Вопрос о сентябрьской преступке не имеет единого решения среди литургистов. Одним из исходных положений при составлении ряда чтений Четвероевангелия всегда была забота о том, чтобы Священное Писание было прочитано в течение года полностью. Пасха теку­щего года Недели по Пятиде­сятнице и количе­ство седмиц от прошлой Триоди Пасха буду­щего года 33-я 50 седмиц 34-я 51 седмица 35-я 52 седмицы 36-я 53 седмицы 37-я 54 седмицы 38-я 55 седмиц Сентябрь Декабрь Январь Январь Январь Январь Январь 11 апреля Ферваль 12 апреля 12 апреля 13 апреля 14,15 апреля Январь 16 апреля 17 апреля 17, 18 апреля Февраль 18,19 апреля 13, 19, 20апреля Апрель 14, 20, 21 апреля 25 марта-22 апреля 26 марта – 22 апреля 27 марта – 23, 24 апреля 27, 28 марта – 18, 25 апреля Февраль 22, 28 марта – 19 апреля 23, 29, 30 марта – 19 апреля 23, 31 марта 24, 31 марта; 1 апреля 26 марта; 1 апреля 27 марта; 2, 3 апреля 28 марта; 4, 5 апреля; Февраль 29 марта; 5, 6 апреля 29 марта; 6 апреля 31 марта; 6 апреля Октябрь 1 апреля; 7, 8 апреля 2 апреля; 8, 9 апреля 2, 3 апреля; 10 апреля 3 апреля; 11 апреля Февраль 4 апреля; 11, 12 апреля 6 апреля; 12 апреля 7 апреля; 14 апреля 8 апреля 8 апреля 9 апреля Глава 2. ВОЗНИКНОВЕНИЕ КРУГА ЕВАНГЕЛЬСКИХ ЧТЕНИЙ НА ЛИТУРГИИ Евангельские зачала, читаемые ежедневно в течение года за Божественной литургией, как указывалось, представляют собой точно очерченный круг. По характеру чтений он разбивается на три цикла: первый содержит в себе зачала Недель (воскресений) и седмиц от Святой Пасхи до Пятидесятницы; второй начинается от первой Недели по Пятидесятнице и продолжается до Великого поста; третий цикл включает в себя евангельские зачала, прочитываемые в Недели и седмицы Великого поста. Зачала в седмичные, или будние, дни представляют последовательные, с некоторыми выпусками, чтения из евангельских повествований от Иоанна, Матфея, Марка и Луки с возвращением в конце круга к чтению из Евангелия от Марка. Зачала воскресных дней образуют свой круг чтений. Так, чтения Светлой седмицы повествуют о событиях, изложенных в первых семи главах Евангелия от Иоанна; за Светлой седмицей следуют чтения Недели о Фоме, а к концу благовествования апостола Иоанна читается глава 20. Зачала следующих Недель и седмиц по Пасхе удерживают эти особенности. Вторая Неделя по Пятидесятнице также нарушает последовательность чтений предшествующей ей седмицы, возвращая нас от главы 7 Евангелия от Матфея, прочитанной накануне в субботу, к главе 4 того же Евангелия.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Но с сентября месяца 412 мартовского года начался 412 сентябрьский год . Таким образом, хотя bissextus dies и прибавлялся к 411 году, за 6 дней до окончания его, но результатами своими сказывался в 412 мартовском и сентябрьском году. Отсюда Пасхальным высокосным годом был не 411, а 412 мартовский или сентябрьский год . Таким образом кажущаяся разность происходит оттого, что Хавский отмечает год прибавки лишнего дня к Февралю месяцу; Горбачевский же показывает самый высокосный церковный год. Но и при таком соотношении высокосов мартовского и сентябрьского года все таки чем же мы можем удостовериться, что высокосными годами были именно 412, 416 и так далее? Драгоценнейшее указание на это мы находим в письме Кирилла к папе Льву Великому (под номер. 