(62,1) Павел в Посланиях, как представляется, не отрицает философию, считая только, что для достигшего гносиса не стоит возвращаться назад к эллинской философии, которую он аллегорически называет «стихиями мира» ( Кол. 2:8 ), поскольку она является элементарным и пропедевтическим введением к истине. (2) Поэтому и евреям, которые уклонились от веры из стремления исполнить букву закона, он пишет: «Вас снова следует учить началам слова Божьего, и для вас нужно молоко, а не твердая пища». (3) Так же и Колоссянам, обращенным грекам: «Смотрите, чтобы кто не увлек вас философией и пустым обольщением, по преданию человеческому, по стихиям мира, а не по Христу», 1393 призывая их снова отвратиться от философии, элементарных наставлений. (4) Но если кто скажет, что философия найдена эллинами силою лишь человеческого разумения, я все же отвечу, что разумение (σνεσις), согласно Писанию, послано Богом. (63,1) Псалмопевец считает разумение величайшим даром, так умоляя: «Я раб Твой, вразуми меня». (2) И не полного ли гносиса просит Давид, когда говорит: «Доброму разумению и ведению научи меня, ибо заповедям Твоим я верую». (3) Он признает завет наиважнейшим и данным наидостойнейшим. (4) И далее псалом обращается к Богу: «Не сделал Он того никакому народу, и суда Его они не знают» 1394 . Смысл выражения не сделал Он того, очевидно, в том, что Он сделал, а не в местоимении того. Того здесь имеет значение указания на предыдущее. В противном случае пророк мог бы просто сказать не сделал Он. 1395 (5) Далее, в Деяниях Петр говорит: «Истинно познаю, что Бог нелицеприятен, но во всяком народе боящийся Его и поступающий по правде приятен Ему» ( Деян. 10:34–35 ). (64,1) И нелицеприятие Бога не ограничено временем, но вечно, так же как и его благодеяние не имеет начала и не ограничено определенным местом или кругом лиц. (2) Его благодеяние не делится на части: «Отворите мне врата правды. Я войду в них и прославлю Господа». «Вот врата Господа, праведные войдут в них» ( Пс. 117:19–20 ). (3) Поясняя сказанное Господом, Варнава добавляет: «Имеется множество ворот открытых, врата праведности, которые есть во Христе, и блаженны те, кто войдет в них». (4) То же значение заключено в пророчестве: «Господь над многими водами» ( Пс. 28:3 ), не единичные и различные заветы, но единый способ наставлений, который ведет к праведности как эллинов, так и варваров. (5) Ясно говорит Давид, свидетельствуя об истине: «Пусть грешники будут ввергнуты в ад, все народы, забывающие Бога» ( Пс. 9:18 ). (6) Они, очевидно, забыли того, кого прежде помнили и отвергли того, кого знали прежде, чем отпасть от него. Значит, язычники имели смутное представление о Боге.

http://azbyka.ru/otechnik/Kliment_Aleksa...

В Исх.11:4, 12:13, 23, 29 сам Иегова представляется непосредственно поражающим язвою губительною ( Исх.12:13 ) первенцев египетских; но, в то же время в Исх.12:23 ясно отличается от Иеговы, как орудие казни, особый губитель ( partinipium Hiph от глагола означающее собственно: «нечто истребляющее, опустошающее» [Ges. Thes. II, 1394]: LXX переводят τν λοϑεοντα=погубляющему), о котором сам Иегова говорит, что Он не попустит губителю ( ) войти в домы Израильтян для поражения. Некоторые из учителей церкви, как напр., Иустин, Оригев, Августин, разумеют под этим именем злых ангелов, посланных для истребления первенцев (сн. Пс.77:49 ). Другие, как напр. Василий Великий , Иоанн Златоуст , Феодорит предполагают ангелов добрых, бывших в данном случае исполнителями воли Иеговы по примеру того, как они посланы были напр. для истребления Содома ( Быт.19 ) – Calmet, Comment. litter. sur l’Exod. p. 104. Таргум (см. Buddei Hist, eccles., p. 446) под губителем разумеет непосредственное, чрезвычайное действие божественного слова, – согласно с Премудрым, который тоже говорит: сошло с небес от царственных престолов на средину погибельной земли всемогущее слово Твое как грозный воин ( Прем.18:15 ). Под этим божественным словом Чшокке (Hist. Sacra, p. 82) разумеет Ангела Иеговы: «Ангел истребитель не был ни злой ангел, ни добрый, но Malach Iehova, как это ясно из содержания целой главы, ибо Иегова, говорится, сам поразил Египет, и Премудрый свидетельствует» и т. д. Ангела Иеговы разумеют под губителем так же Kurtz (Gesch d. А. В. II, 130) и Keil (Genesis u. Exod. 398). Другие новейшие комментаторы и гебраисты вообще согласны в том, что слово означает таинственную личность, исполняющую повеление Господне, – Ангела, которого посл. к Евр. называет истребителем ( λοϑρεων, Евр.11:28 . В 2Цар.24:16 прилагается в качестве adjectivum к : И простер Ангел руку свою на Иерусалим, чтобы опустошить его, но Господь пожалел о бедствии и сказал Ангелу, поражавшему народ [ ]: довольно, теперь опусти руку свою) – Buddeus, Hist, eccles., p. 446; Gesenius, Thes. II, 1894; Rosenmüller, Scholia in Exod. p. 209; Speaker’s Comment. I, 297.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/ishod-...

