По мере участия в спасении Христовом ум отдельного человека возвращает постепенно утраченный чрез грех образ Божий, хотя окончательно образ Божий в человеке восстановится только в будущей жизни. 1311 Учение св. Амвросия об искуплении не отличается ни глубиной теоретических обоснований, ни тонкой догматической формулировкой, зато оно, нося более практический, по сравнению с учением восточных отцов, характер, 1312 с большей экспрессией и ясностью переносит центр тяжести этого учения в духовно-нравственную сферу. 1313 Прежде всего св. Амвросий усиленно подчёркивает невозможность для человека путём личных усилий освободиться от ложной греховной жизни и выйти на истинный путь. «Если человек без руководителя потерял указанный (acceptum) путь в раю, то каким образом, – спрашивает св. отец, – он без проводника мог найти потерянный путь среди пустыни, где весьма много искушений?» 1314 Указать этот потерянный путь и дать силы идти по нему и вообще искупить человека не мог ни сам человек, 1315 ни ангел или архангел, так как и он не мог удержаться от греха и сохранить полученное им от Бога, 1316 – искупить мог только Тот, Кто выше всех, Кто больше мира, Кто есть всё и во всех – Христос. 1317 Искупление людей Христом св. Амвросий почитает актом величайшего милосердия 1318  и любви 1319 Божией к людям, почему и Сам Христос, возлюбивший мир и желавший быть возлюбленным со стороны этого мира, 1320 называется у св. отца Сыном любви или самой Любовью . 1321 По вопросу о сущности искупления во времена св. Амвросия существовало два воззрения: одно, исходившее от свв. Иринея и Афанасия, сущность искупления видело в том, что Христос чрез своё плотское рождение освятил плоть всего человечества, откуда следовало, что все люди достигают божественной жизни, именно благодаря воплощению Спасителя 1322 ; второе, сменившее постепенно первое, центр тяжести в вопросе об искуплении полагало в страданиях и крестной смерти Христа. Св. Амвросий является ревностным поборником второго воззрения, однако, кое-где в его творениях, особенно более раннего периода, можно отыскать следы и афанасиевского понимания искупления, проводившегося на Западе св. Иларием. Так, в De virginibus св. Амвросий пишет: «После того, как Господь, пришедши в это тело, сочетал общение божественности и телесности без всякого пятна внешнего смешения, Он, разлившись по всему миру, сообщил человеческим телам образ небесной жизни. Это и есть тот самый будущий род, который возвестили служащие на земле ангелы ( Мф. 7,11 ) (и) который воздаст Господу служение чрез послушание непорочной плоти». 1323

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Medio...

1276. Там же. С. 90–91. 1277. Там же. С. 88–89. 1278. Ин. 1:1. 1279. Пс. 110:9. 1280. Антоний (Булатович), иеросхимонах. Апология. С. 30–31. 1281. Там же. С. 32–33. 1282. Там же. С. 41. 1283. Там же. С. 29. 1284. Там же. С. 22. 1285. Ин. 1:1. 1286. Лк. 9:35. 1287. Антоний (Булатович), иеросхимонах. Апология. С. 4–5. 1288. Цит. по: Там же. С. 4. 1289. См.: Троицкий С. Афонская смута. — Церковные ведомости 20, 1913. Цит. по: Начала 1–4, 1995. С. 169–170. 1290. Там же. Подробнее об этом см. в Главе VIII (разбор доклада С. Троицкого). 1291. Антоний (Булатович), иеросхимонах. Апология. С. 101. 1292. Там же. С. 188. 1293. Там же. С. 23. 1294. Там же. С. 40–41. 1295. 1 Кор. 8:6. 1296. Антоний (Булатович), иеросхимонах. Апология. С. 33–34. 1297. Там же. С. 25. 1298. Там же. С. 6. 1299. Там же. 1300. Там же. С. 53. 1301. Там же. С. 27. 1302. Там же. С. 16–17. 1303. Как ясно из дальнейшего, под»трисвятой песнью»здесь понимается не молитва»Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас», а песнь ангелов из книги пророка Исайи»Свят, свят, свят Господь Саваоф». Если молитва»Святый Боже»в православной традиции воспринимается как относящаяся к трем Лицам Святой Троицы, то песнь из книги пророка Исайи воспринимается по–разному: в частности, в Акафисте Иисусу Сладчайшему, на который ниже ссылается автор»Апологии», она истолкована как относящаяся к имени Иисуса Христа. 1304. Антоний (Булатович), иеросхимонах. Апология. С. 10. 1305. Там же. С. 83. 1306. Фил. 2:9. 1307. Антоний (Булатович), иеросхимонах. Апология. С. 10. Ср.: Деян. 2:21. 1308. Там же. С. 111–112. 1309. Там же. С. 85–86. 1310. Там же. С. 89. 1311. Там же. С. 93. 1312. Там же. С. 8. 1313. Там же. С. 6–7. 1314. Там же. С. 17. 1315. Там же. С. 65–66. 1316. Там же. С. 18. Ср.: Иоанн Синайский. Лествица 21, 7. 1317. Там же. С. 9. 1318. Там же. С. 49–50. 1319. Там же. С. 52. 1320. Там же. С. 72–73. 1321. Иже во святых отца нашего аввы Исаака Сириянина Слова подвижнические. Сергиев Посад, 1911. С. 61. 1322. Антоний (Булатович), иеросхимонах. Апология. С. 153.

