В XIV-XV вв. активизировалось вмешательство в политическую жизнь И. суфийских братств ( тарикатов ) и различных шиитских сект. Наиболее значительными были восстания сербедаров в Хорасане в 1330-1380 гг., когда восставшие создали свой султанат, и движение сеидов в Мазендеране и Гиляне в 1350-1390 гг., где образовались т. н. гос-ва сайидов с центрами в Амоле и Лахиджане. С сер. XIV в. активно продолжалась тюркизация иран. земель. На северо-западе еще ок. 1375-1380 гг. огузы, оттесненные сюда в XIII в. монголами, образовали 2 объединения - Кара-Коюнлу («Чернобаранных») и враждебное ему Ак-Коюнлу («Белобаранных»). В этих объединениях появились наследственные владения землей с правом раздачи пожалований нижестоящим, с налоговым и судебным иммунитетом (союргаль). Во 2-й пол. XIV в. на службе у ханов Чагатайского улуса выдвинулся Тимур Ланг (ланг - «хромой»; европ.- Тамерлан). Подчинив себе весь Мавераннахр, он в 1370 г. объявил законным государем одного из Чингизидов, а сам принял титул эмира эмиров, его резиденция была в Самарканде. В 1380 г. Тимур начал покорение И. Его войска опустошили Систан, ликвидировали султанаты сербедаров в Себзеваре и Куртов (Картов) в Герате, уничтожили эмират Вали в Горгане. В 1385 г. Тимур прошел от Дамгана до Султании. Навстречу ему в Азербайджан вторгся джучидский хан Тохтамыш, к-рый разрушил Тебриз. В 1386 г. ограбление полуразрушенного города довершил Тимур, он забрал в Самарканд лучших ремесленников. В 1387 г. восстал Исфахан, на к-рый была наложена тяжелая контрибуция. Восстание было подавлено, а город разрушен. В 1392 г. Тимур ликвидировал Сайидские гос-ва, а в 1393 г. сокрушил Музаффаридов. В 1397 г. оба Ирака и Азербайджан с Тебризом Тимур отдал в удел старшему сыну Миран-шаху, а младший Шахрух получил Хорасан, Горган, Мазендеран и Систан с Гератом. От нападений Тимура страдали все жители И. вне зависимости от их конфессиональной принадлежности, многие погибли. Христиане, проживавшие в таких городах, как Тебриз и Мараге, где при Хулагуидах находились престолы католикоса Церкви Востока и мафриана Сирийской яковитской Церкви, переселились в менее доступные для тюрк. войск округа Загроса (к западу от оз. Урмия) и Азербайджана (окрестности Сельмаса).

http://pravenc.ru/text/673877.html

St. Theodore the Archbishop of Rostov Commemorated on November 28 Saint Theodore, Archbishop of Rostov, in the world John, was the son of Stephen (brother of Saint Sergius of Radonezh), who occupied an important post under Prince Andrew of Radonezh. Left a widower, Stephen became a monk, and together with his twelve-year-old son, he went to the monastery to Saint Sergius, who foreseeing the ascetic life of the child John, tonsured him with the name Theodore on the Feast of Saint Theodore the Hair-Shirt Wearer (April 20). After Theodore attained an appropriate age, he was given a blessing to be ordined to the priesthood. With the blessing of Saint Sergius, Saint Theodore built a church in honor of the Nativity of the Most Holy Theotokos and founded a monastery on the banks of the River Moskva, at the place called Simonovo. Soon the monastery began to attract a throng of people. Saint Theodore built a cell five versts from the Moscow Kremlin, and pursued new ascetical labors, and here disciples gathered around him. Saint Sergius, visiting this place, blessed the founding of a monastery, and Metropolitan Alexis blessed the construction of a church in the name of the Dormition of the Most Holy Theotokos at Novoe Simonovo, which also had its foundations laid in 1379. The old Simonov monastery remained the burial place of monks. Because of his virtuous life and strict asceticism, Saint Theodore became known in Moscow. The Metropolitan Saint Alexis elevated him to the rank of igumen, and Great Prince Demetrius of the Don chose him as his father confessor. Saint Theodore journeyed to Constantinople several times on church matters for the Russian Metropolitan. On his first journey in 1384, Patriarch Nilus made him an archimandrite. The Simonov monastery was put directly under the Patriarch, thus became stavropegial. In 1387, he was consecrated archbishop and occupied the See of Rostov. Being the igumen, and then the archimandrite of the Simonov monastery, and despite being occupied with churchly matters, Saint Theodore stalwartly guided those in the monastic life and counted many great and famous ascetics among his disciples. Saints Cyril (June 9) and Therapon (May 27), the future founders of two famous White Lake monasteries, were tonsured at the Simonov monastery. Saint Theodore occupied himself with iconography, and he adorned with icons of his own painting both the Simonov monastery, and many Moscow churches. At Rostov, Archbishop Theodore founded the Nativity of the Virgin monastery. The blessed death of the saint occurred on November 28, 1394. His relics are in the Rostov Dormition cathedral. Saint Theodore is also commemorated on May 23. The Orthodox Church in America 7 декабря 2016 г. Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/99257.html

