Отличительной чертой всех скитских уставов является то, что богослужение, по их установлениям, может совершаться без участия священника. Оно в основном состоит из чтения молитв, Псалтыри и совершения поклонов. Для совершения служб суточного круга скитники пользовались общепринятыми богослужебными книгами, «только сокращая и применяя их к одиночному исполнению в келии» . Карейский устав стал образцовым для сербского скитского монашества за пределами Святой горы. Согласно этому уставу, монах, подвизающийся в келье, должен был прочитывать каждый день всю Псалтырь и совершать особые поклоны в конце каждой службы. В течение пяти дней устав разрешал принимать пищу раз в день, притом в понедельник, среду и пятницу без масла и вина . Текст Карейского типика был выбит над входными воротами на стене Карейской кельи. В начале XIII века произошли крупные мировые события. 13 апреля 1204 года крестоносцами был взят Константинополь, и на территории бывшей Византии была образована Латинская империя. Византийский император и Вселенский Патриарх под давлением латинян покинули Константинополь и в Малой Азии образовали Никейскую империю. Одновременно на Балканах был образован Эпирский деспотат, в чей состав входила Охридская архиепископия. После завоевания Константинополя монастыри Афонской горы, объявленные принадлежностью римского престола и вверенные римским кардиналом Венедиктом надзору латинского Самарийско-Севастийского епископа, потерпели от последнего много жесткости и насилия. В Сербии в то же время была сложная политическая обстановка, вызванная борьбой между братьями святого Саввы за престол. Вследствие всех этих событий, но главным образом из-за давления латинян, святой Савва в 1206 году покинул Афон и, взяв с собой мощи своего отца , направился в Сербию. На родине он оставался целых восемь лет и возглавлял как игумен монастырь Студеницу, построенный его отцом. Для регулирования жизни в этом монастыре он написал Студеничский типик. Этот церковно-литургический памятник представлял собой частичную переработку Хиландарского устава и стал образцом общих типиконов для других сербских монастырей. В Сербии он также посвятил себя религиозно-нравственному воспитанию сербского народа и организационно-законодательной деятельности по урегулированию церковного быта. Вторым ктитором Хиландара был король Стефан Милутин (1275–1320), который построил новую величественную церковь на месте прежней. Но самым благоприятным периодом для сербской обители было время правления царя Стефана Душана (1331–1355), когда вся Святая гора входила в состав сербского царства. Сам царь прожил в Хиландаре около четырех месяцев, укрепил все владения монастыря хрисовулами и даровал ему многие земли в Македонии. Душан поднял Хиландар на самой высокий уровень за всю его средневековую историю.

http://pravoslavie.ru/41441.html

После завоевания Византией Первого Болгарского царства и вхождения болг. епархий в юрисдикцию К-поля Битольская епархия вошла в диоцез Охридской архиепископии (1018). В т. н. Первом хрисовуле (1019) визант. имп. Василия II Болгаробойцы (976-1025) епископу Б. предписывалось иметь в своем подчинении в Пелагонии, Прилепе, Дебрице и Велесе 15 клириков и 15 париков (зависимых крестьян). Утратив прежнее политическое значение, Б. осталась крупным торговым центром. В XI в. окрестности Б. были одним из очагов ереси богомильства . Наиболее крупные общины богомилов существовали в Прилепе, у совр. с. Богомила и около Б. В лат. хронике Вильгельма Тирского сообщается о столкновениях отрядов крестоносцев Боэмунда Тарентского с еретиками (1097). Феофилакт , архиеп. Охридский (1090-1108), неоднократно удалялся из Охрида в Б. Сохранились 2 его письма, адресованных неназванному по имени Пелагонийскому епископу. В 1201 г. болг. воевода Добромир Хрис в союзе с визант. вельможей Мануилом Камицей захватил Б. и Прилеп. В период между взятием крестоносцами К-поля и восстановлением Византийской империи (1204-1261) Б. неоднократно попадала под власть то болг. царя, то эпирского деспота, то никейского императора. При кор. Милутине (1282-1321) сербы отвоевали у Византии значительную часть Македонии, включая Скопье, в т. ч. ряд городов Прилепской обл., относившихся к Битольской епархии. Причем эти земли Милутин подчинил власти серб. архиепископа. После победы серб. кор. Стефана Дечанского в Вельбуждской битве (1330) Битольская епархия утратила Велес. Сама Б. осталась во владениях Византии, а Битольская епархия продолжала существовать в рамках Охридской архиепископии, потеряв значительную часть своей территории. Завоевание Македонии было завершено серб. царем Стефаном Душаном (1331-1355). Своим хрисовулом он передавал мон-рь Трескавец , до этого находившийся в ведении Битольского епископа, в прямое подчинение Охридскому архиепископу. В 60-х гг. XIV в., в период раздробленности гос-ва, Б. оказалась во владениях кралей Вукашина и Марко (с 1371).

