Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИПОМОНА [греч. Υπομον] (ок. 1372 - 23.03.1450, К-поль), прп. (пам. греч. 13 марта, 29 мая), визант. имп. (с 1392). В миру Елена Драгаш, дочь серб. деспота Константина Драгаша, правителя Сев.-Вост. Македонии; с 10 февр. 1392 г. супруга визант. имп. Мануила II Палеолога (1391-1425). Происхождение матери Елены Драгаш неизвестно. Упоминаемая в источниках жена Константина Драгаша трапезундская царевна Евдокия (дочь имп. Алексея III Великого Комнина ) не могла быть ее матерью, поскольку их свадьба с серб. правителем состоялась после 1386 г., а в 1392 г. Елена уже достигла брачного возраста. В анонимном «Панегирике Мануилу II и Иоанну VIII Палеологам» (в наст. время атрибутируется Исидору , митр. Киевскому) говорится, что в имп. семье Мануила II и Елены всегда царило согласие ( Λμπρος. 1926. Τ. 3. Σ. 166). У них родились 10 детей: Иоанн VIII Палеолог (1392-1448; визант. император с 1425), Константин XI Палеолог (1405-1453; визант. император с 1449), Андроник (1400-1429; деспот Фессалоники), Феодор II (между 1394 и 1399-1448; деспот Мореи), Димитрий Палеолог (1406/07-1470/71; деспот Мореи), Фома (1409-1465; деспот Мореи) и умершие в детстве 2 сына и 2 дочери. Иоанн Евгеник в «Утешительном слове» называет императрицу «доброй матерью и госпожой и руководителем и учителем» ( Idem. 1912. Τ. 1. Σ. 63). В 1399-1403 гг., когда имп. Мануил II отправился в Зап. Европу просить помощи для осажденного турками К-поля, Елена с детьми жила в Мистре , столице визант. Морейского деспотата . Позднее она посещала с мужем Пелопоннес еще в 1408 и 1415 гг. Интересом императрицы к этому региону объясняется основание ею жен. мон-ря Надежда Ненадеянных (ныне Пепеленица, близ Эйо, ном Ахея). Протопр. С. Макристатис также предполагает, что во время пребывания в Коринфе в 1415 г. Елена посещала аскитирии на горе Герания (Ерания, близ Лутраки), в одном из к-рых - Патапия преподобного мон-ре - память об императрице переросла в почитание ее как святой ( Μακρυστθης. 1999. Σ. 70-71). Особое покровительство Елена оказывала мон-рю св. Иоанна Предтечи в к-польском квартале Петра, к-рому выплачивались значительные суммы на поминовение ее отца. В Дионисия преподобного мон-ре на Св. Горе Афон хранится подаренный императрицей крест. Погановский мон-рь во имя ап. Иоанна Богослова (ныне в Сербии) являлся задужбиной Константина и Елены Драгаш ( С. Манастири Cpбuje: Велика илустрована ehцukлoneдuja. Нови Сад, 20023. 2. С. 726). В 1395 г., после гибели отца, Елена достроила храм в обители (Културна ризница Cpбuje/Сост.: J. Београд, 2002. С. 377). Погановская икона Божией Матери считается вкладом Елены в этот монастырь.

