Антоний, архиепископ Астраханский и Ставропольский (Румовский или Борисов Александр Иванович) Родился в 1738 году в семье священника Суздальской епархии Иоанна Борисова. Образование получил в Александро-Невской семинарии. По окончании курса духовной семинарии принял монашество. В 1762 году назначен в семинарии учителем физики. С 1763 года – законоучитель в сухопутном кадетском корпусе. В 1770 году, уже в сане архимандрита Новгородского Николо-Вяжищского монастыря, определен проповедником в Московскую духовную академию. 2 февраля 1774 года хиротонисан во епископа Переславль-Залесского. 19 сентября 1776 года переведен в Астрахань. 3 мая 1785 года возведен в сан архиепископа. Скончался 10 ноября 1786 года. Погребен в кафедральном Успенском соборе г. Астрахани у западных дверей. Памятником деятельности архиепископа Антония в Астрахани осталась основанная им духовная семинария. Труды: Слово при торжестве первого приема благородных воспитанников в Сухопутном кадетском корпусе. – СПб., 1767. Слово при погребении тела графа А. Г. Разумовского . – М., 1771. Слово в торжественный день восшествия на престол Екатерины Алексеевны. – СПб., 1771. Слово в день коронования императрицы Екатерины II. – СПб., 1767. Слово в день благополучного совершения императрицей Екатериной II подвига (прививки оспы. – прим. ред.). – СПб., 1769. Литература: Платон (Любарский), архимандрит. Иерархия Вятская и Астраханская//Чтения в Обществе истории и древностей российских. – М., 1848, 7. – С. 81. Чистович И. А. История Санкт-Петербургской Духовной Академии. – СПб., 1857. – С. 41. Геннади Г. Справочный словарь о русских писателях и ученых, умерших в XVIII и XIX столетиях, и список русских книг с 1725 по 1825г. – Берлин, 1876. – С. 34. Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковнослужителей. – Киев, 1913. – С. 1394. Венгеров С. А. Критико-биографический словарь русских писателей и ученых: в 6 т. – СПб., 1889–1904, т. 1. – С. 637–638. Толстой Ю. Списки архиереев и архиерейских кафедр иерархии Всероссийской со времени учреждения Святейшего Правительствующего Синода (1721–1871 гг.). – М., 1872, 132.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Сергий любил Феодора за чистую и добродетельную жизнь и часто посещал его обитель, как родственную Радонежской. Здесь останавливался он в нарочно устроенной для него келии, где свободно и пламенно предавался молитве, за преуспеяние своего ученика. Он вместе с братией возделывал здесь землю для огородов, насаждал деревья, копал пруды и кладязи. И теперь еще существуют плоды его труженической жизни: не в дальнем расстоянии от монастыря, находится довольно глубокий пруд, который и доныне называется Сергиевым. Великий Князь Димитрий, поверяя Феодору тайны души своей, имел его и лицом доверенным в важных делах церковных. Так в 1332 г. Димитрий Иоаннович посылал его в Киев к оскорбленному Митрополиту Киприану, примирить его с ним, и пригласить на Московскую кафедру. В 1383 году Феодор отправлен был в Константинополь с поручением к Патриарху Нилу, для упрочения власти нового митрополита Российского. Патриарх, беседуя с Феодором, весьма полюбил его за его красноречие и светлый ум, посвятил его в Архимандрита, а монастырь его возвел на степень Ставропигиального 84 . В 1388 г. Феодор снова отправился в Царьград вместе с Митрополитом Киприаном для обличения на Соборе Пимена, возмущавшего духовенство против Киприана и хлопотавшего в Царьграде о получении власти Митрополита всея России 85 . Поручение это тяжелое и требовало со стороны Феодора не малых усилий и твердости духа. Обличив на соборе Пимена и укротив бурю, воздвигнутую против митрополита Русского, Феодор этим стяжал такую любовь от Великого Князя, что он ходатайствовал пред собором о рукоположении Феодора в Епископа. И Феодор был рукоположен в Епископа Ростовского. Как памятник отеческого попечения о пастве Ростовского Архиепископа Феодора, есть Рождественский девичий монастырь в Ростове, основанный его тщанием 86 . Св. Феодор скончался в 1394 г. Ноября 28 дня. Нетленные мощи его открыто почивают в Успенском Ростовском соборе. Духовная жизнь цвела в Симоновом монастыре под надзором и руководством Св. Феодора и часто посещавшего оный Пр.