412 ...приходит и на царствующий град. – Турки опустошили в 1394 г. окрестности Константинополя и в течение семи лет блокировали город. 413 Слышав же царь угорьский... борет Никополь. – Германский император, а с 1387 г. и венгерский король Сигизмунд Люксембург в 1396 г., собрав войско из венгерских, чешских, немецких, польских и французских рыцарей, двинулся против турок. Распри среди участников похода и ошибки в руководстве сражением дали возможность туркам одержать под Никополем полную победу: десять тысяч рыцарей попали в плен, а Сигизмунд едва спасся бегством. Баязид вторгся в Венгрию и подверг ее разорению. 414 Мануилъ – сын Иоанна Палеолога Мануил (1391–1425) пытался найти союзников в борьбе против турок в Европе. Покинув в 1399 г. Константинополь, он посетил Венецию, Милан, Флоренцию, Париж, Лондон. Его встречали с почетом, но реальной военной поддержки Мануил не получил. 415 ...перскый царь Темирь... – Тимур родился в 1336 г. в селении близ г. Шахрисабз (ныне в Кашкадарьинской обл. Узбекистана). Став эмиром Мавераннахра – среднеазиатского государства со столицей в Самарканде, Тимур совершил ряд победоносных походов, в результате которых создал огромное государство, включавшее Хорезм, Хорасан, Иран, Закавказье. 417 ...Елладу... – Что имеется в виду – неясно. Разумеется – не Греция. Может быть, речь идет о державе Александра Македонского, владения которого в Азии простирались на все те земли, которые завоевал Тимур? 419 И сражению бывшу, побжаеть Темирь... – В битве при Анкире (Анкаре) в 1402 г. османское войско было разгромлено, а султан Баязид взят в плен. 421 ...приятъ же и Асирию и Вавилоньское царьство... – Приводятся названия древних государств, располагавшихся на территории Ирана. Во времена Тимура там было государство сербедаров, завоеванное им в 1380–1383 гг. 422 ...и Севастию... и Крим... – Перечисляются города и страны, в разное время завоеванные Тимуром: Севастия – город на северо-востоке Малой Азии, Синяя (Белая) Орда – объединение тюрко-монгольских племен на территории к востоку от Аральского моря, город Сарай-Бату (к востоку от нижнего течения Волги) – в прошлом центр Золотой Орды, разрушенныйТимуром в 1395 г., Чегатайский улус, территория юго-восточнее озера Балхаш, город Тевриз в Иранском Азербайджане, Горзустан – видимо, Грузия, гурзи – грузины; обезы – абхазцы; Шамахия – город Шемаха на территории современного Азербайджана.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Из письма византийского гуманиста, преподавателя Мануила Хрисолора (1350/51–1415 гг.) василевсу Мануилу II Палеологу (1391–1425 гг.). Обзор древностей Рима и Константинополя. 46 . Пожалуй, я не окажусь в затруднении, желая напомнить о надгробных памятниках, могилах, стелах или статуях, которые существуют в нашем городе сейчас или были когда-то. Но, может быть, следовало сначала сказать, что хотя там [в Константинополе] их меньше, чем здесь [в Риме], зато некоторые из них гораздо более красивы и представительны. Что, например, за гробница того императора, который был основателем и охранителем города? 123 А гробницы других императоров, находящиеся вокруг нее на императорском кладбище? Просто чудом было даже увидеть их, причем многие из них сохранились, окружая и ныне храм Апостолов 124 ; немало других уже утрачено; третьи разрознены по другим местам города в преддвериях церквей. Задания к источникам: 1 . О каких ситуациях в строительном деле говорит закон 531 г.? К каким выводам о положении строителей в Византии можно прийти из его анализа? 2 . Определите место и роль религии в ромейском обществе исходя из новеллы Юстиниана I . 3 . На примере рассказа Евагрия Схоластика попытайтесь понять, чем привлекали византийцев святые мощи и знамением чего для них они были. По каким признакам определяли святость мощей? 4 . Почему, по мнению Феодорита Киррского и Феодора Дафнопата, ромеи стремились расчленять мощи святых? 5 . Как Симеон Новый Богослов понимал единение с Богом? С чьими взглядами это перекликается? 6 . Какую краеугольную идею византийского общества отразили строки письма Патриарха Николая Мистика к болгарскому царю Симеону? 7 . На какие символические части делили церковь ромеи, согласно словам Симеона Фессалоникского? 8 . Попробуйте установить, исходя из архитектурного описания Константина Багрянородного, как ромейские императоры воспринимали церковь и какие детали больше всего ценили в ней? 9 . Как вы думаете, почему Константин Багрянородный говорил об алтаре Новой Церкви в единственном числе, а ее «святые престолы» называл во множестве?

