В 1329 г. достигший совершеннолетия Левон IV приказал убить кн. Ошина, его брата и свою жену Алису. Страну продолжали опустошать враги. В 1322 г. мамлюки захватили и разграбили Аяс, главный торговый порт К. А. Католикос Костандин IV Ламбронаци (1322-1326) отправился в Каир, где заключил мирный договор с Египтом на 15 лет. Но уже в 1323 г. мамлюки при слухах о якобы готовящемся в Европе крестовом походе вновь вторглись в К. А. В 1335-1337 гг. К. А. подверглась очередной серии нападений и грабежей; мамлюки захватили земли по правому берегу р. Пирам и порт Аяс. Несмотря на враждебность большей части населения к латинянам, правительство К. А. уже не имело альтернативы союзу с католиками и продолжало пролат. политику. Этому пытался противодействовать католикос Акоб II Анаварзеци (1327-1341, 1355-1359), к-рый был смещен с престола по приказу Левона IV. Церковный Собор избрал католикосом Мхитара I Грнерци (1341-1355) вопреки воле Левона, к-рый пытался сделать католикосом своего ставленника. 28 авг. 1342 г. Левон IV был убит своими приближенными. Со смертью сына кор. Левона и его внука Хетума прекратилась династия Хетумидов. В 1342 г. собранием знати К. А. королем был избран Ги де Лузиньян, сын кор. Амальрика Кипрского и Изабеллы, дочери Левона III. Ги, принявший тронное имя Костандин II (1342-1344), сохранил католич. вероисповедание. Он продолжил политику укрепления унии, не считаясь с противодействием населения и часто притесняя арм. родовую знать. В это время в Сисе состоялся еще один церковный Собор, к-рый подтвердил унию. В 1344 г. в Адане кн. Ошин Бакуран поднял восстание, в ходе которого Костандин II был убит. На престол взошел Костандин III (1344-1362), также католик, внучатый племянник Хетума I, представитель фамилии Лузиньянов. Крепость Сис. Ок. 704 г. Крепость Сис. Ок. 704 г. Собрав все силы королевства, Костандин III воевал против мамлюков и тюрок, добился ряда побед и в 1347 г. освободил Аяс. Однако силы были уже слишком неравны, и через год мамлюки вновь захватили Аяс и Вост.

http://pravenc.ru/text/1684612.html

Лит.: Успенский Ф. И. Синодик в Неделю православия. Од., 1893. C. 85; Тихомиров Н. Д. Галицкая митрополия: Церк.-ист. исслед. СПб., 1896. С. 77-79, 86, 88; Jugie M. La controverse Palamite (1341-1368)//EO. 1931. Vol. 30. P. 397-421; Mercati G. Notizie di Procoro e Demetrio Cidone, Manuele Caleca e Teodoro Meliteniota ed altri appunti. Vat., 1931. P. 202, 537-538; Beck. Kirche und theol. Literatur. S. 728-729; Meyendorff J. Les débuts de la controverse hésychaste//Byz. 1953. Vol. 23. P. 112, 117; idem. Society and Culture in the XIVth Cent.: Religious Problems//Actes du XIV Congrès International des Études byzantines. Bucur., 1974. P. 52-53, 63; idem. Byzantium and the Rise of Russia: A Study of Byzantino-Russian Relation in the XIVth Cent. Camb., 1981; он же (Мейендорф И., протопр.). Жизнь и труды св. Григория Паламы: Введ. в изучение/Пер.: Г. Н. Начинкин; Ред.: И. П. Медведев, В. М. Лурье. СПб., 1997; Wirth P. Nichtentzifferte Rasuren und Tilgungen des Wiener Patriarchatsregisters//BZ. 1963. Bd. 56. S. 19; Raybaud L.-P. Le gouvernement et l " administration centrale de l " empire Byzantin sous les premiers Paléologues (1258-1354). P., 1968. P. 67-69; Weiss G. Joannes Kantakuzenos: Aristokrat, Staatsmann, Kaiser und Mönch in der Gesellschaftsentwicklung von Byzanz im 14. Jh. Wiesbaden, 1969. S. 31-32, 107-112, 118-123, 168; PLP, N 10288; Kresten O. Der sogenannten «Absetzungsvermerk» des Patriarchen Ioannes XIV. Kalekas im Patriarchatsregister von Konstantinopel (Cod. Vind. Hist. gr. 47, f. 116 v.)//Βυζντιος: FS für H. Hunger zum 70. Geburtstag. W., 1984. S. 214-216; Киприан (Керн), архим. Антропология Св. Григория Паламы. М., 1996. С. 29-55, 63-66, 300, 314; Лебедев А. П. Исторические очерки состояния Византийско-восточной Церкви от кон. XI до сер. XV в. СПб., 1998. С. 205-208; Прохоров Г. М. Исихазм и общественная мысль в Вост. Европе в XIV в.// Он же. Русь и Византия в эпоху Куликовской битвы: Статьи. СПб., 20002. C. 44-95; Красиков С. В. Политический фон папской миссии 1334/1335 г. в Константинополь//АДСВ. 2003. Т. 34. С. 380-391; он же (имя изм.: Гаген С. Я.). Русские пожертвования на восстановление Св. Софии (1347) в религиозно-политическом контексте//Sacrum et Profanum. Севастополь, 2005. Вып. 1. С. 33-40; он же. Эпизод в отношениях между Русью и Византией во время гражданской войны (1341-1354)//Проблемы истории России. Екатеринбург, 2005. Вып. 6. С. 9-26.