http://pravenc.ru/text/673771.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДИМИТРИЙ ВАСИЛЬЕВИЧ († ранее 13.06.1436, г. Устюг), св. (пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых), кн. заозерский, 4-й сын ярославского кн. Василия Васильевича, отец прп. Иоасафа Каменского. Основные сведения о Д. В. сохранились в Типографской и Ермолинской летописях, житиях преподобных Дионисия Глушицкого, Александра Куштского и Иоасафа Каменского. Не позднее 1391/92 г. в результате раздела владений покойного отца Д. В. получил Заозерье - земли, расположенные в Ярославском княжестве к востоку и югу от Кубенского оз., в нижнем течении р. Кубены. Центром его удела стало с. Устье на юго-вост. берегу Кубенского оз., рядом с местом впадения в него Кубены. В Устье располагался княжеский двор с ц. во имя вмч. Димитрия Солунского. По-видимому, в 90-х гг. XIV в. установились связи Д. В. со Спасо-Каменным в честь Преображения Господня мон-рем на Кубенском оз. , главными ктиторами которого в XIV-XV вв. выступали ярославские князья, и с игуменом обители св. Дионисием Греком (1389-1418). Д. В. активно поддерживал деятельность иноков Спасо-Каменного мон-ря по созданию новых обителей на его землях. Согласно Житию прп. Дионисия Глушицкого, в 1400 г. Д. В. дал разрешение прп. Дионисию на создание Глушицкого в честь Покрова Пресв. Богородицы мон-ря , князь прислал людей для расчистки земли и постройки келий. В годы архиерейства свт. Дионисия Грека в Ростове (1418-1425) прп. Александр Куштский переселился из Спасо-Каменного мон-ря в устье р. Кушты, в 4 км от резиденции Д. В., где основал Александров Куштский в честь Успения Пресв. Богородицы мон-рь . Князь дал подвижнику «потребная» на создание обители и Успенского храма, позднее супруга Д. В. св. кнг. Мария часто посылала инокам продовольствие. Обе обители, как подчеркивается в Житии прп. Иоасафа Каменского, получили от Д. В. вклады, в т. ч. села, деревни и земельные угодья. В Житии прп. Александра Куштского в редакции Четьих-Миней Германа (Тулупова) отмечено, что Д. В. наделил Куштский мон-рь также книгами (упом., в частности, Евангелие-апракос) и иконами (РГБ. Ф. 304/I. 677, 1627-1632 гг.). Во владениях заозерского князя в кон. XIV - 1-й трети XV в. подвизались также ученик прп. Дионисия Глушицкого прп. Пахомий Святолучский, «иже бысть на Великом озере, чудотворец»,- в Никольском монастыре в местности Св. Лука (Лучица), преемник прп. Дионисия в управлении Глушицким Покровским монастырем прп. Амфилохий Глушицкий, постриженик Спасо-Каменного мон-ря прп. Петр Каменский, «иже бысть на Устье».

http://pravenc.ru/text/178193.html

(17/18.12.1392, К-поль - 31.10.1448, там же), визант. имп. (с 21 июля 1425), один из организаторов заключения Флорентийской унии К-польской и Римско-католической Церквей в 1439 г. Старший сын имп. Мануила II Палеолога (1391-1425) и имп. Елены Драгаш (ок. 1372 - 23 марта 1450). И. П. формально был провозглашен соправителем отца, вероятно в 1403 г. С нач. 20-х гг. XV в., когда смертельно больной Мануил не мог вести дела, И. П. стал фактическим правителем Византии. 19 янв. 1421 г. он был провозглашен «автократором» и сосредоточил в своих руках реальную власть в К-поле. При этом под прямым упр. И. П. оставались К-поль и города на черноморском побережье Фракии (Деркос, Месемврия и Анхиал); проч. немногочисленные владения Византии были поделены между неск. родственниками И. П., признававшими его сюзеренитет. Фессалоникой управлял деспот Андроник, младший брат И. П.; верховная власть в Морейском деспотате принадлежала Феодору Палеологу, там же значительными владениями управлял Фома - др. мл. брат И. П. В первые годы правления И. П. возглавил т. н. патриотическую партию, пытавшуюся спасти положение Византийской империи путем открытого противостояния османам. Воспользовавшись смертью султана Мехмеда I (26 мая 1421), И. П. попытался вмешаться в борьбу за османский престол между представителями османской династии. Византийцы поддержали претендента, который объявил себя сыном Баязида I Мустафой, помогли ему овладеть Адрианополем (ныне Эдирне, Турция), одной из резиденций Мехмеда, и разбить тур. войско Баязид-паши. Однако большинство турок в Анатолии, а также Венеция и Генуя признали законным султаном сына Мехмеда Мурада II (1421-1451). Положение Мустафы оказалось ненадежным; близ Бурсы его войско распалось, не желая вступать в междоусобную войну; Мустафа бежал в Галлиполи (Гелиболу), но Мурад осадил город, взял его при помощи генуэзцев и казнил соперника. Вмешательство И. П. в борьбу за османский престол означало открытую войну между Византией и Османской империей. Оно разрушило положение Византии как вассала османов, к-рого с нач. XV в. добился имп. Мануил II, и вновь поставило империю на край гибели. Визант. послы Димитрий Кантакузин, Матфей Ласкарис и Ангел Филоматис, отправленные ко двору Мурада, чтобы заключить мирные договоры, были приведены к султану в оковах. Летом 1422 г. Мурад осадил К-поль, используя артиллерию. 24 авг. они предприняли штурм города, к-рый византийцы отбили. Мурад мог продолжить осаду, но был вынужден снять ее, получив известие о мятеже в Вост. Анатолии. Не имея возможности защищать Фессалонику, И. П. с согласия деспота Андроника продал город за 50 тыс. дукатов Венеции. В 1423 г. османы начали карательный поход в Морею, разграбили сельские поселения и увели большое число пленных. В февр. 1424 г. между визант. императором и османами был заключен мир, его условия сохранили вассальное положение империи по отношению к султанам (RegImp, N 3407, 3414).

