Кол 4:2–9 Четверг 22 седмицы. Послание к Колоссянам, зачало 260Б Братья, с внешними поступайте мудро, дорожа временем. Слово ваше да будет всегда с приветливостью, приправлено солью, чтобы знать вам, как должно отвечать каждому. О всем том, что касается меня, известит вас Тихик, возлюбленный брат и верный служитель и соработник в Господе, которого я для того именно послал к вам, чтобы вы узнали о наших обстоятельствах, и чтобы он утешил сердца ваши, вместе с Онисимом, верным и возлюбленным братом, который от вас: они вас известят о всех здешних делах. Приветствует вас Лука, врач возлюбленный, и Димас. Приветствие моей, Павла, рукою: помните о моих узах. Благодать с вами. Аминь. Кол 4:5–9, 14, 18 18 октября, св. Апостолу Луке. Послание к Колоссянам, зачало 261 Братья, приветствует вас Аристарх, узник вместе со мной, и Марк, племянник Варнавы, о котором вы получили распоряжение: если он придет к вам, примите его, и Иисус, называемый Иустом, единственные из обрезанных сотрудники для Царства Божия; они стали для меня утешением. Приветствует вас Епафрас ваш, раб Христа Иисуса, всегда подвизающийся за вас в молитвах, чтобы устояли вы, совершенные и осведомленные о всем, что есть воля Божия. Ибо я свидетельствую о нем, что он несет великий труд за вас и за тех, которые в Лаодикии и в Иераполе. Приветствует вас Лука, врач возлюбленный, и Димас. Приветствуйте Лаодикийских братьев и Нимфу и церковь, собирающуюся в ее доме. И когда это послание прочитано будет у вас, сделайте, чтобы оно было прочитано и в церкви Лаодикийцев, и чтобы то, которое из Лаодикии, прочли и вы. И скажите Архиппу: будь внимателен к тому служению, которое ты принял в Господе, чтобы тебе его исполнить. Приветствие моей, Павла, рукою: помните о моих узах. Благодать с вами. Аминь. Кол 4:10–18 Пятница 22 седмицы. ПЕРВОЕ ПОСЛАНИЕ К ФЕССАЛОНИКИЙЦАМ Зачало 262 263 264 265 266 267 268 269 270 271 272 273 Первое послание к Фессалоникийцам, зачало 262 Павел и Силуан и Тимофей церкви Фессалоникийцев в Боге Отце и Господе Иисусе Христе, – благодать вам и мир. Благодарим Бога всегда о всех вас, вспоминая вас в молитвах наших, непрестанно помня ваше дело веры и труд любви и терпение надежды на Господа нашего Иисуса Христа пред Богом и Отцом нашим, зная, братья, возлюбленные Богом, избрание ваше: что Евангелие наше не было у вас только в слове, но было и в силе и в Духе Святом и великой уверенности; вы также знаете, какими мы были между вами для вас.

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/apostol-v...

" Люди будут издыхать от страха и ожидания бедствий, грядущих на вселенную; ибо силы небесные поколеблются " (Лк. 21:26). К этому быстрыми шагами приближает человечество научно-технический прогресс. " Умножение беззакония " (Мф. 24:12). Становится все более очевидным, что человечество идет к окончательному нравственному развращению, и перед концом мира наступит эпоха полной " свободы " . Свт. Игнатий (Брянчанинов) писал: " Антихрист будет логичным, справедливым, естественным последствием общего нравственного и духовного направления человеков " (Т. 4; с. 271). " И проповедано будет сие Евангелие Царствия по всей вселенной, во свидетельство всем народам; и тогда придет конец " (Мф. 24:14). В настоящее время еще многие народы (например, в Китае, Индии и др.) в своем подавляющем большинстве не слышали Евангелия. " Когда увидите мерзость запустения, реченную через пророка Даниила, стоящую на святом месте " (Мф. 24:15). Подразумевается повсеместное отступление христиан (и, прежде всего, монашества и духовенства) от жизни по заповедям Христовым и церковным установлениям; подмена церквами цели своего существования - спасения душ человеческих от зла грехов и страстей, внешней церковной деятельностью: политической, социальной, культурной, экономической и проч.; превращение богослужений в зрелищные мероприятия; и т.д. То есть произойдет полное обмирщение церковной жизни. " Восстанут лжехристы и лжепророки, и дадут великие знамения и чудеса, чтобы прельстить, если возможно, и избранных " (Мф.24:24 -25). В истории христианства появлялось много лжехристов и лжепророков, однако последние из них будут отличаться тем, что дадут " великие знамения и чудеса " . Ими они увлекут многих поверхностных, легковерных христиан в магию, оккультизм, в расколы и секты, в язычество. " Когда будут говорить: мир и безопасность, тогда внезапно постигнет их пагуба, подобно как мука родами постигает имеющую во чреве, и не избегнут " (1 Фес. 5:3). Мира и безопасности человечество ищет всю свою историю. Апостол же говорит о времени, когда эта цель будет достигнута (с образованием одного государства на земле с единым правительством и единым царем вселенной). Тогда внезапно наступит гибель человечества. Господь говорит: " Ибо он [последний день], как сеть, найдет на всех живущих по всему лицу земному " (Лк. 21:35). О внезапности последней катастрофы апостол Павел пишет и в другом послании: " Не все мы умрем, но все изменимся вдруг, во мгновение ока, при последней трубе " (1 Кор. 15:51-52).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1924...

