Степень разрушения здания за время его использования в качестве хозяйственного строения ужасает. У храма сломана главка, полностью разрушена колокольня, уничтожено внутренне убранство, разбиты ворота одного из приделов, чтобы туда могли въезжать машины, там был гараж. Реставрация предстоит сложная и длительная, к тому же следует еще собрать на нее средства. Но никакого новодела в " лужковском стиле " – разрушить до основания, а потом " построить такой же, только лучше и с подземным гаражом " – не будет. Здание, говорят активисты, затем и спасали, чтобы сохранить исторические стены. Вовремя, говорят, успели, еще бы чуть-чуть, и все... Дело в том, что здание страдало не только из-за всевозможных " модификаций " , под нужны производства – например фальшь-потолка из железных балок в том же гараже – но еще и от вибрации от работающих станков. Это чуть ли не главная причина серьезных трещин, образовавшихся в стенах храма. Следующее, что собирается сделать новообразованная община – собрать материалы по канонизации матери русского святого Иосифа Волоцкого, которая похоронена в этом храме. Эта тема тем более актуальна, что осенью 2015 года отмечается 500-летие со дня преставления праведника. Люди усматривают определенный символизм в том, что здание было возвращено именно в этот знаменательный год, и считает, что мать Иосифа Волоцкого, которая 30 лет прожила в монастыре и известна своей непорочной жизнью, тоже достойна канонизации. Пока собираются архивные материалы, а в случае канонизации ее останки обретут статус мощей, будут извлечены из могилы и помещены в раку. " Колокол России " писал о том, что решение о передачи храма принято на самом высоком уровне, но проходили месяцы, а официального соглашения – не было. Сначала дата передачи была установлена на 1 января, потом на 1 февраля, 1 марта... Это беспокоило и местных верующих и московских активистов. Сейчас говорят, что задержка была связана с нюансами оформления документов – ведь к храму были пристроены всевозможные подсобные помещения, статус которых оставался неясен, после принятия принципиального решения.

http://religare.ru/2_106484.html

Согласно завещанию Пафнутия Боровского, по настоянию вел. кн. Иоанна III Васильевича и «по умолению братии» игуменом мон-ря после преставления прп. Пафнутия стал И. ( Досифей (Топорков). 1865. С. 168). По сведениям еп. Саввы, он был рукоположен во священника свт. Геронтием , митр. Московским, и благословлен на игуменство, после поставления его принял вел. князь («приа его державный с великою любовию и угости») (ВМЧ. Сент. Дни 1-13. С. 460-461). Вероятно, покровительство И. оказывал архиеп. Ростовский Вассиан I (Рыло) , к-рый также являлся пострижеником Боровского мон-ря и учеником прп. Пафнутия ( Лурье Я. С. Вассиан Рыло//СККДР. Вып. 2. Ч. 1. С. 123). В 1479 г. И. был вынужден оставить игуменство и покинуть мон-рь. В качестве причины он в послании монахам Пафнутиева мон-ря указал на конфликт с вел. князем из-за «монастырских сирот». По распоряжению вел. князя монастырские крестьяне оказались «иные проданы, а иные биты, а иных в холопи емлют» (Послания Иосифа Волоцкого. 1959. С. 144). И. ездил к Иоанну III, но ничего не добился. В житиях причиной ухода И. названо недовольство братии планами игумена ввести в мон-ре строгий общежительный устав. Еп. Савва указывал, что И., следуя совету 7 старцев обители, тайно оставил мон-рь и в сопровождении единственного спутника - старца Герасима (Чёрного) отправился странствовать (ВМЧ. Сент. Дни 1-13. С. 462). В мон-рях И. проживал под видом ученика старца Герасима, чтобы в нем не опознали священника и игумена ( Досифей (Топорков). 1865. С. 168; ВМЧ. Сент. Дни 1-13. Стб. 462-463; Белокуров. 1903. С. 18). Однако образованность и манера держаться выдавали его высокий сан. Еп. Савва сообщает, что он был узнан в тверском Саввином мон-ре (ВМЧ. Сент. Дни 1-13. Стб. 463), а в «Житии прп. Иосифа, составленном неизвестным» утверждается, что И. узнали и в Кирилловом Белозерском в честь Успения Пресвятой Богородицы мужском монастыре ( Белокуров. 1903. С. 19). Наиболее благоприятное впечатление на него произвел Кириллов Белозерский монастырь, к-рым в этот период (1478-1482) управлял др. постриженик Боровского мон-ря, игум. Нифонт ( Никольский Н. К. Общинная и келейная жизнь//ХЧ. 1907. 8. С. 167). Согласно известию Досифея, И. провел в Кирилловом Белозерском мон-ре «едино лето» ( Досифей (Топорков). 1865. С. 168-169), по сведениям «Жития прп. Иосифа, составленного неизвестным»,- не менее 17 месяцев ( Белокуров. 1903. С. 18). В Кирилловом монастыре И. мог встречаться с прп. Нилом Сорским ( Романенко. 2008. С. 161-162). Возможно, в этот период И. получил приглашение от кн. Бориса Волоцкого основать монастырь в его уделе ( Досифей (Топорков). 1865. С. 169; ВМЧ. Сент. Дни 1-13. Стб. 464).

