Там же о глаголе уповать сказано (стр. 481): «Павский думал, что это слово в родстве с нем(ецким) hoffen, шв(едским) hopp, англ(ийским) hope, поль(ским) ufa. 1339 Но в др(угих) слав(янских) есть пвати, пъвати=полагаться. След(овательно), корень нашего гл(агола)– пв, а у есть предлог. Корень пв образовал в чеш(ском) и поль(ском) прила(га)тельное певный – верный, надежный». 1340 1341 Что касается Вашего мнения о словах «первого и второго возраста», то оно, конечно, очень остроумно, но я боюсь, что оно может давать повод к произвольным толкованиям, потому что одному то будет казаться словом 1-го возраста, что другой несомненным признает за продукт 2-го, и наоборот. Наконец, на замечание Ваше о развитом произношении гласных 1342 звуков 1343 после шипящих смотря по местностям 1344 скажу, что письменный язык 1345 должен руководствоваться господствующим наречием, иначе в грамматике не будет никакого твердого основания. Я очень рад 1346 возможности вести филологическую беседу с таким здравомыслящим в этом деле человеком, как Вы, 1347 и потому нисколько не тягочусь хроническим характером нашей переписки. Надеюсь, что Вы не посетуете на меня за избежание плеоназмов в заявлениях 1348 уже известного Вам глубокого моего уважения. Я. Грот Извините, что, дорожа временем, не переписываю этого наскоро написанного и потому обильного помарками письма. Печатается впервые по автографу: РНБ. Ф. 847. 624. Л. 8–8 об. 12. Гиляров-Платонов – Гроту Марта 15 дня 1885 г. Милостивый Государь, Яков Карлович, Не хочется отстать от беседы с Вами, за что Вы, надеюсь, меня извините. Но я не желаю оставить без ответа укор форме окупаться, которую Вы называете «варварскою»: заступаюсь за нее. Обратите внимание, что форма ’купать есть встречная (опять моя терминология). Два глагола, иногда разного происхождения, иногда того же, но разошедшиеся в своем значении, встречаются, сталкиваются между собою в известных видах. В настоящем случае встретились покупка и купанье. Покупка отказалась от так называемого однократного нуть; она имеет ить (параллельно бросать – бросить).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikita_Gilyaro...

Никифора и более ранних Отцов), была изложена детальным образом – шаг за шагом – как целостное и всеобъемлющее учение о духовном пути христианина (не только монаха), включенное в рамки общей антропологии. Последняя, в обоих своих аспектах (статическом – учение об образе и подобии Божиих в человеке – и динамическом – учение о грехопадении, его последствиях и их преодолении) также достигает в гомилиях Паламы наибольшей детализации, а также наивысшей степени «феноменально»–описательной (классификация страстей и добродетелей) и смысловой проработанности и нюансировки. Палама дал людям и Церкви то, что от него ждали: адекватное и целостное выражение христианства, его антропологической, космологической и «обществоведческой» правды, которое очень скоро (уже при его жизни – Соборами 1341, 1347 и особенно 1351 гг., а затем на Константинопольском соборе 1368 г., утвердившем и провозгласившем канонизацию святого) было признано адекватным выражением, продолжением и развитием духовной и вероучительной традиции Православной Церкви. Отныне становилось ясным, что всякий, кто осмелится противостать этому учению, вынужден будет пойти против Церкви 1494 . Последний путь был реализован антипаламитами. К чему бы он привел, окажись они у власти? Сказать трудно, но конечный исход и, что особенно важно, итог исторического бытия Византии вряд ли был бы более позитивным. Вряд ли он был бы качественно иным – тем более что «...собственных Платонов//и быстрых разумом Невтонов» 1495 нарождавшаяся гуманистическая прослойка, ориентированная на аристократизм традиционных форм культуры, и притом культуры элитарной, не породила. Судя по всему, она и не способна была их породить. Между тем история (перефразируем Ю. М. Лотмана) не любит повторений (если они совершаются не на новом смысловом уровне – прорыва в иную плоскость ноуменального бытия, к тем смыслам, которые первоначальным выразителям сходных идей были неведомы и недоступны). Она любит новые, порой труднопредсказуемые дороги. Этот пафос духовного обновления – обновления личного, социального и космического целого – близок и понятен св.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Palam...