Для Евагрия (и в нем берет начало традиция, ведущая через преп. Исаака Сирина и других сирийских авторов к мусульманским мистикам) образ Божий в человеке заключен в его способности к познанию. Итак, «видеть Бога в себе самом» возможно, когда «разумная природа будет созерцать саму себя» 1381 , когда она сможет узреть «собственное сияние своего ума, νος, озаряющее его во время молитвы» 1382 . Говоря об этой «умозрительной» мистике, не следует забывать о том, что у греков понятие нус не совпадает полностью с понятием «интеллекта» или «разума», как оно употребляется в современном языке психологов, где имеет более узкое значение, отличающее его от желания и воли 1383 . Но это замечание не умаляет того обстоятельства, что греческих Отцов поражала именно способность к познанию, ибо они видели в ней особую привилегию человечности 1384 . Итак, что же препятствует человеку, радующемуся при познании чего-то, видеть в своем познании, в самой возможности своей способности к познанию образ Божественности? Не Бог ли, по мысли Аристотеля, является Умом, который вечно познает самого себя? 1385 Это изумление перед величием разумного человека является частой темой проповедей, например Василия Великого : «Ты получил разумную душу, – пишет он, – которою уразумеваешь Бога, проникаешь рассудком в природу существ, пожинаешь сладчайший плод премудрости» 1386 . Для Декарта доказывает собственное существование (ergo sum), а для греческих Отцов – это символ существования Бога, поскольку те, «кто с высокой точки зрения исследовал законы тварей, возмог, по крайней мере – несколько, постигнуть благость Божия Промысла», – пишет св. Василий Великий 1387 . Символы веры Человек разумный использует свои способности к познанию, формируя представления и понятия. Таким же образом он пытается мыслить о Боге. Какой ценностью обладают эти продукты человеческого разума? Проблема рационального богословия была и остается актуальной. От Евномия, Гемиста Плифона, Варлаама Калабрийского и многих других греческая традиция усвоила сухой рационализм, энциклопедизм, мало открытый духовным проблемам. Неудивительно, что простые люди видели в богословской науке «дьявольское изобретение» 1388 ! Впрочем, на Востоке никогда не было недостатка в великих мыслителях, даже и в монашеских одеяниях, занимающихся рациональным богословием. Времена полемических споров показывают, что при этом порой не считали зазорным прибегать, иногда даже чрезмерно, к аргументам от диалектики. Ориген мечтал ввести в христианскую веру и в ее премудрость определенную диалектику, πδειξις λογικ (логическое доказательство. – Прим. пер), подобную диалектике греческой философии 1389 .

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/moli...

