Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 История Период феодальной раздробленности Руси Археологические раскопки свидетельствуют о существовании Гомеля как поселения древнейших восточно-славянских племен радимичей задолго до первого упоминания в Ипатьевской летописи 1142 годом, где говорится, что смоленский князь Ростислав Мстиславич напал в войну с черниговскими князьями на Гомий , принадлежавший тогда князю Игорю Ольговичу , и взял его вместе с тремя другими городами гомельской волости. После Игоря владельцем Гомеля был другой черниговский князь Изяслав Давидович , пользовавшийся любовью у гомелян и сам расположенный к ним, так что, когда ему достался великокняжеский престол в Киеве, и он должен был отдать Гомель кому-либо из родственников, князь вопреки обычаю оставил его за собой. Лишенный престола великий князь не унывал в ожидании лучшего, а собрав в Гомеле полк ходил с ним воевать вятичей и взял у них городок Обловь. По смерти Изяслава Давидовича, Гомель взял себе его двоюродный брат Святослав Ольгович , 5 лет управлявший им из Чернигова на зависть своему племяннику, соседнему Новгород-Северскому князю Святославу Всеволодовичу Грозному. Едва Святослав Ольгович скончался, как племянник его послал своего сына захватить как можно скорее Гомель до возвращения наследников покойного. Тот так и сделал; но возвратившийся из похода Олег Святославич, сын усопшего, предложил двоюродному брату мирно поменяться уделами и, отдав ему Чернигов, взял себе Новгород-Северск с Гомелем. В составе Великого княжества Литовского В 1355 году Гомель вошел в состав Великого княжества Литовского при князе Ольгерде , и вместе со Стародубом образовал удел его племянника князя Патрикия Наримунтовича. Князь Патрикий, равно как сыновья его Иван и Александр, были православные и, по-видимому, не нарушали местных обычаев и порядков. Александр Патрикиевич не ладил с новым русско-литовским великим князем Витовтом и в 1406 году, в войну его с Московским великим князем Василием Димитриевичем обнаружил враждебные замыслы, за что и лишился удела.

http://drevo-info.ru/articles/17874.html

Комментарии Женевской Библии на Числа Введение Автор Традиционно считается, что Пятикнижие, в том числе и книга Числа, написано Моисеем, при этом не исключается вероятность того, что впоследствии к нему были добавлены некоторые части, написанные под водительством Святого Духа переписчиками. Иисус Христос говорил о Пятикнижии как о труде Моисея. Дополнительные разъяснения об авторстве книги Числа см. в статье «Введение в Пятикнижие». Время и обстоятельства написания В последнем стихе книги Числа говорится: «Сии суть заповеди и постановления, которые дал Господь сынам Израилевым чрез Моисея на равнинах Моавитских, у Иордана, против Иерихона» (36,13). Из этого можно заключить, что пребывание Израиля в пустыне завершилось и евреи должны войти в землю Ханаанскую. Таким образом, написание книги Числа следует отнести к периоду до 1406 г. до Р.Х. (дата смерти Моисея). Книга охватывает почти сорокалетний период истории израильского народа от момента получения закона (Десяти заповедей) на Синае до событий, непосредственно предшествующих завоеванию земли Ханаанской. Однако Числа нечто гораздо большее, чем летопись. Исторические события являются лишь фоном, на котором разворачивается повествование о взаимоотношениях израильского народа с Богом: отступничество израильтян, кара Божия, сорокалетнее скитание по пустыне, рождение и возмужание нового поколения израильтян, унаследовавших землю обетованную. Характерные особенности и темы Книга Числа представляет собой осмысление исторического и духовного пути, пройденного израильским народом с момента ухода из египетского рабства до обретения обетованного Богом наследия. Центральной и определяющей вехой на этом пути является заключение завета с Богом на горе Синай и обретение Закона Божия основы моральной, социальной и политической жизни евреев, на которой формировались отношения между Богом и избранным Им народом. Переменчивый нрав народа и неизменное постоянство Бога, грехи людей и святость Божия, богоотступничество и богоизбранность подаются в контексте идеи искупления. Пророческие прообразы Христа (20,11; 24,15–19), предвещающие искупление народа Божия, связывают историю избрания Израиля с историей спасения человечества.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

