Сиа ми воспомянушася о приснопамятнемъ семъ архиепископ Ион, малая, иже инии оставиша иже болшая памети писавшеи, и елика ти оставиша аки мала и не вписаша к прочимъ своимъ писменомъ, мы приложихом воспомянути по блаженнем Еуфимии о священнемъ Ион. Да дасть же Господь и нын молитвами его благословение, якоже и при немъ: земли обилие и любов и тишину странамъ и миръ граду и людемъ его. Богу нашему слава нын и присно и в вкы вкомъ. Аминь. 349 ...по вторемъ архиепископ Еуфимии чюдотворци, иже на Вежищахъ. – Новгородский архиепископ Евфимий II умер в 1459 г, канонизирован в 1549, назван Евфимием II в отличие от Евфимия I, похоронен в Вяжицком монастыре, основанном ок. 1411 г. Во время его архиепископства (с 1429 г.) усилилась борьба Новгорода с Москвой. Евфимий способствовал развитию местной новгородской литературы, всячески утверждая славу древних новгородских святынь, чтобы противопоставить Новгород Москве и тем самым идеологически обосновать политическую борьбу Новгорода за независимость. 350 ...яко добрыи пастырь... въистину Еуфимие! – Евфимий по-гречески означает «благочестивый». Автор хочет подчеркнуть значение имени архиепископа. 352 Преже бо зло малхъ днеи епископьства его въздвижеся Витовтъ, князь виленьскии... – Великий князь литовский Витовт (1350–1430 гг.), сын князя Кейстута, соперничая с польским королем Ягайло, вел борьбу за политическую независимость Литвы. Дочь Витовта, Софья, была женой великого князя Василия I Дмитриевича, сына Дмитрия Донского. Нарушая договор с великим князем, Витовт в 1404 г. захватил Смоленск, в 1426 г. ходил на Псков, а в 1428 г. на новгородские земли. Β 1410 г. в Грюнвальдской битве Витовт в союзе с польскими и русскими полками одержал победу над Орденом. Летописец намекает на то, что ему «воздаст Господь через ордынских царей». 353 ...тогда блаженному Еуфимию с послы великаго Новаграда отъ архиепископа Емелиана, иже Еуфимиемъ преименованнаго... – Евфимий I (Емелиан Брадатый), с 1423 по 1429 г. – архиепископ новгородский и псковский. Как сообщают новгородские летописи, в 1426 г. псковичи просили его ο помощи в защите от Витовта. Β 1428 г. он с новгородскими послами приезжал в Порхов для вручения Витовту крупной денежной суммы серебром.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

С 1410 г., после смерти Владимира Андреевича Храброго, Радонеж становится столицей удельного княжества его сына князя Андрея Владимировича (1410—1426 гг.). Новый патрон предоставил Сергиевой обители щедрые податные льготы в своих владениях, а под конец жизни завещал три села, расположенные в непосредственной от нее близости: Княже, Афонасьево и Клементьево — «да на их же земле стоит монастырь»  . Примеру князя следовало его окружение: так, радонежский боярин В. Б. Копнин сделал Троицкому монастырю значительные вклады, а под конец жизни постригся и сам. Благоволило к монастырю и столичное боярство в лице И. Д. Всеволожского (дочь которого была замужем за князем Андреем Владимировичем) и А. Ф. Кошкина. Значительную прослойку в монастыре составили представители богатых купеческих фамилий: Антоновы, Ермолины, Сурмины. Поддержка купечества сыграла свою роль в материальном укреплении обители. Однако главная заслуга Никона заключалась в предпринятых им огромных организационных усилиях по прославлению памяти основателя Троицкого монастыря — Сергия Радонежского. К счастью, среди учеников Сергия оказался человек, которому поставленная задача оказалась по силам — это был лучший писатель той эпохи, настоящий мастер «плетения словес», Епифаний Премудрый. Я не преувеличу, если скажу, что литературное слово Епифания возвысило Троицкий монастырь из состояния провинциального прозябания, в котором он находился после смерти основателя, до высот общерусской известности. Первое свое произведение, посвященное Сергию — Похвальное слово «великому старцу» — Епифаний написал к освящению нового храма Троицы и прочел его 25 сентября 1412 г., в день памяти Сергия и 20–летней годовщины со дня его преставления. Материалы для Жития Сергия Радонежского Епифаний стал собирать почти сразу же после кончины Преподобного (через «год или два») и за 20 лет (т. е. примерно к 1414 г.) написал ряд глав о жизни Сергия. Но еще до этого Епифаний создал «летописную» биографию Сергия и включил в митрополичью так называемую Троицкую летопись.

http://predanie.ru/book/141629-zhitie-se...

