1440. Ин. 3. 4. 1441. Ин. 6. 60. 1442–1443. Ср.: Дух животворит; плоть не пользует нимало. Слова, которые говорю Я вам, суть дух и жизнь (Ин. 6. 63). 1444.  …если кто не родится свыше, не может увидеть Царствия Божия. …Как может человек родиться, будучи стар? Неужели может он в другой раз войти в утробу матери своей и родиться? (Ин. 3. 3–4.) 1445. 2 Кор. 10. 5. 1446. Так говорится в грамоте, выдаваемой архиереем иерею по его рукоположении: «Подобает иерею вседушо прилежати чтению Божественных Писаний, и не инако сия толковати, но якоже Церковная светила, святии и Богоноснии Отцы наши, пастыри и учители, великим согласием истолковали». Далее в грамоте завещавается иерею строго нравственная христианская жизнь. 1447. Гал. 5. 24. 1448.  …разве, упав, не встают и, совратившись с дороги, не возвращаются? (Иер. 8. 4.) 1449.  …«встань, спящий, и воскресни из мертвых и освятит тебя Христос» (Еф. 5. 14). 1450.  Погубил ты себя, Израиль, ибо только во Мне опора твоя (Ос. 13. 9). 1451. См.: …язвы, пятна, гноящиеся раны (Ис. 1. 6). 1452.  Врачевали мы Вавилон, но не исцелился (Иер. 51. 9). 1453.  …неочищенные и необвязанные и не смягченные елеем (Ис. 1. 6). 1454.  Надейся на Господа всем сердцем твоим, и не полагайся на разум твой (Притч. 3. 5). 1455. 2 Кор. 5. 12. 1456.  …мудрость мира сего есть безумие пред Богом (1 Кор. 3. 19). 1457. Иак. 1. 17. 1458.  …в убедительных словах человеческой мудрости (1 Кор. 2. 4). 1459. 1 Кор. 1. 17. 1460.  …Бог избрал немудрое мира, чтобы посрамить мудрых… и не знатное мира и уничиженное и ничего не значащее избрал Бог, чтобы упразднить значащее, — для того, чтобы никакая плоть не хвалилась пред Богом (1 Кор. 1. 27–29). 1461. Слово преподобного Марка Подвижника. Далее святой Отец объясняет, что три образа благочестия суть следующие: первый — не согрешать; второй — по согрешении терпеть попускаемые скорби; третий — плакать о недостатке терпения, когда не можем претерпевать великодушно попускаемых (Промыслом) скорбей. 1462. По Иннокентию: Низибий Чудотворец.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

1446 Симеон Новый Богослов, преподобный. Гимн XXVI/Симеон Новый Богослов, преподобный. Творения. Т. 3. С. 117 (разрядка наша. — иг. Ф.). 1447 Иер.23:23. На церковнославянском точно так же — «Бог приближаяйся Аз есмь глаголет Господь, а не Бог издалеча " _ 1448 Зигабен на Пс.33:19. 1449 Псалтирь в святоотеческом изъяснении, на Пс.33(со ссылкой на Василия Великого и Феодорита). 1450 Пс.72(в славянском переводе — так же «погибнут " _ 1451 Зигабен на Пс.33:19. 1452 Зигабен на Пс.33:19. 1453 Зигабен на Пс.33(с цитатой из Феодорита). 1454 Зигабен на Пс.146(цитируется блаженный Феодорит). 1455 Афонский патерик. С. 201—202 (в житии преподобного Дионисия Олимпийского). 1456 Иосиф Флавий. Иудейские древности. 10, 2, 1. Т. 2. С. 6—7. 1457 Иосиф Флавий. Иудейские древности. 10, 2, 1. Т. 2. С. 6—7. 1458 Афонский патерик. С. 195 (поучение преподобного Сергия царю Иоанну Васильевичу по поводу поездки на богомолье в Кириллов монастырь, в житии преподобного Максима Грека). 1459 На возношении Святого Агнца. 1460 Феофилакт Болгарский на Ин.13:33—35. 1461 Феофилакт Болгарский на Ин.13:17—19. 1462 Иосиф Флавий. Иудейские древности. 10. 2. 1. Т. 2. С. 7. 1463 Пушкин А.С. К Чаадаеву (1818)/Пушкин А.С. Соч. В 8 т. Т. 1. М.. 1967. С. 332. 1464 «Сказал также им притчу о том, что должно всегда молиться и не унывать, говоря: в одном городе был судья, который Бога не боялся и людей не стыдился. В том же городе была одна вдова, и она, приходя к нему, говорила: защити меня от соперника моего. Но он долгое время не хотел. А после сказал сам в себе: хотя я и Бога не боюсь и людей не стыжусь, но, как эта вдова не дает мне покоя, защищу ее, чтобы она не приходила больше докучать мне. И сказал Господь: слышите, что говорит судья неправедный? Бог ли не защитит избранных Своих, вопиющих к Нему день и ночь, хотя и медлит защищать их? сказываю вам, что подаст им защиту вскоре»: 1465 Григорий Палама, святитель. Триады, II, 1, 30. С. 157 (разрядка везде наша. — иг. Ф.). 1466 В Последовании ко Святому Причащению молитва 7, святого Симеона Нового Богослова.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4144...

