Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла НИКОЛАЙ II († Не ранее 1365), архиеп. Охридский. Большинство исследователей считают Н. 2-м Охридским архиепископом, потому что «Святейший Охридский архиепископ и мудрейший св. Николай» упомянут в позднем (XVII в.) Проложном житии блгв. кн. Иоанна Владимира († 1016). Имя Н. упоминается в источниках, относящихся к периоду вхождения территории Охридской архиепископии во владения серб. кн. Стефана IV Душана (1331-1355). Видимо, Н. был поставлен Охридским архиепископом не позже 1346 г. Собором местных архиереев вместо уехавшего в К-поль архиеп. Анфима Метохита . В том же году вместе с Тырновским патриархом Симеоном Н. уже участвовал в провозглашении архиеп. Сербского Иоанникия II патриархом Сербской Православной Церкви и, как предполагают историки, в последовавшем за этим провозглашении Стефана Душана царем. Н. оставался на Охридской кафедре до 1365 г. Он выступал активным строителем храмов, инициатором обновления кафедрального собора и заказчиком росписей и икон. Н. изображен рядом с царем Стефаном Душаном, царицей Еленой и царевичем Стефаном V Урошем (1345) на фреске на верхнем этаже нартекса кафедрального собора Св. Софии в Охриде (здесь он представлен как архиепископ «первый из сербов»), а также на фресках в храмах Пресв. Богородицы Перивлепты и свт. Николая Больничного в Охриде. Лит.: Снегаров И. История на Охридската архиепископия. София, 1995р. Т. 1. С. 320-321, 340-341; Ov arov N. L " archevêque d " Ohrid Nicolas II et l " expansion serbe en Macédoine du milieu du XIVe s.//Études balkaniques. Sofia, 1996. T. 32. N 3/4. P. 123-126; Джурич В. Византийские фрески: Средневек. Сербия, Далмация, слав. Македония. М., 2000. С. 195-199, 203; Δεληκρη Α. Η αρχιεπισκοπ Αχριδν κατ τον Μεσαωνα: Ο ρλος της ως ενωτικο παργοντα στην πολιτικ και εκκλησιαστικ ιστορα των Σλβων Βαλκανων και του Βυζαντου. Θεσ., 2014. Σ. 142-143, 222-231. Д. И. Полывянный Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/2566074.html

Скачать epub pdf 98. Иван II Иванович, великий князь московский сын Ивана I Даниловича Калиты, великого князя московского, от брака с неизвестной (в иночестве Елена, см. 87). Родился в Москве 30 марта 1326 г.; проектом первого завещания своего отца назначался князем Звенигорода и Рузы в 1331 г.; вслед за отцом приехал с братьями Симеоном (впоследствии великий князь, см. 176) и Андреем в Орду осенью 1339 г.; по вокняжении брата своего Симеона ходил с ним на Торжок в 1340 г.; ездил с ним же в Орду на поклонение новому хану Чанибеку в 1342 г.; снова сопровождал брата в Орду в 1344 г.; сланный братом, великим князем, в Новгород на шведов, возвратился с дороги и оставил новгородцев, «не приняв, – говорит летописец, – архиепископского благословения, ни челобитья новгородского», в 1348 г.; сопровождал брата в Орду весной и летом 1350 г.; по смерти великого князя Симеона избран ханом Чанибеком на стол великокняжеский в 1353 г.; не ладил с Новгородом в 1354 г.; потерял город Брянск (Орловской губернии), поддавшийся Литве, в 1355 г.; мирил князей тверских на съезде владимирском в 1357 г. Умер в Москве иноком 13 ноября 1359 г. Тело его погребено в московском Архангельском соборе. Великий князь Иван II был женат дважды: 1) на Федосье Дмитриевне, княжне брянской (см. 205), и 2) на Александре Ивановне (в иночестве Мария, см. 8), от которой было у него два сына, в том числе великий князь Дмитрий Иванович Донской (см. 71), и дочь Анна, за князем Дмитрием Михайловичем Волынским-Боброком. Читать далее Источник: Алфавитно-справочный перечень государей русских и замечательнейших особ их крови/сост. М.Д. Хмыровым. - Санкт-Петербург : [б. и.], 1993. - 165, с., ил. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Hmyrov/...

