Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Описание: Возможно Александр Римский. Полная фреска http://pravicon.com/image-35617. Подпись: Το μαρτριο το " Αγου Κνωνος χαι το μαρτριο το " Αγου Αλεξνδρου (Мученичество Агиос Кононос и мученичество Агиос Александрос) Файл 3609.jpg:   Размер: 873x1152, 1.01 MPix, 350 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 2 (413) , (26) . Описание: [Сербия. Ок. 1350.] Мч. Александр. Фреска. Церковь Христа Пантократора. Дечани. Сербия (Косово). Около 1350 года. На самой фреске не написано, какой из Александров на ней изображен, поэтому в интернете на некоторых сайтах указано, что это Александр Солунский, на других же, что это Александр Римский. Но, поскольку, об Александре Римском известно, что он был воином, при отсутствии иных сведений логичнее предположить, что это именно его изображение. Файл 3611.jpg:   Размер: 503x1200, 0.6 MPix, 170 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 2 (392) , (50) . Описание: Мерная икона(20,5Х52 см. Дерево, левкас, паволока, темпера, позолота.) Иконописная мастерская Екатерины Ильинской. http://www.icon-art.ru Файл 18607.jpg:   Размер: 434x1110, 0.48 MPix, 342 Kb. Дата: 2012-07-21, анонимно. Рейтинг изображения: 4 (351) , (16) . Описание: Возможно Александр Римский. Полная фреска для фрагмента http://pravicon.com/image-3609. Подпись: Το μαρτριο το " Αγου Κνωνος χαι το μαρτριο το " Αγου Αλεξνδρου (Мученичество Агиос Кононос и мученичество Агиос Александрос) Файл 35617.jpg:   Размер: 618x420, 0.26 MPix, 124 Kb. Дата: 2021-10-13, участник [ tol ]. Рейтинг изображения: 2 (27) , (0) . Описание: Александр Римский, мч. Май 13 (26); Византия. Константинополь; X в.; памятник: Менологий Василия II (Ватиканский минологий; Vat. Gr. 1613); 28.5 x 36.5 см.; местонахождение: Италия. Рим. Ватикан. Апостолическая библиотека (Biblioteca Apostolica Vaticana) см. страницу Файл 35621.jpg:   Размер: 1772x1170, 2.07 MPix, 1312 Kb. Дата: 2021-10-27, анонимно. Рейтинг изображения: 2 (26) , (0) .

http://pravicon.com/icon-1104-photo

Наследовавший в 1284 г. престол Альфонсо X Мудрый (1252-1284), король Кастилии и Леона, был отстранен от власти кортесами после 30-летнего властвования, новым венценосцем объявлен его сын Санчо IV Храбрый (1284-1295). В 1366 г. та же участь постигла Педро Жестокого (1350-1366), которого сменил Энрике II (1366-1367) незаконнорожденный сын короля Альфонсо XI Справедливого (1312-1350), ранее проживавший во Франции и при помощи французских рыцарей захвативший власть. Интересный прецедент имел место в Польше в 1573 г., когда Генрих III Валуа (1573-1574), ставший венценосцем этой страны, спустя три месяца без разрешения сейма покинул ее и отправился во Францию, дабы наследовать там королевский престол. В результате он был низложен, а новым королем Польши объявлен Стефан Баторий (1575-1586). Аналогичные картины происходили в Швеции, когда Эрик XIV Ваза (1560-1568), психически нездоровый человек, был смещен с престола своим братом Юханом III (1568-1582) и отправлен в тюрьму, где и скончался. В Дании король Христиан II (1513-1523) был насильственно лишен власти из-за плохого правления своим дядей Фредериком I (1524-1533), герцогом Голштинским. И народ признал узурпатора легитимным королем . Для императора св. Маврикия (582-602) расплатой за ошибки стала смерть и утрата престола, который, не основываясь ни на каком законе, захватил ужасный тиран сотник Фока Солдат (602-610), также смещенный через несколько лет в результате заговора . К группе лиц, чьи заговоры не только состоялись, но и привели их глав к власти, можно отнести и других Византийских императоров, например, Ираклия Великого (610-641), Леонтия I (695-698), Филиппика (711-713) , Михаила II Травла (820-829) , Василия I Македонянина (867-886), Иоанна I Цимисхия (969-976), Михаила VII Парапинака (1071-1078), Никифора III Вотаниата (1078-1081), Алексея I Комнина (1081-1118), Алексея III Ангела Комнина (1195-1203), Алексея V Мурцуфла (1204) и многих других. Может показаться, что в подобных случаях общество склоняется перед силой узурпатора, вынужденно, под страхом расправы признавая за ним права на престол, но – ничуть не бывало. Несложно привести гораздо более широкий список удачных заговоров, руководители которых не были поддержаны в качестве легитимных правителей политической элитой, священноначалием и обществом; участь их была печальной…

http://ruskline.ru/analitika/2023/04/02/...

