В отсутствие архиерея Новгород в 1402 г. заключил со Смоленском мирный договор, направленный против Литовского вел. кн. Витовта. В 1404 г., когда Смоленск был захвачен Витовтом, смоленский кн. Георгий (Юрий) Святославич прибыл в Новгород и получил 13 городов в Новгородской земле. В 1405 г. Витовт осаждал псковскую крепость Воронач. Когда псковичи послали в Новгород предложение участвовать в ответном походе «на Литву мстити крови християнския», согласно Псковским летописям, новгородские воеводы ответили, что «нас не благословил владыка воевати Литвы... но идем с вами на Немцы» (Псковские летописи. 1941. Вып. 1. С. 28; ср.: Там же. 1955. Вып. 2. С. 32). По Новгородской IV летописи, однако, новгородцы «послаша им в помощь на Литву воеводы... с вои», к-рых псковичи вернули в Новгород (ПСРЛ. Т. 4. Ч. 1. С. 399), а по сообщению Софийской II летописи, псковичи и новгородцы отправили совместную делегацию в Москву с просьбой о помощи (ПСРЛ. Т. 6. Вып. 1. Стб. 15). В 1407 г. в Новгород «милостиня ради» приезжал Трапезундский митр. Феодул. В том же году новгородские власти, в т. ч. И., послали грамоту вел. кн. Витовту, прося у него в качестве служебного князя его брата Семёна (Лугвеня), хорошо проявившего себя как полководец в 1390-1392 гг. (занявший в 1389 новгородский стол кн. Семён в 1392 уехал из Новгорода под давлением московского князя). Призыв Семёна (Лугвеня) на новгородский стол состоялся в условиях московско-литов. конфликта и был резко осужден союзным Москве Псковом. О пролитов. ориентации новгородских властей в те годы свидетельствует сохранившаяся в нем. переводе грамота Новгорода Семёну (Лугвеню), составленная от лица И., посадника и тысяцкого, в к-рой новгородские власти просят князя срочно вернуться в Новгород в связи с осложнением отношений с Ливонским орденом, при этом заявляя, что «мы хотим действовать, советуясь с великим князем», т. е. с Витовтом (1411 г.?; ГВНиП. 52. С. 90-91). В 1412 г. Семён (Лугвень) окончательно покинул Новгород, и до 1432 г. литов. служебных князей в Новгороде не было.

http://pravenc.ru/text/469552.html

Г7 Евангелие-апракос, хранящ. в ризнице Троице-Серг. Лавры, пис. на пергам., в большой лист, в два столбца, по 20 строк, на 300 л. крупным уставом XIV–XV в. Вклад боярина Богдана Матвеевича Хитрово, как видно из надписи по листам. Обложено бархатом рытым по малиновому полю, цветы и узоры голубые. На верхней доске средник и наугольник серебряные с чернью, петли и концы застежек серебряные же. Перед евангелистами изящные в кругу по золотому полю символические изображения, перед евангелистом Иоанном – орла, держащего книгу, пред Матфеем – ангела, пред Марком – льва, пред Лукою – тельца; самые изображения евангелистов красками по золотому полю, весьма изящной работы, также как заставки и заглавные буквы. Месяцеслов неполный, и русских святых нет. Правописание русско-болгарское, впрочем с ь-рем вм ъ-ра и без юсов. Леонид, архим. Слав, рукоп. в ризнице Св.-Тр. Серг. Лавры, М. 1880, стр. 17–19. Г8 Евангелие-апракос, хранящ. в ризнице Троице-Серг. Лавры, 6, пис. на отличном пергамине, в большой лист, в два столбца, по 18 строк, на 327 л. (у архим. Леонида ошибочно: 227), около 1392 г., крупным уставом. Обложено бархатом, рытым по малиновому полю, цветы зеленые. Верхняя доска серебряная позолоченная, с изображениями святых. По краям с трех сторон закрои серебряные позолоченные, с изображением на них многих святых (подробности у о. архим. Леонида). На верхней доске, по самым полям рамы, по финифтяной наводке чеканная надпись вязью: в л. ц (6900–1392) марта ла. ковано бъі. ее се. при велиц кнз васльи дмитрееві всега р. при пресвшим кипри митрополи кіевском и все ру повелньемъ ра бл федора андревич. На об. 1-го л. порожнего надпись: Сіе евангеліе дано отъ великаго кнз, василі дмитріевича. Подписалъ Смиренный Плато Митрополїтъ Московскїй, и архимандритъ Трцкї Сергіевы Лары. 1798 года. Заставки и заглавные буквы разрисованы изящно красками и золотом. Рукопись оканчивается месяцесловом, 31-м августа. 15 августа: В тъ днь успенїе велика самодръжца русска, владимира. иже въ стсь крщени нарена василїа. Правописание русско-болгарское, без юсов. – Леонид, архим. Слав. рукописи... стр. 19–21.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Voskr...