Но они развратились пред Ним, они не дети Его по своим порокам, род строптивый и развращенный ( Втор. 32:5 ). И [ел Иаков, и] утучнел Израиль, и стал упрям; утучнел, отолстел и разжирел; и оставил он Бога, создавшего его, и презрел твердыню спасения своего ( Втор. 32:15 ). 336 Коллиандер Т. Узкий путь. – Рига: Балто-славянское общество культурного развития и сотрудничества, 1992. – С.12. 354 Там же. С. 338–339. См. также: Преподобного отца нашего Феодора Едесского сто душеполезнейших глав. Гл. 93//Добротолюбие. Т. 3. – С. 342. 357 Евр. ‘1. Дерзко или надменно вести себя; поступать дерзко или надменно’ [Электронный ресурс]//URL: (дата обращения: 14.07.2016 года). 358 См.: Сидоров А.И. Древнехристианский аскетизм и зарождение монашества. – М.: Православный паломник, 1998. 364 Зарин С. М. Аскетизм по православно-христианскому учению. Т. 1. Кн. 2. – СПб.: Типография В.Ф. Киршбаума. – С. 242. 366 Евагрий, авва. О различных порочных помыслах//Добротолюбие. Т. 1. 3-е изд. – М., 1895. – С. 618. 368 Макарий Египетский , прп. О том, что все добродетели и все худые дела связаны между собою и, подобно звеньям в цепи, зависят одни от других//Его же. Духовные беседы, послания и слова. – М.: Правило веры, 1998. – С. 268–271. 369 Евагрий, авва. О различных порочных помыслах//Добротолюбие. Т. 1. 3-е изд. – М., 1895. – С. 619. 373 Варнава (Беляев) , еп. Основы искусства святости.//Опыт изложения православной аскетики. Т. 1. – Н. Новг.: Изд-во братства во имя св. кн. Александра Невского, 1995. – С. 80. Электронная библиотека.//URL: (дата обращения: 27.06.2017 года). 382 Антоний (Блум), митр. Сурожский. Беседы о прелести. Электронный ресурс.//URL: (дата обращения: 23.05.2016 года). 384 Антоний (Блум), митр. Сурожский. Беседы о прелести. Электронный ресурс.//URL: (дата обращения: 23.05.2016 года). 397 Душеполезные поучения преподобных оптинских старцев. – Калуга: Изд. Введенской Оптиной Пустыни, 2000. – С. 91. 408 Коллиандер Т. Узкий путь. Рига: Балто-славянское общество культурного развития и сотрудничества, 1992.