Fol. 139r) В поздневизант. время, в кон. XIII-XIV в., возможно под влиянием идей исихазма, в визант. искусстве был создан новый тип М. Круглая или овальная, она включила в себя 2 геометрические фигуры: прямоугольник и ромб, наложенные друг на друга. Иногда острые края фигур выходили за пределы М. Один из первых классических примеров такого типа М.- мозаика «Преображение» в ц. св. Апостолов в Фессалонике (ок. 1312). Аналогичная форма М. использована в росписи ц. Богоматери Перивлепты в Мистре (ок. 1350) и в рукописи Теологических сочинений Иоанна VI Кантакузина (Paris. gr. 1242. Fol. 92v, 1371-1375 гг.). Вместо пересекающихся геометрических форм внутри М. могли быть сияние или лучи различной формы, золотой ассист. Несмотря на существование др. типов М., данная форма (часто в сильно модифицированном виде) оказалась доминирующей в визант. искусстве, она встречается на иконах и в монументальной живописи XIV-XV вв. в Греции, Болгарии, Сербии и Румынии, а также в поствизант. искусстве. В поствизант. искусстве колористическая гамма, использовавшаяся для передачи М., значительно расширилась. Западноевропейская традиция В период раннего средневековья в памятниках Малого Римского и Пасхалиевского ренессансов сохраняются раннехрист. типы композиций, включающих М. разных форм. Так, напр., в сцене «Преображения» в мозаике триумфальной арки рим. ц. Санти-Нерео-э-Акиллео (750-816) сохраняется овальная М., а в изображении Этимасии в ц. Санта-Мария-форис-Портас в Кастельсеприо (VIII в.?) - медальон. Равеннская схема Вознесения VI в. с медальоном и 4 ангелами повторяется в мозаике на своде капеллы Сан-Дзено в ц. Санта-Прасседе в Риме (817-824), но уже не с символами, а с полуфигурой Христа. На рубеже VII и VIII вв. в искусстве христ. Запада наряду со сценой «Вознесение» (алтарь герц. Ратхиса из ц. Сан-Мартино (737-744, Музей христианского искусства и сокровищница Дуомо, Чивидале-дель-Фриули)) М. появляется в новом типе композиции - «Маэста», изображающей Христа во славе на престоле в окружении 4 апокалиптических животных, согласно тексту книги Откр 4.

http://pravenc.ru/text/2561826.html

1304–1374 Итальянский гуманист Франческо Петрарка 1309–1378 «Авиньонское пленение» римских пап 1310–1437 Династия Люксембургов в Чехии 1312–1347 Правление германского короля Генриха VII 1313–1375 Итальянский гуманист Джованни Бокаччо 1319–1364 Правление французского короля Иоанна II Доброго 1327–1377 Правление английского короля Эдуарда III Плантагенета 1328–1589 Династия Валуа во Франции 1328–1358 Правление французского короля Филиппа VI Валуа 1331–1406 Итальянский гуманист Колюччо Солютати 1337–1453 Столетняя война между Англией и Францией Оформление английского парламента как двухпалатного 1347–1350 «Черная смерть» в Западной Европе 1347–1378 Правление германского и чешского короля Карла IV 1356–1358 Восстание в Париже под руководством Этьена Марселя Жакерия во Франции Мирный договор между Англией и Францией в Бретиньи 1360–1424 Ян Жижка, военачальник гуситов во время крестьянской войны в Чехии 1364–1380 Правление французского короля Карла V Мудрого 1369–1444 Итальянский гуманист Леонардо Бруни 1371–1415 Основоположник реформации в Чехии Ян Гус 1377–1445 Итальянский архитектор Филиппо Брунелески 1378–1417 Раскол внутри Католической Церкви 1378–1419 Правление чешского короля Вацлава IV 1379–1471 Немецкий мистик Фома Кемпийский 1380–1416 Сподвижник Яна Гуса Иероним Пражский 1380–1422 Правление французского короля Карла VI Безумного 1382–1384 Восстание тюшенов во Франции 1386–1466 Итальянский скульптор Донателло Битва на Косовом поле, победа турков над сербским войском 1397–1468 Первопечатник Иоганн Гутенберг 1401–1428 Итальянский живописец Мазаччо 1404–1472 Итальянский архитектор Леон Баттиста Альберти 1407–1457 Итальянский гуманист Лоренцо Балла Битва при Грюнвальде, победа польско–литовской армии над Тевтонским орденом 1412–1431 Жанна д " Арк 1414–1418 Собор в Констанце Победа английского войска над французским при Азенкуре, казнь Яна Гуса 1419–1437 Крестьянская война в Чехии («гуситское движение») 1420–1431 Пять крестовых походов против гуситов в Чехию Снятие осады англичан с Орлеана французским войском под командованием Жанны д " Арк