http://pravenc.ru/text/469766.html

[Хрисолора; греч. ημτριος Χρυσολωρς] (до 1360 - после мая 1416), визант. ученый, писатель, дипломат. Противник унии. Сведения о жизни Д. Х. достаточно скудны. Иногда его считают братом Мануила Хрисолора , однако их родство не доказано. В 1384-1385 гг. Д. Х. как посол имп. Иоанна V Палеолога ездил к некоему «варварскому» правителю, вероятно к тур. султану Мураду I . В 1401-1403 гг. находился в К-поле. Был близок ко двору имп. Мануила II Палеолога (1391-1425), в 1403-1408 гг. служил месадзоном у его племянника имп. Иоанна VII Палеолога , резиденция к-рого находилась в возвращенной турками Фессалонике. В 1407 и 1408 гг. был направлен с миссией от Иоанна VII к султану Сулейману. В 1408-1409 гг. выступал за церковный мир и согласие на Соборе в К-поле по поводу смещения митрополитов Макария Анкирского и Матфея Фракийского. С 1409 г. член синклита. В 1416 г. участвовал в Соборе в храме св. Апостолов в К-поле как представитель императора. Автор ряда антилат. полемических сочинений: Λϒος συνοπτικς (обобщение взглядов Нила Кавасилы против лат. учения об исхождении Св. Духа); опровержение нападок на Кавасилу сторонника унии Димитрия Кидониса в форме диспута об исхождении Св. Духа и учении об ангелах, к-рый ведется от лица Кавасилы, Кидониса, Фомы Аквинского и Д. Х. Его диспут с неким Антонио д " Асколи о бытии и небытии построен вокруг толкования слов Христа, сказанных Иуде на Тайной вечере: «...лучше было бы этому человеку не родиться» (Мф 26. 24). Долгое время Д. Х. приписывались антилат. трактаты Варлаама Калабрийского . К творческому наследию Д. Х. принадлежат также «Похвала блохе», благодарственная речь Богородице 1403 г., в годовщину поражения султана Баязида I при Анкаре, энкомий вмч. Димитрию Солунскому, сочинения по астрономии, рассуждения об идеальном императоре, 100 писем к имп. Мануилу II, письма к другу Иоанну Хортазмену , Мануилу Хрисолору, Слова на Благовещение, Рождество Христово, Преображение, Воскресение и Успение Богородицы. Слово на Успение практически идентично подобному Слову Иоанна Геометра . В одном из неизданных диалогов Д. Х. выступал против разногласий среди православных, призывая их к миру и согласию. Большая часть сочинений Д. Х. остается неизданной. Важнейшими рукописями с сочинениями Д. Х. являются: Escor. T III 4; Vatic. 1109; Laur. X 3 1. 1.

