1429 Раввины говорят, будто пророк Даниил возвратился с соотечественниками в Палестину и здесь вместе с пророками Аггеем, Захарией и Малахией устроил так называемую великую синагогу (Bertholdt. Daniel. 1 . Н. S. 10. – Hamburger. Real-Encyclopädie für Bibel u. Talmud. S. 224); тоже говорят персидские историки, – будто сам Кир послал, Даниила в Иудею, дал ему во владение г. Дамаск, вместе с его окрестностями и назначил правителем Сирии (Herbelot. Bibliotheque orientale. P. 283, 773–774); предполагают тоже и некоторые комментаторы (Iachiades. Paraphrasis in Danielem. P. 27). Но допустить это возвращение нет оснований: сам пророк ничего не говорит о нем; да и Ездра (гл. 2) и Неемия (7 гл.) в своих пространных перечнях возвратившихся из плена не упоминают его имени; а это было бы немыслимо, если бы возвращение Даниила действительно состоялось. 1432 Храм, разумеется, представлял собою одно здание в семь этажей, может быть, кверху суживавшихся один за другим. Существование в Вавилоне семиэтажных храмов подтверждается и клинообразными надписями (Schrader. Keil. Bibl. В. III-1. Н. S. 51). 1433 Геродот. История. Пер. Мищенка. T. I. Стр. 93, 94. – Диодор Сицилийский. Историческая библиотека. Пер. Алексеева. Ч. I. Стр. 177–178. 1441 Schrader. Keil. Bibl. В. III-2. Н. S. 121, 123, 125, 127. О том же свидетельствует и Ксенофонт (Киропедия. Пер. Янчевецкого. Стр. 243). Впрочем, персы вообще не только отличались религиозною веротерпимостью, но и перенимали божества у покоренных ими народов (Геродот. История. Пер. Мищенка. Т. 1. Стр. 70). 1442 Из последующих частностей библейского рассказа ( Дан. 14:11, 14 ) и из клинообразных надписей (Schrader. Keil. bibl. В. I, S. 13, 41, 45, 57, 109, 117, 119, 131, 135, 137, 139, 155, 167, 173; В. II, S. 7, 13, 39, 49, 79, 141, 187, 235; В. III-2. Н., S. 37, 101, 103, 111) видно, что цари ассиро-вавилонские нередко лично приносили жертвы богам. Не даром сами же они величают себя в этих надписях «жрецами богов» (Schrader. Keil. Bibl. В. I, S. 3, 5, 13, 17, 43, 45, 55, 57, 69, 113, 115, 131, 153, 177, 191; В. II, S. 13, 35, 39, 53, 215; В. III-2. Н., S. 37, 39, 47, 53, 55, 61).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Pesocki...

Скачать epub pdf Путь спасения 1. Как его совершать Путь спасения, конечно, ведом вам. Покаявшись и положив намерение жить исправно, надо уже без всяких уступок приносить плоды Покаяния в посте, молитвах и помогании другим. Надо любить уединение, молчание и труд, чтобы меньше мысли рассеивались. Блуждание мыслей расслабляет благое намерение. К службам ходить неопустительно и дома утруждать себя поклонами. Читать душеспасительное хорошо, но не много. Немногое прочитанное запоминать надо, чтобы не попусту читать. С Господом Спасителем вести непрестанную беседу. Знай всякая свой угол и Господа, и больше ничего. (Вып. 8, пис. 1441, стр. 170–171) 2. Милость Божия буди с вами! Уже и приняли вы великую милость, когда дал вам Бог образумиться и стать на должную дорогу. Вы неправо думаете, что это было простое дело. Кажется, вы хотите этим смирение показать, а между тем приписываете себе дело, которое не может быть иначе совершено, как благодатию Божиею. Это большая гордость. Извольте исповедать, что вас Господь призвал к жизни по Богу, чем показал, что избирает вас для Царствия Небесного. Исповедуя же сие, благодарите Господа и со страхом и трепетом совершайте свое спасение, боясь, как бы, отпадши снова, Духа благодати не укорить и Крови Сына Божия не попрать. Вы уже были призываемы путем рождения, Крещения и воспитания и стояли на добром пути, но уклонились, поправ благодать святого Крещения. Теперь снова призваны. Бойтесь опять отступиться от Бога. Благодать двояко действует – со вне, когда призывает, и – это всеобщая благодать, никто не исключен; ибо Господь всем хощет спастися и в разум истины прийти, когда кто, вняв призванию, обращается, тогда благодать через Таинство Крещения или Покаяния внутрь вселяется и там созидает спасение, или образует из стихий добра, естественных человеку, нового человека, наследника вечного Царствия Небесного, не властительски, а руководительно и помогательно, т.е. указывая добро и помогая совершать его. В сем последнем чине состоите вы. Вам предлежит: теките добре, да постигнете, подражая апостолу Павлу, который говорит о себе: «тако теку, да постигну».