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

владения в Морее (Коринф, Калаврита) ордену госпитальеров. Однако разгром турок под Анкарой армией Тимура 28 июля 1402 г. изменил положение дел. Феодор Палеолог вернулся в Мистру и отдал полученные за свои земли деньги. После смерти Феодора в 1407 г. правителем Мистры был назначен его сын Феодор II, вслед за к-рым в Мистру прибыл его опекун Мануил Франкопул, в 1415 г. область посетил и имп. Мануил II (1391-1425), к-рый прожил здесь год, что показывает общий рост значения Пелопоннеса в визант. политике. К этому времени относится записка с проектом реформ, поданная Мануилу визант. философом Георгием Гемистом Плифоном , к-рый жил в Мистре в 1407-1452 гг. По проекту Плифона началась постройка «Гексамилиона» - истмийской стены на Коринфском перешейке. После отъезда императора в Морее оставался его соправитель Иоанн, к-рый успешно боролся с наваррцами и ахейским кн. Чентурионе. Однако восшествие на тур. престол Мурада II положило конец относительной стабилизации внешнеполитического положения Византии и Мореи. В мае 1423 г. в Морею было послано войско Турхан-бега. Истмийская стена была взята янычарами штурмом и разрушена, полуостров разграблен. Однако после ухода турок Мистра развила широкую территориальную экспансию. Вспыхнула длительная война между греками Мистры и Эпирским гос-вом Карла Токко. Войска Токко были разбиты в битве при Эхинадах, и имп. Иоанн VIII Палеолог осаждал их столицу Кларенцу. В 20-х гг. XV в. в Морею постепенно перебиралось все больше членов правящей династии Палеологов. Имп. Иоанн VIII часто посещал Мистру. Младший из сыновей Мануила II Константин Драгаш (буд. последний визант. имп. Константин XI) стал правителем Кларенцы, Востицы, почти всей Мессении; его брат Фома (отец Софии Палеолог, буд. вел. княгини Московской) получил во владение земли в Аркадии. Со временем весь Пелопоннес, за исключением венецианских колоний в Мессении и Арголиде, перешел под власть греков. Константин взял Афины, захватил всю континентальную Г. вплоть до Пинда. Однако Морею стали раздирать междоусобные распри между братьями Палеологами - Феодором II, Константином XI, Фомой и Димитрием, осложненные тур.

http://pravenc.ru/text/597843.html

Вернемся, однако, немного назад. В 1307 году, по сведениям архиепископа Даниила, каталанские пираты сжигают «как дикие звери» монастырь, оставив в целости только башню. Но жизнь на этом не прекращается. Не получая помощь из России монастырь был «обласкан» вниманием со стороны сербских царей. Стефан Душан после расширения границ своего государства и захвата Северной Греции посещает в 1345 году Святую Гору. Его внимание привлекает монастырь «Фессалоникийца» (к тому времени — русский), где был пострижен его предок — Св. Савва. Хранящиеся в монастыре акты свидетельствуют о том, что Стефан Душан оказал русскому монастырю щедрую экономическую помощь и назначил игуменом обители сербского богослова Исаию. Окрепнув материально русский монастырь начал расширять и укреплять свои границы. В 1422 году в местечке Калиагра для приема грузов, адресованных монастырю, строится небольшой причал и складское помещение. О надежности оборонительных сооружений монастыря, построенных в этот период, свидетельствует договор, заключенный между «Св. Пантелеимоном» и греческим монастырем Рила. Согласно договору 1466 года русскому монастырю передаются на хранение некоторые весьма ценные предметы и церковная утварь греческой обители. Из византийских императоров монастырь поддержали Иоанн V (1341-1376 гг.) и Мануил II (1391-1425 гг.), а также Елена Палеолог в 1407 году. Не остались в стороне сербские и русские цари. В 1509 году сербская княгиня Ангелина, постригшаяся позже в монахини, попросила великого князя Василия III стать покровителем русского монастыря. В своем обращении она отмечала: «... все остальные монастыри имеют своих ктиторов, а этот ждет твоей милости». Обращение единовременной сербской княжны не могло не найти отклик Василия III, в жилах которого текла и греческая кровь. Его мать Софья — супруга Ивана III, являлась представительницей последней византийской династии Палеологов. Так великий русский князь становится официальным опекуном и покровителем русского монастыря. В конце XVI века русский патриарх Иов (1591 г.) и великий князь Федор Иванович (1592 г.) разрешают сбор пожертвований в России в пользу монастыря.

