I, 253, стр. 480 col. 1 начало, и в Памятниках Павлова col. 263. 551 Филофей оставил Афон, чтобы занять кафедру митрополита Ираклийского (откуда он поставлен был в патриархи) не позднее 1350 года, см. Acta Patriarchat. Constantinop. Миклошича, I, 300. Но Киприану, который умер в 1406 году, не могло быть тогда более 20 лет. Если он и мог уже прийти тогда на Афон, то трудно допустить, чтобы менее чем 20-летним юношей он заставил Филофея составить о себе мнение, как о человеке, способном и достойном занимать высшие церковные должности. 552 Иоанн Кантакузин упоминает под 1330–1352 годами об Арсении Цамблаке ( Τζαμπλκων), который занимал придворную доверенную должность, называвшуюся μγας παπας и состоявшую в охранении императорского дворца в качестве его коменданта ( μγας παπας имел у себя ключи от ворот города или ограды императорского дворца, отпирал и запирал их), – Lib. II, стр. 22 и 27, Lib. III, стр. 11 и 42, Lib. IV, стр. 32. В греческом сатирическом сочинении начала XV века: «Путешествие в ад Мазари» ( πιδημα Μαζαρι ν δου) упоминается известный в своё время кавалер Цамблак: Τζαμπλκων κενος καβαλλριος, – у Боассонада в Anecdota Graeca, III, 121.– Что касается до патриарха терновского Евфимия, то не знаем, имел ли бы он охоту устраивать судьбу Киприана, но, во всяком случае, должно думать, что сам он поставлен был в патриархи не ранее или только весьма немного ранее того, как Киприан поставлен был в митрополиты, см. нашу книгу Краткий очерк истории православных церквей Болгарской, Сербской и Румынской, стр. 87. 553 В качестве какого чиновника состоял Киприан при патриархе Филофее, остаётся нам неизвестным. Соборное деяние 1389 года говорит, что он послан был в Россию патриархом как οκεος ατο καλγηρος, – в Памятниках Павлова, col. 199. 555 Напечатан в Актах Истории, т. I, стр. 473. В самом своём тексте вексель или по-нашему по-старому кабала называется «тавуларьской грамотой». Это значит: нотариальный акт, – акт, написанный у нотариуса (Tabularium – контора нотариуса).

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

в ц. свт. Афанасия Великого «ту Музаки» (1383/84), в ц. вмч. Димитрия Маркова мон-ря в Скопье (1376-1381) и предположительно в ц. ап. Андрея на Треске близ Скопье (1388-1389), в ц. св. Илии в с. Долгаец близ Прилепа (1454-1455), в ц. свт. Николая Чудотворца в с. Буриловци (кон. XV в.). Нередко К. О. изображают в ряду святителей в жертвеннике (напр., в ц. Пресв. Богородицы в с. Матка близ Скопье (1496-1497) - на сев. стене, во 2-й зоне; в диаконнике - св. Кирилл Философ) или в диаконнике (напр., в ц. Пресв. Богородицы в мон-ре Матейче (1350-1360), рядом со св. Вавилой, еп. Антиохийским, и св. Климентом Анкирским). Образ К. О. в ц. свт. Николая в с. Псача близ Крива-Паланки (между 1365 и 1371) расположен над входом в диаконник; святой изображен фронтально, в архиерейском облачении; в росписи также представлены особо почитаемые на Балканах святые Иоаким Осоговский (Сарандапорский) и Ахиллий Ларисский, Савва Сербский и Симеон Неманя (Там же. С. 223). В алтаре К. О. представлен также в церкви в с. Пласница близ Кичева (1484). На изображения святого, появившиеся в XIV в., оказал влияние образ К. О. в росписи ц. Пресв. Богородицы Перивлепты в Охриде (1294-1295) работы Михаила Астрапы и Евтихия . Художники изобразили святителя на сев. стене наоса (рядом с иконостасом) в паре с составителем канона в его честь - свт. Константином Кавасилой. Напротив, на юж. стене,- ап. Петр, который попирает фигуру, олицетворяющую ад, а на плечах держит храм - образ Церкви Христовой, подчеркивавший автокефальный статус Охридской архиепископии после заключения в 1274 г. Лионской унии ( Джурич. 2000. С. 56; 2001/2002. С. 147-161; Грозданов. 2007. С. 39-59). Ряд изображений К. О. появился после обретения его мощей. В этот период был перестроен и, очевидно, расписан возведенный К. О. храм во имя вмч. Пантелеимона в Охриде. В процессе археологических раскопок обнаружены фрагменты композиции посвятительного характера. На фреске предположительно изображены эпирский владетель Феодор Комнин Дука и его рано умерший сын Димитрий, над которым помещен поясной образ благословляющего К.

