43       Два Борисовича, князья Волоцкие, завещали каждый вклады в Пафнутьев монастырь: «Федор десять рублей, Иван десять рублей да кожух камка – Есеев корень» (Собр. Гос. гр. и дог., т. I, 132 и 151). Князь Дмитрий Иванович в своей духовной просит великого князя Василия, не назначая что именно, дать по душе его и «в Боровск в Пафнутьев монастырь» (Собр. Гос. грам. и дог., т. I, 147). Великий князь Василий Иванович избрал восприемниками своего первого сына двух постриженников и учеников Пафнутьевых, Данила Переяславского и Кассиана Босого. Степенная книга (ч. 11, стр. 207) отметила этот случай, что царя Иоанна крестили старцы постриженники святого Пафнутия. Царь Иван Васильевич в послании к игумену Кирилло-Белозерского монастыря рассказывает о посещении Пафнутием обители Сергия преподобного; а в другом месте того же послания называет Пафнутия светильником наряду с Московскими святителями и преподобным Сергием (Акты истор., т. I, стр. 382 и 292). 44       В 1584 г. епископ Рязанский Леонид напоминает царю Федору Ивановичу, что отец его родился по молитвам Пафнутия (Акты истор., т. I, стр. 410). В связи с отношениями, какими были у Пафнутия с великими князьями московскими, находится и самая похвала ему, заключающая Вассианово жизнеописание Пафнутия: «Возвеличи тя сама Царица и Богородица мати Господня и показа тя знаема во всей рустей земли». «Радуйся, Пафнутие, благочестивому и христолюбивому самодержцу русския земля – теплой молебник к Богу» и далее о великом князе: «да венчает Бог его благородныя чади венцем царствия в род и род и да взыщут руце их на плеща врагов их и державу их мирну устроит Господь». 45       Повесть Иннокентия о преставлении Пафнутия начинается так: «Позва мя старец походити за монастырем. Егда же изыдох, тогда начать шествовати к пруду, его же сзда многим трудом своим. Егда же приидохом на заплот, узре поток водный явльшиися под мост и начат мя учити, како заградити путь воде». 47       См. похвальное слово митрополиту Ионе, в Сборнике XVI века, за 1419, указанном в описании рукописных сборников Новгородской Софийской библиотеки (См. Летопись занятий Археогр. ком., вып. III).

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Volotski...

  Цифры и факты ( Самые древние приходы: …Русской Православной Церкви, …в России, …в Москве; Сколько приходов в Православной Церкви; Почтовый адрес – по приходу; Чем отличалось село от деревни)//Фома. - – 2005. – С.34. – (рубрика « Тема номера: Приход и прихожане»). Реклама : - С.35.   Приходская жизнь в глобальной сети (Создание храмовых интернет-страничек – еще одно направление приходской деятельности)//Фома. - – 2005. - С.36-37. – (рубрика «Тема номера: Приход и прихожане »).                        ЦЕРКОВЬ ХРИСТОВА (раздел). – С.38-55. (на заставке – фото Сергея Титова) Числа: Сентябрь . Церковные праздники в сентябре/Редакция благодарит за помощь в подготовке рубрики «Числа» Вячеслава Игоревича Петрушко //Фома. - – 2005. – С.40 – 41. – (рубрика « Числа »). 1 сентября (19 августа по старому стилю) – празднование Донской иконы Божией Матери ; 8 сентября (26 августа по старому стилю) – Сретение Владимирской иконы Божией Матери , 610-летие спасения Москвы от нашествия Тамерлана (1395 год); 17 сентября (4 сентября по старому стилю) – день памяти святителя Митрофания , епископа Воронежского; 21 сентября (8 сентября по старому стилю) – Рождество Богородицы ; 22 сентября (9 сентября по старому стилю) – 490 лет со дня преставления в 1515 году преподобного Иосифа Волоцкого ; 26 сентября (13 сентября по старому стилю) – 1670 лет со дня освещения храма Воскресения Христова в Иерусалиме .   Вопрос – ответ:   Если бы Он умер другою смертью, то что? На вопросы читателей отвечает священник Александр Шрамко , клирик храма Покрова Пресвятой Богородицы, г. Минск//Фома. - – 2005. – С.42-43. – (рубрика « Вопрос – ответ»). Заданы вопросы: Если бы Христос умер Своей смертью, Он бы воскрес? А произошло бы наше спасение? Как Православная Церковь относится к процедурам искусственного оплодотворения? Почему женщин не пускают в алтарь? Год назад меня оставил муж. Мы венчаны. На церковный «развод» он подавать не хочет, хотя в ЗАГСе развелся. Если я подам прошение на расторжение нашего брака церковью, получится, что я оставляю его, а не наоборот. Что делать?

