В 1010 году в Амальфи уже находился общий морской суд. В 1048 году Амальфийцы построили в Иерусалиме свою церковь , свой монастырь и свою больницу, которая впоследствии послужила средоточием ордена больничаров рыцарей – св. Иоанна Иерусалимского. Современник этих купцов Гуглиельмо ди Палиа в своей повести «О Норманнах» (XI века) писал, что «город Амальфи полон людьми и богатствами, что никакой другой город не имеет столько золота, серебра и всяких драгоценностей, как он, и что многочисленные торговцы его содержат конторы свои во всех странах мира, и весьма хорошо знают море и небо». Амальфийцу Флавию Джиойа (1302 г.) приписывают изобретение компаса, хотя Китайцы употребляли его несравненно ранее, а Арабы ещё в конце XII века принесли его в Европу. В 1039 году Амальфийцы оборонялись от Солернского князя Гваймара IV, а в 1073 от Роберта Гискарда; В 1131 поддались Рожеру Сицилийскому; в 1135 и 7 годах Пизане окончательно сокрушили их могущество. Тогда у них было много колоний в малой Азии, Африке и в Византийском царстве, а в самом городе Амальфи считалось 50,000 жителей. (Ныне их не более 6,000). Не говорю ни об уцелевшей в нём кафедральной церкви св. апостола Андрея, замечательной по средневековому зодчеству её, ни о капуцинском монастыре (Canonica), который в 1212−году построил кардинал Пётр Капуано, ни прекрасных окрестностях, где показывают множество древностей, начиная со времён Силлы и Мария, Помпея и Цезаря, Тиберия и Нерона; не говорю о всём этом, и перелетев на Афон, становлюсь тут подле преподобного Афанасия и именем его объявляю, что Амальфийцев, как и Грузин и Армян, как Сербов и Болгар, привлекла на Афоне, великая идея сего человека Божия и человека народного, идея о совмещении всех народностей на этой горе под знаменем кафолического Православия, идея новая, громадная, увлекательная, душеспасительная. Её знали Амальфийцы в Константинополе, в этом средоточии своей торговли и политики, знали и послали на Афон к Афанасию своих богомольцев. Не известны мне основатели Афоно-Амальфийской обители во имя Пресвятой Девы Марии.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

Преемник папы Климента Иоанн XXII (1316–1334) в 1317 г. подтвердил его буллу, поскольку полагал, что царство земное, как и духовная власть на земле, принадлежат папе как наследнику св. Петра, и под этим предлогом не признал избрания римским королем Людвига Баварского. После длительного противостояния Людвиг в 1343 г. поклялся уже папе Клименту VI исполнять 28 статей, представленных ему папой, и написал последнему, что как младенец жаждет материнского молока, так его душа жаждет милости папы и церкви. Климент в ответ буллой от 13 апреля 1346 г. только усилил проклятия, которыми осыпали Людвига два предшествовавших понтифика. В ней папа библейскими словами призывает на короля болезнь, слепоту и безумие, гром небесный и пламенный гнев Бога и апостолов Петра и Павла и в этом мире, и в будущем. Все стихии должны ополчиться против него; вселенная должна сражаться с ним, земля – разверзнуться и поглотить его живьем. На его дом папа призывал опустошение, на детей – изгнание и пожелал Людвигу собственными глазами увидеть, как его детей погубят его враги (Veniat ei laqueus quem ignorat, et cadat in ipsum. Sit maledictus Ingrediens, sit maledictus egrediens. Percutiat eum dominus amentia et caecitate ac mentis furore. Coelum super eum fulgura mittat. Omnipotentis Dei ira et beatorum Petri et Pauli (...) in hoc et future seculo exardescat in ipsum. Orbis terrarum pugnet contra eum, aperiatur terra et ipsum absorbeat vivum &c.). Людвигу, однако, удалось в 1347 г. мирно скончаться до того, как исполнятся папские проклятия. Таким образом, Св. престол достиг целей, поставленных еще Григорием VII и Иннокентием III: имперские власти признали, что император получает инвеституру от папы (как зримое воплощение идеи translatio imperii). Победа была полной: фактически, имперская корона стала леном церкви, a долгий спор об инвеституре разрешился признанием независимости церкви от государства. 6. Unam sanctam Завершением развития богословия папской власти в ее отношении к государству стала булла Unam sanctam от 18 декабря 1302 г. Бонифация VIII (1294–1303), в которой он твердо заявил о высшей власти папы над обоими мечами – духовным, который правит душами людей, и светским, который правит их временными земными заботами: «Мы заявляем, что в силу необходимости спасения римскому папе подчинена всякая тварь человеческая».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

