520-7.02.535... 537) Феодосий I, монофизит (с 535...537, см. Коптская Церковь ) Гайна (Гайан), монофизит (с 535...537, см. Юлианисты) Павел Тавеннисиот (ок. 539-540/41) Зоил (ок. 541 - июль 551) свт. Аполлинарий (551 - ок. 568) Иоанн IV (ок. 569-ок. 579) свт. Евлогий (ок. 580-13.02.607/08, пам. 13 февр.) Феодор (Феодосий) Скрибон (607/08-3.12. 609) свт. Иоанн V Милостивый (610-619/20, пам. 12 нояб.) Георгий I (ок. 621-ок. 630) Кир, монофелит (630/31-642...644) Петр IV (642...644-651...654) вдовство кафедры Иоанн VI (?) Евтихий (?) Петр V (?) Петр VI (?) (кон. VII в.) Косма I (727...731-после 767) Политиан (до 787-ок. 801) Евстафий (ок. 801-ок. 805) Афанасий II (?) Христофор I (ок. 805-836...841) Софроний I (836...841-17.11.859) Михаил I (Сиаил) (кон. 859-871/72) Михаил II (871/72-21.08.903) Иоанн VII Майюма (?) Христодул (Абд аль-Масих) (17.06.907-21.11.932) Евтихий II (Саид) (6 или 7.02.933-11 или 12.05.940) Софроний II (?) Исаак (авг. или сент. 941-954) Иов (Иаков) (ок. 954-7.09.960) свт. Илия I (июнь или июль 964-12. 05. 1000) свт. Арсений I (17.06.1000-4.07.1010) Феофил II (Филофей) (1010?-1020?) Георгий II (2.04.1021-1036 или 1052) Леонтий (1052-1059) Александр II (1059-1062) Иоанн VIII Кодонат (1062-1100) Савва (после 1100-1122) Феодосий II (1122-1137) Кирилл II (?-?) Евлогий II (?-?) Софроний III (упом. в 1166 ) Елевферий (Альфтер) (ок. 1175-1180) Илия II (ок. 1180) Марк III (ок. 1180-1209) Николай I (до февр. 1210-ок. 1235 или 1243) Григорий I (ок. 1235 или 1243-ок. 1243 или 1263) Николай II (ок. 1243 или 1263-1276) Афанасий III Синаит (1276-ок. 1308 или 1316) Григорий II (ок. 1308 или 1316-ок. 1332 или 1354) Григорий III (ок. 1332 или 1354-ок. 1350 или 1366) Нифонт (ок. 1350 или 1366-ок. 1371 или 1385) Марк IV (ок. 1371 или 1385-ок. 1385 или 1389) Николай III (ок. 1385 или 89-ок. 1397/98) Григорий IV (ок. 1397/98-ок. 1412) Николай IV (ок. 1412-ок. 1417) Афанасий IV (ок. 1417-ок. 1425 или 1428) Марк V (ок. 1425 или 1428-ок. 1435 или 1437) Филофей I (Феофил) (ок.