Владиславу (Ягайло), кор. Ядвиге и Короне королевства Польского. Позднее принесли такие присяги и др. князья. Не стало особой литов. канцелярии, документы составляли польские приближенные Ягайло. В Вильно появились польские наместники - вице-канцлер М. Москожовский, затем Я. Олесницкий, там был размещен и польск. гарнизон. Все это вызвало недовольство части литов. общества, к-рое возглавил сын Кейстута Витовт . Оппозиционеры вступили в соглашение с крестоносцами. В 1390 г. войска ордена и Витовта осаждали Вильно и даже заняли часть города. Нападение было отбито с большим трудом. Война продолжилась, Витовт с крестоносцами заняли ряд важных территорий. Становилось необходимым договориться с оппозицией и добиться единства литов. общества. В 1392 г. были заключены соглашения в Острове, по которым Витовт, как «князь Литвы», получил владения своего отца и стал правителем Литвы, подчиненным власти Ягайло. Позднее, укрепив свою власть, Витовт принял великокняжеский титул, но подчинялся верховной власти Ягайло как «верховного князя» Литвы. Ягайло, бесспорно, влиял на решения главных вопросов, часто посещал земли Л. в. к., но фактически управление страной оказалось в руках Витовта. Так в сложившейся системе отношений Л. в. к. была обеспечена определенная автономия. В течение долгого правления Витовта (1392-1430) в утвержденные соглашения вносились разные изменения. Договоры 1401 г., заключенные при участии польских панов и литов. бояр, передали Витовту власть над Л. в. к. пожизненно. Предусматривалось, что если Ягайло умрет раньше Витовта, не оставив сына, то польск. паны не будут избирать короля без ведома Витовта. По соглашениям, заключенным в 1413 г., предусматривалось, что в случае избрания нового короля поляки будут советоваться с литовцами, а литовцы - принимать нового вел. князя от Ягайло и его советников. Т. о., устанавливалось, что особый вел. князь в Л. в. к. будет назначаться и после смерти Витовта. Литовский вел. кн. Витовт. Гравюра А. Гваньини из кн. «Описание Европейской Сарматии».