Полные рукописные Б. датируются XIV-XV вв. Сохранилось ок. 30 кодексов, большинство из к-рых имеют заголовок «Poetie breviêla po zakonu rim " skago dvora», что указывает на их происхождение от реформированных Б. францисканской редакции XIII в. Встречаются как полные тексты рукописей (напр., «Бревиарий попа Мавра» (Загреб. Нац. и универ. б-ка, 1460 г.); Ватиканский (Vat. Illir. 5, сер. XIV в.; РГБ, бр. 51, 1443 г., и др.)), так и тексты отдельных разделов (Падуя. Универ. б-ка, сер. XIV в., и др.), а также Б.-Миссалы (Paris. Slav. 11, XIV в., и др.). В ОР и РК РНБ хранится неск. отрывков хорват. Б. XIII-XIV вв. из собрания глаголических рукописей И. Берчича (РНБ. Берч. Т. 1. Л. 7, 8, 37-40, 82-83, 96-97, 103-108, 121-122; Т. 2. Л. 9-9A). Глаголические рукописные и ранние (до XVII в.) старопечатные Б. являются важным источником по истории церковнослав. языка (в первую очередь хорват. извода), средневек. слав. лит-р и межслав. культурных связей. Тексты библейских книг в их составе (там, где они не подверглись позднейшей правке по Вульгате) отражают древнейшие редакции перевода Свящ. Писания на слав. язык, кирилло-мефодиевского и Симеонова времени ( Алексеев А. А. Текстология славянской Библии. СПб., 1999. С. 140-145; см. также ст. Библия ). Целый ряд Б. XIV-XV вв. (Ватиканские 1379 и 1465 гг., Люблянский 1396 г., Московский 1442-1443 гг., попа Мавра 1460 г., Новлянский II 1495 г.) содержат в составе Службы святым равноап. Кириллу (Константину) и Мефодию чтения из Пространного жития Константина и Похвального слова ему, представляющих традицию, долгое время существовавшую изолированно от кириллической и не уступающую ей по древности (см.: Radovich N. Le pericopi glagolitiche della «Vita Constantini» e la tradizione manoscritta cirillica. Napoli, 1968). Сокращенный перевод Жития св. мч. Вита в составе Святотомашевского отрывка Б. кон. XIV в. (Прага. Б-ка Народного музея. 1 Dc 1/14) восходит к той же версии лат. текста памятника, что и полный в Успенском сборнике рубежа XII-XIII вв. Списки первого слав. Жития св. Вячеслава , кн. Чешского («Востоковская легенда»), в составе хорват. глаголических Б. (Ватиканский 1387 г., Люблянский 1396 г., Новлянский I 1459 г.; старший (Трст. Vs. misc. 81), сохранивший лишь самое начало, датируется XIII в.) значительно превосходят по древности рус. кириллические (известны не ранее рубежа XV-XVI вв.); нек-рые исследователи считают версию Б. первоначальной.

http://pravenc.ru/text/Бревиария.html

Так после грехопадения в душу человека стало входить зло: оно пытается отклонить на себя истинные импульсы человеческой природы. Итак, пройдя школу патристической мысли, уже невозможно повторить привычный штамп – «даруя Адаму свободу, Бог тем самым предоставил человеку возможность выбирать между добром и злом, а, следовательно, возможность избрать зло» 1385 . Нет, свободу выбора человек создал себе сам. Бог просто дал ему свободу. Создав человека по Своему образу, то есть дав ему ипостасно-личностное бытие, Творец просто дал человеку волю и ипостасное произволение. Рассогласование между ними и отбросило человека в лабиринт кривых зеркал, который мы называем «свободой выбора». Выход из этого лабиринта – в освобождении ипостасного решения от насилия поврежденного естества. В аскетике. «Вся брань монаха состоит в том, чтобы отделять страсти от мыслей . Иначе ему невозможно бесстрастно взирать на вещи», – поясняет преп. Максим 1386 . Это значит, что нужно смотреть на вещи, не стремясь к их обладанию. Постигать логосы вещей, не вовлекая эти вещи вслед за собой в круговерть смерти, в суету движения, не ведущего к Богу. «Страсть есть неразумная любовь либо слепая ненависть к ним» 1387 , то есть не по назначению употребленные влечения эроса и танатоса. «Мир имеет много нищих духом, но не так, как должно; много плачущих – но об утрате имущества или о потере детей; много кротких, но в отношении к нечистым страстям; много алчущих и жаждущих, – но алчущих похитить чуждое; много милостивых, но к телу; много чистых сердцем, но из-за тщеславия; много миротворцев, подчиняющих душу плоти; много изгнанных, но за свое беспутство; много поносимых, но за бесстыдные грехи» (преп. Максим Исповедник) 1388 . Итак, зло рождается от уклонения движения в сторону. «Некоторые говорят, что зло отсутствовало бы в сущих, если бы не было некоторой силы, влекущей нас к нему. Но эта сила есть не иное что, как небрежение естественными энергиями ума 1389 ». Напротив, «ум называется мудростью, когда он всецело блюдет свои непреложные стремления к Богу… Разум посредством практического навыка в добродетели находит свое завершение через веру в благе» 1390 . То есть свобода человека укоренена не в человеке, а в Боге: когда в человеке действует энергия, побуждающая его превзойти себя самого, прийти к Богу, – тогда человек по-настоящему свободен. Так получается евангельское определение свободы: «Где Дух Господень, там свобода». Так получается оправдание слов Бальмонта: «Все ложь, что вне Его Завета, и все то правда, что Христос».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=718...