1335 Равным образом административный округ комита Востока был также расширен. 1336 Все это, казалось бы, было ничем иным, как более широким применением тех самых принципов, которые были положены в основу административной реформы; но под этим скрывалось нечто, неизмеримо худшее. Юстиниан надеялся своими указами изменить премии общественного управления, а между тем лихоимство чиновников продолжалось по-прежнему. Императорские законы, обнародовавшиеся с удивительной медленностью 1337 , соблюдались еще хуже. Все пороки, так сурово осужденные в указах 535 года, сохранились и процветали. И для доказательства этого нет надобности во множестве свидетельств историков, – так как Прокопия и Лидуса можно заподозрить в предвзятом осуждении и в ненависти, который в известной степени понижают ценность их сообщений 1338 – но сами официальные акты с поразительной точностью подтверждают рассказы хроникеров, и показывают на сколько бесплодными оставались добрые намерения Юстиниана. Каждая страница Новелл констатирует продолжающееся пороки византийской администрации. В 539 г. император 108. Мост на Сангариосе. выражает сожаление по поводу медленности, с которой вновь назначенные чиновники вступают в управление делами, оставляя вверенный им край в течение многих месяцев в забвении. 1339 Затем в 545, 553 и 556 гг. он указывает, на администраторов, бесстыдно обворовывающих общественное имущество, обращающих в свою пользу большую часть взимаемых ими денег, притесняющих сотней способов подвластных им людей и «в позорной страсти к наживе» заставляющих платить им за разрешение регистрации завещаний, совершение браков и даже за погребение. 1340 В 535 г. с целью сделать действительной ответственность администраторов, Юстиниан решил, что после оставления ими должности они должны оставаться в течение пятидесяти дней в месте пребывания своего управления; но это было совершенно неудачная мера, над которой чиновники открыто смеялись. В 539 г. пришлось прибегнуть к очень сильным выражениям, говорить об оскорблении Величества, чтобы заставить их повиноваться 1341 и, не смотря на это, они так плохо повиновались, что в 545 г. нужно было снова возобновить повеление. 1342 Низшие агенты администрации подражали примеру своих начальников: служащее в канцеляриях охотно шли на подкуп и требовали себе подарков 1343 ; делегаты центральных управлений, чины полиции, которую Юстиниан повелел упразднить, делали то же самое 1344 , и император вынужден был уполномочить своих подданных отказывать в подобных требованиях, хотя бы даже силой. Солдаты являлись для провинций настоящим бичом, а прохождение войск – источником нескончаемых прижимок. 1345 Финансовое управление притесняло выше всякой меры 1346 , а юстиция оставалась такой же, какой было до реформы, т.е. медленной, продажной и испорченной. 1347

http://azbyka.ru/otechnik/Yustinian-1/yu...