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Собор от имени двух коллегий был собран в 1409 г. в Пизе. В то же время и папы собрали свои соборы, на которых отрицалась законность Пизанского собора. На соборе в Пизе, кроме кардиналов, епископов и аббатов, присутствовало много магистров богословия и канонического права. Франция и Англия прислали своих уполномоченных. Но собор, стремившийся прекратить двоевластие, не достиг цели из-за совершенных ошибок. Собор постановил, что папы могут быть судимы собором, и потребовал вызвать обоих пап на суд. Когда оба папы не явились, собор объявил их низложенными. Потом был поднят вопрос о преобразовании церкви во главе и членах. Но кардиналы постарались убедить собор выбрать нового папу до этих реформ, а потом, под руководством нового папы, произвести реформы. Папой же был избран Александр V. В этом и заключалась главная ошибка собора. Александр, ссылаясь на то, что для реформ необходимы подготовительные работы, распустил собор, с обещанием созвать его через три года. В итоге — Римская церковь, в добавление к двум папам, получила еще и третьего. Каждый из них считал себя законным и был также признан в том или ином государстве. Александр V умер в 1410 г. Говорили, что его отравил кардинал Валтасар Косса, занявший после него папский престол под именем Иоанна XXIII. Этот папа, после настойчивых требований со всех сторон, в особенности германского императора Сигизмунда, согласился созвать всеобщий собор, который продолжался с ноября 1414 г. по май 1418 в г. Констанце. Фактически одновременно правили при папы: В Риме Григорий XII (с 1406 г.), признаваемый в средней и южной Италии, в Авиньоне с 1394 г. Венедикт XIII, признаваемый во Франции и Испании; в Болонье — Иоанн XXIII, признаваемый в северной Италии, Швейцарии и Германии. Не нашли лучшего средства, как объявить низложенными всех трех и избрать (11 ноября 1417 г). Мартина V, который и закрыл собор с обещанием созвать новый через пять лет. Представителям государств удалось на соборе заставить папу только заключить отдельные конкордаты с каждым государством относительно устранения некоторых церковных недостатков.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2168...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Феодор Ростовский, свт. - житие Святитель Феодор Ростовский, архиепископ (память 28 ноября по старому стилю) В миру Иоанн, племянник и ученик преподобного Сергия Радонежского. В 12-летнем возрасте был отдан на воспитание Радонежскому игумену и тогда же пострижен им в иночество с именем Феодор. Под руководством святого св. Феодор быстро возрастал в духовной жизни и там же, в Троицкой обители, принял священнический сан. Когда молодой подвижник открыл духовному отцу свое желание основать особую общежительную обитель, преподобный Сергий, прозревая в ученике своем великого подвижника, благословил его избрать место для новой обители. Св. Феодор облюбовал на берегу Москвы-реки местечко Симонове, и преподобный Сергий сам приходил посмотреть и благословить выбранное место. Здесь преподобный Феодором была построена церковь в честь Рождества Богородицы, а в 1380 г. в ней были погребены герои Куликовской битвы — схимонахи Александр и Андрей. Новый монастырь стал называться Симоновым. Будучи игуменом Симонова монастыря, преподобный Феодор, хотя и был отвлекаем общецерковными делами, однако неослабно руководил монастырской жизнью и воспитал многих подвижников, из которых наиболее известны преподобный Кирилл Белозерский и преподобный Ферапонт Лужецкий (Можайский). Глубокий ум и монашеские подвиги святого снискали ему всеобщую любовь, а святой князь Димитрий Иванович Донской избрал его своим духовником и часто поручал ему важные церковные и государственные дела. Так, в 1381 г. святой ездил в Киев для приглашения на Московскую кафедру святителя Киприана; в 1383 г. с важным церковным поручением был в Константинополе. В 1388 г. преподобный Феодор вновь путешествует в Константинополь по делам Русской Церкви и возвращается в Россию в сане архиепископа Ростовского. В течение недолгого управления Ростовской епархией он основал в Ростове Рождественский монастырь и управлял им до своей кончины, последовавшей 28 ноября 1394 г. Святитель был хорошим иконописцем и за свою жизнь написал много икон, в том числе и образ преподобного Сергия Радонежского. Святые мощи святителя Феодора почивают в Успенском соборе Ростовского Кремля. Примечание от PRAVICON.COM : Описание со старой версии сайта. Статья опубликована участником [ tol ] 2013-01-06. Со временем любая информация устаревает. Если Вы нашли ошибки или устаревшие сведения в этой статье, сообщите об этом . В основной раздел " Феодор Ростовский, свт. " .

