507 Василий Дмитриевич – Василий Дмитриевич, старший сын великого князя Дмитрия Ивановича, занимал великокняжеский стол с 1389 по 1425 г. Продолжал объединительную политику отца и деда. 508 ...внука великого князя Ивана Ивановича, правнука великого князя... Иоанна Даниловича... –Дедом Дмитрия Ивановича был Иван Данилович Калита, великий князь московский с 1325 r., a в 1328–1340 гг. – великий князь владимирский, при котором началось собирание русских земель вокруг Москвы. Иван Иванович Красный – второй сын Ивана Калиты, великий князь московский и владимирский (1353–1359 гг.). Мать Дмитрия Ивановича – Александра (ум. в 1364 г.). 509 ...при благолюбивемъ архиепископ Купреян... – Киприан, см. общий коммент. к «Посланию митрополита Киприана игуменам Сергию и Феодору» 510 ...въ 15 лто царство Тахтамышева... – To есть на пятнадцатый год после воцарения Тохтамыша в Золотой Орде, произошедшего в 1380 г. 511 ...а въ 13 лто потатарщин... – To есть после нашествия Тохтамыша на Москву и ее взятия в 1382 г. 512 Прииде нкоторый цесарь Темирь Аксакъ... – Знаменитый завоеватель Тимур (1336–1405) родился в небольшом городке близ Самарканда в семье мелкого феодала. Β молодости служил в дружине эмира Казгана и из простых нукеров выбился в предводители дружины, а затем стал вождем чагатайского племени баргас. Β 1370 г. объявил себя чагатайским эмиром и сделал своей столицей Самарканд. С того же года начинает свои завоевательные походы, покоряя сначала Хорезм, Иран и Персию, а затем государства Закавказья. Победив в 1391 г. золотоордынского хана Тохтамыша, пришел на Русь, затем разгромил Азов, Кафу (ныне Феодосия), сжег столицу Золотой Орды и Астрахань. Впоследствии предпринял походы на Индию и Китай, воевал с египетским и турецким султанами. 513 ...отъ Санее Орды, от Саморхиискыя земли... – Возможно, имеется в виду Ногайская Орда, кочевавшая вокруг Аральского (Синего) моря. 515 ...за Желзными Враты. – Узкий проход в южной части Урала, через который неоднократно устремлялись на запад орды азиатских кочевников.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

1228 Она – Премудрость Божия, в православной экзегетике одно из имён Бога-Слова, Иисуса Христа, чем и оправдывается объединение в одном контексте высказываний царя Соломона о Сыне Божием и о Премудрости Божией. – А.М.К. 1234 Книга Екклесиаста (греч. ‘Проповедник’), приписываемая Соломону, ошибочно отождествлена с Книгой Песни Песней, автором которой также считается Соломон. Тем не менее упоминание Екклесиаста оправданно: Составитель Палеи в изложении библейских книг везде следует той последовательности, которая сохраняется и в Синодальной Библии. Поскольку Книга Екклесиаст предшествует Книге Песни Песней, можно предположить, что в первоначальной редакции действительно цитировалось содержание Книги Екклесиаста, а уже потом следовали выдержки из Книги Песни Песней. По какой-то причине в Коломенском списке текст Книги Екклесиаста пропущен, но ради соблюдения библейской последовательности книг он просто поименован. В случае достоверности этого предположения заглавие следовало бы читать примерно так: «И ещё есть (в Библии) Книга Екклесиаста; а сейчас речь о Книге Песни Песней Соломона, вкратце». 1236 Филон, епископ (с 401 г.) Карпафии (Капрасии) на острове Крите, помощник св. Епифания Кипрского в делах управления. Скончался в 410 г. Написал толкование на «Песнь Песней» (изд. в Риме, 1792), которым пользовался Прокопий Газский. 1237 Предположительно, Коломенский список Палеи был переписан в книгописной мастерской при Коломенской епископской кафедре (см.: Мазуров–1999. С. 44). 1238 Василий I Дмитриевич (1371–1425) – старший сын Дмитрия Донского, внук Ивана Калиты. С 1389 г. – великий князь Московский. Проводил наступление на права вотчинников и осуществлял политику централизации (присоединение Нижегородского и Муромского княжеств, Вологды, Устюга). В период, когда была создана Палея, Василий, воспользовавшись разгромом Золотой Орды Тимуром, временно перестал выплачивать выход (1395–1408 гг.). 1240 Варсонофий – монах Бобреневского Богородице-Рождественского монастыря под Коломной, заказавший для себя список Толковой Палеи, который теперь известен под названием Коломенского (см.: Мазуров–1999. С. 44). Существует мнение, что в Варсонофии следует видеть не заказчика, а Составителя Палеи. Однако это не согласуется с молитвенной формулой «спаси и помилуй», в православном поминовении употребимой только в молитве за живых людей и не встречающейся в заупокойном поминовении.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/paleja-...