11 окт. 1303 г. папа Бонифаций скончался; избранный 22 окт. новый папа Бенедикт XI (1303-1304) пошел на ряд компромиссов с королем Филиппом и 18 апр. 1304 г. снял наложенный его предшественником запрет на присвоение магистерской степени в Париже. Примерно в то же время король санкционировал возвращение иностранных студентов в Париж ( Little. 1932. P. 577). Осенью 1304 г. Гонсальв Испанский, ставший к этому времени генералом ордена францисканцев, принял решение вернуть И. Д. С. в Париж для получения им степени магистра теологии и направил из Италии парижскому викарию ордена соответствующее рекомендательное письмо, датируемое 18 нояб. 1304 г. В этом письме Гонсальв отзывался об И. Д. С. в весьма похвальных выражениях: «Я рекомендую... возлюбленного во Христе отца Иоанна Скота; ибо мне хорошо известны (отчасти из [собственного] долгого опыта [общения с ним], отчасти благодаря повсюду распространившейся молве [о нем]) его похвальная жизнь, превосходная ученость, тончайшая проницательность и другие выдающиеся качества» (Chartularium Universitatis Parisiensis/Ed. H. Denifle. P., 1891. T. 2. P. 117-118). Особое внимание исследователей в этом документе привлекло свидетельство Гонсальва о том, что И. Д. С. давно и хорошо ему известен: нек-рые ученые видели в этих словах подтверждение версии о том, что И. Д. С. учился в Париже между 1293 и 1296 гг. (см.: Callebaut. 1931. P. 327-329). Однако возможно, что Гонсальв имел в виду пребывание И. Д. С. в Париже в 1302-1303 гг., когда И. Д. С. в качестве бакалавра вполне мог быть ассистентом и научным помощником Гонсальва, бывшим в это время магистром в Парижском ун-те (см.: Vos. 2006. P. 64). Личные качества И. Д. С. могли стать известны Гонсальву и в период политической нестабильности 1303 г., поскольку они оба были в числе францисканцев, отказавшихся поддерживать замыслы франц. короля (Ibid. P. 70-72). Гробница Иоанна Дунса Скота в францисканской церкви в Кёльне Гробница Иоанна Дунса Скота в францисканской церкви в Кёльне В этом же письме Гонсальв отмечал, что И.

http://pravenc.ru/text/Иоанн Дунс ...

