19.       Давид , духовник Феоктиста, хирот. 5 июня 1309; † 5 февр. 1325. 20.       Моисей избр. 1325, хирот. в начале 1326, из архим. Юрьева монастыря; в 1330 отошёл на Коломцы. 21.       Василий Калека , из монахов, хирот. 25 авг. 1331; † 3 июля 1352. Моисей (вторично) в 1352–59, по немощи, отошёл на Сковородку; † 25 3 янв. 1363. Мощи обретены 19 апр. 1686. Святой. 22.       Алексей , из ключников софийских, избр. 1359, хирот. 12 июля 1360; в апр. 1388, за немощь, отошёл в Деревяницкий мнтрь; † 3 февр. 1390. 23.       Иоанн избр. 7 мая 1388, хирот. 17 янв. 1389, из игум. Хутыньских; 20 янв. 1415 отошёл в Деревяницкий; † 24 июня 1417. 24.       Симеон (в иноках Самсон ) избр. П авг. 1415, хирот. 22 мар. 1416, из иноков Хутыньских; † 15 июня 1421. Святой. Феодосий , игум. Клопский, избр. 1 сент. 1421, изгнан 30 авг. 1423, не быв хирот.; † 29 сент. 1425. 25.       Евфимий (в иноках Емелиан ) Брадатый избр. 1423, хирот. в сент. 1424, из иноков Деревяницких; † 1 нояб. 1429. 26.       Евфимий Вяжицкий избр. 13 нояб. 1429, хирот. 26 мая 1434, из иноков Лисицкого монастыря; † 10 мар. 1458. 27.       Иона избр. в мае 1458, хирот. в февр. 1459 [из игум. Отенских, см. Житие); † 3 нояб. 1470. Святой. 28.       Феофил избр. в исх. 1470, хирот. 15 дек. 1471, из протодиаконов; 24 янв. 1480 отослан в Чудов мнтрь; в июле 1482 отрёкся от владычества; † 26 окт. 1482. 29.       Сергий (в мире Симеон) хирот. 4 сент. 1483, из иноков Троицких; 27 июня 1484 больной отвезён туда же; † 1504. 30.       Геннадий Гонзов хирот. 12 дек. 1484, из архим. Чудовских; 26 июня 1504 отрёкся по неволе от владычества; † 4 дек. 1505, в Чудове. Святой. 31.       Серапион хирот. 15 янв. 1506, из игум. Троице-Сергиевских; в мае 1509 пойман, отлучён; в 1512 отпущен к Троице, где † 16 мая 1516. Святой. (Между-архиерейство 17 лет). 32.       Макарий хирот. 4 мар. 1526, из архим. Лужецкого монастыря, а с 19 мар. 1542 митр. Всероссийский. 33.       Феодосий хирот. 18 июня 1542, из игум. Хутыньских; 21 дек. 1550 вызван в Москву и отставлен; † 26 февр. 1563, в Иосифове.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

539-540 540-544 544-545 545-546 546-547 ДЯЛУ жен. общежительный мон-рь во имя свт. Николая Чудотворца в Тырговиштской архиепископии Митрополии Мунтении и Добруджи Румынской Православной Церкви 547-548 549-553 553-555 ЕВА (Павлова Акилина Васильевна; 1879 - 1937), схим., прмц. (пам. 14 авг. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) 555-556 556-557 556-557 ЕВАГРИЙ МГВИМЕЛИ прп. Грузинской Православной Церкви (пам. груз. 4 янв.- в Соборе Шиомгвимских святых; 4 февр.) - см. Евагрий Шиомгвимский 557-581 ЕВАГРИЙ СХОЛАСТИК (между 531 и 535 - после 594), визант. историк, автор одного из т. н. классических сочинений по истории древней Церкви 581-584 ЕВАГРИЙ ШИОМГВИМСКИЙ (Цихедидский) (VI в.), прп. Грузинской Православной Церкви (пам. груз. 4 янв., в Соборе Шиомгвимских святых; 4 февр. вместе с прп. Шио Мгвимским) ЕВАНГЕЛИАРИЙ в лат. традиции наименование такого типа Евангелия служебного, в котором текст 4 Евангелий расположен в порядке литургических чтений года церковного ЕВАНГЕЛИЕ весть о наступлении Царства Божия и спасении человеческого рода от греха и смерти, возвещенная Иисусом Христом и апостолами, ставшая основным содержанием проповеди христ. Церкви 585-683 ЕВАНГЕЛИЕ. ЧАСТЬ I весть о наступлении Царства Божия и спасении человеческого рода от греха и смерти, возвещенная Иисусом Христом и апостолами, ставшая основным содержанием проповеди христ. Церкви 585-634 ЕВАНГЕЛИЕ. ЧАСТЬ II весть о наступлении Царства Божия и спасении человеческого рода от греха и смерти, возвещенная Иисусом Христом и апостолами, ставшая основным содержанием проповеди христ. Церкви 634-683 «ЕВАНГЕЛИЕ ВЕЧНОЕ» библейское выражение, к-рое в средние века приобрело особую известность и новое значение, будучи применено к учению и сочинениям Иоахима Флорского 683-686 ЕВАНГЕЛИЕ СЛУЖЕБНОЕ литургическая книга, содержащая тексты 4 канонических Евангелий, приспособленных для чтения за богослужением 687-688 ЕВАНГЕЛИЕ УСПЕНСКОГО СОБОРА МОСКОВСКОГО КРЕМЛЯ одна из самых известных рус. рукописей времени вел. кн. Московского Василия Димитриевича (1389-1425)

