1276. Там же. С. 90–91. 1277. Там же. С. 88–89. 1278. Ин. 1:1. 1279. Пс. 110:9. 1280. Антоний (Булатович), иеросхимонах. Апология. С. 30–31. 1281. Там же. С. 32–33. 1282. Там же. С. 41. 1283. Там же. С. 29. 1284. Там же. С. 22. 1285. Ин. 1:1. 1286. Лк. 9:35. 1287. Антоний (Булатович), иеросхимонах. Апология. С. 4–5. 1288. Цит. по: Там же. С. 4. 1289. См.: Троицкий С. Афонская смута. — Церковные ведомости 20, 1913. Цит. по: Начала 1–4, 1995. С. 169–170. 1290. Там же. Подробнее об этом см. в Главе VIII (разбор доклада С. Троицкого). 1291. Антоний (Булатович), иеросхимонах. Апология. С. 101. 1292. Там же. С. 188. 1293. Там же. С. 23. 1294. Там же. С. 40–41. 1295. 1 Кор. 8:6. 1296. Антоний (Булатович), иеросхимонах. Апология. С. 33–34. 1297. Там же. С. 25. 1298. Там же. С. 6. 1299. Там же. 1300. Там же. С. 53. 1301. Там же. С. 27. 1302. Там же. С. 16–17. 1303. Как ясно из дальнейшего, под»трисвятой песнью»здесь понимается не молитва»Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас», а песнь ангелов из книги пророка Исайи»Свят, свят, свят Господь Саваоф». Если молитва»Святый Боже»в православной традиции воспринимается как относящаяся к трем Лицам Святой Троицы, то песнь из книги пророка Исайи воспринимается по–разному: в частности, в Акафисте Иисусу Сладчайшему, на который ниже ссылается автор»Апологии», она истолкована как относящаяся к имени Иисуса Христа. 1304. Антоний (Булатович), иеросхимонах. Апология. С. 10. 1305. Там же. С. 83. 1306. Фил. 2:9. 1307. Антоний (Булатович), иеросхимонах. Апология. С. 10. Ср.: Деян. 2:21. 1308. Там же. С. 111–112. 1309. Там же. С. 85–86. 1310. Там же. С. 89. 1311. Там же. С. 93. 1312. Там же. С. 8. 1313. Там же. С. 6–7. 1314. Там же. С. 17. 1315. Там же. С. 65–66. 1316. Там же. С. 18. Ср.: Иоанн Синайский. Лествица 21, 7. 1317. Там же. С. 9. 1318. Там же. С. 49–50. 1319. Там же. С. 52. 1320. Там же. С. 72–73. 1321. Иже во святых отца нашего аввы Исаака Сириянина Слова подвижнические. Сергиев Посад, 1911. С. 61. 1322. Антоний (Булатович), иеросхимонах. Апология. С. 153.

http://predanie.ru/book/86663-svyaschenn...

