Глава IX. МИТРОПОЛИТ КИПРИАН И МОСКОВСКИЙ СЕПАРАТИЗМ (1376–1381) 2 декабря 1375 года Филофей посвятил в Константинополе своего бывшего посла в России, болгарского монаха Киприана, на кафедру «митрополита Киевского, Русского и Литовского». 559 Необычными были и титул, и выбор времени: митрополит Алексий был еще жив и назывался «митрополитом Киевским и всея Руси». Те, кто по политическим или идеологическим соображениям находились в оппозиции к Филофею и Киприану, сочли поставление неканоническим. 560 Менее пристрастное изложение дела, освещающее истинные побуждения Филофея, можно найти в акте патриарха Антония (1389 г.). 561 Филофей отнюдь не стремился разделять митрополию, как это было в случае с посвящением Романа Каллистом в 1355 году. Он сознавал, что назначение второго митрополита при жизни предшественника возможно лишь в рассуждение «величайшей икономии» (? ? ). 562 Патриарх был озабочен тем, что на подвластных Ольгерду землях «многочисленный народ лишен епископского смотрения, стоит на краю ужасной катастрофы и духовной гибели, ему угрожает присоединение к другой церкви». Он, впрочем, не хочет «делить Русь на две митрополии» и потому назначает Киприана митрополитом тех областей, которые «митрополит Алексий в течение многих лет оставлял без пастырского попечения». Патриархат по-прежнему придерживался той политики, что «в будущем вновь должно быть восстановлено прежнее положение дел и единое управление митрополией». Поэтому в акте избрания (декабрь 1375 года) () указывалось, что «после смерти Алексия Киприан должен взять на себя управление всей Русью и стать митрополитом «всея Руси». 563 Таким образом, Филофей оставался верен позиции, которую занял в 1370 году; русская митрополия должна оставаться единой, но митрополит Алексий, политический приверженец Москвы, не может сохранить это единство и соблюсти интересы «византийского содружества». 564 Положение было настолько острым, что дожидаться кончины Алексия, чью дружбу и преданность Филофей продолжал высоко ценить, не представлялось возможным. Хитроумный патриарх разрешил дилемму, временно прибегнув к «икономии» и воспользовавшись помощью доверенного дипломата, удачливость которого в примирении русских князей уже дала себя знать в 1373–1375 гг. Личных связей Киприана – не только с Алексием, но и с русским монашеством, в частности, преп. Сергием, – было, казалось бы, достаточно, чтобы со временем он был принят как митрополит «всея Руси».

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Mejendor...

В определениях понятия веры по её интеллектуальной стороне Климент пользуется преимущественно воззрениями стоической гносеологии. Главным вопросом последней был вопрос о критерии истинности представлений, который стоики пытались определить через анализ последних 1372 . Представления (φαντασαι) возникают первоначально из воздействия, представляемого на душу 1373 . Они суть единственный материал, из которого образуются все виды наших познаний, – а восприятие – единственный их источник. Из восприятий возникает воспоминание, из однородных воспоминаний – опыт, из опыта – при посредстве заключения образуются понятия, выходящие за пределы непосредственно восприемлемого 1374 . Если образование понятий происходит не искусственным и методическим путём, а естественно и безыскусственно, в силу самой природы нашего мышления, то они носят у стоиков название πρληψεις 1375 (или κοινα ννοιαι), ибо они естественно возникают у всех и всем присущи; таковые πρληψες считаются у стоиков естественными нормами истины и добродетели и отличительным признаком существа разумного 1376 . Из искусственно образованных понятий возникает, как их система, наука 1377 . Критерий истинности познания стоики находили не в теоретической сфере, а в практической. Истинно то представление, которое соответствует действительности 1378 . Судить же о том, какое именно представление согласно с действительностью, мы можем по силе его действия на нас, по тому, вызывает или не вызывает оно у нас согласие на его признание 1379 . Это согласие или убеждение (σογκατϑεσις) само по себе ещё не связано необходимо с представлением как таковым и зависит от нашего суждения и нашей воли; оно так же в нашей власти, как и всякий произвольный поступок 1380 . Однако между представлениями есть и такие, которые сами собой непосредственно вынуждают у нас согласие признать их не только вероятными, но и прямо истинными. Такие представления у стоиков назывались понятными представлениями (φαντασαι καταληπτικα) 1381 , ибо твёрдость убеждения, вносимую ими в нас, стоики называли понятием или постижением (κατληψις). Таким образом, критерий истинности представления эти философы видели в непосредственно присущей последнему силе убеждения.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Mirtov...

