Включаюший в себя чудотворцев, связанных с историей только одной обители, Собор Радонежских святых выявляет самую идею соборности как полноты церковного бытия. В Соборе Радонежских святых представлена полнота ликов святости: равноапостольные (митрополит Московский Иннокентий † 31.03.1879), святители (архиепископы Ростовские Феодор † 28.10.1391 и Вассиан † 23.03.1481, архиепископ Новгородский Серапион † 16.03.1516, митрополит Московский Иоасаф † 27.07.1556), преподобные (Никон Радонежский † 17.11.1426, Савва Сторожевский † 3.12.1407, Кирилл Белозерский † 9.06.1427, Арсений Комельский † 24.08.1550), священномученики и преподобномученики (Григорий и Кассиан Авнежские † 15.06.1392, Иоасаф Боровский † 5.07.1610), благоверные князья и княгини (Димитрий Донской † 19.05.1389 и Евдокия (Евфросиния) Московская † 07.07.1407). В Соборе Радонежских святых представлена полнота христианских подвигов: подвиг родителей (преподобные схимонахи Кирилл и Мария † до 1337), подвиг супругов (благоверный князь Димитрий Донской и благоверная княгиня Евдокия Московская), подвиг христианских воинов, защитников веры и Отечества (преподобные схимонахи Александр Пересвет и Андрей Ослябя † 8.09.1380), подвиг духовного писателя (преподобный Епифаний Премудрый † ок. 1418–1422), подвиг иконописца (преподобные Даниил Черный и Андрей Рублев † до 1426), подвиг богослова (преподобный Максим Грек † 1556), подвиг епархиального архиерея (святитель Иоасаф, епископ Белгородский † 10.12.1754), подвиг архиерея-просветителя (святитель Стефан, епископ Пермский † 26.04.1396), подвиг инока (преподобные Михей, Исаакий, Макарий Радонежские – XIV), подвиг настоятеля монастыря (преподобные Авраамий Галичский † 20.07.1376, Сильвестр Обнорский † 25.04.1379, Андроник Московский † 13.06 ок. 1395–1405, Мефодий Пешношский † 04.06.1392, Мартиниан Белоезерский † 12.01.1483, Дионисий Радонежский † 12.05.1633). Соборность Радонежских святых выразилась в их взаимной любви и дружбе, совместных действиях не только в земной жизни, но и после преставления к Богу. Обратим внимание на первое посмертное чудо Преподобного Сергия. Одни из иноков Троицкой обители, преподобный Игнатий, во время всенощного бдения вскоре после кончины Преподобного Сергия увидел его стоящим на своем обычном месте и поющим вместе с братиями (7, с. 91). Так исполнил преподобный игумен молитвенную просьбу братии: «не забуди посещати чад своих...» (молитва 1-я).

http://azbyka.ru/otechnik/Andronik-Truba...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОАКИМ патриарх Иерусалимский (ок. 1426-1463/64). По происхождению предположительно араб; известна запись И. на полях арабо-христ. рукописи XIII в. из собрания ун-та св. Иосифа в Бейруте. Самое раннее свидетельство об И. принадлежит рус. паломнику иеродиак. Зосиме , побывавшему в Иерусалиме в 1420/21 г. По словам Зосимы, И., тогда еще священник, знал араб. и греч. грамоту, был очень любим патриархом Феофилом II и рассчитывал занять после него Иерусалимскую кафедру. Исходя из текста послания И. в Москву, составленного на рубеже 1463 и 1464 гг., где говорится о 37 годах его Патриаршества, можно приблизительно датировать вступление И. на престол 1426 г. В кон. 30-х гг. XV в. И. был привлечен к переговорам о заключении унии с Римско-католической Церковью. Патриарх не участвовал в Ферраро-Флорентийском Соборе и делегировал свои полномочия Киевскому митр. Исидору . Заключение Флорентийской унии вызвало волну протестов на правосл. Востоке. И. также присоединился к движению против унии. В апр. 1443 г. по инициативе Арсения, митр. Кесарии Каппадокийской, прибывшего в Св. град под предлогом паломничества, 3 вост. патриарха, собравшись в Иерусалиме, осудили Флорентийскую унию и ее сторонника К-польского патриарха Митрофана II . По сообщению Иерусалимского патриарха и церковного историка XVII в. Досифея II Нотары , при имп. Иоанне Палеологе (видимо, Иоанне VIII , 1425-1448) И. добился от Александрийского патриарха Григория отказа от претензий на пограничные иерусалимские епархии Синая, Газы, Петры и др., к-рые со времен крестовых походов периодически управлялись Александрийскими патриархами. Этот факт остается неясным, т. к. в царствование Иоанна VIII не было Александрийского патриарха с именем Григорий; в любом случае конфликты Патриархатов за спорные территории в XV-XVI вв. продолжались. Судя по переписке синайских монахов с К-польским патриархом Геннадием Схоларием , мон-рь вмц. Екатерины на Синае в сер. 50-х гг. XV в. находился в юрисдикции Иерусалимского патриарха. Синаиты среди прочего спрашивали у патриарха Геннадия, можно ли признавать законным рукоположение Иерусалимского патриарха, за к-рое он дает деньги мусульм. властям. Этот вопрос, видимо, отражал реальные обстоятельства восшествия И. на престол. Геннадий Схоларий признал допустимым в условиях иноверного владычества определенные отступления от церковных канонов, в частности плату за поставление и др. подношения патриарха местным властям для поддержания с ними мирных отношений.

