А. 18/1) Иоанна его мощи были положены в Рильском монастыре, а затем царь Петр (927-969) отправил их с почестями и похвалами в Средец (совр. София -А.Н.), где положил в новоотстроенный храм. В Хронике византийского историка Скилицы сообщается о многих исцелениях и чудесах от мощей святого. При византийском императоре Андронике Комнине, правившем Болгарией, венгерский царь Белла увез чудодейственные мощи в свою столицу Гран (совр. Естергом-А.Н.), где они находились до 1187 г., когда дипломатическим путем были заполучены обратно. В 1195 г. царь Иван-Асен (1186-1196) после восстания и образования Второго Болгарского Царства перенес мощи святого в В.Тырново. Во второй половине XIV века, когда над Балканами вновь нависла турецкая угроза, мощи укрыло тырновское духовенство от поругания мусульманами. В 1469 г. при игумене Рильского монастыря иеромонахе Давиде в обитель приехал священник из Пловдива и сказал, что видел мощи в Тырново. Тогда братия монастыря обратилась за помощью к вдове султана Мурада - Марии, она вымолила у своего сына Мухамеда распоряжение о передаче святыни монахам. По дороге процессия останавливалась в г. Средец, где пять-шесть дней мощи пребывали в ротонде св. Георгия, а 29 и 30 июня оставались в Орлице. 1 июля 1469 г. рака преподобного прибыла в монастырь. - Сохранились ли, какие-то следы почитания святого в годы его отсутствия в монастыре? - Несмотря на то, что с XI по XV век мощей в монастыре не было, память святого чтилась - именно тогда составлено т. н. Народное Житие. К времени правления царя Ивана-Асена Второго (1218-1241) относится написание нового Проложного Жития и новой Службы. 1335 г. датируется его изображение в Хрелевой Куле. В XIV в. святой почитается повсеместно - появляются его изображения в Боянской церкви (XIII в.), в Земенском монастыре (1360 г.). Таким образом, как Вы видите, церковь арх. Михаила, стоявшая на паломническом пути в Рилу, сохраняла актуальность своего назначения, т.к. прп. Иоанна почитали и во времена отсутствия его мощей в Рильском монастыре.

http://pravoslavie.ru/40536.html

Поместный Собор открылся 6 июня Божественной литургией в Троицком соборе Лавры преподобного Сергия. На Собор прибыло 272 представителя от 67 внутренних и 9 зарубежных епархий, 22 монастырей, 2-х духовных академий и 3-х семинарий, от зарубежных учреждений Русской Церкви и от Японской Автономной Церкви. Заседания Собора проходили в Сергиевском трапезном храме Лавры. В Президиум Собора были избраны Патриарх и постоянные члены Синода. Собор образовал Секретариат во главе с митрополитом Одесским Сергием, Мандатную комиссию под председательством митрополита Сурожского Антония и Редакционную комиссию во главе с архиепископом Смоленским и Вяземским Кириллом (Гундяевым). На первом заседании после приветствия гостей Собора с докладом «1000-летие Крещения Руси» выступил митрополит Киевский Филарет, впоследствии лишенный сана за учинение раскола. В докладе прослежены исторические судьбы Русской Церкви от ее начала до наших дней. 6 июня митрополит Крутицкий Ювеналий огласил доклад «Канонизация святых в Русской Православной Церкви». Для прославления в лике святых были предложены: благоверный великий князь Московский Димитрий Донской (1350 - 1380), преподобный Андрей Рублев (1360 - 1-я половина XV века), преподобный Максим Грек (1470 - 1556), святитель Макарий Московский (1482 -1563), преподобный Паисий Величковский (1722 - 1794), блаженная Ксения Петербургская (1732 - начало XIX века), святитель Игнатий Брянчанинов (1807 - 1867), преподобный Амвросий Оптинский (1812-1891), святитель Феофан Затворник (1815-1894). По решению Поместного Собора был совершен чин канонизации новоявленных угодников Божиих. В Деяних Поместного Собора о канонизации святых среди прочего говорится: «Напечатать их жития и творения, у коих таковые имеются, для назидания и наставления в благочестии чад церковных... Считать необходимым в послесоборный период продолжить работу по изучению дальнейших канонизаций для прославления других почитающихся в народе подвижников веры и благочестия, попечение о чем иметь Священному Синоду».