http://sedmitza.ru/lib/text/441106/

Почитание И. широко распространилось в Бретани, его гробница стала местом паломничества. В 1327 г. в одном из приходов Нантского еп-ства изображение И. было внесено в церковь ( La Roncière. 1900. P. 137). Герц. Бретани Иоанн III Добрый (1312-1341) во время посещения папы Климента V (1305-1314) поднял вопрос о канонизации И. Папе Иоанну XXII (1316-1334) были адресованы послания кор. Франции Филиппа VI (1328-1350), его супруги Жанны Бургундской, епископов церковной пров. Тур и др., а также Парижского ун-та. В дек. 1329 г. в Авиньон отправилась делегация во главе с еп. Трегье Ивом де Буабуасселем и Ги, гр. Пентьевра. 26 февр. 1331 г. папа издал буллу о начале канонизационного процесса и назначил комиссию (в ее состав вошли Роже де Фор, еп. Лиможский, Эльен де Бле, еп. Ангулемский, и Эмери, аббат мон-ря Сен-Мартен-де-Троарн (епископство Байё)). С 23 июня по 4 авг. 1331 г. в еп-стве Трегье был организован сбор показаний о жизни и чудесах И. Опрос свидетелей проводился по отдельности, за закрытыми дверями. Первоначально было собрано 243 показания; точное количество допрошенных установить сложно из-за того, что нек-рые свидетели давали показания по неск. раз. Затем начался сбор сведений о репутации И. (de fama), в к-ром приняли участие более 500 чел. из еп-ства Трегье и др. мест Бретани, многие сообщили о чудесах по молитве к И. По окончании процедуры протоколы были переданы папе Иоанну XXII, по поручению к-рого их систематизировали и дополнили составленным на основе свидетельских показаний кратким жизнеописанием И. Для рассмотрения протоколов была создана новая комиссия, куда вошли Жан Раймон де Комменж, кард.-еп. Порто и Санта-Руфины, Жак Фурнье, кард.-пресв. ц. Санта-Приска (впоследствии папа Бенедикт XII ), и Арно де Пеллегрю, кард.-диак. ц. Санта-Мария ин Портику. Основываясь на решении комиссии, папа Иоанн XXII признал свидетельства о святости И. достоверными и после консультации с коллегией кардиналов огласил свое заключение (дальнейшие процедуры были отложены в связи с кончиной папы). В 1334 г. Ален Элори, еп. Трегье, провозгласил И. блаженным и узаконил его местное почитание. Из-за начала Столетней войны (1337-1453) и периода междоусобиц в Бретани (1341-1364) бретонские епископы не могли настаивать на скорейшей канонизации И. Герц. Карл де Блуа, совершив паломничество к гробнице И., в 1345 г. посетил Авиньон, обратился к папе Клименту VI (1342-1352) с просьбой о возобновлении канонизационного процесса. Герцог представил данные о 2 новых чудесах и вручил папе 3 тыс. флоринов на покрытие возможных расходов.