Инока пустынника Висьяна на Иосифа игумена Волоцкого, собрание от святых правил. Православн. Собес. 1863 г., ч. III, ст. 206, 11. 1309 В предсмертном завещании преп. Нил просит передать в Кириллов м-рь книги, взятые из б-ки последнего. Ркп. Троицко-Сергиев. Лавр. 188, л. 18 об. – 19. 1312 «Послание великого старца ко Брату, просившу от него написати ему еже на пользу души», ibid., л. 105. 1317 «Истиннаго бо заповедем божественным делателя рекошя отцы не точию еже деанием хранити их, но и умне съблюдатися от преступлениа заповеднаго», ibid., л. 22 об. 1319 «Вси святии обретошя благодать Духа деланием заповедей преже чювьствене, таже умне», ibid., л. 22. 1320 «О сущих в предъспеании и доспевших в просвещение рече: сии не требуют глаголати псалмы, но молчание и неоскудну молитву, и видение. Сии бо с Богом съвъкуплени суть и несть им требе отторгнути ум от Него и вложити в смущение; прелюбы бо деет ум таковых, аще отступит от памяти Божиа и в худейших вещех рачителне емлется», ibid., л. 35. 1326 «Аще… не удовлимся в потребах наших от деланиа своего за немощь нашю или за иную некую вину благословну, то взимати мало милостыня от христолюбцев, нужнаа, а не излишняа», ibid., л. 14 – и об. 1328 «Егда… утишится ум от помысл,… сердцу внемли и молитву душевне или умне дей», ibid., л. 31 об. 1329 «Нам сосуди злати и сребряны и самыа священныа не подобает имети; такоже и прочяа украшениа излишня, но точию потребнаа церкви приносити. Великий же Пахомие и самое здание церковное украшено быти не хотяше…. Колми паче нам подобает от таковых вещей (т. е. украшения церковного) съхравятися», ibid., л. 16 об. – 17. 1330 Заметив, что инокам следует избегать украшений храма, преп. Нил так объясняет причину этого: «понеже немощни и страстни есмы и умом и поползновени», ibid., л. 17. 1334 «Аще кто поврежается от котораго брашна или немощи коея ради или от естества да не понужает себе на приатие того, но приемлет ползующее того. Глаголет бо великий Василие, яко не подобает, имижь – брашны съставляти тело, симижь – ратовати е».

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

В 1219 году Патриарх Константинопольский Герман II (1222–1240) рукоположил его в сан архиепископа Сербского. Положив начало историческому существованию самостоятельной Сербской Церкви, святитель Савва способствовал также утверждению сербской государственности. Святитель Савва I скончался в 1237 году, от его мощей совершались многочисленные исцеления (память 12 января). Преемник святителя Саввы I святитель Арсений I был рукоположен во епископа и назначен Предстоятелем Сербской Церкви самим святителем Саввой в 1233 году. После тридцатитрехлетнего мудрого управления паствой святитель Арсений I мирно преставился к Богу в 1266 году. Мощи святого почивают в Печском монастыре (память 28 октября). После кончины святителя Арсения I Сербской Церковью в течение пяти лет управлял его преемник святитель Савва II. После блаженной кончины, последовавшей в 1271 году, он был погребен в Печской обители (память 8 февраля). Преемником святителя Саввы II стал его ученик Иоанникий I. Святой Иоанникий I подвизался в Хилендарской обители и был сначала ее экономом, а с 1263 года игуменом. В 1272 году он был поставлен архиепископом Сербской Церкви. Преемник святителя Иоанникия I святитель Евстафий I был также сначала иноком, а затем игуменом Хилендарской обители. После семилетнего управления Сербской Церковью святитель Евстафий мирно скончался около 1285 года и был погребен в монастыре Жидача. Позднее святые мощи были перенесены в Печ и положены в кафедральном соборе во имя святых апостолов Петра и Павла (память 4 января). Святитель Савва III, управлявший Сербской Церковью с 1309 по 1316 год, был пострижеником и игуменом Хилендарского монастыря, как и его преемник святитель Никодим (1316–1323). Святитель Никодим в 1319 году перевел на славянский язык и ввел во всеобщее употребление в Сербских монастырях Устав преподобного Саввы Освященного (память 11 мая). Преемник святителя Никодима святитель Даниил II в 1325 году был вызван со Святой Горы и поставлен архиепископом Сербским. Святитель Даниил собрал сведения по истории Сербии и составил «Родослов», где описал жизнь сербских господарей и Первосвятителей. Он мирно скончался в 1338 году. Еще при жизни он прославился чудотворениями и исцелениями больных (память 20 декабря).

