„Кто говорит: я люблю Бога, а брата своего ненавидит, тот лжец; ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит?“ 1359 Познание Бога не есть работа только рассудка. Здесь недостаточно знания одной теории, логики и умозрений. Бог не отвлеченное какое либо начало, доступное лишь обсуждению людей; Он не первопричина всех причин, о которой можно только бесконечно рассуждать и спорить, не первая посылка всякой метафизики. Это не Богопознание, а негодное пустословие и прекословие лжеименного разума. Это лишь пустые споры между людьми поврежденного ума, чуждыми истины, „бабьи басни“, глупые и невежественные состязания 1360 . Страсть к словопрениям и состязаниям не только не приводит человека к вере, но даже отклоняет его от неё. Распри, зависть, злоречия, лукавые подозрения, – вот плоды этих словопрений. Здесь больше всего споров и меньше всего назидания в вере. „Они бесполезны и суетны“ 1361 . Вот почему малоазийских христиан еще св. Ап. Павел не раз предостерегал от увлечения „этими бабьими баснями“. „Глупых же состязаний и споров и распрей о законе удаляйся“, писал он Титу. „От глупых и невежественных состязаний уклоняйся“, писал он Тимофею. Он просил его увещевать христиан ефесских, чтобы они „не занимались баснями и родословиями бесконечными“. И христиан коллосских св. Апостол предостерегал: „Смотрите, братия, чтобы кто не увлек вас философией и пустым обольщением по преданию человеческому и по стихиям мира, а не по Христу“ 1362 . „Бог – Любовь“, говорит св. Апостол Иоанн 1363 . Познание Бога должно быть переживанием и ощущением в себе самом жизни Божественной, насколько это доступно человеку с его ограниченными силами. Познание Бога есть зрение жизни Божией в себе самом. Познание Бога есть Богообщение. Оно снискивается приобщением Его Самого; человек должен быть „Причастным Божественных благ“. Только тогда человек действительно познает Бога, когда сам ощутит Его непосредственно в своей душе, когда Бог перейдет внутрь человека и станет единственным началом всей его жизнедеятельности и всего жизнеустроения.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/sv-apo...

Положение епископской кафедры осложнялось тем, что бóльшую часть приходов контролировали мон-ри и капитулы, к-рые нередко отказывались признавать юрисдикцию епископа на основании папских и королевских привилегий. Так, в нач. XVI в. из 726 приходов 480 (более 60%) принадлежали мон-рям, 100 - епископу, 95 - капитулам каноников, 51 - светским сеньорам. Т. о., под непосредственным контролем епископа было всего 14% приходов. Крупнейшими церковными сеньорами были соборный капитул, аббатство Ла-Шез-Дьё и клюнийские мон-ри (Моза, Сувиньи и др.); в диоцезе было 16 крупных мон-рей и не менее 80 приоратов. В жизни еп-ства стали принимать активное участие представители крупной знати - Жан, герц. Берри (1360-1416), члены семейств Бурбон и Ла Тур, к-рые унаследовали владения графов Оверни. На средства Бурбонов были основаны мон-ри целестинцев в Виши (кон. XIV в.) и кларисс в Эгперсе (1421). В XIV в. обострилось противостояние епископа и соборного капитула. В 1363 г. по просьбе еп. Жана де Мелло (1357-1375) папа Римский Урбан V ограничил судебные привилегии капитула и подчинил его юрисдикции епископа. Еп. Анри де ла Тур д " Овернь (1376-1415) отказался вернуть каноникам утраченные ими права и попытался вывести городские рынки из «пятивратных стен», что привело к вооруженному столкновению: в 1394 г. стражники епископа взяли штурмом принадлежавшую каноникам крепостную башню в К. В 1396 г. каноники отказались участвовать в богослужениях, которые совершал епископ, и устроили беспорядки в соборе. Конфликт разрешился после принятия Буржской прагматической санкции (1438), по которой право избирать епископа было возвращено соборным капитулам (в XIV в. епископы К. назначались папой Римским). Папа Евгений IV вернул соборному капитулу привилегии, утраченные в 1363 г., и поместил его под защиту Папского престола (1443). Вскоре на епископскую кафедру был избран прево соборного капитула Жак де Комборн (1445-1474). В 1447 г. епископ заключил договор с канониками, определил границы полномочий епископа и капитула и дал присягу соблюдать права каноников.

