Олгерд не мог стоять более трех дней под Москвою, потому что на западе немцы не давали ему отдыха. Еще в 1362 году они взяли Ковно, а в 1369 году в миле от этого города заложили замок Готтесвердер. Олгерд и Кейстут поспешили взять его, но принуждены были снова отдать немцам. В 1370 году сильное ополчение, состоявшее из литвы, жмуди, руси и татар, под предводительством Олгерда, Кейстута и двоих молодых сыновей их, Ягайла и Витовта, вторгнулось в Пруссию, где великий магистр встретил его под замком Рудавою и поразил наголову. В это время Москва, отдохнувши год, начала наступательное движение; ее войска вместе с волочанами воевали смоленские волости, вероятно мстя их князю за союз с Олгердом; потом Димитрий посылал рать к Брянску, наконец, в августе 1370 года послал объявить войну Михаилу тверскому, который, по обычаю, спешил уйти в Литву, а московские войска, по обычаю, опустошили Тверскую волость. Но это была только еще часть рати: скоро сам великий князь Димитрий явился в тверских владениях с большою силою, взял и пожег города - Зубцов, Микулин, пожег также все волости и села, а людей многое множество вывел в свою землю со всем их богатством и скотом. Сильно опечалился и оскорбился Михаил, когда пришло к нему в Литву известие о страшном опустошении Тверской волости. От Олгерда нельзя было надеяться помощи в настоящую минуту, потому что он занят был немецкими делами, и вот Михаил вздумал попытаться, нельзя ли побороть Димитрия старым средством - Ордою; он поехал туда, но приятели из Москвы дали ему весть, что повсюду на дороге расставлены заставы московские, чтоб перехватить его. Михаил возвратился опять в Литву, опять стал кланяться Олгерду и на этот раз с успехом. Зимою, в рождественский пост, Олгерд двинулся на Москву с братом Кейстутом, с Михаилом тверским и Святославом смоленским. Они подошли к Волоку Ламскому, пожгли посад, окрестности, но, простояв три дня под городом, не взяли его и пошли дальше, к Москве, которую осадили 6 декабря. Великий князь Димитрий и на этот раз заперся в кремле московском; но брат его Владимир Андреевич стоял в Перемышле, собирая силу; к нему на помощь пришел князь Владимир Димитриевич пронский и полки Олега Ивановича рязанского. Олгерд испугался, услышав о сборах в Перемышле, и стал просить мира, предлагая выдать дочь свою за князя Владимира Андреевича; но великий князь Димитрий вместо вечного мира согласился только на перемирив до Петрова дня. Олгерд двинулся назад и шел с большою осторожностию, озираясь на все стороны, боясь за собою погони.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

102, I, с. 448. 250, с. 214; ср. 239, с. 355. О канонизации мучеников в России см.•: Н. Елагин, «Первые христианские мученики в Литве», 253, XXXVIII, 1843, с. 113-129; 210, IV, с. 130-131; Голубинский Е., «История канонизации святых в русской церкви», М., 1903, с. 68-71, 542-543. Голубинский относит канонизацию к более позднему времени (XV век), но он не знал о существовании греческого «Энкомиона». По этому вопросу см. 105. Ср. 34, с. 207-223. Только некоторые жития славянских святых переводились на греческий или писались греками. 102, I, с. 516-525. 102, I, с. 517. 102, 1, с. 519. Именно в этом послании и именно в таком контексте Филофей говорит о вселенской власти патриарха в выражениях, которые вполне мог бы употребить римский папа XI века. (См.: Приложение 2). Ср. 218. с. 370-371. Мы увидим, что в течение XIV века кафедра Литовской митрополии считалась «вакантной», когда там не было митрополита. Именно так было после смерти Романа в 1362 году. Вот почему в 1370 году могла идти речь об «упразднении» этой митрополии. 102, I, 525-527. Поскольку документ не подписан, он и не датирован, в результате некоторые историки отнесли его к 1364 году (Павлов, 236, прилож., с. 91-98). Однако Дарузе, изучивший этот документ, показал, что текст постановления был занесен в реестр той же рукой, которая переписала и весь комплекс посланий июня 1370 года, и, следовательно, в то же время. Однако другие письма были подписаны патриархом, в отличие от постановления, упразднявшего Литовскую митрополию. Ж. Дарузе выдвинул предположение, что из России пришли неожиданные известия, вызвавшие отмену именно этого акта (27, ее. 53, 351, 370 и прил. 35). В патриаршем реестре письмо Ольгерда не датировано, но оно упоминается в переписке Филофея и Алексия в мае-августе 1371 года (102, I, 320; о дате этого последнего текста и его авторстве см.: Павлов, 236, прил. с. 155-156; и 27, с. 54). См. выше, гл. 3. 102, I, с. 577-578; (перевод послания в Приложении 4). О практике перекрещивания православных при обращении их в католичество см. гл. 3.