http://predanie.ru/book/86663-svyaschenn...

1301 Contra gentes. 2. 7; 41. l 13. Хотя термин «τ πρκαλον» и употребляется Плотином по отношению к Единому, но контекст его использования подразумевает скорее красоту, замкнутую на самой себе, чем доброту, направленную на материальный мир. См.: Ennead 1. 8. 2. 8; Ennead 5. 8. 8. 21; Ennead 6. 7. 33. 20. 1302 De incarnatione verbi 3. 3. 2: πηγ τς γαθτητος; ср.: De sententia Dionysii 23. 2. 2: πηγ τν γαθν. 1305 Слово Божие, «пребывая со Отцом Своим, наполняет… и всю вселенную во всех частях ее. Но приходит, снисходя Своим к нам человеколюбием и явлением среди нас» (φιλανθρωπ κα πιφανε), см.: Ibid. 8. 1. 5–7. 1308 Фокин А. Р. Афанасий I Великий. Богословие. С. 36. Так же выражался прот. Г. Флоровский : «Проявления творческой воли содержат как бы элемент случайности, хотя воля Бога и отражает свойства Его естества», см.: Флоровский Г., прот. Понятие творения у свт. Афанасия Великого . С. 96. Термины «случайный», «элемент случайности» следует признать неудачными; лучше было бы использовать философский термин «контингентный», т. е. «вероятностный». 1310 Oratio II contra Arianos 68. 4. 4: κα μ συνηρμοσμνην χων ατν τ σματι; см.: Творения. Т. 2. С. 351. Мы бы перевели точнее: «без согласованности (гармонизации) ее с телом». Причастие συνηρμοσμνην, употребленное здесь Святителем, происходит от глагола συναρμζω и имеет одинаковые лингвистические корни с существительным ρμονα («гармония»). 1314 Так, Святитель тут же говорит о душевных страданиях Спасителя как о свойстве «плоти, подверженной страху», см.: Ibid. 55. 1; Творения. Т. 2. С. 437. 1319 Contra gentes 44; см.: Творения. Т. 1. С. 185–186. О действии Промысла не какого-то низшего класса, а Самого Слова на тела людей, см.: Ibid. 44. 23 (ς γρ τ ατο προνο κα σματα μν αξει). 1320 De incarnatione verbi 17 и 41; см.: Творения. Т. 1. С. 212–213, 243–244. Здесь Святитель специально обращает внимание на опровержение языческих предрассудков, убеждая слушателей, что не будет неприлично «Слову пребывать в мире и открывать Себя во вселенной», а также «явиться и в человеческом теле, которое бы Им озарялось, и приводимо было в действие».

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_I_Mefod...