http://pravenc.ru/vol/xvi.html

Звенигородские удельные князья с 1328 по 1570 год 1) Иван Иванович (второй сын великого князя Ивана Даниловича Калиты) с 1328 по 1353 г., с 1353 по 1359 г. в. к. Московский и всея России. 2) Иван Иванович Малый (второй сын в. к. Ивана II Ивановича) с 1359 по 1364 г., скончался 10-ти лет, в Москве, 23 октября 1364 г. 3) Юрий (Георгий) Дмитриевич (второй сын в. к. Дмитрия Ивановича Донского) с 1389 по 1434 год. Он восстановил Звенигород и его соборный храм (или выстроил его вновь), пострадавший от нашествия Тохтамыша в 1382 году. Он имел постоянное свое пребывание в Звенигороде (где устроил себе белокаменный дворец, развалины коего видны и доселе, до 1425 года, то есть, до начала размолвки с племянником в. к. Московским Василием III Васильевичем, после чего переселился в Дмитров. Двукратно овладевал, вместе с Москвою, великокняжеским престолом и умер внезапно 6-го Июня 1434 года в Москве; погребен в Архангельском соборе. 4) Василий Юрьевич Косой, старший сын князя Юрия Дмитриевича, с 1434–1436 год, родившийся в Звенигороде от брака его отца князя Юрия с Анастасиею Юрьевной, княжной Смоленской. Будучи взят в плен в. к. Василием Васильевичем в 1436 году, отвезен в Москву и здесь ослеплен 21-го мая 1436 г.; умер узником в Москве в 1448 году. 5) Андрей Васильевич Большой, князь Углицкий (третий сын в. к. Василия III Васильевича Темного); с 1462–1491; жил в Угличе, вследствие ссоры с братом своим в. к. Иваном III Васильевичем. Кончил жизнь «в велицей истоме», в Москве, в 1493 году 6 ноября. 6) Юрий (Георгий) Иванович князь Дмитровский (второй сын в. к. Ивана III Васильевича); с 1505–1533 получил в удел вместе с Дмитровом, Звенигород и Рузу, но жил в Дмитрове. По ссоре с своим племянником в. к. Иваном IV Васильевичем, по приговору бояр, схвачен в 1533 году и осужден на темничное заключение, в котором и скончался в 1537 году. Примеч. В 1552 году Звенигород был отдан в. к. Иваном Васильевичем «в кормление» царю Астраханскому Дербыш-Алею, который в 1554 г. устроен на царство в Астрахани.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

Из материала книги-фотопутеводителя: Вечерский В.В., Луговской А.В. Путивль. Изд-во " Мистецство " , г. Киев, 1992 г. Печерская обитель находится в самом городе Путивле. В настоящее время монастырь представляет очень красивую группу церковных и других строений почти всей новейшей постройки, за исключением одного здания, с левой стороны колокольни. Это крепостная башня монастыря, единственно сохранившееся во всем городе самое древнее здание. Свое название монастырь получил от старинной пустыни, находившейся на болоте „Молче " , что в нескольких километрах от Путивля. Предание гласит, что в начале XIV века на опустошенные татарами Киевские земли пришли два инока к поселились в пещере на " Чудной горе " . Отшельники принесли с собой образ Пресвятой Богородицы, пред которым они совершали свои молитвы. После смерти иноков их похоронили в устроенной ими пещере. Это место вскоре позабылось и очень долго оставалось совершенно никому не известным, поскольку оно было пустынное и