—157— звавшего вас к всыновлению, – и от Господа нашего Иисуса Христа, а не чрез Господа нашего Иисуса Христа. Давшего Себя за грехи наши, чтобы изъять нас из настоящего 1452 века лукавого, то есть от зол, совершающихся в сем веке, – по воле Бога 1453 Отца нашего, чтобы открыть о явленной в мире благодати Отца и Сына. 1: 6–15. Удивляюсь, что вы так скоро переходите, не от меня, но от Призвавшего 1454 вас чрез меня к 1455 благодати Своей 1456 , чтобы отойти к другому Евангелию. И хотя я подумал, что речь идет о проповеди Симона, однако это не есть что-либо иное, так как окончен срок закона, в коем возвещалась. Не есть иное, или иной Христос или иная истина. Но люди по своему произволу хотят совратить 1457 вас от Евангелия Христова. Если вы увидите у них чудеса или пленитесь их заверениями о себе самих, что они суть ученики Симона, – если бы я сам даже пришел к вам с иным Евангелием, или Ангел, который конечно не может низойти, но если бы нисшел для того, чтобы прибавить или уменьшить против того, что я предал вам: – анафема да будет. Принятием обрезания не оказывайте лести проповедникам обрезания. Ведь если бы я угождал священникам, кои меня не учили, то я уже не был бы Христовым слугой, каковым теперь видите меня. Итак, то Евангелие, которое я вам благовествовал, не от людей я принял, как новые учители ваши, то есть ревностные ваши соблазнители; —158— но бывшее мне откровение обратило меня от прежней жизни моей в иудействе. Ведь слышали вы, что чрезмерно преследовал я Церковь Божию, разрушая и опустошая, – или как преуспевал я в иудействе более многих сверстников моих в делах закона. 1: 15–24. Когда же благоволил Бог 1458 , Избравший от чрева матери моей, чтобы вместо преследователя я стал преследуемым в Церкви Христовой и благовестителем Христа не у Иудеев, но среди язычников: тогда я не пошел 1459 в Иерусалим к Апостолам и не отправился туда, куда не посылал меня, но отошел в Аравию 1460 и в Дамаск языческий. Потом после лет трех 1461 пришел 1462 в Иерусалим, не для того, чтобы научиться Евангелию у Петра, но чтобы видеть 1463 Петра 1464 , – и пробыл у него дней пятнадцать (ср. Деян.9:26 ). Ничего нового не сообщих он мне, и я пришел в страны Сирии и Киликии ( Деян.9:30; 15:41 ). Был даже не знаком 1465 церквам сущим во Христе от обрезания 1466 , ибо я не путешествовал туда после откровения. А только был у них слух, что преследовавший нас 1467 некогда, ныне, прийдя, благовествует веру, которую некогда презирал и опустошал. И во мне 1468 (ради

