Ив. Вас. Шуйским, явился в Москву примириться наружно с правительницей; делал неудачное покушение на Новгород, но, схваченный московскими воеводами в Тухоле, привезен в Москву, заперт в «набережную палату» и туг ум. «нуждною» смертью (голодом), 10 декабря 1536. – Тело его погребено в московском Архангельском соборе. – Был женат, с 22 февраля 1533 г., на княжне Евфросиние Андреевне Хованской, в иночестве Евдокии 734), от брака с которой имел сыновей: Владимира, князя Старицкого 528), и Андрея, князя русского 294). 327. Андрей Иванович 327. Андрей Иванович, князь стародубско-северский, старший из двух сыновей Ивана Андреевича, князя можайского 791), от брака с дочерью Федора Юрьевича (Георгиевича), князя воротынского ), неизвестной по имени. – О времени его рождения – вернее, в Можайске – сведений нет; бежал с отцом в Литву, в 1454 г.; там и ум. безвестно, оставив сына Федора, князя стародубско-северского ). 328. Андрей Константинович 328. Андрей Константинович, князь суздальско-нижегородский, старший из четырех сыновей Константина Васильевича, князя суздальского ), вероятнее, от первого брака, с Анной Васильевной, гречанкой, дочерью князя манкуискато 358). – Время и место его рождения неизвестны; по смерти отца, отправился в орду «к царю Жанебеку (Чанибеку) и взя степень отца своего на суздальское княжение, на Новгород-Нижний и на Городец», вь 1355 г.; явился в Переславль-Залесский, на съезд с Иваном II Ивановичем, вел. кн московским 98), в 1356 г.; посетил и княжеский съезд в Костроме, по поводу сыска разбойников, ограбивших Жукотинцев (болгар волжских), в 1360 г.; ходил, с другими князьями, в орду, на поклон к новому хану Хидырю, и на возвратном пути, подвергся нападению Рятякоза, князя ордынского, в 1361 г.; враждовал с Константином Васильевичем, князем ростовским ), в 1363 г.; ум. в Нижнем-Новгороде, приняв пострижение и схиму; 2 июня 1365 г. – Тело его погребено там же, в Спасо-преображенском соборе. – Был женат, с 1353 г., на Василисе Ивановне Класовской, в иночестве Феодоре, сопричтенной православной церковью к лику святых 420); но детей от неё не имел или, по крайней мере, не оставил. Примечание. В «Родословных таблицах г. Шилова, приложенных к «Истории» соч. г. Соловьева, у князя Андрея, неизвестно на каком основании, показан сын Иван, ум. 1357 г. (См. Рюр. степ. 17, 74). 329. Андрей Константинович 329. Андрей Константинович, удельный князь торусско-оболенский, племени князей черниговских, младший из двух сыновей Константина Ивановича, князя торусско-оболенского ), от брака с неизвестной. – Именуется только в родословных, из которых видно, что он жил в XIV в. и оставил сыновей: Ивана, прозванием Долгорукий, родоначальника князей Долгоруких 792), Василия, прозванием Щербатый, родоначальника князей Щербатых 433), и Александра, князя оболенско-тростенского, родоначальника угасших князей Тростенских 228). 330. Андрей Львович

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Hmyrov/...

