1401 . 4 . Для постоянного подкрепления и освежения телесных сил первозданного человека, для поддержания жизни его навсегда, Бог насадил посреди рая древо жизни ( Быт. 2:9 ), плодами которого питаясь, человек и телом был бы безболезнен и бессмертен (Простр. Хр. Катех. о чл. 1, отв. на вопрос: что такое древо жизни?). Посему-то Священное Писание свидетельствует, что Бог смерти не сотворил ( Прем. 1:13 ), что Он создал человека в нетление (- 3:23), и что одним человеком грех вошел в мир, и грехом смерть, так и смерть перешла во всех человеков, потому что в нем все согрешили ( Рим. 5:12 ). Равным образом святые Отцы единогласно учат, что человек создан был бессмертным или для бессмертия; 1402 и Православная Церковь на Карфагенском Соборе определила: “если кто скажет, что Адам, первозданный человек сотворен смертным, так что хотя бы согрешил или не согрешил, умер бы телом, т.е. вышел бы из тела, не в наказание за грех, а по необходимости естества: да будет анафема” (Прав. 123). Но, с другой стороны, из Писания же видно, что это бессмертие человека даже по телу зависело не от свойства самого тела его, созданного из земли, а от божественной благодати, и орудием этой благодати было насажденное в раю древо жизни: и теперь, сказал Господь по падении нашего праотца, как бы не простер он руки своей, и не взял от дерева жизни, и не вкусил, и не стал жить вечно ( Быт. 3:22 ). Древние учители Церкви также разумели под бессмертием Адама даже по телу не то, будто он не мог умереть по самому свойству своей телесной природы, а то, что он только предназначен был для бессмертия, 1403 что он мог не умирать по особенной благодати Божией, если бы оставался верным Богу, в награду за свою покорность, 1404 и что проводником этой благодатной силы Божией служило в раю древо жизни. “Если бы мы, говорит святой Григорий Богослов , пребыли тем, чем были, и сохранили заповедь, то сделались бы тем, чем не были, и пришли бы к древу жизни от древа познания. Чем же мы сделались? Бессмертными и близкими Богу”. 1405