http://pravicon.com/info-3537

1390 Речь идет о митрополите Платоне (в миру Николай Иванович Городецкий; 1803–1891), возглавлявшем Киевскую и Галицкую кафедру в 1882–1891 гг. Его распоряжению, «восстанавливавшему апостольский порядок в избрании пастырей», Гиляров посвятил особую передовицу 292 от 24 октября 1884 г.), которая начиналась так: «Высокопреосвященный Платон, митрополит Киевский, предложил консистории, чтобы лица, которые желают занять священно-церковнослужительские места в приходах или перейти на службу из одного прихода в другой, присоединяли к своим прошениям засвидетельствованные отзывы от прихожан, что последние желают иметь их в причте. Поводом к такому предложению послужили неоднократные случаи, что прихожане просят об удалении насланных членов причта, особенно священников, просят дать лучших, даже не допускают нелюбимых священников совершать богослужение, и отсюда возникают следственные дела» (Вопросы веры и Церкви. Т. II. C. 454). 1391 До переезда в столицу Н. Е. Мамонов жил в Москве, где закончил университет и позднее основал Московское общество врачей. Знакомству с Гиляровым, возможно, способствовал общий род их деятельности: Мамонов в 1870–1873 гг. редактировал «Московскую медицинскую газету». 1392 Гиляров, осаждаемый кредиторами, будучи под угрозой полного разорения, в тот период всерьез было решил передать «Современные известия» в другие руки. 1394 Подразумевается фраза предводителя Польского восстания 1794 г. Тадеуша Костюшко (1746–1817) в момент, когда его, раненого, брали в плен казаки. Он бросил саблю и, падая с коня, сказал: «Конец Польше». 1395 Прозаик, публицист и литературный критик Болеслав Михайлович Маркевич (1822–1884) скончался 18 ноября 1884 г. Он, как и Новиков, состоял членом Совета МНП. Гиляров, вопреки своему обыкновению помещать в «Современных известиях» большую поминальную передовицу о почивших деятелях культуры, не откликнулся на смерть Маркевича. 1396 Очевидно, речь идет о неприятностях по службе у патриотически настроенного Новикова, когда в 1868–1874 гг. генерал-губернатором Северо-Западного края был Александр Львович Потапов (1818–1886), проводивший курс на реабилитацию католическо-польской культуры после подавления Польского восстания (его не случайно обвиняли в потворстве польскому сепаратизму), а попечителем Виленского учебного округа с 1869 по 1899 г. – верный исполнитель его указаний Николай Александрович Сергиевский (1833–1900).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikita_Gilyaro...

Первоначальное       основание       Симонов монастырь получил в княжение Димитрия Донского. Возникла обитель при святителе митрополите Московском Алексии, по благословению прп. Сергия Радонежского. Строителем монастыря был ученик преподобного Св. Феодор. Родился он в городе Радонеже и во святом крещения получил имя Иоанна. Еще в отроческом возрасте Иоанн лишился матери и остался на попечении отца, который вскоре начал тяготиться мирской суетой и удалился в Хотьков монастырь, откуда перешел скоро в Богоявленскую обитель. Приняв иночество, он всецело предался подвижнической жизни, сына же своего Иоанна привел в обитель Живоначальной Троицы и вручил его покровительству прославившегося уже тогда прп. Сергия. Преподобный приходился дядей Иоанну. Приняв нового инока, Св. Сергий, провидя в нем великого светильника, предсказал ему славную будущность. При пострижении в иноческий чин Иоанн наречен был Феодором, и с этих пор, подражая учителю и настоятелю обители прп. Сергию, Феодор безропотно проходил все тяжелые послушания, проводя жизнь в чистоте и смирении, посте и молитве, стоя всегда со страхом Божиим в церкви и посвящая весь свой досуг чтению святых книг в келье. Достигнув высокого духовного совершенства, Феодор получил откровение идти в пустыню и основать обитель. Когда он поведал преподобному об откровении, Св. Сергий благословил Феодора на новый подвиг и дал ему несколько иноков, с которыми Феодор отправился. Он прошел на берег Москвы-реки, где и избрал место для устроения обители. Здесь он построил церковь во имя Рождества Пресвятой Богородицы, собрал иноков и установил чин общежития по примеру Троицкой обители. Святитель Алексий, митрополит Московский, назначил Феодора игуменом новосозданной обители, а великий князь Димитрий Иоаннович избрал его своим духовником. Обитель все более и более возрастала, и в 1379 году монастырь был перенесен на нынешнее его место. Святой же Феодор вскоре посвящен был в архимандриты своей обители, a 1888 году – возведен в сан Ростовского архиепископа. Но прежде, нежели оставить свою обитель, он озаботился устроением Симонова монастыря. Преставился святитель в 1394 году, 28 ноября.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