http://pravenc.ru/text/469604.html

   Кантакузин, несомненно, поощрял промосковские настроения, чего нельзя сказать о его политических противниках. Внешняя политика Византии всегда была связана с внутренней борьбой за власть. Некоторые официальные документы 1347 года открыто признают эту связь, а еще лучше она видна из перипетий церковной истории второй половины XIV века. Согласно актам, принятым Кантакузином и патриаршим синодом в 1347 году, восстановление самостоятельной Галицкой митрополии (действие, направленное против Москвы и, следовательно, против политики Золотой Орды, связанное, скорее всего, с вторжением в Галич и Волынь польского короля Казимира I) было осуществлено политическими врагами Кантакузина во время гражданской войны, а именно патриархом Иоанном Калекой и константинопольским правительством Анны Савойской. Кантакузин не уточняет, какие политические соображения руководили его врагами; он только упрекает Калеку в том, что патриарх действовал «вопреки божественным и святым канонам», упоминает «тех, кто неправильно управлял империей и общественными делами»,  вместо того, чтобы «искать общего блага, удовлетворяли свои желания». Имеются в виду, конечно, императрица Анна и ее правительство.    Кантакузин прямо связывает константинопольскую смуту с вопросом о Галицкой митрополии, но не называет конкретных причин, которые заставили византийские власти между 1341 и 1346 годом встать на сторону епископа Феодора против митрополита Феогноста. Однако эти причины, хотя бы гипотетически, можно восстановить, если принять во внимание развитие событий в Сарае и отношения татар с соседями.    Мы видели, что в восточном Средиземноморье и на Черном море нераздельно господствовали Генуя и Венеция. Их благополучие основывалось на экономическом подчинении Константинополя и процветании итальянских колоний на северных берегах Черного моря, для чего был необходим союз с Золотой Ордой. Правительство Анны Савойской, столкнувшееся с Кантакузином (неизменным врагом генуэзцев, поддерживаемым турками), больше, чем любое другое византийское правительство, зависело от итальянцев.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3288...