Троицкий монастырь естественным образом являлся молитвенным местом для населения большой округи, включавшей как сам Радонеж, так и соседние Переяславские и Дмитровские волости, так что поток «милостыни» не оскудевал. С 1410 г., после смерти Владимира Андреевича Храброго, Радонеж становится столицей удельного княжества его сына князя Андрея Владимировича (1410–1426 гг.). Новый патрон предоставил Сергиевой обители щедрые податные льготы, а под конец жизни завещал три села, расположенные в непосредственной от нее близости. Примеру князя следовало его окружение: так, радонежский боярин В. Б. Копнин сделал Троицкому монастырю значительные вклады, а впоследствии постригся и сам. Благоволило к монастырю и столичное боярство в лице И. Д. Всеволожского (дочь которого была замужем за князем Андреем Владимировичем) и А. Ф. Кошкина. Значительную прослойку в монастыре составили представители богатых купеческих фамилий: Антоновы, Ермолины, Сурмины. Поддержка купечества сыграла свою роль в материальном обеспечении обители. Однако главная заслуга Никона заключалась в предпринятых им огромных организационных усилиях по прославлению памяти основателя Троицкого монастыря – Сергия Радонежского. К счастью, среди учеников Сергия оказался человек, которому поставленная задача оказалась по силам – это был лучший писатель той эпохи, настоящий мастер «плетения словес», Епифаний Премудрый . Первое свое произведение, посвященное Сергию – Похвальное слово «великому старцу» – Епифаний написал к освящению нового храма Троицы и прочел его 25 сентября 1412 г., в день памяти Сергия и 20-летней годовщины со дня его преставления. По некоторым данным, именно к этому дню написал божественную «Троицу» гениальный Рублев. Материалы для Жития Сергия Радонежского Епифаний стал собирать почти сразу же после кончины Преподобного и за 20 лет (т. е. примерно к 1414 г.) написал ряд глав о жизни Сергия. Но еще до этого Епифаний создал «летописную» биографию Сергия и включил в так называемую Троицкую летопись 255 . Наконец, в конце 1418 – начале 1419 г., через 26 лет после кончины Преподобного, Епифаний закончил Житие своего учителя.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

1353–1354. Два Соборника, в десть, на бумаге. 1355. Книга Правила Святых Отец, в десть, на бумаге. 1356. Книга Пролог, в десть, с Сентября по Март. 1357. Книга Нового Симеона, в полдесть. 1358. Книга Григория Богослова , толковая, в десть. 1359. Книга Соборник постный, в десть. 1360. Книга Соборник праздничный, в полдесть. 1361. Книга Златоуст, в полдесть. 1362–1381. Двадцать книг старых харатейных всяких, ветхи. Вологодского уезда Каменского монастыря. Выписано из отписных книг 136 года. 1382. Книга в десть, а в ней писаны четыре Евангелисты толковые, мелкое письмо. 1383–1384. Две книги в десть, Евангелия толковые повседневные, оба писаны в две строки. 1385–1386. Две книги Евангелие толковые Воскресные, одно из них писано в две строки. 1387. Книга Апостол толковый, в десть, одета бархатом. 1388. Книга Деяние Апостольское толковое, в десть. 1389. Книга в десть, Апостольское правило. 1390–1392. Три книги в десть, Никонские послания, все писаны в две строки. 1393. Книга в полдесть, Никонские главы. 1394. Книга в полдесть, Иоанна Златоустог о. 1395. Книга Псалтырь толковая, и с песньми, вся сполна. 1396. Да в двух книгах Псалтырь толковая, с песньми вся сполна. 1397. Да в трех книгах Псалтырь толковая, четырнадцать кафизм с начала. А все шесть книг Псалтыри в полдесть. 1398. Книга Устав, письменный, в полдесть. 1399. Книга Устав, письменный, в десть. 1400–1405. Шесть Миней месячных четьих. 1406–1407. Две книги Григория Богослова , в десть, толковые, одна писана в две строки. 1408. Книга Григория Богослова , в полдесть, шестнадцать слов, толковая. 1409–1410. Две книги в десть, Торжественника, оба писаны в две строки. 1411–1415. Пять книг Соборников, в десть. 1416. Книга в десть, Василия Великого , писана в две строки. 1417. Книга Лапсаик, писана в две строки. 1418–1419. Две книги в полдесть, Патерики азбучные. 1420–1421. Две книги в полдесть, Патерики Печерские. 1422. Книга в полдесть, Синаксарь. 1423–1426. Четыре книги в десть, Прологи. 1427–1428. Две книги в десть, Златоструй, одна писана на харатье.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Semeno...