– 1412 гг.] В самом деле Великий Князь, при новой перемене в Орде, еще на время отказался от государственной независимости. Темир, неизвестный по летописям Восточным, свергнул Булата и, прогнав Эдигея к берегам Черного моря, должен был уступить престол Капчака Зелени-Салтану, сыну Тохтамышеву, другу Витовтову, нашему недоброжелателю, который прислал в Россию грозных Послов и в досаду Василию Димитриевичу хотел восстановить Княжение Новогородское, объявив сыновей Бориса Константиновича и Кирдяпы законными его наследниками: чего они искали в Орде, и смелейший из них, Даниил Борисович, за год до того времени с дружиною Князей Болгарских разбил в Лыскове брата Василиева, Петра Димитриевича; а Воевода Даниилов с Казанским Царевичем, Талычем, ограбил Владимир, имея у себя не более пяти сот Моголов и Россиян: столь унизилась знаменитая столица Боголюбского! Летописцы, в объяснение сего случая, сказывают, что она тогда не имела стен; что ее Наместник, Юрий Васильевич Щека, был в отсутствии, и что неприятели тайно пришли лесом из-за реки Клязьмы в самый полдень, когда все граждане спали! Сам Митрополит, преемник Киприанов, Фотий, будучи в сие время близ Владимира, на Святом озере, едва мог спастися от Татар бегством в непроходимые пустыни Сенежские. Впрочем, ни Лысковская победа, ни опустошение домов и церквей Владимирских не могли возвратить Даниилу родительского престола: союзники его, Казанские Моголы, немедленно ушли назад с добычею. Но ярлык Хана в руках Князей Нижегородских, дружба Зелени-Салтана с Витовтом, новый тесный союз Иоанна Михайловича Тверского с государем Литовским, у коего сын его, Александр, гостил в Киеве, и намерение Иоанново ехать в Орду казались Василию Димитриевичу столь опасными, что он решился сам искать благосклонности Хана и, провождаемый всеми знатнейшими Вельможами, с богатыми дарами отправился в столицу Капчакскую. Но Зелени-Салтана уже не стало: другой сын Тохтамышев, Керимбердей, застрелил сего недруга Россиян и воцарился. Сей новый Хан, как вероятно, по смерти отца имел с другими братьями убежище в областях Московских и, следовательно, основанное на признательности благорасположение к Василию: по крайней мере Великий Князь, им обласканный, достиг своей цели; то есть возвратился с уверением, что бывшие Владетели Суздальские не найдут в нем (Хане) покровителя, а Витовт друга, особенно ко вреду России. Иоанн Михайлович Тверской, также милостиво принятый Керимбердеем, с его согласия удержал за собою Кашин, несмотря на все искания брата, Василия Михайловича. Сей бедный Князь, взятый под стражу Наместниками Тверскими, ушел из заключения, скитался по лесам, был в Москве, у Хана, и не мог нигде найти защиты. Василий Димитриевич хотя привез его с собою из Орды, однако ж не хотел в угодность изгнаннику ссориться с Иоанном, который изъявил столько великодушия в бедственное для Москвы время, и в личном с ним знакомстве, при дворе Хана, доказал ему искренними объяснениями, что не имеет никаких вредных для Великого Княжения замыслов.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Karamz...