http://pravenc.ru/text/178239.html

[Греч. Ματθαος Α] († авг. 1410), патриарх К-польский (с окт. 1397). М. принял решение быть монахом уже в 12 лет, 3 года спустя он прибыл в К-поль, где стал учеником настоятеля мон-ря Харсианит Марка (PLP, N 17017), затем - буд. патриарха Нила (1380-1388). С янв. 1388 г. настоятель мон-ря Харсианит (RegPatr, N 2832). В 1387 г. М. был избран митрополитом Халкидонским (RegPatr, N 2809), однако императором на это избрание было наложено вето, и возложение рук и чтение молитвы хиротонии не состоялись. С нояб. 1387 по окт. 1397 г. М. был митрополитом Кизическим. При этом по повелению патриарха Нила М. получил дополнительно (κατ λγον πιδσεως) и Халкидонскую кафедру со всеми ее церквами в столице, а также права патриаршего экзарха в Геллеспонте и Вифинии (RegPatr, N 2829; Miklosich, M üller. Vol. 2. P. 108-111). Т. о., когда М. занял К-польскую кафедру в окт. 1397 г. (RegPatr, N 3059), оппозиция в лице Макария , митр. Анкирского, Матфея, митр. Мидийского, и Иоанна Оловола, митр. Готии (PLP, N 21044), обвинила его в том, что он занимает уже 3-й епископский престол, т. е. вопреки церковным установлениям является «трижды епископом» (τρισεπσκοπος) и должен быть низложен. Первые обвинения были выдвинуты уже в кон. 90-х гг. XIV в., но имп. Мануил II Палеолог (1391-1425) не дал конфликту развиться. Во время длительной дипломатической миссии императора его оставшийся в К-поле племянник Иоанн VII Палеолог между янв. и кон. июля 1402 г. низложил М. Поскольку созванный для этого Собор проходил в период осады К-поля турками, в заседаниях не смогло принять участие достаточное число епископов. Поэтому вскоре потребовался более представительный Собор, подтвердивший решение первого (RegPatr, N 3261). По возвращении Мануил принял решение восстановить на Патриаршем престоле М. и попытался заручиться поддержкой епископата, однако Собор (между 9 и 14 июня 1403) подтвердил низложение М. (RegPatr, N 3262; Laurent. 1972. P. 118-119). По настоянию императора М. начал совершать патриаршие богослужения, но столкнулся с противодействием: по рассказам хронистов, мон. Иоаким из Монемвасии отказался принять рукоположение в митрополита Патрского от М. (PLP, N 8370). Мануил сумел добиться признания М. только зимой 1403/04 г., когда состоялось соборное разбирательство под председательством Мануила и М. был признан свободным от всех обвинений (RegPatr, N 3267; Laurent. 1972. P. 120-122). Тем не менее противники М. продолжали выступать против него и в последующие годы. Разрешение спора последовало только в авг. 1409 г., когда соборным решением было признано, что М. не может считаться трижды епископом, противники М. были отлучены от Церкви и отправлены в ссылку (RegPatr, N 3284; Laurent. 1972. P. 126-145). Через год М. скончался во время эпидемии чумы (Die byzantinischen Kleinchroniken. Bd. 1. S. 114).

http://pravenc.ru/text/2562680.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДИМИТРИЙ ПАЛЕОЛОГ [греч. ημτριος Παλαιολϒος] (1406/07, К-поль - 1470/71, Адрианополь, совр. Эдирне, Турция), деспот, посл. правитель Мореи (визант. владений на Пелопоннесе), 5-й сын имп. Мануила II Палеолога (1391-1425) и имп. Елены Драгаш; противник унии. В июле 1423 г., вероятно из-за семейных неурядиц, покинул К-поль и отправился в Венгрию. В 1427 г. вернулся обратно. Ок. 1429 г. получил титул деспота. В сер. 1436 г. женился на Зое, дочери вел. дуки Параспондила. 27 нояб. 1437 г. отправился с братом имп. Иоанном VIII Палеологом в Италию на Ферраро-Флорентийский Собор . 31 янв. 1440 г. вернулся через Венецию в К-поль. Получил в качестве удела г. Месемврию на Чёрном м. В 1441 г. женился на Феодоре, дочери Павла Асеня. В апр. 1442 г. у них родилась дочь Елена. В это же время в связи с обострившимися разногласиями в визант. обществе по поводу заключенной Иоанном VIII унии Д. П. заявил о своих притязаниях на имп. престол и при помощи турок пытался захватить К-поль. Свои права он обосновывал «порфирородным» происхождением, т. е. тем, что в отличие от старших братьев был рожден в то время, когда его отец уже был правящим императором, а также своей верностью Православию и твердой антиуниатской позицией. Д. П. был одним из лидеров антиуниатской элиты визант. общества, его поддерживали духовенство и народ. В 1444 г. он был посажен в тюрьму по обвинению в гос. измене. В 1448 г., после смерти Иоанна VIII, Д. П. снова пытался захватить К-поль и стать императором. Однако в 1449 г. ввиду провозглашения императором старшего брата Д. П., Константина XI Палеолога , обменял свои черноморские владения на удел Константина в Морее, получив юго-вост. часть визант. земель на Пелопоннесе со столицей в Мистре; его брат деспот Фома владел сев.-западом полуострова. В 1449-1460 гг. оба брата вели борьбу за преобладание на полуострове. Д. П. опирался в основном на военную помощь турок, Фома - венецианцев. С 1458 г. Д. П. стал данником султана Мехмеда II . В мае 1460 г. он капитулировал и сдал султану Мистру, получив взамен владения в окрестностях Адрианополя, нек-рые острова в Эгейском м. и солидную денежную пенсию (700 тыс. аспр). Султан взял в жены его дочь Елену. В том же году Д. П. передал патриарху Геннадию II Схоларию трактат «О Законах» Георгия Гемиста Плифона , к-рый патриарх позже повелел сжечь как противный христ. учению. Д. П. был другом и адресатом патриарха Геннадия Схолария, состоял в переписке со мн. интеллектуалами того времени, например с Плифоном. Д. П. не разделял надежд царственных братьев на зап. военную помощь в борьбе против турок и осуждал их за уступки в правосл. вероучении для получения этой помощи.