1405. Ср.: Сергеев С. М. Митрополит Антоний (Храповицкий). В кн.: Великие духовные пастыри России. С. 464. 1406. Там же. С. 465. 1407. Антоний (Храповицкий), архиепископ. О новом лжеучении, обоготворяющем имена, и об»Апологии»Антония Булатовича. — Прибавления к Церковным ведомостям 20, 1913. С. 869–870. 1408. Там же. С. 870. 1409. Там же. С. 871. 1410. Митрополит Вениамин (Федченков) вспоминал:«Известный митрополит Антоний (Храповицкий), бывший самым ярым противником афонских»имябожни–ков», оказалось, сам не читал нашумевшей книги, в коей высказывалось это выражение об имени Бог,«На горах Кавказа» Однажды с ним на обеде начала разговор Елизавета Федоровна: почему он так сильно восстал против этой книги; а она была издана на ее средства и после одобрения сведущими лицами. Митрополит Антоний, к великому удивлению и тяжкому смущению Елизаветы Федоровны, ответил ей, что он самто не читал этой книги, а ему докладывал миссионер!«См.: Вениамин (Федченков), митрополит. Имяславие. — Начала 1–4, 1998. С. 121. 1411. Антоний (Храповицкий), архиепископ. О новом лжеучении. С. 871. 1412. Там же. С. 873. 1413. Там же. С. 875–876. 1414. Там же. С. 873. 1415. Остался тем, чем был, и воспринял то, чем не был (слав.). 1416. Антоний (Храповицкий), архиепископ. О новом лжеучении. С. 873. 1417. Там же. С. 877. 1418. Антоний (Булатович), иеросхимонах. Апология. С. 89. 1419. Антоний (Храповицкий), архиепископ. О новом лжеучении. С. 879. 1420. Там же. С. 880–881. 1421. Там же. С. 882. 1422. Вениамин (Федченков), митрополит. Имяславие. С. 121. 1423. См. его письмо митрополиту Сергию (Страгородскому) от 10.06.1938 г. в Приложении к настоящей книге. 1424. Флоровский Георгий, протоиерей. Пути русского богословия. Париж, 1937 С. 432–436. 1425. Письмо от 23 апреля 1916 года. Цит. по: Шоломова С.«Остаюсь Ваш доброжелатель и богомолец…«К истории взаимоотношений священника Павла Флоренского и митрополита Антония (Храповицкого). — ЖМП 6, 1998. С. 76. 1426. Цит. по: Никон (Рождественский), архиепископ. Православие и грядущие судьбы России. Сост. свящ. Я. Шипов. Псков, 1995. С. 15–17.

http://predanie.ru/book/86663-svyaschenn...