315. Андрей Дмитриевич, князь можайский, пятый из осьми сыновей Дмитрия Ивановича Донского, великого князя московского 71), от брака с св. Евдокией Дмитриевной, в иночестве Евфросинией, великой княжной владимиро-суздальской 78). – Род. в Москве, 14 августа 1382 г.; до смерти отца, наследовал уделом: Можайск, Верею, Калугу, с «куплей» прадеда 97) Белым-Озером, а из вещей отказана ему «снасть золота, пояс золот. старый новгородский», 19 мая 1389 г.; посланный братом Василием Дмитриевичем, великим князем московским 45), в Новгород, находился там с 15 июля по 1 сентября 1398 г.; по договорной грамоте великого князя Василия с Федором Олеговичем, великим князем рязанским ), признан «молодшим братом» последнему, в 1402 г.; лишился матери, 7 июня 1407 г.; на время нашествия Едигеева, оставлен, с братом Петром ), «блюсти» Москву, в 1408 г,: в его отчине, Колоне (в 10 в. от Можайска), явилась икона Божией Матери, признанная чудотворной, в 1413 г.; по вокняжении племянника своего, Василия Васильевича 44), послан преследовать брата, Юрия (Георгия) Дмитриевича, князя звенигородско-галичского 194), ходил за ним до р. Суры, но возвратился ни с чем, «норовя ему», и присоветовал послать св. Фотия, митрополита московского, е увещаниями к Юрию (Георгию), в 1425 г.; послан преследовать Татар, приходивших к Галичу и «изгоном» (набегом) на Кострому, в 1429 г,; упомянут в прощальной грамоте св. Фотия митрополита, писанной 1431 г.; ум. в Можайске, 9 июля 1432 г, – Тело его погребено в московском Архангельском соборе. – Был женат, с 1403 г., на Аграфене Александровне, княжне стародубской, родом лигвинке 210), от брака с которой оставил сыновей: Ивана, князя можайского 791), Михаила, князя верейского ), и дочь Анастасию 277), за Борисом Александровичем, великим князем тверским 387). 316. Андрей Иванович 316. Андрей Иванович, первый князь боровский, младший из четырех сыновей Ивана Даниловича Калиты, первого великого князя московского 97), от брака с неизвестной, в иночестве Еленой 87). – Род. в Москве, 4 июля 1327 г.; посылался отцом в Новгород и потом в Орду, из которой возвратился с «пожалованием», в 1339 г.; сопровождал в Орду брата своего Семена, великого князя московского 176), в 1341 г,; ходил с ним туда же, в 1344 и 1347 гг.; ум. в Москве, от язвы, слывущей летописно «чёрной смертью », 6 июня 1353 г. – Тело его погребено там же, в Архангельском соборе. Был женат два раза: 1) с лета 1345 г., на Ульяне, известной только по имени ), 2) с 1348 г., на Марии, в иночестве Марфе, известной также только по имени ), от брака с которой имел сыновей: Ивана 786) и Владимира, прозванием Храбрый, князя боровско-серпуховского 52). 317. Андрей Иванович

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Hmyrov/...

423 И пришедъ в Великую Орду и царя Тахтамыша, побдивъ, прогна. – Тимур совершил несколько походов против Тохтамыша: в 1391 г. из Ташкента через северный Казахстан в Западную Сибирь и оттуда на запад, к Волге. Решающая битва произошла в местности Кондурча (в долине одноименной речки в современной Самарской обл.) и закончилась разгромом Тохтамыша. Второй поход Тимур совершил в 1395 г. через Закавказье. В долине Терека в решающей битве он разгромил Тохтамыша, затем, преследуя его, двинулся в области нижней Волги, оттуда повернул на запад к Днепру, а оттуда на северо-восток в Рязанскую землю. На обратном пути Тимур прошел Нижнее Поволжье, Кубань, Дагестан и напоследок разгромил Астрахань и Сарай-Берке. 424 И прииде близ предлъ Рязаньскиа земли... – Вторгшись в 1395 г. в Рязанскую землю и захватив г. Елец, Тимур двинулся к Москве. На берегах Оки его встретило русское войско под предводительством великого князя московского Василия I Дмитриевича (1389–1425). Тимур по каким-то причинам не вступил в битву и повернул назад. Русские летописцы объясняли уход Тимура заступничеством почитаемой на Руси иконы владимирской Божьей матери, доставленной в XII в. из Константинополя вместе с другой иконой Богородицы – «Пирогощей». Ее название, как полагает Д. С. Лихачев, восходит к греческому «пюрготив» – «башенная» (Богоматерь на ней изображена была в окружении семибашенного Влахернского – в Константинополе – монастыря). Об этих событиях см. также «Повесть о Темир-Аксаке» (наст. изд., т. 6). 425 Шарухъ – Шахрух – сын (а не внук) Тимура, после его смерти глава государства (со столицей в Герате, городе на западе Афганистана) в 1409–1447 гг. 426 Мусулманъ – Сулейман, старший сын Баязита, правивший после пленения отца Тимуром в его европейских владениях. Находился в дружеских отношениях с Византией. 427 Мисиа – Муса, сын Баязита. Враждовал с братьями, в 1411 г. одержал победу над Сулейманом. Убит в 1413 г. 428 Махамет – Мехмед I, османский султан (1402–1421). В первые годы правления замирял сельджукских эмиров, освободившихся от османской зависимости после разгрома Баязита Тимуром. В 1413 г., разгромив своего брата Мусу, стал единовластным правителем.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