дикое, заросшее дремучими лесами, по которым бродили только бортники, отыскивая пчелиные медоносные ульи. В княжение Василия Дмитриевича (1389-1425 гг.) и при Киевском митрополите Киприане Промыслом Божиим было угодно прославить это дикое место явлением чудотворного образа Божией Матери. В 1405 году один из бортников, блуждая по лесу, зашел на " Чудную гору " и приблизился к месту, где были погребены иноки. Вдруг его ослепило необычное сияние. Внимательно оглянувшись по сторонам, он увидел на ветвях липового дерева икону Пресвятой Богородицы с Предвечным Младенцем. При виде этого чудесного знамения он благоговейно опустился на землю и вдруг услышал четкий неведомый голос: " Да созиждется на сем месте церковь Пресвятой Богородицы! " Бортник поспешил в Путивль и там рассказал горожанам о случившемся. Духовенство в сопровождении городских властей и множества народа тотчас же отправились на указанное бортником место явления святой иконы. И тут все увидели ее стоящею на дереве, окруженную небесным светом. С благоговейной радостью пришедшие поклонились ей и совершили на этом месте молебное Богослужение. Вскоре благочестивые путивльские горожане воздвигли здесь временную небольшую часовню, в которой и была поставлена на первое время явленная чудотворная икона. Весть о явленной иконе и о чудесах от нее достигла великого князя Василия и Киевского митрополита. С их разрешения и содействия на этом месте была построена церковь во имя Рождества Пресвятой Богородицы и основан общежительный мужской монастырь.

http://sobory.ru/article/?object=10027

Князь Московский участвовал в сем мире и подтвердил его. Но прозорливые советники Димитриевы, боясь замыслов Михаила – который назвался Великим Князем Тверским и хотел восстановить независимость своей области – употребили хитрость: ими, как вероятно, наученный, Иеремий Константинович приехал к Димитрию с новыми жалобами, требуя, что он взял на себя распорядить Уделы в Твери. Михаила позвали в Москву дружелюбно и ласково: сам Св. Алексий обнадежил его в безопасности, уверяя, что суд великого Князя навсегда утвердит тишину в Тверских владениях. Слово Митрополита и святость гостеприимства не дозволяли страшиться обмана. Михаил желал видеть столицу Димитрия (уже славную тогда в России), узнать его лично, беседовать с благоразумными Вельможами Московскими: он въехал гостем, но сделался невольником. Нарядили Третейский суд; хотели предписывать законы Михаилу; удалили от него Бояр Тверских и содержали их как пленников в разных домах с Князем. Обман, недостойный Правителей мудрых! и виновники не воспользовались оным. Летописцы говорят, что прибытие Ханского Вельможи, Карача, заставило советников Димитриевых освободить утесненного Князя: сей Мурза, как вероятно, вступился за него; вероятно и то, что Св. Алексий, невольно вовлеченный в дело, противное совести, удержал их от дальнейшего насилия. Михаил спешил удалиться, громогласно обвиняя Димитрия и Митрополита, хотя они клятвою обязали его быть довольным и не жаловаться! Он уступил, без сомнения также невольно, Городок или область Симеона Константиновича Князю Иеремию, с коим отправился туда чиновник Московский. Князь Смоленский, добровольно или принужденно, соединил дружину свою с полками Литовскими, которые шли, не зная куда: ибо Ольгерд умел хранить тайну в важных предприятиях, чтобы нападать внезапно, и любил побеждать хитростию еще более, нежели силою. Он был окружен Россиянами и купцами иноземными; но цель его похода оставалась неизвестною в Москве до самого того времени, как сей завоеватель приближился к нашим границам.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Karamz...