1376. Алфавитный патерик и Достопамятные сказания о отце Матое. 1377. Алфавитный патерик и Достопамятные сказания о отце Матое. 1378. Алфавитный патерик. 1379. Алфавитный патерик. 1380. Алфавитный патерик. 1381.  Бог нам прибежище и сила, скорый помощник в бедах (Пс. 45. 2). Алфавитный патерик. 1382.  призри на страдание мое и на изнеможение мое, и прости все грехи мои (Пс. 24. 18). 1383. Алфавитный патерик. 1384. Алфавитный патерик. 1385. Достопамятные сказания. Об авве Моисее, гл. 16. 1386.  Не судите, да не судимы будете (Мф. 7. 1). 1387. Алфавитный патерик. 1388. Алфавитный патерик. 1389. Алфавитный патерик. 1390. Алфавитный патерик. 1391. Алфавитный патерик. 1392. Алфавитный патерик. 1393. Алфавитный патерик. 1394. Достопамятные сказания. 1395. Достопамятные сказания. 1396. Достопамятные сказания. 1397. Четьи-Минеи. Житие преподобного Паисия Великого, 19 июня. 1398. Достопамятные сказания. 1399. Алфавитный патерик. О авве Ануве. 1400. Алфавитный патерик. О авве Ануве. 1401. Алфавитный указатель. 1402. Patrolog. pag. 792, 869. 1403. Алфавитный патерик. О авве Ануве. 1404. Алфавитный патерик. 1405. Алфавитный патерик. 1406. Алфавитный патерик. 1407. Patrolog. pag. 804, 955, 1057. 1408.  Носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов (Гал. 6. 2). 1409. Алфавитный патерик. 1410. Алфавитный патерик. 1411. Алфавитный патерик. 1414. Слово 13. 1415. Деян. 6. 2, 4. 1416. Patrlog. Pag. 750 и 807. Также: Алфавитный патерик. 1417. Алфавитный патерик. 1418. Алфавитный патерик. 1419. Алфавитный патерик. 1420. Учение о плаче аввы Пимена помещено в первой части «Аскетических опытов», также в последней главе четвертого тома «О покаянии и плаче». Здесь невозможно было не поместить его, иначе система духовного подвига, которым подвизался преподобный, не могла бы быть вынаружена с должною ясностию. Далее увидим, что все наставления его инокам ведут к доставлению правильного самовоззрения, к устранению всего, что отвлекает от этого самовоззрения, из которого истекает истинное покаяние и истинная молитва, примиряющая и соединяющая человека с Богом.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

