В конце 1722 года обер-прокурор обратил внимание Синода на крайнюю запущенность дел в монастырском приказе, зависевшую от неисправности судьи приказа, и Синод почти немедля назначил нового судью 1374 . В 1724 году обер-прокурор предлагал оштрафовать московскую духовную дикастерию, которая, вопреки общему требованию Синода, представила в Синод дело без своего мнения. Предложение это не было рассмотрено Синодом 1375 . Иногда обер-прокурор выступал с проектами новых постановлений. Так, в 1723 году он предлагал, ввиду уменьшающихся с каждым годом средств монастырского приказа и возрастающей недоимки за крестьянами церковных вотчин, вернуть монастырскому приказу розданные в управление монастырей заопределенные вотчины. Синод не согласился на это 1376 . По предложению обер-прокурора Синод учредил в 1724 году, по примеру светского ведомства, особую контору инквизиторских дел при Синоде 1377 . Иногда обер-прокурор входил с проектами решения синодальных дел, имевших, впрочем, отчасти и казенный интерес. Так, в 1723 году он предлагал Синоду об освобождении Петровского Высокого и Донского монастырей, по просьбам их настоятелей-архимандритов, от уплаты «презентальных денег» придворному священнику за объявление о рождении царевича, начисленных недоимкой с 1710 года; также – о продаже оставшегося после умершего в 1705 году Устюжского архиерея имущества в погашение сделанного на почившем начета в пользу казны 1378 . По предложению обер-прокурора собраны были сведения о наличности хлеба в заопределенных вотчинах 1379 . Иногда обер-прокурор выступал пред Синодом и в качестве ходатая по делам, не относившимся к обер-прокурорской должности. Так, в 1723 году Синод, по ходатайству обер-прокурора, дозволил выпустить в продажу 311 икон, задержанных у крестьян села Палеха. Крестьяне эти привезли всего 837 икон, из которых только 26 по осмотру были признаны хорошими, 500 признаны негодными и потому «счищены», а 311 признаны по достоинству – ниже среднего и были задержаны для исправлений 1380 . В 1725 году по просьбе обер-прокурора отданы Синодом «в благословение к супружеству некоей убогой девице» две иконы из конфискованных Синодом у казненного попа Лебедки 1381 . В октябре 1722 года обер-прокурор обращался к Синоду по своему личному делу; он просил назначить следствие о священнике, который держал у себя беглого крестьянина, принадлежавшего Болтину, и нанес ему побои. Синод исполнил просьбу обер-прокурора 1382 .

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

43) Тимофея Элура: из письма к Александру Колониму 1376 . В опровержение монофизитского учения приводятся места из православных Отцов: 44) свт. Кирилла Александрийского (6 цитат из 2-го письма к Сукенсу) 1377 ; из толкования на послание к Евреям 1378 ; письма к Сукенсу 1379 ; к Акакию 1380 ; из ответов на недоумения 1381 . Наконец, в обличение мыслей, пропагандируемых аполлинарм стами через подложную литературу, приведены цитаты: 45) из свт. Григория Нисского (против Аполлинария) 1382 , и 46) свт. Кирилла Александрийского (из письма к Сукенсу) 1383 . Всех святоотеческих цитат в этом самом богатом флорилегии собрано 92, не считая многочисленных выдержек из монофизитских писателей 1384 . Всматриваясь пристальнее в состав авторов, цитируемых Леонтием в этих флорилегиях, мы не можем не видеть, что он пользуется для своих целей писателями как Восточными, так и Западными, богословами как Александрийского, так и Антиохийского направления. У него не заметно предубеждения, нет предвзятости против тех или других авторов, лишь бы сочинения их представляли собой соответствующий доказательный материал. В этом отношении за Леонтием нельзя не признать права на всестороннюю широту в познании и на полную свободу в пользовании святоотеческой литературой. Против такого признания могут говорить разве лишь два факта, обращающие на себя невольное внимание читателя трудов Леонтия: это – преимущественные ссылки на свт. Кирилла Александрийского и отсутствие цитат из сочинений св. Льва, папы Римского. Цитат из Кирилла во всех флорилегиях у Леонтия насчитывается 63, то есть ровно четвертая часть всех вообще цитат (252). Дни нас теперь уже ясно, чем руководствовался Леонтий в таком обильном цитировании из свт. Кирилла. Для Леонтия существенно важной задачей его писательской деятельности было выяснить истину, что свт. Кирилл Александрийский учил вполне согласно с Халкидонским собором и не был ни монофизитом, ни аполлинаристом 1385 , как его обвиняли враги, но чистым синодитом, православным богословом, учившим об ипостасном соединении в едином Господе Иисусе Христе двух неслитных и нераздельных природ. Поэтому для Леонтия была особая необходимость цитировать постоянно свт. Кирилла, чтобы освободить его от всяких подозрений и односторонности и показать его истинную православность. Сочинения Кирилла на Востоке были так широко распространены в публике как никакие другие, поэтому трудно даже думать, что Леонтий не имел их у себя под руками, и если бы даже не имел их в своей библиотеке, то всегда и легко мог заимствовать их для своего пользования. Не так обстояло дело с сочинениями св. Льва, папы Римского.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej-Fokin/...