86, pag. 377). В данном месте св. Кирилл говорит: Simul Pascha selebremus Kal. IX Maii propter rationem embolisti anni... Так как IX Kal. Maii­23 апреля, то, следовательно, Пасха в этом высокосном году приходилась 23 апреля. Но 23 апреля Пасха была только в 444 году за все время святительства Кирилла. Если же так, то 414 год был именно, по свидетельству самого Кирилла, высокосным, так как он сам выражается: propter rationem embolisti anni, т. е. высокосного или вставочного года (простой год обозначался: communis annus). Но зная точно один высокосный год, мы уже легко можем определить и прочие годы простые и высокосные за все время святительства Кирилла. Именно мы и видим это самое распределфние простых и высокосных годов в таблицах Горбачевскаго. Отсюда время Пасхи за годы епископства Кирилла можно представить в следующем виде, где знак † означает высокосный год: Годы от Рожд. Христова Время праздн. Пасхи. Годы от Рожд. Христова Время праздн. Пасхи. Годы от Рожд. Христова Время праздн. Пасхи. 14 Апреля 15 Апреля 15 Апреля 6 Апреля 6 Апреля 31 Марта 22 Марта 19 Апреля 19 Апреля 11 Апреля 11 Апреля 11 Апреля 2 Апреля 3 Апреля 27 Марта 22 Апреля 22 Апреля 16 Апреля 7 Апреля 7 Апреля 7 Апреля 30 Марта 30 Марта 23 Марта 18 Апреля 19 Апреля 12 Апреля 3 Апреля 3 Апреля 4 Апреля 26 Марта 26 Марта 23 Апреля Между пасхальными проповедями есть одна, которая содержанием своим и выражениями ясно показывает, что была первою пасхальною проповедью св.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Aleksan...

Первый нижний ряд слева направо: митрополит Киевский Филарет (в схиме Феодосий) († 1857; память 21 декабря/3 января); архимандрит Синесий, сподвижник святителя Софрония, епископа Иркутского († 1787; память 10/23 мая); святитель Софроний, епископ Иркутский († 1771; память 30 марта/12 апреля); святитель Димитрий, митрополит Ростовский († 1709; память 21 сентября/4 октября); святитель Иоанн, митрополит Тобольский и всея Сибири чудотворец († 1715; память 10/23 июня); святитель Иннокентий, митрополит Московский († 1879; память 31 марта/13 апреля); святитель Павел, митрополит Тобольский († 1770; память 4/17 ноября); святитель Иннокентий, епископ Иркутский († 1731; память 26 ноября/9 декабря и 9/22 февраля); святитель Филофей (в схиме Феодор), митрополит Тобольский († 1727; память 31 мая/13 июня). Второй ряд: митрополит Смоленский Симеон († 1681; память 4/17 января); архиепископ Нектарий († 1636–1640); архимандрит Верхотурский Арефа († 1910; память 15/28 мая); праведный Симеон Верхотурский († 1642; память 12/25 сентября); святитель Мелетий, архиепископ Харьковский († 1840; память 12/25 февраля); преподобный Герман Аляскинский († 1837; память 13/26 декабря и 27 июля/9 августа); святой мученик Василий Мангазейский († 1600; память 23 марта/ 5 апреля, 6/19 июня и 10/23 мая); архиепископ Тобольский и Сибирский Варлаам († 1802; память 27 декабря/9 января); митрополит Тобольский и Сибирский Антоний († 1740; память 27 марта/9 апреля). Третий ряд: блаженный Косма Верхотурский, Христа ради юродивый († 1706; память 1/14 ноября); преподобный Андрей, игумен Рафаиловский, Тобольский († 1820; память 14/27 мая); епископ Герасим Астраханский († 1880; память 24 июня/7 июля); епископ Рязанский Мелетий († 1900; память 14/27 января); архимандрит Макарий, миссионер Алтайском Миссии († 1847; память 18/31 мая); праведный Стефан Омский († 1876; память 30 июня/13 июля); преподобный Мисаил, иеромонах Абалацкого монастыря († 1797; память 17/30 декабря). Четвертый ряд: блаженный Иоанн Верхотурский, Христа ради юродивый († 1701; память 16/29 апреля); блаженная Домна, старица Томская († 1872; память 16/29 декабря); преподобный Даниил Ачинский († 1843; память 15/28 апреля); праведный отрок Петр Томский († 1820; память 4/17 марта); праведный Феодор Кузьмич Томский († 1864; память 20 января/2 февраля); преподобный Варлаам, пустынник Чикойский († 1846; память 5/18 октября). Павел, митрополит Тобольский, святитель

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=841...