http://pravenc.ru/text/578410.html

При митрополите Симоне в 1509 г. был сведен с престола и другой Новгородский владыка, архиепископ Серапион, запретивший преподобного Иосифа Волоцкого за его юрисдикционный переход из ведения Волоколамского князя в подчинение Московского. В послании митрополиту Симону преподобный Иосиф писал, что из-за притеснений со стороны местного князя он хотел даже оставить монастырь, но братия монастыря стала просить его: «Посылай, господине, бити челом государю Великому князю Василию Ивановичу всея Русии да и пресвященному Симону митрополиту всея Русии, чтоб, государь, Симон митрополит сам жаловал, а государю Великому князю Василью Ивановичу всея Русии печаловался, чтобы государь смиловался Бога ради, пожаловал, о нас, своих нищих, промыслил, как ему Бог положит на сердце» 144 . Великий князь принял Волоколамский монастырь под свое покровительство. В связи с этим удельный князь Феодор Борисович «посылает и возвещает сия архиепископу Великаго Новаграда и Пскова бяше бо Волок Ламский архиепископия Новоградская» 145 . После этого «архиепископ посла на Иосифа неблагословение и отлучение» 146 . Все это побудило преподобного просить митрополита Симона о заступлении 147 . Сложившаяся ситуация была соборне рассмотрена, и дана оценка действию епархиального архиерея, о чем глава Церкви сообщил преподобному Иосифу: «И он то дръзнул не по правилом святых отець, что с нами о том не обослался и без государя Великого князя ведома да так скоро учинил» 148 . В летописи читаем: «Тое же зимы сведен бысть со архиепископьства с Новугородцкого Серапион того для, что Осифа не благословил за то, что он от князя Федора Борисовичя, от Волоцкого князя, Великого князя с монастырем отъехал» 149 . Скончался митрополит в 1511 г. «Месяца априля 26, в неделю, разболелся Симан митрополит всеа Русии, и по Великаго князя слову посла по Серапиона по бывшаго архиепископа Великого Новагорода и Пскова и благословил его и прощение взял с ним и отпустил его к Троице в Сергиев монастырь. И преставися Симан митрополит всеа Русии априля в 30, со вторника на среду в первый час нощи, и положиша тело его в церкви Пречистыа Успениа на Москве» 150 . В синодике Успенского собора читаем о его кончине: «В лето 7019 месяца апреля в 30 день в 2 час нощи память святаго Апостола Иакова в вторник вторыя недели по Пасце преставися пресвященный Симон митрополит всея Руси, пас Церковь Божию 16 лет без 4-х месяць и без 25 дней» 151 . Погребен он был в Кремлевском Успенском соборе. Перед своей кончиной им была написана Прощальная грамота «в преставленье его», о чем упоминается в описи Царского архива 152 . Во Вкладной книге Троице-Сергиева монастыря записан вклад по митрополите Симоне: «7020 (1512)-го году марта в 3 день по Преосвященном Симоне митрополите Московском и всеа Русии дал вкладу Живоначальные Троицы Сергиева монастыря игумен Памва денег 150 рублев» 153 . Имя митрополита Симона встречается в некоторых святцах 154 .

