Ср. по этому вопросу 239, с. 560-562. Ср. гл. 9. Эти сведения мы находим в синодальном акте патриарха Антония сентября 1389 года, сохранившемся в славянском переводе и опубликованном Прохоровым (233, с. 227). 102, II. 127. Ср. акт восстановления Макария на престоле (102, 142-147). Интересно, что составитель этого акта называет себя ритором Михаилом Вальсамоном, которого мы знаем как автора «Энкомиона» литовским мученикам. Может быть он представлял в патриархате крайние промосковские и антилитовские круги. Постановление Антония, изд. 233, с. 225-228. О жизни Пимена вблизи Константинополя, о его смерти и месте погребения см., в частности: G. Majeska, 97; русские летописи печально отмечают: «и разъяша имение его инии». (246, с. 435). Постановление Антония прямо говорит, что деньги Пимена, как приобретенные незаконно, были переданы Киприану и Федору Ростовскому (233, с. 228). При патриархе Ниле митрополит " Ρωσας появляется в синодальных списках дважды: в октябре 1385 и в мае 1387. Ср. 102, II, 57 (о дате см. 27, с. 377). Во втором случае имеется в виду явно Киприан, поскольку в мае 1387 года Пимен был в России. В октябре 1385 года и Пимен, и Киприан могли быть в Константинополе; однако император Андроник IV, покровитель Пимена, умер в июне этого года, и Пимен вряд ли бы получил право голоса в синоде после этой даты. Поэтому в постановлении 1385 года упоминался, скорее всего, тоже Киприан. Рукопись, прежде находившаяся в библиотеке Троице-Сергиевой лавры, теперь в Ленинской библиотеке, Φ. 152; ср. 252, с. 189. 102, И, 98-99. Ср. 134, с. 93. Нет оснований думать, как это делал И. Б. Греков (202, с. 186-188), что Киприан несет ответственность за союз Польши и Литвы. Следует, скорее, предположить, что в 1387 г. он был в западной Руси, чтобы оградить интересы Православной Церкви. Ср. выше, прим. 32. 102, II, 112. Пространное синодальное постановление февраля 1389 года (102, II, 116-129) также описывает ход событий в России после 1353 года. В целом это описание точнее, чем в акте 1380 года (102, II, 13-18).

http://sedmitza.ru/lib/text/438261/

Присоединившись к Польше на федеративных началах, Литовское княжество не могло взять над ней преобладания, но также не имело задатков для прочной федерации. Разрозненное по своему племенному составу, обессиленное вероисповедным антагонизмом, постоянно теснимое и придавливаемое сильным союзником, угрожаемое со всех сторон внешними врагами, оно неизбежно должно было потерять свою независимость. История его со времени городельского сейма до Люблинской унии проходит чрез ряд ступеней, низводящих его все ниже и ниже с первоначальной высоты. Польша стремилась и пользовалась всеми случаями подчинить его себе и уничтожить его самобытность. Литовские князья любили свою родину и старались сберечь ее, сколько могли, от Польши; но политика Польши, возводившая литовских князей на польский престол, вынуждала последних жертвовать интересами родного престола. Литовская Русь всеми силами противилась этому объединению и, под видом его, порабощению Польше: но не имела ни сил внутри, ни опоры вовне, чтобы удержаться на раз принятом скользком пути. Условием брака Ягайла с Ядвигой и соединения под одной верховной властью Польши и Литвы было обращение Ягайла и обязательство его обратить своих подданных великого княжества в латинскую веру. В 1385 г. он сам торжественно отрекся в Кракове от восточной веры, которую исповедовал, а по прибытии в 1387 году в Литву объявил римско-католичество господствующей верой 82 и начал латинскую миссию в Вильне. Во главе латино-польского духовенства, прибывшего с Ягайлом в Литву, стояли гнезненский архиепископ Богориа и доминиканец Венжик. Король сам был толмачом их проповеди к собравшемуся народу 83 «и окрести Литву в немецкую веру». Но еще половина столицы его оставалась православной. В том же (1387) году Ягайло учредил в Вильне латинское епископство и отдал его поляку Андрею Василю, герба Ястрембец, епископу серетскому (молдавскому) in partibus, бывшему духовнику королевы Ядвиги и матери ее Елизаветы 84 Ягайло учредил также много латинских приходов и отдал их полякам, 85 а Ядвига уфундовала их имениями.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Chisto...