23 марта/5 апреля. Допрос патриарха Тихона начальником Секретного отдела ГПУ Т. П. Самсоновым. 24 марта/6 апреля. Служил всенощную в храме Благовещения Пресвятой Богородицы на Бережках. 25 марта/7 апреля. Благовещение Пресвятой Богородицы. Служил литургию в храме Богоявления Господня в Елохове. 26 марта/8 апреля. Служил всенощную в храме Христа Спасителя. 27 марта/9 апреля. Вход Господень в Иерусалим (Вербное воскресенье). Служил литургию в храме Христа Спасителя. 28 марта/10 апреля. Начало мироварения. Служил Часы в храме Николая Чудотворца на Ямах («Никола Ямы»). 29 марта/11 апреля. Служил Часы и читал Евангелия в храме Сергия Радонежского на Троицком подворье. 30 марта/12 апреля. Служил Часы и литургию в храме Сергия Радонежского на Троицком подворье. 31 марта/13 апреля. Служил литургию и освящал миро в храме Николая Чудотворца на Ямах («Никола Ямы»). Служил всенощную и Двенадцать Евангелий в храме Христа Спасителя. 1/14 апреля. Выносил Святую Плащаницу в храме Христа Спасителя. Служил всенощную и погребение Святой Плащаницы в храме Сергия Радонежского на Троицком подворье. 2/15 апреля. Служил литургию в храме Сергия Радонежского на Троицком подворье. 3/16 апреля. Светлое Христово Воскресение. Служил светлую утреню, литургию и вечерню в храме Христа Спасителя. 4/17 апреля. Служил литургию в храме Воскресения Христова в Гончарах и всенощную в храме Сергия Радонежского на Троицком подворье. 5/18 апреля. Празднование Иверской иконы Божией Матери. Служил литургию в храме Сергия Радонежского на Троицком подворье и молебен в Иверской часовне. 6/19 апреля. Служил всенощную в храме Георгия Победоносца в Садовниках. 9/22 апреля. Служил литургию в храме Сергия Радонежского на Троицком подворье. Возглавил чин отпевания архиепископа Варнавы (Накропина) в храме Покрова Пресвятой Богородицы, что в Филях. 10/23 апреля. Служил литургию в храме Василия Кесарийского на Тверской – Ямской. 12/25 апреля. Инструкция Л. Д. Троцкого П. А. Красикову о поисках церковных ценностей, вывезенных за границу.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

Скачать epub pdf Содержание 1921 год 14/27 июля. Среда 15/28 августа 24 августа/6сентября 27 ноября/10 декабря 1/14 декабря. Среда. 9 часов вечера 11/24 декабря. Суббота 1922 год 7/20 января. Пятница 5/18 февраля. Суббота. 3 часа дня 10/23 февраля. Четверг 14/27 февраля. Чистый понедельник 22 февраля/7 марта. Вторник 27 февраля/12 марта. Воскресенье. 9 вечера 17–4 марта. 1922 г. Пятница, 8 ч. вечера 6/19 марта. Воскресенье. 4 часа дня 7/20 марта. Понедельник. 9 утра 8/21 марта. Вторник. 10 вечера 14/27 марта. Понедельник. 9 утра 15/28 марта. Вторник. 12 часов дня 16/29 марта. Среда. 6 часов вечера 19 марта/1 апреля. Суббота. Утро 23 марта/5 апреля. Среда. 10 часов утра 29 марта/11 апреля 1922 г. Великий вторник 14/27 апреля. Четверг 17/30 апреля. Воскресенье. 9 часов вечера 19 апреля/2 мая. Вторник. 9 часов утра 21 апреля/4 мая. Четверг. 9 часов утра 22 апреля/5 мая. Суббота. 11.30 вечера 23 апреля/6 мая. Суббота. 4 часа дня 24 апреля/7 мая. Воскресенье. 7 часов вечера 26 апреля/9 мая. Вторник. 12 часов дня 28 апреля/11 мая. Четверг. 10 часов утра 29 апреля/12 мая. Пятница. 