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

Небесным покровителем православного предпринимательства и хозяйствования объявлен преподобный Иосиф, игумен Волоцкий, чудотворец 7 декабря 2009 г. 11:54 По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла небесным покровителем православного предпринимательства и хозяйствования объявлен преподобный Иосиф, игумен Волоцкий, чудотворец. Просьба о наречении небесного покровителя хозяйственной деятельности исходила от Экспертного совета «Экономика и этика» при Святейшем Патриархе , объединяющего известных предпринимателей ученых, государственных и общественных деятелей. Преподобный Иосиф Волоцкий (в миру Иоанн Санин; 1440-1515) вошел в историю как ревностный поборник Православия и защитник церковного и государственного единства в борьбе с ересями и церковными нестроениями, один из вдохновителей учения о Святой Руси как преемнице и хранительнице древнего вселенского благочестия. Не менее известна его хозяйственная деятельность, имевшая целью укрепление церковного авторитета и влияния в общественных делах, расширение материальных возможностей Церкви для совершения дел милосердия. Посещая 31 октября 2009 года , в праздник обретения мощей преподобного, Свято-Успенский Иосифо-Волоцкий ставропигиальный монастырь, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, в частности, сказал : «Иосиф Волоцкий — это человек огромной силы духа, большого мужества, крепкой веры, несгибаемой воли… Преподобный Иосиф войдет в историю нашего народа как великий церковный муж, прозревавший многие опасности тогдашней общественной жизни, сознававший важность церковного служения и употреблявший все силы на то, чтобы дело Божие множилось и расширялось… Он был глубоко убежден в необходимости для Церкви привлекать в том числе и материальные ресурсы, чтобы передавать их народу. Преподобный видел в Церкви замечательный инструмент передачи народных богатств от богатых бедным. А потому всякие обвинения преподобного Иосифа в стяжательстве — это надуманные обвинения». Святейший Патриарх Кирилл возглавляет Попечительский совет по восстановлению Иосифо-Волоцкого монастыря и организации празднования 500-летия преставления преподобного Иосифа Волоцкого в 2015 году. Патриархия.ru Календарь ← 7 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/261897.htm...

Статья Е. В. Крушельницкой 18 дает материал для построения генеалогической схемы преподобного Макария Калязинского (†1483; пам. 17 марта), согласно которой преподобный Паисий Угличский (†1504; пам. 6 июня) приходился преподобному Макарию Калязинскому племянником по материнской линии. Дядя постриг своего племянника в Троицком Калязине монастыре. Здесь же, очевидно, полагал начало своим монашеским подвигам и брат Преподобного — Григорий, принявший монашество с именем Геннадий и ставший позднее Тверским епископом (1461–1477), (см. Таблицу 1 ). При выяснении степени родства преподобного Иосифа Волоцкого и Митрополита Московского Макария нами были высказаны следующие заключения: “…можно говорить о родственных связях Волоколамского игумена и Всероссийского Митрополита Макария, а связующим звеном в их генеалогии является архимандрит Кассиан. Однако их родственные отношения, заранее можно сказать, были довольно дальними, и сам этот факт остался незафиксированным в истории. Логичнее предположить, что родство шло по материнской линии, то есть Зиновия, бабушка митрополита Макария по материнской линии, была сестрой архимандрита Кассиана и племянницей преподобного Иосифа Волоцкого. Тогда архимандрит Кассиан является внучатым дядей, то есть двоюродным дедом Митрополита Макария, а преподобный Иосиф Волоцкий — брат прадеда Святителя по материнской линии” 19 (см. Таблицу 2 ). И в наше время канонизация святых являет примеры семейной святости. В год 600-летия со дня преставления преподобного Сергия были канонизованы его родители — преподобные Кирилл и Мария 20 . Их внук, племянник преподобного Сергия, — святитель Феодор Ростовский (†1394; пам. 28 нояб.). Духовным другом преподобного Сергия был святитель Алексий, Митрополит Алексий Московский (†1378; пам. 12 февр.). Его сестры, преподобные Иулиания и Евпраксия, ныне прославлены в лике святых Русской Церкви 21 . Приведенные примеры относятся к святым русским князьям. Степенная книга, памятник исторический мысли времени Митрополита Макария (†1563; пам.