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

4 Самое же изгнание из человека страстей и восстановление в нем первоначальной чистоты совершается по дару Святого Духа. Господь, видя мужественное отвращение какого-либо из суетных помыслов, развлечений, удовольствий и забот, подает такому лицу Свою благодатную помощь, сообщает его душе непреткновенность в исполнении заповедей и освящает ее любовью Духа Утешителя 1308 . Следовательно, усовершение человека во всяком добре производит Сам Господь как бы в награду ему за отложение нерадения и всецелое, искреннее посвящение себя единому Богу 1309 . Господь ведет всякого нового раба Своего к прозрению разумения, миру помыслов, целомудрию и сердечной чистоте 1310 , о чем Евангелие свидетельствует словами: »Отец Небесный даст Духа Святаго просящим у Него " 1311 . Тогда-то обратившийся к Богу служит Ему с непреклонностью к пороку, не оскорбляет благодати грехами 1312 , всецело предает себя вещаниям заповедей и весь ум занимает невидимым 1313 . Все мирское он начинает считать излишним и упокоевается в одной Божией благости 1314 . Впрочем, злые души не перестают мысленно приражаться к человеку и при полном обращении Его к Богу. Кающийся должен неутомимо продолжать свою тайную борьбу с демонами и противление их внушениям молитвой, запрещением злых помыслов 1315 , постом и верой. Борения лукавых духов в состоянии прекращать одна благодать Божия, что очевидно прилепляющимся ко Господу и устранившим себя от земных пожеланий и вещественных забот 1316 . Господь любит всячески стесняющих в себе страсти во исполнение Божией воли и за это удостаивает их, наконец, дара легко исполнять заповеди 1317 . Полное обращение кающихся Господь вменяет в небесный праздник 1318 и созывает ангелов сорадоваться воскресению в жизнь дотоле погибавших душ. 5 Несмотря на беспредельность милосердия Божия к кающимся грешникам, среди людей оказывается очень много пренебрегающих обращением и упорно прилагающих грехи ко грехам. Нередко подобные лица в конце концов впадают в один из таких грехов, из которого не могут выйти, на свою погибель 1319 . Так было, например, с допотопными нечестивцами, с содомлянами, египтянами времен пророка Моисея и с распинателями воплотившегося Сына Божия. Божественный суд наконец истребил их, признав недостойными видимой жизни 1320 .

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Milov...

Изображения А. сохранились: в Минологии Василия II (Vat. gr. 1613. P. 126, 976-1025 гг.) - представлено мученичество святого; в минологии Служебного Евангелия 3-й четв. XI в. (Vat. gr. 1156. Fol. 261) - в рост; в Минологии посл. четв. XI в. (ГИМ. Греч. 175. Fol. 122v); на Синайском гексаптихе 2-й пол. XI - 1-й пол. XII в. (мон-рь вмц. Екатерины на Синае) - в мучении; на серебряной раме визант. стеатитовой иконы вмч. Димитрия Солунского, кон. XIII - нач. XIV в. (ГММК),- поясное изображение; в росписи собора свт. Николая мон-ря Анапавса в Метеорах (Греция) мастера Феофана Критского, 1527 г.,- А. в плаще, с крестом в руке, короткой бородой; на фреске в мон-ре Хора (Кахрие-джами) в К-поле, 1316-1321 гг.; в росписи нач. XIV в. ц. Успения Богородицы в Протате на Афоне; в настенном минологии в ц. вмч. Георгия в Старо-Нагоричино (Македония), 1317-1318 гг., и в ц. Вознесения Господня мон-ря Дечаны (Югославия, Косово и Метохия), 1348-1350 гг.,- в мучении; в ц. св. Николая Орфаноса в Фессалонике (Греция), 1309-1319 гг.,- в доспехах, со стягом и мечом; на визант. шитой епитрахили «Деисус и святые», нач. XV в. (ГММК), принадлежавшей Фотию , митр. Московскому; в греко-груз. рукописи (РНБ. O. I. 58. Л. 82об., XV в.) - с копьем в руке; на фреске в ц. Моливоклисиа (Афон), 1536-1541 гг.; в ц. вмч. Георгия в с. Воронец (Румыния), ок. 1504 (?) г. Также в рус. памятниках, напр.: предположительно в росписи Дионисия ц. Рождества Богородицы Ферапонтова мон-ря, 1502 г.,- на юж. грани юго-зап. столпа; на резной створке складня XVI в. из Кирилло-Белозерского мон-ря (ГРМ) - внизу в отдельном клейме, с крестом в руке (очевидно, ктиторский образ); на единоличной иконе, нач. XVII в. (ЯХМ),- с мечом и щитом; на сев. иконе «Избранные святые и праздники», нач. XVII в. (ГЭ),- в хитоне и гиматии, с крестом в руке, с короткой русой бородой; на прориси с иконы «Избранные святые», XVII в. (БАН. СВ, 751. Л. 12),- в доспехах и плаще; на сев. иконе «Вмч. Артемий и прп. Андрей Критский», кон. XVII в. (КИАХМЗ); на мозаике В. И. Отмара в Воскресения Христова (Спаса-на-крови) соборе в С.-Петербурге, 1894-1907 гг.