1322 Strype. Annals III, 210; – Fuller IX, 214; – Neal I, 24 1 ; – Hopkins III, 44–46; – Marsden 235. 1335 Strype. Annals II, 63–72; – Hopkins I, 366–403; – Froude. History of England from the Fall of Wolsey to the Defeat of the spanish Armada Vol. IX. p. 427–443. London; – Грин. История Английского народа. Перев. Николаева т. II, стр.312. Москва 1892; – Hallam. The constitutional history of England. Vol. I, p. 188–193. London. Tenth edition... и друг. 1339 Под заглавием. Articles, touching: preachers and other orders for the church. – См. Wilkins IV, 307–308; Cardwell I, 460, 471. 1341 Hopkins II, 318–382; – Neal I. 220 240 и д.: – Hallam 1, 199 –203; – Потехин 462–463, 470–473 и др. 1346 Perpetual government of Christ’s Church. – См. Tracts for the Times. Vol. III, 74 p. 3. – London 1836; – Wordworth. Theophilus Anglicanus ou de eglise catholique et de sa branche Anglicane. p. 8. – Oxford et Londres 1861. 1347 Hooker. Of the Lawes of ecclesiastical Politie. The fifth Booke, p. 410–411, 413–414. – London 1632. 1348 Clerus Domini. См. статью Lacey „Anglican Orders“. The Church Review. 1830, November 5, 1896, p. 726–727. 1350 Ioann. Pearsonii, Episcopi Cestriensis. Expositio Symboli Apostolici. p. 583. – Francofurti 1691. 1354 Forbes. An explanation of the thirty-nine articles. p.p. 426, 430. – New-Jork, Oxford, London. Fifth edition. 1357 Ut doctrina nostra de sacris ordinibus et ceteris ad eos pertinentibus ad futuram rei memoriam palam fiat. – Responsio Archiepiscoporum Angliae ad litteras apostolicas Leonis Papae XIII de ordinationibus Anglicanis p. Londini 1897. 1360 Browne. An exposition of the thirty-nine articles historical and doctrinal. The thirteenth edition. London 1887; – Forbes. An explanation of the thirty-nine articles. Fifth edition; – Maclear and Williams. An introduction to the articles of the church of England. London. 1896. 1361 Об этом говорится в предисловиях у Брауна и Маклира, а также в статье Allen’a см. Revue internationale de theologie, Avril-Juin 1896, p. 371–372.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

1338 ...взять из тех когорт... – Неясно, почему такие военные силы для совершенно мирной провинции. Две старых проконсульских провинции, Бетика и Африка, имели в I в. н. э. в качестве гарнизонов по одной когорте; в Македонии во II в. стояла тоже одна когорта. 1339 У жителей Прусы... баня старая и грязная. – Дион Хризостом говорит о множестве развалин в Прусе Or. 47, 15; в 70.1 Плиний упоминает дворец в развалинах. 1341 ...Ты можешь снизойти к их желанию. – Из речей Диона Хризостома (40.6; 45.5–6) следует, что раньше разрешение на постройку давал проконсул. Траян, видимо, дал указание Плинию не разрешать никакого строительства без согласования с принцепсом. Только в двух случаях, когда постройка уже начата, он предоставляет решение Плинию. Во всех случаях Траян требует, чтобы постройка производилась на городские средства, и Плиний это неизменно оговаривает. Целью императора было не прекращение всякого строительства, а желание, чтобы городские средства тратились разумно и с пользой. 1342 ...тратят на масло.– Речь идет о масле, которое закупалось на деньги богатых горожан и раздавалось бесплатно беднейшим гражданам. 1344 Сервилий Пудент. – Вероятно, внук консуляра Кв. Сервилия Пудента. Он находился при Плинии в качестве легата; обычно такой помощник ведал, по поручению наместника, гражданскими делами, но в Вифинии и уголовными (31.5), право произносить смертный приговор принадлежало наместнику. 1346 ...окажи ему благоволение и он постарается... заслужить еще большего.– Просьба Плиния выражена очень темно: трудно догадаться о какой должности просит он для Розиана. 1347 ...по военной службе у тебя. – Розиан мог служить под начальством у Траяна в Германии, как военный трибун, мог участвовать в Дакийской войне. Какие должности он нес в Риме, «на глазах у Траяна», неизвестно. 1348 Максим, как Эпимах (84) и Ликорма (63 и 67), отпущенник, помощник прокуратора Понта и Вифинии, который, с тех пор как провинция стала императорской, соединил со своей прежней обязанностью управления императорскими поместьями надзор за сбором налогов.

http://azbyka.ru/otechnik/6/pisma-plinij...