http://pravmir.ru/o-stepenyah-rodstva/

Кроме того, совместными усилиями осуществляется ряд проектов, среди которых особенно следует упомянуть издание Православной Энциклопедии и работу комитета Макариевской премии. 7 сентября в Москве состоялась торжественная передача Марфо-Мариинской обители милосердия частиц мощей преподобномучениц великой княгини Елисаветы Феодоровны и инокини Варвары, доставленных архиепископом Берлинским и Германским Марком. Это событие не только стало долгожданным торжеством для Москвы, но послужило дальнейшему укреплению единой Поместной Русской Православной Церкви. За прошедший год я возглавлял заседания различных попечительских советов: Фонда единства православных народов (в марте), Совета по возрождению кронштадтского Морского собора во имя святителя Николая чудотворца (в марте), Марфо-Мариинской обители милосердия (в мае), «Православной энциклопедии» (в марте и ноябре), Фонда Андрея Первозванного (в апреле), Фонда поддержки строительства храма св. вмц. Екатерины в Риме (в апреле и июне), Свято-Троицкой Сергиевой лавры и Московской духовной академии (в июне), Комитета по премиям памяти митрополита Московского и Коломенского Макария (Булгакова) (в июле), Совета по восстановлению Спасо-Преображенского Валаамского ставропигиального мужского монастыря (в сентябре), Фонда по восстановлению Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря (в ноябре), Совета по восстановлению Иосифо-Волоцкого монастыря и организации празднования 500-летия преставления преподобного Иосифа Волоцкого в 2015 году (в ноябре). Я посетил Отдел внешних церковных связей, Издательский совет и Издательство Московской Патриархии, Синодальную библиотеку. Возглавил работу Поместного Собора, заседания Священного Синода (31 марта в Свято-Даниловом монастыре, 27 мая в историческом здании Святейшего Правительствующего Синода в Санкт-Петербурге, 27 июля в Свято-Успенской Киево-Печерской лавре, 10 октября в историческом здании Синода в Санкт-Петербурге). Возглавил ректорское совещание, заседание Издательского совета, а также церемонии открытия крупных церковных форумов и других общественных мероприятий, а именно:

http://patriarchia.ru/db/text/969773.htm...

Таким образом, нельзя согласиться с И.М. Смирновым, по определению которого, Досифей Топорков «был обычным книжником, типичным представителем образованности своего времени, про которого нельзя даже сказать, чтобы он особенно выделялся с этой стороны среди прочих своих современников» 662 . В Досифее Топоркове нашли свое выражение не только предприимчивость, универсальность знаний и таланта, обостренное чувство потребностей времени, свойственные представителям рода Саниных, но и общий настрой эпохи, пытавшийся удержать завоевания «русского Предвозрождения», будивший мысль, направлявший ее на выявление новых резервов в развитии русской государственности и культуры. Волоколамский патерик Досифея Топоркова подвел итог полувековой истории агиографии иосифлянской ориентации, дал новые импульсы жизни этого жанра на русской почве. С Волоколамским монастырем связана и литературно-книгописная деятельность Вассиана Кошки, который в 50–60-е годы продолжил труд Досифея Топоркова над Патериком. Хотя все биобиблиографические словари и справочники, начиная с 30-х годов XIX в., содержат статьи о Вассиане 663 , однако до сих пор его судьба и литературное наследие окружены ореолом загадок и гипотез. Вассиан (в миру, скорее всего, Василий), видимо, происходил из боярского рода Кошек, был богатым и знатным человеком 664 . В монастыре Иосифа Вассиан находился «под началом» старца Фотия, бывшего, в свою очередь, учеником волоцкого монаха Кассиана Босого, крестного отца Ивана Грозного. О прочности духовной связи между Фотием и Вассианом свидетельствует монашеское прозвище последнего – «Фатеев». Возможно, именно Фотий приобщил Вассиана Кошку к книгописному делу и литературному творчеству, так как был профессиональным переписчиком книг для монастырской библиотеки и создателем Службы Иосифу Волоцкому , Поучения против сквернословия и Послания к старице Александре 665 . В Житии Фотия Волоцкого сообщается, что он жил в Иосифовом монастыре «неисходно до преставления своего полпетадесять (45. – Л.О.) лет», а умер в 1554 г. Таким образом, 1509 г. – время пострижения Фотия; приход в монастырь Вассиана в этом случае правомерно отнести не ранее чем к 20-м годам XVI в., когда монах Фотий мог обрести авторитет среди братии и право «учительствовать».

