Место рождения преподобного Сергия В 3-4 км от Ростова, на левом берегу р. Ишни, находится посёлок Варницы, названный так потому, что в XIV-XVII вв. здесь вываривали соль из жижи, добываемой через колодцы. В этом месте жил боярин Кирилл со своей женой Марией. Здесь 5 (18) июля 1314 г. у них родился сын Варфоломей, будущий Сергий Радонежский . Где-то здесь стоял деревянный храм, в котором будущий святой прокричал в утробе Марии во время каждой из трёх частей литургии, а благочестивая мать от смущения заплакала. Где-то в этих полях искал отцовских жеребят юный Варфоломей, когда ему встретился старец-монах, открывший Кириллу и Марии глаза на предызбранность их сына, а самому Варфоломею открывший способность к грамоте, которая ему никак не давалась. Поглощение Ростова Москвой Властолюбие братьев Константина и Феодора Васильевичей привело к тому, что в 1320 г. Ростов был разделён на две части. Феодору досталась Усретинская часть города и княжества, Константину – Борисоглебская. В ходу была поговорка: «В Ростовской земле князь в каждом селе». Великий князь Московский Василий I около 1409 г. купил Усретинскую часть княжества у Ростовско-Усретинских князей. А в 1474 г. Иоанн III купил Борисоглебскую часть у Ростовско-Борисоглебского князя Владимира Андреевича. Конец монгольского ига Когда в 1480 г. хан Ахмат двинулся из Золотой Орды, чтобы снова поставить Русь на колени, в русских ещё сильна была память недавних страданий от монгольской силы. Пошли слухи о зловещих предзнаменованиях. В Москве ночью якобы колокола звонили сами собой, а где-то звёзды дождём сыпались на землю. Только мужество матери великого князя, инокини Марфы, изъявившей решимость остаться с народом в осаде, вынудило Иоанна Васильевича поехать к войску в Коломну. Но там придворные трусы говорили ему: «Не становись на бой, великий государь, лучше беги; так делали прадед твой Димитрий Донской и дед твой Василий Димитриевич». И князь в страхе убежал в Москву. Смелее всех усовещал боязливого великого князя ростовский архиепископ Вассиан Рыло, родной брат прп. Иосифа Волоцкого: «Ты боишься смерти, но ведь ты не бессмертен! Ни человек, ни птица, ни зверь не избегнут смертного приговора. Если боишься, то передай своих воинов мне. Я хотя и стар, но не пощажу себя, не отвращу лица своего, когда придется стать против татар».

