Мало какие тенденции во внутренней жизни поздневизантийской церкви могут сравниться по значимости с характерным для XIV столетия постепенным выходом монашества на лидирующие и влиятельные позиции. Высшие духовные посты становятся преемственной монополией исихастов–паламитов. Большинство из тридцати двух епископов (включая Паламу), поставленных новым патриархом Исидором после окончания гражданской войны в 1347 году, представляли этого движение. Это был подлинный «переворот» 691 , осуществленный исихастской партией, друзьями и учениками Паламы. Однако на самом деле переворот был не столь уж внезапным. Выдвижение в патриархи неопытного монаха Афанасия произошло задолго до начала паламитских споров (1289). Фактически, за исключением Иоанна Гликиса (1315–1319) и Иоанна Калеки (1334–1347), все патриархи после Афанасия были выходцами из монастырей. Важно заметить, что тогда же Святая Гора вышла из–под императорского контроля и была передана Андроником II в непосредственное ведение патриарха (1312). В итоге создается впечатление, что монашество и высшее духовенство стали совместно решать общие задачи еще до победы паламитов в 1347 году. Однако пика своего эта тенденция достигла только после вступления в должность таких видных исихастских патриархов, как Исидор (1347–1350), Каллист I (1350–1353, 1364–1376) и Филофей Коккин (1353–1354, 1364–1376). Опять же, кажущийся тотальный контроль монашества над церковью не означал ее узурпации ревнителями созерцательной жизни. Повторим, фактически их цели нередко отвечали конкретным специфическим проблемам более раннего периода, – времен Афанасия и Феолипта. Разумеется, и они, несомненно, придавали особое значение внутренней жизни и духовным ценностям. Однако этих усердных церковных деятелей отличает прежде всего стремление расширить сферу влияния церкви и утвердить моральный и духовный авторитет патриархата как внутри, так и за пределами слабевшей империи. Не меньшее значение имели и созданная ими более стройная административная структура, и пробудившееся искреннее стремление к литургической унификации. Монашеская гегемония ни в коем случае не означала поддержки реакционных исихастских фанатиков в ущерб жизни церкви или вселенскому православию. В конечном счете, дальновидной политикой и принимаемыми решениями руководило неизменное чувство ответственности, а также ощущение церковного единства и солидарности (иными словами, верность церкви как таковой). Полагать, будто новое паламитское руководство XIV века пренебрегало своими церковными обязанностями, было бы исторической ошибкой.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Mejendor...