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

9 . Вот, предсказанное прежде сбылось, и новое Я возвещу, прежде нежели оно произойдет, Я возвещу вам. Мы видели в предыдущих главах 1404 , что Исаия, по повелению Божию предсказывал, что Иерусалим не погибнет от Ассура, но что сам Ассур понесет поражение, вступив на землю Израилеву. Это-то пророчество, которое уже сбылось на глазах слышавших его, и чудо гибели армии Сеннахерима, должны были служить удостоверением, что и все глаголы Божии сбудутся. Но для умудренных Господом людей с честным сердцем пророчества должны были иметь более обширный смысл. Они говорили о будущности всего человечества и о Мессии, на Котором сосредоточены были все ожидания и надежды. К этому мировому событию и относятся следующие стихи: очи духовные пророка видят свет великий, и он восклицает: 10 . Пойте Господу новую песнь, хвалу Ему от концов земли, вы, плавающие по морю, и всё, наполняющее его, острова и живущие на них. 11 . Да возвысит голос пустыня и города ее, селения, где обитает Кидар; да торжествуют живущие на скалах, да возглашают с вершин гор. 12 . Да воздадут Господу славу, и хвалу Его да возвестят на островах. С этими стихами мы сблизим по тожеству мысли первый стих псалма 95-го: „Воспойте Господу песнь новую; воспойте Господу вся земля!“ Весь этот псалом, который по тексту греческой библии приписывается Давиду 1405 , заключает в себе призыв ко всем народам земли благословлять имя Господне, „ибо „Господь царствует!“ ( Пс. 95:10 ) и „Он будет судить вселенную по правде“ ( Пс. 95:13 ). В этом же псалме (ст. 6) упоминается о ничтожестве идолов, которым кланялись народы. Те же мысли мы находим в псалмах 96 и 97, (который также начинается словами: „Пойте Господу новую песнь) и в псалмах 98 и 99, которые все в греческой библии надписаны именем Давида. Все они восклицают: „Господь царствует!“ и это благовестие лежит в основании этих молитвенных и хвалебных песнопений. Многие комментаторы 1406 указывают, что приведенные нами псалмы сближаются по мысли и выражениям со многими местами пророка Исаии, и что начертание их, может быть, должно относить ко времени Езекии, а начертателем их некоторые называют самого Исаию, некоторые царя Езекию; во всяком случае, признавая несомненное сходство Мессианских пророчеств Исаии с этими псалмами. Как мы знаем из XXV главы книги Притчей Соломона, – царем Езекией поручено было сделать собрание этих притчей. Точно тоже вероятно делалось и для Псалмов Давида и ему современных певцов 1407 . Дух Израиля в это время поднялся радостью чудесного избавления от Сеннахерима, и среди народа вспыхивает опять огонь духовной поэзии, или лучше сказать Божественного вдохновения, Тогда, по образцу священных песнопений Давида, являются новые псалмы, в которых слышатся Мессианские пророчества Исаии. Так объясняют многие происхождение пяти псалмов (95–99), о которых мы говорили выше.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Вышеприведенные тексты Библии ясно говорят, что люди, исказившие религиозно-нравственную природу свою и не воспитавшие в себе любви к истине для ограждения себя от лжеучения, верят ложным чудесам и принимают сопровождаемое ложными чудесами лжеучение. Это самое лжеучение, по слову Божию, и служит для таких людей наказанием за их беззакония 1399 . Священное Писание указывает и признаки ложного чуда. «Если восстанет, – говорится в Библии 1400 , – среди тебя 1401 пророк и представит тебе знамение или чудо, и сбудется это знамение или чудо, о котором он говорил тебе, и скажет притом: «пойдем вслед богов иных, которых ты не знаешь, и будем служить им», то не слушай слов пророка, а пророка того должно предать смерти за то, что он уговаривал вас отступить от Господа Бога вашего, – желая совратить тебя с пути, по которому заповедал тебе идти Господь, Бог твой; итак, истреби зло из среды себя». «Если бы даже мы, – пишет св.апостол Павел, – или ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема» 1402 , «ибо восстанут лжехристы и лжепророки и дадут великие знамения и чудеса, чтобы прельстить, если возможно, избранных», но вы »не верьте " 1403 . В таком же смысле устанавливают критерии для определения ложного чуда и учители церкви: блж.Феодорит 1404 , блж.Августин 1405 и Тертуллиан 1406 . По их учению, критерием для констатирования ложных чудес, о появлении которых говорил Иисус Христос, должно также служить сопровождаемое этими чудесами учение. Если оно не достойно Господа Бога, то и чудо, следовательно, ложное. На основании только что приведенных текстов можем заключить, что чудо само по себе не может еще служить доказательством Божественного посланничества, ибо подобие истинных чудес, как видно из этих же текстов, могут совершать ложные пророки 1407 , призывая людей следовать учению, противному истине Богооткровенной. Таким образом, возвещаемое учение служит критерием совершаемого этим провозвестником чуда 1408 . В этом соответствии чуда учению и заключается главное отличие истинного чуда от ложного и чудес 1409 , описываемых, но не объясняемых 1410 в язычестве 1411 .

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/chu...