имея 1389 общение и ублажая память, во-первых, преславной Приснодевы Марии, матери Бога и Господа нашего Иисуса Христа, также блаженных апостолов и мучеников Твоих, Петра и Павла, Андрея, Иакова, Иоанна, Фомы, Иакова, Филиппа, Варфоломея, Матфея, Симона и Фаддая, Ксиста, Лаврентия, Ипполита, Винцентия, Корнелия, Киприана, Климента, Хрисогона, Иоанна и Павла, Козьмы и Дамиана, Аполлинария, Виталия, Назария и Цельса, Протасия и Гервасия, Виктора, Набора, Феликса, Калимера, Матерна, Евсторгия, Дионисия, (Амвросия, Симплициана, Мартина, Евсевия, Илария, Юлия и Венедикта), и всех святых Твоих, которых заслугами и молитвами даруй, дабы мы ограждены были во всем помощью Твоего покрова, через того же Христа, Господа нашего. Аминь 1390 . Это приношение Ты, Боже, молим (Тебя), сподоби соделать всецело благословенным, приемлемым и благоприятным, да будет оно нам Телом и Кровью возлюбленного Сына Твоего, Господа нашего Иисуса Христа, – Отходит к левому краю престола и омывает и вытирает оконечности перстов, говоря: Буду омывать в невинности руки мои и обходить жертвенник Твой, Господи, чтобы слышать голос хвалы Твоей и поведать все чудеса Твои (см. Пс. 25: 6–7 ); – И потом продолжает: Который перед тем днем, когда ради нашего и всех спасения пострадал, взял хлеб в святые и досточтимые руки Свои, возвел очи к небесам, к Тебе, Богу Отцу Своему всемогущему, и, благодарив, благословил, преломил и подал апостолам (и ученикам) 1391 Своим, говоря: «Примите и ядите от него все; ибо сие есть Тело Мое, за многих ломимое». Подобным образом и чашу взяв после вечери, возвел очи к небесам, к Тебе, Богу Отцу своему всемогущему, и также, благодарив, благословил и подал апостолам (и ученикам) 1392 Своим, говоря: «Примите и пейте из нее все; ибо сие есть Кровь Моя» 1393 , – заповедав также и сказав им: «Всякий раз, когда будете творить сие, будете творить в Мое воспоминание, (возвещать Мою смерть, исповедовать Мое воскресение, ожидать Моего пришествия) 1394 , доколе Я опять с небес прииду к вам».

