9 . Ты согласишься, пожалуй, что это нами сказано правильно, но возразишь, что непонятно, чего ради 1430 иерарх в молитве к богоначальной Благости просит оставления почившему согрешений и дарования ему равночинного с боговидными светлейшего жребия, когда всякий ведь получает от божественной справедливости воздаяние за то, что он в настоящем житии совершил хорошего или иного; усопший же закончил свои действия в здешней жизни; так с помощью какой же молитвы иерарха может он быть переведен в другой удел – вопреки его достоинству и воздаянию за эту жизнь? Что каждый получит свое воздаяние, я хорошо по Речениям знаю, ибо заключил, говорится, Господь наш по–Своему, и «получит каждый соответственно тому, что он делал, живя в теле, доброе или худое» ( 2Кор.5:10 ). А что молитвы праведников 1431 в этой жизни действуют только применительно к людям, достойным священных молитв, нас научают истинные предания Речений. Была ли какая–нибудь польза Саулу от молитв Самуила? 1432 (см. 1Цар.16:1 ) И какую пользу еврейскому народу принесла молитва пророка? Это ведь – как если кто–нибудь оттого, что солнце дарует неповрежденным глазам свой свет, 1433 попросится быть причастником солнечного света, тем самым погубляя свое зрение: так же за невозможные и чрезмерные надежды хватается тот, кто, прося молитв у святых, изгоняет невниманием к божественным дарам и уходом от яснейших и благодатнейших заповедей их священные по природе действия. Скажу, следуя Речениям, что молитвы святых в высшей степени пользуют 1434 в этой жизни (см. Иак.5:16 ) таким образом: если кто–нибудь, желая священных даров и имея священное, позволяющее причаститься к ним состояние, 1435 познав свою недостаточность, придя к кому–нибудь из преподобных мужей, помолит его быть пособником и сомолитвенником, то обязательно получит от этого всяческую свышнюю пользу. Ведь он воспримет божественнейшие дары, о которых просит, потому что его воспринимает богоначальная Благость благодаря его собственному благоговейному разумению, почтению к преподобным, похвальному желанию просить просимое священное и соответствующее боговидное состояние. И ведь богоначальными судами это законоположено – божественные дары даровать в богоподобнейшем чине тем, кто достоин быть причастниками, через достойных их преподать. И если кто–нибудь отнесется с пренебрежением к этому священному благоустроению и, дойдя до окаянной гордыни, сочтет себя достойным богоначального общения 1436 , а преподобными пренебрежет, и если он обратится к Богу с прошениями недостойными и не священными, и если его стремление к божественному не сильное и соответствующее ему, то из–за него самого его невежественная просьба окажется тщетной.

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Areop...

Все эти расколы подрывали революционное движение в Чехии в целом. К тому же между чашниками и таборитами шла постоянная идеологическая борьба, которая порой заканчивалась вооруженными столкновениями. Чашники попытались убить Яна Жижку, но попытка не удалась. Волнения в Чехии не прекращались, и это были уже волнения не только против католиков или немецкого засилья, но и между самими гуситами. В 1422 г. организуется Третий Крестовый поход против гуситов. Он также потерпел неудачу, но при этом борьба между чашниками и таборитами вспыхнула с новой силой, углубляя раскол в гуситском движении. В 1424 г. табориты под руководством Яна Жижки нанесли чашникам жестокое поражение. Вскоре Ян Жижка умирает от чумы, и его преемником становится Прокоп Большой, один из крупнейших деятелей гуситского и реформационного движения Чехии. Под его руководством табориты одержали множество побед над иноземными, главным образом, немецкими войсками. В 1427 г. они разгромили войска императора Сигизмунда I, и после этого, в том же 1427 г. папа направляет в Чехию Четвертый Крестовый поход, который также терпит полный провал. После победы над крестоносцами гуситское войско покидает пределы своей страны и входит на территорию немецких земель в Австрию и в Венгрию. Гуситы доходят до Балтики, неся с собой идеи гуситской революции и гуситской Реформации, которые католики называли «богемским ядом». То, чего нельзя добиться силой, иногда можно добиться дипломатией. Ватикан и император все настойчивее говорили о необходимости прекращения гуситского движения, а это можно было осуществить только окончательно его расколов. Надо было на определенных условиях договориться с чашниками, которые выступали как оппозиция радикально настроенным гуситам. На соборе в Базеле (1431 г.) папа добился компромиссного соглашения с чашниками, в результате которого был выработан документ, получивший название «Пражские компактаты» . По этому документу в Чехии вводилось богослужение на национальном чешском языке, причащение под обоими видами, ликвидировалась церковная юрисдикция и признавалась уже совершившаяся секуляризация церковно-монастырских земель. Табориты отказались признать «Пражские компактаты» и начали войну с чашниками. Тогда чашники призвали на помощь Ватикан, и в 1434 г. табориты потерпели поражение. В битве погибает последний крупный руководитель гуситского движения Прокоп Большой и его ближайшие соратники. В 1436 г. император Сигизмунд I был провозглашен королем Чехии, и страна вновь наводняется католическими священниками и немцами, которые жестоко расправлялись с уцелевшими гуситами.

