1353 Там же, л. 40–44. Виктору минскому назначено пребывание в Минске и для этого отдавались два униатских монастыря, мужской и женский, один для помещения Виктора, другой для помещения иноков петропавловского монастыря. В брацлавской губернии решено назначить местопребывание архиерея в Каменце в упраздненном францисканском монастыре, а монастырь открыть в Шаргороде. Житомирскому викарию назначить пребывание в г. Остроге и там же открыть монастырь. 1355 Там же, л. 546, 562, 657; Иоанникий не мог поселиться в Каменце, потому что назначенный монастырь был в жалком виде, неудобном для жительства, и поселился в Шаргороде. Там же, л. 565. 1357 24 окт. 1794. г. взята была Прага, 31 окт. занята Варшава; в начале 1795 г. утвержден первый акт раздела Польши (между Россией и Австрией). Акты, Angeberg стр. 394–403. Новые русские области, так называемые литовские, увеличили собою минскую епархию. 1363 Точно высчитать, сколько именно присоединилось в это время, мы не нашли возможным, потому что ведомости того времени не полны, и границы губерний изменялись. Полагаем для 1090 церквей около 500 прихожан на каждую. 1379 10 июня 1794 г. Георгий подписался на одном донесении св. синоду до такой степени дрожащею рукою, что трудно узнать в этой подписи его четкий, твердый почерк. Арх. св. с., д. 1794 г., 265, л. 113. 1383 Истор. ун. Бант. Кам., стр. 351. Об обнародовании этой грамоты, a также грамоты Виктора св. синод давал, по свидетельству игумена Ореста, автора записок о Могилеве, указы 18 мая и 19 и 26 июня того же 1795 г. Арх. сбор., т. 2, стр. LXXII. Тут же помещены также и обе грамоты, стр. LXXII–LXXIV. 1384 Вот этот замечательный выговор: «Из донесения вашего превосходительства от 7 июня усматривая, что вы для скорейшего успеха в присоединении священствующих униатской религии к греко-восточной церкви предположили созвать оных к себе в Полоцк и представить им о сем каждому порознь убедительные советы, а между тем относились к их архиепископу Лисовскому, прося его своим священствующим благословения, и, хотя, ваш сей поступок означает под вис в исполнении высочайшей ея императорского величества воли, но вместе с тем и вашу неосторожность; ибо призыв вообще всех священников может быть препятствием к скорейшему обращению их в благочестие, а гораздо лучше, чтоб ваше превосходительство призывать изволили по малому числу и то из умнейших и просвещенных, тогда бы о сем слыша другие порознь, гораздо бы легче приступить могли к обращению, нежели вообще все созванные в одно место, и сие обращение в благочестие могли бы делать обще с полоцким богоявлененским игуменом, сообщая о сем к епископу греческого исповедания полоцкому и могилевскому.» Арх. св. с., д. 1798 года, 538, л. 35.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/isto...

