Митрополит Платон (Левшин ; †1812) довел свою “Историю Русской Церкви” из оппозиции к Синодальному периоду (1721–1917) только до конца XVII века 7 . Архиепископ Филарет, однако, изобразил уже эпоху Синодального периода. Его “История Русской Церкви” (1-е изд.: 1847–1848; 5-е и посл. изд.: 1884) доводится до 1825 года 8 . Филарет строит свою Историю по четко определенной схеме, рассматривает ли он время XVI или XVII столетия, и использует для ее изображения, которое только частично имеет характер исследования, более богатый материал, чем его предшественник митрополит Платон. Для нас важна только его позиция по вопросу периодизации истории Русской Церкви. Филарет учитывает четыре следующих фактора как “важнейшие явления” всей истории Русской Церкви: 1) нашествие монголов (1237); 2) разделение Русской Митрополии на две части, которое он датирует 1410 годом; 3) учреждение Московского Патриархата (1589) и 4) учреждение Святейшего Синода (1721). Поэтому он разделяет всю историю на пять периодов: 988–1237, 1238–1409, 1410–1588, 1589–1720 и 1721–1825. Это разделение основано на фактах, которые имели место внутри истории Русской Церкви или Русского государства. Принцип разделения на основании исторических явлений, которые произошли внутри русской церковной жизни, вполне верен. Но Филарет кладет в основу своего разделения явления неравного исторического значения и не пытается связать влияние извне на собственно церковное развитие с церковной историей. Он рассматривает противостояние Церкви и государства в России, которое в действительности часто, если не постоянно, имело особое значение для развития Русской Церкви, и изображает отношения Церкви и государства – возможно, исходя из отношений николаевского времени, к которому он принадлежал – в мирно-идиллических тонах: в его изложении деятельность благоверных самодержцев играет для Церкви исключительно стимулирующую роль. Такая точка зрения соответствовала, однако, сознанию некоторой части русской церковной иерархии, которая шла путем “иосифлянской” традиции; архиепископ Филарет, однако, внутренне ее не почитал 9 .

http://azbyka.ru/otechnik/Igor_Smolich/k...

565–567 (I) 23 (can.) 581–588 III Вселенский Собор Mansi IV Mansi Рус. пер. Рус. пер. 577–588 1292 (I) 1292–1300 617–680 1301–1304 680–801 1304–1305 804–884 1305–1316 884–885 1317–1325 1325–1329 888–892 1329–1337 1337–1341 1000–1001 1344–1345 1004–1008 1345–1348 1008–1012 1012–1017 1348–1352 1017–1021 1352–1361 1021–1023 (I) 1023–1024 (I) 1368–1372 1372–1373 1025–1036 1376–1377 1036–1048 1377–1380 1048–1049 1380–1384 1049–1052 1384–1385 1053–1056 1056–1057 1385–1389 1057–1060 1061–1068 1392–1393 1068–1084 1396–1397 1086–1094 (I) 1397–1398 (I) 1093–1096 1400–1401 1401–1403 (I) 1099–1100 (I) 1403–1405 (I) 1101–1108 1405–1406 (I) 1109–1112 1406–1407 (I) 1112–1116 1407–1408 (I) 1408–1410 (I) 1410–1411 (I) 1117–1120 1411–1412 (I) 1412–1417 1124–1212 1417–1419 (I) 1212–1225 1419–1420 (I) 1420–1422 (I) 1421–1425 1228–1232 1232–1236 1236–1240 1433–1436 1436–1437 1241–1244 1437–1440 1441–1444 1244–1245 1245–1248 1248–1252 1252–1257 1449–1453 1453–1456 1457–1460 1260–1268 1460–1464 1268–1269 1269–1272 1272–1273 1465–1468 (I) 1273–1276 1469–1473 141 (can.) 1276–1277 1476–1477 1277–1280 1477–1478 (I) 1280–1289 1478 (I) 1291 (I) 141 (can.) Mansi V Mansi Рус. пер. Рус. пер. 289–290 (I) 85–140 289–292 169–172 293–296 173–176 296–301 177–180 301–309 181–185 309–325 186 (l) 328–344 185–204 344–348 204–217 348–352 217–221 221–225 353–372 225–256 371–374 (I) 379–380 (I) 257–260 260–265 381–384 265–266 (I) 384–408 266–269 (I) 408–413 269–271 (I) 271–272 (I) 416–417 273–278 (I) 417–420 277–281 281–284 3. АСО – Русский перевод III Вселенский Собор Collectio Vaticana АСО I, 1,1 ACO (греч.) Pyc. пер. (греч.) Pyc. пер. (лат.) (лат.) 101–102 103–107 108–109 110–112 113–114 114–116 117–118 118–119 120–121 99–100 АСО I, 1, 2 АСО (греч.) Рус. пер. АСО (греч.) Рус. пер. (лат.) (лат.) 63,125 98–100 100–102 102–104 АСО I, 1, 3 АСО (греч.) (греч.) (лат.) (лат.) (fragm.) (can.) 111,101 90–101 АСО I, 1, 4 АСО (греч.) э ус. пер. АСО (греч.) Рус. пер (лат.) (лат.) I (fragm.) 136 164 137 156 Рус. пер. (греч.)