http://pravenc.ru/text/76372.html

I. 1. Епископ есть верховный учитель в своей епархии. Как такому, ему вверено проповедание христианской истины и распространение ее повсюду 1305 . Следовательно проповедь составляет, как особо отличительное право епископа, так и одну из первых его обязанностей 1306 . Ему принадлежит во всей полноте право проповедования в своей епархии 1307 , и от него исходить право проповеди , принадлежащее священникам 1308 , так что помимо епископа и без его ведома никто не может проповедовать в церкви 1309 . Кроме проповеди , епископу принадлежит право попечения о религиозном образовании, и прежде всего: а) юношества. Без полномочия от епископа никто ни в каком училище не может преподавать закон Божий 1310 , без его одобрения нельзя вводить веро-учительных книг и вести по ним преподавание 1311 . б) В целях религиозного просвещения он проповедует в кафедральном храме или сам, или, если почему либо не может, то кто-нибудь по его уполномочию 1312 , а в приходских церквах он назначает для этого или приходских священников, или посылает туда особых проповедников 1313 . Во время обозрения епархии он особенно должен стараться об исполнении этой своей обязанности 1314 . в) Образование духовенства составляет одно из главных дел учительской власти епископа, вследствие чего ему принадлежит: руководство всем, что касается воспитания кандидатов священства в семинариях 1315 , руководство и надзор за учением в высших богословских училищах 1316 , испытание лиц, имеющих занять какую либо церковную должность 1317 , и побуждение духовенства составлять собрания по вопросам о богословском образовании 1318 . Кроме того, епископ имеет право верховного попечения, чтобы все в его епархии хранили здравое учение 1319 и поэтому он должен пресекать всякое явившееся ложное учение 1320 , запрещать своим верным чтение книг, противных вере и нравственности 1321 , надзирать, говорит ли духовенство в проповедях то, чему учить церковь 1322 и, наконец, издавать правила для упрочения повсюду христианского учения 1323 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Milash...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МАТФЕЙ [Гавала Мануил; греч. Ματθαος] (ок. 1271/72, Филадельфия, Лидия - между 1355 и 1360, К-поль), митр. Эфесский (1329-1351), писатель. Ученик свт. Феолипта , митр. Филадельфийского, чтец, затем протонатарий в Филадельфии. Был послан в К-поль в 1309 г., вошел в круг выдающихся интеллектуалов эпохи Никифора Хумна и Феодора Метохита. На знакомство М. с античной философией указывают его маргиналии в кодексах сочинений Платона Vat. gr. 225 и 226 ( De Gregorio, Prato. 2003. S. 83, 89-90). По возвращении в Филадельфию в 1310 г. вступил в конфликт с Феолиптом из-за разногласий относительно преодоления арсенитского раскола. В 1312 г. умерла жена М., оставив на его попечение малолетнего сына. В 1315-1317 гг. М. жил в К-поле, пользовался покровительством патриарха Иоанна XIII Глики (1315-1319). Вскоре М. примирился с Феолиптом, был рукоположен во иерея, назначен хартофилаксом и принял монашеский постриг. После кончины Феолипта в кон. 1322 г. из-за конфликта с правителем Филадельфии Мануилом Тагарисом вновь перебрался в столицу. Во 2-й пол. 20-х гг. XIV в., возможно, занимался преподаванием ( Browning. 1992. P. 28). В те годы М. сблизился с ученым и богословом Никифором Григорой, вел с ним оживленную переписку и обменивался сочинениями ( Beyer. 1976. S. 31-35). В 1329 г. стал митрополитом Эфеса (упоминание М. в этом качестве относится к декабрю: RegPatr, N 2153; Hunger. Register. N 100. S. 562), к-рый находился во власти турок. М. сумел посетить свою кафедру лишь однажды и в основном жил в К-поле и во Врисисе во Фракии (ныне Пынархисар, Турция), епископом которого он был также поставлен в 1332 г. В 1331-1332 гг. М. побывал на Руси по приглашению митр. Киевского свт. Феогноста ( Κουροσης. 1972. Σ. 248-252). Из переписки М. (послания 54, 55, 57) известно, что, посетив Эфес, М. был разочарован. В 1339 г. М. прибыл в Смирну, но эмир Айдина Умур отказался пустить его в Эфес и принять послания императора, к-рые должен был передать М.