http://azbyka.ru/palomnik/Ростов

Папа Григорий X (1271-1276) назначил комиссию по расследованию в рамках процесса К. Маргариты († 1270), дочери венгерского кор. Белы IV. Тремя венгерскими епископами были собраны свидетельства о 74 чудесах, заключавшихся в исцелениях больных и воскрешениях мертвых, однако в 1271 г. процесс К. был закрыт, т. к. в Риме свидетельства сочли недостаточными для К. Папа Иннокентий V (21 янв.- 22 июня 1276) назначил 2 итал. членов курии, знакомых с юридическими тонкостями вопроса, для инициирования 2-го процесса (1276), однако и он закончился безрезультатно. Неск. попыток К. Маргариты Венгерской было сделано в 1640-1641 и 1770 гг., однако она была беатифицирована только в 1789 г. и канонизирована в 1943 г. папой Пием XII по процедуре эквиполентной (равноценной) К. ( Frakn ó i G. Monumenta Romana episcopatus Vesprimiensis. Bdpst., 1896. Vol. 1: (1103-1276). P. 163-383). Папа Гонорий IV (1285-1287) незадолго до своей смерти получил известие о кончине сиенского доминиканца Амвросия (Амброджо) Санседони († 1286), прославившегося еще при жизни подвигами и чудесами. Папа приказал 4 доминиканцам отправиться в Сиену, чтобы начать расследование, необходимое для К. Эти уполномоченные лица продолжали собирать материалы даже после смерти папы, однако формально процесс К. не был завершен. В 1442-1443 гг. папа Евгений IV (1431-1447) обещал возобновить процесс и канонизировать Амвросия в Риме, однако этого не произошло, 16 апр. 1443 г. он лишь разрешил римской провинции доминиканского ордена совершать память Амвросия Санседони «так, будто бы он был канонизирован как святой» (velut sanctus esset canonizatus - Parsons G. Siena, civil religion, and the Sienese. Aldershot; Burlington, 2004. P. 39-41). При этом формальной К. совершено не было, лишь в 1597 г. папа Климент VIII причислил Амвросия к лику блаженных. К. кор. Франции Людовика IX († 1270) провел 1 июля 1297 г. папа Бонифаций VIII (1294-1303). Эта К. носила отчасти политический характер, т. к. произошла вскоре после примирения папы с кор. Франции Филиппом IV Красивым , внуком Людовика IX (ActaSS. Aug. T. 5. P. 527). Папа Климент V (1305-1314) 5 мая 1313 г. в Авиньоне причислил к лику святых папу Целестина V (5 июля - 13 дек. 1294), основателя ордена отшельников св. Дамиана, или мурронитов (по мирскому имени Целестина V - Пьетро Анджелари дель Мурроне) (Regestum Clementis papae V. R., 1888. Vol. 8. P. 295). Папа Иоанн XXII (1316-1334) 7 апр. 1317 г., также в Авиньоне, канонизировал Людовика, еп. Тулузы († 1297) ( Eubel C. Bullarium Franciscanum. R., 1902. Vol. 5/Ed. C. Eubel. P. 111); 17 апр. 1320 г. (после расследования, длившегося ок. 13 лет) - Фому, еп. Херфорда († 1282) (ActaSS. Oct. T. 1. P. 596). Тремя годами позже произошла К. Фомы Аквинского († 1274) (Divus Thomas. Freiburg, 1923. Vol. 1. P. 209).

http://pravenc.ru/text/1470233.html

Вскоре после Маркиона стали определительно известны и другие, более полные, собрания новозаветных канонических писаний. Три замечательнейших из церковных писателей конца 2-го и начала 3-го века, единственные представители голоса современной им церкви, Ириней в Малой Азии, а потом в Галлии, Тертуллиан в Карфагене (а сначала в Риме) 1313 и Климент Александрийский (вообще на Востоке). Эти три, – первые твердые свидетели о новозаветном Каноне, между которыми Ириней самый важный 1314 и имеет неоспоримый авторитет 1315 , согласно и без всякого колебания признают четыре Евангелия 1316 , книгу Деяний Апостольских 1317 тринадцать посланий Павловых 1318 , первое послание Петра, первое Иоанна и Апокалипсис 1319 . Четыре Евангелия они обыкновенно соединяли под общим и собирательным именем υαγγλιον, εαγγλιν, υαγγλι, instrumentum evangelicum, а послания апостольские, особенно Павловы, включая сюда же и книгу Деяний апостольских, под собирательным именем πςολος, ποςολιν, ποςολι, instrumentam apostolicum 1320 . Оба собрания υαγγλιον и Απςολος (соответственно ветхозаветным названиям «закон и пророки») – первое уже совершенно законченное, последнее не вполне утвердившееся – Тертуллиан соединяет под одним общим названием Novnm Testamentum или Novum Instrumentum 1321 . Из прочих новозаветных писаний упомянутые церковные писатели прямо признают за кафолическую книгу послание к Евреям 1322 ; но они не согласны между собою в суждении о его происхождении от ап. Павла. Такое происхождение послания признает только Климент (признавая перевод этого послания с еврейского на греческий Лукою), между тем как Ириней, по позднейшему свидетельству; отрицал его происхождение от ап. Павла, а Тертуллиан признает его писателем Варнаву 1323 . (Так как послание эхо обращалось по преимуществу на Востоке, в среде христиан из иудеев, потому, кажется, в начале оно и не могло иметь всеобщего значения на Западе). О втором послании ап. Петра, о послании Иакова и третьем послании Иоанна, три названные писателя ясно не упоминают, хотя отчасти и ссылаются 1324 на них, как на писания определительные; но второе послание Иоанна ясно признается притом и Климентом 1325 , точно также как послание Иуды – Тертуллианом и Климентом 1326 . III. Другие свидетели из 2-го века

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/v...