http://pravenc.ru/text/82070.html

The Patriarchal law-courts alone had penal jurisdiction over the clergy, and over the laity they had full jurisdiction in all affairs which had a religious connotation, such as marriages, divorces, guardianship of minors, and last wills and testaments. If both disputants were Orthodox, the Patriarchal courts had the right to try any commercial/civil case. A greatly enlarged Church bureaucracy gradually developed to deal with the increased responsibilities of the Patriarch-Ethnarch, especially in the realm of legal matters. Many lay financiers and lay judges were eventually brought into this growing ecclesiastical administration. The Sultan expected the Patriarch-Ethnarch to make sure that the Christians of the realm paid their taxes and did not revolt. As long as the Christians were cooperative, the Muslims allowed them freedom of worship, basically respecting them as “People of the Book.” At this point the bishops, and clergy generally, began to dress publicly like Turkish judges, with the riasson and the cylindrical hat. And in church the bishops adopted the vesting and insignia of the Byzantine rulers, such as the mitre, sakkos, and long hair. However, the Christians were still never allowed to forget that they were a captive people. They could only build new churches or repair old ones with special permission, which was usually denied. They could make no public display of their Faith – no ringing of church bells, no outdoor processions or services, no attempting to share their Faith with non-Christians. They had to wear a distinctive costume, and except for the Patriarch they were forbidden from riding on horseback. And worst of all, they had to endure the seizure of their young sons to be enrolled in the elite Janissary regiment in the Ottoman military, which also meant being forced to accept Islam and live a life of celibacy. Russia The Rise of the Muscovite State As the Byzantine Empire was falling to the Ottoman Turks, the seeds of the coming Russian Empire were taking root in Moscow. Saint Dimitry Donskoi was succeeded as Grand Prince of Moscow by three outstanding leaders in the 15th century: Basil I (or Vasili; r. 1389–1425), Basil II (r. 1425–1462), and Ivan III (r. 1462–1505).

http://azbyka.ru/otechnik/Foma_Hopko/the...

В послании Митрополита Фотия, писанном в 1410 году к Новогородскому Архиепископу Иоанну, находим некоторые достопамятные черты относительно к тогдашним понятиям, обыкновениям и нравам. Фотий велит наказывать эпитимиею мужа и жену, которые совокупились браком без церковного, Иерейского благословения, и венчать свадьбы после Обедни, а не в полдень, не ночью; дозволяет третий брак единственно молодым людям, не имеющим детей, и с условием не входить в церковь пять лет или заслужить прощение искренним, ревностным покаянием, слезами и сокрушением сердца; возбраняет девицам замужество прежде двенадцати лет; всех, дерзающих пить вино до обеда, лишает причащения; строго осуждает непристойную брань именем отца или матери; запрещает Духовенству торговать и лихоимствовать, Инокам и Черницам жить в одном монастыре, вдовым Иереям быть в женских Обителях, людям легковерным слушать басни и принимать лихих баб с узлами, с ворожбою и с зелием. Сей Митрополит изъявлял отменное усердие к истинному Христианскому просвещению и писал многие учительные послания к Духовенству, Князьям и народу. Василий Димитриевич за 18 лет до кончины своей оплакал смерть матери, Евдокии, славной умом, а еще более Христианскими добродетелями, и сравниваемой Летописцами с Мариек), супругою внука Мономахова, Всеволода Великого, в ревности к украшению церквей. Она построила Вознесенкий Девический монастырь в Кремле, церковь Рождества Богоматери и другие, расписанные Греком Феофаном и Симеоном Черным. Сия Княгиня набожная сколь любила добродетель, столь ненавидела ее личину: изнуряя тело свое постами, хотела казаться тучною; носила на себе несколько одежд, украшалась бисером, являясь везде с лицом веселым, и радовалась слыша, что злословие представляет ее целомудрие сомнительным. Говорили, что Евдокия желает нравиться и даже имеет любовников. Сия молва оскорбила сыновей, особенно Юрия Димитриевича, который не мог скрыть своего беспокойства от матери. Евдокия призвала их и свергнула с себя часть одежды: сыновья ужаснулись, видя худобу ее тела и кожу, совершенно иссохшую от неумеренного воздержания. «Верьте, – сказала она, – что ваша мать целомудренна; но виденное вами да будет тайною для мира. Кто любит Христа, должен сносить клевету и благодарить Бога за оную». Но злословие скоро умолкло: Евдокия, незадолго до кончины оставив мир и названная в монашестве Евфросинею, преставилась с именем Святой Угодницы Божией. Глава III. Великий князь Василий Василиевич Темный. Г. 1425–1462

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Karamz...

