Под видом мести за свою сестру Феодору он занял несколько крепостей в византийско-болгарском пограничье, овладев также спорными портовыми городами Месемврией и Анхиалом. Между тем в Болгарии, а затем и в Сербии произошли перевороты. Болгарские бояре изгнали царицу Анну с ее сыном и возвели на престол племянника Михаила Шишмана Ивана Александра (1331–1371). В Сербии знать восстала против короля Стефана Дечанского и вручила бразды правления в руки его сына Стефана Душана (1331–1355). Оба славянских властителя заключили прочный мир, а Душан женился на сестре болгарского царя Елене. Тотчас Иван Александр начал войну с Византией. Ему удалось отвоевать занятые Андроником города и закрепить договором прежнюю границу (1332). А в это время сербские магнаты вместе со своим новым повелителем вторглись в византийскую Македонию с целью ее завоевания. С начала и на протяжении всего своего блистательного правления Душан поддерживал мощный завоевательный порыв сербской крупной аристократии, которая сумела отнять земли у дышавшей на ладан Империи 1174 . Внутренние осложнения в Византии шли по нарастающей и сопутствовали этому завоевательному натиску. В начале 1334 г. один видный византийский перебежчик поступил на службу к сербскому правителю: Сиргианн, который во время византийской гражданской войны поочередно играл ведущую роль в обоих противоборствующих лагерях, бежал из Константинополя, пробыл некоторое время в Галате, на Эвбее и в Албании и в конце концов появился при дворе Душана. Сербскому королю этот энергичный и опытный в военном деле человек оказал большие услуги в борьбе с Византийской империей. Уже в то время пали несколько важных византийских крепостей в Македонии, такие как Охрид, Прилеп, Кастория и Струмица. Только прочные стены Фессалоники смогли остановить победоносное наступление сербов. В конце концов агенту императора удалось устранить Сиргианна, а Душан принял мирные предложения императора, поскольку с севера ему угрожало вторжение венгров. При личной встрече между Душаном и Андроником III в августе 1334 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Byzantine influence was present not only in Peter’s court but also in the Bulgarian Church with respect to music, literature, church architecture and decora­tion. As the church grew rapidly in wealth and prosperity, there was increasing alien­ation of the general populace from the expanding power of the ruling elite, which also gave rise to a revolt in the 10th century. In the midst of these new socioeconomic and religio-political cir­cumstances in the Bulgarian state, the popular appeal of Bogomilism as an oppo­sitional movement against the growing authority and prosperity of the Byzantine Church has to be contextualized. In his treatise Against the Bogomils the Bulgarian priest Cosmas suggests that the rise of the heresy can be attributed to the fact that the clergy had not only turned into greedy and wealthy landowners, oppressing the peasantry, but had also exhibited a corruption of morals by widespread vices, such as drunkenness and sloth. Bulgaria experienced one of its richest cultural periods during the reign of Tsar Ivan Alexander (1331–71), when numerous churches and monasteries were built, and literary production and religious art flourished in the forms of illuminated man­uscripts, icons, and frescoes. Nonetheless, the kingdom devolved, as it was divided into three regional states governed by Tsar Ivan Shishman (1371–93), Ivan Stratismir, the tsar’s half-brother, and Ivanko, a rebel boyar. Unfortunately, the political division and disunity in Bulgaria, coupled with the inability of the other Balkan states to form an alliance against the Ottoman expansion, led to the easy conquest of the Balkan territories. After an unsuccessful attempt by Shishman to check the advance of the Ottomans in the battle of Chernomen, close to Adrianople, in 1371, the Ottomans started a process of the gradual subjugation of all the Bulgarian territories. The Bulgar­ian Patriarch Evtimi and the ecclesiastic leadership in Turnovo attempted to resist the Ottoman onslaught even after Tsar Ivan Shishman fled from the city, but they were forced to surrender on July 17, 1393.

http://azbyka.ru/otechnik/world/the-ency...