http://pravenc.ru/text/2110584.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БЬОНДО [Блонд; лат. Blondus; итал. Biondo] Флавио (1392, Форли, Романья, Италия - 4.06.1463, Рим), итал. историк эпохи Возрождения, впервые отразивший в своих трудах представление о ср. веках как особом периоде в истории. До переезда в Рим в 1433 г., где он был назначен апостолическим секретарем, Б. получил хорошее образование и опыт работы в качестве нотария. На папской службе он участвовал в дипломатических миссиях в разных итал. гос-вах, создал неск. крупных исторических трудов, в частности соч. о древнерим. топографии «О возрожденном Риме» (In Romam instauratam. 1444-1446. 3 t.). В соч. «О Риме торжествующем» (De Roma triumphante. 1459) Др. Рим рассматривается автором как модель для реформирования адм. и военных институтов Италии. Этот труд оказал большое влияние на выработку новой концепции папской власти, к-рая основывалась на идее продолжения традиций Римской империи, а также на пробуждении рим. патриотизма и почитании античности. «Италия в комментариях» (Italia illustrata, написано между 1448 и 1458, изд. в 1474) и «Исторические декады от падения Римской империи» (Historiarum ab inclinatione Romanorum imperii decades, написано между 1439 и 1453, изд. в 1483) - наиболее известные сочинения Б. В первом, непосредственно связанном с путешествиями автора по стране, описываются география и история итал. провинций, события истории Др. Рима, 400-летний период варварских завоеваний и влияние на Италию франк. имп. Карла Великого и его преемников. Б. подробно рассказывает о конфликте папской власти со светскими государями в совр. ему Италии, о возрождении словесности в 1-й пол. XV в. Второе сочинение представляет собой обширное (в 32 книгах) «италоцентричное» описание истории христ. мира от завоевания Рима вестготами в 410 г. до расцвета итал. городов-гос-в в сер. XV в. (до 1440). Основанный на большом количестве тщательно подобранных источников и отрывков из сочинений др. авторов, этот труд Б. впосл. не раз использовался в качестве своего рода «справочника» по итал. истории, напр., к нему обращался Н. Макиавелли , размышляя о причинах раздробленности Италии.

http://pravenc.ru/text/153753.html

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ЖЕРСОН ЖАН ШАРЛЬЕ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Жерсон, латинизир. Герсон (собственно Жан Шарлье, Charlier) ( 1363 - 1429 ), выдающийся франц. католический богослов и церковный деятель, doctor christianissimus . Родился в набожной крестьянской семье в 1363 ; получил хорошее для своего времени классическое и богословское образование в Париже , где учился у Жиля Дешана и Пьера Альи и в 1392 получил степень доктора теологии, присвоив себе, согласно обычаю, фамилию Gerson – название родной его деревни. В роли члена университетского посольства Жерсон является в 1387 к папе Клименту VII . Сперва профессор, потом канцлер Парижского ун-та – великого богословского семинария католического мира, признанного третейским судьей в церковных вопросах, Жерсон вовлекается в борьбу за реформу церкви. Реформа школы – борьба с распущенной жизнью студенчества, умножение числа школ, улучшение преподавания – является второй задачей его жизни. На служение ей он употребляет свои силы и средства; ради нее он работает как проповедник и писатель. Жерсон – еще не гуманист, но вся его натура, серьезная, трезвая и искренняя, протестовала против «пустых материй и упражнений» схоластической науки. Ему противны «ученые фантазеры, гоняющиеся за призраками, не понимающие ничего в религиозной и моральной правде...». «Научимся не столько спорить, сколько жить»- гласит заглавие одного из его сочинений. Эту мысль он проводит в большей части своих трудов, посвященных молодежи и науке («Epistola de reformatione theologiae», 1400; «Lectiones duae contra curiositatein in negotio fidei», 1402; «Epistola ad studientes collegii Navarrae», 1402; «Quid et qualiter studere debeat novus theologiae auditor»). Человек ясной мысли, он вместе с тем мистик мягкого, спокойного, целомудренного типа. Мистические упражнения для него – глубокое, ответственное самонаблюдение, работа внутреннего совершенствования и любовного слияния с Богом и человечеством. Он недоверчиво относился к экзальтированным натурам, к эксцессам мистицизма; идя вразрез с настроениями значительной части современного общества, он предлагал осудить видения св. Биргитты , но защищал немецких мистиков – «братьев общей жизни», поставивших труд первой заповедью нравственного совершенствования.