1410. Деян. 28. 22. 1411. Апок. 22. 18, 19. 1412. Святой Иоанн Лествичник. 1413.  …если законом оправдание, то Христос напрасно умер (Гал. 2, 21); 1414.  …если вы обрезываетесь, не будет вам никакой пользы от Христа. Вы оправдывающие себя законом, остались без Христа, отпали от благодати (Гал. 5. 2, 4). 1415.  … невозможно — однажды просвещенных, и вкусивших дара небесного, и соделавшихся причастниками Духа Святаго, и вкусивших благого глагола Божия и сил будущего века, и отпадших, опять обновлять покаянием, когда они снова распинают в себе Сына Божия и ругаются [Ему]. Земля, пившая многократно сходящий на нее дождь и произращающая злак, полезный тем, для которых и возделывается, получает благословение от Бога; а производящая терния и волчцы негодна и близка к проклятию, которого конец — сожжение (Евр. 6, 4–8). 1416. Liber de Pracscriptionibus, cap. VII. Hue sunt doctrinae hominum et ducmoniorum etc. 1417. Мф. 13. 52. 1418. Четьи-Минеи. Житие преподобных Симеона и Иоанна, спостника его. 21 июля. 1419. Ин. 14. 21. 1420. Ин. 5. 36–37. 1421. Мк. 1. 22. 1422. Пс. 75. 2. 1423. Иуд. 1. 19. 1424. Ис. 5. 21. 1425.  Видал ли ты человека, мудрого в глазах его? На глупого больше надежды, нежели на него (Притч. 26. 12). 1426.  …не мечтайте о себе (Рим. 12. 16). 1427.  не потому, чтобы мы сами способны были помыслить что от себя, как бы от себя, но способность наша от Бога (2 Кор. 3. 5). 1428. 2 Кор. 12. 19. 1429. Добротолюбие. Ч. 1. Святой Григорий Синаит. Главы зело полезные, гл. 128. Память сего святого празднуется Церковью 8 августа. 1430. 2 Пет. 3. 16. 1431. 2 Пет. 1. 20, 21. 1432.  Божьего никто не знает, кроме Духа Божия. Но мы приняли не духа мира сего, а Духа от Бога, дабы знать дарованное нам от Бога, что и возвещаем не от человеческой мудрости изученными словами, но изученными от Духа Святаго, соображая духовное с духовным (1 Кор. 2. 11–13). 1433. Деян. 22. 3., сличи Флп. 3. 5–8. 1434. 1 Кор. 2. 14. 1435. Мф. гл. 25. 1436. Флп. 3. 6. 1437. Рим. 8. 7. 1438. Рим. 8. 7. 1439. 1 Кор. 2. 14.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

1410 Ср. Eth. l, 12, 323–328, где все три термина употребляют­ся в качестве синонимов. Ср. также Hymn 18, 63: εν κοισει αρπζει («восхищает в экстазе»). В отличие от своего духов­ного отца, Симеон не пользуется термином κσιασις в его отрицательном значении («безумие»). 1411 Cat. 22, 88–112 (см. цитату во Введении). Никита описы­вает это видение Симеона как экстатическое: см. Житие 5, 20 ( εν κστσει ων). 1419 Eth. l, 12, 329–435 (329–339, 373–377, 422–426, 433–435). Ср. концепцию «непрестанного» видения света у «греческого Исаака» (­Иоанна Дальятского): Слова подвижнические, 43 177 . Иоанн Дальятский в своем Письме 40, 3 432–433 го­ворит об одном монахе, который при начале духовной жизни впадал в экстаз всякий раз, когда свет Святой Троицы являл­ся ему; позднее видения стали постоянным явлением, он «привык к красоте, превосходящей всякую красоту» и приоб­рел чувство постоянного присутствия Бога 1420 Тех, что описаны в 22-м и 16-м Огласительных Словах: временной разрыв между ними – около семи лет 1421 Житие, 111, 3–4. К этому свидетельству Никиты имеется интересная параллель в «Жизни Плотина», написанной его учеником Порфирием. Согласно последнему, Плотин «много­кратно ( πολλκις) возносился... к верховному и над всем су­щему Богу...» По утверждению Порфирия, он четыре раза видел своего учителя в состоянии экстаза; про себя же при­бавляет, что лишь однажды сам достиг этого состояния, в возрасте шестидесяти восьми лет: см. Порфирий Жизнь Плотина, 23, 7–24 [цит. по: Плотин. Эннеады. Τ. Ι. Сс.26–27]. 1422 См. Аристотель. Никомахова этика, 2, 2, 5 1104Ь , и др. О различных значениях слова απθεια как в греческой фило­софии, так и в святоотеческом богословии см. Ware. Pathos. Значение термина απθεια в немалой степени зависит от того, какое  значение тот или  иной  автор  вкладывает в  термин πθος (страсть). 1426 Ср. Lampe. PGL, 170. О бесстрастии см. статью Г.Барди в, DSp 1, 727–746. Ср.: Lot-Borodine. Deification, 70–86; Miquel.,;· Lexique, 119–129 1442 О любви, 2, 87 137 . Ср. однако, мысль «греческого Исаа­ка» (Иоанна  Дальятского):  «Лучше  тебе  проглотить  смер­тельный яд, нежели есть с женщиной, даже если она тебе мать или сестра»;  Исаак Сирин.  Слова подвижнические,  7 132].