http://pravenc.ru/text/1841313.html

“ Династические параллелизмы” . Главное основание для радикального пересмотра истории для Фоменко — открытый им якобы “параллелизм династических потоков”, который состоит в том, что последовательность правителей определенной страны, зафиксированная на протяжении определенного периода времени, фактически копирует последовательность правителей той же (а иногда и другой) страны, зафиксированную для более позднего периода; из этого делается вывод, что летописная история фиктивна. Действительно, если такие параллелизмы имеют место, то историк обязан их объяснить. Фоменко постоянно внушает читателю, что если ряд его других положений суть гипотезы, то династический параллелизм — объективный факт. Многих эта проблема интригует и озадачивает, но мало кто дает себе труд рассмотреть ее чуть более пристально. Между тем единственный параметр для строения “параллели” — длительность правления, а вовсе не совпадение имени (хотя оно бывает) и даже не сходство, а также не место действия, не обстоятельства восхождения на престол и кончины, не состав семьи и окружения, не события правления. Непонятно, почему фальсификаторы, произвольно менявшие все другие обстоятельства, так прочно придерживались истинности именно этого параметра, не придумывали и его, а именно здесь оставались честными. На самом деле это рассуждение — частное проявление общего принципа Фоменко: любое сообщение не заслуживает доверия, следовательно, никакое количество сообщений о некоем периоде не мешает ему считать, что этот период — tabula rasa (лат.  ‘ чистая доска ’ — М. Ж .), годная для заполнения догадками. Исключение из этого правила — любые сообщения, удобные для концепции Фоменко; здесь безусловного доверия заслуживают даже мелкие детали. Главный “династический параллелизм”, требующий пересмотра истории Руси — якобы доказательство того, что история Киевской Руси с 945 по 1174 г. (229 лет) — “дубликат” истории Московской Руси с 1363 по 1598 г. (235 лет). Вот как это иллюстрируется: Святослав 945–72 (27 лет) — Дмитрий Донской 1363–89 (26 лет)

http://pravmir.ru/son-razuma-porozhdaet-...