По сказанию Стефана Новгородца, он был в Константинополе в шестое лето Патриаршества Исидорова, а по Греческим источникам Патриарх Исидор правил Церковью всего только три года, с 1347 по 1350 годы; для соглашения этого противоречия остаётся предположить, что Исидор правил Церковью несколько лет прежде своего возведения на Патриаршество, во время суда над его предместником, Иоанном XIV, и что Стефан Новгородец считал 6 год его Патриаршества с 1342 года; тогда и заключение И.П. Сахарова, что Стефан был в Царьграде в 1350 году, будет правильно. 13 Арсений Патриарх двукратно: с 1254 по 1257 и с 1261 по 1268 год, человек добродетельный к подвижнической жизни. Он двукратно был изгоняем со святительского престола Императором Михаилом Палеологом, за то, что защищал права законного наследника престола (сына Ласкаря Младшего) и с 1268 года и твёрдость духа современники уважали его память, а местно он причтён был и к лику Святых, подобно нашему Митрополиту Филиппу (о в общих святцах нет его имени). Известно также, что споры между приверженцами Патриарха Арсения с одной и его преемника, Иосифа Патриарха, с другой стороны, долго волновали Константинопольскую Церковь , и что для умирения оной, по воле Императора Андроника Палеолога, Патриарх Арсений, скончавшийся в изгнании, был торжественно перенесён в Царьград, и гроб его поставлен в Софийском храме, устами же тогдашнего Патриарха Цареградского Нифонта (1312–1315) возглашено, от имени Арсения, прошение и разрешение всему народу. 15 Следовательно, по выходу из церкви наши паломники продолжали обход свой по внутренней галерее (которую ниже он называет «церковной улицей») за колоннами, в том месте, где северная стена смыкается с полукружием алтаря. 16 Надобно полагать, что это тоже один из малых пределов (подобный тем, какие и доныне находятся в Иерусалимском храме Воскресения), где, между колоннами к стене, было сделано подобие Елеонской горы из камня, a наверху представлено Вознесение Господне из фигур (плоских, а не резных), на лицевой стороне которых изображены красками Св.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Описание: Возможно Александр Римский. Полная фреска http://pravicon.com/image-35617. Подпись: Το μαρτριο το " Αγου Κνωνος χαι το μαρτριο το " Αγου Αλεξνδρου (Мученичество Агиос Кононос и мученичество Агиос Александрос) Файл 3609.jpg:   Размер: 873x1152, 1.01 MPix, 350 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 2 (413) , (26) . Описание: [Сербия. Ок. 1350.] Мч. Александр. Фреска. Церковь Христа Пантократора. Дечани. Сербия (Косово). Около 1350 года. На самой фреске не написано, какой из Александров на ней изображен, поэтому в интернете на некоторых сайтах указано, что это Александр Солунский, на других же, что это Александр Римский. Но, поскольку, об Александре Римском известно, что он был воином, при отсутствии иных сведений логичнее предположить, что это именно его изображение. Файл 3611.jpg:   Размер: 503x1200, 0.6 MPix, 170 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 2 (392) , (50) . Описание: Мерная икона(20,5Х52 см. Дерево, левкас, паволока, темпера, позолота.) Иконописная мастерская Екатерины Ильинской. http://www.icon-art.ru Файл 18607.jpg:   Размер: 434x1110, 0.48 MPix, 342 Kb. Дата: 2012-07-21, анонимно. Рейтинг изображения: 4 (351) , (16) . Описание: Возможно Александр Римский. Полная фреска для фрагмента http://pravicon.com/image-3609. Подпись: Το μαρτριο το " Αγου Κνωνος χαι το μαρτριο το " Αγου Αλεξνδρου (Мученичество Агиос Кононос и мученичество Агиос Александрос) Файл 35617.jpg:   Размер: 618x420, 0.26 MPix, 124 Kb. Дата: 2021-10-13, участник [ tol ]. Рейтинг изображения: 2 (27) , (0) . Описание: Александр Римский, мч. Май 13 (26); Византия. Константинополь; X в.; памятник: Менологий Василия II (Ватиканский минологий; Vat. Gr. 1613); 28.5 x 36.5 см.; местонахождение: Италия. Рим. Ватикан. Апостолическая библиотека (Biblioteca Apostolica Vaticana) см. страницу Файл 35621.jpg:   Размер: 1772x1170, 2.07 MPix, 1312 Kb. Дата: 2021-10-27, анонимно. Рейтинг изображения: 2 (26) , (0) .