673 В лто 974 . Поставленъ бысть святый великий мученикъ Дмитрей на Фроловьскихъ воротехъ изнутри града, а рзанъ в камени, а повелниемь Васильа Дмитреева сына Ермолина. 6975. . Того же лта церковь камена святое Вознесение обновлено внутри града, 674 что была заложила княгини великая Евдокия, после своего огосударя великаго князя Дмитреа Иоановича, повелниемъ велики княгини Марьи, а предстательствомъ Васильа Дмитреева сына Ермолина. 6977 . . Того же лта в Серьгеев монастыри у Троици поставили трапезу камену, 675 а предстатель у не былъ Василей Дмитреевъ сынъ Ермолина. Того же лта в Володимери обновили дв церкви камены, Воздвижение въ торгу, а другую на Золотыхъ Воротехъ, 676 а предстательствомь Василья Дмитреева сына Ермолина. 6979 . . Того же лта во град Юрьев в Полскомъ бывала церковь камена святый Георгий, а придлъ святая Троица, а рзаны на камени вси, 677 и розвалилися вси до земли; повелниемь князя великого Василй Дмитреевь т церкви собралъ вси изнова и поставилъ, какъ и прежде. 6980 . . Тое же весны, мсяца апрля въ 30, Филипъ митрополитъ заложи церковь Успение святыя Богородица . А предстатель были у то церкви Василей Дмитреевь да Иванъ Голова Володимеровъ, 678 и промежь ихъ бысть пря, и отступися всего наряда Василей, а Иванъ почя наряжати. 516 Преставися благоврный... князь велики Василей Дмитреевичь... –Василий I Дмитриевич – великий князь с 1389 г. Согласно завещанию Василия I, престол перешел к его сыну Василию II; однако, по завещанию Дмитрия Донского, наследником его старшего сына должен был стать следующий сын – Юрий Галицкий, сразу же занявший враждебную позицию по отношению к племяннику; митрополиту Фотию удалось добиться только краткого перемирия между ними. 517 Иван Михайлович Тверской – занимал тверской престол в 1400–1425 гг. Β Е преемником Ивана Михайловича называется его сын Александр (умерший через несколько месяцев), в СС – внук Борис Александрович. 520 Моръ... великъ. – Известие ο море в 6935 (1427) г. читается во всех летописях, отражающих комментируемый свод; однако указания на города, где был мор, расходятся (в Е упоминается также мор во Пскове, Новгороде, Твери, Москве и др.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

  Базаров Иван Елисеев, служилый землевладелец, поминание рода — Л. 18 об. Благово, служилые землевладельцы – Л. 21 об. Василий Данилов, в монашестве Вассиан (Васьян) Владимир Петров, в монашестве Варлаам Данила Данила Иванов Ефстафий Юрьев Елизарий Иванович, поминание рода Иван Васильев, Поздняк Иван Данилов Иван Тимофеев Иван Федоров Михаил Васильев, Замятня, в монашестве Мисаил Петр Федоров, Верига Сила Федоров Тимофей Евстафьев Федор Данилов, в монашестве Филофей Федор Тимофеев Федор Федоров Юрий Яков Иванов Борис, портной из города Корела – см. Ирина Борис Александрович, великий князь Тверской, князь Кашинский, † 10 февраля 1461 г.— Л. 2 об.   Василий Калика, архиепископ Новгородский с 1331 г., † 3 июля 1352 г.— Л. 2 Василий II Васильевич, Темный, великий князь Московский с 1426 г., † 27 марта 1462 г. — Л. 2 об. Василий I Дмитриевич, великий князь Владимирский и Московский с 1389 г., † 27 февраля 1425 г.— Л. 2 об. Василий–Гавриил III Иванович, в монашестве Варлаам, великий князь Московский с 1505 г., † 4 декабря 1533 г. — Л. 11 Владимир Ярославич, князь Новгородский в 1034–1036 гг., † 4 октября 1052 г. — Л. 2 об. Воронов Захарий, поминание рода — Л. 20 об. Всеволод–Димитрий III Юрьевич–Георгиевич, Большое Гнездо, князь Суздальской земли с 1172 г., † 15 апреля 1212 г.— Л. 2 об. Всеволод–Андрей Ярославич–Георгиевич, великий князь Киевский, † 13 апреля 1093 г. — Л. 2 об. Вышеславцовы, служилые землевладельцы Петр, поминание рода — Л. 17, 18 Евдокия, супруга П. Вышеславцова — Л. 17 Воронов Захарий, новгородский помещик, поминание рода — Л. 20 об.   Геннадий Гонзов, св., архиепископ Новгородский с 1482 г., † 4 декабря 1504 г. в Чудове монастыре — Л. 2 Герасим, игумен Коневского монастыря в начале 2-й четверти XVI в. — Л. 3 об. Герман, епископ Новгородский с 1078 г., † 1096 г.— Л. 2 Гордиев Угрим, житель города Корелы, поминание рода — Л. 11 об. Григорий, св., архиепископ Новгородский с 1187 г., при постриге Гавриил, схимник, † 24 мая 1193 г. — Л. 2   Давыд, архиепископ Новгородский с 1309 г., † 5 февраля 1325 г.— Л. 2