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

1 докторскую степень, присуждаемую без защиты диссертации. 1438 2 приемы (англ.). 1439 3 См.: Кол.3:3. 1440 1 Пс.54:9. 1441 2 Мф.17:4. 1442 3 ужинов с танцами (англ.). 1443 4 Православное богословское общество (англ.). 1444 1 Православной Евангелической Церкви (англ.). 1445 1 архивы из ящиков (фр.)/ 1446 2 разрозненные части (лат.). 1447 3 глазами Толстого: " Моя бедная мать " (фр.). 1448 4 " Социализм – регрессивная эволюция " (фр.). 1449 5 основными, " программными " лекциями (англ.). 1450 6 строительные проекты (англ.). 1451 1 " сладостному царству земли " (фр.). 1452 1 факультативный (англ.). 1453 2 " Письма одной жизни " (фр.). 1454 3 " …я только что закончил " Униженные и оскорбленные " Достоевского, и закончил с ощущением унижения нашей литературы. Существенное ее качество – поверхностность. Французский классицизм – изучение внешнего человека, и выходит, что Мольер плосок, зауряден! " (стр.69, июнь 1914, письмо Р.Валери-Радо). [Издательство Грассе, 1981] (фр.). 1455 1 " …и тайна Иисуса у Ницше: что иногда отрицание стоит больше, чем некоторые преклонения! Что иногда отказ – знак более глубокой любви, чем верность скупых и неискренних обывателей. Я привожу все к Христу, вопреки своей воле " (стр.277) (фр.). 1456 1 " Эта острая боль свободы " (фр.). 1457 2 Из стихотворения А.Блока " Прошли года, но ты – все та же… " Правильно: " И все чудесней, все лазурней –/Дышать прошедшим на земле " . 1458 1 Джорджа Вудкока о Томасе Мертоне ( " Монах и поэт " ) (англ.). 1459 2 См.: Лк.18:22. 1460 3 " Священнику свойственно быть съеденным людьми " (фр.). 1461 4 Converts (англ.) – новообращенные: перешедшие в Православие. 1462 1 " Носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов. Ибо кто почитает себя чем-нибудь, будучи ничто, тот обольщает сам себя. Каждый да испытывает свое дело, и тогда будет иметь похвалу только в себе, а не в другом, ибо каждый понесет свое бремя. Наставляемый словом, делись всяким добром с наставляющим. Не обманывайтесь: Бог поругаем не бывает. Что посеет человек, то и пожнет: сеющий в плоть свою от плоти пожнет тление, а сеющий в дух от духа пожнет жизнь вечную. Делая добро, да не унываем, ибо в свое время пожнем, если не ослабеем. Итак, доколе есть время, будем делать добро всем, а наипаче своим по вере " (Гал.6:2-10) 1463

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=708...

—388— Этого было достаточно, чтобы привести в со­дрогание каменные души и твердо убедить, что не обманчивы были слова, произносимые Петром, но что действительно Бог был с ним, и свято и истинно таинство, которое возвещал он. Необхо­димо и на то обратить внимание, что знамение наказа­ния и убиения только один раз произошло через апостола по нужде (для того), чтобы решающимся на зло дать доказательство силы карающей, – чудеса же благодеяний и исцелений совершал он еже­дневно и беспрерывно. И такая легкость и благодать к врачеванию была присуща ему, что никто из больных, пришедши к нему, не возвращался обманутым в надежде, но целым и здравым отходил домой. И во всяком месте Иерусалима, где появлялся Петр, он возвещал Христа 1453 ; множество больных имел он следовавшими за собой, и странное зрелище каждодневно – из сме­шанного народа: причем одни сходились, чтобы освободиться от тяготящих зол, другие – чтобы видеть исцеляемых. Так, об (этом) апостоле записано и нечто такое чудесное, чего ни о ком другом не сказано, что родственники и домашние больных выносили их на улицу на кроватях, «дабы хотя тень проходящего Петра осенила кого из них» 1454 . А это больше даже и Владычних чудес, и раб прославляется выше Господа. И скоро исполняется в этом знамении пророчество, которое Спаситель изрек к ученикам своим: «истинно, истинно говорю вам: верующий в Меня дела, которые творю Я, и он сотворит, и больше —389— сих сотворить» 1455 . Говоря что, я не равняю раба с Владыкою. Отнюдь нет! безумного это мысль. Но поскольку Бог, через служителей Своих обнаруживающий Свою силу, никого из учеников не обогатил своими дарами так, как Петра, и пред всеми отличил его, превознесши даровани­ями свыше; то и на опыте дел он явлен был силою Духа, как первый ученик и больший из братий. Первым он призван был, и тотчас повиновался. Найденный на берегу морском, в тревожной местности мира, обуреваемый всегда волнами человеческих треволнений, он имеет беспрестанный молитвенный вопль около берегов. Первый между христианами пренебрег он мирскими вещами и, презрев все низменное, перешел к духовному и премирному.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