http://sedmitza.ru/lib/text/441097/

et dignus exsilio a rege est judicatus. 6 n. M. 10, 632 c. 1431 Что Иларий различает общий ход арианской политики Констанция на западе от частного факта – аримино-никской унии, как его финала, на это указывает выступающее в приведенной тираде Илария противоположение понятий – grave et multiplex opus и определенная res, которая gesta est в месте пребывания самого автора. 1433 Omnia enim sunt et separanda temporibus, et distinguenda judiciis et secermenda personis et verborum dijudicanda virtutibus. ib. 1435 Et cum tam gravis rei negotium tractetur, oportet et unumquemque his modo curam cognocendis rebus impendere, ut judicio deinceps proprio consistens opinionem non sequatur alienam. 7 n. M. 10, 631 n. 1436 Praetermitto autem licet potissima regi sit referenda reverentia (omne enim a Deo regnum est), non tamen aequanimiter judicium ejus episcopalibus arbitriis admitii: quia Caesaris Caesari, Deo autem reddenda quae Dei sunt. Taceo imperatoris sublata causae cognitione judicium. Non quaeror extorqueri de absente sententiam; quamvis Apostolo dicente: ubi fides est, ibi et libertas est, pati istud simplicitas sacerdotalis non debeat. Sed haec, non quia contemnenda sunt, verum quia his graviora sint subieSta praetereo. 5 n. M. 10, 630. 1437 Aderat ibi tum Hilarius, a Seleucia legatos secutus, nullis certis semandatis opperiens imperatoris voluntatem. Sulp Sev. Hist. sac. 2, 45. Migne, s. 1. 20, 154 c. 1440 Cfr: Optime ac religiosissime imperator. 4 n. M. 10, 565; piissime imperator.. Cum sis bonus ac religiosus., etc. 1 n. M. 10, 563 c. 1441 Quasi discordiae seminarium et perturbator orientis redire ad Gallias jubetur, absque exsilii indulgentia. Sulp. Sev. 2, 45. M. 20, 155. 1446 Quanto nos impensiore cura audientiam quaereremus, tanto illi pertinaciore studio audientiae contrairent. 5 n. M. 10, 631 c. 1447 Что данный «исторический труд» Илария стоит в близкой связи с его 2-ю книгой к Констанцию, на это по-видимому, есть указания и в самом «введении». Высказав намерение propensiore cura rem omnem hoc volumine exponere (5 n.), Иларий намекает, что об этом вопросе он уже трактовал в какой-то книге но necesse fuit in eo sermone omnia esse praepropera, incomposita confusa (ib.).

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarij_Piktavi...