http://pravenc.ru/text/468881.html

  24) «Исписасе книга сиа великому господину срьблемь деспоту Стефану», так сказано в рукописи второй книги Паноплии Зигабеновой у преосвящ. Агафангела. Вятские епарх. Вед. 1864 г. 4. Кроме того, по его распоряжению в 1426 г. переведены с греческого на сербский язык беседы Златоустого на Бытие, - одна часть иером. Иаковом, другая – священником Венедиктом. – Во 2 ч. на л. 351 записано: «вь л. 6934 (1426) вь дни благочестиваго и благоверн. И Богом венчаннаго господина всее срьбскые и поморскые земле и многих чести угрьскые и босньскые земле, мудраго и сладчайшаго и славнаго деспота Стефаня сие светлые и божеств. Книгы, шестодневник Иоан. Златоуста, препися поь Венедикть вь св. горе одь грьчьскаго езыка на срьбскы, в славу Божию и пр. Матере Божие лещианскые». Опис. Синод. Ркп. 62 стр. 48. У Миклошича (Monum. 258) надпись на книге: «в дни благовернаго и христолюбиваго господина деспота Стефана – в 24 лето царьства его писасе книга сиа рукою грешнаго иеромонаха Иоанна вь пустыни Лещианской, господину деспоту самому повелевшу, - тогда течаше лето 6920 (1412)». 25) Остроумные изречения изд. в Гласнике XI, 165-170 и в Изв. акад. VIII, 400. 26) Летоп. в Гласнике V, 99, у Раича III, 104. 27) У Аврамовича в описании древностей сербских на св. Горе 16. У Миклошича Monum. 269; у него же другие граматы Стефана Хиландарю с пожертвованиями 493. 494. Никаких развлечений мирских не любил он, - ни музыки, ни плясок. Не увлекался никакою женскою красотою, - жил чисто как инок, на удивление всем28). Он приобрел себе такую любовь и уважение, что даже папины священники молились вслух: «еще молимся о деспоте Стефане и сербской стране». Рыцари запада считали себе за великую честь, если получали звание рыцаря от руки Стефана: «сам деспот Стефан произвел меня в рыцари», говорили они потом. Когда султана Махмуда просили многие дать свободу Бегу Михаилу, он отвечал: «не выпущу, пока не спрошу совета у брата моего деспота». Стефан, зная лукавство узника, дал такой ответ: «если хочешь питать змею в доме, отними у нее жало».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=109...