3) Потеря невинности, извращение воли и преклонность ее более ко злу, нежели к добру (прав. Испов. ч. 1, отв. на вопр. 23, 27). Это видно: а) из того, что как только прародители согрешили, открылись глаза у них обоих, и узнали они, что наги ( Быт. 3:7 ), чего прежде не замечали; б) из того, что к Богу, своему Отцу, Благодетелю, вместо прежней сыновней любви, вдруг почувствовали рабский страх: И воззвал Господь Бог к Адаму и сказал ему: Адам, где ты? И сказал ему: голос Твой я услышал в раю и убоялся, потому что я наг и скрылся (9,10); в) наконец, из того, что давая отчет перед Богом в своем грехе, вздумали вместо раскаяния, приносить лукавое оправдание. Адам слагал вину на жену и даже на Бога, давшего ее: Адам сказал: жена, которую Ты дал мне, она дала мне от дерева, и я ел (12); а жена слагала вину на змия: жена сказала: змей обольстил меня и я ела (13). Святые Отцы и учители Церкви выражались, что Адам посредством падения утратил одежду святости, сделался злым, уклонился в прочие помыслы, и что диавол утвердил в естестве его закон греха. Такие выражения встречаем например: а) у Иринея: “и сказал Адам: чрез непослушание я потерял одежду святости, которую имел от Святого Духа”; 1451 б) у Василия Великого : “вскоре стал Адам вне рая, вне оной блаженной жизни, сделавшись злым не по необходимости, но по безрассудству”; 1452 в) у Афанасия Великого : “преступив заповедь Божию, Адам вдался в греховные помышления, не потому, чтобы Бог сотворил эти помышления, уловляющие нас, но потому, что диавол посеял их обманом в разумной природе человека, впадшей в преступление и удалившейся от Бога, так что диавол утвердил в естестве человека и закон греха, и смерть, царствующую через грех”. 1453 4) Искажение образа Божия. Если образ Божий начертан в душе человека и преимущественно в ее силах, уме и свободной воле, а эти силы потеряли много совершенства и исказились чрез грех Адама, то значит, исказился вместе с ними и образ Божий в человеке. Эту мысль утверждают: а) Василий Великий: “человек сотворен по образу и подобию Божию; но грех исказил ( χρεωσεν) красоту образа, увлекая душу в страстные пожелания”; 1454

