Сиявшие духовной красотой Муромские чудотворцы, святые: князь Петр, в монашестве Давид, и супруга его, дочь «древолазца» (плотника), Феврония, в монашестве Евфросиния († 1228. Память обоих 25 июня). Павшие от руки татар за преданность вере и отечеству, святые князья: Феодор Юрьевич Рязанский († 1237); Василько Константинович Ростовский († 1238. 4 марта), в отрочестве исцеленный преподобным Никитой, столпником Переяславльским; Михаил Всеволодович Черниговский († 1246. 20 сентября); Роман Ольгович Рязанский († 1270. 19 июля); святой Великий Князь Михаил Ярославич Тверской († 1319. 22 ноября)... Благочестивые Государи: Великий Князь Всеволод III Юрьевич Большое Гнездо (1176–1212), именовавшийся летописцами «миродержцем», и его полная смирения и веры супруга ясыня Мария; замученный татарами за верность вере князь Олег Ингварович Красный Рязанский; Новгородский князь Мстислав Мстиславич Удалой (Удатный – по древнему наименованию), скончавшийся в 1228 г. иноком в Киево-Печерской Лавре; Великий Князь Александр Михайлович Тверской, убитый в 1339 г. в Орде вместе с сыном Феодором. «Если пойду (в Орду), – говорил сей князь, – приму смерть, если не пойду, то придет рать и много христиан будет пленено и убито, и всему тому буду я виноват. Лучше одному за всех погибнуть». Великий Князь Димитрий Иоаннович Донской (1363–1389), начинавший день с благословения духовника, приходившего к нему с крестом, святой водой и иконою. Супруга его Евдокия, в монашестве Евфросиния († 1407. 7 июля), причисленная к лику святых. Великий Князь Василий II (1425–1462), Великий Князь Василий III (1505–1533), Царь Феодор Иоаннович (1584–1593)... Святые митрополиты Киевские и Московские: Константин († 1150. 5 июня), Максим (1282–1305. 6 декабря), Петр (1308–1326. 21 декабря), Феогност (1326–1353. 14 марта), Алексий (1353–1378. 12 февраля и 20 мая), Киприан († 1406. 16 сентября), Фотий (1409–1431. 2 июля), Иона (1441–1461. 31 марта и 15 июня), Иоасаф († 1542. 27 июля), Филипп († 1569. 9 января), Патриарх Московский и всея Руси Гермоген (1606–1612. 12 мая). Митрополит Кирилл (1249–1280), укрепивший веру в разгромленной татарами Земле. Благочестивый митрополит Феодосий (1461–1467), по удалении своем взявший к себе в келлию в Чудов монастырь больного проказой, обмывавший и перевязывавший его смрадные струпья, дни и ночи проводивший в молитве... Митрополит Макарий (1542–1563), составитель Больших Четьих-Миней (житий святых) и Степенной книги, излагающей царствования всех Русских Государей.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Talber...

Известность о подвигах угодника Божия распространилась далеко за пределы Белозерского края. В начале XV столетия земли, на которых располагались Кириллов и Ферапонтов монастыри, входили в удел Можайского края Андрея Димитриевича (1363–1432), сына великого князя Димитрия Иоанновича Донского (1350–1389). В 1408 году князь, давно желавший построить обитель близ Можайска, узнав о высокой духовной жизни белозерского подвижника, пригласил старца для беседы. Тяжело было преподобному оставлять свою обитель, в которой он подвизался более 10 лет. Однако, по совету братии, он отправился в дальний путь. В Можайске князь принял святого старца с великим почетом и стал просить его присмотреть место для построения монастыря. На первый раз преподобный отвечал только слезами, потом помолился Господу и согласился исполнить волю князя. При богатых средствах князя недалеко от Можайска, в местечке Лужки, на правом холмистом берегу Москвы-реки, преподобный скоро основал второй монастырь с главным храмом в честь Рождества Пресвятой Богородицы в память о Белозерской обители. Боголюбивый князь, глубоко почитавший святого за истинное смирение, оказывал щедрую помощь не только новоустроенному монастырю, но не оставлял своими милостынями и прежние его обители. Но желая возвысить свой монастырь над другими, князь Андрей Димитриевич исходатайствовал настоятелю оного преподобному Ферапонту сан игумена, а затем архимандрита. И по благословению святителя Фотия, митрополита Московского († 1431; память 2/15 июля и 27 мая/9 июня), преподобный Ферапонт был возведен в сан архимандрита. В новой обители святой старец прожил 18 лет и преставился к Богу в глубокой старости 27 мая 1426 года. Тело его было погребено у северной стены собора Рождества Пресвятой Богородицы. Позже на месте погребения был построен храм в честь преподобного Иоанна Лествичника, переименованный в 1720 году во имя преподобного Ферапонта. Почитание угодника Божия началось вскоре после преставления. В 1514 году были обретены нетленные мощи святого подвижника, прославленные многочисленными чудотворениями. Канонизация преподобного Ферапонта Можайского, Лужецкого чудотворца, состоялась после Московского Собора 1547 года, когда игумен Ферапонтова монастыря привез митрополиту Макарию (1543–1564) житие и свидетельство святости угодника Божия.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=841...