1306 Там же. 1307 Тертуллиан. О молитве Господней, XXII. 1308 Свт. Иосиф Волоколамский//Цветник духовный. Ч. I. С. 55. 1309 В житии схиархм. Гавриила. 1310 Помещается в Большом Требнике и в некоторых старых изданиях Молитвослова Киево-Печерской Лавры. 1311 Игум. Антоний. Письма, п. 88. С. 98; см. у него же о молитве в скорбях (п. 11. С. 12); еп. Игнатий Брянчанинов. Сочинения. Т. 1. С. 275—276; свт. Димитрий Ростовский. Творения. T. I. С. 102. 1312 Часослов Тропарь, гл. 8-й на 3-м часе. 1313 Триодь Постная. Среда 1-й седм. Тропарь на 6-м часе. 1314 Ирмосы 4-й и 5-й Воскресные, 8-го гласа. 1315 Игум. Антоний Оптинский советует читать эту молитву, находясь в унынии (п. 2. С. 34). 1316 Тропарь праздника в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали». 1317 Тропарь иконе Божией Матери Казанской. 1318 Иеросхм. Макарий Оптинский. Письма к монашествующим. С. 330, 53; свт. Тихон Задонский. Творения T. I. Изд. V, п. XIX. С. 236 и 223. 1319 Он же. Письма к мирянам, п. 94. С. 192. 1320 Иеросхм. Амвросий Оптинский. Письма. Ч. 1, п. 202. С. 194; ср.: п. 25. С. 36. 1321 Иеросхм. Амвросий Оптинский. Письма. Ч. 1, п. 20. С. 32—33. 1322 Иеросхм. Амвросий Оптинский. Письма. Ч. 1, п. 183. С. 180. 1323 Свт. Иоанн Златоуст. Творения. T. III. С. 163—164. 1324 Там же. С. 463. 1325 Преп. Ефрем Сирин. Творения. Ч. I. С. 336. 1326 Еп. Феофан Затворник. Письма.//Санкт-Петербурский Духовн. Вестник. 1891. 41. С. 812—813. 1327 Свт. Иоанн Златоуст. Творения. T. VII. Толков. 11 на Матф. С. 108—109; см. также: Беседа 39 на Быт. 1328 Филарет, митр. Московский. Сборник мыслей и изречений. М., 1897. С. 42. 1329 Свт. Иоанн Златоуст. Творения. T. XII. С. 131. 1330 Свт. Иоанн Златоуст. Творения. T. III. С. 36—37. 1331 Там же. T. VII. С. 419. 1332 Свт. Климент, еп. Римский. Первое посл. к Коринф., гл. 46//Писания мужей апостольских. С. 147. 1333 Филарет, митр. Московский. 1334 Преп. Нил Синайский. 1335 Иннокентий, митр. Московский. 1336 Иером. Арсений. Маргарит. С. 164; иеросхм. Амвросий Оптинский. Письма. Вып. II, п. 411. С. 128.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3048...