Тетрадь VII ФЕВРАЛЬ 1981 – ИЮНЬ 1982 Воскресенье, 1 февраля 1981 Кончил книгу о Липмане, которая навела меня на всевозможные размышления и вообще взволновала. У меня чувство, что я как-то «породнился» с ним, ибо в книге шестьсот страниц и я несколько дней как бы жил с нею, и это значит – с Липманом. Автор (Стил) пишет о его смерти: «…never did he speak of prayer, or of God, or of afterlife… To the end he was like a mature man» 1405 . A между тем чем больше я вчитывался, тем сильнее чувствовал, что драма Липмана (как и каждого человека) – религиозная, что всю жизнь он подменял – бессознательно, инстинктивно – Бога чем-то другим, что его не удовлетворяло. «Людям нужна религия» – это его слова. Понедельник, 2 февраля 1981 Сретение. Возвращение в семинарию. Литургия. Вернулись из Балтимора в субботу днем. Льяне плохо, отравление антибиотиками, синус, отвратительное самочувствие. Вчера весь день около нее. Липман: национализм сильнее и постояннее идеологии. Я думаю, в этом он прав. Далее: его постепенное разочарование в демократии, во всяческом культе «масс " … Вчера, кончив Липмана, читал в новом номере «Континента» стихи Бродского: «Эклога IV (зимняя)». Не понимаю, не слышу, не чувствую. Ощущаю как набор слов, наверное, с очень тонкой игрой всяческих аллитераций. Но по мне это – утонченность ради утонченности. Его ранние стихи (то есть более ранние) мне очень нравились. «Остановка в пустыне», «Сретение», «На смерть Элиота», «На разрушение греческого храма в Ленинграде» и т.д. Может быть, он – одна из жертв успеха? Темный дождливый день. Л. лежит наверху. В доме тихо. И ужасно не хочется – после этих двух недель в «нигде» (отель, больница, Балтимор) – возвращаться в «деловую жизнь». Уже сегодня, после Литургии, она ринулась на меня со всех сторон… Вторник, 17 февраля 1981 Вот и февраль перевалил за половину. Время бежит, и ничего не успеваешь… Три дня в Бостоне – на retreat, очень удачном, но и смертельно утомительном. 132-й номер «Вестника». Tout compte fait 1406 – доволен своим «Таинством воспоминания», а также некрологом Н.М. Зернова (по этому поводу получил взволнованно-благодарственное письмо от его жены Милицы).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Shme...