http://drevo-info.ru/articles/2604.html

В.В. Виноградов Рубаха-парень, человек-рубаха РУБАХА-ПАРЕНЬ, ЧЕЛОВЕК-РУБАХА Просторечные выражения рубаха-парень, человек-рубаха приблизились к русскому литературному языку не позднее начала XVIII в. В «Словаре Академии Российской» читаем: «Рубаха... рубашка... Говорится также простонародном употреблении о бесковарном, весьма простосердечном» (1794, ч. 5, с. 192). Однако это выражение до середины XIX в. носило областной характер. Оно вошло в «Опыт областного великорусского словаря» (1852), где отмечено: «Рубаха, и, с. ж. Простой человек, простяк. Эко парень-то рубаха. Нижегор.» (с. 193). П. П. Дубровский, найдя в этом словаре данное значение слова рубаха в том же экспрессивном употреблении, сопоставил его с польск. rubacha «толстая, дюжая женщина»; ср. и rubaszny «дюжий, дородный; грубый, сквернословный» 323 Отсутствие носового звука в этом гнезде польских слов как будто говорит о том, что лежащий в основе их корневой элемент rub- следует отделять от ставшего однозвучным корневого элемента rQb- (рубить, рубаха и т. п.). Акад. Б. М. Ляпунов указывал на необходимость обособлять от серии слов, имеющих в своем составе корень rQ b, эти группы, связанные с корнем (ср. др.-русск. рути из руб-ти в значении «грабить, взимать налог», хорв. и хорут. rúbiti «грабить, брать в залог», словенск. robíti, итал. rubare, немецк. rauben. Ср. в старохорватских глаголических текстах: рубали едну марку в значении «поборов, насилия» 324 Таким образом, первоначальным значением слова рубаха могло быть «грубый, сильный, простой человек». Суффикс -аха придавал корневому элементу rub- яркую экспрессивную фамильярную окраску. У Ушакова выражение парень-рубаха названо разговорно-фамильярным и почему-то помещено под словом рубаха «рубашка» (т.3, с. 1391–1392). Ср. тут же: «Из дома вышел Алексей в белой холщевой рубахе, в синих портах. М. Горький». У И. С. Тургенева в «Дыме»: «Григорий Литвинов, рубашка-парень, русская душа, рекомендую, – воскликнул Бамбаев, подводя Литвинова к человеку небольшого роста и помещичьего склада...».

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

Arhiva În ziua de pomenire a Cuviosului Serghie de Radonej Întîistttorul Bisericii Ortodoxe Ruse a svârit Sfînta i Dumnezeasca Liturghie în catedrala Adormirii Maicii Domnului din Lavra Sfîntului Serghie cu hramul în cinstea Sfintei Treimi 8 octombrie 2011 21:38 În ziua de pomenire a Cuviosului Serghie, egumen de Radonej, a toat Rusia de minuni fctor (1392), Întîistttorul Bisericii Ortodoxe Ruse în coslujire cu un sobor de arhierei a svârit Sfînta i Dumnezeiasca Liturghie în catedrala Sfintei Treimi din lavra Sfîntului Serghie. În aceast zi Sfînta Liturghie a fost oficiat i în celelalte biserici din Lavr. În catedrala Sfintei Treimi Sfînta i Dumnezeiasca Liturghie a fost oficiat de eful executiv al Patriarhiei de la Moscova mitropolitul Varsanufie de Saransk i Mordovia, în biserica trapezei mnstireti – de mitropolitul Iuvenalie de Krutii i Kolomna, în biserica Sfîntului Duh - de preedintele Departamentului pentru Relaii Externe Bisericeti mitropolitul Ilarion de Volokolamsk, în biserica studeneasc a Acopermântului Maicii Domnului - de mitropolitul Onufrie de Cernui i Bucovina, în biserica Cuviosului Ioan Scrarul a seminarului teologic de la Moscova – de mitropolitul Valentin de Orenburg i Sarakta, în schitul lavrei Cernigovski - de arhiepiscopul Aristarh de Gomeli i Jlobinsk. În timpul ieirii mici Preafericitul Patriarh Kiril al Moscovei i al Întregii Rusii, în legtur cu numirea celor alei pentru posturile mitropoliilor nou înfiinate, a ridicat în treapta de mitropolit un rînd de arhierei ai Bisericii Ortodoxe Ruse. În timpul acestei Sfinte Liturghii Preafericitul Printe Patriarh l-a hirotonit întru iereu pe diaconul Alexandru Pivneak, elev al seminarului teologic de la Moscova. La aceast slujb au fost prezeni eful adjunct al Administraiei Preedinteului Federaiei Ruse A.D. Beglov, ministrul transporturilor Federaiei Ruse I.E. Levitin, primul vicepreedinte al Comitetului Dumei de Stat pentru Relaii Internaionale L.E. Sluki, viceministrul Educaiei Teritoriale al Conducerii Regionale a regiunii Moscova S.M. Komarov, eful raionului municipal Serghiev Posad al regiunii Moscova V.N. Korotkov, primarul oraulul Sergheev Posad V.M.Heisin. Cîntrile Sfintei Liturghii au fost interpretate de corul mixt al Lavrei Sfintei Treimi i al academiei teologice de la Moscova (reghent – arhimandritul Gleb (Kojevnikov). La sfîritul Sfintei Liturghii Întîistttorul Bisericii Ortodoxe Ruse i toi arhipstorii au ieit în procesiune svârind drumul crucii care s-a încheiat în piaa central a mnstirii unde a fost svârit un Te Deum de mulumire închinat Cuviosului Serghie de Radonej. De la balconul reedinei de odihn a Patriarhilor Preafericitul Printe a adresat tuturor cretinilor prezeni la aceste festiviti un cuvânt patriarhal de învtur. Serviciul de Pres al Patriarhului Kiril al Moscovei i al Întreigii Rusii Календарь ← 19 aprilie 2020