http://pravenc.ru/text/149239.html

В этой бессмертной небесной Сербии торжествуют и многие твои предки, государь, и я, как и всякий серб, надеюсь, что есть там и мои предки. Нашу радость мы соединяем с их радостью. И вместе с ними восклицаем: «Христос воскресе!». А это значит: Бог победил сатану; жизнь поглотила смерть; правда стерла неправду; любовь упразднила ненависть; свет разогнал тьму. Потому и поем мы трижды: «Христос воскрес! Христос воскрес! Христос воскрес! — радость принес!. Аминь».    Когда ты прочтешь эту речь, старче митрополите, ты поймешь, какое огромное впечатление она произвела не только на меня, но и на моих некрещеных земляков: на брамина Гаури Шанкару и кшатрия Раму Сисодию. Тем более после нашего печального опыта в безбожной и окамененной Европе.    Знай, что через месяц, когда ты получишь это письмо, в этой чудесной земле во все концы еще будет звучать приветствие: «Христос воскресе!» и: «Воистину воскресе!».    Желаю тебе всяческой радости от Христа и остаюсь преданным тебе     Феодосий Мангала    Крест и в настоящее время остается символом сербской нации. Символ этот изображается в виде четырехконечного симметричного креста с четырьмя буками «С», символизирующими, по некоторым толкованиям, девиз: «Само слога Cpбuja спасава» — «Только единение спасает Сербию».     Стефан Урош IV Душан (1331—1355) — девятый правитель славной сербской династии Неманичей, самый знаменитый и самый могущественный Сербский король. Был суровым и храбрым, за 24 года правления он только на Византийскую империю нападал 13 раз. Душан поднял Сербию на такую высоту, которой она не достигала никогда: в его правление Сербия простиралась до Адриатического моря, а Душан был провозглашен королем почти всех стран, входивших ранее в Византийскую империю. Сербия была самым сильным и цветущим царством на Балканском полуострове ко времени нашествия турок. Мощи короля Душана почивали в главной его задушбине (так в Сербии называются монастыри или храмы, построенные кем-либо во спасение своей души, то есть пожертвованные «за душу») — монастыре святых Архангелов Михаила и Гавриила близ Призрена.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3742...