Так они (в 1364 году) ходили по реке Оби до самого моря с молодым Вождем Александром Обакуновичем и сражались не только с иноплеменными Сибирскими народами, но и с своими Двинянами. Сей же Александр и другие смельчаки отправились вниз по Волге на 150 лодках; умертвили в Нижнем великое число Татар, Армян, Хивинцев, Бухарцев; взяли их имение, жен, детей; вошли в Каму, ограбили многие селения в Болгарии и возвратились в отчизну, хвалясь успехом и добычею. Узнав о том, Великий Князь объявил гнев Новогордцам; велел захватить их чиновника в Вологде, ехавшего из Двинской области, и сказать им, что они поступают как разбойники и что купцы иноземные находятся в России под защитою Государя. Правительство, извиняясь неведением, нашло способ умилостивить Димитрия. Самая язва не прекратила междоусобия Тверских Князей. Василий Михайлович Кашинский, долговременный неприятель Всеволода Холмского, ссорился и с братом его, Михаилом Александровичем (княжившим прежде в Микулине) за область умершего Симеона Константиновича. Дядя хотел быть Главою Княжения; а племянник доказывал, что он, будучи сыном брата старшего, есть наследник его прав и властелин всех частных Уделов. Они хотели решить тяжбу судом духовным: уполномоченный для того Митрополитом, Тверской Епископ обвинил дядю, но долженствовал сам ехать в Москву для ответа: ибо Василий и брат Симеонов, Иеремий Константинович, жаловались на его несправедливость Святому Алексию. Сие дело казалось неважным: открылись следствия несчастные для Твери и Москвы. Юноша Михаил имел достоинства, властолюбие и сильного покровителя в знаменитом Ольгерде Литовском, женатом на его сестре. Зная, что великий Князь и Митрополит держат сторону Василиеву – зная также намерение первого господствовать самодержавно над всею Россиею – Михаил уехал в Литву. Пользуясь его отсутствием, Василий и Иеремий гнали усердных к нему Бояр и, предводительствуя данною им от Димитрия Московскою ратию, опустошили Михаилову область, в надежде, что он не дерзнет возвратиться. Но Михаил спешил отмстить дяде и брату, ведя с собою войско Литовское; взял Тверь, пленил свою тетку и думал осадить Кашин, где заключился Василий; однако ж Епископ примирил их, с условием, что дядя уступит старейшинство племяннику и будет довольствоваться областию Кашинскою.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Karamz...

Тогда на следующий (1398) год, весною, новгородцы сказали своему господину владыке отцу Иоанну: «Не можем, господин отец, терпеть такого насилия от своего князя великого, Василия Димитриевича, что отнял у нас, у св. Софии и у Великого Новгорода пригороды и волости, нашу отчину и дедину, хотим поискать их», – и целовали крест все за один брат, что отыскивать им пригородов и волостей св. Софии и Великого Новгорода, сказали: «Или найдем свою отчину, или головы свои положим за св. Софию и за своего господина, за Великий Новгород». Владыка Иоанн благословил своих детей, и новгородцы с тремя воеводами отправились за Волок, на Двину, к городку Орлецу. На дороге встретил их вельский волостель владыкин, Исаия, и сказал: «Господа воеводы новгородские! наехал князя великого боярин Андрей с двинянами на Софийскую волость Вель в самый велик день, волость св. Софии повоевали, а на головах окуп взяли; от великого князя приехал в засаду, на Двину, князь Федор ростовский городок беречь, судить и пошлины брать с новгородских волостей, а двинские воеводы, Иван да Конон, с своими друзьями волости новгородские и бояр новгородских поделили себе на части». Услыхавши об этом, новгородские воеводы сказали друг другу: «Братья! если так вздумал господин наш князь великий с клятвопреступниками двинскими воеводами, то лучше нам умереть за св. Софию, чем быть в обиде от своего великого князя», – и пошли на великокняжеские волости, на Белоозеро, взяли их на щит, повоевали и пожгли; старый городок белозерский пожгли, а из нового вышли князья белозерские с великокняжескими воеводами и добили челом воеводам новгородскими всему войску, заплативши 60 рублей окупа. Новгородцы захватили и Кубенские волости, воевали около Вологды, взяли и сожгли Устюг, где оставались четыре недели; отсюда двое воевод с детьми боярскими ходили к Галичу и только одного дня не дошли до него. Добычу взяли новгородцы страшную; пленников отпустили на окуп, потому что уже лодьи не поднимали, и многое принуждены были бросить. С Устюга Двиною пошли новгородцы к городку Орлецу, стояли под ним четыре недели, но когда начали бить пороками, то двиняне вышли из городка с плачем, и воеводы, по новгородскому слову, приняли их челобитье, схватили только воевод заволоцких, которые водили Двинскую землю на зло, по словам летописца: одних казнили смертию, других сковали, у князя Федора ростовского взяли присуд и пошлины, которые он побрал, а самого с товарищами оставили в живых; у гостей великокняжеских взяли окупа 300 рублей; у двинян за их вину взяли 2000 рублей да 3000 лошадей.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Solovev...