Закрыть В Сербии нет культа Второй Мировой Пока в Сербии не сложится общественного согласия по поводу осмысления трагедии 1941-45, от имени народов Югославии будет выступать… Хорватия 05.09.2019 1406 Время на чтение 4 минуты Празднование 80-летия со дня начала Второй мировой войны в Польше – кроме всего прочего – стало ещё одним проявлений не только русофобии, но и сербофобии. Так в сербских патриотических кругах восприняли тот факт, что на торжестве в Варшаве в качестве представителя сражавшейся с нацизмом б.Югославии выступила не Сербия, а …Хорватия. Пресс-служба хорватского президента приводит слова г-жи Колинды Грабар-Китарович: «Мы здесь, чтобы отдать дань всем жертвам войны. Как в Польше, которая первой вступила в борьбу против нацизма, так и во всех других странах, которые встали в защиту свободы и мира в Европе и в мире в целом. Хорватский народ, учитывая общее количество населения, внес самый большой вклад в антифашистскую борьбу в Европе: в ней приняло участие более полумиллиона хорватских граждан». Видимо, г-жа президент Республики Хорватии под «хорватским народом» подразумевала сербов, оказавшихся после расчленения в 1941 году Югославии жителями «Независимой Державы Хорватской»? Не понятно. На слова г-жи Грабар-Китарович отреагировали в Сербской Скупщине. Так пресс-служба сербской партии «Двери» опубликовала материал , в котором указывается на то, что игнорирование мировой общественностью того вклада, который внёс Сербский народ в общее дело борьбы с нацизмом, является отчасти следствием «халатности» (Последица овог немара фактора према држави). Между тем, позволю себе не согласиться с автором комментария. Во-первых, пренебрежение к памяти сербских жертв Второй Мировой – это один из многих «приветов от Тито», когда вместо реальной оценки были внедрены в общественное сознание политкорректные мифы про «братство-единство». Т.е. вместо позиционирования Хорватии в качестве искренней союзницы Рейха, а Сербии – как того осколка Королевской Югославии, которая несла на себе самое тяжкое бремя оккупации, - вместо этого сочинили идеологию т.н. «партизанской матрицы Югославской коммунистической культуры». Суть этой матрицы сводилась к тому, что, якобы, все народы Королевской Югославии в равной мере страдали как от нацистов, так и от местных коллаборантов. При этом в югославском кинематографе в качестве главных врагов коммунистических партизан преподносились вовсе не Хорватские Усташи, а Сербские Четники.

http://ruskline.ru/news_rl/2019/09/05/v_...

В кон. I тыс. по Р. Х. территория совр. О. о. входила в ареал роменской культуры, связываемой с восточнослав. группами, в основном северян и вятичей. В X-XI вв. земли вятичей находились в подчинении киевских князей. Вятичи неоднократно выступали против княжеской власти, что вынуждало киевских князей и их союзников совершать в регион военные походы. Последний крупный поход осуществил Переяславский (впосл. Киевский) блгв. кн. Владимир (Василий) Всеволодович Мономах в 1096 г., дойдя до племенного центра вятичей Корьдно (предположительно находился на территории совр. Хотынецкого р-на). В XII в. регион вошел в состав Черниговского княжества. К первым древнерус. городам в регионе относятся Болдыж (впервые упом. в 1146; связывается с городищем у дер. Слободка Шаблыкинского р-на), Домагощ (1147; связывается с городищем у с. Городище Болховского р-на), Мценск (1147), Спаш (Спас; 1147; связывается с городищем у с. Спасского Орловского р-на), Кромы (1147; упом. в Воскресенской летописи, см.: ПСРЛ. Т. 7. С. 39), Новосиль (по археологическим данным, возник не позднее XII в.). По мнению И. К. Фролова, на территории совр. О. о., возможно, располагался древний Воротынск (впервые упом. в 1155; связывается с комплексом памятников у с. Воротынцева Новосильского р-на). Мн. города (Болдыж, Домагощ, Спаш и др.) были разорены во время монг. нашествия. А. М. Воронцов Во 2-й пол. XIII - нач. XVI в. большая часть совр. О. о. входила в состав Верховских княжеств (Новосильского и Карачевского), ставших с XIV в. объектом борьбы между Литовским великим княжеством (ВКЛ) и Московским великим княжеством. В 1406 г. Мценск был подчинен власти вел. князя Литовского Витовта, став одним из узловых центров власти ВКЛ в регионе. В 1423 г. территория совр. О. о. разорена ордынским ханом Бараком. Постоянные набеги и войны привели регион к запустению, превратив его в часть т. н. Дикого поля. В результате русско-литов. войн кон. XV - нач. XVI в. Верховские княжества перешли под власть Русского гос-ва, что было закреплено Московским миром 1494 г.