Между первой и окончательной версиями « Извещения » располагается промежуточная редакция 1938 года, которая отличается от начальной последним актом, который Клодель перерабатывает под воздействие режиссера Дюллена, осуществлявшего постановку пьесы на сцене Комеди Франсез. Это принципиально новое решение финала, да и всего сюжета (Четвертый акт становится «Актом Мары», «Оправданием Мары»; кроме того, Пьер де Краон остается в финале за сценой) переносится в окончательную сценическую редакцию 1948 года, перевод которой мы публикуем в настоящем издании. Эта окончательная версия только развивает и усиливает то триумфальное, величественное разрешение, которое было намечено уже в промежуточной версии. Как увидит читатель, в изначальном замысле Клоделя акценты были раставлены иначе. Мара уходила в тень, протагонистом акта был не столько Анн Веркор (который в окончательном акте приобретает черты Отца евангельских притч, а здесь он скорее — слабый и уходящий из жизни старик, не заставший свою дочь в живых и не захотевший на прощание взглянуть на ее лицо), а исцеленный и достигший высот своего мастерства Пьер де Краон. Тема любви Виолены к Жаку, яркая в первой версии, также уходит в тень. Окончательный вариант несомненно компактнее и сценичнее. Однако его неприкрыто мистериальный характер, его литургический триумфализм может вызывать недоверие у читателей, требующих «реалистичности» изложения этого — чрезвычайно далекого от натуралистического «реализма» — сюжета. Подробные справки об истории текстов, публикаций, постановок и критики « Извещения Марии» см.: Paul Claudel. Theatre. II. Edition revue et augmentee. Textes et notice йmablis par Jacques Madaule et Jacque Petit. NRF. Gallimard, 1965. Pp. 1381 — 1404.   5 Чтение перед университетской аудиторией в августе 1982. Автор ссылается на вариант текста, опубликованный в 1912 г. 6 Вот, Господь, Господь Саваоф, отнимет у Иерусалима и у Иуды посох и трость, всякое подкрепление хлебом и всякое подкрепление водою, храброго вождя и воина, судью и пророка, и прозорливца и старца, пятидесятника и вельможу и советника, и мудрого художника и искусного в слове. И дам им отроков в начальники, и дети будут господствовать над ними. Ис.3,1–3. 7

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=712...

Невинность Даниила была чудесно доказана и царь, полный радости за своего любимца, велел немедленно освободить его изо рва. Разломали печати, отвалили камень от верхнего отверстия и пророка невредимым подняли наверх на глазах всех присутствовавших 1404 . Теперь нужно было подвергнуть наказанию врагов пророка, так безжалостно и невинно осудивших его на смерть. По обычаям и законам того времени 1405 , клеветники подлежали тому же наказанию, какому они подвергли свою невинную жертву; так и теперь Дарий осудил их на растерзание теми же львами. Приведенные ко рву, сановники пытались было увернуться, старались доказать, что Даниил, благодаря только случайности, спасся от смерти; они говорили, что львы были сыты и потому не хотели не только коснуться, но и подойти к пророку. Царь для удостоверения велел бросить львам множество мяса, а когда звери насытились, приказал спустить в ров клеветников, чтобы увидеть, коснутся ли их львы 1406 . Это было, конечно, смертным приговором для них, и не только для них, но и для их жен и детей, как было в обычае на востоке 1407 . Суд Божий, действительно, не замедлил исполниться над врагами пророка: не успели они еще достигнуть дна ямы, как львы подхватили их на воздухе 1408 , растерзали и сокрушили сами кости их. Дарий, видя столь чудесные действия Бога Даниилова, Который спас Своего избранника и наказал врагов его, – скоро после того издал указ ко всем своим подданным, в котором повелевал, чтобы во всех пределах царства его «трепетали и благоговели пред Богом Данииловым, потому что Он есть Бог живый и присносущий, и царство Его несокрушимо и владычество Его бесконечно. Он избавляет и спасает и совершает чудеса и знамения на небе и на земле; Он избавил Даниила от силы львов». Называя Бога Даниилова живым и присносущим, признавая Его знамения и чудеса и повелевая на этом основании всем «трепетать и благоговеть» пред этим Богом, Дарий, при всем том, еще далек от того, чтобы признать Бога Даниилова единым, истинным Богом; как и Навуходоносор, он не возвышается и не возвысился над своими политеистическими верованиями, даже не узаконил поклонения Богу израильскому; – но тем выше была честь, оказанная им пророку Даниилу: он любил и уважал старца-праведника, сделал его одним из первых своих друзей 1409 , возвысил и уважал Ананию, Азарию и Мисаила 1410 , которые по-прежнему трудились на пользу своих братий в чужой земле.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Pesocki...