http://foma.ru/bibliografiya-foma-6-29-i...

Разделы портала «Азбука веры» ( 10  голосов:  4.2 из  5) Вознесенская Давидова пустынь. Мужской монастырь Россия, Московская обл., Чеховский р-н, пос. Новый Быт. Монастырь находится в 85 км от Москвы, недалеко от города Чехова. Пустынь расположена в красивой местности на берегу реки Лопасни, впадающей в Оку, на высокой полугоре, изобилующей белым камнем. Основана в 1515 года преподобным Давидом. Он, по преданию, происходил из рода князей Вяземских и носил в миру имя Даниил. Еще будучи отроком, имея чуть более двадцати лет от роду, почувствовал призвание к подвижнической жизни и пришел в Пафнутиев Боровский монастырь. Юный Даниил поступил в Боровскую обитель еще при жизни преподобного Пафнутия. Преподобный Пафнутий являлся пострижеником и учеником преподобного Никиты, третьего настоятеля Серпуховского Высоцкого монастыря. Преподобный же Никита был сродником и учеником Преподобного Сергия Радонежского, игумена земли Русской. Таким образом, преподобный Пафнутий был преемником заветов Преподобного Сергия и деятельным представителем его иноческой школы. Устройство монастыря было общежительным. Игумен подавал пример братии. Этим примером и богомудрыми советами руководствовался Давид в прохождении жития иноческого. Видя ревность и усердие своего послушника, преподобный Пафнутий совершил над ним монашеский постриг и нарек Давидом в честь преподобного Давида Солунского, святого отшельника, жившего в VI b. После преставления своего учителя преподобный Давид нашел духовное руководство и покровительство в лице великого светильника русского монашества преподобного Иосифа Волоцкого . В 1515 году преподобный Давид, подвизавшийся более сорока лет в Боровском монастыре, оставил святую обитель, дабы основать свой монастырь в пустынной местности, принадлежавшей князю Василию Семеновичу Стародубскому, на берегу реки Лопасни в древней Хутынской волости, куда и пришел с иконой Знамения Богоматери с двумя монахами и двумя послушниками. Поселившись здесь, он поставил кельи, возвел первые деревянные храмы в честь Вознесения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа с приделом в честь Успения Пресвятой Богородицы и Святителя и чудотворца Николая. Около своей пустыни преподобный насадил липовую рощу. Более полстолетия подвизался преподобный Давид в монашестве, был кормильцем-отцом всего окрестного населения. 19 сентября 1529 года он предал Богу свою праведную душу. Честное тело его было погребено в основанной им пустыни, в церкви Знамения Богоматери, сооруженной в его память, так как икона Знамения Пресвятой Богородицы была келейным моленным образом преподобного. Почитание преподобного Давила началось вскоре после его праведной кончины. В синодике 1602 года он именуется преподобным, а в документах 1657 года, кроме того, и чудотворцем.

http://azbyka.ru/fiction/velikie-monasty...