http://pravenc.ru/text/2562674.html

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 РОССКИЙ ТРОИЦКИЙ ХРАМ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Храм во имя Живоначальной Троицы в г.п. Россь Первое историческое упоминание о существовании православного храма в имении Россь относится к 1569 году, когда в одном из документов упоминается церковный колокол, хранившийся в свирне (хозяйственной постройке). Инвентарь имения 1571 года содержит указание, что деревянный храм был освящен в честь святого пророка Ильи, в иконостасе находилось 11 икон, в храме - 3 больших и 5 маленьких икон. На колокольне было два колокола, а приходской священник владел двумя волоками земли. В XVII веке росских прихожан постигла печальная участь подавляющего большинства православных Речи Посполитой - более чем двухвековое униатское пленение. После того, как владельцы Росси принимают католичество, в 1611 году православный храм был разобран и перенесен в деревню Огородники (в настоящее время - ул. Советская в г.п. Россь на месте современного православного храма), а на его прежнем месте построен деревянный католический костел. В 1745 году деревянный храм был отремонтирован. В 1863 году деревянная Троицкая церковь была отремонтирована на средства прихожан и с помощью губернских властей, однако этот ремонт не смог значительно улучшить внешний вид ветхого храма. Старый приходской храм в Росси. Фото до 1909 года. В 1867 году в Росском православном приходе насчитывалось 2625 прихожан (1306 - мужского пола и 1319 - женского). В описании 1867 года также указывается, что в Росском приходе приходская церковь деревянная, крытая гонтом, " по давности " неизвестно когда и кем построена, находится в середине местечка и огорожена каменной из булыжника оградой, в которой устроена колокольня. Наружный вид церкви не соответствует православному храму. В 1879 году количество прихожан Росского прихода составляло 2630 человек (1309 - мужского пола и 1321 - женского). Старая ветхая деревянная церковь все меньше соответствовала нуждам растущего прихода.

http://drevo-info.ru/articles/13675559.h...