Образовать такой «зародыш» невозможно человеку одними своими усилиями без помощи свыше. Как засвидетельствовал об этом Сам Христос, сказавший: Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня ( Ин. 14:6 ), но в то же время, никто не может придти ко Мне, если не привлечет его Отец, пославший Меня ( Ин. 6:44 ) своей благодатью через Духа Святого, который от Отца исходит ( Ин. 15:26 ), и которого мир мудрствующий плотски, не может принять, потому что не видит Его и не знает Его ( Ин. 14:17 ). Причина неприятия Духа Божия одна – нежелание изменяться. Человек – свободное существо, в воле которого наличествует возможность бытийного самоопределения в сторону добра или зла. И хотя грехопадение наложило оковы на человеческую свободу, все же в ней еще сохранилась возможность свободного желания. Бог же ничего большего от человека и не требует. Он спасает желающих. 1399 Таким образом, «воля человеческая есть как бы существенное условие. Если нет воли, Сам Бог ничего не делает», 1400 ибо «сотворить нас Бог мог без нас, а спасти нас без нас не может». 1401 Для совершения этого Он нуждается в произволении человеческом также, как перо или меч в действующем. 1402 Сама по себе «человеческая природа слаба для здания чего-нибудь доброго, и потому мы ничего не достигли бы из того, о чем стараемся, если бы не определяло в нас добро Божие содействие». 1403 Бог содействует действиям человеческим, если человек делает все от него зависящее для претворения в жизни своей благодати Святого Духа, обновляющей его природу и воссозидающей его к жизни Божественной. Весь этот процесс, будучи процессом прежде всего нравственного воссоздания, не может совершаться вне сознания и воли человеческой, а значит не может совершаться без добровольного на то согласия со стороны самого человека. В этом смысле человек должен сам изменять себя, из ветхого превращаясь в нового. Человек не может и не должен рассчитывать на совершение благодатью спасения его без него и помимо его. «Непостижимый Бог, – говорит св. Игнатий Брянчанинов , – по сотворении человека, даровав ему все средства к сохранению жизни, предоставил избрание жизни или смерти его свободному произволению: точно так и при искуплении непостижимый и в благости и в разуме Своем Бог, совершив искупление, предоставил нашему произволению принятие или отвержение искупления»! 1404

http://azbyka.ru/otechnik/Vadim_Korzhevs...

Псалом 105 Аллилуия 1395 Исповедайтесь Господу, ибо Он благ, ибо во век милость Его. Кто поведает могущество Господне, во всеуслышание возвестит все хвалы Его? 1396 Блаженны хранящее истину и творящие правду во всякое время! Вспомни о нас, Господи, в благоволение к народу Твоему, посети нас спасением Твоим, Дабы видеть благоденствие избранных Твоих, веселиться веселием народа Твоего, хвалиться с наследием Твоим! Согрешили мы с отцами нашими, беззаконновали, совершили неправду. Отцы наши в Египте не уразумели чудес Твоих, не помнили множества милости Твоей и огорчили (Тебя), входя в Чермное море. Но Он спас их ради имени Своего, дабы показать силу Свою, И удержал Чермное море, и оно обсохло, и провел их по бездне, как по пустыне. И спас их от руки ненавидящих 1397 , и избавил их от руки врагов 1398 . И покрыла вода притеснителей их: ни один из них не остался. И поверили они слову 1399 Его и воспели хвалу Ему. Но скоро забыли дела Его, не ожидали совета Его 1400 . И предались чрезмерному желанию в пустыне и искушали Бога в безводной. И Он исполнил просьбу их: послал пресыщение душам их 1401 . И прогневали Моисея в стане, Аарона, священника Господня. Разверзлась земля, и поглотила Дафана, и покрыла скопище Авирона. И возгорелся огонь в скопище их, пламень попалил грешников 1402 . И сделали тельца у Хорива, и поклонились истукану. И променяли славу Его на подобие тельца, ядущего траву. И забыли Бога, Спасителя своего, сотворившего великое в Египте, Чудеса в земле Хамовой, страшное в море Чермном. И изрек: «Истребить их», – если бы Моисей, избранник Его, не стал, в поражении 1403 , пред Ним, (моля) отвратить гнев Его, дабы не погубил их 1404 . И уничижили землю желанную, не поверили слову Его. И роптали в шатрах своих, не слушались гласа Господня. И поднял Он руку Свою на них, чтобы низложить их в пустыне, И низложить племя их в народах и рассеять их по странам (земли) 1405 И послужили 1406 Веелфегору 1407 , и ели жертвы мертвым 1408 . И раздражали Его делами своими, и велика была у них язва.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