http://isihazm.ru/1/?id=368

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДИМИТРИЙ ВАСИЛЬЕВИЧ († ранее 13.06.1436, г. Устюг), св. (пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых), кн. заозерский, 4-й сын ярославского кн. Василия Васильевича, отец прп. Иоасафа Каменского. Основные сведения о Д. В. сохранились в Типографской и Ермолинской летописях, житиях преподобных Дионисия Глушицкого, Александра Куштского и Иоасафа Каменского. Не позднее 1391/92 г. в результате раздела владений покойного отца Д. В. получил Заозерье - земли, расположенные в Ярославском княжестве к востоку и югу от Кубенского оз., в нижнем течении р. Кубены. Центром его удела стало с. Устье на юго-вост. берегу Кубенского оз., рядом с местом впадения в него Кубены. В Устье располагался княжеский двор с ц. во имя вмч. Димитрия Солунского. По-видимому, в 90-х гг. XIV в. установились связи Д. В. со Спасо-Каменным в честь Преображения Господня мон-рем на Кубенском оз. , главными ктиторами которого в XIV-XV вв. выступали ярославские князья, и с игуменом обители св. Дионисием Греком (1389-1418). Д. В. активно поддерживал деятельность иноков Спасо-Каменного мон-ря по созданию новых обителей на его землях. Согласно Житию прп. Дионисия Глушицкого, в 1400 г. Д. В. дал разрешение прп. Дионисию на создание Глушицкого в честь Покрова Пресв. Богородицы мон-ря , князь прислал людей для расчистки земли и постройки келий. В годы архиерейства свт. Дионисия Грека в Ростове (1418-1425) прп. Александр Куштский переселился из Спасо-Каменного мон-ря в устье р. Кушты, в 4 км от резиденции Д. В., где основал Александров Куштский в честь Успения Пресв. Богородицы мон-рь . Князь дал подвижнику «потребная» на создание обители и Успенского храма, позднее супруга Д. В. св. кнг. Мария часто посылала инокам продовольствие. Обе обители, как подчеркивается в Житии прп. Иоасафа Каменского, получили от Д. В. вклады, в т. ч. села, деревни и земельные угодья. В Житии прп. Александра Куштского в редакции Четьих-Миней Германа (Тулупова) отмечено, что Д. В. наделил Куштский мон-рь также книгами (упом., в частности, Евангелие-апракос) и иконами (РГБ. Ф. 304/I. 677, 1627-1632 гг.). Во владениях заозерского князя в кон. XIV - 1-й трети XV в. подвизались также ученик прп. Дионисия Глушицкого прп. Пахомий Святолучский, «иже бысть на Великом озере, чудотворец»,- в Никольском монастыре в местности Св. Лука (Лучица), преемник прп. Дионисия в управлении Глушицким Покровским монастырем прп. Амфилохий Глушицкий, постриженик Спасо-Каменного мон-ря прп. Петр Каменский, «иже бысть на Устье».