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Интересы религии для него стояли на первом плане; ради них он не обратил внимания и на то, что угрожает ему в случае нарушения царского указа. По обычаю всех благочестивых достаточных иудеев, пророк имел в своем доме особую горницу, служившую ему постоянной молельней. По описанию археологов, подобные горницы устраивались с задней стороны дома, на одном из двух задних углов или над задним крыльцом; сюда обыкновенно удалялись для отдыха и уединения от шума и суеты городской жизни, – особенно же для молитвы 1393 . Окна такой горницы в доме пророка Даниила были обращены в сторону Иерусалима, и пророк, открывая их на время молитвы (как бы для живейшего воспоминания о разрушенном храме, – месте особенного присутствия Иеговы 1394 , трижды в день 1395 преклонял колена 1396 и изливал пред Богом горячую молитву, воспевая ему хвалебные гимны. Этого благочестивого обычая пророк не оставлял и теперь, несмотря на то, что, в случае доноса, ему грозила страшная казнь. Между тем, враги Даниила пристально подсматривали за ним, чтобы в удобное время застать его, так сказать, на месте преступления. Узнавши чрез своих шпионов, когда и где пророк совершает свою обычную молитву, они однажды целой толпой вошли к нему в молельню и застали благочестивого старца за молитвой и песнопениями. Тотчас отправились они к царю и сказали ему: «не ты ли подписал указ, чтобы всякого человека, который в течение тридцати дней будет просить какого-либо бога или человека, кроме тебя, царь, бросать в львиный ров?» Царь отвечал: «это слово твердо, как закон мидян и персов, не допускающий изменения». Видя, что царь сам признает изданный им указ ненарушимым, сановники приступили к решительному обвинению царского любимца: «Даниил, который из, пленных сынов Иудеи, не обращает внимания ни на тебя, царь, ни на указ, тобою подписанный, но три раза в день молится своими молитвами» 1397 . Царь, услышав донос на своего любимца, не только не рассердился и не велел сейчас же казнит его (как, может быть, думали доносчики), но напротив – сильно опечалился и стал придумывать средство, как бы спасти обвиняемого старца.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Pesocki...

Наконец в 1 стихе говорится, что „Он возвестит народам суд“. Не осуждение, а милосердное правосудие с возможностью каждому спастись, приносит Господь человечеству 1389 . Стихи 2 и 3 Исаии ( Мф. 12:17–20 ) предначертывают пророчески образ кроткого и смиренного Богочеловека, творящего волю Отца в тишине и спокойствии правды и смирения. Этот священный образ глубоко начертан в душе каждого из нас 1390 . Это Он глаголал: „Приидите ко Мне все труждающиеся и обремененные и Я успокою вас. Возьмите иго Мое на себя, и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем; и найдете покой душам вашим. Ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко“. ( Мф. 11:28–30 ). Не с царскою властию появился на земле Еммануил, и создал великое царство, пересоздав любовию внутреннего человека, ибо глаголал Он: „царствие Божие внутри вас есть“. ( Лк. 17:21 ). Под образами трости надломленной и льна курящагося 1391 многие комментаторы разумеют грешные души, которые могли быть спасены лишь любовью Господа нашего 1392 , обещавшего спасение и прощение всем „призывающим священное имя Его“. ( Деян. 2:21,38 и Иоил. 2:28–32 и Рим. 10:13 ). Не законом, a любовью и благодатью совершено спасение человечества 1393 . Грядет время и суда и воздаяния: но в этом и любовь и милосердие Божие, что „Отец всякий суд отдал Сыну“ ( Ин. 5:22–27 ) 1394 . Заметим, что указание на это есть и в ветхозаветных книгах, как напр. в псалме 44-м, о чем мы говорили в 4 т. Св. Лет. ч. I, стр. 228–229. Стих 4-й говорит о Мессии, что Он не ослабеет и не изнеможет, доколе на земле не утвердит суда“. Вся жизнь и страдание Господа нашего Иисуса Христа есть исполнение этого пророчества. Отходя из мира, в ночь перед страданием, Господь Иисус Христос молился ко Отцу: „Я прославил Тебя на земле, совершил дело, которое Ты поручил Мне исполнить“. ( Ин. 17:4 ). Мы хотим указать еще на другое объяснение, даваемое комментаторами 1395 , основывающими его на тексте перевода LXX, который так передается нашим Славянским текстом: „ст. 4. „Воссияет и не потухнет, дóндеже положит на земле суд“.