Его создание является особым творческим актом Бога. Бог создает его «своими руками». Адаму усваивается особое наименование «раеродного» (παραδεισογενς), слово до св. Анастасия неизвестное. По-видимому, автор не решается приписывать праотцу бессмертия по существу, так как говорит о нем: «Адам был посреди тления и нетления». Таким образом, из рук Божиих выходит особое, совершенное создание «животное разумное, смертное и способное к пониманию и восприятию наук (знания) " » 1379 . Образ и подобие Божие Св. Кирилл Александрийский «не одобряет… различия между образом и подобием, считая оба слова имеющим одно значение, тем более что евреям было обычно помещать друг против друга синонимические слова» 1380 . У него образ и подобие Божие, скорее всего, являются синонимами, «Образ Божий усматривается только в духовной, а никак не в телесной природе человека. Это, прежде всего, разумность и свободная воля, стремление к добру, φιλρετου и к господствованию» 1381 , при этом «человек есть образ не только Триединого, но и Триипостасного Бога. Потому-то при творении и сказано: «сотворим человека по образу Нашему, чтобы кто не сказал: «мы созданы по образу Бога, но не Сына» или другой кто: «а мы по образу Сына, но не Отца», но чтобы всякий знал, что по образу всей неизреченной природы Божества " » 1382 . По Блаж. Феодориту Кирскому «образ находится в разумном и свободном духе человека. Совершенство и превосходство первозданного человека представляется, кроме того, и в его бессмертности» 1383 . Кроме того «Бог как Сам имеет владычество над всеми, так и человеку дал власть над бессловесными животными. Но можно найти и другие черты, показывающие подобие первообразу… созидая, человек уподобляется несколько Творцу, как образ Первообразу» 1384 . «Человек и царствует, и производит суд, подобно Богу всяческих... уподобляется Ему и… ум человеческий, потому что в одно мгновение обтекает и восток, и запад, и север, и юг, и небесное, и преисподнее… в душе человеческой и другое, еще более точное подобие, потому что имеет она в себе и разумную, и жизненную силу» 1385 .

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

Прежней анархии быть уже не может, поскольку общество становится все более управляемым: «слабостью Временного правительства и правления Керенского анархия у нас была допущена, и лишь длительными усилиями советской власти к настоящему времени подавлена (да и то не сполна) Порядок, достигнутый советской властью, должен быть углубляем и укрепляем, но никак не растворен при переходе к новому строю» 1382 … Сила этого порядка сказалась и на трагической судьбе Флоренского… В августе 1937-го Ежов издал приказ о репрессировании «наиболее активных контрреволюционных элементов», и для Соловков была утверждена разнарядка – 1200 человек… Кто только из русских мыслителей и деятелей культуры не оказывался под поистине гипнотическим воздействием Флоренского! И о. Сергий Булгаков , и А. Ф. Лосев , и В. А. Фаворский, и М. В. Юдина… Даже М. Волошин отнес «Столп» к немногим избранным томам прозы, которые всегда хотел бы иметь с собой 1383 … Н. О. Лосский утверждал, что «подхватил мысль Флоренского о единосущии тварных личностей» 1384 , а И. А. Ильин как-то на публичной лекции стал спорить с Флоренским и, неожиданно потеряв нить рассуждений, отступил, и на другой день вынужден был отмежевываться от своих слов 1385 … Не избежал в свое время увлечения Флоренским и о. Г. Флоровский , который в начале 1920-х относил «Столп…» к «предельным» достижениям русской мысли… Сила Флоренского была, как теперь уже вполне очевидно, не в конкретных результатах, а именно в умении через якобы конкретное сопряжение разных подходов и планов бытия привести читателя и слушателя к состоянию некоего иррационального quasi-nohuмahuя, к «любезной непонятности», втягивающей в мистическое мироощущение. «Это гибкая и растяжимая сеть, – писал он по поводу одного из своих экскурсов, – имеющая уловить современное сознание, но над дальнейшим плетением ее пусть трудятся уловленные» 1386 . В письмах Флоренского из мест заключения уже нет того позерства, которое характерно для «Столпа…». Тут он действительно искренен, и только по этим письмам можно судить о его подлинной ценностной ориентации.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/rus...

