Эшера. Совмещение в одной композиции подобных изображений (увиденных с разных точек зрения, изображенных как бы в прямой, параллельной и обратной «перспективах») 455 привело к созданию своеобразного художественного пространства в византийском искусстве, которое условно и не очень удачно было названо исследователями византийского и древнерусского искусства как «обратная перспектива». Интересное художественное пространство предстает нам, например, в мозаичной сцене «Воскресения» в церкви Неа Мони на о. Хиосе (1042–1056 гг). Здесь выводимые Христом из гробов Адам и Ева, древнееврейские цари и пророки как бы находятся в трех самозамкнутых микропространствах, образуемых геометрическими конструкциями гробов и замыкающих их сверху горок. Объединяет их все в единое композиционное многомерное пространство золото общего сияющего фона и фигура Христа с крестом, исходящего также из особого пространства ада (попирающего врата ада) и контактирующего с помощью руки и развевающегося угла гиматия с замкнутыми в себе группами персонажей, выводимых из ада. Важную роль в организации художественного пространства играли в Византии условно изображенные элементы архитектуры и «пейзажа». Занимая нередко большую часть изобразительной поверхности, архитектура и «пейзаж» вторили или противоречили духу, настроению, пластическому звучанию основных фигур. Обычно горный пейзаж в византийской живописи, особенно в иконе, – это некоторая вогнутая, дробная поверхность, воспринимаемая почти как вертикальная кулиса. Вогнутая стена горок выдвигает основное действие на первый план (из-за них иногда выглядывают второстепенные персонажи), замыкает его в себе как нечто важное и самодовлеющее, обособленное и выделенное из всего окружающего мира. Своей цветовой нагрузкой, ритмикой масс и линий, системой сдвигов поверхностных слоев горки тесно связаны со всей остальной художественной тканью произведения и играют важную роль в организации эстетического эффекта. При этом, если в ранне– и средневизантийский периоды горки изображаются, как правило, в виде достаточно монолитных, плотных, массивных по цвету и форме образований, то в XIV-XV вв. усиливается внимание к их абстрагирующей проработке, как неких дробных изощренно-изысканных полуабстрактных (почти конструктивистско- кубистических) структур с предельно расщепленными вершинами, уступами, расщелинами и т. п. изобразительными элементами, которые на Руси приобрели специальное иконописное именование лещадок 456 . Подобные горки, написанные с особым артистизмом, мы видим, например, в росписях храма монастыря в Дечанах (Сербия, 1335–1350 г.) или в церкви Богоматери-Перивлепты в Мистре (Греция, 1360–1370 г.) и в ряде других храмов и во многих иконах. Особой эстетской изощренности писание горок и лещадок достигло в палеологовский период в Византии и в древнерусской иконописи XVI-XVII в. (в частности, в так называемых строгановских письмах – XVII в.).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Благодаря своему влиянию в Византии Алексий сумел после смерти Романа (1362) объединить митрополию под своим началом. Однако с 1360 года он практически утратил возможность управления западными епархиями, расположенными во владениях Ольгерда и польского короля Казимира Великого, поскольку фактически стал регентом московской власти до совершеннолетия великого князя Дмитрия. Фактически митрополит нес полную ответственность за политическую и военную борьбу против наступающих литовцев, не имея никакой поддержки в западных областях, где его считали союзником татар. Однако патриарх Филофей продолжал содействовать митрополиту 758 по крайней мере до 1370 года, когда в Константинополь поступило два жестких протеста: от польского короля Казимира и от Ольгерда Литовского. Казимир даже угрожал насильственно обратить жителей Галиции в католичество 759 . Оказавшись в чрезвычайной ситуации, патриарх Филофей вновь учредил отдельную Галицкую митрополию (1371) и призвал Алексия быть более доброжелательным к Ольгерду и его православным подданным 760 . В 1375 году он также поставил во митрополита Литовского человека из своего ближайшего окружения – ученого монаха болгарина Киприана. Однако он заверил, что это посвящение не приведет к длительному разделению митрополии: Киприан получил право наследовать Алексию. После прибытия в Киев в 1376 году Киприан восстановил порядок и престиж митрополии в землях, подвластных Литве. Главные действующие лица этих значительных событий достаточно быстро исчезли с исторической арены. В 1376 году патриарх Филофей был смещен императором Андроником IV. В следующем году умер Ольгерд. Княжество наследовал его сын Ягайло. Кончина митрополита Алексия, последовавшая в 1378 году, привела к длительному кризису в Русской церкви. Причинами кризиса стали политические события на Руси и нестабильность в Византии. Он пришелся на время, когда внутренние усобицы в Золотой Орде ослабили контроль монголов над Русью. Киприан – первый из митрополитов данного периода, ни разу не посетивший Орду – видел будущее государства в единстве христианских сил, включая Москву и Литву (великий князь Ягайло был православным), способных противостоять монгольскому игу.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Mejendor...