1352. Как могли иудеи не узнать Мессии в лице И. Христа? 1837. IV. 333. 1353. Тень и тело, или ветхозаветные прообразования и новозаветная истина. 1842. IV. 147. 1354. О причинах не скорого пришествия в мир Христа Спасителя. 1845. I. 203. 1355. О пророчестве. 1837. IV. 179. 1356. Об истине и Божественности пророчеств Ветхого Завета. 1839. II. 61. 1357. О цели чудес Ветхого Завета. 1844. II. 268. 1358. Таинство воплощения. 1853. II. 429. 1359. Событие пророчеств об И. Христе. 1843. II. 456. 1360. О Божественности Христианской Веры, доказываемой из лица ее Учредителя. 1841. II. 108. 1361. Отличительный характер христианского учения. 1835. I. 49. 1362. Древность Христианства. 1821. IV. 85. 1363. Торжество Христианства. 1824. 215. 1364. Христианство и всенародность. 1834. IV. 245. 1365. Влияние Христианской религии на законодательство. 1838. IV. 291. 1366. О благотворном влиянии Христианской Веры на род человеческий в религиозном отношении. 1841. IV. 88. 1367. О благотворном влиянии Веры на нравственность человеческую. 1840. II. 311. 1368. Догматическое учение о Господе нашем И. Христе. 1851. I. 137. 146. 193. 340. 369. 498. 1369. Господь Иисус как учитель. 1852. I. 377. 1370. Господь Иисус как пастырь. 1853. I. 90. 1371. Господь Иисус разрушитель смерти. 1852. II. 187. 1372. Христос, как жертва, созерцаемая верою. 1853. II. 318. 1373. Христос – страдалец, утешитель страждущим. 1854. II. 167. 1374. Некоторые мысли отцов церкви о вочеловечении Бога Слова. 1832. XLVIII. 271. 1375. Учение о личном свойстве Духа Святого. 1849. I. 151. 225. 1376. О действиях св. Духа в душах верующих. 1853. I. 532. 1377. О св. Духе и его действиях. 1833. II. 163. 1378. О даре св. Духа. 1839. II. 223. 1379. Дух премудрости. 1830. XXXIX. 226. 1380. О необходимом условии к получению св. Духа. 1827. XXV. 240. 1381. Дух утешитель. 1845. II. 441. 1382. Бог есть любовь. 1825. XVII. 201. 1383. Бог есть любовь. 1837. III. 323. 1384. Что следует из того, что Бог есть любовь? 1825. XVII. 213. 1385. О любви Божией к нам. 1830. XXXVIII. 345.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Скачать epub pdf С наступлением шесть тысяч восемьсот семьдесят седьмого года (Начало 6877 г. соответствует сентябрю 1368 г.) в Византий (т. е. в Константинополь.– Г. П.) из Италии прибыл ученый муж именем Павел – тот самый, который, выполняя посольскую миссию по некоторым государственным делам от римского папы Урбана к императору Иоанну Палеологу, объявил себя патриархом Константинополя. И этот вот Павел, услышав много хулы от единомышленников Варлаама и Акиндина, наводящих клеветы на святую константинопольскую церковь , очень захотел осведомиться у кого-нибудь из сторонников церкви, верно ли то, что говорят о них, или нет. Узнав об этом, император Кантакузин послал Павлу приглашение во дворец. И поговорив с ним об интересующих его вопросах дважды, трижды и многократно, доказал ему, что те, кто рассуждает подобно Акиндину и Варлааму, плохо рассуждают и что они к тому же суть клеветники и наглецы не только по отношению к константинопольской церкви, но и по отношению к святым учителям и что святая константинопольская церковь , правильно мыслит и в согласии со всеми святыми. Эти разговоры, разъясняющие каждый пункт исследования, изложены в настоящей книге по частям. Предисловие переводчика Византийский государственный деятель, в 1347–1354 гг. император, затем, в монашестве, писатель, историк, богослов и публицист, Иоанн VI Кантакузин 1 (в иноческом чину Иоасаф) (ок. 1295– 15.06. 1383) имеет прямое и важное отношение к истории Руси как политик. Едва придя после длительной гражданской войны (1341–1347) к власти в Константинополе, он стал добиваться объединения расколотых Ордой, Литвой и Польшей Русских земель вокруг Москвы, о чем свидетельствует ряд его грамот русским князьям и Русскому митрополиту Феогносту. 2 Этой его политике верно следовали константинопольский патриарх Филофей Коккин, тоже активно занимавшийся русскими делами (1354–1355, 1364–1376), и митрополит Киевский и всея Руси Киприан (1375–1406). 3 Кантакузин мечтал о сплочении перед лицом турецкой угрозы всех православных стран и о сближении их также с западным христианским миром, об унии Православной и Римско-Католической церквей, но только – на основе единства в вере и взаимоуважения. 4

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kantakuz...