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

V. Взамен пункта 1 статьи 1441 законов гражданских (Свод, зак., т. X, ч. 1, изд. 1900 г.) постановить следующее правило: " Внебрачные дети узаконяются браком их родителей " . VI. Статью 145 законов гражданских (Свод, зак., т. X, ч. 1, изд. 1900 г.) заменить следующими двумя статьями: 145. Усыновление дозволяется лицам всех состояний, без различия пола, кроме тех, кои по сану своему обречены на безбрачие. Примечание к сей статье остается в силе. 145 1 . Усыновление чужих детей не допускается, если у лица усыновляющего есть собственные законные или узаконенные дети. VII. Отделение IV главы I раздела II книги I законов гражданских (Свод, зак., т. X, ч. 1, изд. 1900 г.) дополнить следующею статьею: 150 1 . Для усыновления собственных внебрачных детей допускаются следующие изъятия: 1) усыновлять может совершеннолетний и ранее достижения им тридцатилетнего возраста и не будучи восемнадцатью годами старше усыновляемого (146); 2) усыновление допускается и в том случае, если у лица усыновляющего есть собственные законные или узаконенные дети; такое усыновление допускается, по достижении сими детьми совершеннолетия, с их согласия, выраженного в письменном акте с засвидетельствованием их подписи нотариальным порядком, а до достижения означенными детьми совершеннолетия - только при жизни другого их родителя и с его согласия, удостоверенного в том же порядке, и 3) при усыновлении отцом внебрачного ребенка требуется согласие матери ребенка (ст. 149) в том лишь случае, если она значится в метрической о его рождении записи или если происхождение от нее ребенка удостоверено судом (ст. 132 15 ). VIII. Статью 179 законов гражданских (Свод, зак., т. X, ч. 1, изд. 1900 г.) дополнить следующим примечанием: " В отношении питомцев воспитательных домов соблюдаются правила, в уставах сих домов постановленные " . IX. Статьи 663 и 666 законов гражданских (Свод, зак., т. X, ч. 1, изд. 1900 г.) изложить следующим образом: 663. Если подвергшаяся изнасилованию девица не имеет средств к существованию, то из имения лица, виновного в изнасиловании, должно быть по требованию ее или ее родителей, или опекунов, обеспечено приличное ее состоянию, соразмерное с имуществом виновного содержание до выхода ее в замужество и возвращены все употребленные на ее излечение и попечение о ней во время лечения издержки, если последствием преступления была болезнь изнасилованной.

http://predanie.ru/book/219719-semeynyy-...

