232 Насонов А. Н. История русского летописания. XI – начало XVIII в. М., 1969. С. 268–274; Лурье Я. С. Общерусские летописи XIV-XV вв. Л., 1976. С. 150–161. 233 Шахматов А. А. Исследование о Радзивиловской или Кенигсбергской летописи. М., 1902. С. 46–51; Он же. Ермолинская летопись и Ростовский владычный свод. СПб., 1904. С. 33–48; Насонов А. Н. Летописные памятники Тверского княжества//ИАН СССР. 8-я серия. Л., 1930. 9. С. 714–721; Лурье Я. С. Общерусские летописи... С. 150–170, 174–180, 231. 235 Senyk S.A. History of the Church in Ukraine. Vol. 1. To the End of the Thirteenth Century//Orientalia Christiana Analecta. 243. Roma, 1993. P. 303–305. 236 Щавелева Н. И. Древняя Русь в «Польской истории» Яна Длугоша. М., 2004. С. 11–16; текст с. 79–80, перевод м. 225–226; Шахматов А. А. Разыскания о древнейших русских летописных сводах. СПб., 1908. С. 352–356, 364–365; Наливайко Р. А. О русских известиях «Annales Poloniae» Яна Длугоша//Рукописная книга Древней Руси и славянских стран: от кодикологии к текстологии. СПб., 2003. С. 48–60. 237 О двух датировках поездки св. Ольги и датах ее крещения: Литаврин Г.Г. Византия, Болгария, Древняя Русь (IX – начало XII в.). СПб., 2000. С. 154–213, перевод известия Константина с. 360–364; Назаренко А. В. Древняя Русь на международных путях. М., 2001. С. 217–310. 238 Свердлов М. Б. Латиноязычные источники по истории Древней Руси. Германия. IX – первая половина XII в. Л., 1989. С. 108–113; Назаренко А.В. Немецкие латиноязычные источники IX-XI вв. М., 1993. С. 106–108 и коммент. к ним; Он же . Древняя Русь... С. 286–308, 314–330. 240 Прозоровский Д. И. О родстве св. Владимира по матери//Зап. Император. АН. 1864. Т. 5.4.1.С. 17–26; Членов А. М. Древлянське похождения князя 1970. 9. С. 5–11. Более осторожно: Шрамм Г . Роль города Коростеня в ранней истории Руси. Этимологические походы к историческим проблемам//ДГ за 1999 г. М., 2001. С. 261–262. 247 Литвина А. Ф., Успенский Ф. Б. Выбор имени у русских князей в X- XVII вв. М., 2006. Об этой же практике на скандинавском материале см.: Успенский Ф. Б. Имя и власть. М., 2001. С. 32–44.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Когда была разрушена церковь , им там устроенная; то люди из села Брияки в Колашине, принадлежавшие к роду Косачи, перенесли его мощи в соседнюю с их селом церковь святого Архангела, построенную святым Иоанникием, и положили их тут. В раке хранилась и книга, которую святой Пётр Коришский, как рассказывают, всегда носил с собой; книга была ещё цела в прошлом году» 46 . Святых мучеников Маркиана, Леонида, Аполлона Святых мучеников Маркиана, Леонида, Аполлона и других семи с ними, за исповедание имени Христова уморенных голодом и жаждой в Египте, в царствование Максимина (308–312 г.). 30 В помяннике Елецкого монастыря: «кн. Георгия убиенного в Киеве»; в Любецком Синодике: «в. кн. Георгия Киевского, во иноцех Гавриила». – По летописям неизвестно ни имя крещения, ни имя иноческое св. кн. Игоря, – Хавский: «святый Игорь, он и Давид, Олегович» (см. Архангельский собор, стр. 11. М. 1862 г.). С чего это взято? Г. Хавский считает св. Игоря за одно с блаж. княз. Черниг. Давидом, современником св. еписк. Феоктиста (см. 6 авг.), потому что сей Давид восхваляется в степ. кн.; но блаж. кн. Давид был дядя св. кн. Игоря и сконч. в 1123 г. 33 Степен. кн. I, 276: «убиша сент. в 9 день». Киев. л.: «к Богу отъиде сент. в 19 д. в пяток». Собр. л. II. 34. По Никон. л. (Собр. л. IX, 176): «убиен же бы в пяток». Соф. лет. (Собр. л.5:159): «убиша мес. сент. в 19 день». Пятница 1147 г. была 19, а не 9 сентября. 