в период с сентября 1398 г. по август 1399 г. Учитывая, что в обители была воздвигнута церковь Рождества Богородицы (храмовый праздник отмечался 8 сентября), мы, вслед за Б. М. Клоссом, относим это событие к началу сентября 1398 г. 1060 Подводя черту, отметим, что свидетельство «Жития» Саввы Сторожевского о его почти шестилетнем игуменстве в Троице оказывается достоверным и не противоречащим данным других источников. Почему же Никон, назначенный Сергием игуменом обители, решился нарушить распоряжение преподобного? Его биограф объясняет этот поступок тем, что Никон не любил человеческой славы и желал безмолвствовать. Однако это плохо согласуется с тем, что впоследствии Никон настоятельствовал в Троице более четверти века. Все это приводит нас к выводу, что Никон вынужден был нарушить прямую волю преподобного Сергия и уступить, хотя и временно, пост троицкого игумена Савве явно не по своей воле. Что же заставило его сделать это? Ответ становится ясным, если мы вспомним, что Троицкий монастырь с самого начала был основан как родовое богомолье потомков переселившегося в Радонеж ростовского боярина Кирилла. Понятно, что решающую роль в вопросе назначения настоятелей подобных вотчинных обителей играли владельцы земли, на которой они располагались. На момент кончины Сергия Радонежского в живых оставались следующие родичи преподобного: Феодор Симоновский, ставший к тому времени ростовским архиепископом (умер 28 ноября 1394 г. 1061 ), и, вероятно, младший брат Сергия Петр, а также племянник Сергия Климент. Решая вопрос о преемнике преподобного, они, судя по всему, отдали предпочтение не относительно молодому на тот момент Никону, которого они знали довольно плохо, а более известному им Савве, который проигуменстовал в Троице последующие шесть лет. К 1398 г. ситуация коренным образом изменилась. Из синодика Махрищского монастыря, в котором записан род Сергия Радонежского, становится известным, что Петр и Климент стали последними представителями потомства боярина Кирилла 1062 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Следовательно, Троицкая летопись относила смерть Евфимия к времени между 13 февраля и 1 марта 1405 г. Тем самым фиксируется существование по крайней мере двух версий о дате смерти Евфимия, при этом Троицкая летопись несомненно древнее Краткой редакции Жития Евфимия. Если говорить о реальном времени возникновения Спасо-Евфимьева монастыря и связывать его с личностью Бориса Константиновича, то наиболее подходящим оказывается 1383 г., когда князь Борис получил великое княжение Нижегородское. В этом случае приходится допустить, что в определении количества лет жизни Евфимия переписчики спутали буквенное написание чисел 50 и 80, в действительности очень похожих, и тогда Евфимий прожил не 88 лет, а 58, родился в 1347 г. и основал монастырь в 36 лет, т. е. в 1383 г. Хотя Суздаль в тот момент не принадлежал Борису Константиновичу, но умер князь Борис в 1394 г. уже в «своей отчине» – в Суздале, и поэтому благодеяния, оказанные князем Спасо-Евфимьеву монастырю даже в этот период, могли в сознании последующих поколений связываться с начальным этапом существования Спасского монастыря. Местное почитание Евфимия Суздальского началось тогда же, когда было написано его Житие (1511 г.); Служба Евфимию существовала уже в конце 10-х – начале 20-х годов XVI в. (Нижегородский список). Труднее определить, когда было установлено общерусское почитание Евфимия Суздальского. История церковных соборов конца 1540-х годов по-настоящему еще не разработана. Определенно известно о соборе, состоявшемся 26 февраля 1547 г. 647 , но списки канонизированных на соборе святых разнятся между собой, и их происхождение не выяснено. О соборе 1549 г. и его решениях известно еще меньше 648 : о времени заседания канонизационного собора можно говорить лишь условно, так как, по воспоминаниям царя на Стоглавом соборе, он состоялся в «19-е лето возраста моего», т. е. в 7057 г., а последний формально охватывал период с 1 сентября 1548 г. до 31 августа 1549 г. В этом промежутке иерархи собирались в Москве в середине ноября 1548 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