http://sedmitza.ru/lib/text/440016/

Икономидис относит пожар ко 2-й пол. 20-х гг. XV в. Он считает, что автор легендарной истории К. по ошибке совместил поездку императора на посвященный обсуждению унии Собор и его путешествие в Италию и Венгрию 15 нояб. 1423 - 1 нояб. 1424 г., когда Иоанн еще был соправителем своего больного отца. В 1426 г. патриарх Иосиф II ничего не знал о пожаре в мон-ре, права на владения которого он подтверждал, а в 1430 г. К. уже описывается как разрушенный и почти заброшенный ( Oikonomid è s. 1978. P. 5). Возрождение мон-ря стало заслугой игум. Неофита, управлявшего К. с 1423 г. Он обратился к великому чельнику Радичу Поступовичу, военачальнику сербских правителей Стефана Лазаревича (князь в 1389-1402, деспот в 1402-1427) и Георгия Бранковича (деспот в 1427-1456), предложив ему стать ктитором К. и дать сумму, необходимую для восстановления монастыря (Actes de Kastamonitou. 1978. Append 2. P. 101). Игумену удалось убедить Радича, и серб. вельможа, владевший серебряными рудниками, установил для К. ежегодную ренту в 20 литр серебра и сделал ряд др. важных дарений ( Novakovic St. Zakonski spomenici Srpskih drava srednjega veka. Beograd, 1912. P. 548-549), что, с точки зрения К. Павликианова, объясняется сербским или болгарским происхождением игум. Неофита (сохранилась слав. подпись Неофита под актом монастыря прп. Павла 1423 г.- Pavlikianov. 2001. P. 80; Idem. 2002. Σ. 52). Присутствие в К. слав. монахов прослеживается еще с сер. XIV в.: в 1344 г. в К. была переписана на серб. языке рукопись, содержащая сочинения свт. Иоанна Златоуста (Ath. Chil. 358), а в 1360-1366 гг. в келлии св. Саввы в Карее - Триодь с протографа из монастыря К. «оть изводь кастомонитскыхь» ( Παυλικινωφ. 2002. Σ. 50). Мон-рь Кастамонит. Фотография. 1913 г. Мон-рь Кастамонит. Фотография. 1913 г. После смерти Радича К. лишился ренты, но получил во владение 7 деревень в Сербии, переданных вел. чельнику по хрисовулам серб. деспотов. Кроме того, К. предназначалась половина принадлежавшей Радичу шахты в Руднике и некоего устройства (очевидно, плавильной печи) в Каменице; 2-я половина должна была отойти мон-рю вмч.

http://pravenc.ru/text/1681303.html

Митрофан, бывший впоследствии Епископом Воронежским. НИКИТСКИЙ, муж. 3 класса, в 3 верстах от уездного города Переславля-Залеского; находится под управлением архимандрита. Обитель эта весьма древняя; но когда именно и кем основана, известий нет; о существовании ее упоминается в первый раз во второй половине XII века, когда поступил сюда в число иноков св. Никита Столпник. Нынешние здания сего монастыря – огромные и великолепные – воздвигнуты при царе Иоанне IV. В 1611 году монастырь разорен литовцами и 1646 возобновлен, по повелению царя Алексея Михайловича, на казенную сумму; при чем обитель ограждена каменными стенами с башнями. – Ныне здесь две церкви: 1) Соб. Великомученика Никиты, где почивают под спудом, в бронзовой позолоченной раке, мощи св. Никиты Столпника; на гробнице находятся и вериги, в которых сей Угодник спасался. При соборе устроен во имя его придел. Церковь эта существует с 1564 года. 2) Благовещения Богородицы, трапезная, с приделом Николая Чудотворца. Архимандрия учреждена здесь в 1716 году, по указу императора Петра Великого и по благословению Блюстителя Патриаршего престола, митрополита Стефана Яворского . На том самом месте, где находился столп св. Никиты, построена часовня. В день памяти сего святого, 24 мая, совершается сюда ежегодно крестный ход из города Переславля-Залеского. – В полуверсте от монастыря есть другая древнейшая часовня, в которой находится каменный крест, поставленный – как гласит предание – в XII веке св. князем Михаилом Всеволодовичем Черниговским, посещавшим св. Никиту, когда еще он был жив, и получившим на этом месте исцеление от болезни. МАХРИЩСКИЙ, муж. заштатный, в 10 верст. от уездного города Александрова, и в 30 верстах от Троицкой Сергиевой Лавры, на берегу речки Махры, при впадении ее в реку Молохчу. Основан около 1360 года Преподобным Стефаном, учеником св. Сергия Радонежского. Здесь он сначала построил малую деревянную церковь во имя Живоначальной Троицы, трапезу и несколько келий. Вскоре после кончины св. Стефана, в начале XV в., монастырь, состоявший все еще из деревянных строений, сгорел и пришел в упадок, находясь почти в запустении более ста лет.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