Анне, прозвавшейся Евфимианом, отец которой был диаконом Влахернской церкви, а дядя с отцовской стороны подвизался на г. Олимпе 1339 , и о пр. Стефане, который, подобно своему отцу, был сделан клириком Великой Церкви 1340 . Обозрев существеннейшие данные агиографии, относящиеся к составу и пополнению класса духовенства, переходим к известиям, касающимся военного сословия Византии, особенно тех его элементов, которые не являются, определённо, служилыми крестьянами и помещиками, уже охарактеризованными в предыдущей главе. Так, житие муч. Евсигния, выводит перед нами в лице святого заслуженного антиохийского инвалида, пользующегося большим авторитетом и уважением среди горожан 1341 . В лице пр. Авксентия, мы встречаемся с сирийцем, служащими в четвёртой «схоле» придворной гвардии, и привлечённым в Константинополь примером его дяди, который тоже служил здесь в качестве воина 1342 . Житие патр. Евтихия знакомит нас с отцом преподобного, который выдвинулся службой в качестве схолярия под командой Велизария, был женат на дочери августопольского пресвитера, и жил в соседней с этим городом, фригийской деревне на покое 1343 . Любопытные подробности содержит рассказ о первых годах жизни пр. Феодора Сикеота, который был незаконным сыном одного, проехавшего через Сикеон, константинопольского придворного, и мать которого, очевидно, рассчитывая на протекцию бывшего любовника, готовит мальчику золотой пояс и дорогие одежды, намереваясь везти его в столицу, чтобы зачислить в придворную гвардию 1344 . Переходя к более позднему времени, мы опять-таки, наталкиваемся на агиографические примеры наследственности военного ремесла в определённом классе, и, не говоря уже о типичных воинах-помещиках вроде пр. Луки Столпника и Евфимия Нового, читаем в житии пр. Марии Новой, как её муж, боевой фракийский друнгарий, заботится о зачислении ες στρατιτας одного из своих сыновей 1345 . Византийские стратиоты были обеспечены как земельной собственностью, так и денежным жалованьем (ψνιον или σιτηρσιον) со стороны правительства. Однако нередко более зажиточные из воинов, отказывались от этого жалованья, очевидно в виду незначительности суммы, в то же время, вероятно, всё же налагавшей какие-нибудь стеснения. Так, жития пр. Луки Столпника 1346 и Никона Метаноите 1347 сообщают нам о стратиотах в М. Азии и Спарте, которые экипировались на собственный счёт, причём во втором случае следует, кажется, видеть богатого добровольца, ополчившегося на защиту Пелопоннеса от болгарских нашествий.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

тълкуванието на Символа на вярата от св. Григорий Неокесарийски (съставено ок. 260–265 г.), т.н. Апостолски Символ, т.н. Символ на св. Атанасий Велики (или Псевдо-Атанасовски символ, чиято Триадология носи августиновски черти и породила впоследствие редица отколнения от истината по времето на споровете за filioque), догматико-каноническите решения на Константинополския Събор от 879–880 г. при патр. Фотий и папа Йоан VIII, наричан от много отци Осми Вселенски събор, догматическите решения на Поместните събори в Константинопол през 1156 и 1157 г. при имп. Мануил Комнин, които специално разглеждали евхаристийни въпроси, т.н. «исихастски» Събори в Константинопол в 1341, 1347 и 1351 г. , които на висотата на светоотеческото богословие формулирали учението на Църквата относно Иисусовата молитва, духовния живот, нетварните Божии енергии и обожението на човека. Изповедание на Православната вяра (рус.) от св. Григорий Палама , Светогорски Томос от 1339 г., съставен от св. Григорий Палама , Изповедание на вярата от св. Марк Ефески на Фераро-Флорентинския лъжесъбор от 1440, изразяващо основните православни истини, особено по спорни въпроси с католиците. Далеч по-спорни, облечени в несвойствени за Православието богословски форми и изказ. са догматическите паметници от следвизантийския период: трете послания на Константинополския патриарх Иеремия II към лютеранските богослови от Тюбингенския университет, които му изпратили текста Аугсбургското изповедание в недовършена кореспонденция през 1573–1581 г., «Православно изповедание на Католическата и Апостолска Източна Църква» (1662 г., приписван на Киевския митрополит Петър Могила, чрез който в руското богословие навлязла римската схоластика), «Послание на патриарсите от Източно-Католическата Църква за православната вяра» (1723 г.), »Окръжно послание на Едината, Свята, Съборна и Апостолска Църква към всички православни християни (1848 г.), катехизисите по католически образец от XIX-XX в. Виж Символ верую. Орос – догматическо определение на Вселенски събор.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