486. Василий Пантелеймонович, князь Карачевский, единственный сын Пантелеймона Мстиславича, князя карачевского ), в некоторых родословных пропущевого, правнук св. Михаила Всеволодовича, князя черниговского 138). Летопись именует его однажды, повествуя, что он убил своего дядю, Андрея (Адриана) Мстиславича, князя козельского (звенигородского, 334), в Козельске, 23 июня 1339 г. – Потомства у него ие видно. 487. Василий Романович 487. Василий Романович, князь брянский (по летописи: дебрянский), один (неизвестно, который по старшинству) из двух сыновей Романа Глебовича, князя смоленского ), от брака с неизвестной. О времени и месте его рождения сведений нет; если верить летописцам польским (напр. Даниловичу), привял своего зятя (мужа сестры) Льва Юрьевича (Георгиевича), князя луцкого ), бежавшего к нему, в Брянск, после взятия Любартом, князем литовским, соседняго Луцку Владимира-Волынского, .в 1320 г.; по разсказу того же летописца Даниловича, ходил с племянником своим (внучатным, т. е. троюродным), Святославом Ивановичем, князем смоленским ), на помощь Киеву против Гедимина, великого князя литовского, разбит на р. Ирпени и бежал в Брянск, в 1321 г,–Никаких других сведений о нём нет – Примечание. Некоторые считают этого князя Александровичем , так как он у летописцев польских именуется без отчества . Но Василий Александрович брянский 427), по нашим летописям, ум. в 1314 г. А за Львом Юрьевичем (Георгиевичем) владимиро-волынским ), по некоторым известиям, была-дочь Романа Глебовича. 488. Василий Романович 488. Василий Романович, первый удельный князь белевский, старший из трех сыновей Романа Семеновича, князя новосильско-одоевского ), от брака с неизвестной, правнук св. Михаила Всеволодовича, князя черниговского 138). – Именуется только в родословных, из которых видно, что он жил в XIV в. п, качав собою род князей Белевских , угасший в XVI в., оставил одного сына, Михаила белевского ). 489. Василий Романович 489. Василий Романович, удельный князь сугорский, младший из двух сыновей Романа Михайловича, удельного князя белозерского ), от брака с неизвестной. – Именуется только в родословных, из которых видно, что он жил в XIV в. и, от брака с неизвестной, оставил пятерых сыновей: Юрия (Георгия), последняго удельного князя белозерского ), Афанасия, родоначальника существующих князей Шелешцянских 376); Семена, князя кемско-сугорского ), Ивана, первого удельного князя Карголомского 809), и Константина, князя белозёрского ), в большей части родословных пропущеного. – Примечание. Князь Василий сугорский, по мнению Карамзина и г. Соловьева, был сыюм не Романа Михайловича, а его брата Федора Михайловича. Но все родословные, начиная с так называемой Бархатной книги» (впрочем, обильной недосмотрами) и кончая приложенной к самому сочинению Карамзина считают князя Василия сугорского – Романовичем. 490. Василий Романович

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Hmyrov/...

оставили некоторые сведения Иоанн Вюрцбургский в своем «Описании св. Земли» (1165) и пресвитер Иоанн Фока в «Сказании вкратце о городах и странах от Антиохии до Иерусалима, также Сирии, Финикии и о св. местах в Палестине». Из указанных сочинений видно, что в конце XII в. одним из монашеских пунктов в Антиохийской церкви были по-прежнему горы, расположенные близ Антиохии, а именно: Дивная с монастырем Симеона Столпника, Черная и Скопель. На них было немало спасавшихся, которые обитали в лесных чащах этих гор, привлекаемые их красотой. 1313 В Палестине одним из мест подвижничества была гора Фавор, «земное небо, отрада души и услаждение глаз православных людей». На вершине горы находились два монастыря, в которых христианские отшельники умилостивляли Бога разноязычными песнопениями. На той части ее, на которой совершилось Преображение Христово, был построен латинский монастырь, а место на правой стороне освящали своими молитвами и подвигами православные назореи. 1314 Лежащая около северной части горы пещера Мелхиседека была пронизана во времена Фоки разными отверстиями с надземными и подземными отделениями, где были построены различные жилища и келлии, служившие для многих аскетов местом жилья и подвижнического пребывания. 1315 Внутри города Севастии, лежащего в одном дне пути от Фавора, на холме, где некогда стоял дворец Ирода, существовал Ромейский монастырь с круглым храмом. 1316 Из иерусалимских монастырей существовали: Ромейский монастырь в левой части города, построенный, по преданию, на фундаменте древнего монастыря преп. Мелании; 1317 женский монастырь в честь Богоматери Majoris; 1318 мужской монастырь Девы Марии Латинской; 1319 неизвестный по имени мужской монастырь на дороге, которая ведет в долину Иосафата; 1320 другой также неизвестный по имени монастырь с мощами первомученика Стефана находился позади города, против горы Елеонской. 1321 Долина Иосафата была покрыта очень многими келлиями, в коих иноки проводили отшельническую жизнь; 1322 а в верхней части долины (in summitate vallis) находилась киновия с гробом Девы Марии.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Sokolov/s...