Српска царица, и Преподобни Спомен свете матере наше Ebrehuje - Eфpocuhuje, Српске царице Милице Пореклом беше ова света царица Српска, у монаштву названа и од свете лозе " Беше рода светла и славна и нарочита, од царског неког корена, племена Светог Симеона првога господина Србима " Беше чувеног топличког и полимског Вратка, познатог у Српском народу под именом Он беше пореклом од Вукана, сина Светог Вратко беше не мали великаш на двору Српског цара Душана Силног (1331-1355 г.), и зато Милица, би око 1335 године, стече у своме и царско По природи сама беше благородна, честита и мудра, а у побожности у роду своме. Као царева она често биваше на царском двору Душановом, и када одрасте сам цар удаде за од витезова, за Лазара постаде кнез и владалац Српски (1371-1389 г.). Са Лазаром се Милица беше срела у свога оца, тамо где она подиже дивну задужбину манастир ( " " Од тада се искрено заволеше и затим чесни брак склопише. У свом чесном и Богом заиста благословеном браку друго потстицаху у врлинама и побожности, и Лазар не беше од побожна и духа, због чега и би од Бога светости и мученичког подвига и тако чесно и богоугодно они у браку добише од Бога пет Мару, Драгану, Теодору и Оливеру, а затим и три сина: Стефана, Вука и по убрзо умре). Побожна Милица веома усрдно васпита сву децу, па уз у побожности она их научи и корисним светским наукама и потребним пословима, као што и приличаше и породици. У синова и Милици помагаше и побожна по имену Миличина по телу, иначе бивша српска деспотица супруга деспота Кад Лазар и Милица постадоше свесрпски господари (после смрти цара Уроша 1371 године) и у престоници Крушевцу, склониште и уточиште на двору, и ту беше " друга " и Миличиним и синовима. Али честита им и Милица, " сваким врлинама украшена, благоразумна, мужеумна, милостива, штедра, тиха и сваком добром нарави " , би за свагда живи пример деци, особито правог и и сваког богоугодног Како она и васпитала децу види се из тога што су сва она, иако у временима тешким и опасним, очувала до веру и образ, и шта више, од - син Стефан, деспот Српски, би од Бога као велики праведник и

http://pravoslavie.ru/72700.html

1327.  …девы мои и юноши мои пошли в плен (Плач. 1. 18). 1328.  …цепи ада облегли меня, и сети смерти опутали меня (Пс. 17. 6). 1329.  …потоки беззакония устрашили меня (Пс. 17. 5). 1330. Суд. 6. 1331. Плач. 1. 21, 22. 1332. Плач. 2. 1. 1333. Плач. 2. 1. 1334. Плач. 2. 2. 1335. Медные оковы возложены были на Седекию, последнего царя Иудейского, плененного Навуходоносором, царем Вавилонским, при взятии Иерусалима. 1336. Иер. 52. 10, 11. 1337. Плач. 2. 3. 1338.  …на скинию дщери Сиона (Плач. 2. 4). 1339. Лк. 18. 13. 1340. См.: Кто приносит в жертву хвалу, тот чтит Меня (Пс. 49. 23). 1341. Пс. 49. 23. 1342. Пс. 49. 23. 1343. Лк. 18. 14. 1344.  Отверг Господь жертвенник Свой, отвратил сердце Свое от святилища Своего, предал в руки врагов стены чертогов его (Плач. 2. 7). 1345.  …не уничижил меня у вас Бог мой и чтобы не оплакивать мне многих, которые согрешили прежде и не покаялись в нечистоте, блудодеянии и непотребстве, какое делали (2 Кор. 12. 21). 1346. Авва Лонгин. Достопамятные сказания, гл. 4. 1347.  …плоть и кровь не могут наследовать Царствия Божия, и тление не наследует нетление (1 Кор. 15. 50). 1348. Гал. 5. 24. 1349. 1 Кор. 15. 49, 53. 1350. Пет. 1. 4. 1351. Пс. 50. 3. 1352.  Когда же будут гнать вас в одном городе, бегите в другой (Мф. 10. 23). 1353.  Пророки твои провещали тебе пустое и ложное (Плач. 2. 14). 1354. Плач. 2. 14. 1355.  …ибо ужасное, чего я ужасался, то и постигло меня; и чего я боялся, то и пришло ко мне (Иов. 3. 25). 1356. Иак. 2. 10. 1357. Быт. 3. Грех Адама был грех смертный, по определению Самого Бога. Быт. 2. 17. 1358.  Разинули на тебя пасть свою все враги твои, свищут и скрежещут зубами, говорят: «поглотили мы его, только этого дня и ждали мы, дождались, увидели!» (Плач. 2. 16). 1359.  Совершил Господь, что определил, исполнил слово Свое, изреченное в древние дни, разорил без пощады и дал врагу порадоваться над тобою, вознес рог неприятелей твоих (Плач. 2. 17). 1360. Мк. 2. 7. 1361.  …лей ручьем слезы день и ночь (Плач. 2. 18). 1362. Это объяснение заимствовано из изречений преподобного Пимена Великого. Достопамятные сказания, гл. 54.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