Абсолютное Понятие как «всеобщая Субстанция» и в то же время как «субъект» есть Дух. 1376 Это значит, что основное свойство Понятия – «самодеятельность в самосозидании» 1377 – составляет его духовность. 1378 «Дух» есть Понятие, имеющее само себя своим объектом; 1379 именно таков всегда по существу своему спекулятивный смысл. Поэтому можно сказать, что спекулятивные понятия суть «духовные сущности» 1380 или, что Понятие есть «чистый элемент» духовного бытия 1381 – «чистая самость» Духа. 1382 Это можно выразить так, что Дух есть мыслящее себя Понятие: в нем «субъект» совпадает с «объектом», 1383 «сущность» находится в единстве с «самостью», 1384 «материя» тождественна с «формою». 1385 Дух есть стихия мышления, 1386 разума. 1387 Отсюда его всеобщность, 1388 его внутреннее негативное 1389 беспокойство 1390 и его истинная бесконечность. 1391 Дух всегда остается «в себе» и «у себя»; 1392 он имеет свой центр в самом себе, 1393 и жизнь его есть чистое самоопределение; он «есть лишь то, чем он сам себя делает, и он делает себя лишь тем, что он есть сам по себе». 1394 Дух «начинает только со своего собственного бытия и относится только к своим собственным определениям»; 1395 в этом его субстанциальность и его свобода. 1396 Для него жить значит «быть для себя» 1397 и раскрывать свою сущность. Он есть «субстанция или реальное духовное существо», 1398 сущность которого в том, что оно дает откровение о самом себе самому себе. 1399 И в этих свойствах своих Дух является самою «знающею истиной» 1400 и критерием всякой сущности: «все, что обладает ценностью и значением, имеет духовную природу». 1401 Итак, абсолютное Понятие есть живая и самодеятельная, а потому субъективная Субстанция, творческое духовное существо. В нем источник всей и всяческой деятельности. Все, чему «Понятие имманентно», 1402 все живет и действует. Оно есть «вечное творчество», 1403 и движение его есть «всеобщая абсолютная деятельность». 1404 В этой деятельности оно раскрывает себя из глубины, развертывает свое содержание или, что то же, «реализует себя». 1405

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Ilin/filo...