Господь наградил Своего угодника даром прозорливости и исцелений. 22 июня. ПРАВМИР. Церковь чтит память преподобного Кирилла, игумена Белоезерского. Преподобный Кирилл, игумен Белоезерский (в миру Косма) — родился в Москве у благочестивых и знатных родителей. Оставшись   сиротой, жил у своего родственника, боярина Тимофея Васильевича Вельяминова, окольничего при дворе великого князя Димитрия Донского (1363–1389). Светская жизнь тяготила юношу. По просьбе преподобного Стефана Махрищского († 1406; память 14 июля) боярин отпустил Косму в Симонов монастырь, где он и принял постриг от святого Феодора († 1394, память 28 ноября) с именем Кирилл. Иноческие послушания преподобный Кирилл исполнял под руководством старца Михаила, впоследствии епископа Смоленского. Ночью старец читал Псалтирь, а преподобный Кирилл клал поклоны, но по первому удару колокола шел к утрени. Он просил у старца дозволения вкушать пищу через 2–3 дня, но опытный наставник не разрешил этого, а благословил есть каждый день с братией, только не до сытости. Послушание преподобный Кирилл нес в хлебопекарне: он носил воду, колол дрова, раздавал хлеб. Когда преподобный Сергий Радонежский приходил в Симоновскую обитель, то прежде прочих посещал и с любовью беседовал с преподобным Кириллом. Из хлебопекарни преподобного Кирилла перевели в поварню, и святой говорил себе, смотря на пылающий огонь: «Смотри, Кирилл, не попасть бы тебе в вечный огонь». Девять лет трудился в поварне преподобный Кирилл и стяжал такое умиление, что не мог без слез вкушать хлеб, благодаря Господа. Избегая славы человеческой, преподобный временами  юродствовал. В наказание за нарушение благочиния настоятель назначил ему в пищу на 40 дней хлеб и воду. Преподобный Кирилл с радостью понес это наказание. Но как ни таил святой свою духовность, опытные старцы понимали его и против воли заставили принять сан иеромонаха. В свободное от служения время преподобный Кирилл ставил себя на чреду послушника и занимался тяжелыми работами. Когда святой Феодор был посвящен в архиепископа Ростовского, братия в 1390 году избрала преподобного Кирилла архимандритом обители.

http://pravmir.ru/tserkov-chtit-pamyat-p...