480. Василий Михаилович, князь кашинский, потом великий князь тверский, младший из четырех сыновей св. Михаила Ярославича, великого князя тверского и Владимирского 139), от брака с Анной Дмитриевной, в иночестве Софией, в схиме Ефросинией, княжной суздальской, причтенной также к лику святых 28). – Род. в Твери, около 1304 г.; провожал, до р. Нерли, своего отца, отправлявшегося в Орду, как оказалось, на смерть, в 1319 г.; встребчал тело отца, привезенное в Тверь из Москвы, в 1320 г.; с матерью и братом Константином ), бежал в Ладогу от татарского погрома, обрушившегося на Тверь и Кашин, в 1327 г,; с ними же возвратился домой, где все они «препочивше от великой печали, седоша во Тфери в велице нищете и убожестве, понеже вся земля пуста, и быша дустыни насилия ради татарскаго; и начата помалу збирати люди и утешати», в 1328 г.; провожал, до Святославля поля, брата Александра 10). отправлявшегося, на суд в Орду, в 1339 г.; встречал в Переславле-Залесском тело его, в 1340 г.; ездил в Орду жаловаться на племянника, Всеволода Александровича, князя холмского 574), которым и ограблен в городе Бездеже, в 1346 г.; по увещанию Федора, епископа тверского «нача жити с братавичем (племянником) своим тихо и мирно», в 1349 г.; «нача негодование имети на братанича своего, поминая бездежский грабеж его, и обидити, и бояр и слуг его тягостию данной оскорбляти», в 1352 г.; назначен опекуном овдовевшей племянницы своей Марии Александровны, великой княгини московской 121), третьей жены Симеона Гордого 176), в 1353 г.; по делу с племянником, являлся на съезд во Владимир и на суд в Орду, в 1357 г.; по суду ханскому, овладел личностью племянника, который нес «томление великое» от дяди, теснившего, между тем, удел холмский, в 1358 г; по совету Романа, лжемитрополита литовского и Волынского, уступил племянникам целую треть княжества тверского, в 1360 г.; ум, в Кашине, в 1368 г. Тело его погребено там же, в Воскресенском соборе, – Был женат, с 1330 г., на Елене Ивановне княжне брянской, 753), от брака с которой оставил сына Михаила, князя кашинского ). 481. Василий Михайлович

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Hmyrov/...

252. Александр Михайлович , удельный князь вяземский младший из трех сыновей Михаила Юрьевича (Георгиевича), князя вяземского ), от брака с неизвестной. – Именуется только в родословных, из которых видно, что он жил во второй половине XIV в., подручником Литвы, и ум. бездетным. 253. Александр Михайлович 253. Александр Михайлович , князь моложский, сын Михаила Давидовича, князя моложского ), в родословных пропущеный. – Летописи упоминают о нем только раз, говоря, что он, при взятии Симеоном-Лугвением, князем литовским, Вязьмы, был захвачен в плен, вместе с князем порховскимм Иваном Святославичем 876), в 1403 г. 254. Александр Михайлович 254. Александр Михайлович , князь пронский, единственный сын Михаила Ярославича, князя пронского ) от брака, с неизвестной. Летописи повествуют о нём – только следующее: отправившись из Пронска, с ханским выходом (данью), в Орду, он был встречен на дороге Иваном Ивановичем Коротополом, князем рязанским 851), своим двоюродным братом, ограблен им, приведен в Переславль-рязанский (нынешняя Рязань) и там убит, в 1340 г. – От брака с неизвестной, оставил сыновей: ярослава-Дмитрия ) и Василия 429), князей пронских. 255. Александр Михайлович 255. Александр Михайлович старший, княжич тверский-старший из шести сыновей Михаила Александровича, в иночестве Матвея, вел. кн. тверского 137), от брака с Евдокией, известной только но имени 706). – Летопись Никоновская, из всех одна, сообщает о нем единственное сведение, что он, будучи у своей бабки по отцу, княгини-инокини Софии 15), жившей в тверском Софийском монастыре (ей же основанном и давно не существующем), ум. там, при жизни отца, в 1358. г. 256. Александр Михайлович 256. Александр Михайлович младший, князь тверский, третий из шести сыновей Михаила Александровича, вел. кн. тверского 137) от, бракаа с Евдокией, известной только по имени 706). – Род. в Микулине (бывший город, теперь село Микулино-Городище, на р. Шоше, Старицкого уезда; тверской губернии), около 1360 г.; вместе се своим отцом отправился в Орду, к Тохтамышу, в 1382 г.: при возвращении отца домой, оставлен у Тохтамыша как бы заложником, в 1383 г.; возвратился из Орды только в 1386 г.; ум. неизвестно когда, но при жизни отца, т. е. до 1399 г, – Примечание. В летописи воскресенской, князь этот назван ошибкой, вместо Александра Ивановича, под 1403 г. (П. С. Р. Л. т. VIII. с. 76. Изд. 1859.) И не смотря на всю очевидность такой ошибки, ученые составители «Указателя к осьми томан полного собрания русских летописей» (вып. I. Изд. 1868) пустили ее в ход, без всякой оговорки (с. 10). 257. Александр Петрович

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Hmyrov/...