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/bi...

В борьбе за наследство Тимура победил Шахрух (1405-1447). Распределив между сыновьями важнейшие тимуридские уделы, он с трудом поддерживал их единство с опорой на чиновничество и улемов, заслужив репутацию идеального государя. Однако он во многом обязан сыну и фактическому соправителю Байсункар-мирзе, усилиями которого был восстановлен Исфахан. К 1410 г. Кара-Коюнлу вытеснили Джалаиридов из Азербайджана и Курдистана и утвердили свою столицу в Тебризе. Благодаря энергии Кара-Юсуфа (1410-1420) и Кара-Искандера (1420-1438) они сбросили верховное владычество Тимуридов. Джахан-шах (1437-1467), воспользовавшись смутами в Хорасане после смерти Шахруха, провозгласил себя султаном и в 1453-1457 гг. отвоевал Ирак Персидский, Хузестан, Фарс и Керман, при этом особенно пострадали Султания и Исфахан. В 1459 г. Джахан-шах заключил с Тимуридом Абу Саидом (1451-1469) договор, по к-рому владения 2 династий разграничивались по Сефидруду, пустыням Деште-Лут и Деште-Кевир и хребту Поште-Кух. Многочисленные казни вельмож и опора на крайних шиитов вызвали яростное противодействие суннитских улемов. После гибели Джахан-шаха в сражении с Ак-Коюнлу (1467) остатки рассеянных племен «Чернобаранных» влились в состав нового союза. Его предводитель Узун-Хасан, захвативший в 1468 г. Азербайджан с Тебризом, столкнулся со своим бывш. союзником Абу Саидом и, одержав победу, казнил его (1469). Тимуридский султанат распался на 2 части - Ср. Азию со столицей в Самарканде и Хорасан (куда входили также Систан, Мазендеран, Горган с Астрабадом) со столицей в Герате. Курдистан, оба Ирака, Хузестан, Фарс и Керман достались Хасану, поддержкой к-рого против Османов и Джучидов стремились заручиться Венецианская республика и Великое княжество Московское. Однако поражение Узун-Хасана в 1473 г. от Мехмеда II положило конец притязаниям туркмен на господство в М. Азии. В XV в. И. переживал экономический упадок. Торгово-ремесленные центры переместились на юг, где Йезд, Шираз, Ормуз были связаны с внешней торговлей шелком. Ок. 1500 г. гос-во Ак-Коюнлу разделилось на 2 удела: один, с центром в Тебризе, включал часть Армении, Курдистан и Азербайджан, а второй, с центром в Исфахане,- Ирак Персидский, от к-рого лишь номинально зависели Фарс, Керман и Йезд, перешедшие под власть династии Ак-Коюнлу. В Абаркухе, Кашане, Семнане и Систане распоряжались независимые правители. Гилян разделился на шиитские эмираты Биепиш (столица - Лахиджан) и Биепас (столица - Решт), а Мазендеран - на неск. самостоятельных владений. В Хузестане восстание крайних шиитов под началом Мухаммада Мушаша, провозгласившего себя предтечей грядущего Махди аль-Мунтазара, завершилось к 1465 г. созданием небольшого наследственного имамата в районе Ховейзе.