http://pravenc.ru/text/200449.html

39. Гавриил Кременецкий хирот. 17 сент. 1749 из архим. Новоспасских, а 29 окт. 1755 перев. в Казань. 40. Порфирий Крайский 9 окт. 1755 перев. из Суздаля, а 29 окт. 1763 – в Белгород. 41. Феодосий Михайловский хирот. 28 дек. 1763 из архим. Солотчинского монастыря; † 30 янв. 1787. V. Епископы Коломенские и Тульские 42. Феофилакт Горский 6 мая 1788 перев. из Переяславль-Залесской епархия и 12 сент. †. 48. Афанасий Иванов 12 нояб. 1788 хирот. из архим. Заиконоспасских; 10 апр. 1799 перев. в Воронеж, а 16 окт. упразднена и епархия. Епархия Сарская или Крутицкая Сарская или Крутицкая епархия учреждена в 1261 г., упразднена в 1788 г. I. Епископы Сарайские и Сарские и Подонские 1. Митрофан хирот. 1261, оставил епархию 1269. 2. Феогност хирот. 1269; упом. до 1291. 3. Измаил упом. 1296, а 1312 отлучён. 4. Варсонофий хирот. 1312; упом. 1330. 5. Софония , около 1350. 6. Афанасий , до 1356. 7. Иоанн хирот. 1356. 8. Матфей , около 1365. 9. Савва хирот. 1382; † 9 июля 1403. 10. Тимофей хирот. 20 июля 1404, из игум. Борисоглебских; упом. 22 мар. 1416. 11. Иов , на соборе 1441. 12. Вассиан упом. с 1458; † 8 апр. 1466. С половины XV века владыки Сарайские начали постоянно жить в Москве на Крутицах, и именовались иногда «Крутицкий и Подрельский». (Карамз., VI, прим. 219, 326). 13. Прохор хирот. 11 мар. 1471, а в дек. 1492 отошёл на покой в Московский Богоявленский мнтрь; тогда ему дан был Звенигород со всеми пошлинами. 14. Сильван хирот. 4 мая 1493, из игум. Угрешского монастыря; в исх. 1496 оставил епархию. 15. Евфимий Подрез хирот. 18 дек. 1496, из иноков Троице-Сергиевских; † 12 июня 1499. Погребён на Крутицах. 16. Трифон Дубина хирот. 14 июля 1499, из игум. Московского Богоявленского монастыря; † в 1507. Погребён на Крутицах. 17. Досифей Забела хирот. 23 янв. 1508; † 2 февр. 1544. Погребён в Крутицах. 18. Савва Черный хирот. 24 февр. 1544 из архим. Симонова монастыря; † в февр. 1554. Погребён на Крутицах. 19. Нифонт Кормилицын хирот. 11 мар. 1554 из архим. Новоспасского монастыря; † 1558. Погребён на Крутицах.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

5) Георгия II. (1192–1199) Синодальное постановление 4 февр. 1897 г. о правах приходов (Leuncl. I. 283–284. Συν V. 101–102.). 6) Германа II (1221–1240) грамота русскому митрополиту Кириллу I о непосвящении рабов в священный сан и о неприкосновенности имуществ и судов церковных (Рус. Ист. Библ. VI. 79). Его же грамота о сборах с монастырей (евлогиях) и ставленых пошлинах в пользу эпирского экзарха (Васильевский, Обновление болгар, патр. Ж. М. Н. Пр. 1885. март. 44). 7) Мануила II Критопула (1244–1255) о ктиторском праве (Leuncl. I. 242. Συν V. 119). 8) Иоанна Векка (1275–1282) ответы на вопросы русского епископа Феогноста Сарайского ( Γεδεων, I. 16. Рус. Ист. Биб. VI. 5.). 9) Нифонта (1312–1315) послание к князю Тверскому Михаилу Ярославичу о непостановлении на мзде. (Рус. Ист. Биб. VI. 147.). 10) Исаии (1323–1334) постановление о ежегодных взносах в патриаршую казну от митрополитов и архиепископов ( Συν V. 134. Acta I. 126). 11) Исидора (1347–1350) постановление о присоединении Галицкой митрополии в Киевской (Рус. Ист. Биб. 1, 33). 12) Филофея Коккина (1354–1355, 1364–1376) замечания, адресованные Арменопулу, о политических анафемах, при чем патриарх присоединяется к мнению Златоуста и Вальсамона ( Συν V. 127–130. Migne. 119. col. 896. Мнение Вальс. в пред. к толк. на прав. Гангр.). 13) Нила Керамевса (1380–1389) об устройстве антиминсов ( Συν V. 141. Γεδεων, Διαταξεις. II. 57). Его же послание в Псков о пошлинах, взимаемых с церковных ставленников (1382). Грамота направлена против стригольников, которые зазирали православных пастырей за то, что они платят и берут известные пошлины при постановлениях на священные степени. Патриарх старается внушить, что эти пошлины не составляют платы за посвящение, а служат вознаграждением за неизбежные издержки, с которыми сопряжено посвящение, – за вино, ладан, свечи и пр. (Рус. Ист. Биб. VI. 191–198. Acta part. Const. Micl. II. 31–34). Нилу также приписывают послание к одному русскому игумену (предполагают Серию Радонежскому) об иноческой жизни. (Рус. Ист. Биб. VI. 187. Прав. Соб. 1860. I. 448).

http://azbyka.ru/otechnik/Ilya_Berdnikov...