http://pravicon.com/icon-1104-photo

Цель этого краткого очерка – всего лишь подчеркнуть важность литургии как источника для понимания византийской цивилизации и таким образом оправдать важность этой темы не только для профессиональных литургистов и богословов, но и для историков искусства, литературы, общества и политических теорий. Думаю, нет нужды говорить о важности литургии для тех из нас, кто участвует в распространении православного христианства в Америке. Действительно, наше употребление византийского предания может иметь успех, только если мы, не боготворя этого предания, понимаем его душу и главный источник его вдохновения. 3. Общество и культура в XIV столетии: религиозные проблемы 170 При изучении любой ветви средневековой цивилизации всегда трудно выделить проблемы, которые можно определить как собственно «религиозные», ибо религия в любом средневековом обществе была необходимым и общепризнанным аспектом всех умственных и общественных забот. Для Византии XIV века это в особенности справедливо. Вопросы, относящиеся, с одной стороны, к так называемым «паламитским» спорам, а с другой, к полемике между «латиномудрствующими» и противниками унии, затрагивают сами основы византийской христианской цивилизации и ее будущего. Хотя в XIV столетии от империи осталась не более чем ее тень, никогда ранее Церковь в качестве учреждения не оказывала такого огромного влияния как внутри государства, так и за его пределами. Это относится прежде всего к монашеству. Гора Афон, традиционно находившаяся под опекой и управлением императоров, теперь хрисовулом 171 Андроника II (1312) была отдана в юрисдикцию патриарха 172 . Точный смысл этой меры трудно оценить, но она могла укрепить союз монашеских кругов с церковной иерархией (что в прежние столетия было скорее редкостью) и фактически передала после 1347 г. высшее церковное управление в руки монахов, причем патриарший престол стали занимать ученики Паламы (Исидор, 1347–1349, Каллист I, 1350–1354, 1355–1363, Филофей, 1354–1355, 1364–1376, Макарий, 1376–1379, Нил, 13801388, и др.).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Mejendor...

В монументальных циклах средневизант. времени образ М. в основном встречается среди изображений пророков в простенках барабанов: мозаики ц. Успения Пресв. Богородицы монастыря Дафни (ок. 1100), ц. Санта-Мария-дель-Аммиральо (Марторана) в Палермо, Сицилия (ок. 1146-1151), и Палатинской капеллы в Палермо, Сицилия (1154 - 1166); фрески ц. вмч. Пантелеимона в Нерези (1164) и ц. Спаса на Нередице (1199), в последней М. представлен в пророческой шапочке. В мозаиках ц. Сан-Марко в Венеции истории М. отведен весь сев. рукав нартекса (ок. 1215-1280), причем расположением в конхе, в качестве доминанты повествования, выделены сцены чудес об изведении источника, о манне и перепелах. Прор. Моисей перед Неопалимой Купиной. Роспись ц. Асину (Панагии Форвиотиссы) близ Никитари, Кипр. 1105/06 г. Прор. Моисей перед Неопалимой Купиной. Роспись ц. Асину (Панагии Форвиотиссы) близ Никитари, Кипр. 1105/06 г. В монументальном искусстве поздневизант. и поствизант. времени образ М. также включается в программы купольных мозаик и росписей, представляющих пророков: мозаики ц. Богоматери Паммакаристы (Фетхие-джами) в К-поле (ок. 1315) и нартекса (в сев. куполе) кафоликона мон-ря Хора (Кахрие-джами) в К-поле (1316 - 1321), роспись Преображенского собора мон-ря Метеоры (1483). Но более значимы для этого времени прообразовательные композиции: «Неопалимая Купина» в нартексе ц. Св. Софии в Трапезунде (1260-1270); «Неопалимая Купина» и «Скиния Моисеева» в ц. Богоматери Перивлепты в Охриде (1294-1295; мастера Михаил Астрапа и Евтихий); «Неопалимая Купина», «Получение скрижалей» и «Положение ковчега завета» в галерее ц. св. Апостолов в Фессалонике (1312-1315); «Неопалимая Купина» во фресках кафоликона мон-ря Хора (1316 - 1321) и т. д. Изображение М., как правило, входит в композицию «Древо Иессеево», напр. в росписи ц. Успения Пресв. Богородицы мон-ря Грачаница (ок. 1320; примечательно, что в качестве атрибута М. здесь выступает стамна), ц. Христа Пантократора (Вознесения Господня) мон-ря Дечаны (1348-1350) и др.