Но в 1403 г. последовало посольство в Москву Ентяка, а в 1405 г. еще одного посла – «казначея царева» 720 . И позже (1406–1408) ордынские отряды принимали участие в военных конфликтах Василия с Витовтом 721 . Очевидно, переговоры 1403 и 1405 гг. привели к заключению какого-то соглашения. В чем оно состояло, можно судить исходя из последующих событий. В ноябре 1408 г. Едигей внезапно двинулся на Москву, введя Василия в заблуждение утверждением, что идет на Витовта. Узнав о приближении татар, великий князь отправил к Едигею посла Юрия, который был захвачен правителем Орды. Василий, не дожидаясь подхода противника к Москве, отъехал в Кострому. Подойдя к столице 1 декабря, Едигей распустил войско по великокняжеским владениям. Были взяты Коломна, Переяславль, Ростов, Дмитров, Серпухов, Нижний Новгород, Городец (два последних – вторгшимся в московские владения отдельно от главных сил отрядом). Погоня, предпринятая за Василием, оказалась безуспешной. Едигей простоял у Москвы 20 дней, не предпринимая штурма 722 . На сей раз город был лучше подготовлен к осаде, чем в 1382 г.: в нем оставались дядя Василия Владимир Андреевич Серпуховский, а также братья великого князя Андрей и Петр. Очевидно, правитель Орды ждал возвращения разошедшихся отрядов и не спешил атаковать хорошо укрепленный Кремль. Но тем временем некий «царевич» попытался свергнуть оставшегося в Орде хана Булата (посаженного на престол Едигеем в предыдущем, 1407 г.) 723 . Получив весть об этом, Едигей решил вернуться; поскольку осажденные не знали о случившемся в Орде, правитель вытребовал у них «окуп» в 3000 рублей, после чего отправился восвояси 724 . Причины похода изложены в послании (так называемом ярлыке Едигея), наиболее ранний текст которого содержится в Новгородской Карамзинской и Новгородской IV летописях 725 . Отсутствие внелетописных списков этого произведения 726 породило некоторую осторожность исследователей по отношению к нему. Так, Л.В. Черепнин именовал послание «литературно обработанным ярлыком» 727 , Я.С. Лурье то писал, что ярлык, «по всей видимости, подлинный» 728 , то оговаривался, что до находки его списков, предшествовавших текстам Новгородской Карамзинской и Новгородской IV летописей, «мы не можем сказать, подлинный это документ или плод литературного творчества» 729 . Ч.Дж. Гальперин решительно, но без развернутой аргументации, высказался в пользу того, что послание является подделкой (forgery) 730 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Первым таким «царем» был Тимур-Кутлук (1396–1400). Главной задачей его и Едигея было продолжение борьбы с Тохтамышем, получившим поддержку великого князя литовского Витовта (тестя Василия Дмитриевича). Решающая битва произошла на р. Ворскле 12 августа 1399 г.: Витовт был разгромлен 713 . Согласно Троицкой летописи, между великим князем литовским и Тохтамышем было заключено соглашение, что хан в благодарность за помощь в восстановлении его власти посадит Витовта «на княженьи на великом на Москве» 714 . Трудно судить, насколько это свидетельство отражает реальность. Возможно, перед нами домысел московского летописца: до завершения работы над протографом Троицкой летописи отношения с Литвой продолжали оставаться враждебными. Что касается кануна битвы на Ворскле, то в это время Витовт активно претендовал на сюзеренитет над Новгородом Великим (в условиях, когда новгородцы вошли в конфликт с Василием Дмитриевичем из-за Двинской земли) 715 . В противовес действиям великого князя литовского Василий летом 1399 г. укрепил отношения с Тверским княжеством, обновив договор своего отца с Михаилом Александровичем: в новом докончании предусматривались совместные действия против Литвы 716 . С Ордой, однако, в этот период сотрудничества не было. Напротив, вскоре после разгрома Витовта на Ворскле, 25 октября 