1319. Святого Иоанна Дамаскина «Точное изложение Православной Веры», книга 3, глава 28 и 16. 1320. Ин. 8. 59. По толкованию блаженного Феофилакта Болгарского. 1321. Лк. 4. 29, 30. 1322.  …ворота сии будут затворены, не отворятся, и никакой человек не войдет ими, ибо Господь, Бог Израилев, вошел ими, и они будут затворены (Иез. 44. 2). 1323. Акафист сладчайшему Иисусу. Икос 7. 1324. Канон Пасхи, песнь 6. 1325. Воскресный тропарь, глас 2, Богородичен. 1326. Воскресный тропарь, глас 7, Богородичен. 1327. Последование в Неделю Православия. 1328. Святой Киприан Карфагенский по ссылке святителя Димитрия Ростовского. Четьи-Минеи, 25 декабря. Слово на Рождество Христово. 1329. и родила Сына Своего Первенца, и спеленала Его, и положила Его в ясли (Лк. 2. 7). 1330. Ин. 14. 6. 1331. 2 Пет. 1. 4. 1332. Ин. 14. 23. 1333. Житие преподобного Григория Синаита, написанное учеником его Святейшим Патриархом Константинопольским Каллистом. Рукопись. 1334. Икос канона Предтечи. 1335.  …величит душа Моя Господа, и возрадовался дух Мой о Боге, Спасителе Моем, что призрел Он на смирение Рабы Своей, ибо отныне будут ублажать Меня все роды (Лк. 1. 46–48). 1336. Лк. 2. 49, 50. 1337. Толкование святого Иоанна Златоустого на Евангелие от Матфея; также Благовестник, объяснение на приведенное место Евангелия от Матфея. «Нечто человеческое, власть матери над сыном, — замечает блаженный Феофилакт Болгарский, рассматривая обстоятельство, описанное Евангелистом, — выказала Богоматерь: Она еще не понимала всего величия, таившегося в Богочеловеке. И потому в то время, как Он говорил поучение народу, Она прерывает Его, вызывает к Себе, желая от Него, как от сына, почтения и повиновения Себе. По этой причине и Христос, знавший сердечную мысль Ее, сказал: Кто есть Мати Моя? и кто суть братия Моя? И простер руку Свою на ученики Своя, рече: се мати Моя и братия Моя: иже бо аще сотворит волю Отца Моего, Иже есть на небесех, той брат Мой, и сестра и мати Ми есть. Сказал Он это, не уничижая Богоматерь, но отвлекая Ее от тщеславия и от взгляда по ветхому человеку»