465 Халиф (араб, «халифа» – заместитель) – духовный и светский глава мусульманской общины, заменяющий посланника Аллаха. 466 Имеется в виду император Лев III Исавр (717–741), см. примеч. к гл. III, л. 29 об. – ссылка 428. 471 Идея о покровительстве Божией Матери певчим выражена в ирмосе: «Твоя песнословцы, Богородице, живый и независтный источниче, лик себе совокупльшия духовно утверди, в божественной Твоей славе венцев славы сподоби» ( Порфирий (Успенский) , еп. Первое путешествие. Ч. 2. С. 23–24). 473 Сложение перстов (церк.-слав. – пальцев) благословляющей десницы Богомладенца на иконе «Попской», отличное от характерного для большинства икон Божией Матери с Младенцем Христом архиерейского (именнословного) перстосложения, носит название певческого ввиду того, что в Византии начальник хора рукой со сложенными таким образом пальцами подавал певчим знак к началу пения (см.: Там же). 475 Мощи святого Симеона Мироточивого в начале XIII в. были перенесены святителем Саввой в Сербию, в Студеницкий монастырь. 477 Первоначально Зограф был основан в царствование Льва Мудрого в 911 г греческим монахом Георгием по прозванию Зограф, который, будучи игуменом почетной обители, подписался под первым Святогорским уставом (972 г.), утвержденным царем Иоанном Цимисхием. Спусти 138 лет после основания монастыря и его запустения в монастыре основались болгарские иноки со своим игуменом Иоанном, перешедшим в него из прежней Селинской обители. Новый Зограф, существующий до сих пор, создан был немного ранее 1253 г. болгарским царем Иоанном Асеня II, овладевшим тогда Афоном. См.: Порфирий (Успенский) , еп. Второе путешествие по Святой горе Афонской архимандрита, ныне епископа, Порфирия Успенского в годы 1858, 1859 и 1861 и описание скитов Афонских. М., 1880. 478 Стефан Душан (Сильный) (1308–1355) из династии Неманичей, король Сербии (1331), царь Сербо-греческого царства (1345). 479 25 марта 1651 г. воевода Василий Лупул передал Зографскому монастырю Добровецкий монастырь, а 30 января 1699 г. господарь Антиох Кантемир II пожаловал Зографу Киприановский Успенский монастырь с богатыми имениями (см.: Там же. С. 257; Зографски Д. Света-гора Зографъ в миналото и днесь. София, 1943; Краткое описание монастырей).

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

1170) рус. переводчиками на Афоне в составе обширной визант. компиляции святоотеческих и канонических текстов «Пандектов» Никона Черногорца ( Максимович. 1998. С. 570-572). В XIV в. в Болгарии был сделан второй перевод «Пандектов» Никона, также содержащий фрагменты «Номоканона XIV титулов». В нач. XIII в. в ходе работы над «Номоканоном св. Саввы» в Сербии был сделан новый перевод избранных глав «Номоканона XIV титулов» (в общей сложности 33 главы из 237; титулы III, XII и XIV полностью опущены) (изд.: 1991. Л. 240 об.- 249 об.). В составе серб. «Номоканона» эти главы попадают на Русь, где переписываются в сб. «Мерило праведное» под заглавием «От различных тител, рекше грании, Иустиньяна цесаря» ( Тихомиров. 1961. C. 262-288); в XVII в. входят в рус. Печатную Кормчую (гл. 44; ср. u ek. 1964. P. 83-84). «Алфавитная Синтагма» Матфея Властаря В 1335 г. иером. из Фессалоники Матфей Властарь составил т. н. Алфавитную Синтагму - юридический справочник с классификацией материала по буквам греч. алфавита. В качестве источников были использованы церковные каноны, Кодекс, «Дигесты» и новеллы имп. Юстиниана, «Эклога», «Исагога», «Прохирон», а также «Номоканон XIV титулов» ( Τρωινος. 1999. Σ. 297-300). Чрезвычайно популярный в Византии, сборник Властаря был не позднее 1349 г. переведен в Сербии на сербско-церковнослав. язык (изд.: С. Mamuje Властара Синтагмат. Београд, 1907). Ок. 1349 г. на основе полного перевода Синтагмы возникла ее краткая редакция, в к-рой были оставлены преимущественно нормы светского права (изд.: Флоринский. 1888. Прил. С. 95-203). Эта краткая редакция вошла в корпус законов серб. царя Стефана IV Душана (1331-1355). Вплоть до XVII в. Синтагма Властаря оставалась одним из важнейших руководств по визант. праву на Балканах. С посл. четв. XIV в. известны и болг. ее списки. В 1461 и 1495 гг. были сделаны ее списки для валашского господаря Иоанна Владислава и молд. Стефана Великого. По всей видимости, она служила офиц. юридическим кодексом в Дунайских княжествах вплоть до XVII в., поскольку иные источники права этого периода неизвестны.