http://pravenc.ru/text/178193.html

Углеша служил первоначально в Дубровнике, но, женившись на дочери кесаря Войхны, вошел в свиту царицы Елены, в 1358 г. был поставлен главным воеводой обл. Прунея, южнее горного массива Кушница (Пангей), а в 1365 г. получил в управление Серрскую обл. с титулом деспота. В то же время Стефан Урош объявил Вукашина королем, передав ему во владение зап. области М. Устроив выгодные браки с семьями неск. влиятельных болг. феодалов, Вукашин заложил основу для самостоятельности своего гос-ва: его сестра Елена вышла замуж за одного из сыновей Охридского севастократора Бранко Младеновича, что позволило Вукашину получить владения Бранко Младеновича в Охриде и др. земли. Со временем он стал собственником части Косова, Призрена и Скопье. Владения Углеши простирались на восток до Ксанти, а также охватывали п-ов Халкидики с Афоном, но он не смог взять под контроль визант. крепости на эгейском побережье. Его владения стали одной из первых жертв османской экспансии. Углеша призывал балканских правителей к союзу против турок, но его поддержал только Вукашин. 26 сент. 1371 г. братья проиграли битву при Черномене и были убиты. Серрское княжество Углеша перестало существовать; его земли осенью 1371 г. присоединил к себе визант. деспот Фессалоники Мануил Палеолог (имп. Мануил II в 1391-1425). После этого византийцы усилили давление на владения Радослава Хлапена и к 1375 г. захватили его главные крепости - Веррию и, вероятно, Воден. Король Марко. Роспись ц. вмч. Димитрия Маркова мон-ря, близ Скопье. 1366–1371 гг. Король Марко. Роспись ц. вмч. Димитрия Маркова мон-ря, близ Скопье. 1366–1371 гг. Королевство Вукашина после его гибели унаследовал сын Марко (известен как «король Марко» в балканском фольклоре). После смерти Стефана Уроша в дек. 1371 г. Марко имел формальные основания считаться его наследником. Он вскоре включился в междоусобную войну в Византии между имп. Иоанном V Палеологом и его сыном Андроником IV , поддержав последнего. Поражение Андроника предопределило и неудачи Марко: он не только не смог вернуть Серры, но и к 1377 г.

http://pravenc.ru/text/2561508.html

[Греч. Ματθαος Α] († авг. 1410), патриарх К-польский (с окт. 1397). М. принял решение быть монахом уже в 12 лет, 3 года спустя он прибыл в К-поль, где стал учеником настоятеля мон-ря Харсианит Марка (PLP, N 17017), затем - буд. патриарха Нила (1380-1388). С янв. 1388 г. настоятель мон-ря Харсианит (RegPatr, N 2832). В 1387 г. М. был избран митрополитом Халкидонским (RegPatr, N 2809), однако императором на это избрание было наложено вето, и возложение рук и чтение молитвы хиротонии не состоялись. С нояб. 1387 по окт. 1397 г. М. был митрополитом Кизическим. При этом по повелению патриарха Нила М. получил дополнительно (κατ λγον πιδσεως) и Халкидонскую кафедру со всеми ее церквами в столице, а также права патриаршего экзарха в Геллеспонте и Вифинии (RegPatr, N 2829; Miklosich, M üller. Vol. 2. P. 108-111). Т. о., когда М. занял К-польскую кафедру в окт. 1397 г. (RegPatr, N 3059), оппозиция в лице Макария , митр. Анкирского, Матфея, митр. Мидийского, и Иоанна Оловола, митр. Готии (PLP, N 21044), обвинила его в том, что он занимает уже 3-й епископский престол, т. е. вопреки церковным установлениям является «трижды епископом» (τρισεπσκοπος) и должен быть низложен. Первые обвинения были выдвинуты уже в кон. 90-х гг. XIV в., но имп. Мануил II Палеолог (1391-1425) не дал конфликту развиться. Во время длительной дипломатической миссии императора его оставшийся в К-поле племянник Иоанн VII Палеолог между янв. и кон. июля 1402 г. низложил М. Поскольку созванный для этого Собор проходил в период осады К-поля турками, в заседаниях не смогло принять участие достаточное число епископов. Поэтому вскоре потребовался более представительный Собор, подтвердивший решение первого (RegPatr, N 3261). По возвращении Мануил принял решение восстановить на Патриаршем престоле М. и попытался заручиться поддержкой епископата, однако Собор (между 9 и 14 июня 1403) подтвердил низложение М. (RegPatr, N 3262; Laurent. 1972. P. 118-119). По настоянию императора М. начал совершать патриаршие богослужения, но столкнулся с противодействием: по рассказам хронистов, мон. Иоаким из Монемвасии отказался принять рукоположение в митрополита Патрского от М. (PLP, N 8370). Мануил сумел добиться признания М. только зимой 1403/04 г., когда состоялось соборное разбирательство под председательством Мануила и М. был признан свободным от всех обвинений (RegPatr, N 3267; Laurent. 1972. P. 120-122). Тем не менее противники М. продолжали выступать против него и в последующие годы. Разрешение спора последовало только в авг. 1409 г., когда соборным решением было признано, что М. не может считаться трижды епископом, противники М. были отлучены от Церкви и отправлены в ссылку (RegPatr, N 3284; Laurent. 1972. P. 126-145). Через год М. скончался во время эпидемии чумы (Die byzantinischen Kleinchroniken. Bd. 1. S. 114).