И хто покусится сию грамоту сжещи или затаити, и тотъ таковъ. Вы же, честнии старци и игумени, отпишите ми на-борз, да угонит мене ваша грамота на-борз, что мудрьствуете, понеже сд се есмь не благословилъ. А ко Царюгоруду ду оборонитися Богомъ и святымъ патриархомъ и Великимъ сборомъ. И тии на куны надются и на фрязы, 798 азъ же на Бога и на свою правду. Писано же си грамота мною мсяца иуня въ 23 день в лто 6886, индикта перваго. Мн же ихъ бещестие болшу честь приложило по всей земли и въ Царигород. 779 Киприанъ...митрополит всея Руси... – Киприан, южный славянин, возможно, из тырновского боярского рода Цамвлаков, в 50-х гг. XIV в. эмигрировал в Византию, жил на Афоне, сблизился с Константинопольским патриархом Филофеем Коккином (1354–1355, 1364–1376 гг.), в 1374 г. в качестве патриаршего посла был на Руси, в 1375 г. был поставлен патриархом в митрополиты Киевские и всея Руси. Но этого поставления, как совершенного еще при жизни митрополита Алексея, великий князь московский и владимирский Дмитрий Иванович не признал, и Киприан вынужден был жить не в Москве, куда он стремился, а в подвластном Литве Киеве, владея лишь западной частью своей митрополии. Таким образом, митрополитом «всея Руси» он был в момент написания послания лишь номинально. Β Москву великий князь Дмитрий Иванович пригласил его в 1381 г., после гибели Мамая, а в 1382 г., после разгрома Москвы Тохтамышем, изгнал, и тот ушел обратно в Киев. Β Москву Киприан вернулся как митрополит, на этот раз окончательно, в 1390 г., после смерти Дмитрия Донского. Умер в 1406 г. 780 ...игумену Сергию... – Игумен основанного им Свято-Троицкого монастыря преп. Сергий Радонежский. 781 ...и игумену Феодору... – племянник преп. Сергия Радонежского, основатель Симонова монастыря. Во время поездки в Константинополь в 1383 г. Федор был поставлен в архимандриты патриархом Нилом (1378–1388 гг.), а Симонов монастырь (был основан около 1370 г. Этот монастырь был посвящен Рождеству Богородицы (Старое Симоново)), сделан ставропигиальным, то есть подчиняющимся непосредственно константинопольскому патриарху. Β 1390 г. Федор, став епископом ростовским, добился в Константинополе превращения Ростовской епископии в архиепископию.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Как ни важны такие исследования сами по себе, для славянской библейской филологии, как видим, они имеют лишь вспомогательное значение. В 1879 г. появилось исследование профессора Московской Духовной Академии Г.А. Воскресенского, ученика И.И. Срезневского , «Древний славянский перевод Апостола и его судьба до XV в.», а в 1896 г. его же труд «Характеристические черты четырёх редакций славянского перевода Евангелия от Марка по сто двенадцати рукописям Евангелия XI–XVI вв.», а также издания этих памятников (в 1894 г. было издано Евангелие от Марка, а в 1892–1908-пять Посланий ап. Павла). Оба исследования преследуют одни и те же цели, выполнены при помощи одних и тех же исследовательских процедур и приводят к одним и тем же выводам, поэтому этим исследованиям можно дать общую характеристику. Г.А. Воскресенский вдохновляется идеей реконструкции первоначального кирилло-мефодиевского перевода текстов Св. Писания. При этом он считает, что к остаткам древнейшего перевода можно отнести те места, которые в лучших и наиболее древних списках Евангелия и Апостола читаются одинаково 18 . Сличение 112 древнеславянских списков Евангелия и 55 списков Апостола позволило Г.А. Воскресенскому выделить четыре редакции славянского перевода как Евангелия, так и Апостола, которые он обозначил буквами А, Б, В и Г, этими же буквами он обозначил и списки, принятые им за основные списки каждой редакции: А – древнейшая югославянская, более или менее первоначальная редакция перевода Евангелия и Апостола, основные списки – Галицкое Евангелие-тетр 1144 г. (ГИМ, Син. 404), Апостол Толковый 1220 г. (ГИМ, Син. 7); Б – древняя русская редакция, не позже конца XI или начала XII в., основные списки Мстиславово Евангелие-апракос полный, до 1117 г. (ГИМ, Син 1203), Толстовский Апостол XIV в. (ГПБ, собр. Толстого, 5), В – русская редакция, содержащаяся в Чудновском списке Нового Завета, усвояемом по преданию митрополиту Московскому Алексию, основной список Чудновский Новый Завет 1355 г. (местонахождение неизвестно); Г – русско-болгарская, содержащаяся в четвероевангелии 1383 г., писаном в Константинополе, в Никоновском академическом в., в полном списке Геннадиевской Библии 1499 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/istorij...