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

Но приходящие из мусульман к божественному крещению и, согласно обыкновению, оглашаемые, обращая внимание на изречение о боге Мухаммеда, постоянно приходят в затруднение об этом, остерегаясь явно анафематствовать Бога по имени, и по причине [их] некультурности, и незнания грамоты, и потому как совершенно не знают, что означает? Ибо Бог – не Бог [для них], и мусульмане свидетельствуют, что никогда не слыхали о таковом, если даже и нечто иное подразумевал [под этим словом] тот, кто составил огласительные книги. И вот, поскольку они пребывают в нерешительности, подвигся этим разногласием наш богомудрый и святой император и, сочтя их осторожность о Боге не вовсе неоправданной, возжелал удалить эти повседневные недоумение и смущение для мысли колеблющихся [мусульман] и сохранить их от соблазна и сомнения по отношению к православной вере (и не их одних, но и других, кто смущается из-за этого), своей боговдохновенной царской властью постановил анафематствование Бога Мухаммедова из огласительной книги удалить… Итак, решение об этом было ясно высказано в письме его величества, пространном и подробном, в котором все мысли подводят к заключению: не оставлять эту часть с вышеупомянутой анафемой как изречение, кажущееся кощунством по отношению к Богу. Поэтому наш богомудрый император, преследуя эту цель, на протяжении письма, посланного нам, устанавливает необходимость быть удаленной той скандальной части изречения из огласительной книги, поскольку она кажется не соответствующей тому, что должно было бы [там находиться]. Мы же, соборно рассмотрев упомянутое императорское письмо, определяем и постановляем выбросить из огласительной книги вышеуказанное изречение ради приходящих к божественному крещению и других, соблазняющихся о таковом наименовании Бога…» 271 Ну а то, что спасение возможно только во Христе и со Христом, об этом читаем: «Иисус сказал ему: Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня» ( Ин.14:6 ); и еще: «Итак, опять Иисус сказал им: истинно, истинно говорю вам, что Я дверь овцам. Все, сколько их ни приходило предо Мною, суть воры и разбойники; но овцы не послушали их. Я есмь дверь: кто войдет Мною, тот спасется, и войдет, и выйдет, и пажить найдет» ( Ин.10:7–9 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Пути извлечения скрытых значений из текстов Беда объяснял ученикам так: «Весь ряд Писания истолковывается четырьмя способами 270 . Во всех Святых книгах следует выяснить, что за непреходящие истины подразумеваются в них, о каких деяниях говорится, какие грядущие события предсказаны, и что за повеления или советы там содержатся... Слово небесной истины может быть воспринято в историческом, аллегорическом, тропологическом (то есть моральном), или в апагогическом смысле. Когда нечто описано ясными словами в соответствии с тем, как буквально оно было сказано или совершено, это история, как, например, когда рассказывается что народ Израильский, спасенный из Египта, в пустыне построил Богу скинию. Это аллегория, если присутствие Христа или Таинств Церкви выражено в мистических словах или событиях; в словах, когда Исайя говорит: И произойдет отрасль от корня Иессеева, и ветвь произрастет от корня его ( Ис. 11:1 ), то есть, если сказать открыто: Родится Дева Мария из рода Давидова, и Христос из рода его произойдет. В событиях, когда народ из рабства египетского спасенный кровью Агнца обозначает Церковь , освобожденную страданием Христа от владычества демонов. Это тропология, то есть моральный способ рассуждения, когда в буквальной или образной речи содержится забота о духовном наставлении и исправлении. Говорится прямо, когда, например, Иоанн увещевает, произнося: Дети мои! станем любить не словом или языком, но делом и истиною ( 1Ин 3:18 ). Образно, когда Соломон говорит: Да будут во всякое время одежды твои светлы, и да не оскудевает елей на голове твоей ( Еккл. 9:8 ),то есть, говоря открыто. Да будут во все времена дела твои чисты и да не оскудеет милосердие в сердце твоем. Это анагогия, то есть форма изъяснения, если она отсылает к вещам высшего порядка, которые сообщают в явных или тайных словах о будущей награде и о том, что составляет грядущую жизнь на небесах. Например, явно, когда говорится: Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят ( Мф 5:8 ). Или же тайно, например: Блаженны те, которые омывают одежды свои, чтобы иметь им право на древо жизни и войти в город воротами ( Откр 22:14 ). То есть, говоря открыто. Блаженны те, кто очищают помыслы и дела свои, чтобы иметь право узреть Господа Христа, который говорил: Я есмь путь, и истина, и жизнь, и благодаря вероучению и примерам предшествующих отцов войти в царство небесное» 271 .

http://azbyka.ru/otechnik/Beda_Dostopoch...