Как мученик с крестом в руке Н. изображается в произведениях различных видов визант. искусства: на иконе XI в. «Святые Прокопий, Димитрий и Нестор», из мон-ря вмц. Екатерины на Синае ( Σωτηρου Γ., Σωτηρου Μ. Εκνες τς Μονς Σιν. Αθναι, 1956-1958. Τ. 1. Σ. 64; Τ. 2. Eik. 47); на фресках 3-й четв. XI в. Сакли-килисе в Гёреме (капелла 2). В кафоликоне мон-ря Осиос Лукас (30-40-е гг. XI в.) образ Н. встречается в разных компартиментах и различается внешним обликом и деталями одеяния: на подпружной арке купола и в крипте он в хитоне и плаще, с крестом в правой руке, в юго-западной капелле кафоликона представлен в полный рост в воинском облачении - в кольчуге, коротком хитоне, плаще, с копьем и со щитом ( Chatzidakis-Bacharas Th. Les peintures murales de Hosios Loukas: Les chapelles occidentales. Athens, 1982. Р. 97-99). Его лик с усами и темной клинообразной бородой в крипте отличается от традиц. иконографии ( Connor C. L. Art and Miracles in Medieval Byzantium. Princeton, 1991. P. 14-15). Редкий вариант с усами и едва обозначенной бородкой сохранился в ц. свт. Николая Касницис в Кастории (посл. треть XII в.) ( Chatzidakis M., Pelekanidis S. Kastoria: Mosaics Wall Painting. Athens, 1985. P. 60-61), на фресках парекклисиона в честь Акафиста Пресв. Богородицы рядом с кафоликоном монастыря Дионисиат на Афоне (1546/47, мастер Георгий Критянин). С бородой Н. также изображен в сцене казни в росписях ц. Митрополии в Мистре в составе цикла Жития вмч. Димитрия (ок. 1312). В Ерминии же святой описан в чине мучеников как «юный, без бороды» (Ерминия ДФ. С. 164). Как воин Н. предстает во мн. монументальных декорациях: в Палатинской капелле в Палермо (50-60-е гг. XII в.) в соборе в Чефалу (1148) на Сицилии, в ц. во имя вмч. Пантелеимона в Нерези (1164), в ц. во имя свт. Николая Чудотворца и вмч. Пантелеимона в с. Бояна близ Софии (1259, см.: Grabar A. La peinture religieuse en Bulgarie. P., 1928. Pl. XV), в ц. ап. Андрея в Ливади на о-ве Кифера (XIII в.) ( Chadzidakis M., Bitha I. Corpus de la peinture monumentale byzantine de la Grèce. L " ile de Cythère. Athènes, 1997. P. 61. Pl. 5), в ц. во имя свт. Власия в Верии (XIII в.), в ц. во имя св. Климента (Перивлепты) в Охриде (1294/95), в ц. во имя праведных Иоакима и Анны в мон-ре Студеница (мастера Михаил и Евтихий, 1314), в ц. во имя св. Апостолов в Фессалонике (1312-1315), в ц. во имя св. Димитрия в Пече (ок. 1345), в ц. Таксиархов (1359) и в ц. во имя св. Афанасия «ту Музаки» в Кастории (ок. 1384-1385), в ц. во имя свт. Николая Чудотворца в мон-ре Гонья (Крит) на о-ве Кифера (юг Пелопоннеса) (XV в.) (Ibid. P. 246-249. Pl. 4, 6); в сербских мон-рях - в Успенской ц. в мон-ре Грачаница (ок. 1320), в Вознесенской ц. в мон-ре Дечаны (ок. 1348-1350), Троицкой ц. в мон-ре Ресава (до 1418).