Сего же ради дах от Господства моего обители Пресветые Богородици Хиландарскои село Ельшаницу Гюрга Ненишикя, с мегями и с заселци и с всеми правинами села того, а заселк му Толановина, а заселк му Гюргево, на чем cy седели кртеше, и заселк му Ресник и село Ельшаница Градислава Тепчие и с церковию и с мегями и с заселци и правинами села того, а заселк му Грабец, а заселк му Гриби, и заселк му Шиконе, и заселк му Ошляк, и заселк му Звиздали, и заселк му Слатина. Сиа вса приложи Господство ми обители Пресветые Богородици Хиландарскои, вспоменутием Кур Герасима и з зговором отца Игумена Кур Неофита и всеи братие Лавры Хиландарские, яко да се дае непресекомо на всако лето больнице Хиландарскои сто онгии. Сие же мое малое приношение, иже дах и писанием подобнем зде више уписах, никим же неотьемлемо в просвещение храму Пресветые Богородици Хиландарскои и в упокоение, иже ту в немощех живущих св. и честных инок, мне же в помен вечныи и благословение, яко да молитв их ради всприму прощение многих ми согрешении, понеже аз видев, яко ничто же плзова прежде нас бывших Господь земльное богатство, понеже от них взеше се и иним преподаше се, точию от сих чают восприети, еже Богу вручише. Сим и аз ревнитель бих и принесох малое сие приношение, яко же она вдоваа две лепты, иже от Тебе неизречено родшему се. Кто ли дерзнет отсть что от сих выше писаных мною, да разорит его Господь Бог… В лето 6888 (1380), Индиктион .в. (2-й). † В Христа Бога благоверни Стефан Кнезь Лазарь.» † В 1389 году, Июня 15-го, произошла кровавая Косовскаа битва, в которой погибнули оба соперника: Князь Лазарь и Турецкой Султан Мурат. С 1389 по 1406 Царица Милица, вдова Лазарева (в монашестве Евгения), и Стефан Лазаревич, ея сын, управляли совместно. Сын Мурата, Баязит I, оставил им владение Сербской землей, но под тем условием, что Стефан должен участвовать с своим войском во всех войнах Турецкаго Султана и платить ему ежегодную дань. Сильнейшим по Стефане из Сербских властелей был Вук Бранковичъ, 32 женатый (с 1363 года) на сестре Стефановой, Маре.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

107-109 ДИМИТРИЙ БАСАРБОВСКИЙ Басарбовский (Бассарабовский, Болгарский), прп., (пам. 27 окт. в Румынской Православной Церкви и Болгарской Православной Церкви; 26 окт. в РПЦ) ДИМИТРИЙ ГЕОРГИЕВИЧ (ок. 1415 -1440), св. (пам. 23 сент., 23 янв.- в Соборе Костромских святых, в воскресенье после 29 июня - в Соборе Тверских святых), кн. галичский и бежецкий 110-112 112-113 113-114 114-116 ДИМИТРИЙ ИОАННОВИЧ Донской (1350 - 1389), св. (пам. 19 мая, 6 июля - в Соборе Радонежских святых, в воскресенье перед 26 авг.- в Соборе Московских святых, 22 сент.- в Соборе Тульских святых), вел. кн. Московский 116-132 ДИМИТРИЙ ИОАННОВИЧ (1582- 1591), св. царевич (пам. 15 мая, 3 июня, в воскресенье перед 26 авг.- в Соборе Московских святых, 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых) 132-146 ДИМИТРИЙ ЛАМПСКИЙ (Фригийский) († 1166/67), визант. дипломат, инициатор богословских споров о Славе Христовой в Византии 146-147 147-148 148-149 ДИМИТРИЙ МИХАЙЛОВИЧ Грозные Очи (1298, Тверь - 1326), кн. тверской (с кон. 1318), вел. кн. Владимирский (1322-1325) 149-152 152-153 154-155 155-195 ДИМИТРИЙ (ФОМА) КОНСТАНТИНОВИЧ (ок. 1321/22 - 1383), вел. кн. Владимирский (1360-1363), кн. суздальский (1355-1383), вел. кн. Суздальский и Нижегородский (1365-1383) 195-197 197-198 198-199 ДИМИТРИЯ СОЛУНСКОГО ВЕЛИКОМУЧЕНИКА БАЗИЛИКА В ФЕССАЛОНИКЕ построена на месте рим. терм, где, по преданию, был заключен и замучен вмч. Димитрий Солунский 199-204 204-205 205-206 206-207 207-218 ДИМИЦАНА г. на п-ове Пелопоннес в номе Аркадия (Греция), центр Гортинской и Мегалопольской митрополии Элладской Православной Церкви 218-219 ДИМОФИЛ († 387), еп. Берои Фракийской (40-60-е гг. IV в.), еп. К-польский (370 - 26 нояб. 380), арианин 219-220 220-221 221-222 ДИНЕКОВ Петр (1910 - 1992), болг. литературовед, фольклорист, лит. критик, действительный член Болгарской АН (1966) 222-223 ДИНОГЕЦИЯ древнее поселение и крепость в составе укрепленной границы (лимеса) Римской империи на нижнем Дунае 223-224 ДИОГЕН ЛАЭРТСКИЙ (кон. II - 1-я треть III в.), греч. писатель, автор соч. «О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов» в 10 книгах