В 1926 году монастырь закрыт, все насельницы были вынуждены его покинуть. К началу ХХ века в монастыре было четыре храма: Крестовоздвиженский(1692 г.), Алексия, человека Божия, Всех Святых (1891 г.) и Архистратига Михаила при больнице (1879 г.). Из них советский период пережили только два - Всехсвятский и Алексеевский. Всехсвятский храм использовался под архив и как производственное помещение. Самый древний храм Крестовоздвиженский использовался под нужды ВНИРО (Всероссийский научно-исследовательский институт рыбного хозяйства и океанографии). Алексеевский храм был переоборудован под Дом пионеров, икона Грузинской Божией Матери была перенесена в церковь Воскресения Христова в Сокольниках. Там, где было монастырское кладбище, был разбит пионерский парк. В 1970-е годы храм Архистратига Михаила был снесен, на его месте возвели жилой дом. Во второй половине 1980-х годов по бывшему кладбищу была проложена автомагистраль, которая в настоящее время является частью третьего транспортного кольца. В 1991 году храм был возвращен Русской Православной Церкви. 25 ноября 2002 года в Алексеевском храме были возобновлены богослужения. Первоночально он действовал как приписной храм Всех Святых. В марте 2006 года при храме преподобного Алексия человека Божия было учреждено Патриаршее Подворье с приписным храмом Воздвижения Креста Господня. www.st-alexis.ru Названия храма и монастыря связаны с именем их основателя и покровителя митрополита Киевского и всея Руси Алексия, жившего в XIV в. По его воле в 1360-е гг. на церковных землях недалеко от Кремля был построен сначала деревянный храм во имя Алексия, а затем основан и монастырь, первыми монахинями которого были родные сестры митрополита. После пожара 1547 г. Алексеевский монастырь был перемещен в другой район Москвы — Чертолье и возобновлен в месте, где стояла старая церковь Зачатия святой Анны, от чего в народе Алексеевский монастырь стали называть и Зачатьевским. В 1837–1838 гг. в связи с тем, что именно на месте расположения монастыря было решено возводить храм Христа Спасителя, монастырь снова переносят в другую местность, на этот раз на окраину Москвы в Красное село. Все здания монастыря, в том числе и храм Алексия, человека Божия, были разобраны. В новом месте, где разместили монастырь, с этого времени он стал называться Ново-Алексеевским, была небольшая приходская Крестовоздвиженская церковь, в ней в 1841 г. один престол освятили в честь Алексия, человека Божия. Но монастырь нуждался в отдельном соборном храме. Поэтому 1853 год ознаменовался строительством в центре монастырских земель нового храма с главным престолом во имя монастырского святого Алексия по проекту известного по тем временам архитектора М.Д. Быковского. Особенностью этой постройки была огромная схожесть с храмом Христа Спасителя.

http://sobory.ru/article/?object=02192

Скачать epub pdf Октябрь 27 Андрей, князь Смоленский, Переяславский Точных сведений о св. Андрее, о его происхождении, времени жизни и подвигах не сохранилось. В Переяславле-Залесском, где подвизался и скончался св. Андрей, держалось предание, что он происходил из рода князей смоленских. Зависть и крамолы против Андрея его родичей-князей, столь обычные на Руси в древнее время, не заставили князя защищать свои права и власть также крамолой; он не поднял и открытой борьбы – не взялся за оружие, что так часто бывало в подобных случаях. Кроткий князь отказался от своего удела, бросил все свое достояние и скрылся из отечественного города. Бедным странником святой Андрей явился в город Переяславль-Залесский (около 1360 года) и поселился при церкви святого Николая Чудотворца у городских ворот. Некоторое время спустя смоленский князь был принят пономарем к этой церкви и в такой скромной должности подвизался тридцать лет, скрывая от всех свое знатное происхождение. Сказания не описывают подвиги святого князя-пономаря, но уж одно это разве не великий подвиг – оставить княжение, семью, родной город и сделаться пономарем при бедной церкви чужого города? Когда святой Андрей преставился (около 1390 года), на его теле нашли золотую цепь и перстень – знаки княжеского достоинства, тяжелые железные вериги – знак его подвижничества, а также малую хартию, на которой рукою почившего было написано: «Аз есмь Андрей, един от смоленских князей. Зависти ради и крамолы от братий моих оставих княжение мое и дом и прочее». Бедного пономаря похоронили при Никольской церкви, при которой он проходил свое скромное служение, причем его тело обернули берестой. Много лет прошло с тех пор, но жители Переяславля помнили о подвижнике-пономаре. Скоро после кончины начали почитать его святым и праздновать память в день преставления – 27 октября; написали его образ; составили службу – особые стихиры и канон. Но потом, около половины XVI столетия, празднование памяти святого Андрея почему-то прекратилось и о подвижнике стали забывать. В то время в Переяславле-Залесском подвизался преподобный Даниил, уроженец этого города, который, вероятно, хорошо знал устные предания о святом Андрее и посещал храм, при котором угодник служил пономарем, и его могилу, видел его образ и вериги. Преподобный решил содействовать прославлению святого князя Андрея.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Smirnov...