http://pravenc.ru/text/2581553.html

С исхода 14 столетия, когда умножились сильные нападения со стороны Лифляндцов, Естляндцев и Литовских Великих Князей, утвердивших Столицу свою в Полоцке, то Псковичи провели целый ряд Крепостей и городов своих от всех сих соседей, а именно: со стороны Литвы по реке Великой три Крепости, Коложу (бывшую в 10 верстах от Опочки) Велье и Воронечь. Первую из сих Литовцы в 1406 году совершенно разорили; но вместо оной Псковичи с 1412 года основали на той же реке в Опочке; а Велье и Воронечь, разоренные также в 1408 году они паки возобновили. В 1464 году ближе к Литовской границе за Опочкой основали они город Красной на реке Сине; а в 1476 году Вышегород на реке Ладе. С 16 столетия они завоевали уже многие и Литовские пограничные местечки, и в 1535 году заложили в их границе свою Крепость Ивангород, ныне называемый Себеж на озере Себеже, а неподалеку от оного бывший старый Ржев, который однако же сперва Новгородцы, потом Литовцы у них отняли. Сей последний город в следующем 1536 г. переведен был на другое ближнее же место к границе и построен под именем Заволочья. Со стороны Лифляндцев Крепостями им служили древний Изборск, перестроенный в 1330 году каменными стенами, и потом Печоры, огражденные также каменною стеною. С 1520 года на Желатском острове в Чудском озере западная половина острова заселена была Псковичами, а восточная Лифляндскими Чухнами. Самое озеро Чудское вдоль по половине делилось между двумя Областями. Со стороны Естляндцев Псковичами основаны в 1424 г. на восточном берегу озера Чудского Крепость Гдов; в 1461 году на том же берегу еще ближе ко Пскову другая названная на Озолице,а в 1462 году там же и третья под именем Кобылы или Кобылинской. В тоже время неприязненность Новгородцев заставила Псковичей от Заволочья к Порхову провести также ряд крепостей и городов, каковы были Дворец или Дворца, Врев, Дубков Выбор, Котельной и Владимирец, кои все строены в 15 столетии. Не все однако же сии города имели приписаееые к себе Уезды, и в 1468 году считалось старых Уездных только 10 и два городища, Кобылье и Вышгород, кои Псковичи разделили на концы города своего, приписав к каждому в подведомство по два: а новые к ним делили по жребию.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

Поход литов. вел. кн. Витовта на Москву и взятие г. Одоева 20 мая 1407 г. Миниатюра из Лицевого летописного свода. 70-е гг. XVI в. (БАН. 31.7.30 Л. 702) Поход литов. вел. кн. Витовта на Москву и взятие г. Одоева 20 мая 1407 г. Миниатюра из Лицевого летописного свода. 70-е гг. XVI в. (БАН. 31.7.30 Л. 702) В 1-й период своего правления В., опираясь на поддержку Ягайло, стремился укрепить позиции ВКЛ по отношению к Сев.-Вост. Руси, Вел. Новгороду и Пскову. Позднее, перейдя к политике экспансии на восток, В. настойчиво искал соглашений с орденом, проявляя готовность идти на серьезные уступки, чтобы заручиться его помощью в походах на рус. земли. В 1395 г. В. вероломно захватил Смоленск, где правили родные братья его жены, и посадил здесь своих наместников. В 1398 г. он заключил на о-ве Салин союз с орденом, направленный против Вел. Новгорода и Пскова (Ордену должен был отойти Псков, Литве - Вел. Новгород). В 1399 г. В. предпринял попытку реставрации на ханском троне в Орде нашедшего у него приют хана Тохтамыша. В обмен на помощь хан обязался освободить рус. земли ВКЛ от уплаты ордынского «выхода». Собранное В. большое войско, в состав к-рого вошли отряды крестоносцев и поляков, практически полностью было уничтожено войсками Едигея и Темир-Кутлуга 12 авг. 1399 г. в битве на р. Ворскле. Понесли поражение и отряды татар из орды хана Тохтамыша, участвовавшие в битве на стороне В. Одним из последствий падения престижа В. после поражения стало восстание населения в Смоленске. Сюда при поддержке рязанского вел. кн. Олега Иоанновича вернулся вел. кн. Георгий (Юрий) Святославич (1401). Ближайшие неск. лет с напряжением всех сил В. вел борьбу за возвращение Смоленска под литов. власть. Лишь подчинение этого княжества позволило В. вернуться к реализации планов активной вост. политики. В мае 1404 г. В. заключил новое соглашение с орденом. Оно подтверждало условия Салинского договора и гарантировало помощь крестоносцев в походах В. на восток. Предпринятые после этого военные действия против Пскова привели к конфликту между В. и его зятем вел. кн. Василием I, объединившим для отпора литов. наступлению все княжества Сев.-Вост. Руси. Трехлетняя война (1406-1408) не принесла успехов ни одной из сторон, и мир, заключенный 14 сент. 1408 г., зафиксировал границы, существовавшие до начала войны.