http://pravenc.ru/text/2563952.html

5) Георгия II. (1192–1199) Синодальное постановление 4 февр. 1897 г. о правах приходов (Leuncl. I. 283–284. Συν V. 101–102.). 6) Германа II (1221–1240) грамота русскому митрополиту Кириллу I о непосвящении рабов в священный сан и о неприкосновенности имуществ и судов церковных (Рус. Ист. Библ. VI. 79). Его же грамота о сборах с монастырей (евлогиях) и ставленых пошлинах в пользу эпирского экзарха (Васильевский, Обновление болгар, патр. Ж. М. Н. Пр. 1885. март. 44). 7) Мануила II Критопула (1244–1255) о ктиторском праве (Leuncl. I. 242. Συν V. 119). 8) Иоанна Векка (1275–1282) ответы на вопросы русского епископа Феогноста Сарайского ( Γεδεων, I. 16. Рус. Ист. Биб. VI. 5.). 9) Нифонта (1312–1315) послание к князю Тверскому Михаилу Ярославичу о непостановлении на мзде. (Рус. Ист. Биб. VI. 147.). 10) Исаии (1323–1334) постановление о ежегодных взносах в патриаршую казну от митрополитов и архиепископов ( Συν V. 134. Acta I. 126). 11) Исидора (1347–1350) постановление о присоединении Галицкой митрополии в Киевской (Рус. Ист. Биб. 1, 33). 12) Филофея Коккина (1354–1355, 1364–1376) замечания, адресованные Арменопулу, о политических анафемах, при чем патриарх присоединяется к мнению Златоуста и Вальсамона ( Συν V. 127–130. Migne. 119. col. 896. Мнение Вальс. в пред. к толк. на прав. Гангр.). 13) Нила Керамевса (1380–1389) об устройстве антиминсов ( Συν V. 141. Γεδεων, Διαταξεις. II. 57). Его же послание в Псков о пошлинах, взимаемых с церковных ставленников (1382). Грамота направлена против стригольников, которые зазирали православных пастырей за то, что они платят и берут известные пошлины при постановлениях на священные степени. Патриарх старается внушить, что эти пошлины не составляют платы за посвящение, а служат вознаграждением за неизбежные издержки, с которыми сопряжено посвящение, – за вино, ладан, свечи и пр. (Рус. Ист. Биб. VI. 191–198. Acta part. Const. Micl. II. 31–34). Нилу также приписывают послание к одному русскому игумену (предполагают Серию Радонежскому) об иноческой жизни. (Рус. Ист. Биб. VI. 187. Прав. Соб. 1860. I. 448).

http://azbyka.ru/otechnik/Ilya_Berdnikov...

Беседа Матфея иеромонаха с Варлаамам Краткое изложение «нечестий Варлаама и Акиндина» и подвигов монахов-исихастов. Изд. еп. Порфирием Успенским : 1526 .//История Афона. 3. 8 .160). 821–825. Кто суть возвещающие подложные и чуждые Христовой Божией Церкви догматы Написано ок. 1346–1347. Против Варлаама и Акиндина. Неизд. (Athous Dionys. 194, 59–61v). Богословские антилатинские соч. Из семи произв. издано одно: 1527 . Арсений (Иващенко), еп. Матфея Властаря , иеромонаха Солунского и писателя XIV века, Письмо к принцу Кипрскому Ги де Лузиньяку, с обличением латинского неправомыслия. Сведения о жизни писателя и его произведениях. М. 1891. 2, XVI, 94. Помимо ркп, изданной еп. Арсением, известны две другие: Patm. 428, 192–235v; 669, 106–133. Исследования (выборочно) 1528 . Matsis Ν. Περ τς μετφρασιν το Συντγματος το Ματθαου Βλσταρη π το Κουνλη Κριτοπολου. Συμβολ ες τν μελτην τν μεταβυζαντινν//EEBS 1965. 34. 175–201. 1529 . Matsis N. Περ τν κριτικν το Συντγματος το Ματθαου Βλσταρη. θναι 1 (1979)-2 (1980). 1530 . Paschos Ρ. Β. γνωοτα ργα το Βλσταρι// Θεολογα. 1972. 43. 810–812. 1531 . Paschos P. B. Ματθαος Βλσταρις κα τ μνογραφικν ργον του. Θεσσαλονκη 1978. [Вкл. исчерпывающую библ. о Властаре]. Rexine J. E.//GOTR 1979. 24:1. 79–80. 1532 . Pitsakis К. De nouveau sur la date du Syntagma de Matthieu Blastarès//Byz 1981. 51. 638–639. 1533 . Rodopoulos P. T Σνταγμα το Ματθαου Βλσταρη κα πδρασ του στν σλαβικ κσμο// Μελται. Α. Κανονικ – Ποιμαντικ – Λειτουργικ – Οκουμενικ – Διφορα. Θεσσαλονκη 1993. 279–288. 1534 . Spyrou N. T. νατολ κα Δση στ ργο το Ματθαου Βλσταρη// Βυζαντιν. 1998. 383–394. 1535 . Theocharidis G. I. Ματθαος Βλσταρις κα μον το κρ σακ ν Θεσσαλονκ//Byz 1971. 40. 437–459. 1536 . Troianos S. Περ τς νομικς πηγς το Ματθαου Βλσταρη//EEBS 1979–1980. 44. 305–329. Марк Кирт [ πλος. κυρτς] PLP 17086 Перв. пол. XIV в. Монах м-ря Перивлепты в Фессалониках до 1312г., скита Магула на Афоне, прибл. 1312–1330 (1340?), и Лавры (1340–1350). Ученик св. Григория Синаита , знаком был с Максимом Кавсокаливитом. Паламит, противник Григория Акиндина. Сочинения (все неизд.)