http://sedmitza.ru/lib/text/438261/

В. продолжал пользоваться особым вниманием визант. аристократии. Вел. стратопедиарх Георгий Астрас пожаловал мон-рю поля в местности Мудрос на Лемносе (1359), вел. стратопедиарх Димитрий Цамблак - поместье на р. Галликос (1362), бывш. протостратор Манассия Тарханиот - небольшой мон-рь в Фессалонике, вел. доместик Алексий Ласкарис Метохит - земельный участок около Агиос-Мамас (1369), иером. Нифонт - ц. св. Иоанна Богослова с землей и виноградником на Лемносе (1373), иером. Игнатий Хортацис - недвижимое имущество в окрестностях храма вмч. Димитрия в Фессалонике (1375) ( Pavlikianov. P. 131-151). В сер. XIV в. прилегающие к Афону области Македонии перешли под власть сербов. Стефан IV Душан хрисовулами 1346 и 1348 гг. освободил от налогов все владения В., подтвердил прежние имения мон-ря и подарил этой обители с. Агиос-Мамас близ Каламарии и земли, принадлежавшие прежде семье Музаки ( Regel. 1898. Р. 22-24; С. 67-70). Др. серб. правители (кесарь Воихна, деспот Иоанн Углеша, деспот Константин Драгаш) также пожаловали мон-рю новые владения. Напр., Иоанн Углеша передал В. подворье во имя св. Феодоров (совр. Порто-Лагос) и рыбные ловли в оз. Пору (Вистонида) (1369, 1371) ( Laskaris. 1935. N 3-4; С. 128). Ок. 1370 г. им воздвигнут параклис во имя св. Бессребреников в В. (на месте часовни, построенной св. Саввой Сербским) и монастырская больница ( С. 175). Апостолы Петр и Павел. Икона. 1417 г. Вклад деспота Фессалоники Андроника Палеолога Апостолы Петр и Павел. Икона. 1417 г. Вклад деспота Фессалоники Андроника Палеолога В 1394 г. племянник Стефана Душана, царь Фессалии Иоанн Урош (в мон. Иоасаф), сделал в В. пятикратный взнос для поступающих в к.-л. из афонских мон-рей (δελφτον). В 1417 г. серб. деспот Стефан Лазаревич назначил мон-рю ежегодное жалованье в 60 литр серебра из рудников Ново-Брдо и предоставил ватопедским монахам для проживания с. Копривница ( Laskaris. 1935. N 5-6). О наличии во 2-й пол. XIV в. монахов слав. происхождения среди ватопедской братии свидетельствуют слав. подписи на ряде документов: Феодосий Ватопедский (1366); «последний в иноках» Феофан Ватопедский (1370) ( Παυλικινωφ. Σ. 8-9). В отличие от Великой Лавры, где активно протекала переводческая деятельность, о славянах-книгописцах в В. сохранились единичные сведения (Лествица. ГИМ. Усп. 18 бум., 1423-1424). Во время паломничества по св. местам (1419-1423) на Афоне побывал Зосима, диак. Троице-Сергиевой лавры.