http://pravenc.ru/text/158862.html

«Покоритесь Богу; противостаньте диаволу, и убежит от вас. Приблизьтесь к Богу, и приблизится к вам; очистите руки, грешники, исправьте сердца, двоедушные. Сокрушайтесь, плачьте и рыдайте; смех ваш да обратится в плач и радость — в печаль. Смиритесь пред Господом, и вознесет вас» ( Иак.4:7-10 ). Как не печалиться мне, когда я болен смертельным заболеванием! Раньше я жил беспечно, пил-попивал… Жизнь была тяжелая, меня не часто понимали родные и друзья, пришлось не раз сменить работу, но в бутылке я неизменно находил радость и успокоение. Даже когда приходилось расплачиваться за это благополучием семьи, собственным здоровьем. Только иногда, в минуты похмельного отчаяния, я с ужасом осознавал, что в своем пьянстве зашел слишком далеко и мне уже не выбраться, что маленькая рюмочка властно управляет моей жизнью. Да, моя жизнь стала неуправляемой, попытки остановиться были безуспешными, я падал все ниже и ниже. Я не знал тогда, что «.с приходом этого заболевания разрушается всё, ради чего стоит жить» («Анонимные Алкоголики», с. 17). Но теперь всё иначе: «Приблизьтесь к Богу, и приблизится к вам», — читаю я в послании святого апостола Иакова. Каждое утро моей новой и трезвой жизни я начинаю так: становлюсь перед иконой Христа Спасителя и говорю: «Я (имярек). Я — алкоголик. Я бессилен перед своей болезнью». Таким образом, этим актом смирения я вхожу в реальность наступающего дня. Уходят тяжесть и напряжение. Как только я признаю бессилие перед алкоголизмом, я освобождаюсь от непосильной задачи, которую столько лет мучительно и безуспешно разрешал: «Смиритесь пред Господом, и вознесет вас». Благоверная княгиня Иулиания, память которой чтится сегодня в Церкви, прославилась высоким супружеским целомудрием. Смоленский князь Юрий Святославич пленился ее красотой и всячески склонял ее к прелюбодеянию, но она строго хранила верность мужу. Однажды во время пира князь Юрий убил супруга Иулиании в надежде насилием овладеть ею. Святая Иулиания воспротивилась насильнику. Разъяренный князь Юрий приказал отрубить ей ноги и руки, а тело ее бросить в реку Тверцу. Мученичество святой Иулиании совершилось зимой 1406 г. Я тоже противостал моему лютому и беспощадному тирану — алкоголизму. А в этой войне пленных не берут. Алкоголизм разбил на части мою душу и жизнь. Когда я вхожу в свет трезвой жизни, то рассеченные части моего «я» собираются воедино: ум, воля, тело, эмоции. Свет трезвой жизни для меня это посещения собраний АА, работа по 12-ти Шагам и общение с наставником в Программе. Господи, молитвами святой Иулиании, помоги мне прожить этот день в свете Первого Шага — Шага смирения. 4 января. Память великомученицы Анастасии Узорешительницы ( Мк.10:23-32 )

http://azbyka.ru/zdorovie/kniga-stranich...