С получением сана митрополичьего не кончилось для Алексия испытание в Константинополе. Напротив, теперь начался для него там новый стадий испытания. Ещё месяцев за восемь – за десять до смерти митрополита Феогноста явился в Константинополь некий Феодорит и домогался у патриарха сделаться митрополитом русским. Патриарх, как он рассказывает сам 308 , произведши тщательное испытание (о деле) и узнав, что митрополит Феогност был ещё жив, не принял Феодорита и объявил ему, чтобы он подождал, пока он – патриарх обошлется (с Россией) и узнает истину о Феогносте. Тогда Феодорит убежал из Константинополя в Тернов и купил себе посвящение в митрополиты у патриарха болгарского. В то время как Алексий находился в Константинополе, ожидая себе поставления в митрополиты, Феодорит явился в Киев и сел там на кафедру митрополичью. Известия, которые находим мы о Феодорите в грамотах патриарших, не совершенно ясны; но они без труда и с уверенностью могут быть разъяснены. Невозможно думать, чтобы Феодорит был самовольный искатель приключений, который бы сумасбродно надеялся, что придёт он в Константинополь, изъявить здесь желание получить кафедру русской митрополии, и она действительно будет ему дана; необходимо думать, что он был прислан в Константинополь из юго-западной Руси с тем, чтобы быть поставленным в отдельные митрополиты галицко-литовские. А если патриарх говорит о нём так, что как будто бы он искал занять кафедру митрополии всея России: то в речах патриарха нужно видеть не более, как простые неточность и необстоятельность. (Может быть, и намеренные, чтобы представить Феодорита, позволившего себе обратиться за посвящением к патриарху терновскому, таким человеком, который являлся в Константинополь с нелепыми притязаниями). В 1347 году, как мы говорили выше 309 , митрополиту Феогносту вместе с великим князем Симеоном Ивановичем удалось достигнуть того, чтобы закрыта была отдельная митрополия галицко-литовская. Но в Галиции и Литве, из которых первая подпала тогда под власть Польши, имевшей своим королём Казимира Великого (1333–1370), а во второй был великим князем знаменитый Ольгерд (1341–1380), сын Гедиминов, могли тотчас же возобновить попытку о новом приобретении отдельного митрополита, ибо хотя в актах и грамотах 1347 года разделение русской митрополии на две особые митрополии называлось новизной и делом беззаконным, однако король и великий князь не могли не знать хорошо, что это пустые слова, которые ничего не значат и на которые, в случае подкрепления просьбы другими «вескими» доказательствами, могли не обратить никакого внимания.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

Michael Prokurat, Alexander Golitzin, Michael D. Peterson Скачать epub pdf GREGORY PALAMAS GREGORY PALAMAS, Archbishop of Thessalonica, theologian, monk, ascetic, St. (ca. 1296–1359). Palamas was born of Byzantine nobility and raised in the circle of the imperial court. In early life he broke off his schooling on completion of secondary education and embraced the life of monasticism on Mt. Athos, practicing the discipline of prayer brought there by Gregory of Sinai (qq.v.). His later fame arrived with his championship of the hesychasts (q.v.) and, with them, of the tradition of Eastern Christian asceticism against the charges of Barlaam of Calabria (q.v.). Gregory’s greatest work, The Triads in Defense of the Holy Hesychasts, assembled the scriptural and patristic evidence for theosis (qq.v.), arguing that the claims to a direct experience of God (q.v.) by saints past and present were evidence of a distinction in God between the divine essence and activities, or energies. The Triads-following on the Hagioritic Tome Gregory had authored (1340/41) and the monks had signed-opened up an intense debate in the Orthodox Church that lasted for over a decade, and culminated in Gregory’s official vindication at the local councils held at Constantinople (q.v.) in 1341, 1347, and 1351. The essence/energies distinction has subsequently been accepted as the official teaching of the Orthodox Church. During his lifetime Gregory was convicted of heresy (q.v.) and excommunicated, and also captured and imprisoned by the Turks, but remained steadfast in his faith. Elected Archbishop of Thessalonica (q.v.) in 1347, he died in office. Some ten years after his death, ca. 1369, his lifelong disciple and admirer, the Patriarch Philotheos of Constantinople, saw to his canonization. He is commemorated in the Orthodox Church on the second Sunday of Great Lent (q.v.). Читать далее Источник: The A to Z of the Orthodox Church/Michael Prokurat, Alexander Golitzin, Michael D. Peterson - Scarecrow Press, 2010. - 462 p. ISBN 1461664039 Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/world/the-a-to...