Желающие быть сонаследниками святых в Небесном Иерусалиме обязаны, подобно им, признавать свою душу уничиженной, как будто они ничего не знают и ничего не имеют. Не видим ли, что праотец Авраам называл себя землей и пеплом 1430 . И Давид, имевший пред собой Бога, говорил: «Я... червь, а не человек, поношение у людей и презрение в народе " 1431 . Тогда же все апостолы злострадали, были унижены по внешности. Сам Господь ради нас, а не ради Себя явился уничиженным. Во время Своего распятия Он был вменяем фарисеями ни во что. На Его Лицо плевали, возлагали на Него терновый венец, били Его по ланитам 1432 . Если же Бог принял столько поруганий, страданий, унижений, то сколько бы ни смирял себя смертный естеством, – эта тина по природе, – при всем том не сделает ничего подобного Господу. Ради нас Бог смирил Себя, а мы ради своего спасения не смиряемся и не желаем пострадать для исцеления язвы своей гордыни 1433 . Душа верная, взирая на вечные блага и имеющую снизойти благодать, должна признавать свой подвиг недостойным какого-либо значения. Держащие такое убеждение не превозносятся перед ближними, тем более что не знают конца своего и их, но не перестают исследовать показания о себе своей совести 1434 . Чтобы понудить себя к смиренномудрию перед всяким человеком, для этого надлежит самого себя считать нищим, последним, низшим и худшим всякого из людей, ни от кого не искать себе чести, похвалы и славы. В памяти же своей всякий верующий да содержит как образец смирение Господа, жизнь Его, кротость и обращение с людьми, совершенно чуждое высокомудрия и превозношения 1435 . Приневоливая себя к смирению, станем в то же время просить у Бога помощи в этом и ниспослания Святого Духа в наши сердца 1436 . Господь, как известно из Евангелия, повелевает бегать земных похвал и увядающей славы 1437 , подчинять себя всем, уподобляясь должнику перед ними, возлагать на душу свою заботы всех и этим путем выполнять долг любви. Никто из спасающихся не вправе кичиться, но, как ученик Христов, должен являть простодушие и считать себя хуже всякого человека. Начальствующие обязаны смотреть на подчиненных как на Божий залог и при наставлениях их мысленно и сердечно хранить то же смиренномудрие, сообразуя свои слова с расположением каждого 1438 наставляемого. Все доброе в личности своей следует приписывать Господу, а худое – своей немощи 1439 .

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Milov...

  Впрочем, в других подобных случаях о решениях императора не сообщается — например, при восстановлении Галицкой митрополии (1371г.   или при окончательном утверждении Киприана на митрополичьей кафедре (1389 г.).   Трудно сказать, почему это произошло: то ли императора не было в городе, когда принималось решение, то ли патриархат хотел проявить самостоятельность, то ли просто документы императорской канцелярии, относящиеся к этому событию, не сохранились. Византийские власти с самого начала христианства на Руси крепко держали бразды правления русской митрополией и ставили митрополитами епископов–греков. Двое русских — Илларион (1051 г.) и Климент (1147–1155 гг.) стали митрополитами вследствие сознательного нарушения традиции, чему, по крайней мере в случае с Климентом, воспротивились не только греки, но и те русские, которые стремились сохранить канонический status quo. Только в XIII веке, когда ослабленное византийское правительство, укрывшееся в Никее, вынуждено было усвоить более гибкую политику относительно православных славян, русским князьям было позволено выдвигать своих кандидатов на митрополичью кафедру, но патриархат сохранял за собой право утверждения. Однако в XIII и XIV веках за власть на Руси боролось несколько политических центров, и каждый стремился поставить своего кандидата митрополитом Киевским, или, со временем, — выделиться в особую митрополию. В течение указанного периода столкновение местных интересов с централизаторскими тенденциями Византии было истинным стержнем исторического процесса в Восточной Европе. Смягчение церковной политики Византии по отношению к Руси не означало, что от принципа назначения греков на кафедру далекой, но важной митрополии совершенно отказались. Перечень митрополитов XIII и XIV веков поражает этническим разнобоем: Иосиф (грек, 1237–1240 гг.), Кирилл (русский, 1242–1281 гг.), Максим (грек, 1283–1305 гг.), Петр (русский, 1308–1326 гг.), Феогност (грек, 1328–1353 гг.), Алексий (русский, 1354–1378 гг.). Смута, последовавшая за смертью Алексия, привела к усилению византийского контроля при Киприане (из южных славян, 1389–1406 гг.), Фотии (грек, 1408–1431 гг.) и Исидоре (грек, 1436–1441 гг.).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=719...