Витовт напротив, желал сбросить с великого княжества цепь латино-польского подчинения и организовать независимое государство, посредством образования единой независимой церкви по началам гусситизма. Сигизмунд Август, через распространение и утверждение единой протестантской церкви думал создать единое стройное государство. Фридрих прусский хотел подчинить Литву Пруссии и образовать из нее вассальное протестантское государство. Но история осудила и ниспровергла все эти платы. История судила, чтобы православие было единственной жизненной основой как московско-российского, так и западнорусского государства, т. е. чтобы оно ассимилировало с русской народностью все здешние племена и религии; литовцев, ятвигов, жмуди или самогитии..., чтобы эта малая надломленная отрасль великого православно-российского государства росла и крепла вместе с развитием и процветанием православия. В самом деле, это небольшое государство было сильно и благоустроено только тогда, когда его великие князья или супруги их, начиная с Ольгерда, Марии и Иулиании щедро покровительствовали православию; возвысилось оно на степень могущественнейшего государства, простиравшегося от Балтийского до Черного моря, тогда, когда стеснительные для православных законы Ягелла были уничтожены, когда Витовт отступил от своего химерического плана об образовании единой в духе гусситизма церкви и вместе с православными вельможами стал деятельно заботится о том, чтобы «вера восточная ни меньшала, ни угибала и церквам ее было строение». Сплотившееся и возвеличившееся таким образом государство поддерживало свое величие до тех пор, пока князья, подобные Александру и его супруге Елене, грамотами ограждали православных от поборов властей, созидали, украшали и фундушевали храмы и были ревностными поборниками православия. Вообще, несмотря на номинальное юридическое соединение свое с Польшей в 1387 г., оно сохраняло полную свою внутреннюю независимость и силу вплоть до 1569 г., т. е. в течение всех тех 182 лет, в которые православие живо и сильно было в народе.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Sokolov...

Под 1259 годом волынский летописец сообщает нам любопытное известие о построении и населении города Холма: однажды князь Даниил Романович, охотясь, увидел красивое и лесное место на горе, окруженной равниною (полем): место ему полюбилось, и он построил сперва на нем маленькую крепость, а потом другую, большую и начал призывать отовсюду немцев и русских, иноязычников и поляков, и набежало много всяких ремесленников от татар: седельники, лучники, тулники, кузнецы, медники, серебряники, закипела жизнь, и наполнились дворами окрестности города (крепости), поле и села. Князь Мстислав Данилович для выслушания завещания брата своего Владимира Васильевича созывает во Владимире Волынском горожан (местичей) – русских и немцев; на похоронах Владимировых плакали немцы, сурожцы и жиды. Во время литовского владычества жиды получили большие льготы; по грамоте Витовтовой, данной в 1388 году, за убийство, нанесение раны, побоев жиду виноватый отвечает так же, как за убийство, раны, побои, нанесенные шляхтичу; если христианин разгонит жидовское собрание, то наказывается по обычаю земскому и все его имущество отбирается в казну; за оскорбление, нанесенное школе жидовской, виноватый платит великокняжескому старосте два фунта перцу. Жида можно заставить присягнуть на десяти заповедях только при важном иске, где дело идет не меньше как о 50 гривнах литого серебра; в других же случаях жид присягает перед школою, у дверей. Жида-заимодавца нельзя заставить выдать заклад в субботу. Если христианин обвинит жида в убийстве христианского младенца, то преступление должно быть засвидетельствовано тремя христианами и тремя жидами добрыми; если же свидетели объявят его невинным, то обвинитель должен потерпеть то же наказание, какое предстояло обвиненному. Во время литовского владычества города русские стали получать право немецкое, магдебургское. Ставши королем польским, Ягайло немедленно, в 1387 году, дал Вильне магдебургское право; великий князь Сигизмунд Кейстутович в 1432 году подтвердил это пожалование грамотою на русском языке: вследствие этого жители Вильны, как римской, так и русской веры, высвобождались из-под ведомства воевод, судей и всяких чиновников великокняжеских и во всех делах расправлялись перед своим войтом.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Solovev...