Но это далеко не так. Святой Коламба оставался неизменным покровителем шотландцев. К 16 веку в его честь было освящено 55 церквей, и это больше, чем храмов, посвящённых любому другому ирландскому или британскому святому. Кельтское христианство, апостолом которого  неизменно считался Коламба, – вера, выковавшаяся на окраинах Западной части Христовой Церкви, всегда близкая к Природе, к обездоленности, странничеству, часто – к бедности, уничижению. Вера всегда обращенная к Богу, благословляющему борьбу за независимость, проповедовала  социальную справедливость и милосердие, что не слишком нравилось Риму. И святой Андрей был искренне принят кельтами, так как не отождествлялся с папством. Национальная память шотландцев хранит два ключевых события героической истории сопротивления: битву при Бэннокберне и принятие «Арбротской декларации» (ahrл. Declaramion of Arbroath – декларация независимости Шотландии в период борьбы за независимость с Англией). Соратник легендарного Уильяма Уоллеса, король Роберт Брюс 23-24 июня 1314 года, встав во главе высокогорного ополчения, около Бэннокберна разгромил сильнейшую армию Эдуарда II. Накануне сражения мощи святых Коламбы и Филлана выносились перед шотландскими отрядами, священники пели старые гэльские гимны и благословляли скоттов кельтскими реликвиями. Невозможное свершилось – Роберт Брюс победил. А 6 апреля 1320 года была подписана Арбротская декларация, – уникальный средневековый документ, воспевающий национальную независимость и свободу. Обращаясь к папе Иоанну III, при всех вежливых оборотах, вроде «святой отец и господин», «Ваше Святейшество», «наместник Господа», шотландцы предупреждали: если римский понтифик «…не откажется поддерживать англичан, к нашему смятению, мы сочтем, что Всевышний вменит Вам в вину умерщвлённые тела, погубленные души и прочие тяготы…». А также обещали: «…доколе хоть сотня из нас останется в живых, никогда и ни в коей мере не покоримся мы английскому владычеству. Ведь не ради славы, богатств и почестей мы сражаемся, но единственно во имя свободы, кою каждый добрый человек утратит лишь вместе с жизнью».

http://radonezh.ru/analytics/nadezhda-sh...

4 Самое же изгнание из человека страстей и восстановление в нем первоначальной чистоты совершается по дару Святого Духа. Господь, видя мужественное отвращение какого-либо из суетных помыслов, развлечений, удовольствий и забот, подает такому лицу Свою благодатную помощь, сообщает его душе непреткновенность в исполнении заповедей и освящает ее любовью Духа Утешителя 1308 . Следовательно, усовершение человека во всяком добре производит Сам Господь как бы в награду ему за отложение нерадения и всецелое, искреннее посвящение себя единому Богу 1309 . Господь ведет всякого нового раба Своего к прозрению разумения, миру помыслов, целомудрию и сердечной чистоте 1310 , о чем Евангелие свидетельствует словами: »Отец Небесный даст Духа Святаго просящим у Него " 1311 . Тогда-то обратившийся к Богу служит Ему с непреклонностью к пороку, не оскорбляет благодати грехами 1312 , всецело предает себя вещаниям заповедей и весь ум занимает невидимым 1313 . Все мирское он начинает считать излишним и упокоевается в одной Божией благости 1314 . Впрочем, злые души не перестают мысленно приражаться к человеку и при полном обращении Его к Богу. Кающийся должен неутомимо продолжать свою тайную борьбу с демонами и противление их внушениям молитвой, запрещением злых помыслов 1315 , постом и верой. Борения лукавых духов в состоянии прекращать одна благодать Божия, что очевидно прилепляющимся ко Господу и устранившим себя от земных пожеланий и вещественных забот 1316 . Господь любит всячески стесняющих в себе страсти во исполнение Божией воли и за это удостаивает их, наконец, дара легко исполнять заповеди 1317 . Полное обращение кающихся Господь вменяет в небесный праздник 1318 и созывает ангелов сорадоваться воскресению в жизнь дотоле погибавших душ. 5 Несмотря на беспредельность милосердия Божия к кающимся грешникам, среди людей оказывается очень много пренебрегающих обращением и упорно прилагающих грехи ко грехам. Нередко подобные лица в конце концов впадают в один из таких грехов, из которого не могут выйти, на свою погибель 1319 . Так было, например, с допотопными нечестивцами, с содомлянами, египтянами времен пророка Моисея и с распинателями воплотившегося Сына Божия. Божественный суд наконец истребил их, признав недостойными видимой жизни 1320 .