В этом отношении показательным можно считать недавнее изучение второго труда Кирика – «Вопрошания» (середина XII в.). Существует недостаточно известный широкой общественности и мало изученный наукой особый феномен восприятия времени на Руси XV–XVI в. как своего рода магической сущности, влияющей на события реальной жизни отдельного индивида. В связи с этим взглядом исход событий мог быть благоприятным, неблагоприятным и нейтральным. Кодирование исходов по указанным качествам производилось, например, с помощью общественных часов, установленных в Московском Кремле в 1404 г., и вспомогательных таблиц, на основе которых все часы суток разделялись на «добрые», «злые» и «средние». Причем каждый день менялись магические качества часов по определенному (недельному) циклу. Таким образом, чтобы судить, является ли данный момент времени благоприятным/неблагоприятным для какого-то события или поступка конкретного лица (отправления в путь, совершения сделки, заключения брака, зачатия ребенка), нужно было знать час с его магической природой указанного типа и день недели, к которому приурочивалось событие. Славяно-русские источники, в которых была представлена рассматриваемая магическая концепция, охватывают период XV–XVII в. Древнейшим среди них, вероятно, является летописная запись 1404 г. об установке упомянутых башенных часов («часника») в Московском Кремле чернецом с Афона «сербином» Лазарем по заказу и повелению великого князя Московского Василия Дмитриевича (сына Дмитрия Донского). «Часник», как говорится в летописи, предназначался для «часомерия», смысл которого не раскрывался. Но после того как был обнаружен перечень отреченных знаний с «часомерием», стало возможно его трактовать в сокровенном смысле 53 . Д. С. Лихачев оценивал московские часы 1404 г. как показатель одной из черт историчности сознания 54 . Соответствующие ятронаучные славяно-русские источники представляют собой таблицы, по которым для каждого часа любой даты можно определить его (часа) магическое качество с целью прогнозирования благоприятности/неблагоприятности исхода событий.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirik_Novgorod...