Это учение о Софии, различение её от души мира осталось у Соловьева уже до конца жизни неизменным; особенно важно то, что София есть небесное существо. Однако её участие в возникновении мира нарушает цельность этой концепции, – и тут у Соловьева (как и у его последователей) снова возвращаются мотивы, которые были уже выражены в «Чтениях». Творение для Соловьева «не есть непосредственное дело Божие»; истинной «причиной и принципом» тварного бытия, в котором Бог создает «небо и землю», является София. Но существуя «от века и субстанциально в Боге», София «действительно осуществляется в мире, последовательно воплощается в нем». Душа мира тоже от века существует в Боге в «состоянии чистой мощи, как скрытая основа (!) вечной Премудрости » 1379 . Это снова и неожиданно сближает Софию с душой мира, ибо душа мира тут же именуется даже будущей «Матерью внебожественного мира». Она уже отделяется Соловьевым от хаоса (хотя выше 1380 она объявляется «субъектом внебожественной природы или хаоса»), ибо она лишь «доступна действию и противобожественного начала» 1381 . Начало хаоса («вечное и безвременное») получает свободу от Бога, – его сам Бог «пробуждает в душе мира», – и здесь начинается борьба Софии и хаоса (по другой редакции: «Божественного Слова и адского начала») 1382 «за власть над мировой душой». «Творение есть постепенный и упорный процесс» (благодаря этой борьбе) и состоит он «во все более и более глубоком и полном объединении материальных элементов и анархических сил, в преображении хаоса в космос». Свидетельством того, что «космическая история есть медленное и мучительное рождение " является для Соловьева существование допотопных чудовищ (ихтиозавры, плеозавры и др.). «Разве могли они принадлежать совершенному и непосредственному творению Бога?» – спрашивает он. Вся эта концепция очерчена недостаточно четко и не свободна от противоречий 1383 . Те позднейшие варианты, которые мы находим в статье «О смысле любви», или в статьях, посвященных поэзии Тютчева и Алексея Толстого (в т. VII), не вносят сюда ничего нового. Любопытен разве термин «сизигия» или соединение идеальной стороны мира с его реальной стороной, соединение личного активного начала с всеединой идеей 1384 . Приведем лишь несколько любопытных формулировок знакомых уже нам идей. «Явления всей природы, каков бы ни был их механический состав, говорят нам в своей действительности о жизни и душе великого мира» 1385 . Это убеждение в том, что мир является одушевленным целым, было действительно коренным убеждением Соловьева 1386 . Кстати, отметим: то, что Соловьев отделяет понятие души мира от идеи Софии, это оказалось плодотворным для развития принципов космологии в дальнейшей русской мысли (даже если не соглашаться с отожествлением души мира с хаосом). Отметим ещё существенное признание Соловьевым «нераздельной связи» мира органического и неорганического 1387 .

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Zenkov...

   Жалею о заблуждениях сына вашего. Если он искренно соболезнует нищим, то это может привлечь к нему милость Божию — отрезвляющую. Или жизнь исправить.    Мальцу, когда приедет, скажите потихоньку: не слушай брата; он стал немного заговариваться.    Даруй вам Господи оправиться поскорее и Черничке.    Враг всюду сеет свои плевелы, которые кружатся в воздухе и залетают в души тех, кои стоят разинувши рот, т.е. не внимают себе.    Господь да устроит путь ваш на Вышу.    Терпите и молитесь! И благодарите: ибо Бога, — и все во благо.    Спасайтесь!     Ваш богомолец Еп. Феофан. Письмо 1384. Недоразумение с записками посетительниц Выши. Опыт лечения водою Вревского    Милость Божия буди с вами!    Благослови Господи причаститься вам св. Христовых Таин во спасение!    Евлампий напутал вам. Я хотел перестать принимать записочки и вопросцы, от поклонниц приходящих сюда, а мне совсем неизвестных. Не зная их, затрудняешься, что им ответить, — и пишешь большею частью общие мысли. Пишут же они иногда дело, а иногда пустошь. — Но я тут же и раздумал; потому что какой ни есть, все же ответ дается. Отказ же всегда оскорбителен.    Эта моя загадка — ни вас и никого из знаемых не касалась.    Извольте на Евлампия епитимию наложить, потому что он против вас погрешил.    Действия воды пока не вижу. — Это простая Невская вода, пропитанная электро-магнитизмом. Она бывает разных напряжений, кои означаются номерами.    Благослови Господи путь ваш — обратный. Мало молились!    Спасайтесь!     Ваш доброхот Еп. Феофан. Письмо 1385. Лечиться молоком можно и в пост. О письме Софии N и сожаление о сыне    Милость Божия буди с вами!    Христос Воскресе!    Поздравляю с светлым праздником! Дай вам, Господи, всякое утешение и духовное, и житейское!    Сорадуюсь вам в вашей радости о св. Причащении, буди сие во спасение!    Собираетесь молочничать! Добре! Да будет во здравие. Поелику это будет, как курс лечения, то тут нет никакого греха, если нарушится пост.    София о себе ничего не пишет; а тех лиц, о коих она поминает, я совсем не знаю. Но как это вас радует, радуюсь с вами и я.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