http://pravenc.ru/text/673877.html

1401 Обратите внимание, что отсутствие молитвы проскомидии во многих диатаксисах ничего не говорит. Это лишь свидетельствует о том, что молитва творилась в тишине, а диатаксисы описывают внешний церемониал литургии. См. диатаксис Ethnike bibl. 662 и творение Филофея (Trempelas, Красносельцев Н. Ф. Материалы. С. 6263 ); Синод. 381 ( Красносельцев Н. Ф. Материалы. С.26). 1402 См. Cabrol F. Baiser//DACL 2. P. 125. Восточные сирийцы до сих пор обмениваются миром в конце всех богослужений (См. Mateos J. Lelya Sapra. P. 81). 1406 См. Jungmann J. A. Missarum Sollemnia. P. 322, а также у Ван де Паверда о чине мира перед причащением на Востоке (Van de Paverd. P. 224). 1408 «И некоторые старшие сказали нам: Встанем и стоя совершим мир, и сказали нам старшие: Идите и радуйтесь» – Robinson T. A. (ed.) Texts and Studies. I, 2. Cambridge, 1891. Ch. 12. P. 80. 1409 Ibid. P. 81. «Страдание» повествует, что мученики целовали друг друга перед выходом на растерзание зверями: «ante iam osculati inuicem, ut martyrium per solemnia pacis consummarent» (Ibid. Ch. 21. P. 92). 1410 Comment. in ep. Rom 10, 33//PG 14, 12821283. См. также Ипполитово Апост. пред. 18 (Botte. P. 40, приводимое далее) и 21: «Et cum orauerint, de ore paceri offerant» (Ibid. P. 54). 1414 Doctrina duodecim apostolorum, Barnabae epistula/Klauser Th. (ed.)//Florilegium Patristicum. Fasc. 1. Bonn, 1940. P. 28 (См. Dix. P. 91, 105106). См. также «Дидаскалию» и Апост. пост. II, 5354 (Funk I. P. 150155; Connolly. P. 115117.) 1417 Dix. P. 109. Он ссылается на De Compunctione Demetrium 1, 3//PG 47, 397398. Об этом тексте: Van de Paverd. S. 221. 1425 См. прим. 1423. Призыв возглашается священником по кодексу Karlsruhe EM 6 (Engdahl. P. 23) и в вышеприведенной отрантской редакции версии Тосканца в той же самой рукописи. 1427 Ap. Const. VIII, 11, 79/Funk I. P. 494 и Van de Paverd. P. 235. ИАК комбинирует византийскую формулу с Павловым текстом: «Возлюбим друг друга целованием любви» (Mercier. P. 185, 12). 1429 См., например, кодексы Barberini 336 (LEW.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

0191 17 августа 1940 г. Центральным Комитетом ВКП(б) и Советом Народных Комиссаров по вопросу о преобразовании армий в Эстонской, Латвийской и Литовской ССР принято следующее решение: 1 . Существующие армии в Эстонской, Латвийской и Литовской ССР сохранить сроком на 1 год, очистить от неблагонадежных элементов и преобразовать каждую армию в стрелковый территориальный корпус, имея в виду, что комсостав закончит за этот срок усвоение русского языка и военную переподготовку, после чего территориальные корпуса заменить экстерриториальными, формируемыми на общих основаниях. Корпусам присвоить наименования: а) Эстонскому корпусу – 22-й стрелковый корпус б) Латвийскому корпусу – 24-й стрелковый корпус в) Литовскому корпусу – 29-й стрелковый корпус. 2 . В составе каждого корпуса по действующим штатам Красной Армии иметь: Управление корпуса–- 53 человека Корпусной артиллерийский полк – 1594 Корпусной зен. арт. дивизион – 350 Корпусной батальон связи – 358 Корпусной саперный батальон – 579 Корпусной саперный батальон – 579 Корпусную авиаэскадрилью – 208 Корпусной саперный батальон – 579. Итого – 3142 человека. По две стрелковые дивизии в каждом корпусе. Дивизии иметь в составе: Управление дивизии – 69 человек Трех стрелковых полков, каждый по – 1410 Одного легкого артполка – 436 Одного гаубичного артполка – 673 Одного разведывательного батальона – 95 Одного батальона связи – 130 Одного саперного батальона – 148 Одного дивизиона ПТО – 92 Одного зенитно-артиллер. дивизиона – 94 Кадры автороты подвоза и кадры медико-санитарного батальона – 33 Итого в одной дивизии – 6000 человек В двух дивизиях – 12000 человек. Всего с корпусными частями в каждом корпусе – 15142 человека. А в трех стрелковых корпусах – 45426 человек. В составе Латвийского и Литовского корпусов сверх указанных выше частей иметь по одному кав. полку по 1175 человек каждый. 3 . На формирование корпусов обратить все войсковые части и учреждения, входящие в состав Эстонской, Латвийской и Литовской армий со всем вооружением, транспортом и военным имуществом. Излишнее военное имущество после преобразования армии в исправном виде сдать по актам в армейские склады.

http://azbyka.ru/otechnik/6/1941-god-v-d...