http://pravenc.ru/text/178223.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание МАНУИЛ II ПАЛЕОЛОГ Имп. Мануил II Палеолог. Миниатюра из Речи на смерть брата Феодора. 1409–1411 гг. (Paris. gr. 309. Fol. 6r) Имп. Мануил II Палеолог. Миниатюра из Речи на смерть брата Феодора. 1409–1411 гг. (Paris. gr. 309. Fol. 6r) [Греч. Μανουλ Παλαιολγος] (27.07.1350, К-поль - 21.07.1425, там же), визант. император (c 27.06.1391), богослов, писатель. М. П.- порфирородный сын имп. Иоанна V и Елены Палеологины Кантакузины, дочери имп. Иоанна Кантакузина , младший брат имп. Андроника IV . Являвшийся 2-м сыном, М. П. сначала не рассматривался как наследник престола, но отец с ранних лет пытался использовать его в своих дипломатических расчетах. Согласно проекту унии К-польской и Римской Церквей 1355 г., к-рый был предложен Иоанном V Римскому папе Иннокентию VI , в случае если визант. император не выполнит обещание перейти в католичество в течение полугода, М. П. должен был отправиться в Авиньон в качестве заложника для воспитания в католич. вере (RegImp , N 3052; Halecki. 1930. P. 32). В 1366 г. М. П. сопровождал отца в поездке в Буду с целью привлечь короля Венгрии Лайоша I к совместным действиям против турок. В обмен на помощь Иоанн V обещал, что М. П. примет католичество, и оставил его в качестве заложника при венг. дворе. Однако и этот план не был реализован. В 1369 г. М. П. стал деспотом Фессалоники и управлял городом до 1373 г. В нояб. 1371 г. М. П. вторгся во владения серб. деспота Углеши, погибшего в битве на р. Марица, и захватил г. Серры, но сохранить контроль над городом не смог. В 1369-1371 гг., в период путешествия имп. Иоанна V в Италию, разгорелся конфликт между отцом-императором и его старшим сыном и наследником Андроником IV. Юный соправитель не желал передавать о-в Тенедос Венеции для покрытия отцовских долгов перед республикой. М. П. пришел на помощь отцу, собрал и лично доставил в Италию необходимые деньги. В мае 1373 г. Андроник IV, вступив в сговор с Савджи-челеби, наследником турецкого престола, поднял мятеж и попытался захватить власть, пока Иоанн V в качестве вассала участвовал в военной экспедиции тур. султана Мурада I. Андроник IV потерпел поражение, был частично ослеплен, заключен в башню Анема и лишен прав на престол. 25 сент. 1373 г. М. П. провозгласили соправителем Иоанна V и наследником трона. В 1376 г. Андроник IV при поддержке генуэзцев и турок бежал из тюрьмы, занял К-поль, провозгласил себя и своего сына Иоанна VII императорами, а отца и 2 братьев (М. П. и Феодора) заключил в темницу. Через 3 года Иоанн V с сыновьями бежал из заключения и, обратившись за помощью к султану, вернул себе престол (1 июля 1379), вынудив Андроника IV искать убежища у генуэзцев в Галате.