4. Брат вопросил авву Моисея: «Что помогает человеку во всяком труде его?» — Старец сказал: «Бог, потому что говорит Писание: Бог нам прибежище и сила, помощник в скорбех обретших ны зело» [ 1381 ]. 5. И еще брат спросил: «Что происходит от пощения и бдения, совершаемых человеком?» Старец сказал: «Они укрощают тело и смиряют душу, как говорит Писание: виждь смирение и труд мой, и остави вся грехи моя [ 1382 ]. Если душа принесет эти плоды, то Бог милует ее ради их [ 1383 ]. 6. Сказал старец: «Когда раб возложит укоризну на себя (обвинит себя) и скажет: я согрешил, — немедленно господин его милует его» [ 1384 ]. 7. Сказал авва Моисей: «Если будем внимательны к своим грехам, то не будем смотреть на грехи ближнего. Безумно — оставить своего мертвеца и идти плакать над мертвецом ближнего» [ 1385 ]. 8. Он сказал: «Умереть для ближнего значит: ощущать грехи свои и не помышлять ни о ком другом, хорош ли он или худ. — Не делай никому зла и ни о ком не мысли зла в сердце твоем. Не презирай того, кто поступает худо. Не входи в общество с человеком, вредящим своему ближнему, и не радуйся с тем, который делает зло другому. Не укоряй никого, но говори: Бог знает каждого. Не соглашайся с клеветником, не забавляйся его злоречием; но и не питай ненависти к тому, кто поносит ближнего своего. Вот что значит не осуждать, по Писанию: не судите, да не судими будете [ 1386 ]. Не имей вражды ни с кем, и не питай вражды в сердце твоем, не ненавидь и того, кто враждует на ближнего своего. В этом-то и состоит мир. Утешай себя тем, что труд — кратковременен, а упокоение за него вечно, по благодати Бога-Слова» [ 1387 ]. 1. Авва Пимен Великий выразил с детства особенное расположение к монашеству как к духовной науке, как к науке из наук. Тщательное изучение глубоких изречений этого Отца, облеченных в необыкновенную простоту слова, доказывает, что он достиг самого правильного самовоззрения. Достигал он его при свете Евангелия, стяжал он его при свете благодати Святого Духа, обильно осенившей его блаженный подвиг.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

Религиозными вопросами заинтересовались народные массы. Свидетельство тому – религиозные диспуты. Их посещают охотно и в громадном количестве люди самых разных положений, возрастов, профессий. Достаточно раз побывать на этих диспутах, чтобы убедиться, насколько велик ныне интерес к религиозным вопросам. Одни идут сюда с целью, чтобы хоть что-нибудь услышать в защиту своей веры, другие за тем, чтобы еще более углубиться в своем самомнении, неверии и отпадении от Церкви. Мы переживаем острый и великий момент в религиозной жизни русского народа. Быть только зрителем этого религиозного явления, бездействовать и не принимать в это время никаких безотлагательных мер, по нашему мнению, немыслимо и недопустимо. На местах в епархиях полная растерянность: не знают с чего начинать и как бороться с этим атеистическим шквалом. Внешние условия для ведения этой борьбы складываются весьма неблагоприятно. Нужно сознаться, что миссия наша в большинстве случаев работала не в этом направлении. Она сама крайне нуждается и в указании, и в руководстве. Эти указания должны исходить из Синодального миссионерского совета. 1384 Это письмо стимулировало решение Патриарха, Синода и Высшего церковного совета от 19 октября (1 ноября) 1918 г. об учреждении Миссионерского совета, предусмотренного определением О внутренней и внешней миссии. 1385 Председателем этого совета стал митрополит Владимирский Сергий (Страгородский) . Судя по сохранившимся протоколам, последний из которых датирован 29 августа (9 сентября) 1919 г., всего состоялось 38 заседаний Миссионерского совета. Задачи, которые должен был решать этот орган, сформулированы в ходе первого заседания, на котором присутствовало всего четыре человека – митрополит Сергий (Страгородский) , П.А. Миртов, А.Г. Куляшев и А.В. Карташев . Члены Совета исходили из того, что в новых условиях миссия не может ограничиваться в своей деятельности только защитой догматического и нравственного учения Церкви и даже борьбой с неверием. Миссионеры должны быть в состоянии давать ответы на будоражащие общественное мнение социальные вопросы: о социальном равенстве людей, о возможности устройства социальной жизни на безрелигиозных началах, об отношении христианства к социализму, о коммунизме и об отношении его к раннему христианству, об участии народа в государственной власти и т.д.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Krav...