http://pravenc.ru/text/2565128.html

1347 Julio. – Tomus contra Palamam, 150, 877–91. ISIDORUS CP. (1347–49). 1349. – Eusebius Sugdeæ. Fidei professio, 152, 1297. 1350 Febr. – Isidori testamentum, 152, 1297–1302. CALLISTUS CP. (1350–63) et Philotheus CP. 1354, 1364–76. 1350 Sept. – Maximi Kalopheri promissio, 152, 1307–8. Niphonis absolutio, 152, 1308–12. 1354 Mai. – Tomus contra Barlaam et Acyndinum, 161, 717–64. 1354 . – Actorum rescissorum in codicem relation ex integro, 152, 1345–6. 1355 . Paulus CP. patr, lat., Epistola, 154, 835–8, Post 1360. PHILOTHEUS SELYMBRIÆ. Excommunicatio Nicephori Gregoræ, 152, 1410. 1368. PHILOTHEUS CP: Tomus contra Prochorum Cydonium, 161, 693–716. N) DE HUMAN1SMO GE. GEMISTUS PLETHO. De Platonicæ et Aristotelicæ philosophiæ differentia, 160, 889–932. Contra Scholarii defensionem Aristotelis, 979–1020. GENNADIUS (Scholarius). De Aristotelis defensione, 160, 745–8. Epistola ad Marcum Eugenicum de libro in Aristotelem, 743–6. De libro Plethonis igni tradito, 633–48. BESSARION. Epistolæ et quæstiones ad Plethonem, 161, 713–18. IV. SCRIPTURA SACRA   A)           UNIVERSE Textus. ORIGENES. Hexapla, 15–16. Apocrypha. Testamentum XII Patriarch arum, 2, 1037–1150. Evangelium Thomæ, 1, 950–3, in notis. Testamentum Salomonis, 122, 1315–8. Introductio. Synopses, ATHANASIUS, 28, 283–439. CHRYSOSTOMUS, 56, 313–86. NICEPHORUS CALLISTUS, , 147, 605–32. (De excidio Hierosolymitano, 601–6.) Alia. THEODORUS PRODROMUS: Epigrammata in libros sacros, , 133, 1101–1220. JOSEPPUS. Libellus memorialis, 106, 15–176. ANONYMUS. S. Scripturæ divisio in capita, 106, 1047–54. ORIGENES. Epistola ad Gregorium Thaumaturgum, 11, 87–92. PACHOMIUS. De Scripturæ utilitate, 98, 1333–60. ADRIANUS. Isagoge in S. Scripturam, 98. 1273–1312. EPIPHANIUS, De LXX interpretibus, 43, 373–80. CanoN. Canon MURATORIANUS, 10, 30–36. MELITO. Fg., 5, 1213–6. GREGORIUS NAZ. De veris Scripturæ libris, , 37, 472–74. ANONYMUS. In hoc S. Gregorii N. carmen, 37, 841–44, 843–6. ANONYMUS. De 70 libris et quinam extra illos sunt, 1, 515–6, in notis.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/pa...

Если империя в XIV в. и свелась к собственной тени, то церковь как институт никогда не имела большего авторитета в Византии и за ее пределами, чем в этот период. Это особенно верно в отношении монашества. Монастыри Святой Горы, ранее получавшие содержание от императоров и находившиеся в их управлении, на основании хрисовула Андроника II (1312) были переданы в патриаршую юрисдикцию 1209 . Подлинное значение этого акта оценить нелегко, но он мог содействовать союзу монашества и иерархии (весьма нетипичному для предшествовавших столетий), а начиная с 1347 г. – и переходу высшего церковного руководства к представителям монашеской партии. С этого времени на патриаршем престоле появляются один за другим ученики свт. Григоря Паламы (Исидор, 1347–1349; Каллист I, 1350–1353, 1355–1363, Филофей, 1354–1355,1364–1376; Макарий, 1376 –1379; Нил, 1380–1388 и др.). При продолжающемся распаде государства такая перемена имела тем большее значение, что одновременно вырос и авторитет самого патриархата. По словам Г. Острогорского, Константинопольский патриархат оставался центром православного мира с подчиненными ему митрополиями и архиепископиями на территории от Малой Азии и Балкан (к тому времени утраченных Византией) до Кавказа, Руси и Литвы. В Византийской империи церковь оставалась наиболее стабильным элементом 1210 . Как географический и нравственный фактор, патриархат оказывал на общество, несомненно, большее влияние, чем императорский престол, и влияние это имело вполне определенные политические и экономические следствия. Михаил VIII (1259–1282) был последним императором, пытавшимся решать религиозные вопросы в «цезарепапистском» ключе (что бы ни означал этот термин применительно к византийским условиям). Крушение Лионской унии, которую он хотел насильно навязать враждебно настроенному большинству духовенства, и восстановление в диптихах имени патриарха Арсения (1312) 1211 , бросившего вызов его власти, показали, что церковь , руководимая преимущественно монашеской партией, обрела новую для нее власть, а императоры слишком слабы, чтобы по-настоящему ее оспаривать.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Mejendor...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010