Слово на Дамаск. 1 . Вот Дамаск исключается из (числа) городов и падет. 2 . Оставлен (будет) навеки в ложе стадам и на отдых 269 , и некому будет отгонять (их). 3 . И не будет он более укреплен для убежища Ефрему, и не будет царства в Дамаске, и остаток сириян погибнет, ибо ты не лучше сынов Израилевых и не славнее их. Так говорит Господь Саваоф. 4 . Померкнет 270 в тот день слава Иакова, потрясется верх славы его 271 . 5 . И будет: подобно тому, как если кто собирает жатву стоящую и жнет 272 наполненные зерном колосья 273 ; или подобно тому, как если кто собирает колосья в непроходимой дебри 274 , 6 . И останется в ней стебель; или две-три масличных ягоды на самой вершине (маслины), или четыре-пять на ветвях ее останется 275 . Так говорит Господь Бог Израилев. 7 . В тот день человек будет уповать на Творца своего, и очи его будут устремлены к Святому Израилеву. 8 . И не будут надеяться на капища и на дела рук своих, что сделали персты их, и не будут смотреть на дубравы и мерзости их. 9 . В тот день города твои будут оставлены, как оставили (их) аморреи и евреи пред лицом сынов Израилевых 276 , и будут пусты. 10 . Поскольку ты оставил Бога, Спасителя твоего, и не вспомнил о Господе, Помощнике твоем, посему ты насадишь обманчивый сад и обманчивое 277 семя. 11 . В день, в который насадишь, обманешься, а что на другой день посеешь, то процветет в жатву, на тот день, в который получишь наследие, и как отец передашь наследие сыновьям твоим 278 . 12 . О, горе множеству народов многих! Подобно волнующемуся морю вы будете волноваться, а над хребтами многих народов будет шум, как от воды 279 . 13 . Как большая вода – множество народов; как шум 280 большой воды с силою несущейся, так и Он отвергнет его и далеко будет гнать его 281 , как мелкую солому, (отлетающую) от веющих против ветра, и как пыль колесную относит вихрь. 14 . К вечеру – и будет плач; прежде утра уже нет (его). Такова участь пленивших нас и жребий овладевших нами. 270 σται κλειψις – будет умаление, очень хорошо выражено по-слав. помрачение. Только мы перевели применительно к русской речи глаголом.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

Там смешал Господь язык всей земли ( Быт.11:9 ), – только Самому Богу. Объяснение обычаем сильных мира говорить о себе в числе множественном – потому, что обычай этот появился только со времени развития политического устройства в народе и что „подлинно странное пустословие, скажем словами Василия Великого , утверждать, что кто-нибудь сидит и сам себе приказывает, сам над собою надзирает, сам себя понуждает властительски и настоятельно“ 269 . Мало того, есть даже места, которые дают понять, что лиц в Боге именно три. Сюда относятся: явление Бога Аврааму у дуба Мамврийского в виде трех мужей ( Быт.18:1–2 .); формула священнического благословения, соединенная, по указанию Самого Бога, с троекратным повторением имени Иеговы и с усвоением каждый раз разнообразных, хотя и принадлежащих одному и тому же Богу, действий, а именно: Да благословит тебя Господь и сохранит тебя! Да призрит на тебя Господь светлым лицом Своим и помилует тебя! Да обратит Господь лице Свое на тебя и даст тебе мир ( Чис.6:24–26 ); троекратное воззвание Серафимов к Богу: Свят, свят, свят Господь Саваоф, слышанное Пророком Исаией во время видения ( Ис.6:3 ). Конечно, вполне выразительными назвать такие места нельзя, но, в связи с контекстом речи и другими близкими к ним местами, они, с полным нравом, могут быть рассматриваемы, как приготовительные к восприятию тайны Святой Троицы. Притом же, так именно понимаются они и церковию святою в лице большинства пастырей и учителей ее 270 . Особенно это сказать нужно о явлении Бога Аврааму и о славословии Серафимов. Об отношении славословия к Святой Троице она засвидетельствовала во многочисленных песнопениях своих 271 , а об отношении к Ней явления Аврааму – не только в песнопениях 272 , но и в иконографии: ибо древнейшим изображением Свят. Троицы было именно изображение явления Аврааму трех странников. Немало есть, наконец, мест, указывающих и на личную деятельность лиц Божества. Первое, что главным образом сюда относится, есть сказание о Мессии. Он изображается таким лицом, которое хотя и имело быть посланным от Бога, но которое принимает возложенную на Него миссию добровольно ( Пс.39:9 ), которое есть предвечно по Своему бытию ( Мих.5:2 ), есть Еммануил ( Ис.7:13–14 ), Чудный, Советник, Бог крепкий, Отец вечности, Князь мира ( Ис.9:6–7 ), Сын, предвечно рождаемый от Господа ( Пс.2:7 ), Господь, седящий одесную Господа ( Пс.109:1 ), Бог, помазанный от Бога ( Пс.44:8 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Kudr...