§ 57). Это назначение, совершенное уже сыном Мануила Иоанном (впосл. Иоанн VIII Палеолог ), произошло между 3 нояб. 1422 г. и летом 1425 г. ( Argyriou. 1986. P. 32-46). Мон-рь Пантократора находился в весьма трудном материальном положении. В нем было всего 6 монахов, постройки обветшали и были готовы обрушиться. М. М. приложил все усилия, чтобы отстроить вверенную ему обитель и возродить духовную жизнь. Летом 1425 г. (Συγγρμματα. 1996. Σ. 21) он совершил поездку в Сербию и заручился поддержкой деспота Стефана Лазаревича, который помогал мон-рю в течение 2 или 3 лет. Вероятно, после смерти Стефана (1427) М. М. добился покровительства свт. Фотия , митр. Киевского, который стал ктитором мон-ря и принимал участие в совершавшихся там богослужениях (L " éloge. § 57-62). Монашеская братия под началом М. М. состояла из 12 чел. Получив должность великого протосинкелла ( Πασχαλδης. 1997; Συγγρμματα. 1996. Σ. 21), М. М. принимал активное участие в церковной и политической жизни К-поля, однако Похвальное слово сохранило свидетельства только о 2, хотя и весьма важных событиях (Συγγρμματα. 1996. Σ. 21). Между 1426 и 1429 гг. в К-поле заседал «постоянный синод» (σνοδος νδημοσα), к-рый был собран по случаю визита посольства «от короля Богемии по вопросу о святых иконах и других [вещах], каковые невозможно было оставить без внимания». Похвальное слово является единственным источником, в котором повествуется о столь важном событии, причем никакие существенные детали составитель не приводит. Сообщается лишь, что М. М. на заседаниях синода блистал своей богословской ученостью, красноречием и сообразительностью, в результате чего богемские богословы едва не приняли православную веру (L " éloge. § 55-56). Очевидно, речь идет о гуситских богословах ( Argyriou. 1986. P. 41-46, 70-75). В 1414-1431 гг. между византийцами и латинянами велись интенсивные переговоры о созыве Вселенского Собора для решения вопроса об объединении Церквей (Ibid. P. 46-56). М. М. принял участие в этих собеседованиях, вероятно уже с 1426 г.

http://pravenc.ru/text/2561444.html

Видя бесперспективность дальнейших споров, митрополит в гневе покинул город. А тут как раз в Галиче начался «мор на люди и на град» (примерно тогда же начался мор и в других русских землях). Узнав об этом, князь Юрий сел на коня, покинул свою удельную столицу, догнал митрополита в селе Пасынкове и едва умолил, чтобы тот вернулся. По его возвращении «проста гнев божий». Тем временем митрополит вел беседы о мире не только с князем, но «и со всеми православными». На этот раз переговоры окончились успешно, и князь Юрий проводил Фотия «со всем народом», пообещав послать к великому князю «бояр своих». Посланы были боярин Борис Галицкий и Данила Чешко, которые «и доконча мир на том, что князю Юрью не искати княжениа великого собою, но царем, которого царь пожалует, то будет князь великий Владимирьскыи, Новугороду Великому и веса Русии и крест на том целоваше». Такова версия происшедшего в великокняжеских сводах 70-х годов XV в. К сожалению, другой нам не известно. Достигнутый в Галиче компромисс устраивал обе стороны. Заключенное соглашение было одновременно и миром, и перемирием. Князь Юрий обещал, что сам он не будет «искать» под Василием II великого княжения. И в этом смысле соглашение давало окончательное решение спорного вопроса, т.е. было миром. Но вместе с тем сохранялась и возможность передать решение вопроса о судьбе великого княжения в Орду, поэтому соглашение носило временный характер, т.е. было перемирием. Эта уступка князю Юрию не пугала Василия II. В Орду ехать за получением ярлыка на великое княжение все равно было нужно. Но там у Василия II были все шансы выиграть спор, ибо ордынцы косо смотрели на князя Юрия, считавшего себя наследником Дмитрия Донского. К тому же великий князь рассчитывал и на поддержку Литвы, благодаря которой временное соглашение должно было превратиться в постоянно действующее. Ближайшие события, однако, внесли существенные коррективы в планы обеих сторон. Уже с Ильина дня (20 июля 1425 г.) начался сильный мор в Твери. С Ильина дня до Крещения (6 января 1426 г.) мор был и в Пскове. С Троицы (27 мая 1425 г.) эпидемия черной оспы стала распространяться в Москве (пришел мор «от Немец во Пьсков, а оттоле в Новгород, тако же доиде и до Москвы и на всю землю Рускую»). Мор не затихал и в 1426 г.: «...мор бысть велик во Пьскове, и в Новегороде в Великом, и в Торжку, и во Тфери, и на Волоце, и в Дмитрове, и на Москве, и во всех градех Руских и в селех».