http://pravenc.ru/text/149927.html

1370 АСС., 1795 г., 53, л. 135. – АКОП., 1359, л. 1. – А именно бывшим Севским епископом Кириллом и Киевским викарием Димитрием, епископом Переяславским. 1371 «Преб. пр. Иоанникия», П. Троицкого. ПЕВ., 1873 г., 206. «Преб. пр. Иоанникия», П. Троицкого. 8-го августа преосвященный был ещё в Москве. Для Брацловской епархии была назначена ризница упразднённойПереславской епархии, хранившаяся в Московском архиерейском доме; для Житомирской – ризница Устюжской, тоже кпразднённой епархии, хранившейся в Вологодском архиерейском доме. – АСС., 1795 г., 35, л. 94 – АКОП 1362, л. 1. – Так как Устюжская ризница была вообще очень бедна и не имела вовсе некоторых необходимых принадлежностей архиерейского богослужения, то недостающие вещи были дополнены из Александроневского монастыря, – приготовленные из отданного для ризниц новоприсоединённого края гардероба императрицы. – АСС., 1795 г., 35, лл. 181. 194197. – ВЕВ., 1873 г., 107. «История учреждения на Волыни православной епископской кафедры, по документам Волынской духовной консистории», С. Блонского (стр. 6368. 106111). – Переславская же ризница, составленная из ризниц подмосковных монастырей, была небедна. Преосвященный Иоанникий вывез с собою из Москвы 4 сундука ризничных вещей и 1 короб с книгами – АСС., 1795 г., 35, лл. 369. 389. 417418. – См. ПЕВ., 1873 г., 205 и след. «Пребывание преосвященного Иоанникия в Москве и выезде оттуда. Прибытие в Шаргород. Учреждение консистории в епархии Брацловской и Подольской в 1795 г.», П. Троицкого (стр. 202215). – По одному полному архиерейскому облачению и по одной мантии оба преосвященные получили в дар от императрицы особо. – АКОП., 1362, л. 3. – Кроме того, по одному сведению, преосвященный Варлаам получил несколько вещей из Киева. – ВЕВ. 1873 г. 107. «Ист. учр.», С. Блонского. 1372 ПЕВ., 1873 г., 206. «Преб. пр. Иоанникия», П. Троицкого. 8-го августа преосвященный был ещё в Москве. 1375 АСС., 1795 г., 53, л. 545. – Выехал из Киева 6-го сентября, прибыл в Житомир 7 сентября, в Острог 9 октября – АМДК.. 874, л. 53. ВЕВ., 1873 г., 68 «Ист. учр.», С. Блонского.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

Основателем Д. м. считается прп. Дионисий Афонский (1316-1388). В 1335 г. в возрасте 19 лет он поступил в афонский мон-рь Филофея, где игуменом был его родной брат Феодосий. В 1347 г. в сане иеромонаха он удалился в пещеру на гору М. Афон. С 1350 по 1355 г. вокруг него собралось братство из 18 монахов, построивших неподалеку храм Иоанна Предтечи. В Житии прп. Максима Кавсокаливита (XIV в.) прп. Дионисий упоминается как «игумен славного Предтечи Малого Афона» (AnBoll. 1936. Vol. 54. P. 49, 56, 96). Строительство обители преподобный начал ок. 1364 г. ( Δωρθεος. 1985. Σ. 294), после того как он многократно наблюдал столп света, восходивший на небо с прибрежной скалы, где расположен совр. монастырь. Это скалистое место было подготовлено для строительства ценой немалых усилий, и вскоре была воздвигнута 1-я постройка - башня высотой 20 м для защиты от пиратов. Обитель быстро стала известной за пределами Св. Горы. Впервые она упоминается под названием Неа-Петра в 1366 г. в хрисовуле имп. Иоанна V Палеолога (1341-1391), в к-ром подтверждается владение ею подворьем на о-ве Лемнос, пожалованным братству приближенными императора Иоанном Геракисом и военачальником Астрасом в 1362 г. (Actes de Dionysiou. 1968. P. 49-50). Скорее всего название Неа-Петра дано по аналогии с названием др. афонского мон-ря на скале, построенного незадолго до Д. м.,- Симонопетра или же с названиями др. мон-рей на скалах ( Δωρθεος. Σ. 294; Πεντζ κης. Τ. 2. Σ. 105). С. Пападопулос высказывает предположение, что Д. м. был основан между 1370 и 1374 гг., а в хрисовуле 1366 г. упоминается соседний монастырь, впосл. пришедший в запустение и давший свое название обители, основанной прп. Дионисием ( Παπαδ πουλος. Σ. 84). Однако такое предположение не находит подтверждений в источниках, кроме того, ландшафтные особенности не позволяют допустить существование еще одного мон-ря в окрестностях Д. м. По др. сведениям, Д. м. был основан между 1356 и 1362 гг. на участке земли, подаренном прп. Дионисию протом Дорофеем ( Д. Света Гора под српском (1345-1371)//ЗРВИ. 1992. Т. 31. С. 135).