http://pravenc.ru/vol/xv.html

Епископ Митрофан совершил Литургию в храме свт. Алексия Московского в п. Тайцы июня 2018 За Литургией архипастырь рукоположил диакона Анатолия Баранчика во пресвитера 2 июня 2018 года, в праздник обретение мощей свт. Алексия, митр. Киевского, Московского и всея Руси, чудотворца (1431), Преосвященнейший епископ Гатчинский и Лужский Митрофан совершил Божественную литургию в храме в честь этого святого в п. Тайцы Гатчинского района. Его Преосвященству сослужили благочинный Гатчинского и Сосновоборского округов протоиерей Владимир Вафин, настоятель храма протоиерей Игорь Ковальчук , протоиерей Михаил Владимиров и протоиерей Аркадий Петровцев. После сугубой ектении архиерей вознес молитву о воцарении мира и прекращении кровопролития на Украине. За Литургией архипастырь рукоположил в пресвитерский сан диакона храма апостолов Петра и Павла п. Ропша   Анатолия Баранчика к тому же храму. По окончании богослужения был совершен крестный ход вокруг храма и славление святителю Алексию. Обретение мощей святителя Алексия, митрополита Московского и всея Руси. Перед своей блаженной кончиной в 1378 году митрополит Алексий, святитель Московский, завещал положить тело его в Чудовом монастыре в Кремле и указал место погребения за алтарем храма, не желая, по смирению своему, быть похороненным в храме. Но благочестивый великий князь Димитрий Иванович Донской (1363-1389), глубоко почитавший великого Святителя, повелел положить тело митрополита Алексия в церкви, близ алтаря. 20 мая 1431 года свод храма, в котором покоился Святитель, обрушился от ветхости. Во время построения нового храма были обретены нетленные мощи святителя Алексия. Собором русских святителей было установлено празднование митрополиту Алексию в день его преставления 12 февраля и в день обретения мощей 20 мая. В 1485 году мощи Святителя были перенесены в храм, посвященный его имени. Ныне они покоятся в Патриаршем Богоявленском соборе в Москве. Поделиться Упоминания в новостях 22 декабря 2019 4 декабря 2019 31 октября 2019 4 октября 2015 7 апреля 2024 24 марта 2024 17 марта 2024 10 марта 2024 9 марта 2024 11 апреля 2024 7 апреля 2024 7 апреля 2024 23 марта 2024 18 февраля 2024 18 ноября 2023 16 ноября 2022 16 декабря 2021 7 апреля 2021 30 января 2021 Карта сайта Санкт-Петербургская епархия Русской Православной Церкви (Московский Патриархат) Сайт поддерживается информационным отделом Санкт-Петербургской епархии Отзывы и пожелания просим направлять по адресу: mitropolia.pressa@gmail.com © 2012 - 2024 Санкт-Петербургская Епархия Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)

http://mitropolia.spb.ru/news/mitr/?id=1...

