Догадка эта кажется нам весьма остроумной, и крайне жаль, что ее ничем нельзя подтвердить, кроме предполагаемой ошибки у LXX. Да и на этой почве дело обстоит не особенно твердо. Чтение не точно соответствует греческому θσθε δ π τς καρδας μν. Соответственным чтением было бы –   (ср. коммент. § 6), а из него довольно трудно получить для оригинала . Мы, таким образом, должны отказаться от попытки усвоить последнему пророку имя «Халев». 6 Field, 1031. Бл. Иероним: «Denique exceptis LXX, alii interpretes nomen Malachi. ut in Hebraeo legitur, transtulerunt» (Hier., col. 1541 C) 7 Comm in Mal., Prologus. В комментарии своем на Агг.1:13 он говорит: «Quidam putant, et Iohannem baptistam et Malachiam, qui interpretatur angelus Domini, et Aggaeum quem nunc habemus in manibus, fuisse angelos, et ob dispensationem et jussionem Dei assumpsisse humana corpora, et inter homines conversatos». Hieronymus, col. 1399 C. 1541 B. 8 Тертуллиан , в своем соч. «Adversus Iudaeos» пишет: «… sicut per Malachiam angelum, unum ex duodecim prophetis dicit.» Tertullianus, col. 608 А. Но, нам кажется, нет основания, как делают некоторые исследователи, утверждать, будто и сам Тертуллиан разделял такое воззрение (Vgl. Nagelsbach, 754. – Reinke. 178). Против такого предположения Келер совершенно справедливо указывает на то, что, напр., тот же Климент Александрийский , который отожествляет (как увидим ниже) нашего пророка с первосвященником Иисусом, иногда называл его просто «κ τν δδεκα γγελος». Эпитет «ангела» мог сознательно прилагаться к пророку Малахии, без отрицания его человечества, – потому что древние толкователи находили для того основания в самом нравственном образе этого пророка (Kohler, 5, Anm). Последнее положение подтверждается словами св. Ефрема Сирина и св. Кирилла Алекс. «Народ, говорит первый, видя, что он по жизни своей подобен Ангелу Божию, назвал его Ангелом» (Ефр, 236). «Не без основания мог называться ангелом тог, говорит св. Кирилл, кто возвещал Израильтянам слова Божии» (Кир., 233–234).

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Tihomiro...

Только этим можно объяснить, почему оказались засыпаны многие рыбозасолочные цистерны с неиспользованными до конца остатками анчоуса, причем это обнаруживается даже там, где поблизости не велось возведение христианских храмов и, значит, херсонитам не было необходимости заниматься предварительной нивелировкой местности под их застройку. Насколько был мощным импульс к строительству можно судить по тому, что за сравнительно короткий срок, за четыре-пять десятилетий к началу VII в. в городе было сооружено свыше двух десятков одних только культовых построек, из них 11–12 базилик (рис. 394). Следовательно, на одну постройку уходило в среднем три-четыре года и это был очень высокий темп, который трудно было выдерживать не столько физически, сколько экономически. А. И. Романчук обратила внимание на свидетельство Льва Диакона о том, что для восстановления обрушившихся от страшного землетрясения в конце X в. купола и западного свода Великой церкви потребовалось шесть лет, что заставляет усомниться в масштабах строительной деятельности херсонитов 1398 . Даже если указанный срок относится только к работам в Св. Софии, а не к прочим разрушенным домам и селениям, о которых писал хронист, объективности ради следует учесть и другие примеры. Так, поздневизантийские задачники, отражавшие реальную практику жизни, указывали, что для строительства простого безордерного здания, дома, усадьбы было достаточно 30–50 дней 1399 . Разумеется, общественные здания требовали больше средств и усилий, но и они порой воздвигались весьма споро. Продолжатель Феофана сообщает, что в честь мятежника Вардана Турка, провозглашенного василевсом летом 803 г., был «построен и возведен храм», причем произошло это немногим более чем за месяц, так как Вардан поднял восстание 19 июля, а уже 8 сентября покинул свое войско 1400 . Понятно, что этот храм в одной из малоазийских фем соорудили местные опытные, вполне квалифицированные икодомы, для которых такие работы были не в новинку. Можно не сомневаться, что их херсонские коллеги по ремеслу не уступали им в опытности и сноровке.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