http://pravenc.ru/text/1841413.html

Посмотрите минутный ролик о Стефане Пермском: Свернуть 14. Преподобный Сергий Радонежский Когда жил: XIV век Святой жил в годы монголо-татарского ига, во времена, когда на выжженной и опустошенной Русской земле почти не осталось монахов — после разорения Киева Батыем в 1240 году монашеская традиция на Руси почти исчезла. Преподобный Сергий совершил духовную революцию — его ученики, среди которых 21 святой, стали первопроходцами Русского Севера, основали обители в Твери, Звенигороде, Калуге, Серпухове, Коломне, Костроме, Белозере... Сам же преподобный Сергий вошел в историю как основатель Свято-Троицкого монастыря (ныне Троице-Сергиева лавра) и духовный собиратель русского народа, с которым связан культурный идеал Святой Руси и возникновение русской духовной культуры. Преподобный часто мирил между собой враждующих князей и, по преданию, благословил Дмитрия Донского на Куликовскую битву. Посмотрите минутный ролик о Преподобном: Свернуть 15. Благоверный князь Димитрий Донской Когда жил: 1350–1389 гг. Этот князь, прославивший русское оружие победой на Куликовом поле, для Церкви в первую очередь — святой борец за веру, духовное чадо святителя Алексия Московского. Сын звенигородского князя Ивана Красного Дмитрий стал великим князем Московским в 9 лет «случайно» — чума убрала других претендентов на престол. В те времена Русь платила огромную дань Орде и страдала от набегов. В правление князя Дмитрия Московское княжество стало одним из главных центров объединения русских земель, а Владимирское — наследственной собственностью московских князей. И на Куликовом поле объединенное князем Дмитрием русское войско разбило ордынцев. Имя Дмитрия Донского за несколько столетий стало символом русской воинской славы. В годы Великой Отечественной войны именем Дмитрия Донского была названа танковая колонна, созданная по инициативе Московской Патриархии на пожертвования верующих. Узнайте больше о Димитрии Донском Свернуть 16. Благоверный князь Борис Когда жили: конец X — начало XI века Князь Муромский Глеб, сын святого Владимира Киевского, вместе с братом, Ростовским князем Борисом открыл список святых, которых канонизировала Русская Церковь. Братья не пожелали участвовать в междоусобной войне со своим старшим братом Святополком и, приняв мученическую смерть, простили своих убийц, которых подослал к ним брат. Святых страстотерпцев Бориса и Глеба издревле почитают небесными покровителями Руси и молятся им во время войн и тяжелых испытаний. Борисоглебские храмы стоят по всей России. А святой Глеб под именем Давид Польский (Давид — имя князя в крещении) входит в список святых не только Православной, но и Римско-Католической Церкви.