Цитата не идентифицируется. 1308 Григорий Богослов, Слово 40, 5 — PG 36, 364В. 1309 Он же, Слово 44, 3 — PG 36, 609В. 1310 Он же, Слово 40, 5 — PG 36, 364В. 1311 Он же, Слово 44, 3 — PG 36, 609С. 1312 Вариант перевода: «подающему знание в защиту заключающейся в Нем истины». 1313 Дионисий Ареопагит, О таинственном богословии, 2 — PG 3, 1025В. 1314 Он же, Письмо 5, к Дорофею, диакону — PG 3, 1073А. 1315 См.: Василий Великий, Шестоднев 2, 5 — PG 29, 41А. 1316 См.: Мф 16:28; Мк. 9:1; Лк. 9:27. 1317 См.: Василий Великий, Шестоднев, 2, 5 — PG 29, 41А. 1318 Быт. 3:19. 1319 См.: Иоанн Златоуст, Беседы на книгу Бытия, 16,1; 5 — PG 53, 128; 131. 1320 Ин. 1:51. 1321 Мф. 3:16; Мк. 1:10; Лк. 3:21–22. 1322 Деян. 7:55–56. 1323 См.: Григорий Нисский, Похвальное слово первомученику Стефану I — PG 46, 716D — 717В. 1324 Афанасий Александрийский, Житие святого Антония, 10 — PG 26, 860А. 1325 Минея, 17 января на утрени, канон святому Антонию, песнь 1, тропарь 4. 1326 Буквально: «тянет». 1327 Буквально: «делает всего видящего принадлежащим только себе». 1328 1 Кор. 2:14. 1329 См.: Василий Великий, Шестоднев, 2, 8 — PG 29, 52В. 1330 1 Сол. 4:17. 1331 О божественных именах 1, 4 — PG 3, 592ВС. 1332 Афанасий Александрийский (псевдэпиграф), О явлении во плоти Бога Слова, 4 — PG 28, 96А. 1333 Минея, 6 августа на великой вечерне стихира на «Господи воззвах», «Слава, и ныне». 1334 Ср.: Максим Исповедник, Диспут с Пирром — PG 91, 341А. 1335 Григорий Нисский, Толкование на заповеди блаженства, 6 — PG 44, 1269А. 1336 См.: выше примечание к 1, 7, 28. 1337 Дионисий Ареопагит, О божественных именах 1, 4 — PG 3, 592В. 1338 Там же, 592ВС. 1339 Ср.: 1 Кор. 15:28; Григорий Нисский, О душе и Воскресении, 3 — PG 46, 104В. 1340 Андрей Критский, Слово на Преображение — PG 97, 949В. 1341 Максим Исповедник, О недоумениях к Иоанну, 22 (5, 18), PG 91, 1128А. 1342 Иоанн Дамаскин, Homilia in transfigurationem domini, 12 — PG 96, 564C. 1343 Андрей Критский. Слово на Преображение — PG 97, 949С. 1344 Ср.: Иоанн Дамаскин, Homilia in transfigurationem domini, 13 — PG 96, 564D–565C. 1345

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=691...