«Повесть о болезни и смерти Василия III» – один из интересных образцов изображения личности в средневековой русской литературе. Она была написана вскоре после смерти великого князя очевидцем событий, человеком., близким великому князю, создававшим эту хронику болезни и смерти Василия III, по-видимому, как подготовительный материал для будущего жития 2 . Это предположение поддерживается последующим использованием текста: «Повесть» была включена не только в летописные своды, но и в Великие Минеи-Четьи митрополита Макария. Как оказалось возможным в литературной традиции первой половины XVI в. создание произведения, в котором так детально описывались болезнь великого князя, его поведение и мысли? Как согласовать изображение немощи, бессвязной речи умирающего Василия с утверждающейся в это время идеей обожествления власти и личности царя-самодержца? По-видимому, «Повесть» можно рассматривать как непосредственную литературную реализацию авторитетных в XVI в. представлений Иосифа Волоцкого о двойственной природе царя, восходящих к текстам византийца Агапита (VI в.): царь «властию» уподобляется Богу, а «естеством» – «подобен всем человеком» (в этом суждении нетрудно увидеть утилитарное использование учения о двойственной природе Христа – божественной и человеческой, что позволило далее идеологам самодержавия поставить знак равенства между царем и Богом). Хроника болезни и смерти Василия III предваряется в «Повести» рассказом о его успешной военной деятельности в августе 1533 г. и превращается в итоге в повествование о бренности человеческой жизни (один из выразительных эпизодов «Повести» – описание поверженного немощью Василия на паперти Успенского собора Иосифо-Волоколамского монастыря, в котором идет служба с молением о его выздоровлении). Фабула «Повести» могла восприниматься современниками как конкретная иллюстрация к тексту «Прения жизни и смерти», а сам Василий III как бы продолжал – в сознании читателей – ряд легендарных героев, побежденных смертью , – Александра Македонского, царей Давида и Соломона и др. История болезни и смерти Василия III, а может быть, и сама «Повесть», могли послужить толчком к созданию книжниками Иосифо-Волоколамского монастыря «Сказания о некоем человеке богобоязниве», написанного примерно в то же время – не позднее середины XVI в. («вчера тысящами пред ним стояли, а ныне во гробе един лежить...»).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В пройшла присвячена питанням та етики 31 травня 2014 р. 19:28 30 мая 2014 года в Свято-Троицкой Александро-Невской лавре прошла IV ежегодная конференция «Опоры России», посвященная обсуждению актуальных вопросов развития социально ответственного предпринимательства, деловой этики бизнеса, становления и укрепления нравственных принципов ведения хозяйственной деятельности, на тему «Созидательная роль и духовно-нравственные ценности предпринимательской деятельности в России». Организаторами мероприятия выступили «Опора-Созидание» — проект рабочей группы «Предпринимательство и Православие» Общероссийской общественной организации малого и среднего бизнеса «Опора России», и Санкт-Петербургское региональное отделение «Опоры России» при поддержке Экспертного совета «Экономика и этика» при Святейшем Патриархе Московском и всея Руси. Участники конференции — представители предпринимательского сообщества, духовенства, научных кругов — обсудили актуальные темы возрождения исторических нравственных традиций русской деловой культуры в современных условиях, формирования кластера социально ответственного бизнеса на примере конкретных проектов, реализуемых православными предпринимателями, взаимодействия Церкви, власти и бизнеса в реализации общественно значимых инициатив, принципы построения эффективной национальной бизнес-модели, основанной на ценностях Православия. Отдельной темой обсуждения стало духовное наследие преподобного Серафима Вырицкого, выдающегося подвижника благочестия, 65-летие преставления которого Церковь отмечает в текущем году. Модераторами дискуссии выступили ответственный секретарь Экспертного совета «Экономика и этика» при Святейшем Патриархе Московском и всея Руси, помощник председателя Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества П.А. Шашкин и вице-президент «Опоры России» Н.П. Николаев. Проект «Опора-Созидание» проводит конференции «Бизнес и Православие» ежегодно. Первая конференция состоялась 11 ноября 2011 года в Екатеринбурге, где было подписано Соглашение о сотрудничестве между Московским Патриархатом и Общероссийской общественной организацией малого и среднего предпринимательства «Опора России». Вторая конференция состоялась 14 сентября 2012 года в Санкт-Петербурге в храме Покрова Пресвятой Богородицы и была посвящена теме возрождения и укрепления традиционных нравственных принципов ведения хозяйственной деятельности современными российскими предпринимателями. Третья конференция, посвященная теме духовно-нравственных ценностей ведения предпринимательской деятельности, состоялась 28 сентября 2013 года и была приурочена ко дню памяти преподобного Иосифа Волоцкого — покровителя предпринимателей. Официальный сайт проекта: http://opora-sozidanie.ru . Синодальный отдел по взаимоотношениям Церкви и общества /Патриархия.ru Календарь ← 31 березня 2024 р. 16 2023 р.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/3665119...