Скачать epub pdf 52. Владимир Андреевич, прозванием Храбрый, князь боровский и серпуховский сын Андрея Ивановича, князя боровского, от второго брака с Марией (в иночестве Марфа), дочерью отца неизвестного. Родился в Москве, уже по смерти отца своего, 15 июля 1353 г.; по завещанию великого князя Ивана II (см. 98), родного дяди своего, получил, кроме отцовского удела, треть доходов с Москвы в 1359 г.; вместе с сыном Ивана II Дмитрием (впоследствии Донской, см. 71), ходил при войсках московских из Москвы к г. Владимиру, на Дмитрия III Константиновича, великого князя суздальского (см. 72), в самом конце 1362 г.; заключил родственный договор с новым великим князем Дмитрием IV (Донским), двоюродным братом своим, в 1364 г.; выгнал литовцев из Ржева, сидел с великим князем в Москве, осажденной Ольгердом, великим князем литовским, в 1368 г.; посланный предводить новгородцами, принудил немцев-рыцарей бежать от Изборска и Пскова в 1369 г.; при втором нашествии Ольгердовом стоял в Перемышле в 1370 г.; по силе договора великого князя с Новгородом назначался к предводительству новгородцами в 1372 г., вследствие чего оставался в Новгороде до половины 1373 г.; основал г. Серпухов в 1374 г.; участвовал в походе великого князя на Тверь в 1375 г., стоял три недели под Ржевом, но не взял его в 1376 г.; склонял св. Алексея, митрополита, благословить в преемники себе архимандрита Митяя, любимца великокняжеского, в 1378 г.; принудил к сдаче Стародуб и Трубчевск, отторгнутые литовцами, в 1379 г.; способствовал славной победе великого князя Дмитрия над Мамаем на Куликовом поле (Епифанского уезда Тульской губернии) 8 сентября 1380 г.; родившийся у него сын (Иван) крещен св. Сергием Радонежским, другом его, в 1381 г.; разбил близ Волока (Вышний Волочек) сильный отряд Тохтамышев в 1382 г.; ходил к Коломне на князя Олега рязанского (см. 152), с которым, однако, заключил мир в 1385 г.; был в походе великого князя на Новгород в 1386 г., поссорился с великим князем неизвестно за что в 1387 г.; примирившись, заключил с Дмитрием Донским второй родственный договор в 1388 г.; по вокняжении сына Дмитриева, Василия II (см. 45), огорчился непочтением бояр и уехал в свой Серпухов, а оттуда в Торжок, но великий князь примирил его с собою, дав ему, в прибавок к прежнему уделу, Волок и Ржев, в 1389 г.;