(2) Я сам был у чистейшего источника, откуда, по-видимому, и следует, как и пытались вначале, вести воду с помощью арок 1375 , чтобы она доходила в городе не только до ровных и низких мест. Уцелело очень мало арок, поставить новые можно из каменных квадратных плит, взятых с места прежней стройки; остальные, мне кажется, следует сделать из кирпича: это и легче и дешевле. (3) И прежде всего необходимо тебе прислать водоискателя 1376 и архитектора, чтобы опять не вышло того, что уже случилось. Я утверждаю только одно: строительство это по своей полезности и красоте вполне достойно твоего века. 38 Траян Плинию. Следует позаботиться о проведении воды в город никомедийцев. Уверен, что ты подойдешь к этому делу с должной старательностью. С такой же старательностью, клянусь богом, покровителем клятв, надлежит тебе расследовать, по чьей вине никомедийцы потеряли до сих пор столько денег 1377 : пусть они, обмениваясь взаимными любезностями 1378 , не начинают свои водопроводы и тут же их не бросают. Что узнаешь, донеси мне. 39 Плиний императору Траяну. Театр в Никее 1379 , владыка, выстроенный уже в большей части своей, но не законченный, поглотил, как я слышу (я в отчете еще не разобрался), больше 10 миллионов сестерций, и боюсь, что напрасно. (2) Он оседает, и в нем зияют огромные трещины, потому ли, что почва здесь сырая и мягкая, потому ли, что самый камень слаб и крохок. Стоит рассудить, строить ли его дальше, оставить или даже разрушить. Субструкции 1380 и контрафорсы, которые там и сям здание поддерживают, по-моему, не столько прочны, сколько дороги. (3) Частные лица обещали прибавить многое к этому театру, а именно: басилики вокруг и портик 1381 над местами для зрителей. Все это теперь отложено, так как не закончены предварительные работы. (4) Те же никейцы начали, еще до моего прибытия, восстанавливать уничтоженный пожаром гимнасий в размерах более обширных и с большим числом отделений. Они уже истратили некоторую сумму, и боюсь, что без толку: в здании нет стройности и единства 1382 . Кроме того, архитектор, конечно, соперник того, кто начинал постройку, утверждает, что стены, хотя толщиной и в двадцать два фута, не смогут выдержать тяжести, которая на них ляжет, потому что внутри они набиты щебенкой и не обложены кирпичом 1383 .

http://azbyka.ru/otechnik/6/pisma-plinij...

на текст Писания. Так, в Мидраше Мелхиседек (11QMelch) Пс 82:1 и 7:8–9 относятся к основному прообразу Мессии – Мелхиседеку, и в них он именуется и соответственно. И.Д. Амусин добавляет, что в последнем случае на заменено комментатором Божественное имя . 1376 Евр.: , что можно перевести «будешь сильнее братьев твоих». См. тж. Septuaginta Deutsch, ad loc: в МТ другая вокализация, благодаря которой речь идет о «братьях», а не о «брате». М. Ципор в своем коммент. (Перевод книги Бытия Септуагинты. С. 331) считает чтение LXX первичным. 1377 На этот счет практически существует консенсус, как отмечает, напр.: Seeligmann I.L. Problems and Methods in Modern Septuagint Research//The Septuagint Version of Isaiah and Cognate Studies. P. 38. 1380 В евр. тексте речь идет об играющем младенце; поскольку же по-гречески глг. «играть» является однокоренным со словом «ребенок», можно предположить, что и для переводчика этот смысл сохранялся, однако для него было также важно отождествить этого «младенца» (νπιον), который овладеет гнездами змей, и «ребенка» (παιδον), являющегося в гл. 53 уже в другом качестве. Заметим к этому, что в Септуагинте дважды повторяется мотив осмеяния Левиафана, о чем в своем месте говорилось подробно, и это также терминологически связано с темой детской игры (см. Пс 103:26 LXX). 1381 В современном евр. тексте – т.е. первое слово стоит в сопряженной форме. 1383 О сознательности применения этого приема можно судить, напр., на основании Пс 85 . В начале псалма, в котором герой предстает «нищим» и «убогим» праведником, слово дважды переводится как δολος: «Спаси раба Твоего... Возвесели душу раба Твоего» (стт. 2:4). Но в конце, когда речь идет уже о получении прямых полномочий от Бога, терминология перевода меняется: «Дай державу (κρτος) Твою отроку (, πας) Твоему, и спаси сына рабы/отроковицы (, παιδσκη) Твоей. Сотвори со мною знамение во благо...» (стт. 16–17). 1384 The Dead Sea Scrolls Bible. New York, 1999. P. 585. Эта точка зрения восходит к Сандерсу (Sanders J.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/septuag...