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

1331.  Иисус сказал ему в ответ: кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое; и Отец Мой возлюбит его, и Мы придем к нему и обитель у него сотворим (Ин 14. 23). 1332. Гал. 2. 20. 1333. 2 Кор. 13. 5. 1334. 1 Кор. 3. 16–17. 1335.  Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святого Духа, Которого имеете вы от Бога, и вы не свои? Ибо вы куплены дорогою ценою. Посему прославляйте Бога и в телах ваших и в душах ваших, которые суть Божии (1 Кор. 6. 19–20). 1336. Преподобный Марк Подвижник. О законе духовном, гл. 27. 1337.  …переноси страдания, как добрый воин Иисуса Христа. Если же кто и подвизается, не увенчивается, если незаконно будет подвизаться (2 Тим. 2. 3, 5). 1338. Гл. 224. О мнящихся от дел оправдитися. 1339. Sanct. Chryssi, pag. 667. Sermo de Anna. Св. Иоанн Златоуст. Творения. Т. 4. С. 820. 1340.  …вы храм Бога Живого (2 Кор. 6. 16). 1341. S. Chr. Tom I, pag. 915, contra iudeoi sermo VI. Св. Иоанн Златоуст. Творения, Τ I. С. 718. 1342. Ибо никто не может положить другого основания, кроме положенного, которое есть Иисус Христос (1 Кор. 3. 11). 1343. Еф. 2, 21. 1344. Еф. 2. 22. 1345. S. Chrysost. Tom XI, pag. 14. Св. Иоанн Златоуст Творения. Т. 11. С. 50. 1346. Очевидно, что это участие может быть лишь сердечным: и такого участия достаточно для отьятия у сердца сосредоточенной, неразвлеченной молитвы. Чтоб стяжать неразвлеченную молитву, должно верою возложить все попечения свои на Бога. 1347. Слово 68. 1348. Слово 8. 1349. Упокоевается Бог человеком тогда, когда человек пребывает в преданности и покорности воле Божией, или, что то же, в учении Евангелия. 1350. Память Божия или Поучение состоят в непрестанной молитве. См. о сем во 2-й части Аскетических опытов. 1351. Слово 89. 1352. Присовокупление этого слова служит намеком, что многие, чуждые благодати, приписывают ее себе, а другие признают благодатию вкравшуюся в них бесовскую прелесть. 1353. Рим. 8. 26. 1354. Слово 21. Святой Исаак согласно с прочими Отцами (Слово 1, Слово 84) научает, что Христос насаждается в сердца наши таинством Святого Крещения, как семя в землю. Дар этот сам собою совершен; но мы его или развиваем, или заглушаем, судя по тому, какое проводим жительство. По этой причине дар сияет во всем изяществе своем только в тех, которые возделали себя евангельскими заповедями, и по мере этого возделания. См. Преподобного Марка Подвижника Слово о крещении, Ксанфопулов главы 4, 5 и 6; также Слово о трех отношениях естества человеческого к добру и злу. Аскетические опыты, ч. 2.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