36 Собр. л. 2, 34–45. 53. «Везе на конец града в монастырь святому Симеону... Перенес. мощи – Игоря от святого Семена из Копырева конца». Копырев конец – между гор. Киселевкой и Скавицей, блпз Константиновской улицы. 38 В сборнике XV в. у Румянцева 406: «с вама же (Антонием и Феодосием) честно ублажаем князя Игоря приемша честно мучение, принесшаго жертву чисту Богови. Аще бо укоряюще Киане взложиша на (нь) честный черноризский образ: и в том въсприя нетленны венец, без укорныя славы сподобиша и себе же мукы вечныя». 41 Труды общ. ист. 3, 1, стр. 169–171, где выписки из летописей о месте погребения св. князя и его матери. – Владимирский сборник (М. 1857 г., стр. 78) повторяет старую ошибку, – вслед за скудными последователями смысла скудного. 43 Опис. Румянц. муз., стр. 352. Надпись у Карамз. 4, пр. 39. След. псалтырь. Опис. Новг. Соф. соб., стр. 104. Читать далее Источник: Жития святых, чтимых Православною Церковию, с сведениями о праздниках Господских и Богородичных, и о явленных чудотворных иконах/Сост. преосвящ. Филаретом (Гумилевским) архиеп. Черниговским, с дополнениями из других авторов : С изображениями святых и праздников академика Ф.Г. Солнцева и др. – Изд. 3-е, доп. - С.-Петербург: Изд. книгопродавца И.Л. Тузова, 1900./Июнь. – 338, IV с.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Успен. церковь ); 1853 г., 44 (синодики); 1854 г., 30 (Мон. быв. в Пересл.); 1856 г., 22 (Духов. грам. кн. Ковро­ва, 1535 г.; назван „Пречистая на Горице“); 1858 г., 20 (Грам. Фотия митр. Киев. на село Славитино); 1860 г., 50 (о преп. Данииле); 1861 г., 46 (монаст. село Ермово); “Извл. из отч. Об. Пр.”, 1880 г., 157 (училище); “Пут. по свят. мест. Русск.”, I, 76 (здесь назван Горийским); “Маяк”, 1844 г., т. XVII, кн. XXXIII, гл. 26 (Савваитов, “Опис. Спасо-Прилуц. м-ря”); “Вел. кн. Евдокия, основательница Вознесен. дев. м-ря в Москов. Кремле”, 66; Толстой, “Книга глагол. опис. о Росс. свят.”, 88, 216 (препод. Даниил), Строев, “Спис. иер. и настоят.”, 696, 21; “Акты Арх. Эксп.”, I, 308 (Соборн. приговор 1581 г.); II, 7 (Грам. 1598 г. об избр. Бор. Годунова; архим. Феодосий); IV, 324 (Патриар. грам. 1647 г. архим. Герасиму о почитании воскр. и праздн. дней); “Акты истор.”, II, 237 (Роспись переяславцам, быв. 1609 г. на приступе под Тр. Серг. м.); 352 (Челобитн. 1608 г. переславцев Сапеге; подписал архим. Алимпий), “Дополн. к Акт. истор.”, III, 119 (Акты 1654 г. о моров. поветрии, см. LXXXIV); V, 102 (Деяния Москов. со­бора 1666 г., II; подписался архим. Сергий); XII, 57 (Указ 1689 г. о сборе славленых денег: 2 руб., 16 алтын и 4 деньги); “Собр. госуд. грам. и договор.”, I, 147 (Духовн. 1509 г. кн. Димит­рия Иоанн.), 200 (Духовн. собор о недвижим. собств. м-рей; в 1580 г. архим. Иосиф, в 1584 г. Тит); II, 59 (Освящен. собора 1589 г.); IV, 63 (Опис. церемонии 1668 г. при раздаче Антиох. патриар. Макарием благослов. грамоты; архим. Сергий); Макарий, “Ист. Р. Ц.”, IV, 69 (архим. