельского Собора Римско-католической Церкви и восстанием в Риме, к-рое вынудило папу в 1434 г. бежать во Флоренцию под защиту Медичи. В нояб. 1433 г. И. П. отправил посольство в составе протовестиария Димитрия Метохита, иером. Исидора (впосл. митрополит Киевский и всея Руси , кардинал) и Иоанна Дисипата на Базельский Собор (RegImp, N 3439). Послы присутствовали на Соборе до нач. 1436 г.; они представили Собору хрисовул И. П. с изложением вероисповедания К-польской Церкви и участвовали в обсуждении вопроса об унии. Они посетили также Регенсбург, где встречались с имп. Римско-Германской империи Сигизмундом I, к-рый поддерживал политику церковного объединения. В 1434 г. папский посол Христофоро Гаратони побывал в К-поле и вел переговоры о проведении объединительного Собора в визант. столице с участием папских легатов. Однако несогласие зап. церковных партий приводило к затягиванию переговоров и осложняло принятие окончательного решения И. П. Наконец, в 1436 г. папа Евгений укрепил свое положение в Италии и смог вернуться в Рим; 18 сент. 1437 г. издал буллу, в к-рой окончательно разрывал общение с Базельским Собором и объявлял о созыве Собора в Ферраре (см. Ферраро-Флорентийский Собор ).

http://pravenc.ru/text/469766.html

В Н. королю удавалось проводить на высокие церковные должности своих ставленников (архиепископом Нидаросским стал Аслак Болт, епископом Ставангерским - Аудун Эйвиндссон), учитывая лишь личную преданность ему того или иного прелата, а не страну его происхождения. Провинциальные церковные соборы стали трибуной для политических оппонентов Эрика Померанского, высказывавших свое недовольство постоянным введением чрезвычайных налогов (в Н. в 1418). Норвеж. прелаты, верные Эрику, приняли активное участие в конфликте короны со швед. епископатом. В февр. 1432 г., после смерти архиеп. Уппсальского Юхана Хоконссона (1421-1432), кафедральный соборный капитул выдвинул требование провести свободные выборы архиепископа без вмешательства светской власти. Не известив короля, капитул избрал архиепископом настоятеля уппсальского кафедрального собора Олава Ларссона (1432-1438). Папа Римский Евгений IV поддержал это решение и в сент. 1433 г. рукоположил Олава Ларссона во архиепископа Уппсальского. Король возвел на кафедру своего ставленника, датчанина Аренда (Арнольда) Клементссона († 1434), а после его смерти - норвежца Торлейва Олавссона († 1455). В довершение конфликта, получившего широкую международную огласку, в Н. без ведома короля на бергенскую кафедру был возведен еп. Олав Нильссон (1434-1436). Действия уппсальского и бергенского капитулов были прямым вызовом короне на фоне развернувшегося в Европе Соборного движения и настойчивых требований свободы Церкви. Под влиянием восстания под рук. Энгельбректа Энгельбректссона в Швеции (1434-1436) против режима Эрика Померанского также начались выступления в норвеж. областях близ швед. границы (Бохуслен, Румерик и Эстфолл). В янв. 1436 г. разгорелось восстание бондов и мелкого дворянства под рук. дворянина Амунда Сигурдссона Болта, принявшего на себя титул «глава государства». Восставшие взяли Осло, заняли резиденцию местного епископа и приступили к осаде крепостей Акерсхус и Тёнсбергхус. Однако они не получили поддержки ни от жителей др. областей, ни от шведов, ни от фактически управлявшего гос-вом архиеп. Аслака Болта, находившегося в то время за пределами Н. Весной 1437 г. восстание было подавлено королевскими войсками, а Амунд Болт предательски убит в Бергене. В июне 1442 г. на общем съезде дат., швед. и норвеж. делегатов в Лёдёсе новым союзным королем был избран Кристофер Баварский (1442-1448), племянник Эрика Померанского, низложенного в Дании и Швеции еще в 1440 г. В 40-х гг. XV в. под влиянием решений Базельского Собора (1431-1449) укрепилась самостоятельность норвеж. епископата. Церковь укрепила контроль над своими финансами, стала менее зависима от мнения короля в вопросах назначения на церковные должности, сохраняя при этом постоянное представительство в риксроде. Был ужесточен епископский контроль над внутренней жизнью мон-рей.