http://foma.ru/jepicheskaja-kartina-glaz...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Имя Дмитрий 6 мин., 31.05.2017 Именины у Дмитрия: 1 июня — день памяти благоверного князя Димитрия Донского Наши имена, их значения и святые, в честь которых мы крещены в проекте «Фомы» — «Именины» . Вы можете скачать этот материал и распечатать в формате А3 .   Значение имени Дмитрий: Дмитрий (Димитрий) — имя древнегреческого происхождения, переводится как «посвященный богине Деметре» Святые с именем Дмитрий Святой благоверный князь Димитрий Донской (1350–1389) Великий князь московский и владимирский родился в семье великого князя Ивана Ивановича Красного (1326–1359). Будущий святой воспитывался при святителе Алексие, митрополите Московском. Святитель не только наставил будущего князя в христианской жизни, но и обучил его тонкостям государственной и дипломатической политики. Впоследствии Димитрий по многим важнейшим политическим и духовным вопросам обращался за советом к Церкви. Известно, например, как было дорого для московского правителя общение со святителем Феодором, архиепископом Ростовским, и преподобным Сергием Радонежским. В 1359 году, после кончины отца,  девятилетний Димитрий стал великим князем. Поначалу регентом при еще совсем юном правителе был митрополит Алексий. Перед московским князем стояла сложнейшая государственная задача — обеспечить покой и стабильность на русской земле, которая вот уже больше века находилась в зависимости от Орды. При этом не только произвол захватчиков расшатывал благополучие населения. Дело было еще и в том, что единая сейчас карта европейской части России в те времена представляла из себя лоскуты различных княжеств, ладивших между собой скверно. Между удельными князьями то и дело разгорались конфликты. Часто они выливались в кровопролитные столкновения. В условиях такого недоверия и разобщенности о свержении татаро-монгольского ига не могло быть и речи. Все свое правление святой посвятил продолжению политики своих предков — скреплению русских земель вокруг Московского княжества. Дипломатическими договорённостями, гибкой и разноплановой внутренней политикой, иногда и суровой военной рукой князь укреплял свой удел, расширял его границы, задавая динамику грядущему освобождению от тяжелейшего ига и окончательному оформлению Московского государства, которое произошло при царе Иване III (конец XV века). В это же время был возведен белокаменный московский Кремль, а также Симонов и Андроников монастыри.

http://foma.ru/imya-dmitriy.html

Как видно из изложенного, церковный конфликт двух митрополитов имел ярко выраженный политический характер. Он отражал борьбу между Тверью и Москвой за приоритет других княжеств. Источники показывают, что митрополит Роман представлял интересы Литвы и ее тверских союзников Александровичей, а митрополит Алексий и епископ Федор разделяли позиции великих князей – московского, Ивана Ивановича, и тверского, Василия Михайловича. Однако борьба между митрополитами была также борьбой их личных амбиций. Они активно подчеркивали свой приоритет на Руси, пытались расширить или отстоять границы подчиненных им митрополий. Значимость в этой борьбе личностей митрополитов лишний раз подтверждает и то, что после смерти митрополита Романа сразу же ослабла острота конфликта. Теперь обратимся к изложению событий, повлекших за собой изменения положения митрополита Алексия на рубеже 1350-х и 1360-х годов. Эти изменения были, в первую очередь, связаны со смертью великого князя Ивана Ивановича. В соборном определении патриарха Нила 1380 года говорится следующее: «Спустя немного времени скончался великий князь московский и всея Руси [Иоанн], который перед своей смер-тию не только оставил на попечение тому митрополиту [Алексию] своего сына, нынешняго великаго князя всея Руси Димитрия, но и поручил управление и охрану всего княжества, не доверяя никому другому в виду множества врагов – внешних, готовых к нападению со всех сторон, и внутренних, которые завидовали его власти и искали удобнаго времени захватить ее» 391 . В соборном определении патриарха Антония в 1389 году также идет речь о рассматриваемой ситуации: «Когда же великий князь московский Иоанн, умирая, возложил на него попечение, заботу и промышление о своем сыне Димитрии, то он весь предался этому делу и презрел божественные законы и постановления, приняв на себя вместо пасения и поучения христиан, мирское начальствование, вследствие чего, призванный учить миру и согласию, увлекся в войны, брани и раздоры» 392 . Документы по-разному относятся к факту возложения на себя митрополитом Алексием функций светской власти, но оба они, что особенно значимо, Дают одинаковое указание на время, когда это произошло. Поэтому, рассматривая данный сюжет, Макарий, а за ним Е. Е. Голубинский и П. П. Соколов 393 правомерно констатировали, что именно после смерти великого князя Ивана Ивановича митрополит Алексий стал государственным деятелем.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Путеводитель по святыням Подмосковья . Информационные справки. Ил.: Карта с обозначением 22-х святынь Подмосковья//Фома. – Спецвыпуск. 2013/Православное Подмосковье. – С.18-25. – (рубрика « Святыни Подмосковья »). Представлены: Мое Подмосковье: (на заставке - Танец бабочек. Деревня Кудиновская, Егорьевский район Московской области. Фото Сергея Странника) Сергей Безруков , актер. Черное, Белое и Святое озера . [Район Косино, косинские озера]//Фома. - Спецвыпуск. 2013/Православное Подмосковье. – С.26-27. – (рубрика « Мое Подмосковье »). Троице-Сергиева Лавра: Алексей Соколов . Свято-Троицкая Сергиева Лавра. Сердце Подмосковья . Фото Владимира Ештокина. Ил.: Оборона Троице-Сергиевой Лавры. С. Д. Милорадович. 1894; Лисовчики, упражняющиеся в стрельбе из лука. Юзеф Брандт. 1885. Фрагмент; Миниатюрные портреты: Святой Сергий Радонежский (икона), Дмитрий Донской (1350-1389). Василий Шуйский (1552-1612), Михаил Скопин-Шуйский (1586-1610), Петр I (1672-1725)//Фома. - Спецвыпуск. 2013/Православное Подмосковье. – С.28-34. – (рубрика « Троице-Сергиева Лавра »). Материал включает план-макет « Свято-Троицкая Сергиева Лавра » (рисунок Юлии Кузенковой) с информацией о храмах, постройках и памятных сооружениях на ее территории (С.30-31). Протоиерей Павел Великанов , настоятель Пятницкого подворья Троице-Сергиевой Лавры, главный редактор портала Богослов.ру. Здесь хозяин - Преподобный. Текст предоставлен порталом «Православие и мир», pravmir.ru//Фома. - Спецвыпуск. 2013/Православное Подмосковье. – С.35. – (рубрика « Троице-Сергиева Лавра »). Мое Подмосковье: (на заставке – Бывший господский дом усадьбы Фряново. Фото Александра Послыхалина) Александр Гиндин , пианист. Два впечатления. [О поселке Луговая в пяти километрах от города Лобня и городе Коломна]. Фото из архива автора//Фома. - Спецвыпуск. 2013/Православное Подмосковье. – С.36-37. – (рубрика « Мое Подмосковье »). Валерия Шмелев , адвокат, музыкант, руководитель любительского театра в с. Верхнее Мячково. Село как центр вселенной. [Село Верхнее Мячково] Фото из архива автора//Фома. - Спецвыпуск. 2013/Православное Подмосковье. – С.36-37. – (рубрика « Мое Подмосковье »).