Волжский крестный ход скоро отправится от истока реки Волги 17 мая 2005 г. 18:57 В Тверском епархиальном управлении состоялась пресс-конференция на тему «Волжский крестный ход 2005», проводимая информационной службой Тверской епархии совместно с миссионерским отделом. На вопросы журналистов отвечали председатель миссионерского отдела Тверской епархии иерей Сергий Дмитриев, руководитель информационной службы Тверской епархии протоиерей Павел Сорочинский, настоятель церкви во имя преподобного Иосифа Волоцкого иерей Геннадий Ульянич, Александр Федорович Булычев, представитель компании КСК — главного попечителя проведения крестного хода 2005 года, сообщает пресс-служба Тверской епархии. Журналисты получили пакет документов, среди которых: Обращение архиепископа Тверского и Кашинского Виктора, график прохождения Волжского крестного хода 2005, логотип крестного хода, житие преподобного Нила Столобенского. Началась пресс-конференция выступлением иерея Сергия Дмитриева, который ознакомил представителей СМИ с маршрутом прохождения Волжского крестного хода. Уникальность Волжского крестного хода, отметил отец Сергий, заключается в его масштабности и в том, что маршрут крестного хода частично проходит по речным водам. В течение почти месяца от истока реки Волги до границ Тверской епархии около 700 км движется крестный ход со святыней. В этом году Волжский крестный ход проходит в рамках празднования 450-летия преставления преподобного Нила Столобенского, поэтому святынями крестного хода станут икона преподобного Нила Столобенского 1,80 м высотой, специально написанная к этому событию, и ковчег со святыми мощами преподобного. Девиз крестного хода по Волге 2005-го года: «Нет большей любви, нежели кто положит душу свою за други своя, во славу Церкви Православной, Отечества Российского». Традиционно крестный ход проводится совместно Тверской и Кашинской епархией, светскими властями и попечителями. Накануне пресс-конференции состоялось совещание в Тверском Епархиальном управлении, на котором присутствовали члены епархиального совета, благочинные округов, представители светской власти города и области, представители местного самоуправления тех районов, по территории которых пройдет маршрут крестного хода.

http://patriarchia.ru/db/text/11636.html

Епарх. 70). Между 1 сент. 1562 и 26 февр. 1563 г. сборник Вол. 514 закончили ученики архиеп. Феодосия игум. Евфимий и буд. архиеп. Казанский Иеремия. Одновременно Евфимий закончил работу над др. сборником (РНБ. Q.XVII.50), в к-ром содержится корпус посланий архиеп. Феодосия. По-видимому, в келье архиеп. Феодосия был составлен сборник (ГИМ. Син. 791), в к-ром на листах 95-164 содержатся материалы из архива прп. Максима Грека. В 1563 г. игум. Евфимий (Турков) по благословению своего учителя архиеп. Феодосия переписал Часослов (ГИМ. Епарх. 256). В сборнике своего ученика Левкия (Акишева) игум. Евфимий написал рассказ «О преставлении старца Феодосиа», к-рый представляет собой Житие архиеп. Феодосия (РГБ. Вол. 512). В сборнике РГБ. Вол. 572 игум. Евфимий переписал «Надгробное слово» прп. Иосифу Волоцкому. Вероятно, в кон. 70-х гг. XVI в. Евфимий переработал 2-ю редакцию минейного Жития прп. Иосифа Волоцкого ( Попов. 1914). Возможно, в 70-80-х гг. XVI в. Евфимий путем контаминации «Надгробного слова», 2-й редакции минейного Жития и некоторых текстов создал новую редакцию Жития прп. Иосифа (древнейшим списком является ркп. РНБ. Соф. 451/1. Л. 89-128 об.; Плигузов. Вторая редакция минейного жития. 1984. С. 29-53). Игум. Евфимий провел большую работу по упорядочению монастырской документации. В 1573 г. вместе с книгохранителем Пафнутием (Рыковым) составил опись книг б-ки. При игум. Евфимии был составлен «Старый список кормовой», объединивший синодик и кормовую книгу (ГИМ. Епарх. 1). Тогда же был составлен и новый список (ГИМ. Епарх. 415), в к-ром указаны имена и фамилии первых вкладчиков, а также дни их поминовения. Эта работа продолжилась: были составлены записные книги (РГБ. Вол. 681; РГАДА. Ф. 1192. Оп. 2. 482) и Обиходник (ГИМ. Син. 829). Игум. Евфимий составил Канонник (РГБ. Вол. 412), в к-рый помимо служб прп. Евфимию Великому и прп. Иосифу Волоцкому были включены духовная грамота, предсмертная исповедь, каноны на исход души и за умершего друга, краткие некрологи монахам, умершим за время настоятельства Евфимия.