Ни одна из сторон не доверяла другой. Опасаясь татарской мести и из страха лишиться важных экономических выгод, московская боярская партия и генуэзские дипломаты хотели бы вернуться к политике времен Ивана Калиты, при котором Москва играла роль татарского союзника на Руси. Поставление Митяя и его поездка в Орду были отражением именно этих политических устремлений. Однако сторонники сближения с Литвой и борьбы с Мамаем тоже не оставляли в покое князя Дмитрия Ивановича. От необходимости выбирать избавил его сам Мамай, которого случай с Митяем убедил в безуспешности дипломатии, почему он и решил привести Русь к повиновению военным путем. С востока ему грозил Тамерлан, который в 1370 году посадил на трон в Золотой Орде законного наследника, Тохтамыша (Мамай по рождению не принадлежал к династии). Московскому князю Дмитрию Ивановичу Мамай, распоряжавшийся лишь в западных пределах прежних татарских владений, доверял все меньше и меньше, так что медлить ему было нельзя. Поэтому он составил сильную и крайне опасную для Москвы коалицию, в которую вошли генуэзцы Кафы, князь Олег Рязанский, а самое главное — литовский князь Ягайло. Перед лицом надвигающейся угрозы Дмитрий Донской обратился к нравственному авторитету преп. Сергия и, открыто получив благословение на борьбу с врагом, начал поспешно собирать русских князей, среди которых оказались и два сына Ольгерда, братья Ягайло, — Андрей Полоцкий и Дмитрий Брянский. Решающее сражение произошло 8 сентября 1380 года в верховьях Дона, менее чем в 300 километрах от Москвы. Летописи называют его Задонщиной или Куликовской битвой. Впервые со времени татарского нашествия русские одержали победу над татарами. Здесь было нечто от политического парадокса: героем национального освобождения стал московский князь, хотя Москва, еще в начале века, возвысилась в значительной степени потому, что была главным на Руси союзником и пособником татар. Если раньше Москва одного за другим устраняла своих соперников политическим путем, то теперь ей принадлежала военная победа небывалого символического значения.

http://sedmitza.ru/lib/text/438222/

1373 См. Das Alte Testament ubersetzt, eingeleitet und erlautert von ( Prof.) D. Eduard Reuss, heraugegeben aus dem Nachlasse des Verfassers von Lic. Erichson und Pfarrer Lic. Dr. Horst. VI Bd: Religions – und Moralphiophie der Hebraer (Braunschweig 1894), S. 353: «Der Name des Konigs (Salomo’s) wurde zu einer Art Etikette der philosophischischen Litteratur». 1374 Heinrich Ewald пишет (Geschischte de Volkes Israel bis Christus, IV Bd: Geschichte Ezra’s und der Heiligherrschaft in Israel bis Christus. Zw. Ausgahe, Gottingen 1852. S. 551), что именем Соломона автор хотел показать, что здесь говорит мудрость еврейская. 1375 Проф. С. С. Глаголев замечает (Сверхъестественное откровение и естественное богопознание вне истинной Церкви, Харьков 1900, стрн. 152 и в журнале «Вера и Разум» 1899 г. 19, стрн. 281): «Соломон считается учителем мудрости, а не основателем философской школы, он – по мнению евреев – высказывал общеобязательные истины, а не личные гипотезы. Содержание книги премудрости является, значит (?), выражением общих убеждений, а не личных взглядов». 1376 В этом смысле книгу Премудрости Соломоновой характеризовал проф. Д. В. Постехов в своей диссертации: Книга Премудрости Соломона. Ее происхождение и отношение к иудейско – александрийской философии. Киев 1873. стрн. 68. 1379 Ven. Fr. W. Farrar отмечает, что автор книги Пр. Сол. более стилист, чем тонкий логический мыслитель, будучи эклектиком – систематизатором без отчетливого воззрения и без определенной теории (Wisdom в ed. by Henry Wace I, p. 406). 1380 См. напр. Ed. Reuss, Das Alte Testament ubersetzt VI, S. 345: «… man erst neuerer Zeit den «Prediger» als ein Ezeugnis der letzten Jahrhunderte des vorchristlichen Judentums erkannte und auch die Zweifel an der salomonischen Echtheit des Spruchbuches sich nicht mehr abweisen lassen». 1381 Ср. и Rev. James Moffatt, The Authonomy of Jesus: a Study in the Fourth Gospel в «The Expositor» 1901, VIII, p. 129: «Vestiges and echoes of Stoicism are to be noted possibly even in Ecclesiastes».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