Тихон, св., еп. Воронежский и Задонский. Творения. М. 1889 г. Т. I, 37. Феофан, еп. Тамбовский. Слово в Св. Четыредесят. 57. 61. 67. Филарет, митр. Московский. Слова и речи. Τ. II, 42; III, 71; V, 144. Никанор, арх. Херсонский. Собрание сочинений. Т. I, 271–336. Евсевий, арх. Могилевский. Сочинения. 325. Филарет, арх. Черниговский. Слова и речи. Ч.3:14. Иннокентий, арх. Херсонский. Сочинения, т. III, 217–235. Павел, арх. Кишиневский. Слова и речи. Т. I, 148. Палладий, еп. Рязанский. Слова и речи. 22. Арсений, митр. Киевский, Сочинения, т. II, 21. Путятин, Р. прот. Полное собр. Поучений. 192–196. Бухарев, И. Беседы пастыря на еванг. свят. литург. чт. 168. Тихвинский Ф. Время зимняго покаяния. 32. Нордов, прот. Сеятель благочестия. 157. 657. 661. Романов, прот. Полное собр. поучений. 191–205. Белоцветов, прот. Круг поучений. 81. Полисадов, прот. Проповеди. 235. Шумов, свящ. Беседы па воскр. апост. чт. 47. Кудрицкий, свящ. Внебогослуж. беседы. 91. Сергиев, И., прот. Собрания сочин. Т. II, 38–60. Сеятель. Сборник поучений. 209–313. Дъяченко. Ежедневные поучения. Т. I, 569–588. «Руководство для сельск. паст.» 1881 г. — 104; 82 г. — 75; 83 г. — 92; 84 г. — 97; 85 г. — 45; 86 г. — 113; 87 г. — 101; 88 г. — 71; 89 г. — 113; 90 г.. — 89; 91 г. — 72; 92 г. — 127; 93 г, — 91; 94 г. — 130; 95 г. — 98. Служба в седмицу Сыропустную. Никто из вас да не мыслит в сердце своем зла против ближнего своего, и ложной клятвы не любите, ибо все это Я ненавижу, говорит Господь. Продавайте имения ваши и давайте милостыню. Приготовляйте себе влагалища не ветшающие, сокровище неоскудевающее на небесах, куда вор не приближается и где моль не съедает. И Царь скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне. Ибо Я милости хочу, а не жертвы, и Боговедения более, нежели всесожжений. Святитель Василий Великий о посте. Блаженный Августин о посте. Святой Киприан о церкви. Я во время болезни их одевался во вретище, изнурял постом душу мою, и молитва моя возвращалась в недро мое.

http://azbyka.ru/propovedi/prakticheskay...