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Некоторые из сектантов, пользующиеся рассматриваемыми нами песнями, как молитвенными, совершенно отрицают необходимость водного крещения, уча, что Христос умер за всех людей и этим раз и навсегда избавил их от первородного греха, утверждая, что в св. Писании под словом „вода“ нужно разуметь учение Христа или покаяние, а под словом „крещение“ – страдания человека и т. п. Совершенно верно, что Христос пострадал за всё человечество: „правдой одного (т. е. Христа) всем человекам оправдание к жизни ( Рим.5:18 ), ибо „Он есть умилостивление за грехи наши, и не только за наши, но и за грехи всего мира“ ( 1Ин.2:2 ). Но это ещё не значит, что всякий человек, искупленный страданиями Христа, уже спасён: смертью Христа он получает только „доступ к благодати“ ( Рим.5:2 ), которая спасает, будучи подаваема человеку прежде всего в таинстве крещения; только принявший крещение, как мы видели, имеет надежду на спасение и вечную блаженную жизнь. Что же касается того ложного умствования сектантов, что под словом „вода“ везде в Писании нужно разуметь „учение“ или „покаяние“, а под словом „крещение“ – страдание, то для опровержения этого заблуждения достаточно привести хотя бы то место св. Писания, в котором говорится, напр., что Иоанн крестил в чувственной воде, когда „выходили к нему вся страна Иудейская и Иерусалимляне: и крестились от него в реке Иордане“ ( Мк.1:4–5 ). В чувственной, а не духовной воде крестился Сам Спаситель, ибо сказано о Нём: „крестившись, Иисус тотчас вышел из воды“ ( Мф.3:16 ). В чувственной, обыкновенной воде крестился и евнух. Об его крещении говорится в Книге Деяний: „Между тем, продолжая путь, они приехали к воде; и евнух сказал: вот вода; что препятствует мне креститься? И приказал остановить колесницу и сошли оба в воду. Филипп и евнух; и крестил его. Когда же они вышли из воды, Дух Святый сошёл на евнуха“ ( Деян.8:36,38–39 . См. ещё: Деян.10:47,22:16 ; 1Кор.6:11 ). Если под „крещением“ должно разуметь учение или страдание, то учить и страдать можно человеку только один раз в жизни, ибо „одно крещение“ ( Еф.4:5 ); тогда, далее, выйдет, что Христос никого не учил, ибо сказано, что „Сам Иисус не крестил“ ( Ин.4:1–2 ), – выйдет, что и ап. Павел, этот великий учитель языков, говоривший, что благовествование – его „необходимая обязанность“, восклицавший: „горе мне, если не благовествую“ ( 1Кор.9:16 ), никого не учил, кроме трёх семейств, ибо он сам говорит о себе: „Благодарю Бога, что я никого из вас не крестил, кроме Криспа и Гаия, дабы не сказал кто, что я крестил в моё имя. Крестил я также Стефанов дом, а крестил ли ещё кого, не знаю“ ( 1Кор.1:14–16 ). Понимать, когда говорится в св. Писании о крещении, под словом „вода“ и „крещение“ не то, что эти слова прямо означают, это значит допускать очевидную для всех нелепость и пустой произвол в толковании св. Писания, ведущий сектантов к „собственной их погибели“ ( 2Пет.3:16 ).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Об этой истине сами сектанты, очевидно, не сознавая этого, поют после совершения крещения „принятого брата“ в своих молитвенных песнях“: „О чудный день, о дивный день, Когда Спаситель в первый раз С душой моей в завет вступил... О чудный день, о дивный день, Когда Господь меня простил “. (С. Д. С. 222; 1–2. С. С. 88; 1–2. П. С. 16; 1–2. 52; 1–2). Или: „Днесь ликует небо, радостный день днесь... Грешника сегодня Сам Он освятил, В дети его принял, все грехи простил“. С. Д. С. 211; 2. Г. В. 144; 2). Огромное большинство сектантов, признавая водное крещение, готовые согласиться даже с тем, что в нём прощаются все личные и первородный грех, отвергают самым решительным образом необходимость крещения детей на том ложном основании, что будто дети и так все святы и безгрешны, что они ещё не могут ни исповедать своей веры, ни обещать Богу иметь добрую совесть, без чего, будто бы, невозможно и совершение над ними крещения. О том, что дети до крещения не святы и не безгрешны, видно из вышеприведённых мест св. Писания о всеобщности прародительского греха и доказывается это уже вышерассмотренными молитвенными песнями сектантов. Что же касается необходимости крещения и детей, то она видна из тех мест св. Писания, в которых говорится, что это таинство установлено для всех без исключения: как взрослых, так и детей: „Кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие“ ( Ин.3:5 ). „Да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов; и получите дар Святого Духа. Ибо вам принадлежит обетование и детям вашим и всем дальним, кого ни призовёт Господь Бог наш“ ( Деян.2:38–39 ). Обрезание совершалось в Ветхом Завете над младенцами ( Быт.17:10–14 ), в Новом оно заменено крещением ( Кол.2:11–13 ), следовательно, крещение должно совершаться над младенцами же, которые, как и взрослые, способны и без веры даже в утробе матери получить благодать Св. Духа ( Иер.1:4 ; Лк.1:15,41 ; Мф.21:16 ; Гал.1:15 ). Последнее сами сектанты признают в их молитвенных песнях, когда, напр., поют о входе Господнем в Иерусалим в песне: „Вражду житейскую рассеяв“...