О, коликими преизящии 1401 , о, коль всепредивными добротами, о, каковыми пречюдными изобилии пресовершенно совершенствует! Не требуя убо человеческия помощи, почто? – Бога бо дивнаго помощника обрете. Не требует людскаго заступления, чесо ради? – Имать бо заступника, всепресладкаго Владыку. Не требует земнаго утешения, Вскую 1402 ? – Имать бо всеблагодатна с небес утешителя, горкое тому удобно 1403 в преестественую прелагающа сладость, блаженна того устрояюща и преславна, яко вопиет всепречюдная псалтырная гусль: «Блажен, емуже Бог Иаковль помощник его, упование его на Господа Бога (Псалом). Дивно воистину всепредивныя всепресладких богогласований цевницы, оглашающе, услаждает злостраждущих скорбная, всеизрядно увеселяет горестное злострадание всерадостный Народосодетеля глас: «Мир возрадуется, вы же восплачете, но печаль ваша в радость Утешает всепремногоценный избрания сосуд, глаголя: «Легкое бо печали нашея тяготу вечныя славы Услаждает всепресладчайшая пророческая всесладчайшее избавление сказующи, вопиет: «Многи скорби праведным, и от всех их избавит я (Псалом 33). Сицевыя многосокровищныя и вседобрыя корысти 1404 от злострадания, таковая всепречюдная богатства, от скорбных и печалных преизобилно истекающая, разумевше, не унываем в напастех, не сетуем во обстояниих 1405 , не дряхлуем 1406 в горестных наведениих, но, познавше скорообращателное тленножизненаго круга, нестоящее настоящаго века, благомудрствуем в настоящих веледушно 1407 случаех: и аще радостная приемлем, не разлиемся 1408 ; аще красная и богатая получим, не забываемся; аще на славная и высокая востечем, не возвысокомудрствуим, но и 1409 сопротивных ужасающеся обращений 1409 , смиреномудри и доброразсудни явимся. Если и горчайшими окружимся бедами, не ниспадаим; если и убожеством и конечною нищетою злополучне обимемся, не возмалодушствим; если и последнимь безславия безчестиемь позор миру вменимся, ниже тако безнадежно опечалимся и возскорбим: вся бо настоящая, вся сети немощнейши, вся сия прелестне, вся дыма скороисчезательнейши, но яко благоразумии и добре познавающии вещей непостоянность, веледушни и неподвизателни в скорбодвижениих пребудем, яко адаманти 1410 всетвердии, ржею 1411 печали не поядаеми; яко всепресветлии маргарити 1412 , грязию скорбей не оскверняющеся; яко всепрекрасное злато, пламенемь не опаляющеся напастей, но разжигаеми скорбными, душею всекрасно и пресветло и сердцем в целомудрии облистающе. Настоящих бедонахождений веледушным злостраданиемь и многонапастных наведений всекрасным терпением всепресладкий будущий покой получити всеусердно возжелаим, по предивному всепредивнаго тайновидца гласу: «Блажени терпящий в Господе, яко „почиют от дел своих, дела же их последуют всепресладкою благодатию Христа Бога. Аминь.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