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

„И пошлю из спасенных от них к народам: в Фарсис, в Пулу и Луду, к натягивающим лук, в Тубалу и Явану, на дальние острова, которые не слышали обо Мне, и не видели славы Моей; и они возвестят народам славу Мою 1450 . 26 . припомни Мне; станем судиться; говори ты, чтоб оправдаться. 27 . Праотец твой согрешил, и ходатаи твои отступили от Меня. 28 . За то Я предстоятелей святилища лишил священства и Иакова предал на заклятие и Израиля на поругание. „Победиши внегда судити Ти“ говорил Давид в покаянном Псалме ( Пс. 50:6 ). Не может никто оправдаться пред Богом, „внегда судити Ему“: поэтому ст. 26 есть угроза ищущим оправдания делами своими и исполнением обрядового закона. Этот стих непосредственно следует за стихом (26), в котором Господь глаголал, что Он по милости Своей изглаживает преступления и не поминает грехов; поэтому нет оправдания тому, который думает „судиться с Богом“. По поводу ст. 27 возникли разные мнения: все согрешили, начиная с праотца нашего Адама, но к кому в частности применить надо выражение стиха 27-го: „праотец твой согрешил“, весьма трудно ответить, в особенности по связи с следующим 28 стихом 1451 . Михаелис и за ним Кнобель понимали под словом „праотец“-Адама; блаж. Иероним – Авраама; Евальд и др. – Иакова; Биркс – Аарона 1452 . Толкователи Спб. Дух. Академии, указывая на греховное состояние язычества, имевшее свое начало в грехопадении Адама, а свой первоисточник в отпадении от Бога некоторых из Ангелов, прибавляют, что вместо слова праотец в ед. ч. переводчики греческой библии поняли Еврейское слово во множ, числе, или, лучше сказать, как собирательное, и потому перевели его словами: „отцы ваши первии согрешиша“ 1453 . Не имея права судить об этом вопросе, мы однако решаемся сказать, что перевод Семидесяти повидимому более всех других объяснений разъясняет выражение ст. 27. Отпадение от Бога „ходатаев“ считается указанием на Аарона и на Соломона; первый был первосвященником, который дозволил вылить золотого тельца в пустыне, второй был удостоен Богом быть строителем первого храма Его; был удостоен великих откровений и награжден мудростью и-отпал от Бога. Потому то в ст. 28 говорится не о всем народе, а о представителях святилища, которые по примеру старейших предшественников своих соделались недостойными своего призвания 1454 . Израиль лишился священства, когда первосвященники Анна и Каиафа предали смерти Того, который был Начальником жизни ( Деян. 3:15 ). Вскоре после того и самый храм был разрушен в последний раз и навсегда. Но и весь Израиль, которому повелено было быть народом святым ( Лев. 19:2 ), осквернился и потому предан заклятию и поруганию. Таков приговор над народом; а между тем Господь опять повелевает утешить Израиля: все те, которые уверуют в Господа, будут спасены. См. след. главу.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Взятие К-поля мусульманами подтолкнуло папу к более активной миротворческой политике в Италии и в других странах Европы, с тем чтобы объединить силы христианских правителей в борьбе против турок. 9 апр. 1454 г. между Миланским герцогством, Неаполитанским королевством и Флорентийской республикой (без участия Папского престола) был заключен мир в Лоди, завершивший серию войн за преобладание в Сев. Италии, хотя сам Н., по словам его биографа, гуманиста Дж. Манетти , был разочарован Лодийскими соглашениями (отменены в 1482). 25 февр. 1455 г. папа Римский присоединился к Итальянской лиге - союзу, заключенному 30 авг. 1454 г. Миланским герцогством, Венецианской и Флорентийской республиками, которые обязались приходить друг другу на помощь в случае покушения на территориальную целостность любого из них; участником лиги (с 26 янв. 1455) был и король Арагона Альфонсо V Великодушный (как монарх Неаполитанского королевства). Н. поддерживал борьбу с мусульманами, которую христианские правители Португалии, Леоно-Кастильского королевства и Арагона вели на последнем этапе Реконкисты не только на Пиренейском п-ове, но и на других территориях. Буллами «Dum Diversas» от 18 июня 1452 г. и «Romanus Pontifex» от 8 янв. 1454 г. папа разрешил обращать в рабов мусульман и язычников в Африке с целью их приобщения к христианству. За португ. кор. Афонсу V папа признал право на все земли, которые будут открыты в Зап. Африке, и допустил возможность торговли с иноверцами, за исключением товаров военного назначения. В Риме Н. пытался навести порядок и развернул обширное строительство. Доходы от юбилейного года и из других источников позволили накопить большие средства, впервые за много десятилетий они превысили расходы папского двора. По сообщению Манетти, папа намеревался построить новые стены для защиты папской резиденции, отреставрировать 40 храмов, восстановить водопровод, перестроить базилику св. Петра и папский дворец. Эта программа за 8 лет правления Н. была выполнена лишь частично, хотя папа не жалел средств, приглашая в Рим самых известных архитекторов и художников.