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

После такой смерти греховной жизни начинается новая жизнь, жизнь, противоположная прежней жизни, жизнь для правды и святости. В этом существенная черта нравственно-духовной жизни. Как поясняет св. Феофан Затворник : «Когда душа умирает чему, то не сама умирает, ибо есть присноживуща, а только отвращается от того, чему умирает, и смертельной возненавидевает то ненавистью. Но ненависть, отвращение всегда так строится в душе, что, отвращаясь от одного она не в пустоту обращается, а к чему-либо противоположному тому, чего отвращается. По сему закону, возненавидевая грех и отвращаясь от него, она в тоже время обращается к правде и святости и возлюбляет их. Это возлюбление правды и есть новая жизнь». 1393 Начинается эта новая жизнь все в том же крещении, в котором умирает и грех. «Итак мы погреблись с Ним крещением в смерть, – объясняет св. Апостол, – дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни. Ибо если мы соединены с Ним подобием смерти Его, то должны быть соединены и подобием воскресения, зная то, что ветхий наш человек распят с Ним, чтобы упразднено было тело греховное, дабы нам не быть уже рабами греху; ибо умерший освободился от греха. Если же мы умерли со Христом, то веруем, что и жить будем с Ним» ( Рим. 6:4–8 ). Новой жизни – жизни с Богом и для Бога должно предшествовать познание Господа Иисуса Христа и признание в Нем Спасителя человечества. Такое познание требует веры, которая «по естественному свойству своему, способна принять и усвоить уму и сердцу то, что непостижимо для ума». 1394 Познание и признание во Христе Спасителя обращает человеческое сознание к Нему, надеясь через Него получить оправдание свое ( Гал. 2:16 ) и спасение ( Деян. 16:31 ). Вера – сложное чувство, совмещающее в себе «не одно чувство, убеждение и расположение, а несколько», 1395 и рождается это чувство в процессе покаяния. Как говорят святые Отцы для того, «чтобы уверовать в Господа нашего Иисуса Христа, нужно покаяние», 1396 ибо вера «приходит через покаяние». 1397 Это и закономерно, так как кающийся, с одной стороны, жалеет о согрешениях своих, а с другой – желает более не грешить. С этими чувствами он прибегает к Богу, веря, что Он и прежние грехи очистит, и впредь даст силу больше не грешить. Из этих чувств и складывается вера в Господа, ради которой Господь вселяется в сердце предварительно очищенное от греха покаянием. Покаяние вводит, таким образом, падшего человека в жизнь веры ( Деян. 11:18 ). Отвращение от одного непременно обращает к другому: отвращение от греха через покаяние одновременно обращает к Богу через веру. Оба эти момента единого в сущности процесса так внутренне тесно, органически связаны между собой, что один без другого не могут быть. Поэтому-то Господь и сказал не только покайтесь, но и веруйте. Это две составляющие одного и того же процесса приобщения и усвоения человеческой природы природе Божественной, который можно назвать покаянной верой.

http://azbyka.ru/otechnik/Vadim_Korzhevs...