Там в февр.-марте 1341 г. П. сдал экзамен «обо всем знаемом» кор. Роберту Анжуйскому, что дало ему право на получение докторской степени, и представил правителю начатую им лат. поэму «Африка» (Africa) о подвигах Сципиона Старшего. Это сочинение, написанное под влиянием «Энеиды» Вергилия, как и некоторые др. произведения П., в т. ч. начатые тогда же жизнеописания «О преславных мужах» (De viris illustribus), так и осталось незаконченным. 9 апр. 1341 г. на Капитолии сенатор Орсо делль " Ангвиллара короновал П. лавровым венком, к-рый поэт возложил потом к подножию алтаря базилики св. Петра. Следующие годы были связаны с постоянными поездками П. в Италию. Поэт надеялся на возрождение Рима и возвращение туда Папского престола. В 1342 г. в Авиньоне П. познакомился с Колой ди Риенцо, буд. «народным трибуном», выступавшим за восстановление былого величия Римской империи и объединение Италии (в 1347 П. поддержал Колу ди Риенцо, поднявшего в Риме восстание). В 1343-1345 гг. П. посетил Неаполь, Парму, Болонью и Верону (продолжая поиски древних рукописей, в Вероне он обнаружил письма Цицерона). В 40-х гг. XIV в. П. порвал со своими покровителями из рода Колонна, враждовавшего с Колой ди Риенцо в Риме, и нек-рое время жил в Парме. Здесь в 1346 г. в качестве бенефиция П. получил место каноника кафедрального собора. В 1350 г. он побывал в Риме (это был юбилейный год - см. «Annus sanctus» ), а также в Ареццо и во Флоренции, где познакомился с Дж. Боккаччо . Через год тот навестил П., находившегося в Падуе, и от имени флорентийской коммуны вернул ему отцовское имущество, а также предложил кафедру в ун-те. П. тем не менее вернулся в Авиньон, где в 1352 г. благоволившего к нему папу Климента VI (1342-1352) сменил папа Иннокентий VI (1352-1362), испытывавший к П. неприязнь. После этого поэт окончательно переехал в Италию и жил там при дворе Миланского архиеп. Джованни Висконти и затем его племянников, участвовал в неск. дипломатических миссиях. Покинул Милан в 1361 г., во время эпидемии чумы.

http://pravenc.ru/text/2580460.html

1336 Aringhi, I, p. 305. Agincourt, Sculpt., VIII, 4. Münter, Sinnbilder, IX, 43. Piper, II, 505. Garrucci, CCCXXIV, 2. 1339 Strzygowski, XI, 3–6; в 3 заметны следы византийского влияния, а 4, по-видимому, имеет прямо византийское происхождение. R. de Fleury, XXXIV, 1–2. Cloquet, Elém. d’iconogr., p. 107, 293. 1341 Hieron. Quaestiones in genes. 14. 14. Cf. Isidor hisp. Orig. l., XIII, c. 21 §18. Migne, s. l., t. LXXXII, col. 492 Iordanis Iudae fluvius, a duobus fontibus nominatus, quorum alter vocatur Jor, alter Dan. His igitur procul a se distan tibus in unum alveum foederatis, Jordanis deinceps appellatur etc. Ср. также у Алляция Συμμκτα p. 227: δο ποταμο ν Παλεστινη… τε Ιρ κα δνης… 1343 Относящиеся сюда места у Корбле: I, 39–40. Максим Туринский в своей речи о крещении приводит слова псалма «Иордан возвратися вспять». Serm. de temp. XII. Migne, s. l., t. LVII, col. 558, cf. 556. 1344 Denzinger, Ritus orient. coptorum, syr. et armen. in administr. sacramentis, t. I, p. 282. Ed. 1863. 1346 Denzinger, p. 233. В греч. подлиннике, в перечне пророчеств, относящихся к изображению крещения, на первом месте стоят эти слова Давида. ρμηνεα, σ. 99, §136. 1347 По отношению к фрескам цифра правдоподобная; но в мозаиках, насколько нам известно, нет ни одного такого изображения. 1349 Menzel, Christl. Symbolik, I, 210–212; II, 325–332. Kraus, R. E. Art. Schlangenbild u. Teufel. Pitra, Spicil. solesm., III, p. 88, 90, 347–348 и др. Christl. Kunstsymb. u. Iconogr., 41. Prag., 1870. Piper, Mythol., I, 402. Blomberg, Der Teufel. u. Seine Gesellen in d. bild. Kunst, S. 34 etc. Cahier, Caracteristiques des saints, t, I, p. 315 sq. 1353 На эту связь указ. Слово в велик. субботу, припис. Епифанию Кипрск. Порфирьев, Нов. апокр., 225; ср. 38–39. 1354 В разъяснение этого иконографического мотива укажем на изображения распятия И. X. с драконами и змеями у подножия креста (см. ниже о распятии) и на изображения Иисуса Христа, наступающего на аспида и василиска. Revue de I’art chr. 1888, VI, 3, p. 311.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Pokrov...