http://pravenc.ru/text/2566088.html

—398— нием города в благоустроенный вид, учредил полицейскую стражу, назначил судей и вообще ввёл административный порядок. А устроив необходимые дела в Константинополе, Магомет совсем уехал из завоёванной столицы и стал жить в Адрианополе 1699 (о патриархе в то время ещё у него, по-видимому, и думы не было). Долго ли он оставался в Адрианополе, в точности неизвестно. Думают, что он пробыл здесь до осени 1453 года, а может быть и до весны следующего 1454 года; из Адрианополя Магомет не прямо вернулся в столицу, а побывал ещё в городе Пруссе в Вифинии. Во всяком случае вернулся он снова в Константинополь не раньше весны 1454 года 1700 , а потому раньше этого времени и избрания Геннадия в патриархи быть не могло. Уже по тому самому не могло происходить выбора Геннадия в патриархи и его посвящения в скором времени, после падения Константинополя, – что, как оказывается, и Геннадия то в это время в столице совсем не обреталось. В виду грозящей катастрофы (падения Константинополя) или точнее после неё Геннадий бежал в Адрианополь, где с величайшей тщательностью и скрылся в какой-то деревеньке: он, конечно, боялся быть схваченным и проданным в плен. И многого потом труда стоило отыскать его в сельском уединении. Думают, что в поисках за ним участие принимал султан Магомет 1701 . Разве всё это могло произойти быстро и без запинок? Но продолжим рассказ, находящийся в Historia Politica. Когда султан после продолжительного отсутствия возвратился в столицу и увидал, что христиане не делают религиозных собраний (вероятно здесь дело идёт о собраниях синода и торжествен- —399— ном праздновании важнейших праздников), то обратился с вопросом к своим приближённым, а равно своим секретарям – из христиан, о том, что это значит? Понятно, что в ответ получилось заявление, что греческие христиане не имеют патриарха. Тогда султан, вероятно под влиянием христиан, бывших на его службе в качестве секретарей 1702 , дал повеление, чтобы собрался христианский народ греческий и выбрал себе патриарха, какого пожелают (ход дела, заметим, очень натуральный и описание безыскусственно).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Рим пал политически в V веке, но кончины мира не последовало. Тогда стали думать, что под Римом нужно разуметь не древний языческий Рим, а второй, новый, христианский Рим, т. е. Константинополь. И в Греции и в России, думали, что этот новый Рим есть вечный город и останется непобедимым до скончания века. От этого, когда греческая империя была близка к падению и затем, когда в 1454 году Константинополь был взят турками, – тогда стали думать, что скоро последует и кончина мира. Притом, падение Константинополя было близко к 7000 годам от сотворения мира (5508+1454=6962). От этого мысль о близкой кончине мира после падения Царьграда проводилась в житиях святых и настолько сильно держалась в России, что и вычисление пасхалии доводилось только до 7000 лет, а затем иногда делались такия замечания: «зде страх, зде скорбь.... Сие лето на конце явися, в нем же чаем и всемирное твое (т. е. Христово) пришествие». 21 Когда 1492-й год (7000-й от сотв. мира) прошел благополучно и когда укоренившееся мнение о кончине мира по истечении 7000 лет послужило только поводом к нареканиям на христианскую веру со стороны жидовствующих (Просветитель Иосифа Волоцкого ), – как на неправую веру; тогда веками настроенное воображение стало переносить идею Рима, как вечного города, на Москву. В XVI в. Москву стали называть третьим Римом, с пояснением, что два Рима падоша, а третий (Москва) стоит, а четвертому не быть. Третьим Римом назвал Москву и вселенский патриарх Иеремия, в грамоте об учреждении патриаршества в России. В конце XVI и в начале XVII века стали распространяться новыя догадки о времени, месте и способе наступления царства антихристова. Поводом для этих догадок послужила западно-русская уния и времена самозванцев. Стали припоминать тогда, что сатана связан на тысячу лет и что Рим пал духовно именно через тысячу лет. Посему еще Гусс называл римского папу антихристом. Во время унии этот взгляд проник и в западную Россию, а в XVII в. он появился и в Великороссии. Ученый Стефан Зизаний в толковании 15-го огласительного слова св. Кирилла Иерусалимского провел мысль, что антихрист должен явиться в 8-м веке, – намекая на 8-ю тысячу лет, и что папа есть последний, наивышний его предотеча. Сочинение Зизания было известно и в великой России и вошло даже в состав напечатанной при п. Иосифе книги, известной под именем «Кирилловой книги». Кроме того неизвестным автором было составлено особое слово об антихристе, которое вошло в состав другой книги, также при п. Иосифе напечатанной и известной под именем «Книги о вере». Составитель этого слова, соединяя древния мнения с собственными толкованиями, обстоятельно изложил следующее: по тысяче лет Рим пал духовно: в конце XVI в. западная Русь приступила к римскому костелу, а в 1666-м году (приложив к 1000 лет число имени антихриста 666) не непотребно и нам от сих вин (т. е. от заражения латинством) опасение имети. «Кто весть, аще в сих летех 1666-х явственных предотечев антихриста, или того самого не укажет» (Кн. о вере, гл 30)?

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Ivanov...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010