Церковь Феодора Стратилата «на ручью» (Великий Новгород) Материал из Азбука паломники Перейти к навигации Перейти к поиску Церковь Феодора Стратилата «на ручью» построена во второй половине XIV века, один из выдающихся памятников новгородского зодчества, ставший надолго классическим образцом для последующего строительства храмов. Храм не следует путать со Стратилатовской церковью в Неревском конце Новгорода. Содержание История [ править править код ] Церковь заложена в 1360 году по указу новгородского посадника Семёна Андреевича на берегу ручья. Ручей упоминается в летописи под 6613 (1105) как Плотницкий. Позднее стал Фёдоровским. Строительство было закончено в течение года. На протяжении нескольких веков церковь была приходской для Федоровой улицы Плотницкого конца. В 1954 году при прокладке дороги Москва—Ленинград Фёдоровский ручей был засыпан. Современное состояние [ править править код ] Сегодня церковь располагается на левой стороне улицы Фёдоровский ручей. Храм является объектом Новгородского музея-заповедника и открыта для посещения, богослужения в нем, согласно последним данным, не совершаются. Архитектура и внутреннее убранство [ править править код ] Храм представляет из себя классический памятник новгородского зодчества того времени и является одним из выдающихся памятников архитектуры средневекового Новгорода. Здание церкви — это четырёхстолпная одноглавая постройка кубического типа. На фасаде, особенно на барабане и апсидах, немало декоративных элементов. Некоторые ниши фасада ранее были украшены фресками. По замыслу Семёна Андреевича, постройка должна была служить ещё и как каменный сундук-сейф. С западной стороны к церкви примыкает пристройка и колокольня, построенные в XVII веке. Церковь Феодора Стратилата на Ручью стала эталоном для новгородских зодчих последующих поколений. Фресковая роспись церкви датируется примерно второй половиной XIV века. Она сохранилась, хоть и фрагментарно, но на всех стенах, сводах и арках храма. В 1910 году роспись была освобождена от побелки. Её художественное значение исключительно. От традиционного новгородского стиля она отличается тем, что выполнена в красно-коричневых тонах. Это роднит её с фресками известной церкви Спаса на Ильине улице, которая была расписана Феофаном Греком. Многие персонажи стратилатовских фресок имеют сходство с персонажами живописи церкви Спаса на Ильине. Некоторые второстепенные детали буквально повторяются в росписях этих церквей.

http://azbyka.ru/palomnik/Церковь_Феодор...