http://foma.ru/bibliografiya-foma-spetsv...

7. Феодор II, митрополит сугдео-фульский: скончался в феврале 1282 г. 8. Василий, архиеп. Сугдеи и Фуллы: скончался в 1289 г. 9. Иоанн, архиеп. сугдео-фульский: скончался 22 января 1322 г. 10. Лука, архиеп. сугдайский, неоднократно заседавший в синоде константинопольского патриарха (в 1327, 1329 и 1331 г.): скончался 24 апреля 1339 г. и погребен в Феодосии. 11. Евсевий, из иеромонахов рукоположенный в митрополита сугдайского, заседал на соборах константинопольского патриарха в 1350, 1362, 1365 и 1369 г. 431 12. Феоктист (o sougdaiv cai foullwn) подписался под актом 1389 г. и участвовал в составлении актов 1392–1393 г. 13. Феофилакт: митрополит Пергии и Атталии в мае 1400 г. занял сугдео-фульскую кафедру. 14. Феофан, последний митрополит сугдайский: присутствовал на соборе в 1484–85 г. Сохранилось несколько имен сугдайских святителей, без обозначения времени их святительства. Таковы: 15. Евфимий, архиеп. сугдайский: его кончина 1 апреля. 16. Петр Евдомит, архиепископ, так прозванный, может быть, по названью монастыря, в котором пребывал до возведения на архиерейскую кафедру: кончина его 15 апреля. 17. Никита, по прежнему имени Нифонт, архиеп. Сугдаи и Фуллы: кончина 2 июня. 18. Климент, архиеп. Сугдайский. 19. Захария, архиеп. Сугдаи, сын Толея: кончина 19 июня. 20. Иоанн II, архиеп. сугдео-фульский: кончина 23 апреля. Во многих патриарших актах упоминаются сугдайские иерархи, но без имени. Так, по акту 1317–1318 г., во время татарских набегов, некоторые села сугдайской епархии были оставлены жителями, а готфский митрополит в оставленных селах стал учреждать свои ставропигии, на что сугдайский митрополит жаловался патриарху. На актах 1347, 1356, 1361 и 1362 г. подписался o sougdaiav, но без имени. В 1363 г. сугдео-фульский митрополит, изгнанный из своей епархии, перешел на кафедру энской митрополии, но в 1369 г. возвращен в Сугдею (не Евсевий ли)? В ноябре 1382 г. сугдайский митрополит, по порученью патриарха, прекращал споры из-за границ соседних епархий и наводил справки о состоянии патриарших владений в Ялите (Ялте) и пр. 4. Готфийская или готфо-кефайская епархия