3–4. 15, что в иудействе мессианские понятия были «обогащены» материалистическими элементами и проникнуты политическими тенденциями. 1336 Поэтому верно сказано об иудейских мессианских ожиданиях, что их «das Ziel ein eudemonischer war»: H. J. Holtzmann, Lehrbuch der neutestamentl. Theologie I, S. 29. 1338 Privatdoc. Hermann Gunkel, Die Wirkungen des heiligen Geistes, Göttingen 1888, S. 107: «wenn irgendwo, so wird Paulus in seinen anthropologischen Ausdrücken und Auschauungen den zeitgenossischen Vorstellungen folgen». 1341 Prof. А. Immer, Neutestamentliche Theologie. Bern 1883, S. 256. Eug. de Faye в «Revue de théologie et de philosophie» 1891, p. 462: «Ce n’est pas dans l’Ancien Testament que la pensée de saint Paul plonge ses racines, du moins par le côté de sa notion du péché.., mais dans la théologie juive» или (p 467) «dans les conceptions courantes de la theologie juive». 1343 Alfred Seeberg, Die Heilsbedeutung des Todes Christi im Hebräerbrief, Jurjew 1895, S. 82 тезис 9-й. 1344 Cp. Wilhelm Karl, Beiträge zum Verständnis der soteriologischen Erfahrungen und Spekulationen des Apostels Paulus, S. 63, будто «die paulinische Lehre vom Menschen ist... die des populären Bewusstseins bis auf diesen Tag». 1345 Der Christ und die Sünde bei Paulus von Lic. theol. Paul Wernle, Freiburg i. B. und Lpzg 1897, S. 138. 125. 1347 Проф. И. А. Олесницкий, Из талмудической мифологии в журнале «Труды Киевской Духовной Академии» 1870, I, стрн. 189. 1349 См. J. Hamburger, Real-Encyclopädie des Judenthums III, 3, S. 24–26. F. Weber, Die Lehren des Talmud, S. 204. 208 flg. 220 f.=Jüdische Theologie, S. 211. 215 f. 228 f. 1353 Мы не думаем вместе с With. Karl (Beiträge), будто «die Jezerlehre des Talmud muss einer späteren Zeit entstammen» (S. 62), поскольку «das schriftstellernde Judenthum zur Zeit des ersten christlichen Jahrhunderts von der rabbinischen Jezerlehre nichts weiss» (S. 61). Конечно, это учение не было всеобщим и для всех бесспорным догматически, но оно имеет основы в принципиальных теологических предпосылках иудейства.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