Читается в день Сретения на утрени и на литургии. Лк.2:25 . И сé, бе человек во Иерусалиме, емýже имя Симеóн: и человек сéй прáведен и благочестив, чáя утехи Изрáилевы: и Дýх бе свят в нéм. Лк.2:26 . И бе емý обещано Дýхом святым, не видети смéрти, прéжде дáже не видитъ Христá Госпóдня. (Тогда был в Иерусалиме человек, именем Симеон. Он был муж праведный и благочестивый, чающий утешения Израилева; и Дух Святый был на нем. Ему было предсказано Духом Святым, что он не увидит смерти, доколе не увидит Христа Господня.) Предание говорит, что св. Симеон был одним из семидесяти переводчиков Библии с еврейского языка на греческий за 271 г. до Р. Христова при Египетском царе Птоломее Филадельфе. Ему пришлось переводить книгу пророка Исаии, и он усомнился в том, что Спаситель родится от Девы ( Ис.7:14 ), и даже хотел заменить слово дева словом замужняя женщина. Тогда явился ему Ангел и сказал, что он не умрет до тех пор, пока не увидит своими глазами исполнения пророчества. Св. Симеон жил очень долго, полагают, что он умер 360 лет. Не видети смерти – не умереть ( Евр.11:5 ; Пс.88:48 ). Основываясь на том, что Симеон принял Младенца Иисуса на руки свои (ст. 28), как думают, для совершения обряда посвящения Его Богу, и после благословил Марию и Иосифа (34 ст.), полагают, что он был одним из священников в Иерусалимском храме (Бар.). Христа Господня, т. е. Мессию, Которого пошлет Бог (Ср. 9:20). Чит. в объясн. 11 ст. Он был муж (человек сей) праведный и благочестивый, т. е. исполнял все должные обязанности в отношении к Богу и людям. Чая утехи (чающий утешения) Израилевы. Так назывался у иудеев Мессия, потому что явление Его и открытие Его царства должно было принести утешение Израильскому народу, во исполнение всех предсказаний пророков о Нем. Это название дано было Мессии пред пришествием Его, вероятно, в соответствие начальным словам пророчества Исаии о явлении Его: утешайте, утешайте люди моя, глаголет Господь (40:1. Мих.). Лк.2:27 . И прииде дýхом в цéрков. И егдá введóста родителя отрочá Иисýса, сотворити има по обычаю закóнному о нéм,

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/t...

Можно сделать вывод о том, что на протяжении всего периода работы кассы по выплатам пенсий подавляющее большинство участников выбирало слишком низкий разряд и, как следствие, получало небольшие пенсионные выплаты, так что невозможно серьезно говорить об эмеритуре как основном источнике дохода заштатного духовенства. Специально для помощи бедному духовенству существовало Московское попечительство о бедных духовного звания. Поступление средств на его счет за 1903 г. приводится в ведомости о состоянии сумм попечительства от 2 марта 1904 г. 249 Структура поступлений в 1903 г. на счет попечительства следующая 250 (в руб.): Кружечного сбора в пользу бедных духовного звания за 1902 г. 14 436,24 Доходов от кладбищ: за места для могил, обкладку могил дерном и пр. 89 104,96 Доходов от процентных бумаг 104 777,90 Штрафных по указам консистории 292,35 Оставшихся долей доходов от праздных священно- и церковнослужительских мест 568,97 Пожертвований Билетами 18 704,81 7 935,42 От Островского дома призрения Доходов с других недвижимых имений попечительства 5 440,64 От благотворительных учреждений попечительства и др. 839,83 Оборотных сумм в приходе (билетами) 34 000,00 Залогов(билетами) 3 000,00 Из ведомости о состоянии сумм попечительства следует, что баланс за 1903 г. был следующий (в руб.): Наличными Билетами 378,05 2 679 016,74 2 679 394,79 242 939,33 37 470,00 280 409,33 241071,24 241 621,24 Обращено из наличных сумм в билетную 33 856,10 33 856,10 К 1 января 1904 г. 2 246,14 2 715 936,74 2 718 182,88 За 1904 г. баланс Московского попечительства о бедных духовного звания был следующий 254 (в руб.): Наличными Билетами 2 246,14 2 715 936,74 2 718 182,88 271 896,78 47 200,00 319 096,78 271 505,81 27 700,00 299 205,81 В 1904 году обращено из наличной суммы в билетную 43 991,30 43 991,30 В 1904 году обращено из билетной суммы в наличную 25 200,00 25 200,00 К 1 января 1905 г. в остатках состоит 2 637,11 2 735 436,74 2 738 073,85 Несмотря на всю благодетельность попечительства, из вышеприведенных таблиц можно сделать вывод, что средств его было недостаточно. Попечительные кружки оставались пустыми, штрафных денег было мало. При таком положении попечительство могло обеспечить лишь малые пособия в 10–15 руб., и то далеко не всем просителям, которых подвергали тщательной проверке: насколько бедственно их положение, есть ли у них родственники или земля, причем многим отказывали. Попечительство принципиально не меняло сложившегося порядка вещей: стабильная социальная система помощи духовенству не была создана за все время существования попечительств.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010