Великий князь Литовский Ольгерд (Алгирдас) (1345–1377) был в политике верным последователем Гедимина. Несмотря на то, что литовская династия по-прежнему оставалась языческой, Ольгерд был дважды женат на русских православных княжнах: Марии Ярославне Витебской, а с 1349 года – на Ульяне Александровне Тверской. В его правление Литва сопротивлялась экспансии тевтонских рыцарей, соперничала с Польшей за обладание Галичем и сумела установить свой контроль над Волынью (1352). Влияние Ольгерда на новгородские и псковские дела было значительно, но недолговечно, в то время как распространение власти Литвы в среднерусских княжествах выглядит очень впечатляюще: Ольгерд последовательно захватил Брянск и Смоленск (1357), Киев (1362), Подолию (1363–1364), Чернигов (ок. 1370), так что в конце концов его владения распространились до Черного моря. Эти захваты сильно ущемляли интересы татар, хотя им и случалось несколько раз помогать Ольгерду в борьбе с Москвой. Ольгерд воспользовался внутренним разладом в Орде и в 1363 году сумел нанести татарам серьезное поражение. Однако его настойчивые попытки захватить Москву не удались. Ольгерд отчетливее, чем его отец Гедимин, склонявшийся к римскому католицизму, сознавал тот факт, что в подвластных ему землях подавляющее большинство населения состоит из православных русских. Поскольку у литовцев еще не было письменности, все официальные государственные документы составлялись на русском (“славянском”) языке. Высказывалось предположение, что по случаю женитьбы на одной из русских княжон Ольгерд принял православие, что могло быть условием церковного брака 1252 . Если такое обращение действительно имело место, то оно держалось в тайне, так как официальные византийские документы всегда говорят об Ольгерде как о “нечестивом” (σεβς) 1253 , “огнепоклоннике” (πυρσολτρης) 1254 , а русские летописи – как о “зловерном, безбожнике и нечестивом” 1255 . Истинное отношение Ольгерда к религиозным вопросам лучше всего, возможно, выразил византийский историк Никифор Григора. Характеризуя правителей Руси, Григора упоминает о том, что в военном отношении превосходящий других Ольгерд – “солнцепоклонник”, но готов принять православие, если преемник митрополита Феогноста (ум. в 1353 г.) согласится перенести свою резиденцию из Москвы в его княжество 1256 . Ниже мы увидим, что Ольгерд стремился объединить под своей властью всю Русь, а для этого в обмен на поддержку Византии собирался принять православие. В некоторых церковных и придворных кругах Константинополя к этому плану относились с одобрением, что привело к новым конфликтам как в Константинополе, так и на Руси. В конце концов из замысла ничего не вышло.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Mejendor...

В Е. сохранялись и процветали все культы, существовавшие в древнеегип. и птолемеевский периоды. Культы Амона, Хатхор, Анубиса, Тота, Исиды, Осириса и Гора были распространены повсеместно. Особенно был популярен мистериальный культ Исиды, к-рый распространился по всему Средиземноморью. В эпоху Птолемеев егип. царицы (Арсиноя II, Клеопатра VII и др.) считались земными воплощениями Исиды. Греки обычно отождествляли Исиду с Герой или Афродитой; она рассматривалась как богиня, имеющая разные имена, под к-рыми она почиталась среди различных народов - от Италии до Индии. Со времени первых Птолемеев в Е. приобрел большое значение культ Сераписа, центрами его стали Александрия и Мемфис. Мечеть султана Хасана в Каире. 1356-1363 гг. Мечеть султана Хасана в Каире. 1356-1363 гг. Сохранялось огромное количество небольших храмов в сельской местности, в к-рых поддерживались древние егип. культы. Так, в городке Керкеосирис с населением не более 1,5 тыс. чел. было 2 алтаря Исиды, 3 - Тота, 2 - Тоэрис, а также по 1 алтарю Петесуха, Орсенуфиса, Гарпсенесиса, Анубиса, Бастет, Амона, Зевса и Диоскуров. Зачастую даже сельские храмы отличались большими размерами и представляли собой сложные жилые и хозяйственные комплексы. Большой популярностью продолжал пользоваться культ бога-крокодила Себека (греч. Сухос), к-рого иногда отождествляли с греч. Кроном. В дар Себеку приносили мумии крокодилов, целое кладбище к-рых было обнаружено в дер. Каранис в Файюмском оазисе, где он считался верховным богом нома. Главным божеством Оксиринха была богиня в образе гиппопотама под именем Таурт, греки отождествляли ее с Афиной, исходя, вероятно, из общих для обеих военных атрибутов. По-прежнему существовал культ священных животных (быка, сокола, бабуина) с их посвятительными захоронениями, насчитывавшими иногда сотни тыс. мумий. Почитание животных было столь глубоким, что в 46 г. по Р. Х. в Александрии разъяренной толпой был лишен жизни член рим. посольства, случайно убивший кошку. Наиболее престижными из животных культов в рим. время были культы быков Аписа и Мневиса, центрами их почитания соответственно были Мемфис и Гелиополь. Процессии в честь Аписа вызывали в Александрии особый всплеск фанатического энтузиазма, и правительство было вынуждено уделять этому культу особое внимание. В эпоху имп. Августа наследники имп. престола Германик и Тит участвовали в церемонии в честь Аписа во время посещения Александрии.