Вот поднимутся против него все народы; но тогда кони будут поражены испугом, всадники – умопомешательством; вожди Иудейские будут огнем всеиетребляющим; каждый еврей храбр как Давид, а дом Давида как дом Божий, как Ангел Господень пред ними исполнен благодати и щедрот, хотя гражданския преимущества и отойдут от него; и они воззрят на Него, Которого пронзили, и будут рыдать о Нем, как рыдают об единородном сыне, и скорбеть, как скорбят о первенце (12:4–10). Плач (об Иуде Маккавее 1Мак 9:16–22 1330 ) будет подобен плачу об Иосии на поле Магеддоне ( 2Пар 35:24–25 1331 ), и притом раздельно по коленам и племенам (12:11–14 1332 ). В тот день будет открыт источник для омытия греха и нечистоты., т. е. храм Иерусалимский; а об идолах и лжепророках и воспоминания не будет, особенно когда меч поразит пастыря и рассеются овцы стада (13:1–7 1333 ). Конечно, две трети народа погибнут в этой борбе, за то остальные будут чистым золотом (13:8–9 1334 )…. И еще раз потом язычники окружат Иерусалим; даже возьмут его; половину жителей отведут в плен, но города и народа не уничтожат (как предполагали). Ибо Сам Господь станет тогда на горе Елеонской и будет разрушать и останавливать покушения против Иерусалима даже сверхестественными действиями, как остановил некогда Озию прокаженного страшным землетрясением (14:1–5 1335 ). Потом будет в Иудее время незабвенное – ни день, ни ночь, а под вечер рассвет ( Мф 27:45 1336 ): в этот день польется вода живая или истинное Боговедение ( Ин 4:10 ; 1337 7:37–38 1338 ) из Иерусалима на восток и на запад беспрерывно, и во время жатвы как весной (14:6–8 1339 ), так что Всевышний один будет царем во всей земле; все гордое унизится – один Иерусалим ( Церковь Божия) будет возвышаться постоянно; ибо врагов его постигнут очевидные небесные казни (14:9–15 1340 ). Всякий народ, не празднующий праздника скинопигии (кущей), т. е. не поклоняющийся Богу, будет наказан, хотя бы он был столь велик, как древнее царство Египетское (14:16–19 1341 ). Тогда у людей все от узды коня до котла жертвенного будет носить на себе знак богобоязнен-ности и освящения небесного; нечистых Ханаанитян тогда не будет на земле (14:20–21 1342 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Hergoz...

Вспомни, Господи, пресвитеров, диаконов во Христе и весь чин священников, и не посрами ни одного из нас, стоящих вокруг Твоего святого жертвенника. Посети нас Твоей благостью, Господи, явись нам Твоими богатыми милостями, даруй нам благоприятную и хорошую погоду, даруй мирные дожди, чтобы плодоносила земля, благослови венец года благости Твоей 1330 , утоли раздоры между Церквами 1331 , угаси смятения язычников 1332 , а выступления еретиков разори силой Твоего Святого Духа. Всех нас прими в Царство Твое, явив нас сынами света и дня. Даруй нам Твой мир и Твою любовь, Господи Боже наш, ибо Ты всё даровал нам. Слова «ни единаго же нас посрамиши окрест стоящих святаго Твоего жертвенника» можно понимать как относящиеся ко всей церковной общине, собравшейся в конкретном храме вокруг жертвенника (престола), на котором лежат Святые Дары. Однако общий контекст молитвы, в которой говорится о пресвитерах, диаконах и всем священническом чине, позволяет предположить, что именно эти лица имеются в виду в тексте молитвы. Священник, молящийся у престола, ощущает себя членом единого сообщества, единой корпорации священнослужителей Вселенской Церкви. Сказанное выше о «круговой поруке» относится и к этой корпорации: в ней все должны держаться друг за друга, и ни один не должен мыслить свое спасение в отрыве от других. Благоволение Божие к верующим выражается, в числе прочего, в даровании благоприятных для их деятельности погодных условий и «мирных дождей», то есть не ливней, несущих с собой разрушение, а таких дождей, которые орошают землю и делают ее плодоносной. И в Ветхом, и в Новом Заветах говорится о том, что Бог «творит дела великие и неисследимые, чудные без числа, дает дождь на лице земли и посылает воды на лице полей» ( Иов 5:9–10 ); «покрывает небо облаками, приготовляет для земли дождь, произращает на горах траву» ( Пс.146:8 ); «повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных» ( Мф.5:45 ). Во всех перечисленных случаях дождь – символ благоволения Божия.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