http://sedmitza.ru/lib/text/438775/

ЕВФИМИЙ (1316? - 1404/05), основатель и 1-й настоятель Евфимиева суздальского в честь Преображения Господня муж. мон-ря, прп., Суздальский (пам. 1 апр., 4 июля, 23 июня - в Соборе Владимирских святых, в Соборе Нижегородских святыхъ, 6 июля - в Соборе Радонежских святых) ЕВФРОСИНИЯ (Феодулия, XIII в.), прп. (пам. 25 сент., 20 сент.- в Соборе Брянских святых, 23 июня - в Соборе Владимирских святых), Суздальская. МАКАРИЙ (1349 (?) - 25.07.1444 (?)), Желтоводский и Унженский, прп. (пам. 25 июля; 23 янв.- в Соборе Костромских святых, 7 июня - в Соборе святых Ивановской митрополии, во 2-е воскресенье сент.- в Соборе Нижегородских святых) НИКИТА († 24 мая 1193?), Столпник, Переяславский, прп. (пам. 24 мая, В Соборе Владимирских святых и 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых) НИКОН (1352-1426), прп. (пам. 17 нояб., 23 июня - в Соборе Владимирских святых, в воскресенье перед 26 авг.- в Соборе Московских святых, 6 июля - в Соборе Радонежских святых), 2-й игум. Троице-Сергиева мон-ря (1392, 1398 - 17 нояб. 1426) ПАХОМИЙ († 1384), Нерехтский (Нерехотский), Сыпановский, Костромской, прп. (пам. 15 мая, 23 янв.-в Соборе Костромских святых, 23 июня - в Соборе Владимирских святых) АНДРЕЙ (ок. 660-740), архиеп. Критский, прп. (пам. 4 июля), визант. ритор и гимнограф, автор покаянного Великого канона АНТОНИЙ РИМЛЯНИН († 1147), основатель и первый настоятель Антония Римлянина в честь Рождества Пресвятой Богородицы монастыря в Новгороде, прп. (пам.17 янв., 3 авг. и в Соборе Новгородских святых) ГЕРАСИМ (Григорий Михайлович; 1488/89-1554), прп. Болдинский (пам. 1 мая, 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых, в воскресенье перед 28 июля - в Соборе Смоленских святых) ГЕРМАН Столобенский (1-я пол. XVI в. - 1614), устроитель Ниловой Столобенской в честь Богоявления муж. пуст., прп. (пам. 22 февр., в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых) ДАВИД И ЛУКИАН ГАРЕДЖИЙСКИЕ основатели монашеской жизни в Гареджи, преподобные (пам. 7 мая и четверг по Вознесении Господнем)

http://pravenc.ru/text/2458773.html

Cosmas et Damianus. Georgius Nicom., 100, 1503–28. Cyprianus et Justina. Gregorius Naz., 35, 1169–93. Passio, 115, 847–82. Eudocia, , 85, 831–64. Cyriacus, 115, 919–44. Cyrus et Joannes. Sophronius, 87, HI, 3379–422; 3423–548; 3517–612; 3611–7(5. Vita, 87, III, 3677–90; 3689–94; alia, 114,1231–50. Seneca, epigramma, , ,3421–4. In translatione=Cyrillus Alex. Orationes 1–3, 77, 1099–1106. D Daniel Stylita, 116, 969–1038. Demetrius, 116 (supplementum ad Metaphrasten ex AA.SS.), 1167–1426 in quo Passio, 1167–72; 1173–84. Miracula, lib. 1 a Joanne Thessalonicensi 1203–1324; lib. 2–3 ab anonymis, 1325–84 et 1383–1426 521–24=116, 1387–94]. J. Stauracius. De oleo S. Demetrii, fg., in Analectis, 116, 1399–1422. Demetrius Chrysoloras (ibid.), 1422–6. Leo, imperator. Laudatio, 107, 667–8. Eustathius Thessalonicensis. Canon., , 136, 161–8; Laudes, 169–216. Theophanes Cerameus, 132, 849–58. Gr. Palamas, 151, 535–50. Dionysius Areopagita, ex Menæis, , 4,577–88. Methodius (Metrodorus), 4, 669–84. Symeon Metaphrastes, 4, 589–608; 116, 1031–50. Michael Syngelos, 4, 617–68; ex Suida, 607–12. Christophorus patricius, , 3, 115–6. Anonymi, , 115–8. Dorotheus junior. Joannes Euchaitä Vita, 120, 1051–74. Drosis. Chrysostomus, 60, 683–94. E ELEUTHERIUS, 115, 127–42. Ephrem, Syrus. Gregorius Nyssenus, 46, 819–50.; Vita, 115, 1253–68. Epimachus, 115, 1319–26. Epiphanius. Joannes discipulus: Vita, 41, 23–74. Polybius, 73–116. Epipodius. Passio, latine, 6, 1455–62. Eudocimus, latine, 115, 487–8. Eudoxius et socii, 115, 617–34. Eugenia, 116, 609–502. Eugenius et Maria, 115, 347–56. Eulampius et socii, 115, 1053–66. Euphemia, 115, 713–32. Asterius Amasenus, 40, 333–8. Euphrosyne, 114, 305–22. Euplus, 115, 523–30. Eusebia. Joannes Euchaita, 120, 1297–8. Eusebia seu XenE, 114, 981–1000. Eusebius Alexandrinus, Joannes monachus, 86 I 297–310. Eustathius Ant. Chrysostomus, 60, 597–606. Eustathius et socii. Nicetas David, 105, 375–418. Acta antiqua in iisdem imis paginis. Eustratius et socii, 116, 467–506.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/pa...