Коллектив авторов Скачать epub pdf Преподобный Максим Грек 1470-†21 января 1556 Прославлен в 1988 г. Память празднуется 21 января/3 февраля Из Деяния Освященного Поместного Собора Русской Православной Церкви, посвященного юбилею 1000-летия Крещения Руси, проходившего в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре 6–9 июня 1988 года, о канонизации святых Изволися Духу Святому и нам причислить к лику святых угодников Божиих для всероссийского церковного почитания следующих подвижников христианского благочестия: 1 . Благоверного великого князя Московского Димитрия Донского (1350–1389), показавшего подвиг праведной и благочестивой жизни. В своем ревностном служении Церкви Христовой, патриотических трудах Отечеству и народу в грозные годы вражеского ига он явился истинным сыном Церкви Русской, вдохновляющим и ныне ее верных чад на самоотверженное служение Богу и людям. В недавнем праздновании 600-летия победы в Куликовской битве утвердилась благодарная почитаемость князя, по слову Евангелия, отдавшего душу свою за други своя ( Ин 15:13 ). Он защищал веру Христову, основывал многие монастыри, строил храмы и благотворительствовал бедным. 2 . Преподобного Андрея Рублева (1360–1-я половина XV в.), постника и аскета, известного иконописца, создателя многих икон, ныне прославленных по всему миру, всегда почитавшегося в Троице-Сергиевом монастыре местночтимым святым. О преподобном Андрее современники свидетельствовали как о подвижнике святой жизни, обильно проявлявшем христианскую любовь к ближним. О нем преподобный Иосиф Волоцкий говорит как о сподобившемся видения и созерцания невещественного Божественного Света и явившемся по смерти своей облаченным в сияющие ризы своему сподвижнику по иконописанию Даниилу. Через многие иконы преподобного Андрея, особенно через образ “Святой Троицы”, ставший совершенным выражением догмата о Триедином Боге после более чем тысячелетнего его осмысления в православной иконографии, христианское благовестие в наши дни распространяется по всему миру. 3 . Преподобного Максима Грека (1470–1556), местночтимого радонежского святого, чудотворца, монаха-аскета и учителя иноческого жития. Он, будучи узником и страдальцем многолетнего заточения, объединил в себе твердость в вопросах правой веры и личное смирение в подвижнической жизни. Являясь автором разнообразных творений, преподобный изложил в них богопросвещенные истины православных догматов и как духовный учитель углубил святоотеческую традицию.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АМБЕЛОКИПИОТ [греч. Αμπελοκηπιτης - виноградарь], визант. свящ. и мелург (не позднее сер. XIV в.). Самая ранняя известная рукопись, содержащая его песнопения (Athen. Bibl. Nat. gr. 2622), датируется приблизительно 1340-1360 гг. (хотя в ркп. 1336 г. (Athen. Bibl. Nat. gr. 2458) его прозвание отсутствует). Среди мелосов А. чаще всего встречаются аниксандарии (Пс 103. 28-35) 4-го плагального, или 8-го, гласа (Athen. Bibl. Nat. gr. 2062, рубеж XIV-XV вв.; Ath. Konstamon. gr. 86, 1-я пол. XV в.; Ath. Ivir. 949, рубеж XVII-XVIII вв.; Ath. Xeropot. 307, 3-я четв. XVIII в.; Ath. Xeropot. 318, нач. XIX в.; и др.). Наиболее часто исполняемыми являются распевы 2 стихов: «            » (ρδβλθυοτεΕθου σκτος, κα γνετο νξ - Пс 103. 20) и «          » (Ως μεγαλνθη τ ργα σου, Κριε - Пс 103. 24) - Lesb. Leim. 459. Fol. 33-33v и 238. Fol. 33v - 34, рубеж XVII-XVIII вв.; РНБ. гр. 132, посл. треть XVIII в.; РНБ. гр. 711, 90-е гг. XVIII в.; и др. Изредка в рукописях 2-я половина последнего стиха «        » (Πντα ν σοφ ποησας - Пс 103. 35) выделена в самостоятельный распев (РНБ. гр. 130. Fol. 17v - 18, нач. XVIII в.). Эти древние мелосы стали неотъемлемой частью певч. репертуара, и в нач. XIX в. возникла необходимость перевести их в нотацию нового метода , что и было осуществлено Хурмузием Гиамалисом (S. Sepulcri. 703. Fol. 77-78v). Среди др. мелосов А. в певч. рукописях сохранились 2 причастна : воскресный «        » (Ανετε τν Κριον κ τν ορανν - Пс 148. 1) 1-го гласа (Ath. Iver. 974. Fol. 184v, 1-я пол. XV в.; Ath. Iver. 993. Fol. 101, сер. XVII в.; Ath. Doch. 337. Fol. 190, 1764 г.) и богородичный «      » (Ποτριον σωτηρου λψομαι - Пс 115. 4) 4-го гласа (Ath. Philoth. 122. Fol. 214v, 1-я пол. XV в.; Lesb. Leim. 258. Fol. 233-234, 1527 г.; Ath. Iver. 993. Fol. 119v, сер. XVII в.; Ath. Gregor. 5. Fol. 171, кон. XVII в.). Песнопения А. характеризуются особенностями, типичными для визант. калофонического пения . Лит.: Στθης Γ. Χειργραφα. Τ. 1. Σ. 108, 144, 402, 660; Τ. 2. Σ. 596; Τ. 3. Σ. 491, 496, 634, 756, 873, 874; Χατζηγιακουμς. Χειργραφα Τουρκοκρατας. Τ. 1. Σ. 33, 100, 110, 156, 264; Conomos. Communion Cycle. P. 74, 98; Jakovljevi . Cyprus Catalogue. P. 9, 45, 58, 66, 68, 71; Πολτης Λ. Κατλογος χειρογρφων τς Εθνικς Βιβλιοθκης τς Ελλδος, ρ. 1857-2500. Αθναι, 1991. Σ. 101; Герцман Е. Греческие музыкальные рукописи Петербурга. СПб., 1996. С. 288, 379, 398, 575. Е. В. Герцман Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/120394.html