апостолов 1310 . Несколько новых, сравнительно с Алексеевским Уставом, произведений представляют нарощения на студийской основе; пять из них вошли в Евергетидский и Иерусалимский Уставы: мучение святого Анфима 3 сентября, св. Вавилы 4 сентября, Созонта 7 сентября, Екатерины 24 ноября, житие св. Стефана 28 ноября; одно – житие св. Максима 21 января – только в Евергетидский (12 августа); два: житие Григория Богослова 26 января и житие св. Февронии 25 июня вошли только в Иерусалимский Устав; четыре составляют исключительную принадлежность Синаксаря: чтение о кресте 7 мая 1311 , чтение о перенесении мощей св. Стефана 2 августа 1312 , мучение св. Евсигния 5 августа 1313 и житие св. Лаврентия 10 августа 1314 . Позднее чем на Афоне и, по-видимому, сначала чрез посредство афонской литургической практики студийская практика Уставных Чтений легла в основу таковой же практики некоторых западных монастырей восточного обряда. Сохранившиеся до нас девять «сводных» ктиторских Типиконов этих монастырей от XII до XVI века 1315 – один Криптоферратского монастыря близ Рима и восемь южно-италийских и сицилийских, распадающихся на две редакции, судя по описанию их, сделанному проф. Дмитриевским (Τυπικ, 795–912 стр.) и Тоскани (Ad Typica graecorum, Roma 1864), дают состав и строй чтений студийский, хотя и в своеобразной переработке, обнаруживающей влияние афонской и иерусалимской практики. Студийский – самый общий порядок чтений: когда кафизм одна – чтений два, т. е. другое по 3 п. канона, когда кафизм две – чтений три 1316 , кафизм же полагается одна от Антипасхи до 22 сентября и две – от 22 сентября до пятницы мясопустной 1317 . Однако замечается и характерный шаг вперед, сравнительно не только со студийскими, но со всеми Уставами: в некоторые великие праздники чтения полагаются по каждой песни канона. Великим постом в будни – три кафизмы и три чтения, кроме понедельника 1-ой седмицы, когда две кафизмы и два чтения 1318 . На каноне – трипеснце чтений не полагается 1319 . После каждого чтения утрени братия, вставая, говорит: «Господи помилуй» 6 раз, кроме последнего чтения кафизм, когда непосредственно за чтением следует исполнение 50 псалма; братия творит общий поклон и приступает к дальнейшей части утрени 1320 .

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Vinogr...

1313 Но так как военачальники спорили между собой... — По Павлу Диакону, между собой спорили алеманны и франки (III, 22/ Paulus Diaconus. Historia Langobardorum. Hannoverae, 1878. P. 127). 1314 ...Винтри он... лишился герцогства... — Т. е. должности герцога (ducatum caruit. Термин «ducatus» означал в то время должность герцога, а не управляемую им территорию. 1315 А вот Ницетий... добился от короля должности герцога, премного ода рив его за это. — Ницетий не случайно заплатил за свое повышение, поскольку должность герцога была выше графской. О полномочиях герцога см. прим. 129 к кн. II. 1316 А Хульдерик-сакс, впав в немилость короля Гунтрамна... — О Хульдерике см. кн. VII гл. 3. 1317 ...по которой, как сказано выше, некоторые другие нашли убежище... — Здесь имеются в виду граф города Бордо Гарахар, а также Бладаст, причастные к делу самозванца Гундовальда и нашедшие убежище в базилике блаженного Мартина. Видимо, Хульдерик был также замешан в этом деле. См. кн. VIII, гл. 6 и прим. 19 к кн. VIII. О праве убежища в церкви см. прим. 18 к кн. V. 1318 . ..оставался по ту сторону реки Луары... — Т. е. по левую сторону реки, где также частично расположен Тур. 1319 ...был... изгнан... оттуда горожанами, главным образом Домигизилом. — Вероятно, речь идет о том самом Домигизиле, который упоминается в кн. VI (гл. 18, 45). 1320 ...область города... — Слово pagus («паг, область, район, округ») Григорий употребляет в двух значениях: в значении части территории (области) города и в значении всей территории (области) города, как в данном случае. 1321 ...за исключением тех женщин, на которых не может падать подозрение в прелюбодеянии... — Видимо, автор имеет в виду кровных родственников — мать, сестер. 1322 Собор низложил Ф австиана, рукоположенного по приказанию Гундовальда в епископы в город Дакс... — См. кн. VII, гл. 31. 1323 Урсицин, епископ кагорский... — См. кн. V, гл. 42; кн. VI, гл. 38. 1324 «...и нарек им имя Адам»... — Быт:5, 2. 1325 ...«человек, сделанный из земл и»... — По Иерониму. (См.: Hieronimus Stridonensis. Liber de nominibus Hebraicis. P.. 1609. Р. 1447).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3145...