http://patriarchia.ru/md/db/text/1643999...

Tweet Нравится St. James the Bishop and Wonderworker of Rostov Commemorated on November 27 Photo: http://days.pravoslavie.ru/ Saint James, Bishop of Rostov According to a local tradition, he received monastic tonsure at Kopyrsk monastery on the River Ukhtoma, 80 kilometers from Rostov. For a long time he was igumen of this monastery, and in the year 1385 he was made Bishop of Rostov when Pimen was Metropolitan and Demetrius of the Don was Great Prince. In defending a woman condemned to execution, the saint followed the example of the Savior, inviting whoever considered himself to be without sin to cast the first stone at her (John 8:7), and he then sent the woman forth to repentance. The Prince and the Rostov nobles, disgruntled over the bishop’s judgment, threw Saint James out of Rostov. Leaving the city, the saint proceeded to Lake Nero, spread his bishop’s mantiya on the water, and having signed himself with the Sign of the Cross, he sailed off on it as if on a boat, guided by the grace of God. Traveling one and a half versts from the city, Saint James emerged on shore at the site of his future monastery. The prince and the people, repenting their actions, besought the saint’s forgiveness. The gentle bishop forgave them, but he did not return again. On the shore of Lake Nero he made himself a cell and built a small church in honor of the Conception of the Most Holy Theotokos by Righteous Anna, marking the beginning of the Conception-Saint James monastery. Saint James died there on November 27, 1392. There is a story that Saint James fought against the Iconoclast heresy of a certain fellow named Markian, who appeared in Rostov toward the end of the fourteenth century. The more ancient Lives of our saint do not mention this, and even the great hagiographer Saint Demetrius of Rostov was unaware of it. More recent hagiographers were wont to draw material from the Service to Saint James of Rostov. But the Service itself, preserved in copies from the sixteenth-seventeenth centuries, was compiled by borrowing from the Service to Saint Bucolus (February 6), who struggled against the first century heretic Marcian, and from the Service to Saint Stephen of Surozh (December 15), who contended against the emperor Constantine Kopronymos (741-775). Saint James is also commemorated on May 23. The Orthodox Church in America 7 декабря 2016 г. Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Предыдущий Следующий © 1999-2016 Православие.Ru При перепечатке ссылка на Православие.Ru обязательна Контактная информация Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/99251.html

Не удалось извлечь искомое из базы (((

Не удалось извлечь искомое из базы (((

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010