http://pravenc.ru/text/2561896.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КОНСТАНТИН XI ПАЛЕОЛОГ (8.02.1405, К-поль - 29.05.1453, там же), визант. имп. (c 6 янв. 1449). К. П.- 4-й сын имп. Мануила II Палеолога (1391-1425) и дочери серб. деспота Елены Драгаш (прп. Ипомоны ). В греч. источниках К. П. нередко фигурирует под фамилией матери Драгаш (Δραγσης). О ранних годах жизни К. П. в К-поле почти ничего не известно, сведения о периоде его обучения содержатся в Энкомии в честь К. П. Иоанна Докиана и в автобиографической части Хроники историка Георгия Сфрандзи , с к-рым К. П. дружил с детства ( Giorgio Sfranze. 1990. P. 34-36). Имп. Константин XI Палеолог. Икона. 1953 г. Иконописец Ф. Кондоглу (коллекция Об-ва распространения национальной музыки, Афины) Имп. Константин XI Палеолог. Икона. 1953 г. Иконописец Ф. Кондоглу (коллекция Об-ва распространения национальной музыки, Афины) С нач. 20-х гг. XV в. реальная имп. власть перешла от парализованного после инсульта Мануила к его старшему сыну Иоанну (впосл. имп. Иоанн VIII Палеолог ). С нояб. 1423 по нояб. 1424 г. малолетний К. П., получив титул деспота, исполнял функции регента в К-поле, пока Иоанн ездил в Италию и Венгрию, пытаясь заручиться поддержкой зап. держав в борьбе с турками. После вступления на престол Иоанна К. П. получил в управление территорию на побережье Чёрного м. к северу от К-поля - от Месемврии (ныне Несебыр, Болгария) до Деркоса, к-рая сохранялась за Византией согласно договору с османами от 22 февр. 1424 г. (RegImp, N 3414). В кон. 1427 г. К. П., к-рого император планировал отправить на Пелопоннес (в Морею), принял участие в походе против правителя Эпира Карло I Токко, вторгшегося в нач. 20-х гг. XV в. на территорию Пелопоннеса. Потерпев поражение, Токко предложил отдать К. П. в жены свою племянницу Маддалену, при этом территории, ранее захваченные Токко, должны были отойти К. П. как приданое. К. П. принял это предложение и женился на Маддалене (она получила имя Феодора) в июле 1428 г. ( Giorgio Sfranze. 1990. P. 36-38). Сохранилось стихотворное послание, обращенное к К. П., в котором анонимный автор предупреждал его об опасности этой свадьбы и призывал не доверять семейству Токко ( Λμπρος. 1930. Σ. 88-90). Феодора скончалась в нояб. 1429 г., не оставив К. П. детей. Сохранилась поэма на ее кончину Виссариона Никейского, а также утешительная речь, составленная Иоанном Евгеником и обращенная к К. П.