   За пределами Украины отношения между православными и римо-католиками в XVII в. были, как правило, дружественными. Во многих областях восточного Средиземноморья, в частности, на греческих островах под управлением Венеции, греки и латиняне участвовали в совместных богослужениях: мы даже читаем о римско-католических процессиях с освященными Дарами, в которых участвовало православное духовенство в полном облачении, со свечами и хоругвями. Греческие епископы приглашали латинских миссионеров проповедовать своей пастве и принимать исповеди. Но после 1700 г. эти дружественные связи постепенно ослабевают, а к 1750 г. практически прекращаются. В 1724 г. значительная часть православного Антиохийского патриархата перешла под юрисдикцию Рима. После этого православные иерархи, опасаясь подобного развития событий в других частях Турецкой империи, резко сократили общение с римо-католиками. Антиримские настроения достигли кульминации в 1755г., когда патриархи Константинополя, Александрии и Иерусалима объявили латинское крещение полностью недействительным и потребовали заново крестить всех обратившихся в православие. «Крещение еретиков должно отвергнуть и отринуть, — говорилось в декрете, — воды этого крещения не приносят пользы… и не дают освящения принимающим их, и вовсе не доставляют омовения грехов». Данная мера оставалась в силе вплоть до конца XIX в. Но она не распространялась на Россию: между 1441 и 1667 гг. русские обычно крестили обратившихся из католичества в православие, но после 1667 г. они этого, как правило, не делали.    В XVII в. православные поддерживали отношения не только с римо-католиками, лютеранами и кальвинистами, но также с Англиканской церковью. Кирилл Лукарис переписывался с архиепископом Кентерберийским, а будущий патриарх Александрии Митрофан Критопулос учился в Оксфорде с 1617 по 1624 гг. Критопулос является автором «Исповедания», слегка протестантского по своему тону, но широко используемого в Православной церкви. Около 1694 г. существовал даже план учредить «греческий колледж» в Gloucester Hall в Оксфорде (ныне Worcester College), и почти десяток греческих студентов действительно отправились в Оксфорд. Но план провалился из-за отсутствия средств, большинство греков сбежало назад, найдя пропитание и жилище слишком скудными. С 1716 по 1725 гг. весьма интересная переписка поддерживалась между православными и «неприсягнувшими» — группой англикан, которые предпочли в 1688 г. отделиться от основного тела Англиканской церкви, чем принести клятву на верность узурпатору Вильгельму Оранжскому. «Неприсягнувшие» сделали попытку сближения с четырьмя восточными патриархами и с Русской церковью в надежде установить евхаристическое общение с православными. Но они не смогли принять православное учение о присутствии Христа в евхаристии, их также смущало почитание православными Богоматери, святых и икон. В конце концов переписка оборвалась, так и не приведя к согласию.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Муч. Игн. =Мученичество Игнатия. Библиогр. см. выше, с. 474. Муч. Перпетуи=CPL 32 ( BHL 6633–6635, BHG 1482). TLG 2016/1. Муч. Пиония=BHG 1546. TLG 2005/1. См. также: Atti е passioni dei martiri. Fondazione Lorenzo Valla, 1990 2 , 149–192. Слав. пер.: Северьянов С. Супрасльская рукопись (Пам-ки старослав. яз. II 1). СПб., 1904 (Graz, 1956 г ), 124–142. Муч. Полик.= Мученичество Поликарпа. Библиографию см. выше, с. 407 сл. Ориг.= Ориген . О нач.=CPG 1482. TLG 2042/2–4 (греч. фр.). О началах/Пер. Н.Петрова . Казань, 1899 [отд. оттиск из ПС за 1899 г.]. Переизд.: Рига, 1936; Самара, 1993. Прот. Цельса=CPG 1476. TLG 2042/1. Пер. Л.