Существовали и важные внешнеполитические факторы, побуждавшие правительства Польши и Литвы форсировать осуществление такой унии. Объединение Польши и Великого княжества Литовского династической унией и установление своеобразного польского протектората над Литвой было связано с необходимостью собрать воедино силы обоих государств для борьбы с агрессией Тевтонского ордена. Орден был не только сам по себе мощной военной державой, но его силы постоянно увеличивались за счет притока европейского рыцарства из разных стран в Прибалтику для участия в войне католического мира против «неверных». Крещение язычников-литовцев в 1387 г. лишало агрессивную политику Тевтонского ордена ее идеологического обоснования и ослабляло его военную поддержку извне. В этих условиях, стремясь дискредитировать противников и по-прежнему обеспечить себе поддержку европейского рыцарства, Орден стал все чаще обвинять правителей Польши и Литвы в сотрудничестве с «русскими схизматиками», указывая, в частности, на то, что родной брат короля, князь Скиргайло, принял православное крещение и стал ревностным приверженцем этой веры . По мере того как обострялся конфликт Польши и Литвы с Орденом, эти обвинения усиливались. В памятной записке, составленной властями Ордена в 1409 г. , они не ограничивались обвинениями противников в заключении направленных против Ордена соглашений с государствами «схизматиков»: Москвой, Великим Новгородом и Псковом. Еще больше места в записке было уделено обвинениям в том, что на территории Великого княжества Литовского благоденствуют «схизматики». Указывалось, что во многих диоцезах существуют по два епископа, один — жалкий и бедный — католик, другой — сильный и богатый — православный. На одного принявшего католическую веру приходится 100 крестившихся по православному обряду, скромных «христианских» храмов мало, зато много прекрасно построенных православных церквей. Власть в государстве осуществляется при посредстве «нехристианских чиновников». В таких условиях после смерти короля-католика все эти земли могут оказаться под властью «русских», которые отделены от «святой Римской Церкви», и нет надежды, что они когда-либо «обратятся к христианству».

http://sedmitza.ru/lib/text/443003/

гордости, упорства, – как и называл его тогдашний пророк Исаия 1386 , и не без основания обращал на себя надежды Иудеев 1387 . Когда Сеннахеримово войско находилось под стенами Иерусалима, Тиргака выступил против него на помощь Иудеям и заставил неприятелей на время отступить от осажденной иудейской столицы 1388 . Но тем не менее самому Египту и соединенной с ним Эфиопии грозила в то время большая опасность; так как с завоеванием Иудеи Ассирияне приобретали себе беспрепятственный доступ в эти Африканские страны, которым они, подобно как впоследствии Навуходоносор царь Вавилонский, без сомнения и не замедлили бы воспользоваться. Та же участь, как показали завоевательные походы Навуходоносора, грозила Ассириянам и сопредельным с Иудеей странам Финикии, незадолго перед тем опустошенной уже Салманассаром 1389 , и Филистимлянской земле, завоевание которой также началось уже при предшественнике Сеннахерима взятием Азота, одной из сильных крепостей на границе с Египтом 1390 . Поэтому чудесное поражение ассирийского войска под стенами Иерусалима, неожиданно принесшее всем этим народам избавление от грозившей им опасности, естественно должно было вызвать с их стороны благодарное сочувствие к Езекии, Иерусалиму и Богу иудейскому, совершившему такое спасительное событие. Без сомнения эти-то народы и были первые из тех многих, которые «тогда приносили в Иерусалим дары Господу и дорогие подарки Езекии царю Иудейскому», а это в свою очередь вероятно и дало вдохновенному псалмопевцу повод назвать их в числе чад будущего благодатного царства Мессии 1391 . А что касается названия в числе их Вавилона, то повод к этому ясно представлялся тогда в известном посольстве к Езекии тогдашнего Вавилонского царя Меродаха Валадана, который вскоре после чудесной погибели Ассирийского войска под стенами иудейской столицы искал союза с царем Иудейским, вероятно с тем намерением, чтобы при помощи его освободиться от своей зависимости от Ассирии 1392 . Те же самые народы, обращение которых к истинному Богу предсказывает псалмопевец, называются и в пророчествах современного Езекии пророка Исаии, который, после возвещения грозного суда Божия за их нечестие, точно также предсказывает им обращение к Господу 1393 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Vishny...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010