15:5) и еще: «Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете» (Мф. 7:7). Я призываю на помощь Господа Бога нашего, Спасителя и Помощника, ибо Он есть Бог наш, щедрый Даятель благ, Дарователь богатых даров, премудрости Наставник и Податель разума, заблуждающихся Исправление, научающий людей разуму, дающий умение неумеющим, дающий молитву молящемуся, дающий просящему мудрость и разум, дающий всякое благое дарование, дающий дар на пользу просящим, дающий хитрость незлобивым и юному отроку — благоразумие и ум, проповедание же слов Его просвещает и дает разум младенцам.    На этом я заканчиваю предисловие, помянув Бога и призвав Его на помощь: благо есть с Богом начать дело, и с Богом кончить его, и с Божиими рабами беседовать, и о Божием угоднике писать повесть. Начнем же самое главное — возьмемся за повествование, приступим к началу рассказа и так начнем описание жизни старца в Боге.    Свт. Василий Великий, Архиеп. Кесарии Каппадокийской, отец Церкви († 379, память 1 января).    Феодор Ростовский, Архиеп., племянник Преп. Сергия Радонежского, († 1394, память 23 ноября).    Ср.: Мф. 25:14—30. Талант — древнегреческая мера веса и денежная единица. Глава 2. Начало жития Сергия    Благослови, отче! Преподобный отец наш Сергий родился от родителей благородных и благоверных — от отца, звавшегося Кириллом, и матери по имени Мария, которые были Божиими угодниками, праведными пред Богом и людьми и исполненными и украшенными всякими добродетелями, что Бог любит. Бог не попустил, чтобы младенец, которому предстояло воссиять, родился от неправедных родителей, но сначала Бог создал и предуготовал таковых праведных родителей и потом от них произвел Своего угодника. О достохвальная чета! О блаженнейшие супруги, бывшие родителями таковому младенцу! Сначала подобает почтить и похвалить родителей его, и это будет неким добавлением к похвалам и почестям ему. Ибо было необходимо, чтобы Сергий был дарован Богом для блага, спасения и пользы многих людей, и поэтому не пристало таковому младенцу родиться от неправедных родителей, и другим, то есть неправедным, родителям не пристало бы родить таковое дитя.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2837...

Чудеса св. и праведного Артемия (53 чуда), л. 1344 об. В 24-й день. Мучение св. Христины, л. 1370 – 1393. Нач. «В Тире пред четырми надесять календы Августа, при Урване воеводе и инех мнозех » Сказание страсти и похвала о убиении св. Христовых мучеников Бориса и Глеба, во св. крещении нареченных Романа и Давида, л. 1394–1419 об. Нач. «Род праведных благословится, рече Пророк, и семя их в благословении будет.» О убиении св. мученика Глеба, л. 1406. – Слово похвальное свв. муч. Бориса и Глеба, наречённых во св. крещении Романа и Давида, л. 1420–1423 об. Нач. «Се же пречудно и дивно и памяти достойно, како и колико лет лежаста телеса святых мученик.» В 25-й день и Генваря в 11-й день сказание о житии Преп. Евпраксии, л. 1424–1463 об. Нач. «Бысть некий муж в Константинеграде Синклитик, именем Антигон, сродник сый благочестивому Царю Феодосию.» – Житие и жизнь Преп. Макария Желтоводского и Унежеского (Унженского) чудотворца, л. 1464–1517 об. Нач. «Сей преблаженный отец наш Макарий родися в Нижнем Новеграде.» – Чудеса Преп. Макария Желтоводского и Унженского чудотворца, л. 1489–1517 об. В 26-й день. Мучение св. священномученика Ермолая пресвитера и иже с ним Пантелеонта ученика его, Ермиппа же и Ермократа, л. 1518–1525 об. Нач. «Царствующу нечестивому и законопреступному царю Максимияну, многим же от него верным скрыяхуся.» – Слово о житии и повесть от Патерика Преп. и многострадального Моисея Угрина святой обители Печерской, иже в Киев, л. 1326–1536. Нач. «Поведано бысть о сем блаженном Моисеи, како вельми любим бяше Князем Борисом, сыном Владимировым.» В 27-й день. Мучение св. Пантелеймона и дружины его, л. 1538–1561 об. Нач. «Царствующу нечестивому и законопреступному Максимияну, многом же живот сей презрящих веры ради Божия.» В 28-й день и Ноября в 24-й день о проявлении чудеси от иконы Пресвят. Богородицы Смоленской – снятому новому мученику Меркурию, и убиение святого Меркурия, иже в граде Смоленске, от нахожения безбожного царя Батыя, л. 1562 – 1573 об. Нач. «Великое чудо хощет ныне повести предложитися, или паки числение держимо бысть.»

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Levickij...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010