По Св. Дионисию Ареопагиту «Грехопадение… есть «безумное отпадение от божественных благ, изначала дарованных человеку», следствием чего явилась жизнь полная страстей и, наконец, смерть в истлении». Это было отступничество – «апостасия» – от истинных райских благ. Вместо Источника Жизни человек получил в удел смерть. Грех породил и помрачение сознания, откуда вместо истинного богопочитания человек пришел к поклонению ложным богам» 1430 . Василий Селевкийский пишет: «Пусть никто не думает, – продолжает он в другом месте, – скверно о человеческом теле и не клевещет на него, как на чуждое Богу. Ибо не творения надо стыдиться, а деяния осуждать. Не глаза или рука, или иная какая часть тела согрешает, но плохое пользование рукой, глазами или другими членами» 1431 . По Исааку Сирину «Потеряв чистоту и смиренномудрие Адам лишился даров Божиих; вместе с ним страждут и его потомки и вся тварь» 1432 . Кожаные ризы Блаж. Феодорит Кирский считает неправильным мнение, что кожаными ризами названа смертная плоть 1433 . Преп. Анастасий Синаит считает, что облачение Адама в кожаные ризы «предотпечатлевает Воплощение и телесную плотяность человеческого рождения нетленного и невещественного Бога Слова», когда «нагой и непокрытый Бог Слово будет покрыт и облачен в некие нерукотворные и богозданные, кожаные и плотяные ризы нашего естества» 1434 . Состав человека Св. Кирилл Александрийский дихотомист и определяет человека, как «животное, разумное, сложное, состоящее из души и этого скоропреходящего земного тела», либо, как «животное разумное, смертное, способное к мысли и к наукам» 1435 . Он предлагает мыслить о душе, «совершающей дела через свое собственное тело», так же, как и «Единородное Слово Божие часто действовало через Свою плоть, имея ее как собственную, без слияния и превращения» 1436 . «Говоря «плоть», Св. Кирилл несомненно в действительности имел в виду всего человека, тело и душу» 1437 . Блаж. Феодорит Кирский дихотомист, он считает, что человеческое «тело создано из четырех стихий, потому что от огня имеет оно теплоту, от воздуха прохладу, от земли сухость и от воды влажность, так душа проста, разумна и бессмертна, однако же не прежде тела приходит бытие» 1438 . Бог «поскольку душу сотворил бессмертною, а тело смертным, то телу дал старейшинство по времени, чтобы душа не величалась пред ним, преимуществуя и по естеству, и по времени» 1439 . Бог, «предвидя об Адаме и предуведав, что, преступив заповедь, соделается он смертным, таковою устроил природу его и по телесному составу образовал мужеский и женский пол» 1440 .

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДЛУГОШ [польск. Dugosz; лат. Dlugossius] Ян (1415, Бжезница, близ Радомско - 19.05.1480, Краков), польск. историк, дипломат. Род. в Бжезнице, где его отец, участник Грюнвальдской битвы, занимал пост бургграфа, помощника старосты в местном замке. Вскоре отец был назначен в г. Новы-Корчин, где Д. начал посещать школу. Родители Д. желали, чтобы сын сделал церковную карьеру. Вероятно, важную роль в судьбе Д. сыграл его дядя Бартош, капеллан польск. кор. Владислава (Ягайло) , впосл. священник в богатом приходе в Клобуцке. В 1428 г. 13-летний Д. поступил на философский фак-т Краковского ун-та, однако, недоучившись, покинул его в 1431 г. Благодаря семейным связям Д. получил место писаря в канцелярии Краковского еп. Збигнева Олесницкого. Став впосл. секретарем Олесницкого, а затем и управляющим всеми земельными владениями Краковского еп-ства, Д. проявил большие адм. способности и составил уникальную «Опись доходов Краковского диоцеза» (Liber beneficiorum dioecesis Cracoviensis, 1440). Личная преданность епископу, одному из лидеров группировки церковных и светских магнатов М. Польши, к-рая фактически правила страной в малолетство кор. Владислава III Варненьчика и во время пребывания его в Венгрии (2-я пол. 30-х - 1-я пол. 40-х гг. XV в.), повлияла на формирование Д. как историка Польского гос-ва. Возможно, именно Олесницкий побудил Д. заняться сбором материала по польск. истории и создать общепольск. исторический свод. При содействии Олесницкого развивалась и церковная карьера Д. В 1434 г. он был рукоположен во пресвитера в г. Клобуцке, а в 1436 г. стал каноником Краковского капитула. Эти должности Д. занимал вплоть до смерти Олесницкого (1455). Ориентация кругов польск. духовенства, объединившегося вокруг Олесницкого, определялась связью с Соборным движением , хотя по ряду вопросов польск. духовенство занимало особую позицию. Так, оно было последовательно враждебно по отношению к гуситам, постоянно в отличие от польск. королевского двора отклоняя их предложения о совместной борьбе против Тевтонского ордена и не желая одобрить решения Базельского Собора , вступившего в соглашение с гуситами и разрешившего им принимать причастие под обоими видами.