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/isihaz...

Обычно святого представляют старцем с седой округлой бородой, в святительских одеждах (фелони или саккосе, с омофором), с Евангелием в левой руке, правой благословляет; иногда в руке держит крест. Одним из ранних монументальных ансамблей, в к-ром присутствует образ К., являются росписи капеллы 9 в долине Гёреме, Каппадокия (кон. X в.). Изображение К. находится также в росписях ц. вмч. Георгия в Старо-Нагоричино, Македония (1317-1318, на юж. грани сев.-зап. столба, во 2-м снизу ярусе росписи, К. представлен погрудно вместе с прп. Авраамием Затворником, мч. Клавдием и др. святыми Киликийскими, память к-рых празднуется 29 окт.); ц. Богородицы «Одигитрия», Печская Патриархия, Косово и Метохия (между 1330 и 1337); алтарной апсиды ц. Благовещения Пресв. Богородицы мон-ря Ватопед на Афоне (1312 - старец с длинной седой бородой, в крещатой фелони, с широким белым омофором, с крупными темными крестами, в левой руке держит закрытый кодекс); ц. Вознесения мон-ря Дечаны, Косово и Метохия (1348-1350, в зап. части сев. стены центрального нефа, во 2-м снизу ярусе росписи, на фоне городской стены, под погрудными образами святых Терентия, Неонилы и др. африкан. святых, память к-рых отмечена 28 окт., святитель облачен в богато орнаментированный саккос с омофором). Сцена мучения К. помещена в Минологии имп. Василия II (Vat. gr. 1613. P. 144, 1-я четв. XI в.): святитель в архиерейских одеждах стоит внутри котла на раскаленной печи, слева он него фигура палача с копьем на длинном древке, которым он пронзает К. грудь. Страсти К. представлены в лат. Бревиарии (Paris. lat. 1052. Fol. 370v, 2-я пол. XIV в.). Образ К. вместе с равноап. Еленой есть в сцене «Обретение Креста Господня». Одно из ранних изображений сохранилось на миниатюре из «Гомилий Григория Назианзина» (Paris. gr. 510. Fol. 440, 879-882): очевидно, К. (до крещения - Иуда) молодой мужчина с темными волосами и короткой бородой в голубом хитоне, охристом гиматии, стоя на коленях, склонился к кресту, обретенному в земле. Цикл композиций на тему обретения и воздвижения Креста представлен в росписи ц.