http://pravenc.ru/text/178494.html

Князь Давид Феодорович передал эту икону в 1321 году младшему своему сыну Михаилу вместе с уделом на Мологе. Михаил Давидович, внук Феодора Черного, стал первым мологским князем, успешно союзничал с Москвой и даже сопровождал великого князя Дмитрия Иоанновича (впоследствии Донского) в поездке в Орду к хану Амурату в 1362 году. От князя Михаила Тихвинская икона перешла к его сыну Феодору. Феодор Михайлович участвовал во многих походах в составе московских войск. В 1380 году на Куликовом поле мологская дружина билась на левом фланге под знаменами Дмитрия Донского. Семейную реликвию – икону Тихвинской Божией Матери – князь Феодор Михайлович пожертвовал около 1370 года (в иных источниках называется 1377 год) в древний Афанасьевский монастырь, а позднее и сам принял здесь постриг с именем Феодорита и был погребен в Мологской соборной церкви в 1408 году. Икона Тихвинской Божией Матери служила с того времени покровом и питательницею обители, а с 1770 года прославилась как чудотворная. «Я, грешный, родился и вырос под покровом сей святой иконы Богоматери», – пишет о. Павел. С этой исчезнувшей иконой (в январе 1930 г. она была увезена из разгромленного Афанасьевского монастыря в Мологский музей, а оттуда изъята по распоряжению начальника ОГПУ – где она теперь? что с нею? – следы ее отец Павел искал всю свою жизнь) связано много тайн и чудес, начиная с самого ее происхождения. Исследователи утверждают, что икона написана во горой половине XIII века, когда князь Феодор Черный супругой Анной, дочерью татарского хана, вернулся из золотой Орды. Тихвинскою же называется она только по сходству изображения ликов Богоматери и Спасителя, но никак не могла быть копиею с той Тихвинской, что мнилась над водами Ладожского озера в 1383 году и остановилась в Тихвине, так как в Афанасьевской обители находится с 1370-го (1377) года. По сказанию, сама Тихвинская икона Богородицы написана св. апостолом Лукою, впоследствии перенесена в Иерусалим, а затем во Влахернский храм Константинополя, откуда и скрылась н 1383 году и явилась в России.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Gruzdev/...

Сергия), и Симоновский монастырь, игуменом которого стал Феодор, племянник преп. Сергия и неутомимый поборник византийско-русских связей. Преп. Сергий был близок к великокняжескому двору (в 1375 году он крестил сына Дмитрия) и к митрополиту Алексию, предполагавшему назначить его своим преемником. Эти факты указывают на то, что Алексий в своих промосковских настроениях не мог не принимать во внимание грамот, которые получал после 1370 года от патриарха Филофея, чей посланник Киприан, будущий митрополит, также присутствовал при крещении в Переяславле. Эти грамоты, как мы увидим ниже, вполне критически оценивали безоговорочную поддержку Алексием московской позиции в 1368 году и рекомендовали митрополиту учесть законные жалобы православного населения юго-западной Руси. Когда 8 октября 1364 года Филофей во второй раз стал патриархом, Алексий, которого он поставил митрополитом Киевским и всея Руси, уже единолично управлял митрополией, поскольку Роман в 1362 году умер. Между 1364 и 1370 гг. Филофей без колебаний поддерживал митрополита Алексия, подкрепляя престижем патриархата все его действия, церковные и гражданские. Вероятно, наиболее характерной акцией, выразившей неприязнь и недоверие митрополита к Ольгерду, была торжественная канонизация трех литовских мучеников — Антония, Иоанна и Евстафия, которые были крещены священником Нестором в Вильне и замучены по приказанию Ольгерда в 1347 году. По всей видимости, эти новые святые были канонизированы Алексием, чтобы дискредитировать Ольгерда как потенциального лидера православной Руси. В 1347 году частицы мощей были даже доставлены в Константинополь, выставлены, по распоряжению патриарха Филофея, для поклонения в храме Св. Софии и прославлены в официальном греческом панегирике, сочиненном ритором Михаилом Вальсамоном. Этот необычный жест Филофея не только поддерживал дело Москвы, но одновременно выражал переориентацию политики патриарха, озабоченного судьбой православных верующих в Литве. Среди документов патриархата за этот период содержится ряд текстов, которые помогают не только удостовериться в полной поддержке, оказывавшейся Филофеем политике Москвы, но также определить точную дату, когда именно произошел явный поворот.