http://pravenc.ru/text/372678.html

Там же. С. 171. 1326 Там же. С. 169–170. 1327 Там же. С. 121–122. 1328 Там же. С. 14–15. 1329 Там же. С. 15. 1330 Там же. С. 172. 1331 Там же. С. 174. 1332 Там же. С. 177–178. 1333 Там же. С. 183–184. 1334 Там же. С. 170. 1335 Там же. С. 15–16. 1336 Противники почитания имени Божия. 1337 Антоний (Булатович), иеросхимонах. Апология. С. 45. 1338 Там же. С. 172. 1339 В переводе Деяний VII Вселенского Собора на латинский язык, сделанном в конце VIII века, оба греческих термина переданы латинским adoratio (поклонение). См.: Успенский Л. А. Богословие иконы в Православной Церкви. Париж, 1989. С. 107. 1340 Антоний (Булатович), иеросхимонах. Апология. С. 45–46. 1341 Там же. С. 170. 1342 В древней Церкви не было чина освящения икон. Живописное изображение признавалось иконой в том случае, если оно было написано в соответствии с каноном и если на нем стояла надпись, обозначающая изображенное лицо (будь то Христос, Божия Матерь или кто-либо из святых). 1343 Антоний (Булатович), иеросхимонах. Апология. С. 188–189. 1344 Никитина И. В., Половинкин С. М.«Московский авва». В кн.: Флоренский Павел, священник. Переписка с М. А. Новоселовым. С. 9–13. 1345 Цит. по: Там же. С. 16. 1346 Там же. С. 13. 1347 Там же. С. 19–22. 1348 Там же. С. 23–25. 1349 См. его письмо Новоселову от 26 мая 1913 года в кн.: Флоренский Павел, священник. Переписка с М. А. Новоселовым. С. 105–111. 1350 Цит. по: Флоренский Павел, священник. Переписка с М. А. Новоселовым. С. 69–70. 1351 Цит. п о: Там же. С. 72. 1352 Цит. по: Там же. С. 74. 1353 Там же. С. 75–76. 1354 По–видимому, д. б.«преложении»(т. е. превращении, изменении). 1355 Цит по: Флоренский Павел, священник. Переписка с М. А. Новоселовым. С. 78. 1356 Флоренский Павел, священник. Сочинения в четырех томах. Т. 3 (1). М., 1999. С. 312–313. В данном случае Флоренский полемизирует с утверждением архиепископа Никона (Рождественского):«Не от звуков имени, не от отвлеченной идеи, не от умопредставляемого имени, а от Самого Бога льется луч благодати». 1357 К вопросу об имяславии Флоренского мы вернемся в Главе XI. Не имея возможности подробно рассматривать учение Флоренского о слове и имени, отсылаем читателя к соответствующему разделу диссертации священника Димитрия Лескина (см.: Лескин Д. Ю. Философия имени в России в контексте афонских имяславских споров 1910–х годов. Диссертация на соискание ученой степени кандидата философских наук. МГУ, 2001. С. 125–155). Надеемся, что данная работа, содержащая подробный разбор учения об имени в трудах Флоренского и Булгакова, будет в ближайшее время опубликована. 1358

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=866...

Горе. Вскоре Савва едет в Никею, куда перешла после разгрома 1204 года столица Византийской Империи. В это время византийцы ищут себе союзников против латинских завоевателей и для них очень важно не допустить перехода славян в латинскую орбиту. Поэтому они соглашаются и на автокефалию Сербской Церкви и на поставления Саввы первым Сербским архиепископом. Вернувшись в Сербию, Савва устраивает в Жичском монастыре церковный центр нового Царства. Он делит страну на епархии, посвящает своих учеников. Затем совершает торжественное «обновление» христианства в Сербии. В Жиче собран собор всего духовенства, совершено особое служение и после него Архиепископ произносит от лица всего народа торжественное исповедание веры с проклятием всех ересей. И, наконец, последний акт, логическое завершение всего предшествующего: в 1221 г. Савва повторно венчает на царство своего брата Стефана Первовенчанного. Процарствовав 14 лет, утвердив и Церковь и Царство, Савва передает архиепископию ученику своему Арсению, а сам отправляется в Св. Места. Скончался он в Болгарии у своего родственника Царя Иоанна Асеня в 1236 г. День его памяти - 12 января - остался национальным сербским праздником, ибо св. Савва отец и сербского Православия и Сербской государственности. Дальнейшая история Сербского Царства фактически только повторяет уже знакомую схему: те же сложнейшие отношения с Римом, тот же политический вопрос об унии, постоянные смены ориентаций, - то с греками, то против них. Последний расцвет Сербии - царствование Стефана Душана (1331 - 1355), когда Сербия почти достигает изначальной мечты славян: восстановления единой Империи под славянским знаменем. У политики Душана одна цель - взять Константинополь, объединить под свой властью сербов, болгар, греков, - и общими усилиями ликвидировать все усиливающуюся турецкую опасность. В 1346 г. он венчается в своей столице Скоплье «Императором Сербов и Греков», до этого еще архиепископа Сербии возводит в Пече в Патриарха. Но и он заигрывает с Римом, и за это отлучается Константинопольской Церковью.