1399 г., Семен Дмитриевич с ордынским царевичем Ентяком захватили Нижний Новгород. Вскоре им пришлось покинуть город, опасаясь приближения московских войск. Эти войска возглавлял брат Василия Юрий Дмитриевич. Он совершил трехмесячный поход на Среднюю Волгу, в ходе которого были взяты города Булгар, Жукотин, Казань, Кременчуг 717 . Насколько Среднее Поволжье тогда подчинялось Едигею – неясно, но поскольку Ентяк позже был послом в Москву от Шадибека и Едигея, вероятно, и в 1399 г. он действовал с санкции последнего. В конце 1401 г. Василий послал своих воерод «искать» жену Семена Дмитриевича. Войска прошли через мордовскую территорию и «изнимаша» княгиню «в татарьскои земле». Узнав об этом, Семен в следующем году приехал из Орды в Москву, примирился с великим князем и был отправлен в ссылку на Вятку, где в конце того же года умер 718 . В московских действиях не заметно какой-либо оглядки на позицию Орды, поддерживавшей Семена. В заключенном 25 ноября 1402 г. договоре Василия с Федором Ольговичем Рязанским содержится уникальная формулировка: «А отдалится от нас Орда, тобъ (Федору. – А.Г.) с нами учинити по думе» 719 . Очевидно, в условиях внутри-ордынской борьбы и пребывания там реальной власти в руках незаконного правителя в Москве возникли надежды, что отношения зависимости уйдут в прошлое сами собой.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Три года прошло мирно: в 1395 году митрополит Киприан приехал в Новгород вместе с послом патриаршим и запросил суда; новгородцы суда ему не дали, и несмотря на то, при отъезде он благословил владыку Ивана и весь Великий Новгород. Но в 1397 году великий князь вдруг послал за Волок на Двину бояр своих, приказавши объявить всей Двинской свободе (колонии): «Чтоб вам задаться за великого князя, а от Новгорода бы отняться? Князь великий хочет вас от Новгорода оборонять, хочет стоять за вас». В дошедших до нас летописях выставлена одна причина такого поступка великокняжеского: Василий Димитриевич вместе с Витовтом литовским отправили послов своих к новгородцам с требованием разорвать мир с немцами; новгородцы не послушались князей и дали такой ответ в Москву: «Князь Василий! С тобою у нас мир, с Витовтом другой, с немцами третий!» Но есть очень вероятное известие, что великий князь решился захватить Заволоцкую свободу, узнавши о сношениях новгородцев с Витовтом литовским, который склонял их поддаться ему. Как бы то ни было, бояре двинские и все двиняне задались за великого князя и целовали ему крест; но Василий не удовольствовался этим, послал войско захватить Волок Ламский, Торжок, Бежецкий Верх, Вологду, после чего сложил с себя крестное целование к Новгороду и крестную грамоту скинул. Новгородцы сделали то же самое, но хотели кончить дело миром, и когда митрополит прислал ко владыке, чтоб тот ехал в Москву по святительским делам, то вместе с архиепископом новгородцы отправили к великому князю послов своих: владыка подал великому князю благословение и доброе слово, а послы – челобитье от Новгорода; владыка говорил Василию: «Чтоб тебе, господин сын князь великий, мое благословение и доброе слово и новгородское челобитье принять, от Новгорода от своих мужей вольных нелюбье отложить, принять их в старину; чтобы при твоем, сын, княжении другого кровопролития между христианами не было; а что ты, сын князь великий, на крестном целовании отнял у Новгорода Заволочье, Торжок, Волок, Вологду, Бежецкий Верх, того, князь великий, отступись, пусть пойдет то к Новгороду по старине, и общий суд на порубежьи отложи потому что это не старина». Но великий князь не принял ни благословения, ни доброго слова от владыки, ни челобитья от послов новгородских и мира не взял.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Solovev...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010