http://sedmitza.ru/lib/text/438219/

198. УРБАН V Римские Папы. Список 198. УРБАН V. 1362—1370. Гильом де Гримор. Родился в 1309 г. в городе Манд (Южная Франция). Был профессором в Авиньоне и Монпелье. Вступил в орден бенедиктинцев и стал аббатом монастыря св. Виктора в Марселе. Не принадлежал к кардинальской коллегии. Урбан V предпринял первые конкретные шаги в целях возвращения в Рим. Склонили его к этому не только настояния Бригитты Шведской и Петрарки, но и ситуация, в которой находилась папская курия в Авиньоне. Спокойному существованию папства угрожали хаос и многочисленные банды разбойников, безнаказанно разгуливавшие по Европе в период англо-французских войн. В 1367 г. Урбан V пустился в путь через Марсель и Витербо и достиг Рима, где поселился в Ватикане, поскольку Латеранский дворец, горевший в 1361 г., не годился для папской резиденции. На итальянской земле его приветствовали старый и больной кардинал Альборнос (умер в 1367 г.), а также Петрарка и Боккаччо. В 1368 г. папа увенчал императорской короной супругу Карла IV, а в 1369 г. принял византийского императора Иоанна V Палеолога, который прибыл в Рим с просьбой о помощи в борьбе с Оттоманской империей. Иоанн даже принял римско-католическую веру, но акт этот не был признан православной церковью. Поездка Палеолога не принесла Византии ни политических, ни религиозных выгод. После трех лет пребывания в Риме Урбан V признал, что настроение местного населения, негативно относившегося к «французскому» папе, вынуждает его к возвращению в Авиньон. 5 сентября 1370 г. папа направился морским путем во Францию, а 19 октября того же года он умер в Авиньоне. Урбан V был известен своей щедростью: на свои средства содержал 1400 студентов, обучавшихся во французских университетах. В 1870 г. был признан блаженным. Из книги: Ян Веруш Ковальский. Папы и папство. М.: Издат. политической литературы. 1991 г. Ссылки по теме Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла © Православная Энциклопедия, 2001–2024. Все права защищены © Сделано в Stack Group , 2008–2024

http://sedmitza.ru/lib/text/442505/

Русские летописи формально недовольны тем, что «в Царьграде (=Константинополе) патриарх посвятил на всю Русь двух митрополитов – Алексия и Романа» 67 . Вероятно, поэтому первоначально звание и компетенция Романа были определены недостаточно четко, что позволяло широко толковать его полномочия. Однако на самом деле соглашение не удовлетворило ни Ольгерда, ни Москву. Недовольство Романа зафиксировано в византийских документах: он отказался принять синодальный акт, географически ограничивающий его юрисдикцию, и, пробыв в Константинополе больше года, 72 вернулся на Русь и продолжил управлять всей территорией, которая стала ему доступна благодаря завоеваниям Ольгерда. Тем временем Алексий на основании титула «всея Руси», который византийцы еще признавали, продолжал считать себя единственным митрополитом; в действительности это произошло только со смертью Романа в 1362 г. За уходом Романа последовала формальная отмена соглашения 1355–1356 гг. и восстановление единства митрополии во главе с Алексием. 73 Таким образом, русская политика Каллиста и Иоанна V, пытавшихся удовлетворить требования Ольгерда, не порывая с Москвой, оказалась неосуществимой, и фактически они возвращаются к воззрениям Кантакузина. Уже в 1361 г. Каллист упрекнул Романа за вмешательство в юрисдикцию Алексия. На самом деле, в это время свое влияние восстанавливал экс-император Иоанн Кантакузин , 74 и его друг Филофей возвращается на патриарший престол в 1363 г. Неустойчивость весьма активной дипломатической деятельности Византии на Руси, вызванная внутренними изменениями в империи, имеет параллели в отношении патриархата к Алании – другой миссионерской епархии, хотя и менее значимой, чем Русь. Здесь в 1347 г. Кантакузин также устанавливает традиционную и объединенную власть единственного «митрополита Аланского», 75 тогда как Каллист в июле 1356 г. смещает с кафедры прокантакузинского ставленника и разделяет митрополию, 76 которую в конце концов Филофей вновь объединит. 77 О внутренних проблемах Аланской Церкви в XIV столетии нам почти ничего не известно, однако параллели с судьбой Руси показывают, что в Византии существовало два конкурирующих направления в церковной политике, которые соответствовали политической ориентации сторон, борющихся за власть в империи. В заключение отмечу, что «решение Филофея» относительно Руси не сможет устоять перед усиливающейся властью Ольгерда. После 1370 г. Филофей вынужден отказаться от устойчивой промосковской позиции. В1375 г. он совершает поступок, аналогичный тому, что сделал Каллист в1354 г.: при жизни Алексия он посвящает литовского кандидата Киприана в митрополиты, объявив его митрополитом «Киевским, Литовским и Русским». 78 В том же 1375 г. византийский патриарх также вынужден пойти на значительную уступку Балканам: признать сербский Печский патриархат.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Mejendor...

Если первое упоминание о Мологе в летописи относится к 1149 году, то о возникновении Мологского монастыря в честь святителей Афанасия (373 год) и Кирилла (444 год), патриархов Александрийских, никаких сведений не сохранилось. Когда он основан и кем? Исстари монастырь именовался Холопьим. Одно из преданий гласит, будто бы здесь когда-то были заключены жены новгородцев, которые во время продолжительного отсутствия своих мужей в военных походах вышли замуж за их холопей; что будто бы в селе Станове (восемь верст от монастыря) находился стан холопей, где они, бежавши из Новгорода, укрепились для защиты от господ своих, вернувшихся с войны, а в селе Боронишино оборонялись от них. Новгородцы, победив холопей бичами, построили монастырь и заключили в нем своих неверных жен. Это предание передает Карамзин в «Истории Государства Российского», но добавляет, что «в летописях Новгородских нет о сем ни слова», а сама история «взята из древней греческой сказки о рабах скифских». Другое предание достоверней – здесь с XIV века находилось складочное место для товаров во время ярмарки, бывшей в Холопьем городке при устье Молоти. На тесную связь торга и монастыря указывает сохранившееся до XVI века его полное название Афанасьевский Троицкий Холопий Углицкий монастырь. Вероятнее всего, сам монастырь был построен на богатые пожертвования с торга и не бедствовал до самого конца XVII века. «Торговое» его происхождение подтверждается и тремя обширными ямами, которые открыты здесь около 1798 года (одна – в монастыре, две – близ него) и в которых будто бы складывались и хранились азиатские и европейские товары. Сухой грунт земли (монастырь стоял на возвышенном месте) не препятствовал этому. То, что Мологский Афанасьевский монастырь существовал в XIV веке, подтверждается и другим древним преданием, связанным с потомками ярославского князя Федора Черного. Незадолго до своей кончины в 1299 году князь Феодор Ростиславович благословил старшего сына Давида на княжение святой иконой Тихвинской Божией Матери. Князь Давид Федорович передал эту икону в 1321 году младшему своему сыну Михаилу вместе с уделом на Мологе. Михаил Давидович, внук Федора Черного, стал первым мологским князем, успешно союзничал с Москвой и даже сопровождал великого князя Дмитрия Иоанновича (впоследствии Донского) в поездке в Орду к хану Амурату в 1362 году. От князя Михаила Тихвинская икона перешла к его сыну Федору. Федор Михайлович участвовал во многих походах в составе московских войск. В 1380 году на Куликовом поле мологская дружина билась на левом фланге под знаменами Дмитрия Донского. Семейную реликвию – икону Тихвинской Божией Матери – князь Федор Михайлович пожертвовал около 1370 года (в иных источниках называется 1377 год) в древний Афанасьевский монастырь, а позднее и сам принял здесь постриг с именем Феодорита и был погребен в Мологской соборной церкви в 1408 году. Икона Тихвинской Божией Матери служила с того времени покровом и питательницей обители, а с 1770 года прославилась как чудотворная.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Gruzdev/...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010