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Hmyrov/...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОАНН VII ПАЛЕОЛОГ (ок. 1370, К-поль - 22.09.1408, Фессалоника), визант. имп. (14 апр.- 14 сент. 1390), соправитель имп. Андроника IV (авг. 1376 - июль 1379), имп. Мануила II (с 4 дек. 1399). Сын царевича Андроника (имп. Андроник IV) и Марии, дочери царя Иоанна Александра Болгарского. В молодости И. П. стал участником многолетней междоусобной борьбы в Византии имп. Иоанна V Палеолога и его сына Андроника, к-рый в 1373 г. поднял мятеж против отца, после того как Иоанн V сделал соправителем младшего сына Мануила и тем самым лишил Андроника прав наследования. Победив сына, имп. Иоанн V приказал ослепить Андроника и И. П. Но у И. П., как и у его отца, зрение частично сохранилось. После такой жестокости примирение в семье Палеологов было невозможно; Андроник и И. П. искали случая, чтобы отомстить Иоанну V. В 1376 г., после очередного переворота, организованного Андроником при помощи генуэзцев, Иоанн V и его 2-й сын и соправитель Мануил II были арестованы, а Андроник и И. П. провозглашены императорами в К-поле. В 1379 г. вновь произошел переворот, сопровождавшийся многодневными уличными боями в К-поле (1 июля - 4 авг.). Иоанн V, поддержанный османским султаном Мурадом I, сверг Андроника IV и И. П., и они бежали в Галату под защиту генуэзцев. В 1381 г. по настоянию Мурада Иоанн V и Андроник IV примирились; по условиям соглашения И. П. получил во владение г. Силимврию. В 1383 г. Андроник, явно при участии И. П., предпринял еще одну неудачную попытку захватить власть. Он умер в 1385 г., И. П. продолжал враждовать с Иоанном V. 14 апр. 1390 г. в отсутствие в К-поле Иоанна V и Мануила II И. П. захватил столицу, объявил о свержении императоров и взошел на престол. Однако он не смог утвердить свою власть. Поддержавшие И. П. венецианцы не пришли ему на помощь. Мануил II осадил город, овладел большей его частью и в течение нескольких недель держал И. П. в осаде во Влахернском дворце. В сент. 1390 г. И. П. бежал из столицы и через некоторое время был принят в Бурсе при дворе Баязида I, который был заинтересован в сохранении нестабильного положения в империи и в И. П. как в претенденте на визант. престол. При этом И. П. был тесно связан с генуэзской Галатой; в сер. 90-х гг. XIV в. он женился на Ирине, дочери влиятельного гр. Франческо II Гаттилузи.

http://pravenc.ru/text/469764.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла «ВЕЛИКИЙ АРХИЕРЕЙ ИИСУС ХРИСТОС» Иконографический тип, представляющий Христа в архиерейском облачении; получил распространение в поздне - и поствизант. искусстве. Является одним из вариантов изображения Христа Первосвященника, в основе к-рого лежит текст: «Клялся Господь и не раскается: Ты священник вовек по чину Мелхиседека» (Пс 109. 4) и его истолкование в Послании к Евреям (4. 14; 5. 5-10). Встречаются как отдельные изображения «В. А.», так и в композициях « Евхаристия » и « Небесная литургия », распространенных в поздневизант. искусстве. Темы архиерейского служения Христа, единства небесной и земной литургии акцентированы в сцене «Причащение апостолов» в росписи на стене центральной апсиды в церквах: св. Никиты, близ Скопье (Македония), ок. 1320 г.; св. Николая Орфаноса в Фессалонике, 2-я четв. XIV в.; Христа Пантократора мон-ря Дечаны (Сербия, Косово и Метохия), 1338-1348 гг. (сцена помещена в конхе апсиды); Богоматери мон-ря Матейче, близ Скопье (Македония), 1356-1360 гг.; св. Георгия в Полошко (Македония), ок. 1370 г.- В. А. везде представлен в саккосе, без омофора, причащающим апостолов. «Иже херувимы» . Икона. 1570 г. (ГТГ) «Иже херувимы» . Икона. 1570 г. (ГТГ) В ц. Вознесения мон-ря Раваница (Сербия), ок. 1387 г., В. А. изображен в алтаре в композиции «Евхаристия» перед престолом, благословляющим обеими руками апостолов, облачен в саккос и омофор, и в куполе в композиции «Небесная литургия» - с кадилом в руках встречающим процессию ангелов с Дарами. Так же Он представлен в композиции «Небесная литургия» на панагиаре 2-й пол. XIV в. из мон-ря Ксиропотам, в апсиде ц. вмч. Димитрия Маркова мон-ря (Македония), 1376-1381 гг., в росписи купола ряда афонских соборов, напр. мон-ря Дохиар, 1568 г. В сцене «Поклонение жертве» в алтаре ц. мон-ря в Модриште (Македония), 80-е гг. XIV в., В. А. изображен с Евангелием в руках; на шитой катапетасме из Хиландара, исполненной мон. Евфимией в 1398/99 г.- благословляющим обеими руками, с предстоящими святителями Василием Великим и Иоанном Златоустом.