В 1379 г. их ослабили набеги очередных банд наемников, на этот раз выходцев из Наварры, разорявшие Зап. Грецию в 1376-1404 гг.; в 1387 г. каталонцы были вынуждены уступить афинский Акрополь флорентийскому правителю Коринфа. Визант. возвращение в Сев. Грецию при первых Палеологах было недолговременным. В сер. XIV в. гражданская война в Византии и социальное движение, вылившееся в восстание «зилотов» в Фессалонике в 1342 г., опустошительная война с наемниками, затем серб. наступление Стефана IV Душана (1331-1355) на визант. владения в Сев. Греции и, наконец, тур. вторжение свели на нет успехи, достигнутые византийцами в кон. XIII в. Весьма сложной была история Фессалоники в этот период. В 1224 г. эпирский деспот Феодор Комнин Дука захватил город, и он стал частью Эпирского деспотата, пока в 1246 г. не перешел к никейскому имп. Иоанну III Ватацу. В 1308 г. Каталанская компания неудачно осаждала Фессалонику. В 1320 г. город был центром политического противостояния между претендентами на визант. престол Андроником II и Андроником III. В 1334 и 1341 гг. Фессалоника отбивала наступление сербов, к-рые также не смогли овладеть ею. В 1342-1349 гг. город находился под упр. «зилотов» - вождей местного городского восстания. Османы напали на Фессалонику осенью 1383 г., и в 1387 г. город, находившийся почти в постоянной осаде, пал. Однако после сражения при Анкаре в 1402 г., когда турки были разбиты Тимуром, византийцы захватили власть над Фессалоникой и установили деспотат, как в Морее. Но в 1423 г. деспот Андроник сдал город Венеции, к-рая согласилась соблюдать права и привилегии жителей. Султан Мурад II взял город 29 марта 1430 г. после короткой осады. Лит.: Fallmerayer J. Ph. Geschichte der Halbinsel Morea während des Mittelalters. Stuttg.; Tüb., 1830-1836. 2 Thl. Hildesheim, 19652; Hertzberg G. F. Die Geschichte Griechenlands unter der Herrschaft der Römer. Halle, 1866-1875. 3 Bde; Васильев А. Славяне в Греции//ВВ. 1898. Т. 5. С. 404-438, 626-670; Harnack A. Die Mission und Ausbreitung des Christentums in den ersten drei Jahrhunderten.

http://pravenc.ru/text/597843.html

«о сем (разумеется ядение благословенных хлебов и приготовление их к благословению на аналое) типиконы ничего не устанавливают, но говорят то одно, то другое, нечто шаткое». Чтение Шестопсалмия памятники рассматриваемого периода поручают предстоятелю, екклисиарху или учиненному монаху. Пение Шестопсалмия всем братством сообща, возникшее из практики совместного отправления монахами правила псалмопения и имевшее место в период действия Иерусалимского устава в Палестине и тяготевших к ней монастырях, вышло из практики. Наряду с этим, в отдельных уставах появилось указание на предварение Шестопсалмия иерейским возгласом. Такая практика, очевидно, возникла под влиянием Студийского устава, по которому отдельная от вечерни утреня, начинаясь Шестопсалмием 432 , естественно имела возглас иерея. Насколько распространено было это нововведение в чине агрипнии видно из того, что ряд типиконов (рукопись Венецианской библиотеки св. Марка Clas. II, cod. CXVII 1387 года 433 , Синайской библиотеки 1109 1464 года 434  и библиотеки лавры преп. Саввы Освященного 306 1572 года 435  содержат специальное рассуждение по данному вопросу, отрицающее значение прежней практики как отеческого предания: «Должно знать, что в некоторых записях не положено иерею благословлять в начале Шестопсалмия, но по исполнении великого благовеста начинать предстоятелю или екклисиарху Шестопсалмие без благословения иерея, что, мне кажется, является не отеческим преданием, а очевидным явлением лености». Что же касается времени чтения иереем утренних молитв, то здесь еще не было установлено единство; имеются указания на чтение их в самом начале Шестопсалмия (например, рукопись Синайской библиотеки 1109 1464 года 436  и рукопись Венецианской библиотеки св. Марка Clas. II, cod. CXVII 1387 года 437 ). Диатаксис предписывает читать их во время чтения псалма «Господи Боже спасения моего» 438 . В части отправления Непорочных и полиелея типиконы рассматриваемого периода в основном держатся прежней практики пения Непорочных на воскресных бдениях всего года и в зимнее время полиелея, как третьей воскресной кафизмы.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Uspens...