6 часов вечера 2/15 мая 1922 г. Понедельник 3/16 мая 1922 г. Вторник. 12 часов ночи 5/18 мая 1922 г. Четверг. 11 часов утра 6/19 мая 1922 г. Пятница. 1 час дня 8/21 мая 1922 г. Воскресенье. 6 часов вечера 9/22 мая. Понедельник. 12 часов ночи 10/23 мая 1922 г. Вторник. 12 часов ночи 11/24 мая, среда, 10 часов вечера 14/27 мая. Суббота. 10 часов вечера 16/29 мая 1922 г. Понедельник     Публикуемые фрагменты дневников настоятеля Казанского собора Петрограда протоиерея Николая Чукова расскажут о сборе пожертвований для голодающих в 1921–1922 гг., о последующем насильственном изъятии властями церковных ценностей в одном из главных соборов России, о публичных выступлениях обновленцев и их дальнейшей преступной деятельности, а также о том, как Академия Наук, Академия Художеств, Эрмитаж, Русский музей, Отдел охраны памятников искусства и старины и Главмузей участвовали в спасении иконостаса кафедрального собора. Текст дневников приводится в авторской редакции.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij-Chuko...

14/27 марта. Служил литургию в храме Сергия Радонежского на Троицком подворье. 15/28 марта. Патриарх получил повестку: «Гражданину Василию Ивановичу Беллавину Секретный отдел Государственного Политического Управления приглашает Вас явиться в здание Государственного Политического Управления, Лубянская площадь 2, сегодня в три часа дня для дачи показаний по делу граждан Феноменова, Хотовицкого, Громогласова, Полозова и Троицкого. Н – к Секретного отдела ГПУ Самсонов». 20 марта/2 апреля. Выносил Крест в храме Сергия Радонежского на Троицком подворье. 21 марта/3 апреля. Служил литургию в храме Флора и Лавра на Зацепе. 24 марта/6 апреля. Служил всенощную в храме Сергия Радонежского на Троицком подворье. 25 марта/7 апреля. Благовещение Пресвятой Богородицы. Служил литургию в храме Благовещения Пресвятой Богородицы на Бережках. 28 марта/10 апреля. Служил литургию в храме Рождества Пресвятой Богородицы на Кулишках («на Стрелке»). 2/15 апреля. Служил всенощную в храме Сергия Радонежского на Троицком подворье. 4/17 апреля. Служил литургию в храме Всемилостивого Спаса в Чигасах. 10/23 апреля. Служил всенощную в храме Христа Спасителя. 11/24 апреля. Вход Господень в Иерусалим (Вербное воскресенье). Служил литургию в храме Николая Чудотворца на Долгоруковской. 12/25 апреля. Служил Часы, читал Евангелия в храме Сергия Радонежского на Троицком подворье. 13/26 апреля. Служил Часы, читал Евангелия в храме Сергия Радонежского на Троицком подворье. 14/27 апреля. Служил Часы и литургию в храме Сергия Радонежского на Троицком подворье. 15/28 апреля. Служил литургию в храме Сергия Радонежского на Троицком подворье и всенощную в храме Христа Спасителя. 16/29 апреля. Выносил Святую Плащаницу в храме Христа Спасителя, служил всенощную и совершил обряд погребения Святой Плащаницы в храме Сергия Радонежского на Троицком подворье. 17/30 апреля. Служил литургию в храме Сергия Радонежского на Троицком подворье. 18 апреля/1 мая. Светлое Христово Воскресение. Служил светлую заутреню, литургию и вечерню в храме Христа Спасителя.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