уже можно найти черты текста, получившего господствующее положение лишь через два столетия (Добрев 1979, с. 19–21; Алексеев 1986, с. 16). Согласно проведенному исследованию рукописной традиции Евангелия от Иоанна (см. с. 149), редакция эта фактически распадается на две, одинаковые по характеру: первая из них (редакция А) охватывает меньшую часть рукописей, вторая (редакция В) – большую часть рукописей (к ней, между прочим, принадлежит и Геннадиевская библия). Обе они представляют собою сверку с греческим тетром, и там, где редакция А была недостаточно активна, редакция В, усваивая практически все особенности редакции А, проявляет заметно большую активность и прибавляет свои. Такой же характер носит правка Псалтыри. К рукописям Афонской или Святогорской редакции относятся Томичева псалтырь ок. 1360 г. (ГИМ, Муз. 2752), Шопова начала XIV в. (НБКМ 454, 1138), Бухарестская 1411 г. (Б-ка Румынской АН, 205), Киевская 1397 (РНБ, ОЛДП F. 6) и множество других списков этого и более позднего времени. Известным своеобразием в составе редакции отличаются Норовская псалтырь первой половины XIV в. (ГИМ, Увар. 285), а также Псалтырь митроп. Киприана не позже 1406 г. (РГБ, МДА, Фунд., 142). Афонская редакция Псалтыри была выявлена в работах Ивана Буюклиева (1963), Е. В. Чешко (1981, 1982, 1983), Ивоны Карачоровой (1985, 1989), Мэри Мак-Роберт (MacRobert 1989, 1991, 1993). И. Карачорова (1989, с. 161 –174) приводит обширный список отличий Афонской редакции от старого текста Псалтыри. Лексические особенности редакции очень выразительны, они соответствуют норме церковнославянского языка поздней эпохи, вот некоторые из них: драг: чьстьн, τμιος жядати : желати, πιποθω закон: завет, διαθκη зълоба: л31;кавство, πονηρα иночядыи : единородъныи, μονογενς и25;реи : священик, ερες красота: благолепие, επρεπε α молитва : моление, δησις обет: молитва , ε χη плодовит: плодоносьн, καρποφρος правьда : правота, εθτης премилостив: многомилостив, πολυλεος спыти: туне, δωρεν творити: делати, ργζομαι трьпелив: длъготрьпелив, μακρθυμος ипостдсь.: състав, πστασις и т.

http://azbyka.ru/otechnik/Anatolij-Aleks...

Среди вкладных записей на Лавришевском Евангелии мы встречаем свидетельство о строительстве неким Юрием Болковичем церкви в честь « святого архиерея Христова Николы перенесенье честных его мощии» .Эти известия, как обнаруженные в Евангелии, принадлежавшем Лавришевской обители, видимо, и сформировали вывод о том, что в монастыре существовала церковь свт. Николая. Вместе с тем, место строительства храма в записи не указано. Ничего не говорится и о Лавришевском монастыре, а упоминается только имя князя Михаила Кедиминовича , которого принято отождествлять с сыном великого Литовского князя Гедимина Кориатом (в крещении Михаилом, ум. ок. 1360) – князем, управлявшим в первой половине XIV века Новогрудком. Возможно, приведенные слова говорят об одном из древних храмов именно этого города. Отдельно необходимо остановиться на упомянутом тезисе о том, что монастырь, первоначально основанный около д. Гнесичи, был около первой половины XVI века разрушен (вероятно, татарами) и позже восстановлен уже в окрестностях д. Лавришево. Отметим, что данная версия является достаточно поздней и восходит, вероятно, лишь к середине XIX века. Так, архимандрит Николай (1864 г.) осторожно говорит, что «по сказанию Лавришевских старожилов во время какой-то войны мощи преподобнаго Елисея были сокрыты в землю; но по сожжении монастыря неприятелем, не были уже найдены» . Более раннее существование данных сведений не подтверждается. Заметим, что исследователь не приводит даже вероятной датировки предполагаемых событий. К достоинствам данной легенды отнесем то, что она позволяет объяснить исчезновение мощей преп. Елисея. Кроме того, древняя обитель преп. Елисея и Войшелка-Лавраша таким образом дистанцируется от более позднего монастыря, принявшего затем унию и ставшего базилианским. Вместе с тем, исследование документов по истории монастыря никак не подтверждает приведенную информацию. Во-первых, такой значимый эпизод, как разрушение обители и ее восстановление на новом месте, совершенно не отразился в уцелевшем архивном наследии, хотя менее значимые события, как, например, пожар 1628 г.