Николо-Волосовский мужской монастырь (ныне Собинский район Владимирской области), основан в XV в. С начала ХХ в. женский. Закрыт в 1920-х гг. В 1993 возрожден. Свято-Алексеевский Константино-Еленинский монастырь во Владимире, основан, возможно, в XIII в., в 1360-х гг. возобновлен митрополитом Московским св. Алексием ( † 1378 г.), когда стал домовым митрополичьим. Упразднен в 1775 г. С 2003 г. на его территории действуетСвято-Боголюбский Алексиевский мужской монастырь. Далее в тексте пропуск. Боголюбов (Рождества Богородицы) мужской монастырь, по преданию, основан вскоре после гибели князя Андрея Юрьевича Боголюбского ( †1174 г.). Устойчивые упоминания о монастыре относятся к XV в. С 1687 г. приписной к Патриаршему дому. С 1764 г. третьеклассный. Закрыт в 1923 г. Помещения переданы музею. Восстановлен в 1991 г., с 1997 г. женский. Пахомий поставлен во архиеп. Астраханские и Терские 17.06.1641 г. из архим. Варлаамо-Хутынского Спасо-Преображенского мон-ря в Великом Новгороде. Управлял епархией до своей смерти 31.03.1656 г. Так в рукописи. Далее в тексте пропуск. Листы 844–856 об. без записей. Скрепа дьяка Григория Одинцова. Листы 859–860 об. без записей. Скрепа дьяка Григория Одинцова. Слово вписано над строкой. Начало вставки более позднего текста, относящегося к Костромской десятине. С л. 865 начинается скрепа дьяка Ивана Кокошилова. Текст на листах 865–872 относится к более позднему периоду и был вшит в книгу по ошибке. Подробнее см.: Устинова И.А. Делопроизводственные документы…//Вестник церковной истории. 2014. 1/2 (33/34). С. 50–51. Богоявленский мужской монастырь в Костроме, основан в 1-й половине XV в. одним из учеников прп. Сергия Радонежского († 1392 г.), иноком Никитой, с 1764 г. второклассный, с 1863 г. женский Богоявленско-Анастасьин. Закрыт в 1918–1990 гг. В советское время монастырские постройки использовались под нужды областного архивохранилища, многие были разрушены. Спасо-Запрудненский мужской монастырь в Костроме, по преданию, основан на месте явления чудотворной Федоровской иконы Божией Матери костромским князем Василием Ярославичем ( †1277 г.). Упразднен в 1764 г.