Писарева : Казань, 1912 [из ПС за 1903–1905 г., пер. кн. 1–4] (М.; Н.-Й., 1996 п ). Отрывки: Ранович 1990, 270–331. Перевод (пока неполный) 5-й кн. А.Р. Фокина : Богословский сборник Православного Свято-Тихоновского богословского института 2–4, 7. Com. Mat.=CPG 1450. TLG 2042/28–32. Сот . in Ida.= Commentarii in evangelium Joannis. CPG 1453. TLG 2042/5. Explanat. in epist. ad Rom.=CPG 1457 (1) [latine]. Cf. TLG 2042/36–39. Hom. in los. Nave= In Jesu Nave homiliae xxvi [latine]. CPG 1420. Cf. TLG 2042/25, 54. Hom. in Lev.= Homiliae in Leviticum [latine]. CPG 1416. Cf. TLG 2042/24: Hom. in Luc.= Homiliae in Lucam [latine]. CPG 1451. Cf. TLG 2042/16. Но m. in Num.= Homiliae in Numeros [latine]. CPG 1418. Cf. TLG 2042/52. Hom. in Ps. 37 = Homiliae in Psamos [latine]. CPG 1428. Cf. TLG 2042/44, 58. In Ezech.= Homiliae in Ezechielem [latine]. CPG 1441. Cf. TLG 2042/27, cf. 62. Philocalia= Philocalia sive Ecloga de operibus Origenis a Basilio et Gregorio Nazianzeno facta (cap. 1–27). CPG 1502. TLG 2042/19. Prolog. in Cantic. Canticor.= In Canticum canticorum [latine]. CPG 1433. Cf. TLG 2042/26. Откр . Bapyxa=CANT 344. TLG 1154/1. Пер. с греч. М.Витковской по изд. James 1897 : Витковские 2000, 140–155. Откр. Павла=CANT 325. Пер. с греч. М.Витковской по изд. Tischendorf 1866 ( BHG 1460): Витковские 2000, 216–237. Откр. Петра=CANT 317. Пер. греч. фрагментов: Ранович 1990, 215– 217; полный перевод (эфиоп. текст в пер. с нем.) В.Витковского: Витковские 2000, 186–199.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Preobrazh...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КАЗИМИР IV ЯГЕЛЛОНЧИК (29/30.11.1427, Краков - 7.06.1492, Гродно), Литовский вел. князь (с 1440), король Польши (с 1447). Младший, 3-й сын польск. короля и Литовского вел. кн. Владислава (Ягайло) и Софьи Гольшанской. После смерти отца (1434) опекуном К. Я. стал Краковский еп. Збигнев Олесницкий, недоброжелательно к нему относившийся. В 1438 г. утраквисты выдвинули кандидатуру К. Я. на чеш. трон в противовес австр. герц. и герм. кор. Альбрехту II Габсбургу, однако год спустя после 2 неудачных военных походов К. Я. отказался от борьбы. В 1440 г., после убийства вел. кн. Литовского Сигизмунда Кейстутовича, в Великом княжестве Литовском начались междоусобицы, связанные с желанием части литов. знати разорвать унию с Польшей. Брат К. Я., кор. Владислав III Варненчик, направил его наместником в Великое княжество Литовское, однако без согласия польск. короля и сейма и в отсутствие Владислава в стране 29 июня 1440 г. литов. бояре провозгласили К. Я. вел. князем, что фактически означало разрыв унии между Польшей и Литвой. Юному вел. князю, действовавшему в согласии с боярами, удалось добиться стабилизации положения в стране (подавление бунта «черных людей» в Смоленске в 1440-1441, преодоление сепаратистских настроений в Жмуди) и мирным путем урегулировать территориальные споры с соседними гос-вами. Правление К. Я. в Литве стало временем усиления магнатских родов и формирования крупных магнатских латифундий. Кор. Казимир IV. Портрет. XIX в. (Литовский художественный музей, Вильнюс) Кор. Казимир IV. Портрет. XIX в. (Литовский художественный музей, Вильнюс) После гибели кор. Владислава III (1444) К. Я. был избран на польск. трон 23 апр. 1445 г. на съезде в Серадзе, однако, согласился стать королем только после отказа польск. стороны от условий Гродненской унии 1432 г. и признания привилея от 17 сент. 1446 г., устанавливавшего равноправие Польши и Великого княжества Литовского в объединенном гос-ве, а также равенство шляхты, проживавшей на обеих территориях.