516 ...прозванъ бысть Темирь Аксакъ... – Β одном из сражений Тимур был тяжело ранен в бедро и остался хромым (это подтвердило и медицинское обследование его скелета); русское прозвище Железный Хромец – перевод с тюркского («половецкого») Темир Аксак; персидский вариант Тимур-ленг дал известное в Европе произношение: Тамерлан. 517 ...цесаря туръска Крещия полонилъ... – Β походе на Малую Азию Тимур пленил султана Баязета I Молниеносного (Крещий – высекающий искру, огонь; от глагола кресати, как перевод-калька турецкого эпитета Баязета: Jildirim – Молниеносный) после битвы при Ангоре в 1402 г.; раньше этого года «Повесть...» ο Темир Аксаке не могла появиться. 518 Асеимена тмъ землямъ и тмъ цесарствомъ... – Перечисляются города и государства, покоренные Тимуром: Чагадай – Чагадайское государство в междуречье Амударьи и Сырдарьи, первый эмират Тимура; Хорусани – Хорасан, город и область в северо-восточной части Ирана; Голустаини – город Гюлистан; Китай – Китая Тимур не завоевал, он умер в начале вторжения в эту страну; Ширасъ – Шираз – город в Иране, захвачен Тимуром в 1387 г.; Испаганъ – город в центральном Ираке Исфаган за восстание и убийство тимуровских сборщиков дани в 1387 г. был разрушен; Тимур повелел убить жителей, а из их черепов сложить пирамиду; Ориначь – город Ургенч в Средней Азии; Гиненъ-Сизъ – Гилянсизъ, то есть Ганджа, город в Закавказье на одном из притоков Куры; Шибренъ – Шабран, ныне город Ширван в Северном Азербайджане; Шамахии – город Шемаха в Азербайджане; Савасъ – город в Малой Азии Сивас захвачен Тимуром в 1402 г.; Арзунумъ – город Эрзерум в западной Армении; Тефлизий – Тбилиси захвачен Тимуром в 1386 г.; Тевризий – город в южной части Азербайджана Тавриз захвачен Тимуром в 1385 г.; Горзустаний – Грузия; Обезний – обезами в Древней Руси называли абхазцев; Багдатъ – Багдад, город на реке Тигр (ныне столица Ирака), Тимур занимал дважды – в 1392 и 1401 гг.; Тимиръ Кабы – город Дербент на западном побережье Каспийского моря, в переводе «Железные Ворота»; Асурию – называется территория древнейшего Ассирийского государства в Закавказье; Вавилонское цесарство – называется территория древнего малоазийского государства в междуречье Тигра и Евфрата, также покоренная Тимуром.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