А поэтому закономерно, что оно стало играть решающую роль в усвоении достижений послепалеологовского изобразительного искусства и в формировании самобытного эстетического идеала в процессе синтеза традиций. «Русское искусство XIV–XV веков,– отмечал исследователь, – находилось под прямым воздействием исихазма... Практика умного делания охватывала широкий круг учеников и «собеседников» преподобного Сергия. Троице-Сергиев монастырь становится духовным центром Руси и главным очагом распространения исихазма Искусство этого периода направлялось людьми, которые или сами были проводниками исихастской жизни, или в той или иной мере связаны с ней. Среди них история искусства выделяет три имени, которые с большей или меньшей степенью вероятности связаны с известными произведениями искусства: Феофан Грек (XIV в.), Андрей Рублев (1360 или 1370–1430 гг.) и мастер Дионисий (род. в 30–40 гг. XV в., ум. в первые годы XVI в.)» 181 . Великих иконописцев на Руси, как правило, называли «мудрыми», «философами» 182 . Рассмотрим, какое содержание вкладывалось в эти определения. Для того чтобы иконопись сделалась средством духовного просвещения простецов, т. е. носителей бесписьменной культурной традиции, и вводила зрителя в спонтанное состояние созерцания, мастер должен был на собственном религиозном опыте знать, в чем состоит суть духовного подвига исихии. Необходимо всемерно подчеркнуть, что иконотворчество рассматривалось в древнерусской культуре как священное соединение «дара» и «подвига», т. е. сочетание дарованного Богом таланта и аскетической практики, устремленной к идеалу святости. И именно как личностей, соединивших в своей жизни дар и подвиг, современники почитали Андрея Рублева и его «сопостника» и друга преп. Даниила Черного 183 . Древнерусские письменные источники задолго до официальной канонизации присовокупили к именам того и другого титул «преподобный». Процесс иконописания предварительно освящался молитвой самого мастера и его ближайшего окружения, т. е. тех, кто непосредственно соприкасался с ним в ходе работы над произведением.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Если расположение Опровержений в начале может быть обусловлено их литературным сходством с сочинением Григория Паламы «Против Иоанна Бекка», где выдвигаются, а затем опровергаются аргументы Бекка, то состав других блоков, таким образом, объяснить невозможно, как и вставку других текстов в Опровержения. Если эти вставки не являются следствием перепутанных листов в греческом оригинале, то требуются другие причины. Из «Апологии» Димитрия Кидониса нам известно, что Нил Кавасила не публиковал своих трудов при жuзhMercami 1931:392–393; см.: Kislas 1998:75, 101. . Их публикацией, мы обязаны племяннику Нила Николаю, снабдившему их также вступлением («Protheoria»), которое присутствует в разных рукописях начиная с XV в. В этом вступлении он говорит о важности труда Нила и описывает его структуру. Необходимо задаться вопросом о степени и природе вмешательства Николая в издаваемые тексты: речь идет о публикации уже готового труда или племяннику Нила пришлось привести в порядок материал, который остался не завершенным его дядей? Возможно, славянский переводчик имел дело не с реорганизованным и отредактированным самим Николаем трудом, а с еще неорганизованными сборниками в том виде, в котором их оставил Нил. В обратном случае пришлось бы предположить, что славянский переводчик, внимательный к каждой букве своих текстов, не трогает одни произведения и в то же время яростно бросается переделывать только трактат Нила «Об исхождении Святого Духа». В Константинополе в 1360-е гг. имели хождение издания сборников в уже законченной форме, но рассматриваемый перевод выполнен в 1370-х гг. на Афоне, где, возможно, существовали копии трудов Нила, предшествующие обработке Николая. До сих пор не были найдены греческие копии сочинений Нила, предшествующие обработке Николая, поэтому, как и во многих других известных случаях, возможно, именно славянский перевод служит нам проводником к более древней версии самого труда, давая возможность реконструировать один из этапов истории его редактирования. Использованная литература