1875 г., N 973. В силу 1399 ст. Х т. 1 ч. не может быть продано лишь такое принадлежащее продавцу движимое имущество, на которое наложен арест или секвестр. Что же касается до продажи движимого имущества, составляющего обеспечение какого-либо договора собственника оного с другим лицом, то в законе (Х т. 1 ч. 1667 и 1673 ст.) установлены точные правила, при соблюдении которых такое обеспечение имеет силу и дает кредитору, принявшему движимое имущество в обеспечение, закладное право на оное, имеющее обязательную силу не только для должника и его наследников, но и в отношении третьих лиц, вступивших впоследствии в сделку с должником о том же имуществе. При несоблюдении же этих правил, когда кредитор оставляет принятое в обеспечение имущество в распоряжении должника, и даже без всяких определенных признаков своего закладного права на него, существование этого права остается совершенно неизвестным третьим лицам, которые, таким образом, могут вступить с собственником в сделку относительно приобретения имущества, не имея никакого основания предполагать, что собственник ограничен в праве распоряжения имуществом, состоящим в его владении. В таком случае, очевидно, закладное право, как неукрепленное и неохраненное кредитором в надлежащем порядке, не может иметь влияния на действительность сделки третьего лица относительно приобретения им имущества у собственника, разве бы было доказано, что оно знало о существовании закладного права кредитора на приобретаемое им имущество. Из 934, 968 и 969 ст. Уст. Гр. Суд. видно, что посылка повестки об обращении взыскания на движимое имущество не равносильна наложению ареста или секвестра, и хотя со времени получения повестки должник обязан иметь в виду, что на него обращено взыскание, но распоряжение его имуществом, на которое действительный арест еще не наложен, не может быть ограничено, пока таковое распоряжение не последует. Напротив того, относительно недвижимого, по силе 1095 – 1097 ст. посылка повестки имеет иное значение, ибо с получения оной должнику воспрещается отчуждать имение, кроме случая 1098 статьи. Относительно движимости может быть допущена и замена вещей, хотя бы и указанных в повестке, другими, равными по ценности. На случай, если бы у должника другой движимости, кроме арестуемой, не было, – от взыскателя зависит, на осн. 969 ст. ходатайствовать о наложении ареста вместе с посылкою повестки (Касс. реш. 1872 г., N 983).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Pob...

Подобным заявлением было бы устранено самое главное препятствие к признанию действительности англиканской иерархии с православной точки зрения, а, по нашему мнению, как будет раскрыто далее, это препятствие следует признать даже единственным 1398 . В. Соколов Ответ архиепископов Англии на апостольское послание папы Льва XIII: об англиканских посвящениях//Богословский вестник 1897. Т. 2. 6. С. 384–402 (2-я пагин.). (Начало.) —384— Всем епископам Церкви Кафолической от архиепископов Англии привет. 1399 I. Очень часто в служении нашем случалось, что, когда мы хотели писать о спасении всех, возникал повод рассуждать о каком-либо спорном вопросе, который на другое время не мог быть отложен. Поистине, это случилось в недавнее время, когда в истекшем сентябре вдруг пришло из Рима уже напечатанное и опубликованное послание, которое старалось ниспровергнуть всё наше положение, как церкви. Этому посланию, как надлежало, мы тщательно посвятили наше внимание, когда любезнейший брат наш Эдуард, тогда архиепископ Кентерберийский и всей Англии примас и митрополит, изволением Божиим, похищен был неожиданною смертью. В своих последних записанных словах он передал нам для обсуждения это дело, которое он сам обсудил бы с величайшей учёностью и богословской тонкостью. И так, благоизволилось нам – архиепископам и примасам Англии – —385— озаботиться составлением сего послания, чтобы стала известной истина, как досточтимому брату нашему папе Льву XIII, издавшему то послание, так и прочим епископам Церкви Христианской, распространённой по всему миру. II. Тяжёл этот долг и не может быть выполнен без некоторой приподнятости духа. Но поскольку мы твёрдо верим, что мы истинно поставлены от Верховного Пастыре-начальника для того, чтобы подъять часть страшного долга Церкви Кафолической, то нисколько не трогаемся суждением того послания. Итак, к делу, которое необходимо належит нам, приступаем „в духе кротости“, и большее значение придаём тому, чтобы ясно было для будущего времени учение наше о святых поставлениях и о прочем, к сему относящемся, чем тому, чтобы в споре одержать победу над иной церковью Христовой.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Абсолютное Понятие как «всеобщая Субстанция» и в то же время как «субъект» есть Дух. 1376 Это значит, что основное свойство Понятия – «самодеятельность в самосозидании» 1377 – составляет его духовность. 1378 «Дух» есть Понятие, имеющее само себя своим объектом; 1379 именно таков всегда по существу своему спекулятивный смысл. Поэтому можно сказать, что спекулятивные понятия суть «духовные сущности» 1380 или, что Понятие есть «чистый элемент» духовного бытия 1381 – «чистая самость» Духа. 1382 Это можно выразить так, что Дух есть мыслящее себя Понятие: в нем «субъект» совпадает с «объектом», 1383 «сущность» находится в единстве с «самостью», 1384 «материя» тождественна с «формою». 1385 Дух есть стихия мышления, 1386 разума. 1387 Отсюда его всеобщность, 1388 его внутреннее негативное 1389 беспокойство 1390 и его истинная бесконечность. 1391 Дух всегда остается «в себе» и «у себя»; 1392 он имеет свой центр в самом себе, 1393 и жизнь его есть чистое самоопределение; он «есть лишь то, чем он сам себя делает, и он делает себя лишь тем, что он есть сам по себе». 1394 Дух «начинает только со своего собственного бытия и относится только к своим собственным определениям»; 1395 в этом его субстанциальность и его свобода. 1396 Для него жить значит «быть для себя» 1397 и раскрывать свою сущность. Он есть «субстанция или реальное духовное существо», 1398 сущность которого в том, что оно дает откровение о самом себе самому себе. 1399 И в этих свойствах своих Дух является самою «знающею истиной» 1400 и критерием всякой сущности: «все, что обладает ценностью и значением, имеет духовную природу». 1401 Итак, абсолютное Понятие есть живая и самодеятельная, а потому субъективная Субстанция, творческое духовное существо. В нем источник всей и всяческой деятельности. Все, чему «Понятие имманентно», 1402 все живет и действует. Оно есть «вечное творчество», 1403 и движение его есть «всеобщая абсолютная деятельность». 1404 В этой деятельности оно раскрывает себя из глубины, развертывает свое содержание или, что то же, «реализует себя». 1405