Кончина свт. Дионисия в Киеве 1389–1425 Великое княжение Василия I Дмитриевича. Новопоставленный патр. Константинопольский Антоний подтверждает низложение митр. Пимена. Кончина Пимена (11 сентября) Присоединение Нижнего Новгорода к Московскому княжеству. Свт. Киприан прибыл в Москву и был принят вел. кн. Василием I 1392–1430 Вел. кн. литовский Витовт. Присоединение к Литве Смоленска. Разгром Тимуром Золотой Орды, начало его похода на Русь. После разорения г. Ельца, вследствие чудесного явления Пресвятой Богородицы, продвижение войск Тимура было остановлено Прп. Кириллом Белозерским основан мужской монастырь в честь Успения Пресвятой Богородицы посл. четв. XIV – нач. XV в. Иконописец Феофан Грек, выполнивший росписи Архангельского (1399) и Благовещенского (1405) соборов в Москве Посещение свт. Киприаном русских епархий на территории Польши и великого княжества Литовского Осада Москвы татарами под предводительством Едигея При митрополичьей кафедре завершена работа над общерусским летописным сводом (Троицкая летопись) 1408–1431 Свт. Фотий, митр Киевский и всея Руси Грюнвальдская битва. Победа польских и русско-литовских войск над Тевтонским орденом Вел. кн. Василий Дмитриевич выдает дочь Анну замуж за сына византийского имп. Мануила II Палеолога По настоянию вел. кн. литовского Витовта Собор западнорусских епископов избрал и через год рукоположил (без благословения Константинопольского патриарха) митрополита для Литвы и Галича Григория Цамблака 1416, 1427 Два послания свт. Фотия псковичам против ереси стригольников Прп. Епифаний Премудрый создает житие прп. Сергия Радонежского. До этого им же написано житие свт. Стефана Пермского Кончина митр. Григория Цамблака и воссоединение Русской митрополии под управлением митр. Фотия 1425–1462 (с перерывом) 1429–1458 Великое княжение Василия II Васильевича Новгородский архиеп. Евфимий II. Активизация новгородского летописания, создание Новгородской I летописи (младшего извода) 1430–1432 1433–1435 Вел. кн. литовский Свидригайло Митр. Киевский и всея Руси Герасим. В 1435 г. митр. Герасим сожжен в Витебске по приказу литовского кн. Свидригайло