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

В высоту и в ширину башни имели 2 1/2 сажени, по «городу» – от 1 1/4 сажени до 3 саженей. Башни были сложены в два кирпича. Только башни на «святых воротах», на «водяных воротах», наугольная круглая «рассольная» и наугольная круглая «старицкая» имели в высоту 3 сажени. Башня на «святых воротах» была выложена в 3 кирпича, а старицкая – в 3 1/2 кирпича. Расстояние прясел по «городу» между башнями было неодинаковое: от 21–22 саженей до 53, 57 и 62 саженей. Ширина же крепостной стены была до сажени, а высота – 2 сажени . Строительство стен Иосифо-Волоцкого монастыря велось на вкладные и поминальные пожертвования Царя и Великого Князя Иоанна Васильевича , многих известных князей, бояр и многочисленных жертвователей. 1568 год. 9 февраля. Повелением Царя Иоанна Васильевича игумен Иосифо-Волоцкого монастыря Лаврентий был избран архиепископом Казанским и Свияжским 1570 год. 6 сентября 1569 года смерть благоверной Царицы и Великой Княгини Марии Темрюковны. Царь Иоанн Васильевич в 1570 году делает вклад в 200 рублей в Иосифо-Волоцкий монастырь «на вечный поминок». Вкладная книга монастыря сообщает: « Лета 7078 (1570 г.) далъ Царь и Государь Великий Князь Иванъ Васильевичъ всея Русии въ домъ Пречистая в Осифовъ манастарь, игумену Леониду зъ братиею, по своей Царице Великой Княгине Марье, на вечной поминокъ и на кормы, двесте рублевъ и игумену Леониду велети Царицу Великую Княгиню Марью написати въ повседневной списокъ и в сенаникь, доколе и манастырь Пречистыя стоить, из повседневнаго списка ея не выгладити, да кормити по ней на всякъ годъ по два корма – на преставление сентября в 6 день, да на память июля въ 22 день, да опосле придалъ кубен серебрян, гривенка, 22 золотникав ней» . 1572 год. 2 марта. В Иосифо-Волоцкий монастырь был принесен точный список с чудотворной Владимирской иконы, пребывавшей в Успенском соборе Московского Кремля. По качеству написания копия не уступала оригиналу и была богато украшена драгоценными камнями, золотом, серебром и бисером. « Некий вельможа от палат царских» над главой Богоматери поместил необычайной красоты венец, «так что дивились все сиянию чудного того образа».

http://ruskline.ru/analitika/2023/11/30/...