Столкнувшись с этими испытаниями можно возроптать и усомниться в величии Божьем. Ведь если болезни и смерть неизбежны, то и наша жизнь становится несправедливой и бессмысленной. Разве справедливо то, что у одного прекрасное здоровье, а другой страдает тяжким недугом. За что именно ему такое наказание? Разве справедливо, когда смерть похищает одного из двух близких людей. Неужели они были хуже тех, которые прожили жизнь в благополучии? Как нам смириться с мыслью, что всё нажитое трудом приходится в один миг терять пред лицом смерти. Советы, данные Святителем, помогут нам отойти от тех ценностей, которые навязываются нам падшим миром и взглянуть на жизнь так, как учит нас Евангелие.   Глава 1. Болезнь 1. О болезни   Болезнь — дело Божией Премудрости Милость Божия буди с вами! Если все от Господа, то и болезнь ваша от Него же. Если все от Господа к лучшему, то и болезнь ваша. Болезнь ваша помешала вам ехать в Москву. Следовательно, не ехать в Москву в настоящее время для вас лучше. И успокойтесь на этом, — и не загадывайте, не смотря на болезнь ехать. Москва не уйдет, и дорога к ней после будет также открыта, как и теперь. Пройдет болезнь, и съездите в Москву. Вот причастились св. Христовых Тайн. Слава Богу. Если б тут была помеха, то было бы жалости великой достойно. Но другое то — все мелочь. Враг внушает: не выдержишь. А вы отвечайте: и не берусь сама одна выдержать, но надеюсь, что милостивый Господь не оставит меня одну, а поможет устоять, как помогал доселе. 1381 письмо 848 вып. 5 стр. 4)   Болезнь Опять болезнь! Дай вам Господи терпение и благодушие, и избави от ропотливости грешной! Не смотрите мрачно на немощи. Оне указывают скорей на милость Божию и Божие к вам внимание, нежели на неблаговоление. Что от Бога, все ко благу. 1 июля 1888 г. 1384 письмо 864 вып. 5 стр. 6)   Есть болезни, на излечение коих Господь налагает запрет, когда видит, что болезнь нужнее для спасения, чем здоровье. Не могу сказать, чтоб это не имело места в отношении ко мне. 1385 письмо 1018 вып. 6 стр. 18)

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=716...

Исходя из сформулированного в XIII в. принципа, что в одном диоцезе не могут сосуществовать епископы двух разных конфессий, папа уже в 1372 г. предложил удалить «схизматических епископов» с их кафедр на территории Галичины. В 1375 г. папской буллой для этой земли было учреждено архиепископство с центром в Галиче (позднее во Львове), в состав которого были включены ранее созданные епископства в Перемышле, Владимире и Холме . В 80-х гг. XIV в. к их числу, по-видимому, прибавилось епископство в Каменце-Подольском, на землях Кориатовичей . Папа своим распоряжением повелел удалять с этой территории «схизматических епископов» как «отвергнутых и недостойных» (reprobos et indignos ), но предписание не могло быть выполнено, и эта часть буллы осталась только декларацией. Римской курии пришлось примириться с сосуществованием на территории Восточной Европы двух церковных иерархий, принадлежавших к разным христианским конфессиям. Значение буллы не ограничивалось тем, что для Галицкой Руси была создана пока на бумаге автономная церковная структура. Может быть, не менее важно, что булла послужила толчком к созданию первых реально действовавших католических епископств на «русских» землях. По-видимому, вскоре после ее выдачи Владислав Опольский наделил архиепископскую кафедру во Львове обширными земельными владениями, включавшими несколько волостей, и десятиной от городских пошлин . Эгерский каноник Матфей, поставленный папой во исполнение буллы, и его преемник Бернард с конца 70-х гг. уже находились на Руси. Они были связаны с венгерскими властями, и, возможно, поэтому кафедра утратила земельные владения с новой сменой власти. Постоянно находился в своем епископстве и поставленный 13 апреля 1377 г. Перемышльский епископ Эрик Винсен. В 1384 г. кафедра получила значительные земельные дарения от венгерской королевы Марии. К 1385 г. в центре диоцеза был построен кафедральный собор, а 1390 г. датированы статуты, регламентировавшие деятельность капитула как главного органа управления епископством .