Наконец, запрещающих вступать в брак, по причине гнушения им, апостол прямо называет лицемерными лжесловесниками..., их учение обольстительным и бесовским, могущим привести лишь к отпадению от веры ( 1Тим.4:1–5 ). Совершенно тот же взгляд высказывается в апостольских и соборных правилах. Например, 51 апост. правило гласит: «Аще кто... удаляется от брака... не ради подвига воздержания, но по причине гнушения, забыв, что... Бог, созидая человека, мужа и жену сотворил их...., или да исправится, или да будет извержен из священного чина и отвержен от церкве. Такожде и мирянин» 1314 . В правилах Гангрского собора 1315 , признанных потом и вселенскими соборами, неоднократно и настойчиво осуждаются те, которые удаляются от брака по гнушению последним 1316 , брачное честное сожительство почитается 1317 , и девствующим строго воспрещается превозноситься пред бракосочетавшимися 1318 . Подобный взгляд на плотские отношения супругов проводится еще и в пра- —418— вилах соборов Анкирского, Неокессарийского, Карфагенского и VΙ вселенского. Также учат и отцы, и учители церкви 1319 . Если некоторые из наших публицистов, почему-либо не удовлетворяющиеся церковным учением о браке, указывают иногда на мнения некоторых отцов и учителей церкви (преимущественно – западной), по-видимому, не совсем благоприятные браку 1320 , то это обстоятельство еще нисколько не говорит о какой-либо двойственности в учении церкви. Подобные мнения суть не более как лишь частные и отдельные мнения весьма немногих, сравнительно, лиц, и не в них нужно видеть выражение истинно-христианского взгляда на брак, а в учении всей церкви, изложенном в определениях и постановлениях вселенских соборов. Точно также изложенному христианскому взгляду на плотскую сторону брачных отношений нисколько не противоречит наша церковная молитва об очищении, читаемая повнегда родити жене отроча. Правда, здесь есть смиренное исповедание, что по пророка Давида словеси в беззаконии зачахомся и сквернави вси есмы пред Тобою, есть молитва об очищении телесной скверны родившей и о прощении ее 1321 .

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

1293 Основанием этому служит и указание летописи, что в 1421 году, по случаю большого разлития Волхова, «у Воскресения в Людине конце пели тольку на полатех.» Новг. I лет. стр. 109. 1295 Лет. в 4-ку писан в царствование Императр. Екатерины II. Ср. Ист. разгов. о древн. В. Новгорода, где на стр. 33 основание церквей Вознесенской и Петропавловской отнесено также к 1092 г. Подобн. обр. время значится и по клиров. ведомостям и по надписи на раке пр. Харитины. 1301 В рукописном сказании о преп. Харитине, находящемся также у ее раки, она названа настоятельницею Петропавловского монастыря, в котором приняла на себя иноческий образ. 1302 В Новг. II лет. под 1572 год. на стр. 172 сказано, что в этом году июля 16 «горело в Никитском запольи у Рождества Христова два двора пустых, и тут был царь православный Иван Васильевич всея Руси». 1303 Ист. Росс. Иерарх. ч. V, стр. 692. Следы бывшего Сокольницкого монастыря доселе очень заметны. 1309 Кроме Донского, строителями храма записаны в синодике: «Андрей, Геронтий, Константин, Вениамин, Кирилл, Трифон, Аркадий, Иосиф, Варлаам, Павел, Харитон, Онуфрий и Александр.» 1312 Полн. Собр. Русск. лет. Т. VI, стр. 285. Соф. Врем. II стр. 363. Львов. лет. относит это к 1535 году. См. Т. III стр. 390. Устав общежития был уже введен в Никольском монастыре в XII веке. Новг. III лет. стр. 215. 1314 Новг. II лет. стр. 140. В той же летописи о скудельницах упоминается под 1570 и 1571 год. стр. 164 и 166. 1318 Снегирева – Русские в своих послов. ч. III стр. 127. Быт Русского народа А. Терещенки 1848 г. ч. VI. Отд. V, Семик, стр. 144 и 150. 1320 Ист. Росс. Иерарх. ч. V, стр. 694–699, где напечатаны две жалованные грамоты царя Алексея Михайловича. 1321 Сказание о роде князей Долгоруковых стр. 237 и след. над казненными две каменные гробницы без надписей. 1322 Доселе остаются в целости, приложенные Долгоруковым: икона Знамения пресв. Богородицы в серебряном окладе, евангелие, сосуды, подсвещник, кадило, блюдо – серебряные, плащаница, подризник и требник с надписью князя Михаила Ивановича. Но в Ист. Росс. Иерарх. (ч. V, стр. 693) неверно выставлена создательницею храма сестра князя Ивана Алексеевича княжна Екатерина Алексеевна.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Miroly...