http://pravenc.ru/text/1840173.html

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Никифор Каллист Ксанфопул. " Церковная история " . Издание 1630 года Никифор Каллист Ксанфопул (греч. Νικηφρος Κλλιστος Ξανθπουλος, кон. XIII - перв. пол. XIV в.), византийский писатель-богослов, агиограф, поэт и гимнограф, последний церковный историк Византии О его жизни известно мало . Вероятно, он был клириком при храме св. Софии в Константинополе . Его сочинения выдают в нем образованного человека. Его нередко называют монахом, но твердых оснований для этого нет. Некоторые памятники, сохраненные рукописной традицией, приписываются Нилу Ксанфопулу: в этой связи считается, что в конце жизни Никифор стал монахом под именем Нил. Скончался в первой половине XIV века, по разным источникам - ок. 1312 , 1317 , 1335 или 1350. Труды Наибольшую известность получила его пространная " Церковная история " (Εκκλησιαστικ Ιστορα), сохранившаяся в 18 книгах, - первое после многовекового перерыва (после церковной истории Евнапия Сардского , написанной в начале V в.) произведение этого жанра в византийской традиции. В указанном тексте повествование доведено до смерти императора-узурпатора Фоки в 610 году, однако оглавление памятника перечисляет 23 книги, из обзора содержания которого следует, что еще пять книг " Церковной истории " завершались событиями 911 года, связанных со смертью Льва Философа. Выполнил ли автор высказанное в предисловии намерение довести изложение до современного ему периода, неизвестно, так как находок такого продолжения не последовало: единственная рукопись этого сочинения найдена в Афинской библиотеке, откуда она перенесена в Константинополь, а затем в Венскую библиотеку. Издано в латинском переводе Иоанном Ланжем (Иоанн Ланге, нем. Lange) в 1553 году; греческий текст опубликовал в Париже в 1630 году Фронтон ле Дю, с издания которого его перепечатал Минь в 145-147 томах Патрологии .

http://drevo-info.ru/articles/13678469.h...

Цель этого краткого очерка — всего лишь подчеркнуть важность литургии как источника для понимания византийской цивилизации и таким образом оправдать важность этой темы не только для профессиональных литургистов и богословов, но и для историков искусства, литературы, общества и политических теорий. Думаю, нет нужды говорить о важности литургии для тех из нас, кто участвует в распространении православного христианства в Америке. Действительно, наше употребление византийского предания может иметь успех, только если мы, не боготворя этого предания, понимаем его душу и главный источник его вдохновения. 3. Общество и культура в XIV столетии: религиозные проблемы При изучении любой ветви средневековой цивилизации всегда трудно выделить проблемы, которые можно определить как собственно «религиозные», ибо религия в любом средневековом обществе была необходимым и общепризнанным аспектом всех умственных и общественных забот. Для Византии XIV века это в особенности справедливо. Вопросы, относящиеся, с одной стороны, к так называемым «паламитским» спорам, а с другой, к полемике между «латиномудрствующими» и противниками унии, затрагивают сами основы византийской христианской цивилизации и ее будущего. Хотя в XIV столетии от империи осталась не более чем ее тень, никогда ранее Церковь в качестве учреждения не оказывала такого огромного влияния как внутри государства, так и за его пределами. Это относится прежде всего к монашеству. Гора Афон, традиционно находившаяся под опекой и управлением императоров, теперь хрисовулом  Андроника II (1312) была отдана в юрисдикцию патриарха . Точный смысл этой меры трудно оценить, но она могла укрепить союз монашеских кругов с церковной иерархией (что в прежние столетия было скорее редкостью) и фактически передала после 1347 г. высшее церковное управление в руки монахов, причем патриарший престол стали занимать ученики Паламы (Исидор, 1347-1349, Каллист I, 1350-1354, 1355-1363, Филофей, 1354-1355, 1364-1376, Макарий, 1376-1379, Нил, 13801388, и др.).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=121...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010