деньгах); V, 94, 44 (цар. грам. 1654 г., которою «в Обонежской пятине, в Заонежской полов., в Деревяницком погосте, м-рь Лисей, Рождества Преч. Богород. со всеми вотчинами»... приписан к Иверскому м-рю), 262, 90 (отписка о спорной земле м-ря с вдовою Муравьевою; игум. Досифей, 1655 г.), 284, 97 (в 1656 г. собрано за даточных служил. людей с 14 мон. крестьян. дворов 5 руб. 20 алтын), 590, 224 (грам. 1666 г. о взятии из Лисьего м-ря старца Филарета в Ивер. м-рь для посмирения шелепами), 730, 267 (отписка Ивер. м-ря властей 1668 г. Новгор. митроп. Питириму о пустошах; сказано, что в этом году м-рь отписан от Иверского и в нем был игум. Гермоген). 909. Лопотов – Григорьево – Пельшемский – Богородицкий, мужской, заштатный (с 1764 г.), Вологодской губ., Кадниковского у., Большемургинской волости, в 7 вер. к югу от Кадникова, при рч. Пельшме. Основан около 1426 г. преп. Григорием, из рода бояр Лопотовых, искавшим уединения и скончавшимся в 1442 г. 30 сентября, в каковой день чтится его память. Мощи преподобного почивают под спудом в церкви его имени; при раке хранятся железные вериги, желез. полумантия и желез. кончатая рубашка, в которыхъ преп. Григорий совершал свои молитвы. Свящ. И. Верюжский, “Преп. Григорий Пельшем., основатель Лопотова м-ря, Вологод. чудотворец», Вологда, 1880 г., с указанием неточностей в “Прологе» и сочинениях; “Ист. Росс. Иер.», V, 21; Ратшин, 65; “Матер. для стат. Росс.», 1841 г., I, 69; “Опис. монаст.», 1817 г., 65; “Словарь ист. о свят.», 81; “Вестн. И. Р. Геогр. Общ.», XXII, смесь, 19 (учрежд. Вологод. епархия); “Вологод. губ. вед.», 1857 г., 2 (ист. летоп. под 1412 и 1426 г.), 3 (тоже под 1445); “Костром. губ. в.», 1857 г., 41 (жизнеописание преп. Григория); Толстой, “Книга глагол. опис. о Росс. свят.», 119, 250 (преп. Григорий); Строев, “Спис. иер. и настоят.», 756; Суворов, “Владим. Заоник. пуст.», 1888 г., 28; Проценко, “М-ри в России», 34; Ключевский, “Жит. свят.», 196, 463; “Акты юридич.», 216 (Платежная 1633 г. в кормов. деньгах); Иванов, “Опис.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