http://sedmitza.ru/lib/text/6251272/

Особой сферой юрисдикции церкви было право контроля и утверждения земельных сделок, купли-продажи земли. О таком праве было известно применительно к Новгороду второй половины XIV—XV в., когда, как говорится в духовной новгородского землевладельца Остафия Ананьевича 1393 г., земельный спор его отца с посадником Александром рассматривался посредническим судом архиепископа новгородского Алексея (1360—1388) и когда документы феодального землевладения скреплялись печатями новгородских владычных наместников. Статистика новгородских епископских печатей, приведенная В. Л. Яниным с дополнениями на 1970 г. , показывает значительное возрастание деятельности владычной канцелярии уже в XIII—XIV вв., хотя она могла охватывать в это время не только земельные дела, но и внешнеполитическую сферу деятельности Новгородской республики — участие владыки в заключении внешнеторговых договоров. Количество печатей новгородских епископов: Нифонт с 1131 г. 4 Аркадий с 1156 г. 2 Илья с 1165 г. 2 Мартирий с 1193 г. 2 Митрофан с 1201 г. 1 Антоний с 1212 г. 1 Далмат с 1251 г. 5 Климент с 1276 г. 6 Феоктист с 1300 г. 7 Давид с 1309 г. 8 Моисей с 1326 г. 6 Василий с 1331 г. 3 Вопрос об участии церковной организации в утверждении земельных актов оказывается актуальным не только для XIV— XV вв., но и для изучаемого нами времени. Об этом говорит открытие в киевском Софийском соборе граффити, представляющих грамоту о покупке княгиней Анной, вдовой Всеволода Ярославича, перед соборными попами земли, принадлежавшей некому Бояну . Содержание записи позволяет выделять ее из числа других граффити юридическим характером документа, который переписан здесь целиком, с перечнем всех свидетелей сделки, в связи с чем есть основание считать, что этот текст на стене храма — официальный и единственный, т. е. другого, пергаменного экземпляра ее могло не существовать или он мог быть составлен, но, переписанный на стену храма, мог уступить свое значение новому, более авторитетному экземпляру. В земельной сделке, заключенной между 1093 г., годом смерти Всеволода, и 1111 г., когда умерла сама княгиня, принимал участие клирос Софийского собора в качестве свидетелей, и сам документ был как бы «отдан на сохранение» собору, «положен» в его архив, как клались в псковский соборный ларь документы в Пскове в XIV—XV вв.