[болг. Иван Александър] (нач. XIV в.- 17.02(?).1371), болг. царь (1331-1371). Выходец из высшей знати, старший сын деспота Срацимира и Керы Петрицы. В 20-х гг. XIV в. управлял областью с центром в г. Ловеч. После гибели в битве с сербами при Вельбужде (ныне Кюстендил) болг. царя Михаила III Шишмана (1323-1330) И. А., будучи связан родством как с основателями Второго Болгарского царства Иоанном и Петром Асенями, так и с правившими в Болгарии в посл. трети XIII - 1-й трети XIV в. семьями Тертеров и Шишманов, в результате династической борьбы вступил на престол. Воспользовавшись внутренними осложнениями в Сербии и Византии, он сумел не только свести к минимуму последствия неудачной болгаро-серб. войны, но и отбить у греков города на юж. границе Болгарии, закрепив отношения с соседними странами династическими браками сестры Елены с серб. кор. Стефаном IV Душаном (1332) и сына Михаила Асеня с дочерью визант. имп. Андроника III Палеолога Марией (Ириной) (сватовство состоялось в 1332, свадьба - в 1338 или в 1339). Подавив мятеж знати во главе с Белауром, братом Михаила III, И. А. почти 40 лет занимал болг. трон. В 1341-1344 гг. И. А. провел победоносную войну против Византии, поддерживавшей очередного кандидата из Шишманов на болг. престол, а впосл. активно вмешивался в династические конфликты в Византии, часто опираясь на тур. наемников. Несмотря на брак дочери Керацы Марии с визант. престолонаследником Андроником IV (1355), И. А. отверг предложение К-поля о военном союзе против османов, титуловался «царь болгар и греков» и продолжал привлекать турок к борьбе против Византии. Новая война с Византией в 1364 г. и отказ И. А. пропустить через Болгарию возвращавшегося из Венгрии Иоанна V Палеолога вызвали осложнения. Планировавшийся как антитурецкий поход Савойского гр. Амадея VI в 1365-1366 гг. был направлен против причерноморских городов Болгарии, а венг. войска заняли г. Бдин (ныне Видин) и Сев.-Зап. Болгарию, пленили видинского деспота Иоанна Срацимира, сына И. А., с семьей и принудили его и ок. 1/3 населения перейти в католичество. Конфликт был урегулирован в 1369 г. при посредничестве правителя Добруджанского княжества Добротицы (1360-1385), к-рый получил от И. А. титул деспота и крепости в Причерноморье, и валашского господаря Владислава Влайку (1364-1377). Однако Болгария в правление И. А. фактически разделилась на 3 самостоятельных государства - Тырновское, Видинское и Добруджанское.

http://pravenc.ru/text/469796.html

10 Феодора, преподобная († 879; память 1730 сентября), в монашестве Феописта. По кончине мужа вместе с дочерью удалилась в монастырь, где прославилась своей подвижнической жизнью; после смерти мощи ее обильно мироточили, подавая болящим исцеление. 11 Ксения Римляныня, преподобная(† 5 век; память 24 января6 февраля). Дочь сенатора, ради любви к Богу, накануне свадьбы оставила отеческий дом вместе с двумя верными рабынями. Господь хранил девиц, желавших послужить Ему, пока не вручил заботу о них пресвитеру Павлу из города Милосса, куда они последовали за ним и где, по устроении Ксенией монастыря, приняли от него постриг. В житии преподобной говорится, что воздержания ее боялись даже бесы: побежденные ее постом и подвигами, они убегали, не смея приступить к ней. После полудня, в час, когда Ксения предала душу Богу, милосские граждане увидели над девичьим монастырем светлый венец из звезд с блистающим крестом посредине. Лишь по совершении погребения видение исчезло. Приходившие ко гробу святой с верою получали исцеление от своих недугов. 12 Монахиня Евфимия (? ок. 1400), в миру деспотиса Елена, супруга деспота Углеше Мрнявчевича(? –1371). После скоропостижной смерти Сербского князя Стефана Уроша 4 Душана Сильного (1331–1355), при котором Сербское государство достигло наивысшего расцвета и земли его распространялись на Македонию, Фессалию, Албанию, Эпир и Этолию, на престол вступил его сын, Стефан Урош 5 (см. примечание 11). Однако он уже не смог удержать в повиновении большую державу своего отца. Государство распалось на несколько владений: Центральной Сербией правил князь Лазарь Хребелянович (см. примечание 12), а обширные земли в Македонии принадлежали гордым братьям, Вукашину и Углеше Мрнявчевичам, мало считавшимся с верховной властью Стефана Уроша 5. Пользуясь слабостью христианских государств, турки все чаще стали совершать набеги на балканские земли. Первыми на их пути оказались владения деспота Углеше, и в битве на реке Марица в 1371 году войско братьев Мрнявчевичей было разбито, а оба они погибли. После смерти мужа деспотиса Елена приняла постриг в монастыре Любостыня с именем Евфимия. Она написала дивную похвалу святому князю Лазарю, вышив ее золотыми и серебряными буквами на шелковом покрывале для раки с его мощами. Преподобная Евфимия – первая сербская женщина-писательница, чьи литературные труды получили признание.