Основные положения: исключительная жизнь в Боге, бедность и целомудрие, к которым у монастырских иноков присоединялось еще послушание, требовались одинаково от всех. Но какой различный вид приняли они в действительности! Так, одни из них, благодаря тому, что избежали ложной культуры, открыли в пустыне то, чего они ранее не знали – природу. С ней они жили, ее красотой восхищались и ее прославляли. Мы имеем от пустынников четвертого столетия такие изображения природы, которые редко производила древность. Как радостные дети, хотели они жить со своим Богом в Его саду. Но другие понимали аскетизм иначе. По их убеждению, необходимо избегать не только культуры, но также и природы,– не только общественных порядков, но также и человека. Все, что может сделаться поводом ко греху (а что не может сделаться таким поводом?), следует отвергнуть, – всякую радость, всякое знание, всякое человеческое благородство (Menschenadel). 1406 Какой же из двух, здесь только в схеме представленных, родов этого монашества более последователен на греко-римской почве? Какой идеал в исторически-религиозном отношении автентичный, – идеал тех природе и Богу радующихся братьев, которые в тихом уединении жили познанием Бога и мира, или идеал указанных кающихся героев, совершенно отрешившихся от Бога и людей. Только последний. 1407 Мы должны представить себе историческую связь. Всеобщий взгляд того времени гласил, что высший идеал может быть осуществлен только вне мира, вне всякого призвания: он заключен в аскетизме. Хотя последний есть средство к цели, но вместе также и самоцель; ибо он содержит в себе ручательство, что кающийся достигает созерцания Бога. Если это положение правильно, то не только культура, природа, любовь к людям, но и всякая нравственная деятельность должны быть устранены, как несовершенное и неблагоприятствующее созерцательному настроению; это значило отважиться на грандиозную попытку освободить себя от почвы природы, культуры, даже от мира нравственного, чтобы этим путем представить в себе чисто религиозного человека.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Zarin/a...

Нельзя лишать россиян последнего. Об этом я написал в своем обращении и отправил его в правительство РФ». Фото: dddkursk.ru «С позиции правительства в условиях дефицита бюджета снижение прожиточного минимума – вынужденная мера, с позиции граждан – безобразие, – комментирует новость сопредседатель Российского Союза потребителей, кандидат экономических наук Евгений Мясин . – Он и так несовершенен, за чертой бедности в стране находится гораздо большее количество людей, чем зафиксировано в данных Росстата. И потребительская корзина у нас сильно перекошена. Как удобно смотреть, так и считают. Непродовольственные товары в ней, например, указываются в процентах… Конечно, от снижения показателей пострадают малообеспеченные граждане. К цифрам привязаны субсидии, пособия по коммуналке, да многое». И напоследок о том, как постановление правительства РФ будет работать на практике. Из-за предпоследнего изменения уровня прожиточного минимума число получателей федеральной социальной доплаты к пенсии в Хакасии сократилось на 1406 человек, в Калмыкии – на 1953 человека, в Псковской области – на 639 человек, в Липецкой области – на 238 человек. Это неполная статистика за февраль. К апрелю списки исключенных увеличатся. «Бюджеты регионов немного сэкономят на социальных выплатах. Решение о снижении прожиточного минимума – помощь именно бюджетам регионов, которые в большинстве своем имеют серьезные долги и дефицит (за исключением Тюменской области – у нее всё в порядке), – говорит директор региональной программы Независимого института социальной политики Наталья Зубаревич . – Эта помощь – за счет населения, а не за счет федерального бюджета, тоже имеющего большой дефицит. Очевидно, в городах и областях сократится число получателей социальных пособий и объем выплат. Общий вывод – за кризис платит население, и это только начало». Читайте также: Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.

http://pravmir.ru/pochemu-byi-dmitriyu-a...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010