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Ilin/filo...

M., 1935; О религиозных пережитках и задачах антирелигиозной пропаганды и агитации. M., 1937. 1396       См., например: «В последнее время в советской печати в связи с тысячелетием крещения Руси появились суждения, которые по сути не отличаются от богословских построений. Они противоречат фактам, искажают историческую действительность. В абсолютном противоречии с фактами находится утверждение... о том, что якобы на Западе в период раннего средневековья христианство «шло навстречу потребностям массового сознания того времени» и церковникам пришлось лишь «учитывать настроения и чаяния неграмотной и неискушенной в культуре массы». На самом же деле христианизация населения на Западе и Востоке, как и в Римской империи, проходила весьма медленно. В IV в. население Галлии в подавляющем большинстве придерживалось народных верований и культов» и т.д. (Горемыкина В.И. В поисках истины о раннем христианстве. Мн., 1989. С. 58–59). 1397       «Атеизм – краеугольный камень марксистской философии. Это ленинское положение при- обретает особую актуальность в наши дни, когда усилилась борьба на идеологическом фронте, активизировалась деятельность буржуазных идеологов всех направлений, стремящихся пересмотреть марксизм, «подновить» его в духе «модели раннего христианства», якобы отвечавшей интересам трудящихся масс. В советской науке усилиями таких крупных ученых, как А.Б. Ранович, Н.М. Никольский, С.И. Ковалев, Р.Ю. Виппер, И.А. Крывелев... вскрывалась реакционная сущность и роль раннего христианства. Но, к сожалению, приходится констатировать, что в некоторых изданиях и даже в учебной литературе, в особенности на протяжении последних двух десятков лет, появились оценки социально-политической сущности и роли раннего христианства, находящиеся в противоречии с историческими фактами, на которых основаны известные высказывания основоположников марксизма-ленинизма» и т.д. (Горемыкина В.И. Указ. соч. С. 3). 1399       См.: Ранович А.Б. Первоисточники по истории раннего христианства. Античные критики христианства. M., 1990. (Библиотека атеистической литературы). Работе А.Б. Рановича предшествовала книга: Рожицын В. Раннее христианство в освещении современников. M.; JI., 1926. Позже B.C. Рожицын, стоя на научно-атеистических позициях, специализировался на проблемах Средневековья – см. его «Протоколы процесса Джордано Бруно в венецианской инквизиции: Документы о выдаче Джордано Бруно римской инквизиции и о его сожжении» (Вопр. истории религии и атеизма. M., 1950. Вып. I); «Джордано Бруно и инквизиция» (M., 1955). 1400       Некоторые работы А.Б. Рановича по истории христианства были переизданы в его кн. «О раннем христианстве» (М., 1959). 1402       См. его: Социальные основы христианского сектантства II–III вв. Казань, 1966; Социальные основы направлений в христианстве веков. Пермь, 1974; К вопросу о развитии христианства во II–III вв.//Вопр. атеизма. 1983. Вып. 19. С. 118–131; Раннее христианство: вымыслы и действительность. Κ., 1987.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Андрея. Андрей, за свою молодость и красоту, был выделен господином, и приближен им к себе. Вскоре, ещё плохо говорившего по-гречески юношу, хозяин стал учить грамоте, думая сделать из него секретаря-нотария, подарил ему свою одежду, и вообще, всячески ласкал молодого раба, который однако предпочёл избрать участь Христа ради юродивого 1390 . В других местах того же жития, мы читаем о рабах-поварах в доме этого стратилата 1391 , и о рабской челяди в доме богатого Епифания, которую Андрей, заботясь о её духовно-нравственном воспитании, собирает на