http://azbyka.ru/semya/devushke-vybiraju...

Византия после Византии на Балканах: Драгалевцы — Кремиковцы — Сеславцы HTML-koд для вставки на сайт или в блог: Александра Никифорова Византия после Византии на Балканах: Драгалевцы — Кремиковцы — Сеславцы Град София прекрасен в любое время суток и в любую погоду благодаря близости гор, которые каждый день просыпаются и засыпают в разных уборах — то нежной легкости дымки, то глубокой синевы или шали вязкой мглы. Витоша, Стара Планина покрыты лесами. Там в годы турецкого владычества теплилась неугасимая молитвенная лампада. Кремиковцы и Драгалевцы — это не только образцы христианской подвига стояния в вере, но и дивные примеры болгарской живописи XV века. Соборный храм Успения Богородицы монастыря Драгалевцы На Балканах в XV веке на порабощенных турками территориях получали разрешение строить христианские церкви лишь немногие представители аристократии и духовенства. Обязательно в благодарность султану, подписавшему фирман на возведение церкви, в ктиторских надписях особо отмечали его имя. В местах удаленных и более сокровенных могли строить храмы и простые люди. Ситуацией гонения объясняются изменения в архитектуре и украшении интерьера храмов. Церкви стали меньше в размерах – их теперь строили в форме однонефных, одноапсидных, маломерных сводчатых каменных зданий, частично вкопанных в землю, без куполов. По идейному содержанию живопись следовала византийским традициям живописи в., с характерной для нее иллюстративностью и многофигурностью, но профессиональный уровень упал, упростился стиль, торжественность отступила на задний план. Пять памятников в Западной Болгарии датируются последней четвертью XV в. Это храмы Драгалевского (1476 г.) и Кремиковского (1493 г.) монастырей, метоха св. ап. Петра и Павла в Орлице (1491 г.), церкви в Бобошево (1488 г.) и свт. Николая около с. Калотина. ДРАГАЛЕВЦЫ Игумения Успенского монастыря в Драгалевцах Витошу издревле называют малой Святой горой — на ее склонах расположены 14 монастырей, один из них – Драгалевский. Находится в г. София на северном склоне горы Витоша, юридически относится к Софийской митрополии. В грамоте царя Ивана Шишмана (1371-1393) основателем монастыря назван царь Иван-Александр (1331-1371), покровитель церковного просвещения. Церковь Богоматери Витошки, двудельная базилика с наосом, притвором и открытым нартексом, построена, согласно надписи на западной стене, в 1476 г. на средства местного боярина Радослава Мавра. В вв. в обители располагалась одна из крупнейших в Болгарии книжных мастерских.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/4...