http://pravenc.ru/text/150091.html

Женский монастырь Нимник Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Монастырь Нимник , также известный как Марианский монастырь, (серб. Манастир манастир) — монастырь Браничевской епархии Сербской Православной Церкви, памятник культуры. Содержание История [ править править код ] В восточной части Сербии, на дороге, ведущей из Пожаревца в Велико Градиште, возле села Курьяче, находится средневековый монастырь Нимник. Люди приезжают сюда не только для того, чтобы увидеть эту святыню, но и из-за происходящих здесь чудес. По преданию, церковь построил воевода Богосав, примерно в 1371-1376 годах. Она упоминается в Раваничкой грамоте князя Лазаря (1381 г.), а затем в турецких дефтерах (16 век). После Первого сербского восстания церковь была подожжена, разграблена и полностью разрушена. На руинах Нимника в 1823 году жители Курьяче нашли часть имущества храма - кресты, литургические предметы и другие ценности, которые были переданы князю Милошу Обреновичу. На старом фундаменте несколько лет спустя князь Милош построил новую церковь, поставил иконостас, закупил самые необходимые церковные книги. При строительстве церкви использовались камни и кирпич из расположенного неподалеку древнеримского Виминациума. В одну из стен церкви встроили мраморного ангела, который был узнаваемой деталью римских мастеров-строителей. Помимо церкви была возведена колокольня, а колокола подарили местные жители. Последние два столетия Нимник был приходской церковью, а в 1936 году епископ Вениамин превратил его в женский монастырь, который действует и до наших дней. До сих пор точно не установлено происхождение названия монастыря. В народе существует легенда о молодой пастушке Николине: когда пришли турки и попросили показать им дорогу в монастырь, девочка, которой на тот момент было всего 12 лет, ответила на влашском языке «ну штиу нимик» (ориг. нимник – «я ничего не знаю»), за что поплатилась своей головой. Турки зарезали пастушку, а местные жители назвали храм созвучно с ее ответом - Нимник.

http://azbyka.ru/palomnik/Женский_монаст...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ЕВФИМИЙ Свт. Алексий, митр. Московский, постовляет Евфимия во епископа Тверского. Миниатюра из Лицевого летописного свода. 70-е гг. XVI в. (БАН. 31.7.30-1.Л. 660) Свт. Алексий, митр. Московский, постовляет Евфимия во епископа Тверского. Миниатюра из Лицевого летописного свода. 70-е гг. XVI в. (БАН. 31.7.30-1.Л. 660) Вислень († 1391, Чудов мон-рь в Москве), еп. Тверской. Основными источниками сведений о Е. являются древнерус. летописи, рассказ летописного характера, читающийся на бумажной вклейке 1438 г. в пергаменном Уставе из собрания ГИМ (Син. 331. Л. 277-277 об.), и Житие свт. Арсения Тверского. До поставления на Тверскую кафедру Е. был игуменом тверского мон-ря свт. Николая на Ручье, 9 марта 1374 г. хиротонисан во епископа Тверского. Хиротонию возглавил митр. св. Алексий , прибывший в Тверь в сопровождении патриаршего посла св. Киприана (впосл. митрополит Киевский и всея Руси). Поездке свт. Алексия предшествовало заключение мира между соперничавшими за великокняжеский стол Тверью и Москвой, в соответствии с договором Тверской вел. кн. св. Михаил Александрович «со княжениа с великого наместникы свои свел». Присутствие Киприана на хиротонии не было случайным, т. к. он был направлен на Русь, чтобы достичь примирения митр. Алексия с его противниками - Литовским вел. кн. Ольгердом и союзным ему Тверским вел. кн. Михаилом. В этих условиях на Тверскую кафедру был возведен Е.- представитель местного духовенства и ставленник тверского князя. В 1375 г., воспользовавшись обострением отношений между Ордой и московским кн. св. Димитрием Иоанновичем , вел. кн. Михаил Александрович разорвал мир с Москвой и попытался вновь захватить великокняжеский стол. Он потерпел неудачу и был вынужден начать мирные переговоры с кн. Димитрием, осадившим его в Твери. Для ведения переговоров кн. Михаил послал Е., мир был заключен на тяжелых для Твери условиях. В 1376 г. Е. крестил кнж. Микловсу, дочь Литовского вел. кн. Кейстута , в крещении получившую имя Мария, на следующий день Мария обвенчалась с кн. Иваном, одним из старших сыновей Михаила Александровича. Это свидетельствует о поддержке епископом политики сближения с Литвой, проводившейся тверским князем. Неясно, какова была позиция Е. во время церковной смуты. В этой связи заслуживает внимания свидетельство «Повести о Митяе», что сосланный Димитрием Донским осенью 1381 г. в Чухлому Пимен оттуда «введен бысть на Тферь». Во время нашествия Тохтамыша в авг. 1382 г. в Твери укрылся вместе с прп. Сергием Радонежским митр. Киприан.