Статья Е. В. Крушельницкой 1149 дает материал для построения генеалогической схемы преподобного Макария Калязинского (†1483; пам. 17 марта), согласно которой преподобный Паисий Угличский (†1504; пам. 6 июня) приходился преподобному Макарию Калязинскому племянником по материнской линии. Дядя постриг своего племянника в Троицком Калязине монастыре. Здесь же, очевидно, полагал начало своим монашеским подвигам и брат Преподобного – Григорий, принявший монашество с именем Геннадий и ставший позднее Тверским епископом (1461–1477), (см. Таблицу 1). При выяснении степени родства преподобного Иосифа Волоцкого и Митрополита Московского Макария нами были высказаны следующие заключения: «...можно говорить о родственных связях Волоколамского игумена и Всероссийского Митрополита Макария, а связующим звеном в их генеалогии является архимандрит Кассиан. Однако их родственные отношения, заранее можно сказать, были довольно дальними, и сам этот факт остался незафиксированным в истории. Логичнее предположить, что родство шло по материнской линии, то есть Зиновия, бабушка митрополита Макария по материнской линии, была сестрой архимандрита Кассиана и племянницей преподобного Иосифа Волоцкого . Тогда архимандрит Кассиан является внучатым дядей, то есть двоюродным дедом Митрополита Макария, а преподобный Иосиф Волоцкий – брат прадеда Святителя по материнской линии» 1150 (см. Таблицу 2). И в наше время канонизация святых являет примеры семейной святости. В год 600-летия со дня преставления преподобного Сергия были канонизованы его родители – преподобные Кирилл и Мария 1151 . Их внук, племянник преподобного Сергия, – святитель Феодор Ростовский (†1394; пам. 28 нояб.). Духовным другом преподобного Сергия был святитель Алексий, Митрополит Алексий Московский (†1378; пам. 12 февр.). Его сестры, преподобные Иулиания и Евпраксия, ныне прославлены в лике святых Русской Церкви 1152 . Приведенные примеры относятся к святым русским князьям. Степенная книга, памятник исторический мысли времени Митрополита Макария (†1563; пам.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

Сведения о жизни Даниила в Волоколамском монастыре по его низложении весьма скудны. Митрополит Даниил умер 22 мая 1547 года, т. е. восемь лет три месяца и двадцать дней спустя по своем низложении с митрополии 524 . Смерть Даниила последовала во времена игуменства в Волоколамском монастыре Гурия Пенкова или Руготина, в последствии св. архиепископа казанского 525 . Живя в монастыре, по современному выражению «на покое», Даниил, несмотря на свою старость и болезни, написал свою «Духовную», которая скорее всего должна иметь аналогический вид с духовной (или, что тоже, монастырским уставом) преподобного Иосифа Волоцкого 526 . Митрополит Даниил, как любителе просвещения, при жизни своей составил богатую по тому времени библиотеку, которую он перед смертью отказал, Волоколамскому монастырю 527 . Из книг, пожертвованных митрополитом Даниилом Волоколамскому монастырю или ему принадлежавших, или наконец им самим писанных, некоторые сохранились и до настоящего времени 528 . Митрополит Даниил одарил, также Волоколамский монастырь и богатыми денежными вкладами 529 . Митрополит оставил завещание, которым он за свое пожертвование устанавливает четыре поминовения «доколе монастырь Пречистые стоит», а именно: 25 октября в Дмитриевскую субботу по преподобном Иосифе и по всей братии; в субботу второй недели великого поста «по всех православных христианех»; на другой день Троицына дня – по препод. Иосифе, и наконец четвертое по нем самом в день его преставления, которое было 22 мая. Кроме того он завещал поминать себя в повседневном списке и в сенанике; «по обыкновению, доколе и монастырь Пречистыя стоит» 530 . Имя митрополита Даниила свято чтилось в Волоколамском монастыре. Волоколамские письменные памятники говорят о нем всегда с уважением и называют его преосвященным архиепископом, святейшим митрополитом всея Руси, первым игуменом в святой своей обители по преподобном Иосифе 531 . Благоговейное отношение к памяти Даниила, какое оказывала Волоколамская братия своему бывшему игумену, выражалось между прочим, в том, что она соединяла его имя с именем преподобного Иосифа и при поминовении и праздновании в честь последнего не забывала и о его преемнике 532 .

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Zhmaki...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010