Правда, образованность Григория Цамблака, как это видно по его сочинениям, имела чисто византийский характер; но он мог получить такое именно, чисто византийское, образование и под руководством патриарха Евфимия, который долго жил в Константинополе и на Афоне и там усвоил себе плоды византийского просвещения. Что Евфимий вообще мог дать Цамблаку лучшее для того времени образование, за это ручается то, что он, по свидетельству Цамблака и Константина Костеньчского, сам был образованнейшим человеком 1620 . Как учился Григорий, – под личным ли только руководством патр. Евфимия, или, как —62— думает архим. Леонид 1621 , в особой устроенной Евфимием для терноваского юношества школе, – неизвестно. Из жизни Григория в Болгарии известен только один эпизод, вышеупомянутое свидание его в 1379 году со своим дядей, впоследствии митрополитом, Киприаном, которого Цамблак в этом случае видел в первый и последний раз. В похвальном слове Киприану Цамблак картинно изобразил торжественную встречу, устроенную русскому иерарху городом Терновом 1622 . Что делал Цамблак в Болгарии по окончании своего образования, неизвестно. Вероятно, он состоял в качестве чиновника или низшего клирика при патриархе Евфимие. Высокого служебного положения он здесь не мог достигнуть, конечно, по своей молодости. Что он не успел сделаться важным лицом даже в 1394 году, это ясно из того, что он не сделался жертвой жестокости того паши, который, как рассказывает сам Цамблак, по неизвестной причине умертвил в одной из терновских церквей 110 граждан, «именем и добродетелю и благородием иных превосходящаа», созванных им под предлогом, «яко о общеполезных некоих свет (держати)» 1623 . Не видно даже, чтобы Цамблак сослан был в ссылку вместе с патриархом Евфимием и многими другими выдающимися по своему положению болгарами 1624 , и этим он был обязан, конечно, тому, что при несомненной знатности своего рода он лично не занимал видного положения и был мало известен. Когда Григорий покинул Болгарию и, в частности, свой родной город Тернов, также с точностью неизвестно. Во всяком случае, в 1393–1394 г., во время завоева- —63— ния турками болгарской столицы и непосредственно после этого завоевания, он был еще в Тернове. Так нужно заключить из того, что он, описывая в похвальном слове Евфимию очень наглядно те сцены, когда патриарха Евфимия вели из Тернова в ссылку, рассказывает как очевидец, по своим личным воспоминаниям 1625 ; а это событие случилось непосредственно после взятия турками Тернова, т. е, в 1394 году. Вероятно, Цамблак оставил Болгарию в том же 1394 году. Пережитые им дикие сцены войны, разорения родного города, жестокостей, совершенных над близкими и дорогими ему людьми, и постоянные опасения за свою собственную жизнь заставили его покинуть несчастную родину. Тем более, что в это время в Тернове, вероятно, уже не оставалось в живых его родственников, а его покровитель и семейный друг, патр. Евфимий, был в ссылке; следовательно, ничто особенно не удерживало его в Болгарии.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Семейство де ла Рош правило герц-ством до 1311 г., когда герц. Вальтер де Бриень, его последний представитель, был разбит армией каталанских наемников из Испании, искавших для себя владений в греч. землях. Франц. владычество в Аттике сменилось испанским. Афинское герц-ство под властью испанцев представляло собой военное гос-во, в к-ром права местного населения подверглись дополнительным ограничениям; браки между греками и латинянами строго запрещались. Верховная власть принадлежала наместникам сицилийских королей из Арагонской династии (с 1377 королей Арагона). В 1387 г. Афинское герц-ство было захвачено Нерио Аччаюоли, представителем знатной флорентийской семьи. А. становятся столицей герц-ства, а на Акрополе возводятся дополнительные укрепления; бывш. резиденция митрополита в сев. крыле Пропилеев была перестроена в герцогский дворец. Заключив союз с визант. правителями Пелопоннеса, Нерио Аччаюоли предпринял нек-рые шаги по улучшению положения греч. населения. В 1390 г. междоусобицы лат. правителей привели к 1-му вторжению в Аттику турок-османов. Потомки Нерио, умершего в 1394 г., признали верховную власть тур. султана и пользовались его поддержкой вначале против венецианцев, удерживавших А. в 1394-1402 гг., затем против правителя Пелопоннеса Константина Палеолога (буд. визант. имп. Константина XI ), пытавшегося овладеть Ср. Грецией в 1432 и 1444-1446 гг. В кон. XIV - 1-й пол. XV в. правосл. и католич. епархии существовали в городе одновременно. Католич. престол неск. раз оставался без предстоятеля из-за церковных смут на Западе, вызванных схизмой в католич. Церкви . Зап. правители развивали отношения с правосл. духовенством из политических соображений, стремясь расширить свою поддержку среди населения и укрепить союзнические отношения с греч. гос-вами, хотя чаще правосл. население и духовенство рассматривались ими как сочувствующие туркам-османам. Так, в 1394 г. Афинский митр. Дорофей был выслан из города по обвинению в пособничестве опустошившим Аттику туркам. Сменивший его митр. Макарий был год спустя обвинен в том же преступлении уже венецианцами, в чьих руках к тому времени оказались А., и предстал перед судом в Венеции, приговорившим его к тюремному заключению. Османское правление

http://pravenc.ru/text/77100.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010