И следующие стихи говорят о церкви Христовой, пророчествуя о ней Иудеям, дабы они „не ожесточили сердец своих“ ( Евр. 3:15 ), когда исполнится то, о чем повелено вещать пророку. 10 . Вот, Господь Бог грядет с силою, и мышца Его со властью. Вот, награда Его с Ним и воздаяние Его пред лицем Его. 11 . Как пастырь, Он будет пасти стадо Свое; агнцев будет брать на руки и носить на груди Своей, и водить дойных. Господь грядет! „Царствие Божие приблизилось!“ восклицал Иоанн Креститель, увидев Господа Иисуса, крестившегося у него 1328 . Не человеческая сила, – сила Божия грядет: пред ней преклонятся все человеческие силы, или же будут сокрушены; пред ней сокрушится всякая сатанинская сила, ибо Господь грядет!– „Награда Его с Ним“: уже одно ожидание Его несет в душу мир и желание покаяния, коего проповедником был Иоанн Креститель, к которому стекался народ. Появление Господа прославляется старцем Симеоном, которому было открыто, что: „очи его увидели спасение, которое Господь уготовал пред лицем всех народов“ ( Лк. 2:29–32 ). Приближение Его знаменуется просветлением разума и радостью сердца избираемых Им для служения 1329 ; Он несет исцеление и радость и умиление во многие сердца 1330 , Он „несет и воздаяние“, ибо „открываются помышления многих сердец“ ( Лк. 2:35 , ср. XII, 51). Он как „Пастырь добрый“ ( Ин. 10:2 ) любит и бережет стадо Свое, воспитывает светом Своим всякого человека ( Ин. 1:9 ); приходит на помощь каждому заблудшему и затерянному в пустынях и горах мира 1331 ; Он носит у груди Своей слабосильных агнев стада Своего, и помогает „дойным“, т. е. матерям, под именем которых можно разуметь не только отдельные личности, но и поместные Церкви Христовы, матери духовных чад своих. Он о каждом скорбит, каждому хочет спастись, все прощает кающемуся, приходящего к Нему не изгоняет 1332 . Только тот, кто отвергается Его, кто сознательно и злобно удаляется от милующей благодати и не хочет идти к правде, потому что дела его злы 1333 , тот погибает, не потому что Господь удаляется от него, а потому что он удаляется от Господа, который „всегда верен пребывает“ 1334 . Но когда человек удалился от Господа, тогда и Сам Господь отвергается его 1335 .

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

И тот, что восстанет в своей природе, будет единственным среди всех творений, место и имя которого не будет известно 1327 . Этот ум, который наг, сможет сообщить, какая у него природа 1328 . 27. И не удивляйся тому, что я сказал, что разумные творения через единство с Богом-Отцом становятся одной природой с тремя ипостасями, без добавления и без изменения. Если чувственно воспринимаемое море, единое по своей природе, цвету и вкусу, когда к нему примешиваются многочисленные реки, имеющие различный вкус, не только не меняется согласно с их особенностями, но без труда полностью обращает их в свою природу, вкус и цвет, то насколько больше море умопостигаемое, безграничное и неизменное, которое есть Бог-Отец! 1329 Когда умы возвращаются к Нему, как реки в море, то Он полностью обращает их все в Свою природу, цвет и вкус. Тогда их уже не много, но они становятся одним в Его единичности, у которой нет конца и разделения, благодаря объединению и смешению с Ним 1330 .28. Как при смешении с морем рек не происходит прибавления в его природе или изменения в его цвете и вкусе, так же и при смешении умов с Отцом не происходит удвоения природ или учетверения ипостасей 1331 . И как море едино в своей природе, цвете и вкусе до того, как реки соединились с ним, и после того, как они с ним соединились, так же и Божественная природа едина в трех ипостасях Отца, Сына и Духа как после слияния с ней умов, так и до их слияния с ней. 29. Мы знаем также, что перед тем, как собрались воды моря в одно место и явилась суша 1332 , все реки были в нем [море] едины. Но после того как они были от него отделены, они стали многочисленны и различны, так что каждая из них отличалась вкусом той земли, в которой находилась. Похожим образом перед тем, как грех отделил умы от Бога, подобно земле, [отделившей] море от рек, они были едины с Ним без изменения. Когда же стал явен их грех , то они отделились от Него и стали чужими Ему, Его вкусу и Его цвету, поскольку каждый из них принял вкус тела, с которым был связан 1333 .

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/ant...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010