1169 Aesopus, Fabulae, 119; cp.: Michael Apostolius, Collectio paroemiarum, Centuria 8, 43, b: Corpus paroemiographorum Graecorum, ed. E. L. von Leutsch, vol. 2 (Göttingen, 1851; repr. Hildesheim, 1958) (TLG 9009 001). 1170 См.: Scholia in Lysistratam (scholia vetera), 624.1–3, b: Scholia Graeca in Aristophanem, ed. F. Dübner (Paris, 1877; repr. Hildesheim, 1969), p. 248–263 (TLG 5014 010). 1171 Франческо I Гаттилузио (итал. Francesco Gattilusio, греч. Καταλοζος или Γατελοζος, ум. 1384), генуэзец, первый правитель Лесбоса (1355–1384) на правах вассала императора ромеев, основатель династии, управлявшей островом до 1462 г. (другие члены рода Гаттилузио правили также на островах Лемнос, Самотраки, Тасос, в г. Энос и в иных владениях латинян на севере Эгейского моря). Муж принцессы Марии Палеологини. 1173 Стефан Урош IV Душан, известен также как Душан Сильный – сербский король (с 1331 г.) из рода Неманичей, с 1346 г. – «царь сербов и греков». На самом деле скончался 20 декабря 1355 г. 1176 Симон или Симеон Синиша Урош Палеолог Неманич (греч. Συμεν Ορεσις Παλαιολγος, 1326–1371) – сын короля Стефана Уроша III Дечанского и его второй жены, принцессы Марии Палеолог, внучки императора Михаила VIII Палеолога, царь Эпира в 1359–1366 гг. властитель Фессалии в 1359–1371 гг. 1177 Фомаида Орсини (Фомаида Комнина Ангедина, итал. Thomais Orsini, греч. Θωμας Αγγελνα Κομννα, р. οκ. 1330 r.). 1181 Даскелийский залив (греч. Δασκλιος κλπος), вероятно, назван по имени Даскилия (греч. Δασκλειον или Δασκλιον), вифинского города на Геллеспонте, развалины которого находятся близ озера Маньяс, в 30 км от современного города Бандырма (тур. Bandirma). Астакенский залив (греч. στακηνς κλπος) получил название от города Астак (греч. στακς), разрушенного еще в древности и впоследствии отстроенного как Никомидия (греч. Νικομδεια), ныне Измит (тур. zmit). Оба этих гидронима более нигде не встречаются. 1187 Ильяс Фахр ад-дин Бей (тур. Fahrüddin lyas Bey) – второй правитель (1345–1357) анатолийского бейлика Саруханогудлары, сын его основателя Сарухан Бея.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОСИФ II [греч. Ιωσφ Β] (ок. 1360 - 10.06.1439, Флоренция), патриарх К-польский (с 21 мая 1416), сторонник заключения унии между К-польской и Римско-католической Церквами. Жизнь И. до избрания патриархом плохо освещена в источниках. Известно, что он имел болг. происхождение, возможно был незаконнорожденным сыном болг. царя Иоанна II Шишмана (1371-1393) или Иоанна Александра (1331-1371) ( Duj ev. 1961; Nikolov. 1973. P. 204-206), а его мать принадлежала к визант. роду Филантропенов ( Laurent. 1955). В юности И. провел неск. лет на Св. Горе Афон . Ок. 1393/94 г. был поставлен митрополитом Эфесским. Иосиф II, патриарх Константинопольский. Миниатюра из кодекса Георгия Кодина (?). Ок. 1438-1439 гг. (Paris. gr. 1783. Fol. 98v) Иосиф II, патриарх Константинопольский. Миниатюра из кодекса Георгия Кодина (?). Ок. 1438-1439 гг. (Paris. gr. 1783. Fol. 98v) Дата избрания И. патриархом К-польским приведена у Георгия Сфрандзи ( Giorgio Sfranze. Cronaca. 1990. P. 10). Основным источником сведений о Патриаршестве И. являются воспоминания великого экклисиарха Сильвестра Сиропула (см. в ст. Сиропулы ), а также акты Ферраро-Флорентийского Собора (1437-1439), в подготовке и работе к-рого И. принял деятельное участие. К 1416 г. относится послание И. митр. Киевскому Фотию о деле Григория Цамблака , к-рый по инициативе вел. кн. Литовского Витовта в 1415 г. был поставлен Киевским митрополитом. И. подтвердил решение своего предшественника патриарха Евфимия III об извержении Цамблака из сана и пригласил Фотия в К-поль для нового рассмотрения дела (РИБ. Т. 6. С. 357-360). Тем не менее уже ко времени приезда Цамблака на Констанцский Собор (1414-1418) в 1418 г. его конфликт с патриархом К-польским был улажен ( Ломизе. 1994. С. 105-107). Гипотеза об участии И. в заседаниях Констанцского Собора ( Nikolov. 1973) не находит подтверждения в источниках. К 1418-1419 гг. относится деятельность И. по восстановлению правосл. иерархии на принадлежавшем венецианцам Крите. 1426 г. датирован сигиллий с подписью И., подтверждающий имущественные права мон-ря Кастамонит на Афоне (Actes de Kastamonitou/Ed. N. Oikonomidès. P., 1978. P. 56-59. (ArAth; 9)), 1428 г.- сигиллий об объединении афонских мон-рей Алипия и Кутлумуш , согласно к-рому последний становился подворьем первого (Actes de Kutlumus/Ed. P. Lemerle. P., 1988 2. Vol. 1. P. 154-156. (ArAth; 2 (bis)).