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

начинается новый период в истории прихода русских паломников в Константинополь, другие византийские центры (например, Афон) и обители христианского Востока: они приезжают «с милостыней», т.е. с денежными суммами для поддержки единоверцев некогда могучей, а сейчас окружаемой врагами империи. Самой ранней по времени подобной миссией можно считать упоминаемые под 1398 г. Второй Софийской летописью сведения о посольстве от Московского великого князя Василия I Дмитриевича и Тверского князя Михаила в Константинополь с большой суммой денег для императора Мануила II Палеолога, осаждаемого войсками османского султана Баязета I: «Тогда же велики... с братею послаша во Царьград много милостини оскудениа их ради с черньцом Родионом Ослябятели, еже был бояринъ любутьски, тако же и князь Михаило Тверьски с протопопом Даниилом. Царь же и патриарх благодариша их повелику и прислаша к великому князю икону чюдну, на ней же суть написан Спас в ризице белой, стоит же та икона во церкви его Благовещениа на его дворе и до сего дни на левой стороне на поклонной». 208 Таким образом, посольство было отправлено великим князем Василием I Дмитриевичем (1371–1425), старшим сыном Дмитрия Донского. Родион Ослябя (в схиме Андрей) – герой Куликовской битвы, инок Троице-Сергиевского монастыря и Симонова – в Москве, брат (родной или духовный) Александра (Пересвета), павшего на Куликовом поле. 209 Тверской князь Михаил, активизируя самостоятельную политику, не остался в стороне от вспомоществования в пользу Мануила II и Вселенского патриарха Mamфeя I . Полученный образ Спаса занял почетное место в Благовещенском соборе Московского Кремля. С тех пор отправка помощи в Византию из Москвы и других городов, как и регулярные приезды греков на Русь «за милостыней» становятся основной формой русско-греческих визитов. IV Новгородская летопись сохранила текст, помещенный среди событий 1395 г., озаглавленный «О Цари граде», автором которого назван дьяк Александр. 210 Это хождение дьяка Александра, упоминающего патриарха Антония IV (1389–1390, затем 1391–1397) и императора Мануила II (1391–1425), датируется временем между 1391 и 1396 гг.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Но после 1386 года невозможно стало поминать московского князя прежде короля Ягайло, не нанеся тем самым последнему оскорбления. И нельзя же было поминать Ягайло – католика – как «благочестивейшего» и «благовернейшего» самодержца. С другой стороны, планы соединения церквей, которые вынашивал Киприан, могли быть скомпрометированы нарочитым и, следовательно, злонамеренным опущением имени Ягайло. Поэтому не последовательнее ли было установить менее спорное поминание православного константинопольского императора, – номинальное вселенское первенство которого признавали и латиняне, как отмечал патриарх Антоний, – и таким образом продемонстрировать независимость митрополита от «местных» князей и его надежду на грядущий триумф православия на вселенском соборе, который созовут в России или Литве под председательством императора «Нового Рима»? Религиозно-политическая идеология, которую Киприан старался выразить, установив поминание императоров в России, наглядно воспроизведена в необычном иконографическом памятнике: «большом саккосе» митрополита Фотия, преемника Киприана (1408–1431 гг.). В центре этого замечательного произведения русско-византийской вышивки изображено Сошествие Христа во ад, и по одну сторону от него, в полный рост, император Иоанн VIII Палеолог (1425–1448 гг.) и его первая жена Анна, дочь Василия Дмитриевича, а по другую – великий князь Василий Дмитриевич (1389–1425) и его жена Софья, дочь Витовта. 750 Композиция ставит ударение на узы родства, связывающие Палеологов с княжескими династиями Москвы и Литвы и возникшие благодаря браку Uoahha VIII и Анны (1414 г.), при этом подчеркивается верховное и вселенское значение Византийской империи. Более того, значение этого главенства для местных русских интересов подчеркнуто совершенно неожиданным изображением трех святых, помещенным между фигурами Василия и его дочери Анны. Это трое святых «виленских мучеников»: Антоний, Иоанн и Евстафий, казненные Ольгердом в 1347 году и канонизированные патриархом Филофеем в 1374-ом.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Mejendor...

Но после 1386 года невозможно стало поминать московского князя прежде короля Ягайло, не нанеся тем самым последнему оскорбления. И нельзя же было поминать Ягайло — католика — как «благочестивейшего» и «благовернейшего» самодержца. С другой стороны, планы соединения церквей, которые вынашивал Киприан, могли быть скомпрометированы нарочитым и, следовательно, злонамеренным опущением имени Ягайло. Поэтому не последовательнее ли было установить менее спорное поминание православного константинопольского императора, — номинальное вселенское первенство которого признавали и латиняне, как отмечал патриарх Антоний, — и таким образом продемонстрировать независимость митрополита от «местных» князей и его надежду на грядущий триумф православия на вселенском соборе, который созовут в России или Литве под председательством императора «Нового Рима»? Религиозно–политическая идеология, которую Киприан старался выразить, установив поминание императоров в России, наглядно воспроизведена в необычном иконографическом памятнике: «большом саккосе» митрополита Фотия, преемника Киприана (1408–1431 гг.). В центре этого замечательного произведения русско–византийской вышивки изображено Сошествие Христа во ад, и по одну сторону от него, в полный рост, император Иоанн VIII Палеолог (1425–1448 гг.) и его первая жена Анна, дочь Василия Дмитриевича, а по другую — великий князь Василий Дмитриевич (1389–1425) и его жена Софья, дочь Витовта.   Композиция ставит ударение на узы родства, связывающие Палеологов с княжескими династиями Москвы и Литвы и возникшие благодаря браку Иоанна VIII и Анны (1414 г.), при этом подчеркивается верховное и вселенское значение Византийской империи. Более того, значение этого главенства для местных русских интересов подчеркнуто совершенно неожиданным изображением трех святых, помещенным между фигурами Василия и его дочери Анны. Это трое святых «виленских мучеников»: Антоний, Иоанн и Евстафий, казненные Ольгердом в 1347 году и канонизированные патриархом Филофеем в 1374–ом.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=719...