1355 г. В дальнейшем именно водные угодья стали важнейшей частью монастырского хозяйственного комплекса. На рубеже XIV и XV вв. от Павла Родионова и Павла Иванова обители перешло в собственность оз. Обреимовское. А в период между 1392 и 1425 гг. вел. кн. Московский и Владимирский Василий I Димитриевич дал мон-рю жалованную грамоту на озера Колодливое, Святое и Мелкое. Тогда же он вручил обители грамоту на беспошлинный провоз монастырской рыбы по Волге и Суре (подтверждена в 1425-1444 гг. вел. кн. Московским и Владимирским Василием II Васильевичем ), что свидетельствует об активной рыбопромысловой деятельности Н. П. м. Кроме того, братия могла заниматься промыслом бобров, как показывает составленная между 1418 и 1444 гг. духовная инока Димитрия Сиротина. На рубеже XV и XVI вв. обитель получила рыбные ловли в верховьях р. Кляпоборицы. По оброчным грамотам, в 1561 г. в распоряжении Н. П. м. оказались: участок на р. Линде для устройства мельницы, Подвязские воды на р. Оке и участок р. Пьяны в Кумышском у. с 11 озерами (эти владения, согласно оброчным выписям, оставались за обителью в 1587-1588 гг.). По оброчной грамоте 1596 г., за Н. П. м. числился участок р. Ватомы (левого притока р. Волги) с 7 озерами. В 1597 г. обитель получила самарские «воды» на Н. Волге. В 1616 г. царь Михаил Феодорович пожаловал мон-рю рыбные ловли и бобровые гоны по р. Кудьме с «падучими» речками. С кон. XIV в. Н. П. м. начал приобретать и земельные владения, к-рые первоначально располагались преимущественно в Нижегородском у. и представляли собой достаточно развитые хозяйственные комплексы, состоящие из сел с «тянущими» к ним деревнями. Ок. 1383-1388 гг. Нижегородский вел. кн. Борис Константинович пожаловал мон-рю села Кадницы, Новое и Каринское с деревнями. В период между 1392 и 1418 гг. вел. кн. Василий I Димитриевич пожаловал обители с. Юрьевское с деревнями и поля Коропово и Запрудное. До 1418 г. к Н. П. м. отошли села Бечево, Ватома, Микулинское, Рубльское, Ушаково и Берелятево в Нижегородском и Курмышском уездах.

http://pravenc.ru/text/2565214.html

расширенный поиск подписаться на rss-kahaл мобильная версия купить Православную энциклопедию Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Как приобрести тома " Православной энциклопедии " 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла По запросу «Фома» найдены статьи: ДИМИТРИЙ (ФОМА) КОНСТАНТИНОВИЧ (ок. 1321/22 - 1383), вел. кн. Владимирский (1360-1363), кн. суздальский (1355-1383), вел. кн. Суздальский и Нижегородский (1365-1383) Электронная версия разработана при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям © 1998 - 2023 Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия».

http://pravenc.ru/text/ Фома .html

расширенный поиск подписаться на rss-kahaл мобильная версия купить Православную энциклопедию Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Как приобрести тома " Православной энциклопедии " 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла По запросу «Кантакузином» найдены статьи: ИОАНН VI КАНТАКУЗИН см. Иоанн Кантакузин, визант. имп. (1341-1355) ИОАНН КАНТАКУЗИН (ок. 1295 - 1383), в монашестве Иоасаф (с 4 или 10 дек. 1354), византийский император (Иоанн VI Кантакузин; 1341-1354), гос. деятель, богослов, писатель КАНТАКУЗИН Димитрий, слав. церковный писатель (2-я пол. XV в.) КАНТАКУЗИН ИОАНН см. Иоанн Кантакузин КАНТАКУЗИНО Шербан († 1688), валашский господарь, правивший с 1678 по 1688 г. КАНТАКУЗИНЫ визант. аристократический род МАТФЕЙ КАНТАКУЗИН (Матфей Асень Кантакузин) (ок. 1325 - 15.06.1383), визант. имп. (весна 1353-1357) Электронная версия разработана при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям © 1998 - 2023 Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия».