http://bogoslov.ru/article/2586245

Во время пребывания в заключении с 10 окт. 1534 по кон. сент. 1537 г. К. посвятил себя написанию (хотя возможно, что он заканчивал уже начатое) сочинения на новогреч. языке под названием «Ветхий и Новый Завет, или Цвет и необходимое из него. Необходимо и весьма полезно для каждого христианина» (Η παλαι τε κα να διαθκη τοι τ νθος κα ναγκαον ατς. στι δ πνυ φλιμον κα ναγκαον πρς πντα χριστιανν. Венеция, 1536). Сочинение, примерно половина которого составляют цитаты из ВЗ и НЗ, большей частью основано на переводе популярной итал. кн. «Fioretto di tutta la Biblia historiato [et de novo in ligua Tosca voretto]» (1478) с добавлением хронографических источников, апокрифов, ряда богословских текстов популярного характера и делится на 4 части: 1) догматическую (главы 1-24); 2) историческую (главы 25-191); 3) нравственную (19 гомилий); 4) литургическую, содержащую, в частности, толкование на Молитву Господню (эта часть была добавлена во 2-м исправленном издании 1567). В предисловии к сочинению К. заявляет, что не имеет никаких лит. претензий и его труд адресован к «таким же невежам, как и он сам». К. пишет о своем намерении сделать Свящ. Писание доступным для народа, не владеющего древнегреч. языком. Кроме того, он кратко излагает правосл. догматику и библейскую историю. Вероятно, К. находился под влиянием своего земляка Николая Софианоса (ок. 1500-1551), первого составителя грамматики новогреч. языка. К. некритически использовал свои источники, поэтому в его работе много еретических заблуждений. Сочинение К. получило широкое распространение и большую популярность (только в XVI в. оно выдержало 5 изданий) и дошло до афонского мон. Пахомия Русана (Ракендита), богослова и издателя антилат. сочинений. Пахомий придерживался прямо противоположных взглядов на проблему непонимания простым народом Свящ. Писания и его перевода на совр. греч. язык (κοιν γλσσα). В беседе «О пользе Свящ. Писания и об учителях» (PG. 98. Col. 1333-1360) Пахомий настаивал на необходимости просвещения греч.

http://pravenc.ru/text/1681177.html

Граница между Словами 15 и 16 совпадает с границей тетрадей 27 и 28. Нижняя половина листа 398 и лист 399 об. (конец тетради 40) исписаны мелким почерком, показывающим, что писец старался уложиться в доставшуюся ему лакуну, а все следующие за ними тетради не имеют номеров. Таким образом, первоначально рукопись заканчивалась на этом месте, и Слова 28–30 дописаны к ней позднее. Рукопись состоит из 46 кватернионов, и лишь тетрадь 47 является бинионом – именно она содержит Слово 30. Данное Слово было дописано, возможно, еще позднее, чем Слова 28 и 29, а на оставшихся свободными конце листа 449 об. и листах 450–450 об., как и выше, был дописан еще позднее текст, не принадлежащий Каллисту. 2 . L – cod. Lond. Arund. 520, кон. XIV в. (водяной знак – armoiries, точнее не идентифицируется): лл. 1 – 93 об. [Слово 8]; лл. 93 об. – 95 об. [Слово 9]; лл. 95 об. – 103 об. [Слово 11]; лл. 108 об. – 117 об. [Слово 13]; лл. 131 – 155 об. [Слово 3]; лл. 155 об. – 180. [Слово 4]; лл. 180–196. [Слово 5]. Все тетради – кватеринионы, кроме тетради 15, которая состоит из 9 листов (видимо, один лист добавлен, чтобы закончить Слово 13), и 26, в которой 10 листов (последний лист утрачен). В рукописи не хватает, по-видимому, одного последнего листа. Лондонская рукопись состоит более чем на 80 процентов из текстов «Утешения»: к ним добавляются «Песнь песней» с Введением в нее свт. Василия Великого (лл. 121 об. – 130 об.), анонимный, вероятно, принадлежащий Ангеликуду гимн на причащение Святых Таин (лл. 196–205) и некоторые неизвестные его же главы (лл. 103 об. – 108 об., 205–210 об.). Кроме того, Слово 13 расширено здесь за счет небольшого прибавления (лл. 117 об. – 121 об.). 3 . B – cod. Vat. Barb. gr. 420, конец 1360-х – первая пол. 1370-х гг. (водяные знаки: cercle (­ Briquet 3230, 1367 г.), 58 – trois monts (≈ Piccard XVI 949, 1365), lettre B (­ Briquet 7971, 1364–1373 гг.), arc (≈ Briquet 786, 1372 г.), fruit (­ Briquet 7420, 1371–1372 гг.)): лл. 33–41. 37 6 [Слово 18]; лл. 41 – 46 об. 7 [Слово 19];

http://azbyka.ru/otechnik/Kallist_Angeli...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010