http://azbyka.ru/otechnik/Nil_Kavasila/s...

The appearance between 1337 and 1360 of two ex-Athonite Bulgarian patriarchs with the same name and the same prohesychast theological orientation cannot but be highly suspicious. Our opinion is that there was only one patriarch named Theodosios and he was a former monk of Zographou. The second eminent Bulgarian churchman attested on Athos in about 1365–70 was the famous Euthymios, the last patriarch of medieval Bulgaria (1375–93). From Euthymios’s enkomion by Gregory Camblak, it appears that in about 1365 the future Bulgarian patriarch arrived on the Holy Mountain as a companion of the Constantinopolitan Patriarch Kallistos I who was then travelling to Serbia. On Athos Euthymios joined for a while the monks of Megiste Lavra. 163 Euthymios’s monastic experience in the Lavra of St Athanasios is also confirmed by one of his literary works, the Life of St Paraskeve of Epivata or St Petka Epivatska, in which he tells us that the Bulgarian Tsar John II Asen had conquered all the territory around Thessaloniki and Athos and had appointed new bishops there. Euthymios states that he knew this from the Bulgarian imperial chrysobulls he had seen in the monastery of Megiste Lavra and in the Protaton. 164 After several months in the Lavra of St Athanasios he finally established himself in the vicinity of the Bulgarian monastery of Zographou where his residence was the tower of Selina. 165 Even today the place-name Selina is connected with a locality between the monasteries of Zographou and Esphigmenou. The medieval monastic settlement of Selina must have been situated somewhere in the long valley of Vagenokamara which runs from the monastery of Esphigmenou in the north to Zographou in the south. 166 According to Camblak’s enkomion, in 1370–1 Euthymios had a very unpleasant confrontation with a Byzantine emperor, presumably John V Palaiologos, who exiled him to Lemnos. The historical accuracy of Euthymios’s imprisonment on Lemnos is highly dubious because no other sources refer to this event. Thus the only certain fact is that Euthymios must have left Athos prior to 1371. Bulgarian Saints on Mount Athos

http://azbyka.ru/otechnik/world/mount-at...