http://pravenc.ru/text/Кантакузином.html

1352 Herodotes, VI, 86; Aristophanes, fr. 691 CAF (I); Parmenides, fr. 3 DK. 1353 Plato ? 1354 Philemon, fr. 138 CAF (II). 1355 Phanocles, fr. 3 Diehl; fr. 2 Powell p. 108. 1356 Plato, Leg. VI 765 e. 1357 Empedocles, fr. 117 DK; Euripides, Chrysippos, fr. 839, 12—14. 1358 Plato, Rep. V 457c; Euripides, Protesilaos, fr. 653. 1359 Euripides, Phoen. 554; Epicurus, fr. 476 Usener. 1360 Aristophanes, fr. 899 CAF (I); Epicurus, fr. 519. 1361 Il. XVII, 53; Orpheus, fr. 188 Abel, 206 Kern. 1362 Orpheus, fr.45 Abel, 149 Kern; Od. IX, 372. 1363 Hesiod, Melamp. fr. 164 Rzach; Musaeus, fr. 7 DK. 1364 Gorgias, test. 34 DK. 1365 Apollodor., Bibl. III, 12, 6, 9 sq.; Pausanius, I 44, 9. 1366 I Reg. 12: 18.19. 1367 Herodotus, VII, 178—9. 1368 Empedocles, fr.111, 3—5 DK (fr. 12, 3—5 Bollack). 1369 fr. 112 DK. 1370 Plato, Symp. 201 d; Leg. I, 642 d. 1371 Democrimes, test. 18 DK. 1372 Мириада — обычно 10,000. 1373 Aristobul.­Eusebius, Prep. Euang. VIII 10, 12—17. 1374 Plutarchus, De defectu oraculorum (Mor., 419 e). 1375 Cf. Philo, De decalogo, 33—35. 1376 Возможно, клепсидру — водяные часы. 1377 Stolisth j, i(ero stoloj — ведающий священническими одеяниями и различными ритуальными предметами и т.д. 1378 Cf. Plutarchus, Vita Alex., 64. 1379 Kerygma Petri, fr. 2—5 Dobschutz (TU XI, 1, S. 18—22); cf. Hildenfeld, Nov. test. extra can. rec. IV, p. 60—62. 1380 Ориген (Comm. in Io. XIII, 17) повторяет ту же идею. 1381 Cf. Pra ceij Pau lou; Dobschutz (TU XI 11, S. 123—127). 1382 Kerygma Petri, fr. 6 (TU XI 1, S.22). 1383 Cf. Iob 28: 22: «Аввадон и Смерть говорят: только ушами нашими мы слышали слух о ней» (пер. М. И. Рижского). 1384 Hermas, Similitudines IX 16, 6. 1385 Kerygma Petri fr. 7 v. Dobschutz (TU XI, S. 22). 1386 Kerygma Petri, fr. 8; Cf. Act. 3: 7; 17: 30. 1387 Cf. Is. 11: 7. 1388 То есть, чистое и пригодное в пищу животное — Lev. 11: 3. 1389 e)nerghtiko n. Sylburgius предлагает чтение e)uergetiko n благодетельной. 1390 Cf. Aristoteles, fr. 193 Rose. 1391 Kerygma Petri, fr. 2 Dobschutz.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3549...

3 Гал.6:14. 1343 1 Из стихотворения Ф.Тютчева " Нет, моего к тебе пристрастья. 1344 1 в самом лучшем виде (англ.). 1345 2 Ин.8:32. 1346 3 Краткосрочные литургические и пастырские курсы (англ.). 1347 1 чернить, ругать (фр.). 1348 1 " постоянный страх, что кто-то где-то может быть счастливым… " (англ.). 1349 2 " Проповедь и научение христианской вере сегодня " (англ.). 1350 3 " консультаций " (англ.). 1351 1 Ин.12:36. 1352 2 " Обещания равноденствия " (фр.) 1353 3 между войнами (фр.). 1354 1 часть вместо целого (лат.). 1355 2 " целое " (лат.). 1356 3 младших богах, второстепенных персонажах (лат.). 1357 1 Ин.14:15. 1358 2 " поиски абсолюта " (фр.). 1359 3 Из стихотворения " Стансы " . Правильно: " Зато слова: цветок, ребенок, зверь… " . 1360 1 долг (фр.). 1361 2 См. рассказ И.Бунина " Бернар " . Правильно: " Думаю, что я был хороший моряк " . 1362 3 овощ (англ.). 1363 1 " Башни с дефектами " (англ.). 1364 2 " равное время " (англ.); равное количество минут, предоставляемых бесплатно кандидатам от разных партий, групп и т.п. на телевидении и радио. 1365 3 на данный случай (лат.). 1366 4 Дух геометрии (фр.). 1367 1 2Кор.12:9. 1368 1 слайды (англ.). 1369 2 Из стихотворения " Эти бедные селенья… " 1370 3 за заслуги (англ.). 1371 1 Что и требовалось доказать (лат.). 1372 2 " Лекции по литературе " (Остин, Флобер, Кафка, Джойс, Пруст) (англ.). 1373 1 не имеет никаких шансов (на успех) (англ.). 1374 2 См.: 1Кор.1:27-28 1375 3 раздел " Книжное обозрение " (англ.). 1376 1 комитет по строительству (англ.). 1377 1 " культурной мутации " (англ.). 1378 1 богословие освобождения (англ.). 1379 2 Всемирного торгового центра. 1380 1 Мф.7:16. 1381 1 " Изменить жизнь " , " социальный проект " (фр.). 1382 2 " постель, метро, работа " (фр.) (французская поговорка). 1383 3 новой жизни (ит.). 1384 4 См.: Ин.16:22. 1385 1 гипофизе (англ.). 1386 1 права человека (англ.). 1387 1 " обогащайтесь… " (фр.). 1388 2 " Государство! " (фр.). 1389 3 " умение повести за собой " (англ.). 1390 1 " государство – это я " (фр.). 1391

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=708...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010