http://pravenc.ru/text/673635.html

Лазарь Сербский, великомученик († 1389; память 15/28 июня), король Сербский из династии Неманичей, правивший с 1371 года. Одно из главных героических лиц сербской истории. Отец Лазаря Сербского – Прибац Хребелянович – был вельможей при дворе могущественного Сербского короля Стефана Уроша IV Душана Сильного (1331–1355). Святой Лазарь родился около 1329 года в городе Прилепце; с детских лет был воспитан в христианской вере, быстро преуспевал в учении и благочестии, чем привлек внимание самого короля Стефана Душана Сильного и снискал его благосклонность. Лазарь был взят на княжеский двор в Скопье и уже вскоре принимал участие в решении государственных дел. Стал зятем короля Стефана Душана, который отдал ему в супруги свою родственницу Милицу (см. примечание 16), дочь Великого князя Вратко (Богдана Юга; см. примечание 15), из рода Неманичей. Вскоре после этого, около 1353 года, Лазарь был возведен в достоинство князя, получив в управление одну из сербских областей, и стал воеводой войска Стефана Душана. В 1371 году, после смерти сына короля Стефана Душана, Стефана Уроша IV (см. примечание 11), святой Лазарь был провозглашен королем всей Сербии и много потрудился для своей страны: усмирил соседних князей, грабивших сербское население, заботился о христианском просвещении народа, строил храмы, монастыри и благотворительные учреждения. «Задушбиной» (то есть «за душу» пожертвованным) святого князя Лазаря стал монастырь Раваница, основанный им в 1380 году и посвященный Вознесению Господню. В 1375 году князь Лазарь исходатайствовал у Византии дарование Сербскому архиепископу сана Патриарха. Не желая видеть родину данницей турок, боролся за ее независимость, но, одержав победу в нескольких сражениях, был захвачен в плен и принял мученическую смерть в битве на Косовом поле (см. примечание 24). Сражение произошло 15/28 июня 1389 года. В этот же день была Крестная Слава (см. примечание 18) князя Лазаря – память святого пророка Амоса († 8 век до Р.Х.; память 15/28 июня). Мощи святого покоятся в монастыре Раваница. Сохранилось предание, что накануне битвы Ангел Господень вопрошал Лазаря, какого (земного или же вечного) царства князь желает. И Лазарь предпочел Небесное: когда Господь призвал его для главного подвига, он, не задумываясь, принес свою жизнь в жертву ради сербского народа.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