1984. Вып. 21: Античная и средневек. идеология. С. 109-119. Проповеди (гомилии) 1. «Проповедь на Благовещение» (Λγος ες τν εαγγελισμν τς περαγας Θεοτκου ο μν π κκλησαις ναγινωσκμενος δι τ τ καθολικ γ κκλησ ποδοκιμασθναι; Sermo in festo Annuntiationis beatae Mariae virginis dictus; BHG, N 1121p. BHG, Nov. auct. Suppl. App. III, N 72p); не издана; написана ок. 1386-1387 гг. О сочинении см.: Jugie M. Le discours de Demetrius Cydones sur l " Annonciation et sa doctrine sur l " Immaculée conception//EO. 1914/1915. Vol. 17. P. 97-106. 2. «Проповедь на Вознесение» (Λγος ες τν Ανληψιν; Sermo in festo Ascensionis Domini dictus); не издана; написана ок. 1387 г. (?) 3. «Проповедь в день памяти Лаврентия, Ксиста и Ипполита, мучеников при Декии» (Λγος ες τν γιον Λαυρντιον; Sermo in sanctum Laurentium; BHG, N 978); не издана; написана в 1379-1382 гг. (?) 4. «Проповедь в Пятидесятницу» (Λγος ες τν Πεντηκοστν κα τ Αγιον Πνεμα; Sermo in Pentecosten et in Spiritum Sanctum); не издана. Слова (речи) 1. «Монодия павшим в Фессалонике» (Μονδα π τος ν Θεσσαλονκ πεσοσι; Monodia occisorum Thessalonicae). 1-е изд.: Historiae byzant. scriptores post Theophanem. P., 1685. P. 384-392 (=PG. 109. Col. 640-652). Написана приблизительно в сент. 1345 г. Рус. пер.: Поляковская М. А. Освещение фессалоникийского восстания 1345 г. в памятнике риторической литературы//ВВ. 1987. Т. 48. С. 79-83 (переизд.: Поляковская. 1992. С. 202-210; Она же. 1998. С. 270-282). Англ. пер.: Barker J. W. The «Monody» of Demetrios Kydones on the Zealot rising of 1345 in Thessaloniki//Μελετματα στν μνμη Βασιλεου Λαορδα [=Essays in memory of B. Laourdas]. Θεσσ., 1975. Σ. 285-300. О «Монодии» см.: Βακαλπουλος Α. «Μονωδα επ τοις εν Θεσσαλονκη πεσοσι» (1346) του Δημητρου Κυδνη και τα ιστορικ στοιχεα της για την ψυχολογα των επαναστατημνων μαζν στη στση του 1342. Θεσσαλονκη, 1994. Τ. 4. Σ. 79-99; Р. Срби пред градом светог Дuмumpuja?: Jeдha aлyзuja Дuмumpuja Кидона у «Монодии палима у Солуну»//ЗРВИ. 2001/2002. Vol. 39. P. 221-224. 2. «Первая речь к Иоанну Кантакузину» (Λγος Α πρς Ιωννην ΣΤ τν Καντακουζηνν; Oratio ad Iohannem Cantacuzenum prima). 1-е изд. (по Laurent. pl. LIX cod. 24. Fol. 91v - 98r): Cammelli G. Demetrii Cydonii orationes tres, adhunc ineditae//BNJ. 1922. Bd. 3. S. 67-76 (текст: S. 68-76). Новое крит. изд.: Loenertz. 1956. P. 1-10. Составлена вскоре после 3 февр. 1347 г.

http://pravenc.ru/text/1684325.html

Другое, что можно указывать в объяснение непонятного случая, есть то, что Киприан имел в Константинополе родственные влиятельные связи. Между константинопольскими знатными боярами, так же как между терновскими, были Цамблаки 552 . Можно думать, что те и другие Цамблаки представляли одну фамилию, разделявшуюся таким образом, что одна её половина, которая-нибудь, «отъехала» на службу к чужому двору, и что константинопольские Цамблаки, быв родственниками Киприана, и устроили его служебную карьеру, доставив ему место патриаршего клирика или, – что то же, – поставив его на дорогу к архиерейству 553 . L Историю Киприана от его прибытия в Москву в качестве патриаршего апокрисиария или посла при жизни св. Алексия и до его утверждения в сане митрополита всея России мы передали выше. К истории его победы над Пимином может быть прибавлено то, что есть вероятность подозревать здесь те же придворные влияния, о которых мы сказали сейчас. В Мае месяце 1387 года Киприан, проживавший в Константинополе в ожидании суда с Пимином, послан был императором в Литву по какому-то его государственному делу 554 . Можно думать, что Киприана рекомендовали императору и устроили так, чтобы он оказал или попытался оказать последнему государственную услугу, его родственники, находившиеся при императорском дворе. Патриарх Нил своим соборным определением, имевшим место в конце 1387 – в начале 1388 года провозгласил Пимина низложенным с кафедры и объявил Киприана законным митрополитом всея России. Но Киприану нужно было достигнуть примирения с великим князем Димитрием Ивановичем, и он после этого определения не поспешил в Москву, а оставался жить в Константинополе. В Январе месяце 1389 года место умершего Нила занял новый патриарх – Антоний. Этот последний в самом непродолжительном времени после вступления на престол, в Феврале месяце того же 1389 года, подтвердил соборное определение Нила, объявлявшее низложенным с кафедры Пимина и признававшее законным митрополитом всея России Киприана. Мы не знаем, какого успеха достиг Киприан в продолжение года со своей попыткой примириться с великим князем.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