Действительно, о непреложности определений I Вселенского собора св. Афанасий дает свидетельства ясные и решительные. Но ничего не говорит он о том, будто I Вселенский собор получил свою обязательность для всей Церкви от своего утверждения римским епископом Сильвестром; нигде не упоминает и о том даже, что собор этот утвержден был Сильвестром. Еще менее рассуждает он о том, будто бы определения всех вообще вселенских соборов от римской кафедры должны получать свое окончательное утверждение, и отсюда уже свою обязательность для всех: об этом св. отец хранит самое полное и глубокое молчание даже там, где сказать об этом и естественно было бы и весьма нужно. Так во многих местах творений св. Афанасия говорится, что ариане «бесчестили Никейский собор 1305 ; противоречили ему 1306 ; не стыдились упорствовать против него 1307 ; роптали на него 1308 , восставали на него 1309 ; упорно и вопреки правилу нарушали его определение 1310 ; старались обратить в ничто на Никейском соборе постановленное против ариан 1311 ; замышляли сделать недействительным совершенное в Никее 1312 ; утверждали, что право мудрствуют те, которых предал анафеме Никейский собор 1313 ; усиливались нарушить и обратить в ничто самый Никейский собор 1314 , силились писаниями своими затмить его и изложенную на нем против арианской ереси веру 1315 ; усиливаясь обратить его в ничто, в то же время покушались к вере православных присоединить еретическое умствование, привнося совне какое-то свое, совершенно чуждое святейшей Церкви писанное изложение веры 1316 ; желали писать о вере и усиленно покушались на это под предлогом, что изложение веры Никейского собора недостаточно 1317 ; выдумали против него бесчисленные соборы и на каждом излагали веру 1318 ; измышляли эти соборы не ради истины, но к уничтожению совершенного в Никее 1319 : говорится вообще, что у ариан весь спор с собором Никейским 1320 . В защиту Никейского собора против ариан в творениях св. Афанасия проповедуется об этом соборе такое учение, что это собор «истинный 1321 , собор нелестный и чистый 1322 ; что епископы, сошедшиеся на нем, определение свое составили не без Божия изволения 1323 ; что все на соборе совершено со тщанием и благоговением, как-бы в присутствии самого Бога 1324 ; что отцы, собравшееся в Никее, сделали все полезное для вселенской Церкви 1325 ; что этого собора достаточно против ариан и других ересей», что он «осудил все эти ереси здравой верой» 1326 ; что «он есть трофей над всякой ересью и преимущественно над арианской» 1327 , что «неуместно и непозволительно переменять что-либо из того, что в Никее законно рассмотрено и определено, т.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Brovko...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МАНУИЛ II [Греч. Μανουλ], патриарх К-польский в изгнании в Никее (авг.-окт. 1243 - осень 1254). Точные даты Патриаршества М. неизвестны. Он занял К-польский престол после того, как Церковь «долгие годы» была лишена предстоятеля после кончины Мефодия II ( Niceph. Callist. Catalog. Col. 465D). В списках К-польских патриархов продолжительность Патриаршества М. составляет 11 лет ( Laurent. 1969. P. 130). Дата смерти М. определяется с большей точностью: Георгий Акрополит указывает, что М. скончался «незадолго» до Иоанна III Дуки Ватаца , который умер 3 ноября 1254 г. ( Georg. Acrop. Chron. P. 106). В поздневизант. стихотворной хронике Ефрема даны более точные сведения: М. скончался «примерно за 2 месяца» до императора ( Ephraem Aenii. 1990. P. 316). Никифор Влеммид ( Nicephori Blemmydae. 1984. P. 37) утверждает, что император и патриарх умерли «как по условному знаку». На основе этих данных, В. Лоран заключает, что М. должен был взойти на К-польский престол в конце лета или осенью 1243 г. ( Laurent. 1969. P. 138-139, 150). До этого момента М. занимал важный пост в ведомстве Великой церкви (и Никифор Каллист, и Влеммид пишут, что он был протопапасом). Также известно, что до принятия пострига М. был женат. В период Патриаршества М. получили развитие отношения Никейской империи с Киликийской Арменией (послание М. к кор. Хетуму I и католикосу Костандину I об объединении Армянской и Византийской Церквей зимой 1247/48 г.- RegPatr, N 1309). Также шли переговоры об унии с Римско-католической церковью: в 1249 г. для этих целей в Никею папой Иннокентием IV был отправлен генерал ордена францисканцев Иоанн Пармский , в 1250 г. состоялось совместное посольство представителей имп. Иоанна III и М. в Рим (RegPatr, N 1313). В послании папе, к-рое датируется либо летом 1253 г. (RegPatr, N 1319), либо 1250-1251 гг. ( Hofmann. 1953; Gill. 1979. P. 91, 95), М. приветствовал стремление папы к объединению Церквей и в свою очередь призывал его прекратить поддержку Латинской империи в К-поле. Из-за кончины всех 3 участников (Иннокентий умер 7 дек. 1254) переговоры не были завершены.

http://pravenc.ru/text/2561892.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010