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Milov...

Сия вера не есть духовное, внезапное и сверхъестественное озарение души, являющееся независимо от расположения нашей жизни; напротив, по Слову Божию, уверовать во Христа может лишь тот, чье сердце желает праведности, кто произвольно стремится к добру и тяготится злом, а в ком нет такого направления воли, тот уверовать не может, хотя бы знал все доказательства в пользу христианской веры, все древние пророчества о Христе. В этом смысле Господь говорил фарисеям, которые всегда занимались исследованием Писаний: вы не хотите прийти ко Мне, чтобы иметь жизнь... Вы не имеете в себе любви к Богу. Я пришел во имя Отца Моего и вы не принимаете Меня, а если иной придет во имя свое, его примете 1312 . Еще прямее говорил Господь о зависимости веры в Него от любви и о правде всем иудеям: Аз зане истину глаголю, не веруете ми... сего ради вы не послушаете, яко от Бога несте 1313 . А раньше Господь прямо говорил им, что они дети диавола и потому не понимают речей Его; в другом месте: вы не верите, потому что вы не из овец Моих 1314 . Св. Иоанн Богослов предупреждал верующих: кто не от Бога, тот не послушает нас 1315 . Следовательно, уверовать может тот, кто возненавидит зло и возлюбит добро, т.е. покаяние – первый момент сей веры. Посему и св. Иоанн Креститель и Сам Иисус Христос сначала призывали людей именно к покаянию 1316 . Итак, если вера и зародиться в нас не может иначе, как через подвиг благого произволения, то весьма понятно, что делами же вера достигает и совершенства, как говорит Ап. Иаков 1317 , а напротив, от беззаконий люди терпят кораблекрушение в самой вере 1318 , которая сохраняется лишь в чистой совести 1319  и таким образом представляется делом постоянного подвига, которым подвизается христианин 1320 , или, по Посланию к Галатам, она является одним из плодов чистой духовной жизни, наравне с милосердием и воздержанием 1321 . Веры без подвига не бывает. Спасает нас эта вера, этот подвиг, эта полная проникновенность Христовой жизнью, но веру иметь без добрых дел нельзя; а эти добрые дела не суть дела закона, упраздненные Евангелием, т.е.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Boris...