РГАДА, ф. 96, оп. 1, стлб. 3, ч. 1, л. 124 – 125. Столбец из двух сставов; по правому краю поврежден: во многих местах оборван. Писцовая скоропись. Бумага с филигранью «Лилия» типа: Дианова, Костюхина 1980, 946 (1645,1646), 947 (1647). Текст изд.: Тихомиров 1964, 290 – 291 Коваленко и др. 2001, 72 – 76 В последнем издании «отписка» Никона датирована 19 марта (с. 390). Утраченные из-за механических повреждений бумаги фрагменты текста восстанавливаются по изданию М.Н. Тихомирова. (л. 124) а Государю царю и великому князю Алексею Михайловичю всеа Русии, и государыне благоверной царице и великой княгине Марии 1334 Ильичне, государыне благоверной царевне и великой княжне Ирине Михайловне, и государыне благоверной царевне и великой княжне Анне Михайловне, и государыне и благоверной царевне и великой княжне Татияне и государыне благоверной и великой княжне Евдокеи Богомолец ваш, государев, новгородцкой 1335 , грешной, Никон митрополит, Бога молю и челом бью. В нынешнем, государи 1336 , во 158 (1650)-м году грех ради наших в вотчине вашей, в Великом 1337 Новегороде, марта в 15-й де[нь] стало нестроение болшое 1338 меж всяких чинов людей. И я, богомолец ваш, им розговаривал многажды, и оне не послушали. А отчего нестроение стало, и я, богомолец ваш, да околничей 1339 и князь Федор к вам, государем, преж сего многажды писали. Да он они же у меня, богомолца 1340 вашего, взяли из-за пристава ведомого вора, 1341 софейского приказного человека Ивашка Жеглова 1342 и учинили себе ево началником 1343 . И он злым своим советом на всяко дурно их учит и хотел всех православных христиан 1344 к крестному целованью привести своим воровским умыслом, неведомо в чем. И я, богомолец ваш, марта в 17–й де[нь] 1345 , собрався со всем священным собором, молив Бога за ваше, государево, многолетное здравие, а ево, Ивашка, изменника твоего, государева, предал клятве, и тоя ради клятвы у них крестное целование 1346 . И ныне написали оне меж собя воровскую запись, что им друг за друга стоять и никого в своем воровстве тебе, государю, не выдавать. И велят властем и священником и всяких людем, со всякою угрозою бьючи, руки к той воровской записе прикладывать 1347 , а рук не приложат, и оне тех хотят побить и посечь.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

124 . Das Register des Patriarchats von Konstantinopel. B. 1981. 1:1: Edition und Übersetzung der Urkunden aus den Jahren 1315–1331/Hrsg. Hunger H., Kresten O. Textus: 100–614 [=TLG Registrum patriarchatus Constantinopolitani (1315–1331): 5056/1]. Index/Cupane C. Wien 1981. (CFHB XIX:1). 2: Edition und Übersetzung der Urkunden aus den Jahren 1337–1350/Hrsg. Cupane C., Hunger H., Kislinger E., Kresten O. Textus: 82–514 [=TLG Registrum patriarchatus Constantinopolitani (1337–1350): 5056/2]. Wien 1995. 519. (CFHB XIX:2). Indices zu den Urkunden aus den Jahren 1315–1350. Wien 1995. 352. (CFHB XIX:2). П. Ж.//BB 1997. 57(82). 298–299. [Изд. Хунгера заменяет для соотв. годов издания Миклошича-Мюллера, Ралли-Потли и Даррузеса. В частности, в т. 2 помещены важные для истории паламизма акты соборов в июле 1341 г. 132, с. 206–256) и в 1347 г. 147, с. 340–382)]. [Register]. Исследования 125 . Богданова Η. М. Акты Константинопольского патриархата XIV в. как источник по истории Херсона//Проблемы социальной истории и культуры средних веков. Л. 1986. 87–97. 126 . Григорович В. И. Протоколы константинопольского патриархата XIV столетия//ЖМНП 1847. 54:2. 131–164. 127 . Медведев И. П. К предыстории первого издания Актов константинопольского патриархата//Вспомогательные исторические дисциплины. Л. 1991. 23. 20–37. [Об истории изд. Миклошича-Мюллера и о роли в его подготовке Н. И. Надеждина]. 128 . Studien zum Patriarchatsregister von Konstantinopel. Beiträge von Canart P., Cupane C., Hunger H., Kresten O. und Prato G., Hunger H. 1–2. Wien 1997. 217, 218. (Sitzungsberichte/Österr. Akad. der Wiss. Philosophische-historische Klasse. 647. 2–3). Conte P.//Aev 57:1. 1983. 298. 129 . Darrouzès J. Le registre synodal du patriarchat byzantin au XIV е siecle. Étude paléographique et diplomatique//Archives de l’Orient chretien. P 1971. 12. 130 . Hunger H. Zu den restlichen Inedita des Konstantinopler Patriarchatsregisters//REB 1966. 24. 58–68. 131 . Hunger H. Das Patriarchatsregister von Konstantinopel als Spiegel byzantinischer Verhältnisse im 14. Jahrhundert//Anzeiger d. phil.-hist. Kl. d. Österr. Ak. d. Wiss. 1978. 115. 117–136.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/isihaz...