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

283 ...о князи Петр Дмитриевичи и его княгин. – Петр Дмитриевич (1385–1428 гг.), шестой из восьми сыновей, по духовному завещанию отца, Дмитрия Ивановича Донского, получил Дмитров, Углич и несколько сел. Β 1406 г. во время нападения литовцев и немцев на Псков и Новгород был послан туда с войском, но ο его непосредственном участии в боевых действиях источники не говорят. Β том же году женился на Евфросинии Полиектовне, внучке последнего московского тысяцкого, Василия Васильевича Вельяминова. Насколько известно (см.: Экземплярский A. B. Великие и удельные князья Северной Руси в татарский период, с 1238 по 1505 г. СПб., т. 2, 1891, с. 345), брак их был бездетным. Β 1408 г. князь Петр был оставлен великим князем для обороны Москвы от Едигея. Β 1410 г. участвовал (неудачно) в борьбе у села Лысково со старавшимися вернуть Нижний Новгород сыновьями князя Бориса Константиновича. Начиная с 1426 г. в Пскове, Новгороде, Торжке, Твери, Волоке, Дмитрове и Москве свирепствовала моровая язва; ο смерти Петра Дмитриевича сказано в Софийской I летописи после известия ο море, но без связи с ним. Описание чуда с князем находится не во всех списках этой редакции Жития. 284 ...погрузится въ иордани... – Иордань – прорубь во льду для освящения воды в праздник Крещения Господня. Название связано с местом крещения Иисуса Христа Иоанном Крестителем, рекой Иордан в Палестине. 285 ...ученику Христофорову... – Христофор стал игуменом Кирилло-Белозерского монастыря в 1428 г. и пробыл им до своей смерти 14 мая 1434 г. 286 ...епитемью. – Епитимья – церковное наказание, налагаемое за прегрешения, постом, земными поклонами и т. п. 291 ...священноинока Инокентиа... – Иеромонах Иннокентий был игуменом Кириллова монастыря всего 5 месяцев до своей смерти в 1427 г. 292 ...Кирила Александръскаго... – Святой Кирилл, епископ Александрийский (ум. в 444 г.), один из отцов церкви, важной стороной деятельности которого была борьба с несторианской ересью. Им был разработан в связи с этим догматический вопрос боговоплощения.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