628 лет назад в праздник Рождества Пресвятой Богородицы состоялась Куликовская битва. В Москве сохранились памятники тех древнейших времен, связанные с первой победой Руси, которая открыла путь к великому стоянию на Угре и национальной свободе. По преданию, однажды ночью св. Феодору, племяннику преподобного Сергия Радонежского, который подвизался с ним в Троицком монастыре, было чудесное видение. Во сне ему явилась Царица Небесная и молвила: «Иди из монастыря и найди место для собственной обители». Другое предание гласит, что во время ночной молитвы он услышал таинственный Глас, велевший ему идти в пустыню и основать обитель, в которой будут спасаться многие иноки. Св. Феодор, родившийся в 1341 году, был сыном Стефана, старшего брата преп. Сергия. Преподобный сам постриг племянника в иноки, когда тому было всего 14 лет, и собирался вверить ему управление своей обителью в будущем, но тот задумал основать собственный монастырь. Преподобный Сергий опасался, что юноша не справится с таким делом, но племянник так упрашивал его, столь тверд был в своем желании, что святой игумен увидел в этом Божественный Замысел, а когда тот рассказал ему о чудесном видении, дал благословение. Было это в конце 1360-х годов. Преподобный Феодор осмотрел много земель, пока не нашел истинного чуда - места за Крутицами, в 10 верстах от Кремля, будущем Симонове. Сосновый лес, глубокие Медвежьи озера, живописный берег Москвы-реки - все это так располагалось к молитве и уединению. Преподобный Сергий, преклонив здесь колени, помолился Богу о благословении обители и ее молодого настоятеля. И в 1370 году здесь была основана деревянная соборная церковь во имя Рождества Пресвятой Богородицы. Предание гласит, что посвящение храма избрал сам преподобный Сергий - ровно через 10 лет в день этого праздника состоялась Куликовская битва - и что он срубил ее своими руками. Св. Феодор был духовником великого князя Дмитрия Иоанновича и великой княгини Евдокии. Иногда называют точную дату, когда великий князь избрал его своим духовным отцом - 1383 год, то есть после Куликовской битвы, но он и раньше посещал эту обитель, и приходил сюда за духовной помощью в те дни, когда Москве грозила великая опасность. В мирное время он любил ездить сюда с женой на богомолье. Так церковь Рождества Богородицы в Симонове стала домовым храмом великокняжеской четы, хотя такой статус имел тогда кремлевский собор Спаса на Бору. Здесь же, в Симонове, было тихое благодатное место для молитвы и утешения, здесь чувствовалась близость преподобного Сергия, здесь служил его племянник. А Дмитрий Донской был крестником преподобного Сергия, нареченный в честь св. Дмитрия Солунского, защитника христиан от иноверцев и небесного покровителя Москвы - именно ему был посвящен соборный кремлевский храм до основания Успенского собора. Младенца и назвали Дмитрием в надежде, что он тоже станет святым ратником и хранителем России.

http://pravoslavie.ru/37013.html

1504 . Nadal Canellas J. La résistance dAkindynos à Grégoire Palamas. Enquête historique, avec trad. et commentaire de quatre traités édités récemment. I-II (Spicilegium Sacrum Lovaniense. Études et documents 50–51). Louvain 2003. [Основополаг. иссл.]. 1505 . Nadal Canellas J. Gregorio Akindinos//ТВ II. 189–256. 1506 . Taskovski D. Akindin vo borbota protiv misticizmot. Skopie 1956. 1507 . Wendebourg D. Gratia Increata. Un problema teologico entre Oriente у Occidente//Dialogo Ecumènico 14. Salamanca 1979. 57–70. См.также: 6 .1884; 11 .274. Исаак Аргир TLG 4355; Beck 729–730; PLP 1285 Ок. 1300-ок. 1375. Астроном, монах, богослов. Антипаламит, ученик Никифора Григоры. Богословские сочинения Против Дексия 1508 . Candal Е. Argiro contra Dexio (Sobre la luz tabórica)//OCP 1957. 23. 80–113. Текст с парал. лат. пер.]. Epistula ad Gedeonem monachum (exordium et finis)://Mercati. Notizie 6 .1864). 270–271 [=TLG 4355/5]. О четверояком различении божественного причастия [причастие ипостасное, тварное, обожение в этой жизни и прославление на небе] Неизд . (Vat. gr. 1892, f. 94–110; Vat. gr. 1102, f. 10–23). Фрагм.: 1509 .//Mercati G. Notizie 6 .1864). 271–272 [=TLG 4355/6], 272–273 [=TLG 4355/7]: Fragmentum de disputatione cum Palamista. [ " Паламит» – Иоанн Кантакузин ]. Разрешение некой паламитской апории 1510 . Candal Е. Un escrito trinitario de Isaac Argiro en la contienda palamitica del siglo XIV//OCP 1956. 22. 92–137. с парал. исп. пер.]. Против Иоанна Кантакузина Ок. 1360. Изд. частично. Томос для антиохийского патриарха Ок 1370. Изд. частично. Осн. часть ест.-научных соч. не издана. Ирина Евлогия Хумнина Палеологиня PLP 30936 1291–1354/5. Царица (супруга царя Иоанна Палеолога) с 1303. Основательница и настоятельница монастыря Спаса-Человеколюбца с 1307. Духовная дочь св. Феолипта Филадельфийского . Активная участница паламитских споров, покровительница антипаламитов, сторонница Григория Акиндина. 1511 . Байер Х.-Ф. Участие Ирины-Евлогии Хумнены в исихастском противоборстве XIV в.//АДСВ 2000. 31. 297–322.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/isihaz...