http://sedmitza.ru/lib/text/5199033/

В настоящее время ковчег с мощами преподобного находится в кафедральном соборе в честь Рождества Пресвятой Богородицы в Вологде. Благоверные Симеон и Иулиания Вяземские Святую княгиню Иулианию (Ульяну) и ее мужа князя Симеона можно назвать образцом высокого супружеского целомудрия. По преданию, святая Иулиания Вяземская родилась в последней четверти XIV в. Она происходила из знатного и благочестивого рода бояр Гостомысловых. Ее отца Максима Даниловича поставили наместником в городе Торжке, подчинявшемся Великому Новгороду. В 1391 г. за верность великому князю московскому Василию Дмитриевичу он был убит. Мать Иулиании, Мария Никитична не смогла пережить безвременную гибель супруга и спустя несколько месяцев скончалась. Перед смертью она призвала брата своего покойного мужа, Федора Даниловича, и поручила ему растить свою четырёхлетнюю дочь Иулианию. Он заменил девочке отца и воспитал ее в духе истинного православного благочестия. Потеряв родителей, Иулиания не впала в уныние, а, возрастая все больше и больше, полагалась на волю Божию. Молитвы ко Всещедрому Господу в доме дяди и в храме стали ее главным утешением. Неотъемлемыми качествами ее стали благочестие и страх Божий. Премудрый Господь, видя ее искреннюю веру, не оставил Иулианию, дав ей не только чистую и нежную душу, но и прекрасную и благообразную наружность. По достижении совершеннолетия Иулианию выдали замуж за Вяземского князя Симеона Мстиславовича. Он отличался кротостью, богобоязненностью и человеколюбием. Свято исполняя Заповеди Господни, приняв Таинство брака, Симеон и Иулиания сразу полюбили друг друга. Жизнь их благочестивой семьи протекала мирно и тихо, при взаимном согласии. Русская земля, находившаяся в вассальной зависимости от Золотой Орды, переживала тогда не лучшие свои времена. Междоусобные войны, жестокие нравы, предательство, зависть и наветы широко распространялись среди правящих князей. На рубеже XIV-XV вв. постоянно присутствовала угроза западным границам нашего Отечества со стороны литовцев. В 1390 г. сын святого благоверного великого князя Димитрия Донского великий князь Московский Василий Дмитриевич, правивший с 1389 по 1425 гг., женился на дочери литовского князя Витовта – Софии. Этот брак способствовал тому, что Смоленское княжество, пограничное между Москвой и Литвой, переживало последние годы своего существования. Великий князь Литовский Витовт во весь период своего правления желал не только завоевать Смоленские земли, но и прочно закрепиться на них, чему зять его, князь Василий Димитриевич, практически не препятствовал.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/svj...