После Даниила, Кн. Галичского, Киев оставлен был на произвол судьбы. 184 Лавр. Летоп. «Митр. Максим, не терпя татарского насилья, оставя Митрополью и сбежа из Киева и весь Киев разбежался; а Митрополит иде ко Брянску и оттоле иде в Суздальскую землю и со всем своим житьем». Стр. 208 Троицк. Лет.282. Воскр. 2 ,270. 185 Митр. Киприан в житии Чудотворца. Степ. Кн. 1, 419. Похвальные Слова Св. Петра в Минеи М. Макария под 21 дек. и 22 августа. 187 Роспись Церквей, подчиненных Константинопольскому престолу, Имп. Андроника Палеолога старшего (1282 – 1320), ed. Tafel Constant. Porphyrog. Tubingae 1847 p. 83. 188 Ж. M. Hap. Просв. 1847. июль стр. 146. Заметим, что Казимир говорит это о том времени, когда Галич находился во власти Русских Князей Романова племени, след. о времени Галиции по 1349 г., в котором Казимир завладел Галицией. Известны грамоты. Галицкого князя Льва Даниловича, в которых уже говорите о Митрополите с Крылоса – местечка близ Галича (Митр. Евгений опис. Соф. Соб. стр. 87. 3убрицкий о Червонной Руси, прилож. Б. В. Г. Ж.): две из них отнесены к 1292 г., а две к 1301 и 1302 г. Но подлог этих грамот виден уже и из того, что в грамоте 1301 г. говорится о Митр. Киприане и Галицком Митр. Григорие, а в одной из грамот 1292 г. говорится о Перемышльском Епископе Иларионе, тогда как в другой того же года показан Перемышл. Епископ Антоний. Эти грамоты доказывают только одно, что Галицкие Князья желали иметь особого Митрополита; но это желание старался приводить в исполнение не Кн. Лев Данилович, а сын его Владимир Львович. Что касается до Митр. Нифонта предшественника Петру: то, кажется, это то же лицо, что Геронтий, восхищавший сан прежде свят. Петра, о чем пишет Мит. Киприан. 189 Новгор. 1. Лет. стр. 75. «Пришедшим им (1331 г.) в Володимир Волынский... постави его (Василия в Новгор. Архиеп.) Митрополит Феогност, родом Гречин, а владык тогда бе Григорий Полоцкий, Афанасий Володимирский, Феодор Галичский, Марко Перемышльский, Иоанн Холмский». В 1330 г. Митрополит посвятил во Владимире Волынском Тверского Епископа Феодора (Никон.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

D-r Knie в своей статье – «Die Russische schismatische Kirche» – говорит, между прочим, следующее: «вместо римского папы русско-схизматическая церковь подчинена абсолютизму деспота; место примата заступил цезарепапизм с карикатурой на соборный принцип» 1299 . «Папа, говорит Лоранси, есть действительно государь светский, но не потому, что он первосвященник; a ваш владыка есть первосвященник, потому что он государь светский» 1300 . Бунзен утверждает, что в русской церкви господствует цезарепапизм 1301 . «Святейший Синод (русский), говорит Leuzon, есть не что иное, как бюро, чиновники которого назначаются царём, а руководит ими и контролирует прокурор»; «русское государство есть абсолютная монархия в полном смысле этого слова: царь – единственный источник всяких полномочий и закона, как в светских, так и в духовных делах» 1302 . «Синод (русский), – утверждает Зеза, есть проводник в делах религии воли светского властителя» 1303 . «С Петра Великого религия в России сделалась политическим институтом и потеряла божественный характер; с того времени священник сделался чиновником.., стал орудием власти, перестав быть человеком Бога...; епископат потерял свою независимость», – пишет другой западный автор 1304 . «Пётр Великий, рано воспитанный в протестантских идеях, решил.., – говорит Döllinger, – забрать в свои руки могущественное влияние церкви; упразднив патриаршество, он установил вполне зависящий от него Синод, обер-консисторию в протестантском смысле, по взгляду царя. Этот Синод есть род государственного совета и церковного трибунала, правительственная машина для церкви, установленная в государстве наряду с другими административными учреждениями. Сам по себе он – тело без души, свой жизненный нерв он получает от императора чрез прокурора, без подписи которого не действительно никакое его расположение; он существует лишь волей государя и есть проводник решений последнего» 1305 . Некоторые русские авторы употребляют все усилия снять все обвинения и совершенно опровергнуть доводы западных писателей касательно строя высшего управления в русской церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/sobor-...