http://sedmitza.ru/lib/text/443000/

—456— тельными фактами. Он не может сам по себе направлять поток своих мыслей, так как у него нет способности к самоуправлению. Поэтому на нем, как на музыкальном инструменте играют окружающие, причем он мыслит, чувствует, говорит, действует, как желают, чтобы он мыслил, чувствовал, говорил или действовал 1382 . В голове человека бодрствующего множество приобретенных опытов, идей друг друга задерживают и проверяют; права каждой идеи, так сказать ограничены со стороны других идей; каждая подлежит критике, и каждая занимает то место, которое принадлежит ей по ее относительному значению среди других идей. Совсем иначе дело обстоит в гипнотическом сне: здесь ум человека как бы на время превращается в tabula rasa, на которой гипнотизер может написать, что ему вздумается. Зато вся душевная энергия загипнотизированного сосредоточивается на внушаемых идеях и состояниях, и потому они, вопреки общему душевному усыплению приобретают необычайную интенсивность: внушенные образы получают необычайную яркость и живость, движения делаются поразительно верны и искусны, деятельность ощущений или воспоминаний, направленные гипнотизером на известные предметы, достигает невероятной степени интенсивности 1383 . «Ум у сомнамбул, – говорит Рише, – не разрушен: он спит. Сомнамбулу можно себе представить, как индивида, помещенного в пустыне, где полная тишина и безусловное молчание. Пусть тогда какое-нибудь раздражение поразит его чувства: это раздражение, которое прошло бы незамеченным в освещенной и шумной зале спектакля, становится всемогущим у обособленного индивида. Вот почему у сомнамбул слабые раздражения, незначительные внушения становятся точкой отправления для ужасающего ряда концепций воображения» 1384 . С известной точки зрения состояние сомнамбула может быть охарактеризовано, как состояние необычайной послушности и доверчивости. —457— Лица, хорошо подчиняющиеся внушению, исполняют все приказания гипнотизера и с доверием принимают все, что им говорят 1385 . По словам Бернгейма, доверие ко всякой внушаемой каким бы то ни было образом идее есть первоначальное и естественное состояние каждого нормального человека, и только опыт, показывающий, что далеко не всякая идея соответствует действительности, приучает нас критически относиться ко всякому внушению.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

XII . а) Отношение г. Ректора Императорского Московского Университета, от 20 сентября за 7297: „Вследствие отношения от 7 сего сентября за 526 имею честь уведомить Ваше Преосвященство, что к допущению кандидата богословия Василия Муратова к слушанию лекций на историко-филологическом факультете в качестве стороннего слушателя препятствий не встречается; право пользоваться книгами университетской библиотеки без внесения залога может быть предоставлено Муратову под ответственностью Академии“. —612— б) Прошение экстраординарного профессора Академии по кафедре библейской истории, в связи с историей древнего мира, Д.И. Введенского: „Честь имею просить Совет Московской Духовной Академии ходатайствовать перед Ректором Московского Императорского Университета о разрешении пользоваться мне книгами фундаментальной университетской библиотеки с правом отпуска их на дом. Вместе с тем покорнейше прошу Совет Академии дать за меня поручительство в том, что книги, в которых мне встретится надобность, будут возвращены мной в целости“. Определили : Просить г. Ректора Императорского Московского Университета о разрешении экстраординарному профессору Академии Д.И. Введенскому пользоваться книгами и журналами Университетской Библиотеки, с отпуском таковых на дом, под ручательство Совета Академии за целость и сохранность книг, – представив таковое же ручательство на текущий 1912–1913 учебный год и за профессорского стипендиата Василия Муратова. XIII . а) Отношение Правления Московской духовной семинарии, от 24 октября за 1385: „Вследствие отношения от 15 октября с. г., Правление Московской духовной семинарии препровождает при сём послужной список бывшего преподавателя означенной семинарии священника Ильи Гумилевского, составленный и выданный от 23 октября текущего года за 1384 и принадлежащие ему, Гумилевскому, документы: а) метрическое свидетельство за 1000, б) удостоверение окружного атамана Черкасского округа области войска Донского за 5154 и в) диплом, выданный Советом Московской духовной Академии от 5 июля 1907 г. за 745“.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010