Пользуясь ситуацией, В. Д. вновь повел наступление на Вел. Новгород. Весной 1401 г. в Москву по церковным делам приехал Новгородский архиеп. Иоанн II . Митр. Киприан арестовал его и продержал в заключении более 3 лет. Такая акция не могла осуществиться без ведома вел. князя, возможно, она была предпринята по его указанию. Летом того же года В. Д. направил рать на Подвинье. Оно было повоевано, мн. люди были убиты, часть местной знати попала в плен. Однако др. двинским боярам удалось разбить москвичей у Холмогор. Тогда В. Д. послал отряд на Торжок, москвичи захватили в плен 2 видных новгородских бояр, отпущенных на свободу лишь в следующем году. Мир между Вел. Новгородом и вел. князем был восстановлен. Летом 1404 г. архиеп. Иоанн вернулся в Новгород. Его освобождение было косвенно связано с нарастанием литов. активности на зап. рубежах рус. земель. В 1403 г. литов. кн. Семён Ольгердович захватил Вязьму. Весной 1404 г. литов. вел. кн. Витовт осадил Смоленск, однако 3-месячная осада города ему ничего не принесла. Пытаясь избавиться от нараставшей литов. угрозы, Смоленский вел. кн. Юрий Святославич обратился за помощью к московскому вел. князю, предлагая ему свое княжество. В. Д. отказался, не желая нарушать договоренности с Витовтом, к-рые, по-видимому, предусматривали отказ Москвы от поддержки Смоленска, а Литвы от притязаний на Вел. Новгород и Псков. 26 июня 1404 г. Смоленск был присоединен к владениям Витовта. Окрыленный успехом, литов. вел. князь начал борьбу за подчинение Вел. Новгорода и Пскова. В февр. 1406 г. он без объявления войны взял псковский г. Коложе, опустошил окрестности и увел в плен 11 тыс. жителей. В авг. на псковские волости совершили нападение союзные Витовту нем. рыцари. Псковичи обратились за помощью в Москву. В. Д. вынужден был расторгнуть мир со своим тестем и начать войну. В сент. 1406 г. московская рать и ордынцы без особого успеха воевали под Вязьмой и Серпейском. Литов. войска воевали под Можайском, захватили Воротынск и Козельск. Встретившись на р. Плаве, притоке р. Упы, стороны пошли на перемирие с 1 окт. 1406 по 16 мая 1407 г. Затем военные действия возобновились. Но в конце концов, простояв 12 дней на р. Угре, В. Д. и Витовт 14 сент. 1408 г. заключили между собой мир.

http://pravenc.ru/text/150783.html

Тем временем папа Урбан и антипапа Климент не только использовали в борьбе интердикты и дипломатию, но и посылали друг на друга войска (папа Урбан даже назвал свое военное предприятие крестовым походом). Преемником Климента VII в Авиньоне стал престарелый арагонец Бенедикт XIII (1394–1424) 146 – человек несговорчивый и неуравновешенный, но в то же время энергичный и с твердым характером и принципами, так что, как пишут некоторые исследователи, если бы он был избран не в авиньонской, a в римской линии, то, вероятно, снискал бы славу одного из величайших понтификов. Это лишь осложнило ситуацию, тем более что преемники Урбана Бонифаций IX (1389–1404), который не умел даже писать и едва справлялся с отправлением богослужений (nesciens scribere etiam male cantabat), зато отлично разбирался в искусстве правления, непотизме и симонии (как пишет современник – английский хронист Адам из Уска: «Бонифаций, непрестанно объедавшийся симонией, не насытился ею до самой смерти»), и знаток «обоих прав» (т.е. гражданского и канонического) и делопроизводства Иннокентий VII (1404–1406), – оба они были неаполитанцами и обоим на момент избрания было 35 лет, – согласно отлучали от церкви авиньонских пап и их кардиналов как еретиков, пиратов и разбойников. Несмотря на то что все кардиналы перед конклавами подписывали клятвенное обещание, что каждый из них в случае избрания его папой сделает всё для преодоления раскола (даже если для этого придется отречься), никто не знал, как положить ему конец. 2. Попытка уврачевания раскола После смерти Климента VII король Франции призвал авиньонскую коллегию повременить с выбором преемника, но кардиналы, догадываясь о содержании послания, не вскрыли его, пока не избрали Бенедикта XIII. Бенедикт сразу выразил горячее желание покончить с расколом и разработал план, намереваясь при личной встрече с Бонифацием IX заключить с ним соглашение. Однако миролюбивые планы были отложены: соперничавшие папы отказывались верить в добросовестность друг друга. В январе 1408 г. авиньонский папа Бенедикт XIII был в Портовенере близ Специи, римский папа Григорий XII (1405–1415) – в Лукке, в пятнадцати километрах от соперника, но личная встреча так и не состоялась.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010