И придя в Киев, разбил всех идолов: Перуна, Хорса, Дажбога и Мокошь, и всех прочих кумиров. 1296 Потом созвал весь народ и повелел им всем креститься. Назначил им день, сказав: «Кто утром не окажется на реке, тот мне враг». И пришел на Почайну-реку 1297 народ всякого возраста, мужчины, и женщины, и дети. Взрослые стояли в воде, одни по пояс, а иные – по шею, другие ходили в воде, а пресвитеры, стоя на берегу, читали молитвы, как над крестимыми. С того времени называется это место святым, там, где ныне стоит церковь Петрова, 1298 и тот был первым ходатаем нашего спасения. А Владимир, воззрев на небо, помолился за христиан, говоря: «Взгляни на этих новообращенных людей, и дай им, Господи, познать Тебя, истинного Бога, и утверди в них правую веру, и мне помоги, Господи, против врагов, чтобы, надеясь на Твою державу, одолел козни его (диавола)». 1299 И приказал людям возводить церкви во всех городах, а сам построил церковь святой Богородицы на диво. Через несколько лет преставился к Богу 15 числа месяца июля. Тело его положили в церкви святой Богородицы, которую он сам построил. И оплакивал его весь народ: бояре как отца, люди как заступника, сироты как помощника, вдовицы и нищие как покровителя и кормильца. Как сможем мы по достоинству восхвалить тебя, сделавшего дело, равное апостольскому? Хвалит Римская земля Петра и Павла, Азия – Иоанна Богослова, Египетская – Луку, а Греческая – Андрея, 1300 вся же Русская земля тебя, Владимир, как Господня апостола. Песнопениями память твою празднуя, венец похвал приносим тебе, говоря: Радуйся, Владимир, 1301 принявший награду от Вседержителя Бога! Радуйся, святой глава, вождь и учитель наш, с которым освободились от тьмы и узнали свет! Радуйся, честное древо из самого Рая, от которого вырастило нам святые побеги – святых мучеников Бориса и Глеба, от которых ныне питаются сыны Руси, принимая исцеление болезней! Радуйся, работник веры Христовой, ты разорвал терние лжи и разрушил, 1302 вспахал крещением всю землю и насеял ее святыми книгами, от которых сыны Руси пожинают полезные снопы 1303 покаяния!

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В 21-й день. Мучения св. муч. Иулиании, л, 1142 1155 об. нач. «Царствующу Максимияну и кумиром бесовство держащи и диаволу величающуся.» Житие и чудеса св. Петра Митрополита Киевского и всея России; списано Киприяном Митроп., л. 1156–1182 об. Нач. «Сей убо блаженный Петре родися от христиану и благоверну родителю во едином от месте земли Волынския.» В 22-й день. Мучение св. великомуч. Анастасии Фармаколитрии сиречь узорешительницы, л. 1184–1191. Нач. «Во времена убо нечестивого царя Диоклетиана, в Римстем граде и во всех Римстех градах и странах бывшу гонению.» В 23-й день. Житие и хождение Преп. Нифонта мниха, еже в Константине граде, л. 1122 – 1213. Нач. «Тайну убо цареву хранити достоит, а дела Божия проповедати славно.» Св. мученик 10-ти, иже в Крите, л. 1215. Служба св. Филиппу Митроп. Московскому и всея России новому исповеднику, л. 1215–1230. Житие и подвиги, отчасти чудес исповедание св. Филиппа Митропол. Московского, 1233–1303 об. Нач. «Елицы убо Духом Божиим водими суть, сии сынове Божии нарекутся.» О преставлении Великого Князя Василия Ивановича всея России, л. 1239 об. О возведении на стол Святительский святого Филиппа л. 1258 об. О подвизе блаж. Филиппа на Собор®, л. 1268 об. О изгнании блаженного Филиппа во Тверь и о преставлении его, л. 1291 об. О возвращении мощей блаж. Филиппа Митроп. в Соловецкий монастырь, л. 1295. – Чудо 1-е о мужи Василии и исцелении его молитвами св. Филиппа Митрополита, л. 1300. – Чудо 2-е о иноце Исаие, л. 1302 бо. Житие вкратце св. Филиппа Митрополита Московского и всея России чудотворца, л. 1304 – 1327 об. Нач. «Сей убо иже во святых отец наш Филипп родися в преславном царствующем граде Москве.» – О изгнани блаж. Филиппа, л. 1322 об. – О возвращении мощей блаж. Филиппа в Соловецкий монастырь, л. 1324 об. – О чудесех св. Филиппа, л. 1325. – Ино чудо блаж. Филиппа о иноце Иса1е, л. 1326. – Чудо святого Филиппа о исцелении от болезни сребренника ковача Иоанна, л. 1326 об Преподобного отца нашего Николы мниха, иже от воина бывшего, л. 1328–1331 об. Нач. «Преподобный отец наш Никола иже преже воевода бе, и воины под собой име.»