http://pravenc.ru/text/2577957.html

В конце 1435 — начале 1436 г. в Константинополь на поставление в митрополиты снова отправился Иона. Его сопровождал великокняжеский боярин Полуект Море. Но и на этот раз Ионе не повезло. До его приезда туда, очевидно в середине 1436 г., митрополитом в Москву патриархия утвердила грека Исидора, видного церковного деятеля, широко образованного человека, проявлявшего несомненный интерес к античной литературе. Будучи по образованию и убеждениям гуманистом, Исидор любил стихи Гомера, трагедии Софокла и речи Цицерона. 2 апреля 1437 г. Исидор прибыл в Москву. Назначение Исидора имело особое значение. Положение Византийской империи в это время было плачевным. Власть императора распространялась только на Константинополь с небольшой округой. Стремясь добиться от европейских держав помощи в борьбе с турками, византийские императоры вступили в переговоры с римским папой о соединении церквей (унии), чтобы положить конец церковно-политическому разъединению Востока и Запада и такой ценой спасти остатки мировой державы. В сближении с Западом заинтересована была и часть византийской интеллигенции, затронутая гуманистическими веяниями. Их противники, составлявшие православную партию, опирались на византийское монашество. Но им сочувствовало и большинство населения Империи, ненавидевшее латинян. Трудное время переживала тогда и римская курия. Надеясь положить предел властолюбивым тенденциям папской власти, высшие церковные иерархи собирали соборы (именовавшие себя вселенскими), на которых провозглашали реформы, имевшие целью ограничить папский произвол. Так, в 1431—1449 гг. заседал Базельский собор, находившийся в конфронтации с папой Евгением IV (1431—1448 гг.). В такой обстановке Евгений IV охотно откликнулся на предложение византийского императора Иоанна о соединении церквей, рассчитывая, что осуществление церковной унии укрепит папский престиж. Назначение Исидора в Москву имело своей основной целью обеспечить принятие предполагавшейся унии влиятельной в православном мире русской церковью. В то время между Константинополем и Москвой сохранялись дружественные отношения. Еще в 1411 г. княжна Анна (дочь Василия I) была выдана замуж за греческою царевича Иоанна Мануиловича (будущего императора).

http://sedmitza.ru/lib/text/438784/

После смерти кор. Вацлава IV (16 авг. 1419) власть перешла к имп. и венг. кор. Сигизмунду, но чехи отказались признать его королем. В 1420-1431/37 гг. продолжалась борьба армии Сигизмунда, к-рого поддержал папа Римский Мартин V , со сторонниками Г.; было организовано 5 крестовых походов против гуситов. В 1420 г. в «Четырех пражских статьях» была сформулирована общая программа гуситов: введение проповеди на чеш. языке, причащение мирян из чаши, секуляризация собственности Церкви и духовенства (духовенство должно вернуться к евангельским правилам и апостольской жизни, какую вел Христос); искоренение «смертных грехов», противных закону Божию (за прегрешения против нравственности должны применяться публичные наказания). Партия таборитов во главе с Яном Жижкой выступила на более радикальных позициях и отвергла догмат о чистилище и пресуществлении, требовала сокращения обрядов, установленных для крещения и причащения, настаивала на устранении икон, мощей, поста, исповеди как средства покаяния, отрицала церковную иерархию и др. К зиме 1420 г. сложилась коммуна таборитов как прообраз равноправного общества братьев и сестер. Главными принципами коммуны были Божий закон, всеобщее равенство и коллективная собственность. Во главе военных общин стояли 4 гетмана, влияние имели священники (часто избираемые членами общины) и проповедники. Таборитам удалось одержать победу в неск. битвах с армией имп. Сигизмунда (25 марта 1420 у Судомержа, 14 июля 1420 на Витковой горе, 4 авг. 1427 у г. Тахова и др.). С 1427 г. военные действия были перенесены за пределы Чехии. В 1428 г. табориты совершили успешный поход в Силезию, напали на В. Пфальц и с частью сил подошли к Вене. В нач. апр. 1429 г. 5 гуситских армий вторглись в Германию; в 1431 г. совершили походы в Силезию и Лужицу. В 1433 г. чешское посольство во главе с гетманом таборитов Прокопием Голым прибыло на Базельский Собор , переговоры ни к чему не привели и были перенесены в Прагу. Там были заключены Пражские компактаты, частично удовлетворившие требования «Четырех пражских статей». Разногласия между таборитами, не принявшими Пражских компактат, и чашниками привели к гражданской войне. В 1434 г., после победы над таборитами в битве при Липанах, умеренные гуситы заключили мир с Сигизмундом и согласились признать его королем. 15 янв. 1437 г. Базельский Собор ратифицировал компромиссные условия договора в Иглау (Йиглаве) (Иглауские компактаты, 1436), составленные на базе Пражских компактатов. По этому договору большая часть гуситов (умеренные чашники) вернулась в лоно католич. Церкви, получив от Рима ряд уступок, в первую очередь разрешение принятия причастия под обоими видами, хлебом и вином (папа Пий II отменил компактаты в 1462). В 1444 г. на Пражском сейме учение таборитов было признано заблуждением.