—430— прежде совершить молитву. Ватик позволил ему. Когда старик окончил свою молитву, поднялся и обратившись сказал главному кади: позволь мне теперь узнать, догмат веры, который ты защищаешь, был ли высказан самим пророком? – Нет, отвечал Абу-Дауд. – Так проповедовали ли его по крайней мере Абу-бекр, Омар, Осман или Али? – Нет, опять ответил кади. – Теперь, если такого учения не высказывали ни пророк, ни Абу-бекр, ни Омар, ни Осман и ни Али, то как же теперь ты распространяешь его? Конечно ты можешь сказать, что они хотя знали о нём, но сочли за лучшее умолчать. Но если они молчали, то и мы должны также поступать; но если ты скажешь, что они молчали только потому, что не знали этого учения, то на это я возражу тебе: как же ты, несчастный, можешь знать такие вещи, каких не знал пророк Божий, ни первые благочестивые халифы. Тут увидал я, продолжает Мухтади, что мой отец вскочил с места и зажав рот от смеха, побежал в свой кабинет и там произнёс: старик прав“ 1410 . В этом рассказе можно признать бесспорно истинным факт, что мыслящие сунниты очень скоро поняли всю неразумность претензий мутазилитов, которые хотели, чтобы питали религиозную веру в их само-измышлённые догматы. Когда человек приглашает верить в полученное им откровение, его претензия понятна, но когда человек требует веры в выводы своего разума относительно божественного, его претензия всегда будет несправедливой. Разуму такого учителя веры каждый имеет право противопоставить свой собственный разум. Мутазилиты понимали это и официально пытались прикрываться Кораном. Но незаконность их притязаний на солидарность с этой книгой подметить было легко. Это была одна сторона дела. Мутазилиты не имели для своей доктрины опоры религиозного характера. Но безупречны ли были их соображения от разума в пользу своей доктрины? Мутазилиты полагали, что они выяснили себе Божество и Его отношения к человечеству так, что разум и совесть последнего не должны были волноваться более никакими сомнениями. Но так ли —431— это? В X столетии у знаменитого мутазилитского учёного Ал-Джуббаи был ученик Абул-Хасан-аль-Ашари.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Попытки возвращения к соборному восприятию, происходящие на рубеже столетий, и быстрое забвение «соборности», новое постепенное рождение вместо иконы автономной по отношению к храмовому пространству и к верующим «картины», объясняет многое в искусстве этого позднего этапа. Учение Филофея Коккина о спасении и преображении всего тварного мира, а не только человека, находит в художественной сфере множество выходов: от подчёркнутого иллюзионизма и натуральности богатого «мирского» окружения (пейзаж и населяющий его растительный, животный, предметный мир) до новой мистической космогонии изображённого, запечатления одухотворённой Вселенной. Ещё один существенный аспект связан с десакрализацией священного изображения. Место единственно возможного варианта – свидетельства Истины, занимают тенденции к аллегорическому и символическому истолкованию священного сюжета, становящегося лишь отправной точкой для сложных умозрительных и филологических конструкций. Хронология этого этапа имеет свои членения. Приблизительно до 1410 г. византийская живопись практически не имеет чётких границ с предшествующим периодом – искусством конца XIV столетия. Продолжают работать величайшие мастера (Феофан Грек, Андрей Рублёв). Создаются произведения огромного не только для этого этапа, но для всей византийской культуры значения. В изобразительных средствах находят разрешение глобальные духовные задачи современности. Многие явления этого периода преемственно связаны с искусством конца XIV столетия (например, продолжают свою жизнь направления, возникшие в конце предшествующего столетия – псевдоэкспрессивное, классическое и др.). Между тем во многих произведениях складываются предпосылки для новых тенденций. Интонация образов – умиротворенная, возвышенно-созерцательная, но лишённая глубины богословских исканий предшествующего этапа. Лирическая, иногда даже сентиментальная, хрупкая одухотворённость свидетельствует о высвобождении эмоциональных, чувственных струн образа, размягчающих прежнюю сдержанность и внутреннюю интенсивность. Эти новые оттенки обязаны своим появлением «реабилитации» мира чувств и эмоций в учении Григория Паламы .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