http://pravenc.ru/text/673721.html

5 . Ноября в 5 день св. муч. Галактиона и Епистимии и преставление иже в святых отца нашего Ионы архиеп. вел. Новаграда. Нач.: «Вечер. На малой вечерни на Господи возвах поставим стихиры на 6 глас 8»... 6 . Въспоминание о блаженнем и приснопамятнем отце нашем Ионе архиеп. вел. Новаграда, иже бысть по втором Евфимии, в лета 6966-е до лета 6979-го. Нач.: «Въспомянути и блаженнаго нашего пастыря Иону»... 7 . Того же о отцы Иосифе, Иже состави общий манастырь близ Волока-Ламскаго. Нач.: «Различна телесем растворения соуще, различныи недоуги телеса от растворениа их подъемлют»... 8 . О Божии благодати бывшей чюдесы явлением и прославлением свящ. телесе, иже во свв. о. н. Никиты еп. вел. Новаграда... Нач.: «Великая Божиа дела глаголати светла языка требуют»... 9 . В лето 6968 месяца Февраля в 13 день на память преп. о. н. Мартиниана пострижеся преп. о. н. Иосиф (краткая биографич. заметка о пр. Иосифе). Легко заметить, что составитель сборника сначала имел в виду переписать творения Льва Филолога (см. ст. 1, 2 и 3). Быть может, он имел даже под руками в числе источников, так сказать, полное собрание сочинений Филолога, этого замечательного проповедника и писателя. Но по неизвестным нам причинам он отвлекался от своего первоначального оригинала и вписывал в сборник не принадлежащие Филологу статьи (ст. 5 и 6). Далее он снова возвращался к Филологу и снова оставлял его. Вот почему и получилась та путаница статей, какую мы замечаем в данном сборнике: за статьей 3 или 4 должна была следовать повесть «о отци Иосифе» и слова: «того же», стоящие пред этой повестью, должны были указывать на Филолога; статьи же 5 и 6, привнесенные, очевидно, из другого источника, чем сочинения Филолога, нарушали этот естественный порядок и тем самым уже скрывали личность автора жития Иосифа. Выражение «того же о отци Иосифе» в таком случае указывало уже не на Филолога, а на автора предыдущей статьи (6) – об архиеп. Ионе. А это последнее произведение появилось около 1472 года и, следовательно, ни в каком случае не могло быть делом одного и того же автора с житием (1540–1560 г.), кто бы он ни был.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Volotski...