http://pravenc.ru/text/187704.html

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Аннотация Одна из главных работ Иоанна Мейендорфа. «Византия и Московская Русь» посвящена эпохе, которая до сих пор почти неизвестна (во всяком случае для массовой аудитории) —  XIV веку. К тому «Византия и Московская Русь» разбирает её в очень интересной, непривычной перспективе. XIV век — эпоха формирования Московской Руси как государства и культуры. Причем это формирование происходило в крайне плотной культурной обстановке — паламитское возрождение в Византии, татаро-монгольское иго и влияние новых западных идей. Все эти противоречивые влияния на Московскую Русь прослеживает Мейендорф, считая их решающими для нашей страны. Мейендорф пишет о характере своей книги «Византия и Московская Русь»: «В настоящей книге сделана попытка расширить перспективу и рассмотреть зарождение Российской империи на более широком восточноевропейском фоне, учитывая, в частности, внешнеполитическую деятельность Византии и торговые интересы итальянских городов–республик Генуи и Венеции.» «Вопрос о том, какое место занимало византийское наследие в русской истории последующих столетий, не раз обсуждался. Наше исследование ограничено событиями XIV века и тем влиянием, которое византийская культура и византийское государство оказывали на Русь в течение именно этого периода. Очевидно, что в определенных аспектах это влияние было решающим.» Размах книги «Византия и Московская Русь» поможет понять её содержание: Византийская культура на Руси Катастрофы XIII века Татары, их западные соседи и русские данники Митрополия Киевская и всея Руси Победа исихастов в Византии. Идеологические и политические последствия Культурные связи Византии, южных славян и России Византия и Москва Патриарх Филофей и Русь (1364–1376) Митрополит Киприан и московский сепаратизм. (1376–1381) Литва поворачивается к Западу Читаемость: Язык: Объём текста: Все материалы, размещенные в электронной библиотеке, являются интеллектуальной собственностью. Любое использование информации должно осуществляться в соответствии с российским законодательством и международными договорами РФ. Информация размещена для использования только в личных культурно-просветительских целях. Копирование и иное распространение информации в коммерческих и некоммерческих целях допускается только с согласия автора или правообладателя  