http://pravenc.ru/text/187963.html

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ЖЕРСОН ЖАН ШАРЛЬЕ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Жерсон, латинизир. Герсон (собственно Жан Шарлье, Charlier) ( 1363 - 1429 ), выдающийся франц. католический богослов и церковный деятель, doctor christianissimus . Родился в набожной крестьянской семье в 1363 ; получил хорошее для своего времени классическое и богословское образование в Париже , где учился у Жиля Дешана и Пьера Альи и в 1392 получил степень доктора теологии, присвоив себе, согласно обычаю, фамилию Gerson – название родной его деревни. В роли члена университетского посольства Жерсон является в 1387 к папе Клименту VII . Сперва профессор, потом канцлер Парижского ун-та – великого богословского семинария католического мира, признанного третейским судьей в церковных вопросах, Жерсон вовлекается в борьбу за реформу церкви. Реформа школы – борьба с распущенной жизнью студенчества, умножение числа школ, улучшение преподавания – является второй задачей его жизни. На служение ей он употребляет свои силы и средства; ради нее он работает как проповедник и писатель. Жерсон – еще не гуманист, но вся его натура, серьезная, трезвая и искренняя, протестовала против «пустых материй и упражнений» схоластической науки. Ему противны «ученые фантазеры, гоняющиеся за призраками, не понимающие ничего в религиозной и моральной правде...». «Научимся не столько спорить, сколько жить»- гласит заглавие одного из его сочинений. Эту мысль он проводит в большей части своих трудов, посвященных молодежи и науке («Epistola de reformatione theologiae», 1400; «Lectiones duae contra curiositatein in negotio fidei», 1402; «Epistola ad studientes collegii Navarrae», 1402; «Quid et qualiter studere debeat novus theologiae auditor»). Человек ясной мысли, он вместе с тем мистик мягкого, спокойного, целомудренного типа. Мистические упражнения для него – глубокое, ответственное самонаблюдение, работа внутреннего совершенствования и любовного слияния с Богом и человечеством. Он недоверчиво относился к экзальтированным натурам, к эксцессам мистицизма; идя вразрез с настроениями значительной части современного общества, он предлагал осудить видения св. Биргитты , но защищал немецких мистиков – «братьев общей жизни», поставивших труд первой заповедью нравственного совершенствования.

http://drevo-info.ru/articles/2604.html

Сети богословия Тема недели: Почитание мощей в православии Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Мнение Мнение Статья Статья Статья Новые материалы 1 января Ханова Н.В. Библиография Проблематика духовности простого человека в духовно-просветительских и богословских трудах Жана ЖерсонаВ статье исследуются произведения выдающегося французского богослова и педагога Жана Жерсона (1363–1429), связанные с проблемой духовности простого человека. Данные работы религиозно-этической, мистической и педагогической тематики, созданные для просвещения простецов, рассматриваются как проявление эволюции позднесредневековой мысли – изменения отношения к человеку, не имеющему богословского образования. Творчество Жерсона анализируется в связи с его биографией и общеисторическими предпосылками. Новый образ простого человека в позднесредневековой мысли, отражённый в работах Жерсона, рассматривается как культурная предпосылка Реформации.Тне article reviews the works of the prominent French theologian and educator Jean Gerson (1363 – 1429) which are connected with the topic of the common man’s spirituality. These works on religious and ethical, mystical and pedagogical topics, written in order to enlighten the commoners, are viewed as a manifestation of the evolution of medieval thought, namely changing the attitude to a man who has no theological education. The work of Gerson is analysed in connection with his biography and the common historical background. Changing the image of a common man in late medieval thought, reflected in the works of Gerson, is viewed as a cultural background of the Reformamion.KЛЮЧEBЫE СЛОВА: devotio moderna, Жерсон, миряне, мистика, пастырство, педагогика, повседневность, позднее средневековье, Реформация, этика. Полный текст статьи. Другие публикации на портале: © 2007-2024 Портал Богослов.Ru. Издатель: БОГОСЛОВ.RU Адрес издателя: 141300 Московская область, город Сергиев Посад, территория Троице-Сергиевой Лавры. Все права защищены. Свидетельство о регистрации СМИ Эл ФС77-46659 от 22.09.2011 При копировании материалов с сайта ссылка обязательна в формате: Источник: Портал Богослов.Ru . Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов публикаций. Редакция открыта к сотрудничеству и готова обсудить предложения.