http://pravenc.ru/text/2562680.html

Из слов этого хризовула 1349 года можно сделать вывод о том, что монахи Свято-Пантелеимоновской обители были еще русские, но однако следует с осторожностью подходить к сообщению о том, что монастырь испытал на себе «всеконечное от Русие оставление». Этому сообщению трудно доверять безоговорочно, потому что оно помещено именно в хризовуле царя Стефана Душана, и, по словам отечественного исследователя, «принимая на себя звание ктитора монастыря, Стефан до некоторой степени присваивал себе права русских князей и таким образом должен был объяснить свой поступок» 66 . Тем не менее с этого времени в составе насельников обители начали преобладать сербы, но в целом русско-сербская братия монастыря сохраняла свой общеславянский характер. Это подтверждается тем, что многочисленные грамоты сербских государей этому монастырю в XIV и XV вв. всегда были написаны по-славянски, а не по-гречески 67 . Что касается царских грамот, то в хризовуле императора Иоанна VI Кантакузена Палеолога (1341–1355) монастырь святого Пантелеймона по-прежнему упоминается как монастырь русский. Этой грамотой, данной в 1354 году, император даровал «честной обители россов» некоторые села у Стримона с пастбищами и землями 68 . Сохранился также указ императора Мануила II Палеолога (1391–1425), которым «монастырю россов» даруется земля на острове Лимносе 69 . Монастырь по-прежнему сохранял свое русское название, правда, теперь иногда появляется оборот «монастырь называемый Руссов» 70 , «монастырь реко-ми роуси» (в грамоте деспота Драгаша от 1377, а также от 1380 гг.). Это значило, что русские монахи теперь составляют меньшинство и что русское название обители сохраняется лишь по традиции. В этот период времени в Пантелеимо-новском монастыре продолжали развиваться традиции переписывания рукописей, а также переводческая деятельность, которую продолжили сербские насельники. В XIV веке на Афоне подвизались сербские книжники, но имена многих из них, к сожалению, остаются по сей день неизвестными. Среди известных на сегодняшний день авторов того времени необходимо назвать игумена Свято-Пантелеимоновского монастыря, переводчика сочинений Псевдо- Дионисия Ареопагита , старца Исайи, написавшего интересное предисловие к этому переводу (1371 г.). В XIV–XV вв. еще более усилилось значение Афона как места, где русские образованные люди встречались с греками, сербами и болгарами. Святая Гора была в полном смысле слова международным центром православного Востока, и значение ее в развитии русской культуры чрезвычайно велико.

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Nikit...