ночную молитву как бы подчёркивая свою близость нищего к ней, и вместе с тем выступая с безмолвным протестом против равнодушия хозяев к душе своих рабов 1392 . Кроме рабов-скифов, называются рабы, говорящие по-сирийски 1393 , и, наконец, особенно резко отмечается наличность особых любимцев господина, евнухов-миньонов, женственно-изнеженных красавцев кувикуляриев, которых их господа специально воспитывают для удовлетворения содомитской похоти, столь обычной среди утончённой византийской знати 1394 . Верный своей роли революционера-обличителя пр. Андрей обращает к одному из таковых невольных развратников грозную и гневную речь, а по уходе его развивает целую теорию о том, что господа имеют право пользоваться рабами только для полезных услуг, а не для скотского распутства, и что рабы, которых господа принуждают к педерастии, должны лучше претерпеть муки и смерть по образу Христа, чем согласиться на грех 1395 . Обращаясь к другим агиографическим произведениям, мы, прежде всего, познакомимся, в лице пр. Серапиона, с интересным фактом продажи самого себя в рабство за 20 номисм 1396 . Затем, мы прочитаем в житиях пр. Власия 1397 и Павла Латрского 1398 , о заманивании и продаже в рабство доверчивых отроков и юношей бродячими иноками. Явление, если судить по словам сельчан в последнем житии, не желающих отпустить отрока Павла со странствующим монахом, из опасения, что перед ними один из таких негодяев, бывшее весьма распространённым, несмотря на тяжёлую кару за это 1399 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Побежденный под Брацлавом Федор Кориатович заперся в Каменце. Витовт взял Брацлав, Соколец, Смотрич, Бакоту, Скалу и Червоногородок и, после долгого сопротивления, взял Каменец. «И по всем городам своих старост посажал». Таким образом, Подолье присоединено к Литве в качестве провинции; но долго сохраняло благодарную память о князьях Кориатовичах. В то же время, вероятно по соглашении с Ягайлом, Витовт отдал (1394 г.) восточную часть Подолья, с городами Брацлавом, Сокольцем и Винницей, брату Ягайлову Корибуту (Димитрию) Ольгердовичу, в вознаграждение за взятое у него Северское княжество. После Корибута этой частью Подолья владели сыновья его Федор и Сигизмунд. Последний принял потом с 1421 г. чешскую корону против воли своих дядей – Ягайла и Витовта; но вскоре лишился короны, а Витовт отобрал у него в то же время и Подольские земли. Западная часть Подолья, с городами Каменцем, Смотричем, Скалой, Червоногородом и Бакотой, осталась за Витовтом. Витовт продал ее Ягайле за 20 тысяч (гривен). Ягайло отдал ее краковскому воеводе Спытку изъ Мельштина, который особенно старался о соединении Литвы с Польшей и о возведении Ягайла на престол польский. Переселившись на Подолье, Спытко завел у себя пышный княжеский двор; но в 1399 году погиб в битве с татарами на берегу р. Ворсклы. Ягайло предложил Витовту выкупить у Польши подольские города. Витовт послал королю выкуп и отдал Подолье Свидригайлу, надеясь тем успокоить славолюбивого королевского брата. Король, с своей стороны, надбавил ему землю Жидачевскую и область Стрыйскую в Галицкой Руси. Но, вследствие враждебных действий Свидригайла, Ягайло в 1404 г. вошел в Подолье с оружием, собрав войска со всей Польши и поставил в Подольской земле своего наместника. Частая смена наместников 59 показала что им нелегко было ужиться среди народа, враждебно относившегося к Польше и католичеству. В 1410 г. Витовт снова овладел Подольем. По этому поводу польские паны, которых много расселилось на Подолье, жаловались папе Мартину V, что король расточает земли польской короны.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Chisto...