http://pravenc.ru/text/2057056.html

м. было столь прочным, что в его подчинение перешли несколько малых мон-рей Афона: Факину, Фалакру, Сотира, св. Димитрия (Килоподари), св. Авксентия и Равдуху. В это время П. м. получил ряд владений на о-ве Лемнос. В апр. 1388 г. родственники Иоанна V Палеолога, Фока Севастопулос и Иоанн Дука Принкепс Хила, передали мон-рю 750 модиев земли близ участка, подаренного императором, причем оба участка были освобождены от налогообложения. Кроме того, на острове П. м. принадлежали участок в 300 модиев земли и пастбище, облагавшиеся налогом (Actes du Pantocrator. 1991. P. 109-112. N 12). В 1393 г. делегация мон-ря просила имп. Мануила II Палеолога (1391-1425) подтвердить дарение П. м. земель на о-ве Лемнос. В результате Мануил издал хрисовул, закреплявший эти владения за мон-рем, причем от налогового бремени освобождались все монастырские земли на Лемносе (RegImp, N 3239; Actes du Pantocrator. 1991. P. 120-124. N 15). Т. о., большая часть собственности, принадлежавшей мон-рю в византийский период, была приобретена им к 90-м гг. XIV в. Вскоре в обители произошел пожар, уничтоживший часть монастырского архива. Впервые о пожаре упоминается в документе от нояб. 1392 г. (Actes du Pantocrator. 1991. P. 116-119. N 14). В акте афонского прота Иеремии (сент. 1392) сообщается о конфликте насельников П. м. с братией обители Каракал (Ibid. P. 112-116. N 13). Предметом спора стала принадлежность земельного участка в долине р. Стримон (Струма), причем братия П. м. не смогла предоставить документ, подтверждающий владельческие права обители, хотя наличие этих прав впосл. было установлено имп. хрисовулом. Как считает Кравари, описанный эпизод свидетельствует о том, что пожар произошел не позднее сент. 1392 г. Точные размеры ущерба, нанесенного им мон-рю, неясны ( Kravari. 1991. P. 16). Известно, в частности, что был утрачен хрисовул Иоанна V, закреплявший за мон-рем 9 владений на территории Македонии, а также на о-ве Тасос; в 1394 г. владельческие права П. м. были подтверждены имп. Мануилом II (RegImp, N 3242; Actes du Pantocrator.

http://pravenc.ru/text/2578890.html

Тем не менее с этого времени в составе насельников обители начали преобладать сербы, но в целом русско-сербская братия монастыря сохраняла свой общеславянский характер. Это подтверждается тем, что многочисленные грамоты сербских государей этому монастырю в XIV и XV вв. всегда были написаны по-славянски, а не по-гречески18. Что касается царских грамот, то в хризовуле императора Иоанна VI Кантакузена Палеолога (1341-1355) монастырь святого Пантелеймона по-прежнему упоминается как монастырь русский. Этой грамотой, данной в 1354 году, император даровал «честной обители россов» некоторые села у Стримона с пастбищами и землями19. Сохранился также указ императора Мануила II Палеолога (1391-1425), которым «монастырю россов» даруется земля на острове Лимносе20.Монастырь по-прежнему сохранял свое русское название, правда, теперь иногда появляется оборот «монастырь называемый Руссов»21, «монастырь реко-ми роуси» (в грамоте деспота Драгаша от 1377, а также от 1380 гг.). Это значило, что русские монахи теперь составляют меньшинство и что русское название обители сохраняется лишь по традиции. В этот период времени в Пантелеймоновском монастыре продолжали развиваться традиции переписывания рукописей, а также переводческая деятельность, которую продолжили сербские насельники. В XIV веке на Афоне подвизались сербские книжники, но имена многих из них, к сожалению, остаются по сей день неизвестными. Среди известных на сегодняшний день авторов того времени необходимо назвать игумена Свято-Пантелеймоновского монастыря, переводчика сочинений Псевдо-Дионисия Ареопагита, старца Исайи, написавшего интересное предисловие к этому переводу (1371 г.). В XIV–XV вв. ещё более усилилось значение Афона как места, где русские образованные люди встречались с греками, сербами и болгарами. Святая Гора была в полном смысле слова международным центром православного Востока, и значение ее в развитии русской культуры чрезвычайно велико. Во второй половине XV века Свято-Пантелеймоновский монастырь по-прежнему имел тесные связи с другими славянскими обителями. Сохранился один документ большой важности, а именно: договор между русским Пантелеймоновским и Рыльским болгарским монастырями от 1466 года, который заслуживает особого внимания. Впервые он был обнародован одним из плеяды известных ученых XIX века, исследователем древнерусской и славянской литературы — архимандритом Леонидом (Кавелиным) (1822-1891) в 1869 году22. Архимандрит Леонид, в то время настоятель русской посольской церкви в Константинополе, сообщал, что в 1867 году рыльские монахи привезли в афонский Пантелеймоновский монастырь копию договора 1466 года: «копию с акта, хранящегося у нас, в числе отборных бумаг, в особом кивоте». Архимандрит Леонид опубликовал текст договора, сопроводив его комментариями 23.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=42&iid=212...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010