http://pravenc.ru/text/178573.html

Дела веры – это такая область, которая бесспорно принадлежала ведению духовной власти. Вступление власти государственной в эту область было допустимо только в целях охранительных и практиковалось для оказания Церкви помощи, например, в поимке раскольников и т. п. Но так как, при спутанности и неясности правовых понятий того времени, это дело в междупатриаршество перестало приниматься государственною властью в качестве служебного для Церкви и получило в иных случаях самостоятельность, то с учреждением Синода такой порядок должен был измениться. Синод тотчас же по учреждении обратился к государю с докладом, что дьяки преображенского приказа вмешиваются в дела о раскольниках, всегда бывшие, и до учреждения Синода, в ведении духовной власти, именно – духовного приказа. Государь тотчас же дал повеление о передаче Синоду всех дел о раскольниках. 15 февраля 1721 года государь написал на докладе: «извольте послать указ, дабы преображенскаго приказу дьяки в те дела не вступалися и ничем как до чина духовнаго, так и до раскольщиков не касалися, ибо те дела поручены ныне духовной коллегии» 1431 . Позднее государь предоставил Синоду, в частности, право задерживать раскольников, чьему бы ведению они ни подлежали, а также предоставил и сбор с раскольников положенного с них оклада 1432 . Еще на самых первых порах Синод взял в свое ведомство всех «мирских персон», состоявших при раскольнических делах, на что было испрошено высочайшее повеление 1433 . Словом, дела о раскольниках переходили в полном объеме своем в ведение Синода. Однако, когда управитель приказа церковных дел, московский священник, посланный в Калугу для изыскания раскольников, был обвинен раскольниками во взяточничестве, то это дело, по высочайшему повелению, передано было для разбора в московскую губернскую канцелярию 1434 . Хотя по смыслу духовного регламента руководство высшим образованием и просвещением народным передавалось в ведение Синода, но нигде не было сказано определенно, что с открытием Синода высшие школы в Москве и типографии поступают в синодское ведение. 16 февраля 1721 года государь указал: печатному двору и школам славяно-греко-латинским, что в Москве, и печатне, которая в Петербурге, со всеми служащими при них, быть в ведении Синода, кроме школ навигацких 1435 . Недолго спустя, 22 февраля, Синод, на основании этого высочайшего указа, а также и духовного регламента, подчинил себе и все вообще типографии в России, т. е., сверх упомянутых в царском указе, еще Киево-Печерскую и Черниговскую 1436 . Ведением от 1 марта 1721 года Сенат сообщил Синоду о совершившемся уже перечислении школ, кроме «навигацких», согласно указу 16 февраля, в ведомство Синода 1437 . 20 марта приняты были меры к подчинению торговли богослужебными книгами и иконными изображениями строгому контролю Синода 1438 .