http://pravenc.ru/text/1319876.html

Пътеводителка , Богородица с Младенеца Пътеводителка – виж Одигитрия. Извън речника: Пътеводителка. Слово Р Равена – град в италианската провинция със същото име. Равена била основана от тесалийците, къщите й били построени на колове, каналите отчасти заменяли улиците. След това Равена преминавала по ред в ръцете на етруските, сабиняните и галите, докато в 254 г. пр. Р.Хр. била покорена от римляните; те дали на Равена самостоятелно управление и различни привилегии и преимущества. В дните на Римската империя Равена била една от най-важните пристанща за римския флот. От 44 г. Равена има собствен епископ, а от 432 г. – архиепископ. Император Хонорий, спасявайки се от Аларих, в 402 г. избрал Равена за своя столица. След падането на Западната Римска империя Равена била превзета от Одоакър, крал на Герулите; в 493 г. след дълга обсада Равена била завладяна от Теодорих Велики. От 555 г. в Равена започва господството на Византия, продължило около два века. В 752 г. тя става собственост на лангобардите; в 754 г. Пипин я принася в дар на папата. От 1275 г. Равена става собственост на знатното семейство Полент, което преди се намирало във васална зависимост от папата. В 1441 г. Равена е завладяна от венецианците; в 1509 г. тя отново става владение на папата. В 1860 г. е включена в състава на Италианското кралство. Равена е забележителна с паметници на древнохристиянското изкуство, от времето на преминаването му във византийско изкуство. Равви (от сирийски – «учител») – Христовите учениците често се обръщали към Него с «Равви». Равин (евр.) – еврейски свещеник; еврейски законовед и законоучител. Развод . Като не лишава развеждащите се от любов и милосърдие, Православната Църква тъгува от трагедията и болката на развода. Макар че разбира брака като тайнство, изпълнявано за вечността по Божията благодат, тя не се отнася към развода законнически, а състрадателно. След необходимото пастирско наставление, разводът може да бъде разрешен, когато всички възможни средства за взаимно помирение са изчерпани. При повторен брак в последованието се четат покайни молитви за развода, просещи от Бога прошка и защита на новия брачен съюз. Обикновено трети брак не се разрешава. Разведени свещеници се отстраняват (поне за някакъв период) от служение и не им се разрешава да се оженят повторно, ако искат да продължат да свещенодействат.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

Рис. 397. Каменные и керамические надгробия в виде крестов из могильника VIII–X вв. у с. Гончарное (по А. Л. Якобсону) Не прекращал действовать и, собственно, херсонесский христианский      некрополь. Между тем, представление о его использовании было надолго перечеркнуто пессимистичным выводом А. Л. Якобсона относительно жалкого состояния города в V в. и после VI в„ сокращении населения, а значит, и христианского кладбища, якобы, сошедшего на нет 1440 . Раннесредневековый некрополь скрылся в тени своего великого предшественника, на изучение которого, особенно во второй половине 1970-х – первой половине 1990-х гг., оказалось направлено главное внимание исследователей даже тогда, когда они соприкасались с ранневизантийскими материалами 1441 . Общий массив открытых памятников огромен, ибо только во время наиболее масштабных раскопок загородного некрополя с 1890 по 1914 гг. было вскрыто свыше 3600 погребальных объектов античной и раннесредневековой эпохи и еще около 150 склепов и могил – в последней четверти XX в. Однако и в новейших, самых значительных обобщающих исследованиях он практически оказался обойден молчанием, которое иначе как «красноречивым» не назовешь 1442 . Характерно, что в своем новейшем историографическом обзоре Э. Ястжебовска отвела соответствующий раздел лишь позднеантичным (раннехристианским) кладбищам Херсонеса, a C. В. Ушаков, подводя итоги исследования некрополя, даже не упомянул о его средневековом периоде существования 1443 . Все это вполне соответствует неутешительному обобщающему выводу Энрико Дзанини, что археология кладбищ и тем более погребального обряда византийского мира до сих пор находиться в зачаточном состоянии 1444 . Поэтому вопросы топографии коллективных некрополей Херсона в VI–X вв., эволюции форм, типов и облика погребальных сооружений, их расположения, особенностей, не говоря уже о самом обряде погребения, его литургическом и бытовом воплощении, наконец, ментальном восприятии того, что мы называем смертью, остаются до сих пор открытыми, а некоторые предшествующие выводы требуют если не кардинального пересмотра, то существенных уточнений.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