Далее римская дорога (via militaris) направлялась к —137— Гиве ( Γαβα, Γαιβα, Γαβα-, Γαβαϑ, Γαβαν) 1370 . Гива, как показывает и самое название (холм), лежал на высоком конусообразном холме и, быть может, имела укрепления 1371 . От Иерусалима она отстояла на 30 стадий 1372 , или один час пути 1373 . Это было небольшое бедное се­ление 1374 , появившееся на месте большого города, принад­лежавшего колену Вениаминову, почему Гива иногда и на­зывалась Вениаминовой 1375 . На жителях Гивы тяготело позорное пятно страшного содомского разврата, за что, по суду всех колен, некогда был даже разрушен их древний город 1376 , и эта печать лишь только отчасти сглаживалась славой первого царя Саула, который был отсюда родом и иногда имел здесь свою царскую резиденцию 1377 , почему Гива иногда именовалась Гивой Сауловой 1378 . Оставив вправе Раму, дорога направлялась к северу, спускалась в глубокую долину, которая служила границей между северными – Самарийскими горами и южными – Иудей­скими 1379 , и снова поднималась к небольшому городу Беерот (, Βηρϑ, Βεηρωϑ, Βηβρ) 1380 , отстоявшему от Иерусалима на 2½ часа пути 1381 . Это местечко нахо-­ —138— дилось на хребте одной горной цепи, составлявшей собою водораздельную линию между бассейном Мертвого и Сре­диземного морей 1382 , откуда далеко видны окрестности. У подножия холма, на котором был расположен город, были прекрасные ключевые источники, которые и дали имя самому городу 1383 . На расстоянии от Беерота одного часа или 45 минут пути 1384 , в 12 милях (по Евсевию 1385 и Иерониму) или 4 стадиях к северу от Иерусалима, по обычной дороге отсюда в Сихем 1386 , следующим городом на пути свя­того Апостола был знаменитый Вефиль (, Bαιϑλ, Bϑηλα по Иосифу Флавию) 1387 . Город был расположен у подножия горы и отчасти на самой горе, отчего послед­няя и получила наименование Вефильской 1388 . С ним связывались важнейшие моменты древнейшей истории избран­ного народа. Тут некоторое время жил Авраам 1389 , здесь Иаков имел видение таинственной лествицы, вос­ходившей до небес и выслушал от самого Господа обетование 1390 ; здесь же впоследствии он, по повелению Господа, поставил жертвенник Богу, явившемуся ему, когда он бежал от лица Исава, брата своего, и по­лучив от Господа вместо Иакова имя – Израиль, выслу­шал снова Божии обетования 1391 . Одно упоминание самого названия города Вефиль должно было вызывать у свв. пут­ников воспоминания о всех этих событиях, так как это новое имя дано было городу, называвшемуся прежде