Как глава Тверской епархии А. скрепил своей печатью духовные грамоты (завещания) Г. В. Жукова-Оплечуева, Ф. Б. Бороздина и др. По его ходатайству в Желтиковом Успенском мон-ре , где был погребен Тверской свт. Арсений, была учреждена архимандрития . При А. в 1528 г. прп. Нил Столобенский основал Столобенскую Богоявленскую пуст. на оз. Селигер. С 1531 г. в Твери находился прп. Максим Грек , к-рого почитал А. В 1537 г. в Твери случился сильный пожар, при этом сгорело много домов, храмов, церковной утвари. Самого «владыку Акакия промежь дву конь едва из града умчаша» (ПСРЛ. СПб., 1853. Т. 6. С. 303). По завершении восстановительных работ прп. Максим написал похвальное слово, в к-ром восхвалял А. за то, что он «с большим усердием и великою ревностию принялся за обновление истребленного огнем». В 1564 г. А. освятил новопостроенный храм в честь Св. Троицы («Белая Троица») - уникальный памятник тверской церковной архитектуры, в наст. время кафедральный собор Твери. Сохранились рукописные книги, переписанные по благословению святителя, нек-рые из них он передал вкладом в Иосифов волоколамский мон-рь. А. сам переписал 2 Евангелия и создал особую редакцию Киево-Печерского патерика . В 1564 г., когда в Москве на Соборе решался вопрос о предоставлении Главе РПЦ права ношения белого клобука, на соборном документе «Тферского и Кашинского Акакия епископа руки нет, потому что для великия старости и болезни на Собор не приехал, а о том писал, что он с архиепископы и епископы и со всем освященным Собором, со всеми с ними единомышлен» (ПСРЛ. СПб., 1906. Т. 13. Ч. 2. С. 380; АИ. Т. 1. С. 333). Слово «О преставлении» рассказывает о подвижничестве А.- он спал не ложась. А. «навык многие кануны наизусть говорити», постоянно читал канон прп. Иосифу Волоцкому и с похвалой отзывался об иноках основанного им мон-ря, сравнивая мон-рь прп. Иосифа с Киево-Печерским . Скончался и погребен в Желтиковом Успенском мон-ре. Ист.: Макарий (Веретенников), игум. Памятники древнерусской литературы, содержащие описание последних дней земной жизни подвижников XV-XVI веков//ЖМП. 1986. 11. С. 72-75; о н же. Епископ Тверской и Кашинский Акакий - подвижник XVI века//Герменевтика древнерусской литературы. М., 1994. Сб. 7. Ч. 2. С. 336-362.

http://pravenc.ru/text/63772.html

В чем ценность самодержавия? В том, что помимо твердых законов, на которых строится государство, была еще возможность прямого действия, когда царя мог прийти, допустим, в пасхальную ночь в тюрьмы, побеседовать с пятью-десятью преступниками и сказать: «Вот этого и этого отпустить», либо как царская милость, либо они были незаконно осуждены. Это невозможно в так называемом демократическом государстве. Очередное послание Президента: а где в нем о вопиющих язвах нашего общества, таких, как аборты и алкоголизация. Фигурирует страшная цифра – 220 миллионов погибших в нашей стране от абортов детей. Известный борец с пьянством Жданов говорит, что от этой чумы ежегодно погибает более 120 дивизий мужского населения. Лихачев так писал о Грозном: «Исключительно талантливая личность, ничего отдаленно и рядом не стоит в древне-русской литературе». Грозный почти наизусть знал Священное Писание, он не пил совершенно, его важнейшие решения одобрялись Земскими Соборами, где были представлены все сословия государства. И сколько было вранья: вот такой-то был репрессирован страшным образом. Воротынский, например. А он лет через 20 направляет царю деловое письмо. Вот такие были вещи. 39 русских святых, таких, как Александр Невский были прославлены при Грозном на Соборе в 1547 году. Владыка Питирим (Нечаев) говорил, что «царь Иоанн был хорош, думаю, не надо это доказывать, он спасал Россию, он спасал Православие, он боролся с ересью жидовствующих». Это говорил наш маститый архиерей, который открыл мощи прп. Иосифа Волоцкого. Игумен Кирилл (Сахаров) , настоятель храма свт. Николы на Берсеневке, член Союза писателей России Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " . РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям. Комментарии Оставьте комментарий Закрыть Закрыть 10. «Личность Грозного имеет прямое отношение к современности» Именно поэтому Василий Вадимович Бойко-Великий преследуется и находится в заключении. 9. Поэтому, пока, не будет канонизации Царя Ивана Грозного. 8. Ответ на 7, С. Югов:

http://ruskline.ru/news_rl/2024/03/13/li...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010