военная и гражданская власть в провинциях переходит к фемным стратигам; термин Д. применяется для обозначения полковых командиров среднего звена. С X в. должность Д. возрождается: так начинают называться военные губернаторы новообразованных округов (Халдия, Антиохия, Фессалоника, Адрианополь, Месопотамия, Диррахий, Отранто). В X-XI вв. Д. иногда называют доместика схол - главнокомандующего войсками империи. В XI в. по мере разукрупнения фем их стратиги попадают в подчинение начальникам крупных округов в чине Д. или катепана. В XII в., при Комнинах, на отвоеванных у сельджуков землях М. Азии были созданы новые крупные территориальные единицы, по традиции именуемые фемами, во главе с военными командирами в чине Д., под надзор к-рых были поставлены гражданская администрация и взимание налогов. При Комнинах появился титул «Д. флота», или «великий Д.» (μϒας δοξ, мегадука), к-рый носил главнокомандующий имперского флота. В XIII-XIV вв. военное значение фемных Д. падает, их главными функциями становятся гражданское управление и суд. Титул «Д.» носили губернаторы провинций в Эпирском царстве и Трапезундской империи. В варварских королевствах, возникших на территории Зап. Римской империи, термин «Д.» сохранялся в качестве одного из высших титулов (провинциальные Д. в Вестготском королевстве; дукаты Аквитания, Эльзас, Алеманния и др. во Франкском королевстве; лангобардские дукаты Фриуль, Тридент, Сполетий, Беневент). Постепенно звание Д. стало наследственным, трансформировавшись в одну из степеней западноевроп. феодальной иерархии (франц. duc; англ. duke, испан. duque; итал. duca; традиц. рус. перевод «герцог» восходит к нем. кальке этого слова - Herzog, букв.- воевода). Лит.: Seeck O. Dux// Pauly, Wissowa. 1905. Bd. 5. Sp. 1869-1875; Glykatzi-Ahrweiler H. Recherches sur l " administration de l " empire byzantin aux IXe-XIe siècles//BCHell. 1960. T. 84. P. 65-70; Wasilewski T. Les titres de duc, de catépan et de pronoétès dans l " Empire Byzantin du IXe jusqu " au XIIe siècle//Actes du XIIe Congr. Intern. d " Études byzantines. Beograd, 1964. T. 2. P. 233-236; История Византии. М., 1967. Т. 2. С. 168, 258, 302-304; Т. 3. С. 41, 44, 48; Guilland R. Recherches sur les institutions byzantines. B.; Amst., 1967. T. 2. P. 535-563; Oikonomidès N. Les listes de préséance byzantines des IXe et Xe siècles. P., 1972; Wolfram H. Intitulatio. W., 1967, 1973. Bd. 1-2 ; Cheynet J.-C. Du stratège de thème au duc: chronologie de l " évolution au cours du XIe siècle//TM. 1985. T. 9. P. 181-194; Kazhdan A. Doux//ODB. Vol. 1. P. 659; Klein R., Weiss G., Borgolte M., Delogu P. Dux, Dukat//LexMA. Bd. 3. Sp. 1485-1491. П. В. Кузенков Рубрики: Ключевые слова: ВИЗАНТИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ позднеантичное и средневек. христ. гос-во в Средиземноморье со столицей в К-поле в IV - сер. XV в.; важнейший исторический центр развития Православия ЗИЛОТЫ социально-политическая группировка в Фессалонике в 40-х гг. XIV в., участвовавшая в гражданской войне в Византийской империи (1341-1347)

http://pravenc.ru/text/180553.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010