Понятно, что перенесение мощей мучеников в Константинополь «святыми руками» (Киприана?) 108 и передача их в «еще более святые руки великого Филофея», равно как и составление жития сербским монахом, учеником Киприана, отражало цели византийской церковной дипломатии около1374 г. Эти действия были предприняты для того, чтобы укрепить и обеспечить будущее византийской Православной Церкви в Литве. Несмотря на гонения со стороны Ольгерда в первые годы его правления, будущее выглядело обнадеживающим, что оправдывало политику Филофея и Киприана. Как известно, дальнейший ход событий надежд не оправдал. Сын Ольгерда Ягайло (Йогайла), который вполне мог быть одним из тех православных христиан, которые, согласно житию, тайно сохранили мощи Евстафия, 109 женился на польской королеве Ядвиге и в 1386 г. стал римо-католиком. В новой политической и религиозной ситуации почитание трех виленских мучеников по-прежнему оставалось символом постоянства православия на Литовской земле. Византийская Церковь , вероятно, также использовала его в качестве напоминания русским, что интересы православия не всегда совпадают с интересами русской монархии: существует более обширное и потенциально всемирное византийское христианское «содружество», которое также включает православное население Польско-Литовского государства. Символическое значение почитания трех мучеников удивительно ярко отражено в ряде произведений искусства того периода, в частности, в знаменитом саккосе митрополита Фотия. «Великий» саккос Фотия и другие произведения искусства Историки, изучающие византийскую политическую идеологию, часто обращали внимание на замечательное произведение искусства шитья, символизирующее духовные и политические связи между Константинополем и Россией – так называемый «большой» или «великий» саккос митрополита Киевского и всея Руси Фотия (1408–1431). До 1917 г. саккос находился в патриаршей ризнице в Москве, а сейчас выставлен в Грановитой палате московского Кремля. Шитье выполнено на атласе золотой и серебряной нитью; в нижней части саккоса изображена сцена «анастасиса» (сошествия Христа во ад), по сторонам расположены четыре портрета во весь рост, об ращенные лицом к зрителю и украшенные жемчугом. С одной стороны изображены император Иоанн VIII Палеолог (1425–1448) и его первая жена Анна († 1417) – дочь Великого князя Московского Василия Дмитриевича, ас другой стороны – сам Великий князь Василий (1389–1425) и его жена София – дочь Великого князя Литовского Витовта (Витаутаса). 110 Надписи под изображением византийской императорской четы сделаны по-гречески, а под изображением Великого князя и Великой княгини Московских – по-славянски.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Mejendor...