2. От Николая до Керуллария. – 1. Патриарха Николая Мистика (885–907, 912–925) том соединения (τμος νσεως), воспрещающий четвертый брак и составленный при императоре Романе Ликапене и Константине Багрянородном на соборе в 920 в присутствии легатов папы Иоанна X 1410 . Том этот ежегодно читался с амвона в июле месяце 1411 . Кроме того сохранилось определение о том, что патриаршие послания (πιστολαι) должны выдаваться просящим их бесплатно 1412 . 2. Дозволение Феофилакта (934–956) праздновать языческие Рождественские святки с переряживанием в личины на праздниках Рождества и Крещения в самой Софийской церкви, упоминаемое Вальсамоном на основании Скилицы 1413 . 3. Συνοδικ πρξις Палиевкта (956–970) о снятии отлучения с Иоанна Цимисхия упоминается Вальсамоном 1414 . 4. Том Сисиния (996–999) 21 февр. 997 (6) г., воспрещающий брать двум братьям двух двоюродных сестер, а также тетку и племянницу 1415 . В номоканоне Веста помещен другой том Сисиния, доселе еще неизданный 1416 . Кроме того, в рукописях существует κϑεσις καννων το αγιοττου πατριρχου Κονσταντινουπλεως Σισινου κα τν π ατν μητροπολιτν κα ρχιεπισκπων), Cod. Bodlej. 264. fol. 159) 1417 , и окружное послание восточным церквам об исхождении св. Духа (копия Фотия). (Моск. синод.) 1418 . 5. Сергия (999–1019) постановление от 1016 г., разрешающее давать в дар и передавать монастыри для кормления мирянам и отменяющее прежнее постановление о том Сисиния 1419 . 6. Алексея Студита (1025–1043): а) в номоканоне Веста помещены неизданные 1420 : a) послание к митрополиту Филиппийскому, 10 глав из его синодальных решений и синодальное постановление (ψφος) 1027 г. к Феофану Солунскому об обручении при похищении обрученной, сохранившееся также в Парижской рукописи (Cod. 1319. f. 518) 1421 ; b) синодальное определение о браке в 7 ст. кровного родства 1422 ; с) определение, признающее брак недействительным по причине малолетства 1423 ; d) определение от 1038 г. о браке без согласия родителя невесты 1424 ; e) κρσις συνοδικη от 1098 г. в рукописи (Cod. Rehdig. 215) 1425 ; f) синодальное определение о монастырях и различных предметах, касающихся митрополий и епископий от 1027 г. 1426 ; h) подобное же постановление от 1028 г. 1427 ; g) συνοδικον περ τς το κανονικου δσεως, о «ставленных пошлинах», упоминается в подобном же акте Николая Грамматика 1428 .

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Ostroum...

304. Андрей Владимирович, князь радонежский, младший из шести сыновей Владимира Андреевича Храброго, князя боровского-серпуховского 52), от брака с Еленой Ольгердовной, в иночестве Евпраксией, княжной литовской 758), внукой Гедиминовой. – О времени и месте его рождения сведений нет; упоминается, как один из «детей менших», в договорной грамоте своего отца с Василием Дмитриевичем, великим князем московским 45), при заключении которой отец я три старшие брата Андреевы целовали крест, около 1405 г.; по смерти отца, в силу его духовной, наследовал: город Радонеж, с 42 рубл. «дани» (дохода); пол-города .Углича, с половиной 105-рублевой дани; пятую часть отцовой «трети», в Москве, с четвертью его большого двора и третью Чичакова сада,там же; да 14 разных волостей, сел и деревень, в 1410 г.; ум. в Москве, от язвы, осенью 1426 г. Тело его погребено в московском Архангельском соборе. – Был женат на дочери боярина Ивана Дмитриевича Глебовича-Всеволожа, неизвестной по имени, в приданое за которою получил исторически знаменитый пояс, переданый в приданое же и его (кажется, единственной) дочери, также неизвестной по имени, вышедшей за Василия Юрьевича (Георгиевича) Косого, князя звенигородского 496). – Примечание. Князь Андрей Владимирович радонежский, всеми писателями смешивается почему-то с своим братом Семеном, в иночестве Саввой ), погребенным в Троице-Сергиевой лавре. 305. Андрей Владимирович 305. Андрей Владимирович, князь угличский, старший из двух сыновей Владимира-Дмитрия Константиновича, князя угличского 548), от брака, но некоторым сказаниям, с Надеждой Ингваревной, княжной рязанской, в иночестве Евдокией ). – Род. в Угличе, около 1238 г.; ум. там же, в 1261 г. –Тело его погребено в угличском Спасо-Преображенском соборе. – Был женат на Устинье, известной только по имени ), но потомства не оставил. 306. Андрей Володшич 306. Андрей Володшич (Володаревич или Владимирович), князь полоцкий, младший из двух сыновей Володши Васильковича (Володаря или Владимира Васильевича), князя полоцкого 569), от брака с неизвестной. – Летопись именует его однажды, сообщая, что он, с другими князьями полоцкими, приходил к Друцку, помогать Святославу Всеволодовичу, великому князю киевскому ), ополчившемуся на Ростиславичей смоленских, в 1180 г. – Никаких других сведений о нем нет.–Потомства его, в родословных, не видно. 307. Андрей Всеволодович

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Hmyrov/...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010