http://pravenc.ru/text/168408.html

Иона, святитель, митрополит Московский и всея Руси (титуловался – Киевский и всея Руси) (Одноушев) († 1461; память 31 марта/апреля, 27 мая/9 июня, 15/28 июня, 23 июня/6 июля в Соборе Владимирских святых, 23 января/5 февраля в Соборе Костромских святых и 5/18 октября) Родился в 90-х годах XIV века в селе Одноушове близ города Солигалича в семье служилого землевладельца Федора Одноуша. Двенадцатилетним мальчиком он поступил в Галичский монастырь, где принял монашество, а через несколько лет перешел в Московский Симонов монастырь. В монастыре он исполнял послушание пекаря. Однажды, утомленный работой, он уснул в пекарне. А в это время монастырь посетил святитель Фотий, митрополит Киевский и всея Руси († 1431; память 27 мая/9 июня и 2/15 июля). Он обошел все монастырские постройки и заглянул в пекарню. Увидев спящего инока Иону, он предсказал, что «сей юноша будет великим святителем земли русской». Выдающаяся ревность будущего святителя к монашеским подвигам, глубокий ум, строгое и непорочное житие выдвинули его из среды других иноков. В 1430 году (около 40 лет от роду) митрополитом Фотием он был хиротонисан в сан епископа Рязанского и Муромского, а вскоре ему уже самому пришлось возглавить управление Русской Церковью. 2 июля 1431 года митрополит Фотий скончался; преемником ему был наречен епископ Иона. Первым шагом в деятельности нареченного митрополита было прославление и причисление к лику святых митрополита Алексия. Для утверждения в сане митрополита Иона должен был поехать в Константинополь, но в связи со сложившейся напряженной обстановкой из-за княжеских междоусобиц нареченный митрополит Иона выехал в Константинополь только в 1435 году. Когда в начале 1436 года Иона прибыл в Царь-град, там уже был поставлен на Московскую митрополию свой кандидат-митрополит Исидор, сторонник намечавшегося соединения Церквей. Чуждый и тени властолюбия, кроткий Иона смиренно возвратился в Россию вместе с митрополитом Исидором. Когда новый митрополит, побывав на Флорентийском Соборе 6 , начал вводить в Москве различные латинские новшества, был созван Собор под председательством епископа Ионы. Митрополиту Исидору было предложено отказаться от всех нововведений и покаяться. Исидор отказался это сделать и был взят под стражу, но 15 сентября 1441 года бежал из-под стражи сначала в Литву, а затем в Рим. С этого времени епископ Иона снова вступил в управление митрополией, а 15 декабря 1448 года Освященный Собор русских иерархов самостоятельно, без Константинопольского патриарха, поставил Иону митрополитом Московским.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Духа. При чем Св. Дух это есть только другое название для матери жизни 1426 . Значит, матерь жизни, кроме неизвестного сына, произвела из себя еще двух дочерей. В смысле эманатизма нужно понимать и такое представление вардесанитов, по которому вследствие брака отца и матери жизни явилось множество семян и всякое изобилие вообще 1427 .– Если в теогонии Вардесан учил о многих «истечениях“ (προβολς), то в космогонию вводил много «начал“ (ρχς). Св. Ефрем пишет 1428 : «Уже в Вардесане ожила старая ошибка греков, учивших, что мир создан и упорядочен многими вечными силами“,– и несколько дальше: «Маркион и Вардесан нечестиво утверждают, что не один создатель вещей, т.е. дело высшаго художника приписывают силам (соб. rebus), созданным им“ 1429 . Вардесан прежде всего признавал четыре вечных, несозданных принципа – воздух, огонь, воду и мрак 1430 , число которых, по-видимому, он значительно расширял 1431 . Мать жизни или Св. Дух, родивший двух дочерей близнецов, имевших отношение к суше и воде, очевидно, представляется устроителем неба и творений 1432 . Небо с его солнцем, луною и пятью планетами, словом «семь“ стоят у Вардесана во главе творения. «Не будем возлагать наши надежды,– увещавает св. Ефрем 1433 ,– на семь планет, в которыя верил Вардесан“. Солнце и луна являются у Вардесана чувственным отражением отца и матери живущих 1434 . Астрономия и астрология – эти халдейские искусства, в которых, как мы видели, по свидетельству Евсевия 1435 , Вардесан достиг совершенства,– имеют широкое приложение к его системе 1436 .– Что касается антропологии Вардесана, то об этом мы встречаем у св. Ефрема краткие, но очень определенные сведения. По учению Вардесана и его последователей, как свидетельствует св. Ефрем 1437 , тело человеческое происходит от злого принципа, а душа от высших семи начал; поэтому телесного воскресения быть не может 1438 . В душе человеческой Вардесан различал высшее и низшее начала 1439 и след. учил о трех-частном составе человека 1440 . Как первый астролог, Вардесан учил о влиянии небесных светил (о гороскопах, часе рождения) на жизнь человека 1441 .