618 Москва была взята 26 августа; для того, чтобы после этого татарские отряды достигли Звенигорода, Волока, Можайска, Юрьева, Дмитрова и Переяславля и все возвратились, необходимо было не менее пяти-шести дней. Следовательно, Тохтамыш не мог уйти из Москвы ранее первых чисел сентября. 622 Черепнин Л.В. Указ. соч. С. 648–650; Клюг Э. Княжество Тверское (1247– 1485 гг.). Тверь, 1994. С. 221. 627 См.: Павлов П.И. К вопросу о русской дани в Золотую Орду//Ученые записки Красноярского пед. ин-та. Красноярск, 1958. Т. 13, вып. 2. С 101. 628 Для выплаты этой дани, по-видимому, брались деньги в долг у русских и мусульманских купцов (Водов В. «Долг бесерменьскыи и протор и русскыи долгь» в договорной грамоте Дмитрия Донского с Владимиром Андреевичем Серпуховским//Russia mediaevalis. München, 1977. Т. III). Примечательно, что во время своего похода на Новгород зимы 1386–1387 гг. Дмитрий требовал с новгородцев за различные провинности общую сумму именно в 8000 рублей (ПСРЛ. Т. 4, ч. 1, вып. 2. С. 345–347); очевидно, он стремился таким образом восполнить собранную в 1383–1384 гг. с разоренной войной территории великого княжения и ушедшую в Орду сумму. При принятии предположения о «сопряженности» этих двух выплат делается понятным, почему известия о них обеих содержатся именно в Новгородской IV летописи (т.е. у новгородского летописца конца первой трети XV в.): в Новгороде, видимо, хорошо осознавали наличие связи памятных для новгородцев событий зимы 1386–1387 гг. с задолженностью великого князя хану. 635 О дате см.: Назаров В.Д. Дмитровский удел в конце XIV – середине XV в.//Историческая география России: XII – начало XX в. М., 1975. С. 50–51, примеч. 27; Клюг Э. Указ. соч. С. 230–232. 640 По мнению А.Л. Хорошкевич, в договоре 1399 г. имелось в виду именно это событие (автор относит его к 1395 г.) (Хорошкевич А.Л. Noлimuчhi hacлiдki Куликовськоï битви//УÌЖ. 1980. С. 54). 644 Повтор данного пункта в договоре Василия с Михаилом был связан, очевидно, с тем, что Тохтамыш в 1399 г. пытался вернуть себе престол в Орде с помощью Витовта и вполне мог предъявить в случае успеха претензии к Василию, враждебно настроенному в этот период к великому князю литовскому (см. гл. 7).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Смута, начавшаяся в Орде после смерти Бердибека, привела к разорению городских центров Золотой Орды и к упадку торговли, что, вероятно, явилось причиной возросшего интереса генуэзцев к земельным приобретениям. Летом 1365 г. Крым стал ареной борьбы между Мамаем и ханом Джанибеком II. Воспользовавшись ситуацией, генуэзцы 19 июля 1365 г. захватили Солдайю (ныне Судак) и присоединили Готию - территории вдоль юж. побережья Крыма, где было построено множество генуэзских замков, напр. Чембало (ныне Балаклава), Воспоро (ныне Керчь), Алустон (ныне Алушта). Появление аграрной периферии с греческим по преимуществу населением стало залогом увеличения территории К. и упрочило положение консульства. Но важными были не только доходы от сельскохозяйственной деятельности: в распоряжении Арсенала (верфи) К. теперь всегда было стратегическое для морской державы сырье - корабельный лес, а юрисдикция Генуи над этими территориями закрыла конкурентам, прежде всего венецианцам, путь на внутренний рынок Крыма в обход генуэзской таможни. Построив базу-форт в Воспоро, генуэзцы могли малыми силами противостоять деспоту Карвуны (ныне Балчик, Болгария) Иванко Тертеру или трапезундским императорам. Консульство К. обеспечивало патрулирование побережий и борьбу с пиратством; суда К. входили в состав генуэзских эскадр. В 60-70-х гг. XIV в., в период т. н. великой замятни, в К. сформировался 2-й пояс городских оборонительных сооружений. В 1384 г. начались работы по замене земляных укреплений с 4 воротами (Хачатура, Горги (св. Георгия), св. Феодора и Вонитики (позднее ворота Антибургов)) каменными. Они были спешно завершены в 1387 г., уже во времена «Солхатской войны» (1386-1387), когда хану Бекбулату (ум. в 1392) удалось впервые захватить власть. Главным пунктом обороны К. стала башня св. Константина, фактически целый замок с отдельным гарнизоном. К. занимала 83 га земли; уже тогда она была самым крупным городом Вост. Европы и на порядок превосходила по размеру генуэзскую Перу. Впоследствии в К. появились посады (антибурги), но дополнительных укреплений построено не было: развитие осадной артиллерии сопровождалось совершенствованием уже имевшихся оборонительных сооружений, генуэзцы строили барбаканы и сносили близлежащие дома.