Но последовавшая в 1399 г. смерть Ядвиги, не оставившей королю наследника, и вступление его в новый брак с Анной, внукой Казимира Великого, дочерью графа Цилийского, послужили поводом к возобновлению условий союза Литвы с Польшей. В 1401 г. на виленском сейме в присутствии Ягайла и Витовта было определено, что по смерти Витовта должен наследовать ему в великом княжестве Литовском Ягайло; в случае же смерти бездетного короля, ни Литва без Польши не выбирает великого князя, ни Польша без Литвы не избирает короля; оба народа имеют общих друзей и врагов. 80 Городельский сейм. – Союз Литвы с Польшей еще больше закреплен на городельском сейме 1413 года. На этом сейме постановлено было, чтобы Литва и Польша имели своих особых владетелей, избираемых из рода Ягайла или Витовта, в Польше – с согласия литовского князя, в Литве – с согласия польского короля. Важные вопросы должны решаться волею обеих держав на съездах панов польских и литовских в Парчеве и Люблине. При великом князе литовском должен быть совет державный, как при короле польском коронная рада. Лены Литовского княжества утверждены в пожизненном владении и управлении их владетелей. В Литовском княжестве введено, по примеру Польши, учреждение воеводств и каштелянов. Свободное сословие допущено к участию в сеймах. Но все эти права распространены только на «подданных римского костела». Православные же русские устранены от совета державной думы и от всех общественных достоинств и должностей. 81 Поляки впоследствии, оправдывая эту несправедливость в отношении к русским литовского княжества, объясняли ее тем, что русских на городельском сейме не было, хотя там присутствовало все литовско-русское дворянство. Брак Ягайла с Ядвигой и городельский сейм имеют громадное значение в истории Литвы. Они ввели ее в течение западно-европейской, латинской цивилизации и оторвали от восточной (византийской) цивилизации, формы которой она уже усвоила вместе с верой. Если в этом была некоторая выгода ее положения, то она существенно не вознаграждала невыгоды, происходившей от потери ею самостоятельности.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Chisto...

Почему и священническим чинам при их священносовершенствующих освящениях в конце их святейших посвящений дается усовершавшим 1397 их иерархом приобщение, – не только потому, что из всех богоначальных таинств причастие есть глава всякого иерархического участия, но и потому, что все священные чины соответствующим каждому из них образом причаствуют самого приобщающего божественнейшего дара для их собственного возведения к обожению и усовершению. Итак, нам представляется, что святые совершения суть очищение 1398 , просвещение и совершенствование, что литурги – это очищающий чин 1399 , иереи – просвещающий, а совершенствующий – боговидные иерархи. Чин очищаемый непричастен священного лицезрения и приобщения, как только еще очищаемый. А чин созерцающий – это священный народ. Совершенный же чин – чин единенных монахов. Таким образом, наша иерархия, священно благосоставленная богопереданными чинами, однородна небесным иерархиям, как воссоздающая в мужах богоподражательные и боговидные начертания той. 9 . Но ты скажешь, что 1400 у небесных иерархий полностью отсутствуют чины очищаемых. Ибо неподобает и неверно говорить, что существует какая–то небесная 1401 иерархия, отягощенная преступлением. Я же, если только не полностью отпаду от священнейшего ума, полностью соглашусь с тем, что они всесовершенно неповрежденны и сверхмирно обладают всенепорочностью. Ведь если кто–то из них и оказался захваченным злом, то это тот, кто отпал от небесной и беспримесной гармонии божественных умов и был увлечен темным падением отступнических множеств. Но применительно к небесной иерархии священно будет сказать, что очищению нижележащих 1402 сущностей служит происходящее от Бога воссияние, доходящее до самых неведающих сущностей, возводящее их к более совершенному знанию богоначальных ведений и очищающее их от неведения, свойственного тем, кто еще не имел такого знания, – очищающее, проходя через первые и более божественные сущности, возводимых к высочайшим из боговидимых и ярчайшим блистаниям.

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Areop...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010