В правление Константина Тиха Асеня (1257-1277) встал вопрос о распространении на Б. Лионской унии 1274 г., заключенной визант. имп. Михаилом VIII Палеологом и предусматривавшей подчинение Риму не только Византийской, но также Болгарской и Сербской Церквей. Однако царь и большая часть политической элиты Б. выступили против унии, установив контакты с Патриархом Иерусалимским и противниками унии в К-поле. Восставшие болгары провозглашают Петра Деляна своим царем. Миниатюра из Хроники Иоанна Скилицы. XII в. (Matrit. gr. 2) Восставшие болгары провозглашают Петра Деляна своим царем. Миниатюра из Хроники Иоанна Скилицы. XII в. (Matrit. gr. 2) Летом 1277 г. в Добрудже вспыхнуло одно из самых крупных выступлений болг. крестьян - восстание во главе с пастухом Ивайло, вскоре охватившее почти всю территорию Б. После гибели Константина Тиха Ивайло взял Тырнов, женился на вдове Константина Марии (сестре имп. Михаила VIII) и короновался как болг. царь. Положение осложнялось вторжением монголо-татар. отрядов и армии визант. императора, выдвинувшего своего ставленника на болг. престол - Иоанна III Асеня; Ивайло был убит, и восстание подавлено (1279). Однако вскоре Иоанн III бежал в К-поль, а болг. царем стал представитель тырновского болярства Георгий I Тертер (1280-1292). Династические распри продолжались до восшествия на престол Иоанна Александра (1331-1371), сумевшего стабилизировать ситуацию в Б. Осенью 1331 г. в результате похода на Адрианополь ему удалось почти бескровно вернуть захваченные византийцами приморские города Месемврию, Анхиал и Диамполь; летом 1332 г. визант. армия была разгромлена болгарами при Русокастро (близ совр. Бургаса). В 1364 г. произошел последний военный конфликт между Б. и Византией: войска империи попытались отнять у Б. Анхиал и Месемврию, но были разбиты с помощью наемных тур. отрядов. Выдав свою сестру за серб. кор. Стефана Душана , болг. царь мирным путем урегулировал отношения с Сербией - одним из сильнейших на тот момент Балканских гос-в. Печать царя Калояна.

http://pravenc.ru/text/149669.html

Ок. 587 г. город был разорен и опустошен аварами. В сер. VII в. в нем жили переселенцы из г. Апамея (ныне Калъат-эль-Мудик, Сирия). В 680-681 гг. в Месемврии была учреждена епископская кафедра, подчинявшаяся митрополии Адрианополя ; первым ее епископом был Петр. В VIII-IX вв. город стал опорным пунктом Византии в военных действиях против Первого Болгарского царства, на протяжении неск. веков он неоднократно переходил от византийцев к болгарам и обратно. Впервые болгары захватили его в 812 г., но в 863 г. победу одержала Византия. Между 894 и 904 гг., при болг. царе Симеоне , город вновь принадлежал Болгарии, епископская кафедра вошла в состав Болгарской Православной Церкви ; впосл., когда город входил в состав Византии, как правило, под юрисдикцию К-польской Патриархии переходила и Месемврийская кафедра. В 971 г. город стал важной базой визант. флота. В 1063 г. Месемврия сильно пострадала от землетрясения. При имп. Алексее II Комнине (1169-1183) кафедра в Месемврии получила статус митрополии. К X-XII вв. относятся сохранившиеся в городе каменные храмы. Между 1197 и 1207 гг., при болг. царе Калояне , Месемврия вошла в состав Второго Болгарского царства. Месемврийская митрополия в числе болг. епархий упоминается в Борила царя синодике (1211). В 1257 г. город разграбили венецианцы, в 1263 г. он возвращен Византии. В 1304 г. взят болг. царем Феодором Святославом Тертером, в 1330 г. отошел Византии, но в 1331 г. ввиду военных успехов Болгарии жители сами вернулись под власть болг. царя. В 1351 г. город разграбили генуэзцы, в 1364 г. выдержал длительную осаду византийцев. В 1366 г. захвачен рыцарями гр. Савойского Амадея VI, к-рый, однако, вскоре уступил его Византии; тогда же епархия перешла из юрисдикции Тырновской Патриархии под начало К-польской. Несмотря на многочисленные войны, XIII-XIV века стали периодом расцвета Месемврии, особенно в правление болг. царя Иоанна Александра (1331-1371). К тому времени принадлежит большинство сохранившихся городских храмов. Они построены в т. н. живописном стиле, к-рый выделяется сочетанием белого камня и кирпича, наличием ломбардских аркатур и 3-арочных окон с полукруглыми фронтонами, архивольтами арок с зелеными керамическими розетками, узорчатой кирпичной кладкой; украшением служат зубчатые карнизы и глиняные розетки, над нартексами помещались разновеликие ниши; рядом располагалась 4-гранная звонница под куполом.

http://pravenc.ru/text/2565098.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010