http://bogoslov.ru/person/2614051

в детстве). При дворе царей Душана и его наследника Уроша Л. имел невысокий чин «ставильца», близкий к визант. чину стольника: носитель этого чина помимо церемониальных обязанностей мог исполнять и др. поручения правителя. Так, в 1362 г. Л. участвовал в царском посольстве в Дубровник для подтверждения мирного договора, а в 1363 г. выступал свидетелем и исполнителем («милостником») при обмене владениями между кн. Воиславом Войновичем и своим зятем (мужем сестры) чельником Мусой. Возможно, во время службы при дворе Л. совершил паломничество на Св. землю (если признавать это предание достоверным), во всяком случае традиц. дата паломничества (1372) представляется совершенно невероятной в силу ситуации на серб. землях. В 1363 или 1365 г., после того как Вукашин Мрнявчевич получил от Уроша королевский титул и стал его соправителем, Л., по всей видимости, оставил придворную службу: неясно, по своей инициативе или нового короля. Неизвестно, получил ли Л. от царя при отставке какое-то земельное пожалование (в равной мере это неизвестно в отношении его отца), возможно даже, что он лишился наследственных владений в районе Ново-Брдо ( 1984. С. 45). Из дальнейших событий становится ясно, что владения Л. располагались в Моравской Сербии, к северу и северо-востоку от Косова. Вероятно, в это время он принял титул князя (серб. «кнез»), к-рым не обладал от рождения, достаточно скромный в системе сербской властительской иерархии XIV в. (см.: Он же. 2001. С. 88-103). Вновь в источниках Л. появляется не ранее 1371 г., когда кор. Вукашин и его брат серрский деспот Иоанн Углеша погибли в битве с османами на р. Марица. Через неск. месяцев царь Урош скончался, и Сербия осталась без верховного правителя (сын Вукашина Марко, обладая королевским титулом, не мог претендовать на верховенство, не имея войска, погибшего в Марицкой битве). В феодальной войне 1-й пол. 70-х гг. XIV в. Л. принимал участие в составе коалиции, в к-рую входили помимо него и его вассалов (зятя Вука Бранковича и племянников братьев Мусичей) боснийский бан Твртко I Котроманич, Дубровник, и к-рую поддерживала Венгрия (Л.