Сильвестр Сиропул Предисловие Автор Сильвестр Сиропул был представителем того же (последнего) поколения византийцев, что и св. Марк Эфесский , Виссарион Никейский, Георгий- Геннадий Схоларий и Иоанн Евгеник 1 . Он стал свидетелем последних десятилетий византийской истории, участником Флорентийского собора (который и описал в своих «Воспоминаниях»), был в Константинополе во время его захвата турками, а в последующем принимал участие в восстановлении церковной жизни при туркократии. Он родился до 1400 г. в Константинополе и умер там же в 1464 г. 2 Большую часть своего служения в Патриархии он являлся диаконом, великим экклезиархом и дикеофилаком, и как раз в последнем качестве был членом православной делегации на Ферраро-Флорентийском соборе, где и подписал его орос. После возвращения из Италии в Византию Сиропул присоединился к православному сопротивлению во главе с Марком Эфесским и, чуть позднее, Геннадием Схоларием . Его «Воспоминания» о Соборе были написаны, скорее всего, вскоре после 1443 г., а их вторая редакция была произведена около 1461 г. После падения Империи ему довелось стать третьим Патриархом Константинополя с именем Софроний, после Геннадия (Схолария и Исидора. Годы его правления – 1462–1464. Фамилия Сиропул известна в Византии с середины XI в. Она является патронимом, составленным из этнонима Σρος (сириец) и суффикса –πουλος. Что касается Сильвестра, то вряд ли можно говорить о недавнем происхождении его семьи из византийской Сирии, так как все, что о ней известно, относится уже к Константинополю. В середине XIV в. известно о двух людях с такой фамилией, занимавших важные места на государственной службе и, вероятно, являвшихся предками Сильвестра. Это пансеваст Евгений, участвовавший с 1318 по 1332 гг. во множестве византийских дипломатических миссий на Западе, и Серафим, претор димы и служащий столичной таможни 3 . Во второй половине XIV в. Сиропулы были уже связаны с Великой церковью. О своих родителях Сильвестр говорит в «Воспоминаниях», что «я рожден, вскормлен и воспитан, по благодати Божией, замечательнейшими родителями и церковными учителями... Я всегда научался от них и от других знающих и удивительных людей, которых я застал и видел на родине» 4 . Иоанн Евгеник, обращаясь к Сиропулу, называет его «ερν ερν γονων… βλστημα» – «священное чадо священных родителей» 5 . В. Лоран не сомневается в том, что отцом Сильвестра был Иоанн Сиропул, известный при Великой церкви по актам Константинопольского Патриархата в 90-е гг. XIV в. как протэкдик – с 1396 г., сакелларий – с 1400 г. и великий скевофилак с конца 1400 г. и дальше. О нем известно также, что к 10 января 1399 г. он женился вторым браком на Марии 6 . Скорее всего, это и были родители Сильвестра. Датой его рождения является, вероятно, 1400 г., а имя Сильвестр, весьма экзотическое для Византии того времени, вполне вписывалось в ряд редких, но принятых в семье Сиропулов имен, таких как Христофор, Варфоломей, Серафим и т. д.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