Этот перевод он чрезвычайно уважает и считает его более полным, в сравнении с переводами Акилы, Симмаха и Феодотиона (может быть, потому, что их в ту пору предпочитали иудеи), и тем более в сравнении с сирийским 1314 , который он вообще не очень любит 1315 . Семьдесят переводчиков были «мужи искусные и прекрасные знатоки этого (т.е. еврейского – прим. пер.) языка» 1316 . Это были испытанные люди из числа священников и народа, опытные в Божественных Писаниях. Их перевод был принят апостолами и Церковью из язычников. Кафолическая Церковь также признала его и читает за богослужением 1317 . При всем том Феодор Мопсуестийский не считает его богодухновенным, но только авторитетным и верным переложением сведущих и искусных переводчиков, вполне соответствующим еврейскому оригиналу: «Семьдесят толковников выразительнее и лучше постигли смысл еврейского [текста]» 1318 . Более того, он не колеблясь говорит о многих темных местах в Септуагинте, которые стали следствием погрешностей перевода с еврейского («запутанность выражения возникла из-за перевода» 1319 ), и часто отдает предпочтение еврейскому оригиналу («именно еврейскому [тексту], который более важен для толкования» 1320 ). Впрочем, Феодор весьма часто использует и те переводы (Акилы, Симмаха и Феодотиона), особенно в Комментариях на Псалмы 1321 , объясняя сих помощью греческую рецепцию перевода семидесяти. В толковании на Пс.55:7 он даже отмечает особенности каждого из переводов, сопоставляя их с еврейским оригиналом, и делает вывод: «При сравнении [перевод семидесяти] оказывается по всем параметрам лучше остальных, несмотря на то, что в большинстве мест он звучит весьма непривычно» 1322 . Следовательно, перевод семидесяти он считает совершенно равным по значимости еврейскому оригиналу. Постоянные ссылки Феодора на еврейский текст Ветхого Завета, перевод многих еврейских слов и частые пояснения идиом еврейского языка позволяют предположить в нем некоторые познания в еврейском, хотя и весьма ограниченные. Об этом говорит, кроме прочего, ошибочный перевод имени Ремфан (ωσφρος=утренняя звезда) 1323 и отождествление имен Селмон и Салим 1324 .

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/tolkova...

1313 . Кармелитянка Авигея//Душеполез. чтение. – 1878. – Дек.-С. 466–480. 1314 . Книга пророка Даниила и открытия в области ассироло-гии//Чтения в О-ве любителей духов, просвещения. – 1883. – Март. – С. 307–326. 1315 . Книги и их судьбы: (Ввиду празднования памяти святых Кирилла и Мефодия)//Богослов, вестник. – 1894. – Май. – С. 245–268. 1316 . Легкомысленная игра и кощунственная оргия//Душеполез. чтение. – 1892. -Апр. – С. 694–705. 1317 . Маханаимский дворец: (По поводу событий 5 февр. 1880 г.)//Душеполез. чтение. – 1880. – Март. – С. 354–362. 1318 . Мечты, миражи и действительность//Правосл. обозрение. – 1883. – Янв. – С. 9–29. 1319 . Митрополит Филарет в его отношениях к миру таинственных явлений//Душеполез. чтение. – 1883. – Май. – С. 3–33. 1320 . Мнения и догадки о событиях из времени пребывания евреев в земле Гесем//Чтения в О-ве любителей духов, просвещения. – 1884. – Сент. – С. 437–473. 1321 . Моисей-Озарзиф-Салих//Чтения в О-ве любителей духов, просвещения. – 1880. – Нояб. – С. 539–566. 1322 . Мольба моавитянки Руфи//Душеполез. чтение. – 1890. – Март. – С. 285–294. 1323 . Народная воля: (По поводу проделок революционных партий)//Правосл. обозрение. – 1883. – Май. – С. 219–232. 1324 . Не прогневайся. Бог подаст//Правосл. обозрение. – 1881.– Февр. – С. 249–262. 1325 . Не следует унывать//Душеполез. чтение. – 1878. – Сент. – С. 99–116. 1326 . Недопеченый хлеб//Душеполез. чтение. – 1891. Янв. – С. 154–174. 1327 . Несколько слов по поводу достопримечательных предметов и святынь в наших храмах//Правосл. обозрение. – 1878. – Апр. – С. 596–633. 1328 . Новое построение истории еврейского народа и новые суждения об исторических лицах его: Актовая речь//Прибавления к изд. Творений св. Отцев в рус. пер. – 1887. – Ч. 40. – С. 185–238. 1329 . Ночь: ( Исайи 21, 11–12 )//Душеполез. чтение. – 1878. – Июль. – С. 298–308. 1330 . Нужды Нового года//Душеполез. чтение. – 1889. – Янв. – С. 68–84. 1331 . О Нафановой притче//Правосл. обозрение. – 1889. – Март. – С. 546–597. 1332 . О суевериях евреев, в связи с наукою предсказаний у халдеев//Чтения в О-ве любителей духов, просвещения. – 1880. – Янв. – С. 78–110.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010