гг.] Вторым попечением Василия было утвердить наследственное право юного сына: он назвал десятилетнего Иоанна соправителем и Великим Князем, чтобы Россияне заблаговременно привыкли видеть в нем будущего Государя: так именуется Иоанн в договорах сего времени, заключенных с Новымгородом и с разными Князьями. Во время несчастия Василиева Новогородцы признали Шемяку своим Князем и заставили его клятвенно утвердить все древние права их: Василий, желая тогда отдохновения и мира, также дал им крестный обет не нарушать сих прав, довольствоваться старинными Княжескими пошлинами и не требовать народной, или черной дани. Знатнейшие сановники Новагорода приезжали в Москву и написали договор, во всем подобный тем, какие они заключали с Ярославом Ярославичем и другими Великими Князьями XIII века. – Столь же снисходительно поступил Василий и со внуками Кирдяпы: оставил их господствовать в Нижнем, в Городце, в Суздале, с условием, чтобы они признавали его своим верховным повелителем, отдали ему Древние ярлыки Ханские на сей Удел, не брали новых и вообще не имели сношений с Ордою. – Князь Рязанский, Иоанн Феодорович, обязался грамотою не приставать ни к Литве, ни к Татарам; быть везде заодно с Василием и судиться у него в случае раздоров с Князем Пронским; а Великий Князь обещал уважать их независимость, возвратив Иоанну многие древние места Рязанские по берегам Оки; Бориса же Тверского называет в грамоте равным себе братом, уверяя, что ни он, Василий, ни сын его не будет мыслить о присоединении Твери к Московским владениям, хотя бы Татары и предложили ему взять оную. Из благодарности к верным своим друзьям и сподвижникам, Василию Ярославичу Боровскому и Михаилу Андреевичу, брату Иоанна Можайского, Великий Князь утвердил за первым Боровск, Серпухов, Лужу, Хотунь, Радонеж, Перемышль, а за вторым Верею, Белоозеро, Вышегород, оставив им обоим часть в Московских сборах и даже освободив некоторые области Михаилова Удела на несколько лет от Ханской дани, то есть взял ее на себя. Сии грамоты были все подписаны Митрополитом Ионою, который способствовал и доброму согласию Василиеву с Казимиром. Посол Литовский, Гарман, был тогда в Москве с письмами и с дарами; а Великий Князь посылал в Литву Дьяка своего, Стефана. Иона, называясь отцем обоих Государей, уверял Казимира, что Василий искренно хочет жить с ним в любви братской.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Karamz...

Духовенство же Московское, отвергнув соблазн, тем более укрепилось в Догматах Православия. Россияне имели нужду в мире церковном, чтобы великодушнее сносить несчастия Государственные, коими Небо скоро посетило наше отечество. Уже осенью в 1441 году открылась новая вражда между Великим Князем и Димитрием Шемякою, который, сведав о приближении Московского войска к Угличу, бежал в Новогородскую область и, собрав несколько тысяч бродяг, вместе с Князем Александром Черторижским, выехавшим к нему из Литвы, внезапно подступил к Москве: хотя Игумен Троицкий, Зиновий, примирил их; но Шемяка, боясь Василия, дал знать Новогородцам, что желает навсегда к ним переселиться. Они гордо сказали: «Да будет, Князь, твоя воля! Если хочешь к нам, мы тебе рады; если не хочешь, как тебе угодно». Сей ответ или не полюбился ему, или тогдашние обстоятельства Новагорода отвратили его от намерения искать там убежища: Шемяка остался в своем Уделе. гг.] Новгород, волнуемый внутри, угрожаемый извне, не имел ни твердого правления, ни ясной политической системы. В 1442 году народ, без всякого доказательства обвиняя многих людей в зажигательстве, жег их на кострах, топил в Волхове, побивал каменьем. Худые урожаи и десятилетняя дороговизна приводили граждан в отчаяние. «Вопль и стенание (говорит Летописец) раздавались на площадях и на улицах; бедные шатались как тени, падали, умирали, дети пред родителями, отцы и матери пред детьми: одни бежали от голода в Литву, или в землю Немецкую, или во Псков; другие из хлеба шли в рабство к купцам Магометанской и Жидовской Веры. Не было правды ни в судах, ни во граде. Восстали ябедники, лжесвидетели, грабители; наши старейшины утратили честь свою, и мы сделались поруганием для соседов». К сим народным бедствиям присоединились внешние опасности. Слабая Держава может существовать только союзом с сильными: ослепленный Новгород досаждал всем и не имел друзей. Один из Князей Суздальских, Василий Юрьевич, внук Кирдяпин и наследственный враг Москвы, был ласково принят Новогородцами и начальствовал у них в Яме.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Karamz...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010