У Брека 115. Nilos 8 anni. Mori nel 21 genajo 6903=1395. 108. МИХАИЛ. 1395–1400. 7 февр. Acta P. C. T. II. p. 248: Professio fidei Michaelis patriarchae magnae Antiochiae. Тут он анафематствует ересь Варлаама и Акиндина. Le Quien. – У Брека 116: Михаил возведен был на патриаршую кафедру в 6903=1395 году 7 февраля в неделю блудного сына, спустя 16 дней по смерти Нила и 21 год и 6 месяцев после кончины дяди его Михаила патриарха Антиохийского. Он видел погром Тамерлана (1400 г.), и убежал на остров Кипр в 803 году Эгиры (1400 г.) и записал все это 9 августа 6912=1404 года. Le Quien: sedere oportet Michael initio seculi XV, hoc est anno 1401, quo Tamerlanus Bajazetum Тигсагит tyranuum vicit. Век пятнадцатый. Междупатриаршество . 1400–1412. 109. ПАХОМИЙ. С 1 июня 1413 года по 9 окт. 1414 г. У Брека 117. 110. ИОАКИМ. † 1425. умер. У Брека 118. 111. МАРК. в 1427 и 1430 г. У Брека 119. – Le Quien: Dositheus Hierosolymitanus patriarcha L. VII. de iis, qui Hierosolymis patriarchae prafaerunt c. 2. § 1. laudat epistolam Balsamonis antiocheni patriarchae ad Theophanem Hierosolymitanum scriptam anno 1430: ν τει 1430 ν πατριρχης εροσολμων Θεοφνης, πρς ν γραψεν Βαλσμων πατριρχης ντιοχεας, ποκριθες ες τν ρτησιν. πτε γνεται μεταβολ ες τ νττυπα. Quin eamdem Balsamonis epistolam Meletius Syrigus hieromonachus et protosyncellus ecclesiae Constantinopolitanae laudaverat in eximio opere, quo Calvini et Lutheri impietates confixit. Atqui, ut videtur, Balsamon, cognomentum dumtaxat fuit patriarchae illius Antiocheni, Marci aut Ioachimi. – Но так как, по Бреку, Иоаким умер в 1425 году; то и надлежит, как самое письмо 1430 года, так и прозвание, Вальсамон, усвоить преемнику Иоакима Марку. 112. ДОРОФЕЙ. 1435–1452. † 8 сент. У le Quien-a 133. – У Брека 120. Местоблюстителем сего Дорофея в Флорентинском Соборе (1437 г.) был киевский и всероссийский митрополит Исидор. Μελετου κκλησ. στορα. Т. III. p. 300. εροσολμων ωακιμ τ πρτ τς πατριαχεας υτο τει σνοδον ν εροσολμοις μεγλην συνεκρτησε, παρντων ν ατ κα ξαρχντων μετ το εροσολμων κα τν τηνικατα συγχρνως νελθντων ες τν γαν πλιυ, το τε λεξανδρεας Φιλοθου, κα το ντιοχιας Δορωθου, οτινες μετ τν περ ατος εραρχν τε κα κληρικν κα το Καισαρεας ρσενου, πεκρυξαν τν ν Φλορεντ σνοδον κα τ ν υτ νμως πεπραγμνα.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

Отдельную группу составляют разного рода письма, авторами или адресатами к-рых были представители духовенства и церковнослужители — иереи («попы»), игумен, дьяки (14 грамот, к-рые датируются в основном XIV–XV вв.). Содержание этих грамот разнообразное, в них есть просьбы о помощи, деловые указания, денежные расчеты 87 (1180–1200), 293 619 (1360–1380) и др.). С просьбой о помощи обращается священник к Моисею (грамота 489 (1320–1340)). Судя по датировке грамоты, предположительно адресатом был архиеп. Новгородский свт. Моисей. О характере взаимоотношений лиц церковного звания с новгородскими боярами свидетельствует грамота 610 (1360–1380), автор к-рой, дьяк Рох, просит своего господина выделить ему участок на расчищенном месте («росчисть») для избы. В грамотах 413 (1400–1410) и 414 (1340–1360) зафиксирован обычай хранить ценные вещи в церквах. Из новгородского летописания известно, что каменные церкви в Новгороде служили надежными хранилищами товаров и др. ценного имущества горожан от пожаров. Наконец, тексты нек-рых