Изображение св. Иоанна Предтечи на внутренней стороне сев. стены внутреннего экзонартекса в нижнем ярусе колокольни Ксингопулос, Джорждевич и Кирьякудис относили к 1-й четв. XV в., а Страти - ко 2-й пол. XIV в., сопоставляя его с фресками ц. прор. Илии в Фессалонике и кафоликона монастыря Влатадон. Внешний экзонартекс сооруженный в 1849 г.,- портик, разделенный на 4 компартимента 5 поперечными арками (боковые опираются на угловые столбы, 3 центральные - на колонны); компартименты перед входом и колокольней перекрыты купольными сводами, 2 других - цилиндрическими (по оси «запад-восток») с распалубками. В 1852 г. украшен фресками на средства жителей с. Ано-Вронду худож. Стергиосом Георгиадисом из Като-Неврокопиона; в их числе - композиции «Страшный Суд», сцены из Апокалипсиса, ветхозаветные сюжеты из кн. Бытие (создание Адама и Евы, грехопадение и изгнание из рая, жертвы Каина и Авеля, убиение Авеля), 4 новозаветные притчи, «Смерть праведника», «Смерть грешных», «Живоносный источник» и др. Из изображений святых следует особо отметить образ свт. Димитрия Ростовского. Парекклисион свт. Николая Чудотворца расположен над внутренним экзонартексом. Его наос уподоблен наосу кафоликона: он осенен обширным куполом, опирающимся на арки, перекинутые между поставленными в углах опорами. Небольшое прямоугольное алтарное пространство снабжено неглубокой апсидой, граненой снаружи и полуциркульной внутри. С севера и юга к наосу пристроены помещения, снаружи перекрытые продолжением двускатных кровель рукавов подкупольного креста. Первоначальные росписи, от которых сохранились фрагменты (изображения свт. Николая Чудотворца, «Христа во гробе», первомч. Стефана, Божией Матери «Елеусы», «Рождества Христова» и др.), Джорджевич и Кирьякудис датируют 1358-1364 гг., а Страти - 1360-1370 гг. Они сходны с фресками внутреннего экзонартекса, парекклисиона св. Иоанна Предтечи в И. П. м. и с 2 изображениями в нартексе («Крещением Господним» и ктиторским портретом). Джорджевич и Кирьякудис предположили, что все они были выполнены фессалоникскими мастерами, работавшими в парекклисионе св. Архангелов в мон-ре Хиландар и в парекклисионе святых Космы и Дамиана (1371) в мон-ре Ватопед на Афоне. Первоначальные росписи поновлялись не менее 2 раз: в ранний поствизант. период и в 1852 г.