http://pravbiblioteka.ru/book/vizantiya-...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АНДРОНИК IV ПАЛЕОЛОГ (11.04.1348, К-поль - 28.06.1385, Силимврия), визант. имп. (1376 - 1 июля 1379). Старший сын Иоанна V Палеолога и Елены Кантакузины, дочери Иоанна VI Кантакузина . Соправителем отца стал, возможно, до весны 1350 г., но не позднее 17 авг. 1355 г. Первый конфликт между ними возник в 1366 г., когда он не помог отцу, захваченному болгарами при возвращении из Венгрии; через 4 года он отказал ему в денежной помощи, когда по требованию кредиторов император был задержан в Венеции. Дважды А. П. поднимал мятеж против Иоанна V. В 1373 г. заговор был быстро раскрыт, А. П. заключен в тюрьму, лишен права на трон и подвергнут ослеплению (потерял один глаз). С помощью генуэзцев ему удалось убежать в Галату, заручиться поддержкой турок, и 22 авг. 1376 г. он вступил в К-поль в качестве императора. Офиц. коронация состоялась 18 окт. 1377 г. Отца и брата Мануила А. П. посадил в тюрьму. За помощь в захвате власти генуэзцы получили о-в Тенедос, а турки - г. Галлиполи. Патриарх Филофей Коккин (1364-1376) был низложен. Но через 3 года Иоанн V при поддержке турок вновь занял трон. По семейному соглашению 1381 г. А. П. был вновь признан престолонаследником и получил во владение Силимврию. В 1385 г. он вновь попытался выступить против отца, но потерпел неудачу. Вскоре после этого А. П. умер. От его брака с Марией, дочерью болг. царя Ивана Александра, родился буд. имп. Иоанн VII Палеолог , коронованный вместе с отцом в 1377 г. Ист.: Joan. Cantacus. Historia. T. 3. Passim; Chalcocond. Vol. 1. P. 34 sq.; Ducas. P. 65 sq. Лит.: Успенский. История. Т. 3. C. 604; Loenertz R. La première insurrection d " Andronic IV Paléologue, 1373//EO. 1939. Vol. 38. P. 342-345; D ö lger F. Zum Aufstand des Andronikos IV. gegen seinen Vater Johannes V. im Mai 1373//REB. 1961. T. 19. P. 328-332; PLP. 1989. Bd. 9, N 21438. S. 84; Nicol D. The Last Centuries of Byzantium, 1261-1453. Camb., 1993. P. 264 sq.; Р. Време Iobaha V Палеолога (1332-1391). Београд, 1993. С. 305-314, 350-354, 387-403. П. И. Жаворонков Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/115410.html

Псалом 104 Аллилуиа 1375 . Исповедайтесь Господу и призывайте имя Его, возвещайте в народах дела Его. Воспойте Ему и пойте Ему, поведайте о всех чудесах Его. Хвалитесь святым Его именем, да возвеселится сердце ищущих Господа. Взыщете Господа и укрепитесь, ищите лица Его всегда. Вспоминайте знамения Его, которые Он сотворил, чудеса Его в изречения уст 1376 Его. Семя Авраама – рабы Его, сыны Иакова – избранные Его! Он – Господь Бог наш, по всей земле суды Его. Он вечно помнит завет Свой, слово, которое Он заповедал в тысячу родов, Которое Он завещал Аврааму, в клятву Свою Исааку, И поставил ее Иакову в закон и Израилю в завет вечный, Говоря: «Тебе дам землю Ханаанскую, удел наследия вашего», – Когда они были малочисленны, очень незначительны и пришельцы в ней, И переходили от народа к народу и от царства – к другому народу. Никому не позволял обижать их и наказывал за них царей (говоря): «Не прикасайтесь к помазанным Моим и пророкам Моим не делайте зла» 1377 . И Он призвал голод на землю: всякий стебель хлебный истребил. Послал пред ними человека: в рабы продан был Иосиф. Стеснили оковами ноги его: в железо вошла душа его 1378 , Пока не пришло (в исполнение) слово его 1379 : (тогда) слово Господне воспламенило 1380 его. Послал (за ним) царь, и разрешил его владетель народов и освободил его. Поставил его господином над домом своим и правителем над всем владением своим, Чтобы он наставлял вельмож его, как себя 1381 , и старейшин учил мудрости. И пришел Израиль в Египет, и Иаков переселился в землю Хама. И весьма размножил Он народ Свой и сделал его сильнее врагов его. И возбудил 1382 в сердце их ненависть к народу Его и коварство 1383 против рабов Его. Послал (тогда) Моисея, раба Своего, Аарона, которого избрал Себе. Вложил в них слова 1384 о знамениях Своих и чудесах Своих в земле Хама. Послал тьму и навел мрак, ибо они воспротивились 1385 словам Его. Превратил воды их в кровь и уморил рыб их. Закипела 1386 земля их жабами (даже) в сокровищницах царей их. Он рек, и явились песьи мухи и мошки во все пределы их.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010