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Posnov/...

1423 Справедливости этого заключения не подрывает известие в Chronicon Alexandrinum (частью из 4-го, частью из 7-го века), по которому еще в 4-м веке существовал собственноручный оригинал Евангелия от Иоанна в Ефесе. – Такой же апокрифический характер имеет известие и Феодора чтеца в 5-м в., по которому во гробе Варнавы, на острове Кипре, найден был автограф Матфея (Нечего и говорить о Венецианском и Пражском латинском мнимом оригинале Марка). 1429 Пергаментные рукописи упоминаются уже при Константине Великом , у Евсевия vita Constantini IV, 36. См. также Златоуста horn. 31 in Iohan. Hieronym. ep. 141 (34). За единственный кодекс Нового Завета, писанный на папирусе и заключающий в себе Евангелия, долгое время выдаваем был Codex Cottonianns, состоящий впрочем только из 4-х листков, по несправедливо, см у Tischendorf N. Т. ed. Lips. 11. 1849. p. LXII. 1431 Уже Аристотель знал знаки препинания, Сенека ер. 40 говорит: Cum scribimus, interpungere solemus, и Аристофан Византийский имел полную систему знаков препинания; но вся эта система знаков препинания оставалась лишь собственностью грамматических школ, будучи неизвестна народу и обыкновенным переписчикам и чтецам. 1432 Об этом своем деле Евефлий сообщает сведения в своем предисловии к Н. 3. в Zacagni Collectio monumentorura vet eccelesiae graecae. Rom. 1698 . N. T. p. 403. sqq. и в Gallandi Biblioth. patr. T. X. p. 199. sqq. 1433 По крайней мере если не сам им Евфалием, то другими, его система тотчас же была приложена и к Евангелиям. 1436 И доселе сохранилось много кодексов такого рода: D. Евангелия, Е. Деяния, D. Е. F. Павловы послания. 1437 В различных кодексах это счисление уже потому не одинаково, что часто изменяли стихи. В отношении к выговору каждый стих (στχος) составлял одно речение (ρμα). Если некоторые рукописи показывают число стихов и число речений, то это произошло, вероятно, благодаря невежеству переписчиков. 1440 Так Климент Алекс. употребляет слово περιοπ, когда Strom. VII. p. 750 ed. Sylb. говорит о μεγοτη περιοπ, в 1 посл.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/v...

1426 Основные правила для учреждения «церковных братств» были утверждены в 1864 году, 1427 первое же осуществление их было сделано в 1866 году, в Саратове, когда там, при киновии Преображенского монастыря, было открыто братство Св. Креста. Посылая тогда же «Устав» 1428 братства к преосвященным, Св. Синод рекомендовал им учреждать, по местным условиям и потребностям, в своих епархиях подобные же братства; и призыв не остался без отклика: братства одно за другим стали возникать не только по городам, но и по селам, напр. Св. Троицы в Златоустове (1868 г.), 1429 св. Гурия в Казани (1869 г.), 1430 св. Ангела-хранителя в Глазове (1869 г.), 1431 св. Петра в Москве (1872 г.), 1432 Казанско-Богородичное в Тамбове (1875 г.), Св. Креста в Нижнем-Новгороде (1875 г.), 1433 св. Василия в Рязани (1877 г.), св. Николая в селе Промзине, Симбирской епархии (1877 г.), 1434 пр. Пафнутия в Боровске (1883 г.), 1435 св. Димитрия, митрополита Ростовского, в Ярославле (1884 г.) 1436 и др. Одни из братств посвящают свою деятельность исключительно на борьбу с расколом, другие имеют её между иными задачами своей деятельности. Более продолжительною и более обширною деятельностью заявили себя братства Саратовское, Казанское и особенно Московское. Разнообразная деятельность братства Св. Креста еще в 1869 году удостоилась высокого внимания и участия Их Императорских Высочеств Наследника Цесаревича и Цесаревны. 1437 Школа для приготовления сельских наставниц с целью устранения раскольнических учительниц, 1438 школа для приготовления частных миссионеров из лиц крестьянского сословия, 1439 обширная библиотека, владеющая важными рукописями, относящимися до раскола, 1440 публичные собеседования, для лучшей организации которых в епархии имеется до 60 особых округов, 1441 – вот те средства, которыми располагало и располагает это братство для своих целей. Значение братства св. Петра митрополита определяется как тем, что братство находится в главном центре раскола, так и тем, что, в отличие от других братств, оно в своей деятельности не ограничивается пределами Московской епархии.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Semenovic...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010