360 г.), – не произошло того события, которое переполнило чашу терпения Илария, и побудило его выступить с резким обличением императора и его политики. Известно, что Иларий, прибыв в Константинополь из Селевкии вместе с омиусианскими делегатами (Василием Анкирским и др.) 1437 имел между прочим в виду добиться аудиенции у императора, и на очной ставке со своим давним врагом – галльским митрополитом – Сатурнином Арлесским (главным виновником ссылки Илария на восток), явившимся в Константинополь в составе ариминской делегации, – выяснить пред Констанцием свою невинность. Поданная Иларием с этою целию петиция к императору («2-я книга к Констанцию»), 1438 хотя высказывает императору местами суровую правду о современном церковном положении, 1439 но в общем изложена в почтительном к императору, соответствующем придворному этикету, тоне. 1440 Совершенно другим тоном звучит книга Илария «против Констанция», написанная им, видимо, по отъезде своем из Константинополя, после того, как Иларий получил от императора приказ, немедленно оставить столицу, как сеятель раздора между церквами, и ехать домой, на запад, а восточные омиусиане, долгое время поддерживавшие оппозицию против задуманной императором унии, малодушно присоединились к ней в ночь на 1 янв. 360 г. 1441 . Факт падения омиусианских епископов, с которыми Иларий в течение немалого времени поддерживал самые тесные связи, и на которых возлагал блестящие надежды 1442 , естественно как громом поразил Илария, и наполнил его душу глубоким негодованием. Но не на самих малодушных омиусианских епископов по преимуществу обратилось негодование Илария, а на императора, который своей настойчивой, то коварно-ласкательной, то насильственной политикой сломил и на западе и на востоке все попытки анти-арианской оппозиции. И не стесняясь в выражениях, Иларий излил свое негодование в страстном памфлете, озаглавленном «книгою против императора Констанция», и начинающемся словами: «наступило время говорить, ибо прошло время – молчать» 1443 . «Меньшинство, – так Иларий характеризует церковную политику Констанция, –·господствует над большинством.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarij_Piktavi...

Борющиеся с чревом, сном и постоянно пребывающие в молитвах пусть не думают, что достигли конца и упокоения. Они находятся еще у преддверий спасения. Удостаивание некоторой благодати пусть не обольщает никого мыслью о мнимом достижении конца подвигов. Грех в глубине души обычно занимает все составы и сердечные помышления. Благодать Духа, приходя к взыскавшему ее, может быть, занимает два члена души, а другие члены бывают не заняты благодатью. Там еще возобладал грех . Потому человеку вместо мысли о достижении им крайней степени очищения лучше вменить Богу все доброе в себе и стараться всегда иметь сокрушенное и смиренное сердце 1440 . 2.      Господу приятно, если душа приписывает Ему сделанное ею добро 1441 . Желающий совершенной любви ко Христу, со своей стороны, до конца жизни пусть употребляет все усилия, прилагает труды к трудам и в совести не должен иметь и мысли, что сделался достойным Бога. Самая высокая заслуга любомудрия в том, когда великий по делам смиряется сердцем и осуждает себя за жизнь, низлагая самомнение Божиим страхом 1442 . Благодатный человек чем глубже входит в познание Бога, тем более считает себя невеждой. Это производит в душе содействующая благодать, как нечто естественное. Она как бы на руках держит человеческий ум и возносит его в смиренное мудрствование 1443 . Вкушение Божией благодати выше всякой сытости. Чем более кто обогащается этим богатством, тем более представляет себя нищим. Совершенные христиане считают себя рабами всякого человека и пред Богом крайне уничиженными. О них, по причине такого смирения, Господь много радуется и упокоевается в их душах 1444 . Сама благодать учит каждого усовершившегося признавать свою душу ничего не знающей и ничего не имеющей – при наличии знания и духовного богатства. Такая мысль делается как бы прирожденной их умам 1445 . 5. Любовь к Богу и ближним Поспешающих к вышнему званию нельзя представить себе иначе как любящими Бога и друг друга и напаяющими души свои продолжительной молитвой и добрыми делами 1446 .

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Milov...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010