http://sedmitza.ru/lib/text/436726/

Как кажется, в Сербии была также сделана попытка нового перевода Толкового евангелия Феофилакта Болгарского (см. § 9). Ее свидетелем является сохранившийся в составе Великих четьих миней пространный отрывок толкований на Евангелие от Матфея, главы 1 –19; он издан по Царскому списку, см. ВМЧ, октябрь, стб. 2136–2503. О сербском происхождении свидетельствует лексика вроде юнаквица, шестаквица. В сборнике конца XVII в. из городской библиотеки Лейпцига содержится отрывок из этого перевода с припиской, которую опубликовал Яцимирский (1921, с. 538). В приписке говорится, что перевод был выполнен на Афоне по просьбе сербской царицы Елены, тайно прибывшей на св. Гору (!) в 1347 г. Речь может идти о Елене, жене сербского короля Стефана Душана (1331–1355). По устному сообщению Рад милы Ковачевич, в сборнике Музея Сербской Православной церкви  43 (Богданович 2560), написанном около 1350 г., содержится особая южнославянская переработка толкований на Апокалипсис. После захвата Тырнова в 1393 г. турками-османами активная культурная жизнь у южных славян переместилась на несколько десятилетий в Сербию, где при дворе деспота Стефана Лазаревича и в Ресавском монастыре проходила деятельность крупного славянского писателя Константина Костенецкого (ок. 1380–1431). Константину приписывается перевод Песни песней с толкованиями Феодорита Кирского . Текст неоднократно издавался и исследовался (см. библиографию в Главе 1, § 19, 10). О его использовании при издании Острожской библии см. § 15. Переведенные в это же время толкования Олимпиодора Александрийского на книгу Иова (см. Глава 1, § 19, 7), как кажется, тоже используют в качестве основы библейского текста старый перевод Иова. Приводим в качестве образца текста стихи 19:4–5 с толкованиями по рукописи Рыльского монастыря, 1/4 (18), л. 139–139 об.: Се в прельстихсе аз. в мне же въдворисе льстець. глаголати слово еже не подобаеть. а словеса моа прельщаютсе. и не о времени. ослабите яко о мне величаетесе. и ми в болезни. ОЛИМПИ20;ДОР. Буди, рече, по вась яко истиннаго прельстихсе.