284 ...у сынов своих – у Васильа, у Юрья и у Ивана... – Во время Куликовской битвы Василию (будушему великому князю московскому Василию Дмитриевичу) было девять лет, Юрию – шесть лет. Василий Дмитриевич, старший сын великого князя Дмитрия Ивановича, занимал великокняжеский стол с 1389 по 1425 г. Продолжал объединительную политику отца и деда. Второй сын великого князя Дмитрия Ивановича – Юрий Дмитриевич (1374–1434), с 1389 г. князь звенигородско-галицкий, в 1433 и 1434 гг. дважды занимал московский великокняжеский стол. 286 И слышано бысть, сиирчъ высокых, Рахиль же есть, рыдание крпко, плачющеся чяд своих... – Здесь основной текст повести инкрустирован вставкой из апокрифического «Слова на Рождество Христово ο пришествии волхвов» и не всегда ясен; ср. в апокрифе: «...гласъ в Рам слышанъ бысть, сирчь въ высокихъ, Рахили, плачющися чадъ своих...» (в апокрифе это место восходит к Иер. 31:15 ). Совпадение с текстом апокрифа продолжается до слов: «...пагуб вашей». Слова «сиирчь высокых» – толкование географического названия «в Рам», читающегося в апокрифическом тексте, – в переводе опускаем. 289 ...от преподобнаго игумена Сергиа... – От Сергия Радонежского, основателя, а впоследствии игумена Троицкого монастыря (ныне Троице-Сергиева лавра в г. Сергиев Посад). См. «Житие Сергия Радонежского» и коммент. к нему в наст. т. 292 ...аки аспида нкаа... – Аспид и ехидна – греческие наименования ядовитых змей – нередко употреблялись в средневековой письменности как нарицательные обозначения злых и коварных людей. 294 ...в самый празник Госпожинъ... – Госпожин день в данном тексте – праздник Рождества Богородицы. 295 ...до третиаго часа. – Β Древней Руси счет часов начинался с восхода солнца. Поэтому первый час в зависимости от времени года и восхода солнца по современному исчислению времени мог соответствовать различному времени: с трех часов ночи до восьми часов утра. Так как события происходили в сентябре, то три часа дня в Древней Руси – это около восьми часов утра по современному времяисчислению.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

3139 О черном священнице Иякове... – Поздняя традиция отождествляет упоминаемого здесь Иакова со святым Иаковом Галицким, считая последнего учеником преподобного Паисия. Житие Паисия Галицкого не даёт для этого оснований, поскольку чудо со священником Иаковом относится к «допаисиевской» истории иконы. 3145 Цата – украшение в форме полумесяца, иногда с фигурно вырезанным краем, подвешенное к венцу как ожерелье. 3148 ...преосвященном Фотии, митрополите Московском... – Фотий (Грек) был митрополитом Киевским и всея Руси с 1 сентября 1408 г. до своей кончины 8 июля 1431 г., впоследствии был признан святым. 3149 ...сыну своему болшому князю Василию Димитриевичу великое княжение Московское дарова... – Василий Димитриевич (30 сентября 1371 – 28 февраля 1425), сын Димитрия Ивановича Донского, получил великое княжение Московское и Владимирское в 1389 г. после смерти своего отца. 3150 ...другому сыну своему князю Георгию Димитриевичу – Галич, Звенигород, Русу, Вышъгород с волостми и со всеми пошълинами... – Юрий Димитриевич (26 ноября 1374 – 5 июня 1434), сын Димитрия Ивановича Донского, по завещанию своего отца получил в удел Звенигород, Галич, Рузу и Вятку, великий князь Московский (25 апреля 1433 – не позднее 28 сентября 1434 и 31 марта 1434 – 5 июня 1434). 3151 ...третиему сыну своему князю Андрею Димитриевичу – Можаеск... – Андрей Димитриевич (14 августа 1382 – 9 июля 1432), сын Димитрия Ивановича Донского, князь Можайский и Верейский (13891432). 3152 ...четвертому сыну своему князю Петру Димитриевичу – город Дмитров. – Пётр Димитриевич (29 июля 1385 – 10 августа 1428), сын Димитрия Ивановича Донского, после смерти своего отца князь Дмитровский. 3153 Каин. – Рассказ о сыне Адама и Евы Каине, убившем своего брата Авеля, читается в 4-й главе библейской книги Бытия… 3154 ...сродник наш Святополк... – Имеется в виду Святополк Окаянный, убийца своих братьев, святых князей Бориса и Глеба. Сказание о Борисе и Глебе см.: наст, изд., т. 1, с. 328351, 527531. 3156 ...преставися в лето 6897-е месеца майя в 9 день. – Димитрий Иванович Донской скончался 19 мая 1389 (6897) г.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010