http://pravenc.ru/text/2462521.html

Однако ниже, хотя и под тем же годом, он рассказывает, что перед своим отъездом в Литву «Алексеи митрополитъ поставилъ Алексея владыку в Суждаль» 372 . В этой связи встает закономерный вопрос – мог ли последний действовать в качестве суздальского владыки еще до своего доставления митрополитом? О смерти суздальского епископа сообщается дважды – под 1364 и 1365 гг. 373 К сожалению, разъяснений этих неточностей В. А. Кучкин не дал. При этом историк проигнорировал данные позднейших летописей, содержащих порой уникальные, более нигде не встречающиеся известия. В частности, Никоновская летопись помещает известие о пострижении нижегородского князя Андрея Константиновича в иноческий чин, которое отсутствует в более ранних сводах 374 . Все это свидетельствует о том, что для воссоздания любых событий исследователю необходимо привлекать всю совокупность имеющихся источников, включая как ранние, так и поздние летописцы. С учетом этого картина нижегородских событий представляется в следующем виде. В 1364 г. князь Андрей Константинович постригся в монахи. Хотя после этого нижегородский князь прожил еще почти год и умер лишь 2 июня 1365 г. 375 , именно его пострижение стало исходным пунктом возникших вскоре разногласий среди суздальских князей по поводу того, кому должны были достаться его владения. По принципу старшинства наследовать Андрею должен был Дмитрий Константинович, однако свои претензии на нижегородский стол выдвинул его младший брат Борис. Когда Дмитрий Константинович прибыл к Нижнему Новгороду вместе с матерью княгиней Еленой и суздальским владыкой Алексеем, оказалось, что в городе уже княжил его младший брат. Борис не пожелал уступить нижегородский стол Дмитрию, и тот вынужден был возвратиться обратно в Суздаль. Рогожский летописец датирует это известие 1363 г. 376 Но поскольку оно помещено перед сообщением о поставлении Алексея в суздальские епископы, которое совершил в 1363 г. митрополит Алексей перед своим отъездом в Литву, становится ясным, что перед нами более позднее событие, ошибочно попавшее не на свое место.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

[итал. Boccaccio] Джованни (1313, Чертальдо, близ Флоренции - 21.12.1375, там же), итал. христ. писатель эпохи Возрождения , гуманист. Незаконнорожденный сын купца. Ок. 1330 г. поселился в Неаполе, где изучал торговое дело и каноническое право, однако в большей мере его увлекали творчество античных поэтов, историков, философов, средневек. рыцарские романы и произведения Данте . По настоянию разорившегося отца Б. вернулся во Флоренцию (1340); здесь он принял активное участие в общественных делах. Тогда же им был завершен большой цикл лит. произведений, первым в ряду был пасторально-назидательный роман «Амето, или Комедия флорентийских нимф» (Ameto, comedia delle ninfe fiorentine. 1341-1342), повествовавший о преображении силой любви первобытного и грубого, жившего инстинктами охотника в совершенного, гармонически развитого человека. Намеченная в этом произведении гуманистическая идея свободы человека полнее развернута Б. в главном труде его жизни «Декамерон» (Decameron, 1350-1353; окончательная ред. 1370-1371), к-рый состоит из обрамления и 100 новелл. «Декамерон» показывает разнообразие социальных и бытовых типов эпохи, неограниченные возможности выбора человека - от сознательного воплощения сатанинских начал до примеров высокой любви и самоотречения. Утверждая характерную для гуманистической мысли Возрождения идею самовластной свободы человека, Б. в то же время предупреждает против злоупотребления этой свободой, к-рое делает людей рабами низменных, плотских страстей. Современники восприняли «Декамерон» как проповедь распущенности, угрозы в адрес Б. едва не вынудили его сжечь свое произведение. За 2 года до смерти в письме к Майнардо деи Кавальканти Б. отказывается от «Декамерона». Неизвестно, пережил ли Б. в 50-х гг. XIV в., как об этом писали историографы, серьезный духовный кризис, приведший к принятию духовного сана (1360), тем не менее направление его деятельности изменилось. Свою роль сыграло и знакомство с Петраркой (в 1350), вместе с к-рым Б. начал освоение классической древности, создавая основы наук о человеке (studia humanitatis). Между 1360 и 1363 гг. он написал небольшой трактат во славу Данте (Vita di Dante Alighieri), первое жизнеописание поэта. К более развернутому анализу его творчества Б. приступил в окт. 1373 г. при чтении лекций в ц. св. Стефана по заданию Флорентийской коммуны; прерваны они были из-за тяжелой болезни в янв. 1374 г. на толковании 17-й песни «Ада» («Лекции о Комедии Данте» (Esposizioni sopra la Comedia di Dante) записаны самим Б.).

http://pravenc.ru/text/149667.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010