грамот содержат церковную фразеологию. К ним относятся прежде всего духовные завещания, начальная фраза которых в большинстве случаев звучит стандартно: «Въ имя Отца и Сына и Святаго Духа се аз раб Божии (такой-то) пишю рукописание при своем животе…» (грамоты 28 (1400–1410), 42 (1380–1400), 369 (1360–1380), 692 (1400–1410), 1077–1078 (рубеж XIV и XV вв.)). Берестяные грамоты церковной тематики, несмотря на сравнительно небольшое количество, содержат немало конкретных свидетельств различных аспектов христ. жизни. Комплексный анализ берестяных грамот и христ. древностей позволяет выявить усадьбы, в к-рых проживали монахи и священнослужители. Для истории богослужения большой интерес представляют тексты, содержащие неизвестные ранее варианты церковной службы. В тексте берестяных грамот с церковными сюжетами отмечается определенная тенденция: для XI–XIII вв. преобладают памятные записки, которых нет в грамотах XIV–XV вв., для этого периода характерны тексты делового содержания.

http://sedmitza.ru/lib/text/8742738/

XIV в. Характерный тип лика со строгим выражением, с мелкими, жестко очерченными чертами и при этом с хорошей живописной моделировкой объема очень близок к фрескам ц. вмч. Георгия Победоносца «ту Вуну» и др. росписям этой группы. Лит.: Βαφεδης. 1900. Σ. 125, 141, 320; Τσαμσης. 1949. Σ. 115-116; Γκολομπας. 1985/1986. Σ. 320; Δρακοπολου. 1997. Σ. 24, 73; Τσιγαρδας. 1999. Σ. 219, 285-302. Церковь Трех святых посвящена мученикам Гурию, Самону и Авиву. Этот маленький однонефный храм относится к первым десятилетиям периода османского господства. От первоначальной постройки осталась алтарная часть. После 1940 г. добавлена открытая галерея с юга. В сохранившейся посвятительной надписи упомянуты дата создания росписи - 1400/01 г. и имя ктитора - «кир Феофил Панкратис». Судя по надписи и по характеру росписей, заказчиком был человек знатный и образованный, возможно связанный с Фессалоникой. Церковь Трех святых (мучеников Гурия, Самона и Авива) в Кастории. Ок. 1400/01 г. Церковь Трех святых (мучеников Гурия, Самона и Авива) в Кастории. Ок. 1400/01 г. Фрески 1400/01 г. были недавно раскрыты. В наосе сохранились фрагменты Деисуса и неск. образов святых в причудливых головных уборах, таких же как в ц. свт. Афанасия Великого «ту Музаки». В жертвеннике помещены фигуры первомч. Стефана и прп. Романа Сладкопевца. Конху главной апсиды занимает Пресв. Богородица «Платитера», ниже изображена «Служба св. отцов». В диаконнике рядом с мч. Евплом представлен свт. Григорий Палама в рост. У него темные волосы с проплешиной, довольно длинная и окладистая раздвоенная борода, голубые глаза. Это одно из наиболее ранних изображений святителя наряду с фрагментарно сохранившейся фреской в монастыре Влатадон в Фессалонике и иконой из ГМИИ в Москве. Роспись ц. Трех святых - произведение местных мастеров, продолжающих касторийскую традицию позднего XIV в., ориентированную на распространенное в Македонии антиклассическое направление. Из этой церкви происходит неск. одновременных росписи икон, хранящихся в касторийском Византийском музее (см.

http://pravenc.ru/text/1681333.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010