См. новые работы Д. Разовского: 1. Печенеги, тюрки и берендеи на Руси и в Угрии, в: Seminarium Kondakovianum. 7 (1935); 2. Половцы. Там же. 7–10 (1935–1938). 1-я Новгородская лет., под 6732 (1224) г. См. упомянутые выше работы Любавского и Преснякова. «Более чем из 100 монастырей, приведенных в известность до конца XIII в.,—пишет В. Ключевский,— таких пустынек не насчитаем и десятка, да и из тех большинство приходится именно на XIII в. Зато с XIV в. движение в лесную пустыню развивается среди северного русского монашества быстро и сильно: пустынные монастыри, возникшие в этом веке, числом сравнивались с новыми городскими (42 и 42); в XV в. превзошли их более чем вдвое (57 и 27), в XVI в.— в 1,5 раза (51 и 35). Таким образом, в эти 3 века построено было в пределах Московской Руси, сколько известно, 150 пустынных и 104 городских и пригородных монастыря» (Kljutschewskij. Geschichte RuЯlands. 2. S. 259). Выходцами из бояр или служилых людей были Сергий Радонежский († 1392); Кирилл Белозерский († 1427); Ферапонт Белозерский († 1426); Павел Обнорский († 1429); Григорий Пельшемский († 1441); Иаков Железноборский († 1442); Евфросин Псковский († 1481); Пафнутий Боровский († 1478) — из обращенной татарской семьи; Макарий Калязинский († 1483); Нил Сорский († 1508); Иосиф Волоцкий или Волоколамский († 1515); Иннокентий Охлебинин (ок. 1481), называемый также Комельским; Кирилл Новоезерский († 1532); Корнилий Комельский († 1537); Арсений Комельский († 1550); Даниил Переяславский († 1540); Стефан Комельский († 1542); Савва Вишерский († 1460); Ферапонт Можайский († 1426); из княжеской семьи: Игнатий Вологодский († 1523). Из купцов или посадских людей: Димитрий Прилуцкий († 1392); Дионисий Глушицкий († 1437); Александр Свирский († 1533); Арсений Коневский († 1447); Герасим Болдинский († 1551); Елеазар Анзерский († 1656). Из зажиточных крестьянских семей: Александр Ошевенский († 1479); Антоний Сийский († 1556). Из семьи священника: Евфимий Новгородский († 1458). См. на эту тему мою статью: Smolitsch. Studien zum Klosterwesen RuЯlands. 2, в: Kyrios. 3 (1938). Вып. 4.

http://sedmitza.ru/lib/text/436705/

О возросшей силе владычной кафедры косвенно свидетельствуют обстоятельства поставления митрополитами епископов для Рязани. Известны имена двух епископов Рязанских, рукоположенных в первой половине XV столетия. Это выдвинутые из среды московского духовенства Сергий (Азаков) и Иона, будущий митрополит всея Руси. Несомненно, поставление Сергия (Азакова) , в прошлом архимандрита московских кремлевского Спасского и Симонова монастырей, указывает на желание митрополита Фотия обеспечить сторонника митрополичьей политики в лице епископа Рязанского. Можно полагать, что в данном случае митрополит действовал в единомыслии с великим князем московским Василием I, который был бы не прочь видеть проверенного человека, занимающего высокий церковный пост, на землях соседнего независимого княжества и, что не менее важно, в недавно подчиненных Муроме и Мещере. Несомненно, Василий I был лично знаком с будущим епископом Рязанским еще со времен служения Сергия в Москве. Ведь кремлевский Спасский монастырь являлся придворной великокняжеской обителью. Владыка Иона, как и его предшественник Сергий (Азаков), занял архиерейскую кафедру Рязани после длительного монашеского служения в Симоновом монастыре. Он происходил из семьи землевладельца Федора Одноуша, вотчина которого располагалась в округе Галича Костромского. Иноческий постриг Иона принял «во едином отъ монастырей въ Галичьской земьли», откуда через непродолжительное, по всей видимости, время перебрался в Москву «во обитель Пречистыя Богородицы на Симаново» . Время рукоположения Ионы в епископы Рязанские точно не известно. Ни духовная грамота святителя Ионы, ни его житие, составленное около 1547 года по поручению Ивана IV и митрополита Макария, не называют даты этого события, однако духовная указывает, что он был поставлен в епископы Рязанские от «господина и отца кир Фотия» . По мнению Л.И. Ивиной и А.А. Зимина, какое-то время после вступления на престол Василия II Темного (февраль 1425 г.) Иона еще находился в Симоновом монастыре . О.А. Абеленцева указала на то, что в Супрасльском списке Белорусской I летописи под 1426 годом есть известие о посылке митрополитом Фотием архимандрита Ионы в Тверь, а в 20–30-е годы XV столетия в Москве известен только один архимандрит по имени Иона – симоновский. Возможно, архимандрит Иона и митрополит Иона – одно и то же лицо . Если все это действительно было так, то рукоположение Ионы имело место уже в последние годы жизни митрополита Фотия, между 1426 – началом июля 1431 года.

http://pravoslavie.ru/3702.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010