Мученичество св. Никиты. Миниатюра из Минология Василия II. 1-я четв. XI в. (Vat. gt. 1613. P. 37) Мученичество св. Никиты. Миниатюра из Минология Василия II. 1-я четв. XI в. (Vat. gt. 1613. P. 37) В X-XI вв. Н. в основном изображался как юный мученик с русыми или темно-русыми волнистыми волосами средней длины и едва пробивающимися усами и бородой. В ранний период, как у большинства воинов, его одеждой были хитон и плащ, в руке он держал крест. Так святой представлен: на реликварии из афонской Великой лавры св. Афанасия (кон. X в.); на миниатюре из Минология имп. Василия II (Vat. gr. 1613. Р. 37, 1-я четв. XI в.) - во время казни, в огне; в росписи каппадокийских храмов, напр. в Хачлы-килисе в Кызылчукуре (нач. X в.), Элмалы-килисе в Гёреме (кон. XI - нач. XII в.); на мозаике в юго-зап. капелле кафоликона мон-ря Осиос Лукас (1030-1040) и там же в медальоне на фреске в своде крипты и проч. Тот же образ Н., но с короткой бородой имеется в ц. вмч. Пантелеимона в Ано-Буларии на п-ове Мани, Греция (991/2) (см.: Δρανδκης Ν. Β. Βυζαντινα τοιχογραφαι τς Μσα Μνης. Αθνα, 1964); в Минологии из Бодлианской б-ки (Bodl. Barocci 230. Fol. 3v, 3-я четв. XI в.) - на фронтисписе между святыми Корнилием и Евфимией; на мозаике мон-ря Неа-Мони на о-ве Хиос (1049-1055) - в медальоне, с темными волосами. Позже Н. изображали в воинском облачении, как, напр., в базилике Константина в Еникёй в Каппадокии (XI в.). В Минологии на сент. из Британской б-ки он показан полуобнаженным, с повязкой на бедрах, в ожидании казни через усекновение головы (что противоречит Житию), а не в огне (Brit. Lib. Add. 11870. Fol. 117v, кон. XI в.). С кон. XI - нач. XII в. наибольшее распространение получил образ Н., «видом подобного Христу»: молодой воин с темными длинными волосами и небольшой густой бородой. Этот тип становится предпочтительным для визант. и поствизант. искусства, его описывает и иером. Дионисий Фурноаграфиот (ок. 1730-1733; Ерминия ДФ. С. 198). В этом варианте изображения облик Н. близок к облику св. воина Артемия, с к-рым его нередко помещали рядом и с к-рым при отсутствии надписей его можно спутать. Вместе Н. и св. Артемий представлены: на мозаике Палатинской капеллы в Палермо (1143-1146); на фреске ц. вмч. Пантелеимона в Горно-Нерези, Македония (1164). В освященном во имя Н. храме в Чучере, Македония (1314), он изображен на фреске у алтаря в особом обрамлении, которое выделяет его среди др. святых как покровителя храма: это воин, правой рукой он опирается на копье, за спиной виден большой щит. Подобный образ Н.-воина сохранился в декорациях церквей свт. Власия в Фрилингианика на о-ве Китира (80-90-е гг. XIII в.), свт. Николая Орфаноса в Фессалонике (ок. 1320) и др.

http://pravenc.ru/text/2565366.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010