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Levickij...

A. Hilgard. Lpz., 1901. Hildesheim, 1965r. P. 569. (Grammatici Graeci; Vol. 1. Pars 3)). Иоанн Зонара (XII в.) в толковании на воскресные каноны прп. Иоанна Дамаскина также указывает на согласование мелоса тропарей с соответствующим ирмосом по акцентности, звуковысотной и ритмической организации ( Ioannis Zonara. Expositio canonum anastasimorum Damasceni//PG. 135. Col. 424; см. также цитату в соч.: Rayaeus N. De acoluthia officii canonici... in solemni commemoratione... Basilii, Nazianzeni et Chrysostomi//PG. 29. Col. 318). Распевы ирмосов записываются в певч. книге Ирмологий , и принадлежат к особому, ирмологическому, виду мелоса. Формирование мелоса греч. К. можно проследить по Ирмологиям, нотировавшимся с X в. по наст. время. До XVI в. в эти книги записывались анонимные произведения, относившиеся к 2 мелодическим версиям единой древней муз. традиции, которую исследователи называют анонимным визант. ирмологическим мелосом. Возможно, что 2-ю из этих версий, известную по рукописям с сер. XIII в., развивал маистор прп. Иоанн Кукузель : в Ирмологии 1309 г. (Sinait. gr. 1256) содержится произведение, озаглавленное «Новый мелос, сочинение господина Иоанна Пападопулоса Кукузеля» (Fol. 216v). Из колофона этого кодекса следует, что он написан Ириной, дочерью Феодора Агиопетрита, а на л. 183, предположительно после осмотра рукописи, подписался и сам Кукузель: «Наконец, наконец, слава Богу, аминь + Рука Иоанна Пападопулоса Кукузеля» (подобная подпись содержится и в Ирмологии 1302 г. РНБ. Греч. 121. Л. 149 об.). Основные этапы развития мелоса греческих К. с XVI в. отражены в следующих полных авторских Ирмологиях. Ок. 1590 г. мелодическую версию Ирмология составил Феофан Карикис (списки: Ath. Laur. Ε. 200, ок. 1600 г.: «...сочинен и одновременно украшен недостойным иеромонахом кир Феофаном из Афин по прозвищу Карикис...»; Ath. Xenoph. 159, 1607 г.). К нач. XVII в. относится Ирмологий мон. Иоасафа Нового Кукузеля (списки: Ath. Laur. Κ. 158, нач. XVII в.; Ath. Iver. 1192, нач. XVII в.: «Начало с Богом Святым Ирмология всего года, как поется на Святой Горе: немного украшен в монасех Иоасафом Новым Кукузелем»).