http://sedmitza.ru/lib/text/438147/

[xcvii] Сказание мест святых во Царьграде Антония, архиепископа Новгородского в 1200 г. С. 33. [xcviii] См.: Там же. С. 22. [xcix] См.: Там же. С. 25. См. также: Каргер М. К. Новгород. М., 1970. С. 13-14, 105. [c] Царевская Т. Ю. О царьградских реликвиях Антония Новгородского//Восточнохристианские реликвии. М., 2003. С. 399. Здесь же о «части Животворящих древ Креста Господня» и других реликвиях, приобретенных Антонием в Константинополе. [ci] Бородин О. Р. Развитие географии в поздней Византии//Культура Византии XIII-nepbaя половина XV в. М., 1991. С. 393. [cii] Там же. Со ссылкой на изд.: Bdinski sbornik. An Old Slavonic Menologium of Women Saints (Gent University Library. Ms. 408 A.D. 1360)/Ed. J.L.Scharpé, F. Vyncke. Intr. E. Voordecker. Bruges, 1973. P. 235-242. [ciii] См.: Решетова А. А. Древнерусская паломническая литература XVI-XVII веков (история и поэтика). Рязань, 2006. [civ] См., напр.: Восемь греческих описаний св. мест XIV, XV и XVI вв.//ППС. Т. XIX. Вып. 2 (56). Спб., 1903. С. VI. [cv] Федорова И. В. Из литературной истории «Хожения» игумена Даниила//«Хожение» игумена Даниила в Святую Землю в начале XII в. С.356. [cvi] Там же. С. 368. [cvii] См.: Рузский Н. В. Сведения о рукописях, содержащих в себе Хождение в Св. Землю русского игумена Даниила в начале XII в.//Чтения в Императорском обществе истории и древностей российских при Московском университете. 1891. Кн. III. С. 1-172; Прокофьев Н. И. «Хождения» как жанр древнерусской литературы//Вопросы русской литературы. Ученые записки МГПИ им. В. И. Ленина . М., 1968. С.7. [cviii] Белоброва О. А. «Книга Паломник» Антония Новгородского//ТОДРЛ. T.XXIX. Л., 1974. С. 182. [cix] Сперанский М. Н. Из старинной новгородской литературы XIV века. Л., 1934. С. 86. [cx] См.: ППС. Т. IV. Вып. 2 (11). СПб., 1888. С. XV-XXX. [cxi] Данилевский И. Н., Турилов А. А. Даниил//ПЭ. Т. XIV. С.81. Кстати сказать, диакон Арсений Солунский явно использовал в своем описании Святой Земли (XIV в.) греческие итинерарии. См.: Бородин О. Р. Развитие географии в поздней Византии. С. 394.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2014/0...

Московский Георгиевский (Егорьевский, Юрьевский) женский монастырь, основан в конце XV столетия. В 1812 г. сильно пострадал и был обращен в приход. Ярославский Спасо-Преображенский мужской монастырь, основан в XII в. великим князем Константином Всеволодовичем († 1219 г.), в 1787 г. преобразован в архиерейский дом, упразднен. В советское время стал базой Ярославского государственного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника. Ферапонтов мужской монастырь (ныне село Ферапонтово Кирилловского района Вологодской области), основан в конце XIV в. прп. Ферапонтом Белозерским († 1426 г.), в 1798 г. упразднен. В 1904 г. возобновлен как женский, вновь закрыт в 1924 г. С 1975 г. на территории монастыря началось формирование Музея фресок Дионисия. С 2000 г. ансамбль Ферапонтова монастыря внесен в список всемирного наследия ЮНЕСКО. Богородице-Рождественский мужской монастырь во Владимире, основан в конце XII в. владимирским князем Всеволодом Юрьевичем Большое Гнездо († 1212 г.), с 1744 г.— место расположения Владимирского архиерейского дома. Закрыт в 1918 г. В советское время на территории монастыря располагались следственные изоляторы. В 1991 г. монастырь возрожден. Свято-Алексеевский Константино-Еленинский монастырь во Владимире, изначально основан предположительно в XIII в., в 1360-х гг. возобновлен митрополитом Московским свт. Алексием († 1378 г.) и стал домовым митрополичьим. Упразднен в 1775 г. С 2003 г. на его территории действует Свято-Боголюбский Алексиевский мужской монастырь. Белёвский Спасо-Преображенский мужской монастырь (Тульская область), основан в 1-й четверти XVI в., закрыт в 1921 г. С 2008 г. началось возрождение монашеской жизни. Арзамасский Свято-Троицкий особый мужской монастырь, основан в 1-й половине XVII в., упразднен в 1674 г. Введенский девичий монастырь в Ярополческой волости (ныне город Вязники Владимирской области), основан в 1-й половине XVII в., в 1764 г. преобразован в мужской, ныне действует. Самарский Спасо-Преображенский девичий монастырь, основан в 1624 г., закрыт в 1920 х гг.

http://sedmitza.ru/lib/text/4109389/

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010