В Подмосковье открылся единственный в мире музей икон Пресвятой Богородицы (+ФОТО) 4 июня, 2014. Наталья Глебова Со стен храма таинственно взирает Сама Пресвятая Богородица с сотен Своих древнейших и чудотворнейших Образов. 4 июня. ПРАВМИР. 1 июня 2014 года, в канун празднования дня памяти обретения мощей святителя Алексия, Митрополита Московского и всея Руси Чудотворца, на Патриаршем подворье храмового комплекса святителя Алексия в Исакове, что в Солнечногорском районе Московской области, состоялось уникальное событие – открытие первого в мире храма-музея икон Пресвятой Богородицы «Неувядаемый Цвет». Торжество, включившее в себя множество праздничных мероприятий и собравшее огромное количество участников, началось Божественной литургией, которую возглавил Викарий Святейшего Патриарха Московского и всея Руси епископ Воскресенский Савва. Напомним, что перед своей блаженной кончиной в 1378 году митрополит Алексий, святитель Московский, завещал положить тело его в Чудовом монастыре в Кремле и указал место погребения за алтарем храма, не желая, по смирению своему, быть похороненным в храме. Но благочестивый великий князь Димитрий Иванович Донской (13631389), глубоко почитавший великого Святителя, повелел положить тело митрополита Алексия в церкви, близ алтаря. 20 мая 1431 года свод храма, в котором покоился Святитель, обрушился от ветхости. Во время построения нового храма мощи святителя Алексия были обретены нетленными и в 1485 году перенесены в храм, посвященный его имени. Собором русских святителей было установлено празднование митрополиту Алексию в день его преставления 12 февраля и в день обретения мощей 20 мая или 2 июня по новому стилю. Однако, вернемся в день нынешний. Казалось, храм ни за что не вместит всех паломников, приехавших в это по-настоящему теплое и солнечное утро в глубокое Подмосковье, чтобы стать свидетелем настоящего чуда. Но организаторы все заботливо продумали, и трансляция богослужения была слышна на многие сотни метров, соделывая каждого стоящего на улице, присутствующим за соборной молитвой.

http://pravmir.ru/v-podmoskove-otkryilsy...

«Если пойду (в Орду), – говорил сей князь, – приму смерть, если не пойду, то придет рать и много христиан будет пленено и убито, и всему тому буду я виноват. Лучше одному за всех погибнуть.» Великий князь Димитрий Иоаннович Донской (1363–1389 г.г.), начинавший день с благословения духовника, приходившего к нему с крестом, святой водой и иконою. Супруга его, Евдокия, в монашестве Евфросиния, (†1407 г.), причисленная к лику святых. Великий князь Василий II (1425–1462 г.г.), Василий III (1505–1533 г.г.)), царь Феодор Иоаннович (1584–1593 г.г.)… Святые митрополиты Киевские и Московские: Константин (†1159 г., 5(18) июня), Максим (1282–1305 г.г., 6(19) декабря), Петр (1308–1326 г.г., 21 декабря (3 января), Феогност (1326–1353 г.г., 14(27) марта), Алексий (1353–1378 г.г., 12 (25) февраля и 20 мая (2 июня), Киприан (†1406 г., 16(29) сентября), Фотий (1409–1431 г.г., 2(15) июля), Иона (1441–1461 г.г., 31 марта (13 апреля) и 15(28) июня), Иоасаф (†1542 г., 27 июля (9 августа), Филипп († 1569 г., 9(22) января), патриарх Московский и всея Руси Гермоген (1605–1612 г.г., 12(25 мая). Митрополит Кирилл (1249–1280 г.г.), укрепивший веру в разгромленной татарами земле. Благочестивый мирополит Феодосии (1461–1467 г.г.), по удалении своем взявший к себе в келью в Чудов монастырь больного проказой, обмывавший и перевязывавший его смрадные струпья, дни и ночи проводивший в молитве… Митрополит Макарий (1542–1563 г.г.), составитель Больших Четий-Миней (жития святых) и Степенной книги, излагающей царствования всех русских государей. Святые епископы Ростовские Игнатий (†1288 г., 28 мая (10 июня); именуемый летописцами «великим чудотворцем,» и Кирилл; архиепископы Новгородские Илия, в схиме Иоанн (†1186 г., 7(20) сентября), при коем в 1169 году чудесно явлена была икона Знамения Божией Матери; Моисей († 1362 г., 25 января (7 февраля); Евфимий († 1458 г., 11(24) марта), борец против любодеяния и неправильных браков; Иона (†1470 г., 5(18) ноября), пламенный молитвенник об установлении в России самодержавия.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Talber...