http://azbyka.ru/otechnik/Germogen_Dobro...

Давид — библ. царь. Даллес Аллен (1893–1969) — государственный деятель США. В 1942–45 возглавлял систему политической разведки США в Европе, в 1953–61 директор ЦРУ. Кардиналом Католической Церкви был его племянник Айвери Даллес (р. в 1918 г.), сын брата, Джона Фостера Даллеса, государственного деятеля США, который был вдохновителем и проводником политики «с позиции силы». Айвери Даллес обратился в католичество, будучи студентом, впоследствии написал книгу «Свидетельство благодати» («A Testimony to Grace»). Даль Владимир Иванович (1801–1872) — русский писатель, этнограф. Даниил, игумен — автор древнерусского «Хожения игумена Даниила во Святую землю», в котором подробно описывается все, что он видел. Совершил паломничество в Иерусалим между 1106 и 1108 гг. Даниил — митрополит Московский и всея Руси в 1552–1539 годах, постриженник Иосифо–Волоцкого монастыря. Данила — см. Остапов Д.А. Де Голль Шарль (1890–1970) — французский государственный, военный и политический деятель. Демосфен (383–322 до н.э.) — греческий оратор. Деревянко Петр — протоиерей, однокурсник митрополита Питирима по Богословскому институту. Державин Александр Михайлович (1871–1963) — протоиерей, церковный историк. Державина Ольга Александровна — дочь о. Александра Державина, филолог, научный сотрудник Исторического музея. Дзюба Сонечка — однокурсница Константина Нечаева по МИИТу. Димитрий (Градусов) (1881–1956) — архиепископ Ярославский и Ростовский, с 1954 г. на покое, незадолго до смерти принял схиму с именем Лазарь. Димитрий Донской (1350–1389) — святой благоверный князь, государь московский. Димитрий, митрополит Ростовский (1751–1709) — святитель, духовный писатель, автор многотомных «Житий святых». Дионисий (около 1440 — после 1503), иконописец, живописец–монументалист. Крупнейший представитель московской школы иконописи конца XV b. Дионисий (Садиков) (1909–1968) — архимандрит, эконом Троице–Сергиевой Лавры. Дионисий (Ржевитин) — архимандрит Троице–Сергиевой Лавры в 1610–1613 гг. Длугоканский — помещик Козловского уезда Тамбовской губернии, друг старших братьев митр. Питирима.

http://azbyka.ru/fiction/rus-uxodyashhay...