http://pravenc.ru/text/1470225.html

1293 . Башня желаний. – М.: Унив. тип., 1894. – 16 с. 1294 . Беглецы//Душеполез. чтение. – 1880. – Апр. – С. 461–474. 1295 . Библейские рассказы и их источники, указываемые наукою//Правосл. обозрение. – 1876. – Окт. – С. 232–270. 1296 . Благовестническая доля//Душеполез. чтение. – 1885. – Янв. – С. 33–53. 1297 . Весенний припев//Душеполез. чтение. – 1890. – Май.– С. 100–111. 1298 . Ветхий Завет и идея о Едином Боге//Чтения в О-ве любителей духов, просвещения. – 1877. -Апр. – С. 716–760. 1299 . Вефильский культ//Чтения в О-ве любителей духов. просвещения. – 1878. – Май. – С. 591–624. 1300 . Вечная память: (По поводу годовщины события 1 марта)//Душеполез. чтение. – 1882. – Март. – С. 323–325. 1301 . Владычество человека. – М.: Унив. тип.,  1895. – 23 с. – Авт. установлен по изд.: Богослов, вестник. – 1895. – Нояб. – С. 283. То же//Душеполез. чтение. – 1895. – Янв. – С. 164–184. 1302 . Гробы прихоти и постная пища//Душеполез. чтение. – 1879. – Март. – С. 325–348. 1303 . Дар царицы [Елены] храму Иерусалимскому//Душеполез. чтение. – 1888. – Июнь. – С. 129–150. 1304 . День нашего царя (19 февр. 1855–1880 г.)//Душеполез. чтение. – 1880. – Февр. – С. 220–234. 1305 . Древнее событие, сходное с современным//Душеполез. чтение. – 1877. – Июнь. – С. 206–217. 1306 . Древний Египет и исход евреев//Чтения в О-ве любителей духов, просвещения. – 1877. – Янв. – С. 93–113. 1307 . Еврейская школа//Правосл. обозрение. – 1886. – Февр. -С. 396–419. 1308 . Желанная встреча: (По поводу появления новой секты)//Душеполез. чтение. – 1881. – Янв. – С. 39–60. 1309 . Записанный день: Из жизни пророка Иезекииля. – М.: Унив. тип., Ценз. 1880. – 48 с. 1310 . Исторические книги Библии и ассирийские клинообразные надписи//Чтения в О-ве любителей духов, просвещения. – 1873. – Окт. – С. 339–375. 1311 . Исторические книги Библии и египетские памятники//Чтения в О-ве любителей духов, просвещения. – 1877. – Нояб. – С. 619–633. 1312 . К столетию Православной Церкви в Америке//Богослов, вестник. – 1894. – Окт. – С. 198–212.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Но так как и он сам должен был хорошо сознавать, что это была мечта слишком химерическая, то он нисколько не обиделся на тех, кто воспрепятствовал её осуществлению: В отношении к главе собора митрополиту Симону и в отношении к главному действовавшему на нём лицу по вопросу о монастырских вотчинах – преподобному Иосифу Волоколамскому мы видим его после собора не только не враждующим, но и благоволящим, как бы совершенно ничего неприятного между ними не случилось 1302 . Не представляется нам вероятным думать, что великий князь Иван Васильевич совершенно неожиданным для него образом имел мысль о секуляризации недвижимых имений церкви. Но к его времени эти недвижимые имения церкви, представлявшие собой земли, вышедшие из государевой службы, так как они уходили в церковь от вотчинников, нёсших с них государеву службу, были так многочисленны, что должны были, наконец, пробудиться опасения за «убыток» нашей службы.– И он предпринял первые некоторые меры к тому, чтобы остановить и ограничить переход недвижимых имений от мирских вотчинников во владение епископских кафедр и монастырей. С этой целью, не знаем – после или ещё [до] собора 1503 года, были изданы им два узаконения: 1) если вотчинник отдаст в монастырь землю по своей душе с тем условием, что наследникам его предоставляется выкупить её у монастыря по назначенной им цене, имеющей быть прописанной в духовной грамоте: то за наследниками признаётся право производить таковые выкупы; 2) в новоприобретённых областях – Твери, Микулине, Торжке, Оболенске, Белоозере и Рязани, также князьям суздальским, ярославским и стародубским, запрещается отдавать в монастыри вотчины по душам и продавать их им без доклада государю 1303 . В правление митрополита Симона имел место исключительный случай соборного низложения с кафедры и отлучения одного епископа за неправое отлучение последним одного подведомого ему игумена и вместе с тем за восстание против приговора великого князя; этот случай – низложение и отлучение архиепископа новгородского, преемника Геннадиева, Серапиона за отлучение им преподобного Иосифа Волоколамского и за восстание против приговора великого князя Василия Ивановича (преемника Ивана Васильевича с 27 Октября 1505 года), взявшего Иосифов монастырь из-под власти удельного волоколамского князя в свою собственную власть 1304 .

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010