http://pravenc.ru/text/1683945.html

15 февр. 1386 г. литов. правитель вместе с др. князьями крестился в кафедральном соборе Кракова, приняв христ. имя Владислав. 18 февр. был заключен его брак с Ядвигой, 4 марта состоялась коронация. В 1387 г. последовало принятие католичества литовцами - сначала знатью, собравшейся в Вильно, а позднее (во время объезда страны королем) и простым народом. В февр. 1387 г. было основано католич. еп-ство в Вильно под патронатом св. Станислава, наделенное крупными земельными владениями (свыше 600 крестьянских дворов) и большими привилегиями (свобода от всех налогов, полная судебная власть над подданными). Тогда же были заложены католич. храмы в главных городах Литвы. В том же году литов. боярам-католикам была гарантирована свобода распоряжаться своими земельными владениями, из княжеских «работ» (labores) в их обязанности входило строительство и ремонт крепостей. Бракосочетание Владислава и Ядвиги. Гравюра. 2-я пол. XIX в. (РГБ) Бракосочетание Владислава и Ядвиги. Гравюра. 2-я пол. XIX в. (РГБ) Благодаря объединению Польши и Литвы удалось добиться достижения 2 важных целей - со временем были подавлены сепаратистские движения на «русских» землях, восстановлена утраченная ранее зависимость Смоленского княжества от Литвы. Одновременно в состав Польши была возвращена ранее занятая венграми Галицкая земля. Но со временем в отношениях между странами возникли проблемы. Польск. знать при поддержке В. рассматривала Литву как владение, зависимое от Короны. Все документы, касавшиеся Великого княжества Литовского, исходили из польск. королевской канцелярии, а русско-литов. князья должны были приносить присягу на верность В., Ядвиге и Короне королевства Польского. Тогда же в Вильно появились польск. наместник и гарнизон. Все это вызывало недовольство литов. боярства. Оно стало переходить на сторону Витовта, к-рого в борьбе с В. поддерживал Тевтонский орден. Положение было опасным, т. к. крестоносцы, несмотря на Крещение литовцев, продолжали военные походы на Литву, их войска неоднократно подходили к Вильно. В. был вынужден пойти на уступки. По соглашению, заключенному в Острове 4 авг. 1392 г., Витовту были возвращены владения отца, ему передавалось управление Великим княжеством Литовским. Титул «великий князь» и верховную власть над Литвой В. сохранил за собой. В дальнейшем в отношениях между Польшей и Литвой, В. и Витовтом, бывали трения, подчас достаточно серьезные (как, напр., в 1398, когда в ответ на требования денежных выплат в знак зависимости литов. бояре на о-ве Салин провозгласили Витовта «королем Литвы»), но связи оказались достаточно устойчивыми. Они укрепились в 1401 г., когда Витовт получил от В. Великое княжество Литовское в пожизненное держание, а также великокняжеский титул. В., однако, сохранял за собой верховную власть, во время регулярных объездов страны он каждую зиму проводил в Литве.

http://pravenc.ru/text/154995.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010