9 См.: Grégoire Palamas Défense des saits hésychastes. Introd., notes par J. Meyendorff. Ed. 2, rev. et согг. Louvain, 1973, р. XV–XVI. 10 См.: J. Meyendorff. Les débuts de la controverse hésychaste.– Byzantion, 1953, t. XXIII, р. 87–120. Наряду с другими статьями, затрагивающими связанные с исихазмом проблемы, эта статья включена в кн.: J. Meyendorff. Byzantine Hesychasm: historical, theological and social problems. Collected Studies. Variorum Reprints. London, 1974. 14 Подробнее об этих и дальнейших событиях см.: J. Meyendorff. Introduction à l’étude de Grégoire Palamas. Paris, 1959, р. 65–128; то же в англ. пер.: А Study of Gregory Palamas. London, 1964, р. 42–85. 16 См.: В. С. Киселков. Средневековна Парория и Синаитовият монастирь. – Юбилеен сборник за проф. В. Златарски. София, 1925, с. 103–118. 17 См.: V. Laurent. L’assaut avorté de la Horde d’Or contre l’Empire byzantin (printemps–été 1341). – Revue des études byzantines, 1960, t. XVIII, р. 157–160. 18 J. Meyendorff. Un mauvais théologien de l’unité au XIVe siècle: Barlaam le Calabrais.–In: 1054–1954: L’Eglise et les églises, II. Chévetogne, 1954, р. 62. 19 Текст этой расписки Акиндина см.: Порфирий Успенский . История Афона, ч. III, отд. 2. Спб., 1892, с. 250, примеч.: см. также: J. Meyendorff. Le Tome synodal de 1347.–Зборник Радова. Византолошки институт, т. VIII. Београд, 1963, с. 226. 22 Подробный разбор этого главного сочинения Дисипата см. в работе: H.–V. Веуег. David Disypatos..., S. 110–124. 23 См.: М. Lot–Borodine. Un Maître de la spiritualité byzantine au XIVe siècle Nicolas Cabasilas. Paris, 1958; . . γγελοπολου. Nικλαος Καβσιλας Χαμαετς. ζω κα τ ργο αυτο. Θεσσαλονκη, 1970; D. Stiernon. Bulletin sur le palamisme.–Revue des études byzantines, 1972, t. 30, р. 271. 24 См.: I. Ševenco. Nicolas Cabasilas‘ Correspondence and the Treatment of late byzantine literary Texts.–Byzantinische Zeitschrift, 1954, t. 47, p. 53, n. 4. 27 См.: М. Candal. La Confesión antipalamítica de Grerorio Acindino.–Orientalia Christiana Periodica, t. 25. Roma, 1959, р. 215–264;

http://azbyka.ru/otechnik/David_Disipat/...

    1341 См. Dölger, Regesten..., 1241 (до сентября 1108 г.).     1342 Κα α τ ν γον τ ν δι θαλαττης κομιζομνων τροφμων κλιπντων α τ κα τ ν δι ξηρ ς πιτιθεμνων. Можно допустить и иное толкование этого места: «Продукты, доставлявшиеся по морю, кончились, и они (т. е. норманны. — Я. Л.), были теснимы на суше...». В таком случае здесь не один, а два genitivus absolutus (подлежащее второго из них — норманны). Во втором варианте точнее передано значение глагола πιτθημι.     1343 О тяжелом положении войска Боэмунда под Диррахием сообщают также Ордерик Виталий (Ord. Vit., III, 12) и Альберт Аахенский (Alb. Aq.,X, 44). По словам последнего, латиняне, изнуренные голодом, длительной осадой, непрерывными вылазками византийцев, покидали Боэмунда и возвращались в Италию.     1344 Принимаем чтение Ер.: μεθ’ ππων вм. μεθ’ ππων в других рукописях.     1345 Ср. сообщение Альберта Аахенского (Alb. Aq.,X, 44): «Гвидо, сын сестры Боэмунда, Вильгельм Кларет и другие военачальники, развращенные деньгами и лестью императора, высказывали различные убедительные доводы, ссылаясь то на недостаток продовольствия, то на разбежавшееся войско, то на возвращение флота, то на несметное богатство царственного города; таким образом, они пытались отвратить Боэмунда от осады и заставить его заключить союз с императором».     1346 См. Dölger, Regesten..., 1242.     1347 Имеются в виду клятвы вассальной верности, которые дали Алексею западные рыцари, проходя через Византию во время Первого крестового похода.     1348 μετ δω χλαμδων — Досл.: «С двумя хламидами» (хламида — короткий плащ, который носили воины).     1349 σεργντιοι — от лат. средневек. servientes. Сержанты составляли легковооруженную часть войска и часто исполняли различные служебные функции (Kimball, Serjeanty tenure..., р. 69 sq.).     1350 Ср. Ал., III, 9, стр. 134.     1351 Норманны обычно носили длинные волосы.     1352 В средневековье кожевники удаляли щетину с кож при помощи извести.     1353 Его ноздри соответствовали объему груди, а широкая грудь — ноздрям - συνηγρει δ τ μυκτρι δι τν στρνων κα δι το μυκτρος τν τν στρνων ερτητα. Фраза плохо понятна, даем приблизительный перевод ее.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3432...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010