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

Репертуар М. в XV-XVI вв. был приспособлен к исполнению в самых разных обстоятельствах. Как церковные песнопения М. чаще всего использовались в качестве вставок, украшающих богослужение мессы или вечерни. Но известна также практика замены на М. положенных по уставу частей ординария и проприя мессы . Наиболее широко она процветала в 1470-1500 гг. в Милане, где сочинения Л. Компера, Г. ван Веербеке и Ф. Гафурия образовывали циклы устойчивой структуры (motetti missales) - обычно по 8 М. на тексты в честь Девы Марии (loco Introitus, loco Gloria, loco Credo, loco Offertorii, loco Sanctus, ad Elevationem, loco Agnus и loco Deo gratias), объединенных в ладовом и в иных отношениях. Немалое число произведений XV в. было написано для особых молитвенных собраний, посвященных Пресв. Богородице. Многие из них выдержаны в заимствованной у англичан кантиленной манере: опорное двухголосие тенора и сопрано, образующих между собой мягко звучащие консонансы, дополняется контратенором. Сохранялся спрос и на М. для торжественных процессий и церемоний. Среди произведений подобного рода - масштабные и сложнейшие в техническом отношении композиции Дюфаи, венчающие историю изоритмической разновидности жанра: М. «Ecclesiae militantis», написанный, возможно, для коронации 11 марта 1431 г. папы Римского Евгения IV (Г. Кондульмера) и М. «Nuper rosarum flores», созданный по случаю освящения 25 марта 1436 г. флорентийского кафедрального собора Санта-Мария-дель-Фьоре с куполом по проекту Ф. Брунеллески , пропорции к-рого отразились в структуре произведения. В 1-й пол. XVI в. задокументирован обычай исполнять М. во время папских застолий, существовавший, по-видимому, и в более ранние времена. Большое влияние на историю жанра оказало изобретение нотопечатания. Изданный О. Петруччи в 1502 г. 1-й выпуск собрания М. (Motetti A) стал 1-й нотной коллекцией эпохи Ренессанса, целиком посвященной данному жанру. Как и вышедший годом позже 2-й выпуск (Motetti B), он был опубликован в формате, предназначенном не для церковных хоров, а для любителей домашнего музицирования; всего фирмой Петруччи было издано 9 мотетных собраний. Неслучайно среди текстов М., вошедших в сборники Петруччи, много заимствований из обихода личных молитв. Вместе с тем в 1-й пол. XVI в. нек-рые церковные хоры копировали М. непосредственно из публикаций Петруччи, включая их в свой репертуар. В XVI-XVII вв. мн. издания М. содержали на титульном листе альтернативное жанровое обозначение на лат. языке, как, напр., утерянное собрание музыки К. Жанекена 1533 г.: «Sacrae cantiones seu motectae» (Священные песнопения, или Мотеты). В этом отразилась мода на «правильные» латинские названия жанров, в то время как термин «мотет» воспринимался гуманистами (Царлино, Дж. Б. Дони) как укоренившийся в обыденном словоупотреблении «варваризм» (nome Barbaro).

http://pravenc.ru/text/мотет.html

Во 2-й пол. XV в. в западноевроп. странах повышение образовательного уровня светской и церковной элиты и распространение благочестивых практик привело к ужесточению требований, предъявляемых к клирикам и мирянам. Духовенство побуждали уделять больше внимания пастырской деятельности и образом жизни подавать пример прихожанам. Повысились требования к кандидатам в священники, к их моральному облику и образованию, необходимому для регулярной проповеди и наставления прихожан в католической вере. Миряне должны были не только знать основные догматы («понимающая вера»), но и подчинить личную жизнь христианской морали. Эти установки способствовали как выработке планов реформирования католической Церкви и устранения того, что воспринималось как недостатки и злоупотребления, так и появлению социальных групп, к-рые впосл. поддержали К. Попытки реформирования католич. Церкви в XV - нач. XVI в. во многом предвосхитили программу преобразований, принятую Тридентским Собором, и отличались от нее лишь масштабом и последовательностью действий. Деятельность Римских понтификов была направлена гл. обр. на укрепление позиций папства, пошатнувшихся во время схизмы в католической Церкви (1378-1417), и восстановление власти папы как главы Римско-католической Церкви. Строгий, аскетический образ жизни папы Римского Евгения IV (1431-1447) стал примером для пап-реформаторов 2-й пол. XVI в. Папа Евгений IV одобрил возвращение монашеских орденов к строгому соблюдению устава (движение обсервантов): папским покровительством пользовались обсерванты из орденов доминиканцев и францисканцев , он поддержал создание конгрегации Санта-Джустина в Падуе, объединившей реформированных бенедиктинцев. Папа способствовал реформе католич. духовенства в диоцезах; заботясь об образовании клириков, он основал во Флоренции коллегию (1436), где клирики при подготовке к ординации должны были обучаться латыни и церковному пению. Папа настаивал на строгом соблюдении клириками целибата и запрете конкубината . При Николае V (1447-1455) укрепление позиций папства обрело визуальное отображение в начавшейся перестройке базилики св. Петра в Риме; впосл. базилика станет символом контрреформационного католицизма. Папа Пий II (1458-1464) создал комиссию по реформированию католической Церкви. Возглавивший ее венецианец Доменико де Доменики (1416-1478) выдвинул ряд предложений, направленных против непотизма и роскоши папского двора, потребовал от кардиналов строгого аскетизма, а от епископов отказа от политической деятельности при дворах светских правителей и возвращения в свои диоцезы для выполнения пастырских обязанностей.

http://pravenc.ru/text/2057152.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010