http://azbyka.ru/otechnik/Anatolij-Aleks...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Кафоликон мон-ря Матейче. XIV в. [Матеич, Богородица Црногорская; македон. Mamejчe; серб. Матеич], бывш. муж. мон-рь в честь Успения Пресв. Богородицы Скопской епархии непризнанной Македонской Православной Церкви. Находится на склонах горного массива Скопска-Црна-Гора близ с. Матейче на западе от г. Куманово (Республика Македония). М. как Богородица Црногорская впервые упоминается в 1300 г. в хрисовуле серб. кор. Стефана Уроша II Милутина (см. Милутин ). Исследователи предполагают, что ранее на месте М. находилась греч. церковь, построенная в сер. XI в. Обновление или новое строительство в мон-ре начал серб. царь Стефан IV Душан (1331-1355), но не успел завершить его. Работы продолжили его вдова, царица Елена (см. Евгения, прп.), и сын, царь Стефан Урош V , к-рые считаются ктиторами обители. Царица Елена, принявшая монашеский постриг с именем Елисавета, а потом великую схиму с именем Евгения, похоронена в этой обители. Согласно преданиям, правосл. и мусульм. женщины приходили на ее могилу с просьбами о даровании потомства. Иллюстрация к 6-му икосу Акафиста Пресв. Богородице. Роспись собора мон-ря Матейче. Ок. 1360 гг. Иллюстрация к 6-му икосу Акафиста Пресв. Богородице. Роспись собора мон-ря Матейче. Ок. 1360 гг. Несмотря на османское завоевание, в XV-XVI вв. мон-рь был важным духовным и книжным центром. Он имел обширные земельные владения на Скопской горе и возле Куманова. В его скриптории в XV в. работал мон. Герасим, к-рый переписал «Диалог Григория, папы Римского». В М. жил иером. Исаия Сербин, собиравший древние церковные греч. и слав. тексты и сочинявший для них мелодии, Владислав Грамматик переписал здесь как минимум 3 из известных 7 его сборников. В осман. описи 1570-1573 гг. уточняется, что М. владел достаточным имуществом. Обитель упоминается в источниках сер. XVII в., но, вероятно, после австрийско-турецкой войны (1683-1699), габсбургского похода на Скопье (1689) и т. н. Великого переселения сербов (1690) опустела. В XIX в. здесь останавливались иером. Кирилл (Пейчинович) , в 1848 г.- Йордан Хаджи Константинов-Джинот, к-рый сообщил, что албанцы уничтожили хранившиеся в мон-ре 10 связок слав. рукописей. В 1885 г. в монастырской башне были найдены 2 уцелевшие слав. рукописи - Октоих и «Правила св. Василия» (НБС. Бр. 450, 451; см.: Поп-Атанасов и др. 1997. С. 191). Ок. 1860 г. собор был отреставрирован на средства попа Джорче Войниклия и иконома Димитара из Куманова, к-рые получили для этого фирман от тур. султана.

http://pravenc.ru/text/2562570.html

Святой великомученик Лазарь, царь Сербский Память 15/28 июня «Святосавский всенародный идеал " все за Христа – Христа ни за что " , – писал преподобный Иустин (Попович) , – никто не осуществил в такой полноте, как святой великомученик царь Лазарь. Он воплотил этот всенародный идеал, избрав Царство Небесное и принеся себя в жертву на Косово, а с собой и весь сербский народ». Св.Лазарь. Современная икона.Фото: иером.Игнатий (Шестаков) Отец великомученика царя Лазаря, Лазарь Прибац Хлебельянович, был вельможей при дворе могущественного сербского царя Стефана Душана (1331–1355). Родом он был из города Прилепца и имел троих детей: двух дочерей и одного сына – блаженного и славного Лазаря, который родился в упомянутом Прилепце около 1329 года; с детских лет он был воспитан в христианской вере. Имея добрый нрав, кроткий ум, храброе и благородное сердце, он быстро преуспевал в учении и благочестии. Лазарь обильно преумножал полученные от Бога таланты и вскоре превзошел многих своих сверстников, привлек внимание самого царя Душана и снискал его благосклонность. Лазарь был взят на царский двор в Скопье и скоро начал принимать участие в решении государственных дел. При дворе царя Душана молодой Лазарь быстро приобрел всеобщую любовь и уважение за свою честность, мужество и искреннюю веру. Как человек искусный в ратном деле, Лазарь стал воеводой царя Душана, который отдал ему в супруги свою благородную родственницу Милицу, дочь великого князя Вратко из рода Неманичей. (Воевода Топлицкий и Полимский Вратко иначе известен как старый Юг-Богдан. Он вел свое происхождение от Вукана, старшего сына Немани. Воспетый в народных эпосах старый Юг-Богдан привел на Косовскую битву всех своих девятерых сыновей и героически погиб вместе с ними.) По народному преданию, Лазарь обручился с Милицей в монастыре Йошанице и вскоре после женитьбы был возведен в достоинство князя. Это произошло около 1353 года. Свв. Лазарь и Милица. Фреска монастыря Любостиня Лазарь и Милица служили друг для друга примером в благочестии. Бог дал им сначала пятерых дочерей: Мару, Драгану, или Марию, Елену, Феодору и Оливеру, а затем и трех сыновей: Стефана, Вука и Добровоя. Насколько благочестивой была их семья, можно судить по тому, что отец, мать и старший сын со временем были прославлены в лике святых.

http://pravoslavie.ru/40145.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010