Основной сферой интересов и политическим ядром владений О. и. на следующие почти полтора века (кон. XIV - нач. XVI в.) стали Балканы. Во 2-й пол. XIV в. Османы наращивали свое присутствие в Европе куда более быстрыми темпами, чем в М. Азии. Инициатива значительной части их экспансии принадлежала не самому султану, но была делом предводителей разбойничьих дружин, лишь номинально признававших султанскую власть. Успехи Османов объясняются, с одной стороны, их широкой веротерпимостью, готовностью инкорпорировать в свою политическую систему местные христ. элиты и, с др. стороны, разобщенностью и взаимным соперничеством христ. гос-в. С 1361 г. турки повели активное наступление на Балканах; ок. 1361 г. овладели Адрианополем и перенесли туда свою столицу (по др. данным, перенос столицы произошел в правление Баязида I); в 1363 г. они взяли Филиппополь (Пловдив). В 1371 г. на Балканах сложилась 1-я христ. коалиция, попытавшаяся противостоять натиску О. и. Ее составили войска серб. кор. Вукашина (правителя Зап. Македонии), его брата Иоанна Углеши, силы боснийцев и венгров. Однако в сент. 1371 г. союзники были разгромлены в битве при Черномене (на р. Марице, близ Адрианополя). Оба серб. правителя погибли; сыновья Вукашина, др. правители македон. земель, визант. император и болг. царь признали вассальную зависимость от О. и. Мурад I активно использовал войска своих вассалов-христиан в дальнейшей борьбе с бейликами М. Азии. Развивая успех, турки предприняли ряд новых походов: овладели черноморским побережьем Фракии, отрезав К-поль с окрестностями от др. европ. земель, захватили Серры (1384), Софию (1386) и Фессалонику (1387). На их пути встала новая коалиция западнобалканских владетелей - во главе с серб. кн. мч. Лазарем , состоящая из сербов, болгар, влахов, боснийцев и албанцев. На стороне Мурада выступили вассальные болг. и серб. князья и союзные ему беи М. Азии. 15 июня 1389 г. произошла битва на Косовом поле, к-рая в исторической памяти балканских народов стала событием эпического масштаба. Османы одержали победу; в битве погиб Мурад I, а кн. Лазарь, взятый в плен, был казнен по приказу наследника Мурада Баязида I.

http://pravenc.ru/text/2581625.html

Церковь чтит обретение честных мощей святителя Алексия, митрополита Московского и всея России чудотворца 2 июня, 2019. Новостная служба В 1485 году мощи Святителя были перенесены в храм, посвященный его имени. Ныне они покоятся в Патриаршем Богоявленском соборе в Москве. 2 июня. ПРАВМИР. Церковь чтит обретение честных мощей святителя Алексия, митрополита Московского и всея России чудотворца. Перед своей блаженной кончиной в 1378 году митрополит Алексий, святитель Московский, завещал положить тело его в Чудовом монастыре в Кремле и указал место погребения за алтарем храма, не желая, по смирению своему, быть похороненным в храме. Но благочестивый великий князь Димитрий Иванович Донской (13631389), глубоко почитавший великого Святителя, повелел положить тело митрополита Алексия в церкви, близ алтаря. 20 мая 1431 года свод храма, в котором покоился Святитель, обрушился от ветхости. Во время построения нового храма были обретены нетленные мощи святителя Алексия. Собором русских святителей было установлено празднование митрополиту Алексию в день его преставления 12 февраля и в день обретения мощей 20 мая. В 1485 году мощи Святителя были перенесены в храм, посвященный его имени. Ныне они покоятся в Патриаршем Богоявленском соборе в Москве. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 11 апреля, 2024 11 апреля, 2024 11 апреля, 2024 11 апреля, 2024 11 апреля, 2024 11 апреля, 2024 11 апреля, 2024 11 апреля, 2024 11 апреля, 2024 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.

http://pravmir.ru/cerkov-chtit-obretenie...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010