На то же лто дороговь бысть велика всякому житу. Множество христианъ изомроша от глада, а житопродавци обогатша. И сиа вся написаная, аще и не лпо кому зрться, иже толико от случившихся в нашей земл неговин нам изъглаголавшем, мы бо ни досажающи, ни завидяще чести вашей и таковая вчинихом, яко бо обртаем Началнаго лтословца киевскаго, 550 иже вся временнобогатства земская не обинуяся показуеть. Но и первии наши властодръжци безъ гнва повелвающе вся добрая и недобрая прилучившаяся написовати, да и прочим по них образы явлени будутъ, якоже при Володимер Монамас оного великаго Селивестра Выдобыжскаго, не украшая пишущаго, 551 почет почиеши. Мы же сим учащеся, таковая вся приключьшаяся въ дни наша не преминухом, властодержець наших дозрящих сих, таковым вещем да внимають: юнии старцевъ да почитають и сами едини без искуснйших старцевъ всякого земскаго правлениа да не самочиннують, ибо – «красота граду есть старчество». Рече бо Писание: «Въпроси отца твоего, възвстить ти, и старца твоя, – рекут ти». 552 Къ сим же еще – и пророка да блюдуть, когда Иерусалиму рекша старца и съвтника ради. 530 Въ лто 6917... – то есть в 1409 г.; заглавие летописной статьи в Симеоновской летописи «О Едегии, князи ордынскомъ, иже воевалъ Московскую землю», написано на полях рукописи киноварью. 531 ...Тоеже зимы... – то есть после сентября, в 1409 г. (перечень следующих имен есть в выписках Η. Μ. Карамзина, но отсутствует в Рогожском летописце). 532 ...повелнием Булата царя... – Булат-Салтан (Пулад-хан), правитель Золотой Орды с 1407 по 1410 г., претендовавший на восстановление ее прежнего могущества. Β 1408 г. Булат-Салтан ходил войной на Литву и был инициатором похода Едигея на Москву. 533 ...ac ним 4 царевичи да мнози князи татарстии. Асеимена их... – Написание имен четырех царевичей и видных князей (эмиров) Золотой Орды, назначенных Едигеем военачальниками, в летописи несколько видоизменены. 534 ...князь великий Василей Дмитриевич... – старший сын великого князя Димитрия Ивановича, княжил с 1389 по 1425 г. После разгрома Золотой Орды Тимуром в 1391–1395 гг. Василий перестал платить ей «выход» и восстановил уплату дани только в 1412 г. после нашествия Едигея.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

103 Митрополит Ефесский Марк Евгеник (1391 2—1444, память 19 января), на Флорентийском Соборе последовательно отстаивал перед католиками православную точку зрения. Был противником подписания унии с Западной Церковью. Подробнее см.: Амвросий (Погодин), архим. Святой Марк Эфесский и Флорентийская уния. М., 1994. 104 Троице-Сергиев монастырь располагается на горе Маковце, поэтому его древнее название — «иже в Маковце». 105 Василий II Темный (1425—1462), в ожесточенной междоусобной борьбе сначала с галицким князем Юрием Дмитриевичем, а потом с Димитрием Шемякой был ослеплен последним в 1446 г., за что получил свое прозвище. 106 Свт. Петр, Митрополит Киевский и всея Руси (1305—1326, память 21 декабря), родом с Волыни, был рукоположен в Митрополита Патриархом Константинопольским Афанасием. 107 Вероятно, имеется в виду Матфей, Игумен Новоспасского на Крутицах (Спасо-Преображенского на Новом) монастыря, преемник Игумена Феодосия (1404) и предшественник Игумена Трифона (1453). 108 Прп. Мартиниан († 12.01.1483), ученик прп. Кирилла Белозерского, Игумен Ферапонтова монастыря, был вызван Василием II в Игумены Троице-Сергиева монастыря в 1447 г., снова удалился в Ферапонтов монастырь в 1455 г. Канонизирован в 1549 г. 109 Прп. Дионисий Радонежский (Зобниновский, † 1632, память 12 мая), в миру Давид, Архимандрит, Настоятель Троице-Сергиева монастыря. В 1605 г. был посвящен в Архимандрита и стал Настоятелем Старицкого монастыря, откуда в 1610 г. был переведен в Троице-Сергиеву Лавру. После смерти Патриарха Гермогена продолжил его дело, рассылая по городам грамоты, в которых призывал народ подняться на защиту Отечества. Эти воззвания имели решающее значение для сплочения патриотических сил и формирования второго ополчения под командованием К. Минина-Сухорука и князя Д. Пожарского. В 1616—1618 гг. по повелению Царя Дионисий занимался исправлением богослужебных книг вместе с Иваном Наседкой, монахом Арсением Глухим и библиотекарем Лавры Антонием. По навету был обвинен в ереси и отправлен на смирение в Новоспасский монастырь. Был освобожден ввиду приезда Патриарха Иерусалимского Феофана. На Соборе, созванном Патриархом Филаретом, Дионисий был оправдан, награжден и снова назначен Настоятелем Троице-Сергиева монастыря. Сюда вскоре прибыл Патриарх Иерусалимский Феофан, который возложил на голову Дионисия свой клобук.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2837...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010