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Пытаясь ослабить Московское княжество, Мамай и Ольгерд предприняли в кон. 1375 г. нападения на союзников Москвы - Новосильское и Смоленское княжества. В ответ осенью 1376 г. Москва предприняла поход на возвращенную Литве Ржеву, войсками вновь командовал В. А. Ржева была осаждена, но, несмотря на трехнедельную осаду, московским войскам не удалось взять город. В 1379 г. В. А. возглавил поход на Литву. Московские войска прошли далеко на запад, захватив принадлежавшие Литве города Трубчевск и Стародуб Северский. Трубчевский кн. Димитрий Ольгердович вместе со своей семьей и дружиной перешел на службу к московскому вел. князю. В 1377 г. имя В. А. как одного из видных правителей Сев.-Вост. Руси встречается в выходной записи дьяка Алексея Владычки на Паранесисе Ефрема Сирина с прибавлениями (БАН. 31. 7. 2. Л. 259-259 об.; Пергаменные рукописи БАН СССР. С. 166-167). 15 июля 1380 г. в стольном городе В. А. Серпухове была освящена соборная Троицкая ц. Это случилось за неск. дней до получения в Москве известий о походе на рус. земли Мамая. В Москве стали спешно собирать полки, прибывавшие из Углича, Владимира, Суздаля, Ярославля, Белоозера. Из Боровска со своими силами пришел В. А. Московские князья разделили обязанности: Димитрий Иоаннович с основным войском выступил к Коломне, чтобы предотвратить возможную переправу войск Мамая через Оку, а В. А. остался в Москве готовить город к осаде. Узнав, что Мамай кочует у р. Мечи, Димитрий, вызвав из Москвы В. А. с дополнительными полками, перешел Оку и двинулся на юг к Дону. Здесь, при впадении в Дон р. Непрядвы, 8 сент. 1380 г. состоялось Донское побоище, впосл. получившее также название Куликовской битвы . В. А. принял самое деятельное участие в сражении. Об этом прямо свидетельствует московско-рязанский договор 1381 г., называющий полководцев рус. объединенной рати: «А что князь великии Дмитрии и брат князь Володимер билися на Дону с Татары». В. А. принимал участие в разработке плана сражения, организации и расположении рус. полков. Сам он возглавил правый фланг войска. Его полк правой руки был отправлен в засаду. Выступление засадного полка В. А. решило исход сражения. Позднейшие книжники стали называть В. А., как и Димитрия, Донским (или Задонским), а нек-рые из них - Храбрым. Мамай был разбит, а его гос-во вскоре прекратило свое существование.

http://pravenc.ru/text/159088.html

1376 Подобные рукояти со слегка зауженными и скруглёнными гранями имеются на ярославских благословенных крестах XVI века (см.: Игошев В. В. Ярославские серебряные и золотые кресты XVI–XVIII веков//Ставрографический сборник. Кн. II. М., 2003. Ил. 7), а также на ярославских восьмиконечных благословенных деревянных крестах конца XVI – первой четверти XVII века в басменных серебряных окладах. Это крест (ЯМ3. Инв. 7668) из Успенского собора г. Ярославля; крест (ЯМ3. Инв. 7670) из Афанасьевского монастыря г. Ярославля; крест (ЯМ3. Инв. 7680). 1377 Однако для более точной атрибуции двух крестов необходимо провести специаль­ное исследование этих памятников. 1378 Боковые и оборотная сторона оклада креста были утрачены, затем сделаны в 1862 году, что несущественно исказило его общую форму. 1379 О князьях Шаховских см.: Петров Π. Н. История родов русского дворянства. (Репр. изд.). М., 1991. С. 143–146. 1381 В Благовещенском соборе имеется северная алтарная дверь с трёхчастной композицией «строения» знатного горожанина посадника Леонтия Пырского (см.; Логвинов Е., В. Иконы «строения именитых людей» Строгановых//Искусство строгановских мастеров. М., 1991. С. 7; Трубачева М. С. Северная алтарная дверь Благовещенского собора//Древнерусское искусство. Исследования и реставрация. М., 2001). 1382 В описи Благовещенского собора этот наперсный крест указан как «невелик водосвященой». Савваитов П. Указ. соч. СПб., 1886. С. 40. 1383 Стиль и техника исполнения наперсного креста близки многочисленным деталям, выполненным в технике черни (ниелло) сольвычегодским серебряником на подписном киоте 1620 года (см.: Игошев В. В. Исследование и атрибуция серебряной басмы из Сольвычегодского музея//VII научная конференция «Экспертиза и атрибуция произведений изобразительного искусства». Материалы 2001. ГТГ. М., 2003. С. 169). 1384 См.: Игошев В. В. Ярославские серебряные и золотые кресты XVI–XVIII веков (к вопросу о типологии церковной утвари)//Ставрографический сборник. Кн. II. М., 2003. С. 140–141. Среди предметов церковной утвари в храмах Сольвычегодска известны и другие образцы ярославского серебряного дела XVII века. См.: Игошев В. В. Памятники ярославского художественного серебра XVII столетия в со­брании Сольвычегодского музея//VIII Тихомировские краеведческие чтения. Ярославль. (В печати.)

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/stavro...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010