http://pravenc.ru/text/577916.html

Lincoln (Nebr.), 1999. P. 431). Кроме того, И. А. снабдил текст «Гармоники», сохранившийся в его автографе Vat. gr. 176 (апограф: Norimbergensis Cent. V app. 38), схолиями, примечаниями и вариантами, к-рых нет в рукописях, выполненных непосредственно под наблюдением Григоры; на л. 26v имеется длинная схолия под именем И. А. относительно системы проекции, предложенной Птолемеем, написанная тем же почерком, что и вся книга, что позволяет установить почерк И. А. Этот почерк совпадает с маргиналиями в Vat. gr. 1096 и 1102, также он имеется в др. рукописях, в частности в Paris. gr. 2758 (подробнее см.: Harley J. B., Woodward D., ed. The History of Cartography. Chicago, 1994. Vol. 2/2. P. 269. Not. 58; особенно: Mondrain. 2005. P. 20-21). В той же рукописи Vat. gr. 176, а также в Paris. Suppl. gr. 449 содержится под именем Паппия Александрийского и 5-я глава комментария Порфирия на «Гармонику» Птолемея в редакции И. А., см.: Barbera A. Recent Studies in Ancient Music and Ancient Music Theory: [Reviews]//JAMS. 1990. Vol. 43. N 2. P. 353-367, здесь: P. 365-366. 9. Географические и математические схолии (вместе со схолиями др. авторов): Cantabr. Gg. II. 33. Fol. 133-176. Приписываемые И. А. сочинения 1. «Против Иоанна Кантакузина». Часто встречающаяся датировка 1360 или 1370 г. неверна, сочинение написано между 1381 и 1383 гг. Рукопись: Vat. gr. 1096. Fol. 65r - 148r. М. Кандаль ( Candal. 1956. P. 98-102) и Х. Надаль Каньельяс ( Nadal Ca ñ ellas J. La résistance d " Akindynos à Grégoire Palamas: Enquête hist., avec trad. et comment. de quatre traités édités récemment. Leuven, 2006. Vol. 2: Commentaire historique. P. 172-173. (SSL. EtDoc; 51)) приписывают И. А. это анонимное сочинение, начинающееся с цитаты из произведения свт. Григория Богослова (отрывки опубликованы Mercati. 1931: начало (fol. 65r - 66r) на с. 275-277, и конец (fol. 147v - 148r) на с. 277-278; отрывки из: fol. 69r, 71r, 87v - 88r - на с. 239 с примеч. 1, из fol. 101v, 144rv - на с. 238, из fol. 136v - 139v - на с.

http://pravenc.ru/text/674145.html

Загадки и секреты жития Сергия Радонежского Что же остаётся нам из пространного жития? Отрок, выучившийся грамоте только посредством Божественного дара? Сомневающийся юноша, с детства мечтавший о монашестве, но принявший постриг позднее брата, успевшего и жениться, и похоронить семью? Странный искатель, вместо имевшихся поблизости монастырей удалившийся в лесную чащу? 8 октября, 2018 Что же остаётся нам из пространного жития? Отрок, выучившийся грамоте только посредством Божественного дара? Сомневающийся юноша, с детства мечтавший о монашестве, но принявший постриг позднее брата, успевшего и жениться, и похоронить семью? Странный искатель, вместо имевшихся поблизости монастырей удалившийся в лесную чащу? Для современных почитателей истории XIV век ассоциируется не в последнюю очередь со славной победой русского оружия – Куликовской битвой. Однако для современников это было не так. Хроника непонятного века Советская историография древнерусский XIV век не любила. Для этого времени придумывались сложные названия – что-то вроде «продолжение борьбы с монголо-татарскими завоевателями и начало собирании русских земель вокруг Москвы». «Продолжение», «начало» – ни одного законченного исторического процесса. А, если присмотреться к подробностям, и ни одного постоянного. Да, вроде бы на протяжении всего века московские князья неуклонно увеличивают свои владения, да и претендентов на великокняжеский ярлык теперь меньше, чем столетие назад. Однако в 1360-е, при малолетстве Димитрия Ивановича, знак политического первенства всё же уходит из рук москвичей к суздальцам; позже его удаётся вернуть лишь благодаря активному участию в правлении страной митрополита Алексия. В 1370-е в спор за заветный символ власти включится Михаил Александрович Тверской, а в 1382 Тверское княжество получит самостоятельный статус Великого. На северо-западе на протяжении 1300-х и далее продолжают существовать две феодальные республики – Новгородская и Псковская. На юго-востоке статус великих имели Рязанские князья, в своей политике балансировавшие между Москвой и Ордой.

http://pravmir.ru/mezhdu-vremenem-i-vech...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010