1200 р. приват-доцентского жалованья 1410 были суммой ничтожной как в 1869 г., когда В. Г. Васильевский писал: «На 1200 рублей нельзя жить в Питере», 1411 так и в 1889 г., когда 1 апреля академик В. И. Ламанский в смятении 1412 записал в дневнике: «Нужно жить и жить и для того, чтобы написать побольше и заработать хоть сколько-нибудь лишних сот рублей. От правительства, от службы государственной мне уже ждать нечего. Очень возможно, что в будущем году Делянов (министр народного просвещения. – О. И.) мне уже не назначит дополнительного содержания в 1200 р.; возможно, что и от Академии меня возьмут да и отставят. И тогда останешься на одной пенсии (что актуально и в 2000 г. – О. И.), все эти прелести совершенно возможны. И что тогда поделаешь? ...Да, скоро 56 лет. И что сделал, что по себе оставлю. Умру и через год (кроме ребят) все забудут. Никогда я еще не представлял себя в таком правдивом свете и в таком печальном виде. Право, дурак Качановский (в своем Вестнике славян(ства)) ближе всех подошел к истине, обозвав меня бездарным профессором». 1413 В библиотеке же начинают формироваться первые намеки на злоупотребление Сырку доверием, которые впоследствии станут одной из помех на его пути к профессорскому званию. В июне 1885 г. И. В. Ягич пишет Кунику: «Ich habe mir erlaubt in Ihre Abteilung der Bibliothek einen Koffer mit Handschriften, die sich augenblicklich bei mir befmden, zur Aufbewahrung wâhrend meiner Abwesenheit zu schicken, wobei ich auf Ihre gütige Verfugung rechne, dass der Koffer, den Herr Syrku empfangen wird, gut verwahrt werde» («Я позволил себе отправить в Ваше отделение Библиотеки, для сохранения на время моего отсутствия, сундук с рукописями, которые в настоящий момент находятся у меня, причем я рассчитываю на Ваше благосклонное распоряжение, чтобы сундук, который примет господин Сырку, хорошо сохранился». – Перевод мой. – О. И.), 1414 а в июле 1886 г. он же – археографу И. А. Шляпкину. «Многоуважаемый Илия Александрович! Вы очень обрадовали меня письмом и содержанием его, за исключением того места, где говорите о неполучении книг. В этом виноват не я, а не знаю кто: я нарочно поручил моей Анастасии, кроме стола и лампы, доставить Вам также целую кипу книг. Не смею высказать подозрения, не взял ли их добрейший и милейший Сырку?». 1415 Имели ли место какие-нибудь проступки, после которых профессора, охраняя честь корпорации, ограничивались намеками, можно только предполагать.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Н. Адонц, в свое время специально занимавшийся изучением армянских прологов, установил, что Григором Хлатеци было написано и включено в Пролог 24 новых мученичества. К сожалению, работа Н. Адонца не была издана и ныне утеряна. О ней мы имеем представление лишь по написанным в свое время кратким рецензиям 1164 . А о 24-х мученичествах, включенных Григором Хлатеци в Пролог, он сообщает в своем письме Н. Марру 1165 . Но результаты научных изысканий Н. Адонца и найденные им свидетельства о принадлежности мартирологов перу Григора Хлатеци не сохранились. «Мученичество Тамар Мокаци» (1398) и связанные с ним два других мученичества – «Егисабет из Харабаста» (1391) и «Закарии Ахтамарци» (1393) имеют определенную историческую ценность. Все эти подвижники погибли почти в одно и то же время – в 90-х годах XIV века, и при одном и том же Амир-Ездине, курдском эмире Рштуникской области. В качестве эмира последний упомянут в армянских памятных записях 1401, 1410, 1412, 1418, 1419 гг. 1166 . Содержащиеся в них сведения уточняют годы правления Амир-Ездина. Так, в «Мученичестве Егисабет из Харабаста» Амир-Ездин упомянут как правитель Востана, уже в 1391 г., в «Мученичестве Закарии» – в 1393 г., в «Мученичестве Тамар Мокаци» – в 1398 г. В памятной записи от 1419 г. 1167 правителем Востана уже упомянут его сын Мелик. Следовательно, опираясь на данные вышеупомянутых мученичеств, началом правления Амир-Ездина можно считать 1391 год, а последним годом, согласно памятной записи, 1419. Даже не обращаясь к прямым свидетельствам, без особого риска можно утверждать, что названные мученичества написаны Григором Хлатеци, современником и земляком этих подвижников. Однако мы тем не менее располагаем некоторыми сведениями, в частности сообщением Товмы Мецопеци, о принадлежности «Мученичества Закарии Ахтамарци» перу Григора Хлатеци 1168 . В рукописях сохранились совершенно определенные свидетельства о принадлежности мученичества Егисабет из Харабаста и Тамар Мокаци одному и тому же автору. Заметим, что в рукописях «Мученичество Егисабет из Харабаста» не имеет отдельного заглавия и следует сразу после «Мученичества Тамар Мокаци». Оба эти мученичества написаны в один и тот же период времени, хотя смерть Егисабет имела место несколько раньше – в 1391 г. В нем имеются свидетельства о знакомстве с историей Тамар Мокаци: «И повели ее (Егисабет. – К. Тер-Давтян) к той же Хатун, которая потом судила Гоар-Тамар» 1169 . О принадлежности настоящих, мученичеств одному и тому же автору свидетельствует и начало «Мученичества Егисабет»: «Кратко поведаем также об истории некоей другой женщины, непотребной девушки из Харабаста» 1170 .

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/armj...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010