(на заставке – фото Павла Кузнецова) Ортодоксия: Свидетельство о Боге. Что такое Миропомазание? Автор - Роман Маханьков. Фото Екатерины Степановой, иеромонаха Агафангела (Белых)//Фома. - – октябрь 2005. – С.47-49. - (рубрика « Ортодоксия »). Числа: Октябрь . (Церковные даты в октябре). Редакция благодарит за помощь в подготовке рубрики Елену Максимову и Владислава Петрушко//Фома. - – октябрь 2005. – С.50-51. – (рубрика « Числа »). Названы даты: 6 октября (23 сентября по старому стилю). Память святителя Иннокентия Московского ; 9 октября (26 сентября). Память апостола и евангелиста Иоанна Богослова ; 12 октября (29 сентября) - 655 лет со дня рождения святого благоверного князя Димитрия Донского (1350-1389); 19 октября (6 октября). Память апостола Фомы ; 27 октября (14 октября) – 500 лет со дня кончины Великого князя Московского Иоанна III (1440-1505).   Игнатий , епископ Петропавловский и Камчатский. 300 лет Православию на Камчатке. Фото Андрея Пахомова//Фома. - – октябрь 2005. – С.51. – (рубрика « Числа»). Начистоту:   Человек – царь или убийца? (Об отношении к животным). Письмо читателя -Владимира Кузина , г. Владимир и ответ на него священника Виталия Головатенко , настоятеля храма во имя Рождества Пресвятой Богородицы при Санкт-Петербургской консерватории. Подготовила Анна Ершова. Фото Евгения Глобенко, Олега Нехаева//Фома. - – октябрь 2005. – С.52-55. – (рубрика « Начистоту »). Лики и лица: Священномученик митрополит Крутицкий Петр (Полянский Петр Федорович, 1862 –1937)//Фома. - – октябрь 2005. – С.56. – (рубрика « Лики и лица »). ПЛАНЕТА ЛЮДЕЙ (раздел). – С.57-88. (на заставке – фото Вячеслава Лагуткина) Современники: В монастырь не уходят – туда приходят . Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий отвечает на вопросы журнала «Фома». Фото Сергея Титова//Фома. - – октябрь 2005. – С.59-63. – (рубрика « Современники »). Дело: Отец «в кубе». Он усыновляет детдомовских детей. Он просто не может иначе. Он – деревенский священник. О священнике Валерии Херувимове , приход Святителя Николая Чудотворца в селе Коткишево Нейского района Костромской области и настоятеле храма иеромонахе Варфоломее ( Макарьеве ). Автор Александр Старостин. Фото Евгения Глобенко и из личного архива иеромонаха Варфоломея (Макарьева)//Фома. - – октябрь 2005. – С.64-69. – (рубрика « Дело»).

http://foma.ru/bibliografiya-foma-7-30-i...

Затем идут, как известно, Стефан Новгородец между 1342 – 1350 годами, иеродиакон Игнатий около 1389 – 1391 г., бывший с митрополитом Пименом на короновании имп. Мануила, Александр дьяк около 1395 г. по торговым делам, диакон Зосима в 1420 г., – оставившие свои записки о хождении, и многие другие, от которых не дошли до нас их паломнические книги. Эти записки отличались живостью собственных наблюдений, ярко выделяются искренним чувством паломника, совершающего хождение и потому представляют, вместе с книгою Антония, лучшее основание для исследователя византийской древности. Правда, книги паломников почти ограничиваются одною святынею Царьграда, т. е. его церквами и монастырями и в них нередко упоминают только почившие мощи святых, говоря о них тем образным слогом древности, который сразу сближает читателя с далеким городом и делает ему наглядным самое хождение. «И оттоле поити из церкви в двери, или промеж стен со свещею, обходя аки кругом, стоит икона святой Спас» и пр. Далее, руководимые, очевидно, греками – гидами, наши паломники зачастую сообщают нам позднейшие, сочиненные легенды, передают имена не исторические, но народные, вошедшие в обиход прозвища (напр. Панагран, Панданасый, Аполликанти для монастырей Богородицы) и потому дают материал, в котором только со временем можно будет разобраться. Сведения, ими сообщаемые, притом отличаются необыкновенною краткостью, если сравнить напр. с записками хотя бы путника Клавихо (см. ниже): паломник редко, разве по поводу Софии, позволяет себе сообщить свои собственные впечатления. Взамен, мы выигрываем для топографии церквей драгоценные указании в наших паломниках. Очевидно 169 , что странник Стефана воспроизводит самое хождение его: в этом случае не были бы убедительны одни выражения: оттоле, здесь, ту, или поидохом, видехом и т. д. Напротив, обычно принятый в этом случае рассказ оживлен всякими вставками. Стефан пришел в Софию на страстную неделю; в церкви была большая теснота, и только, благодаря вельможе Ботарю, видевшему «нужду» русских, могли они попасть к орудиям Страстей Господних.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Kondak...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010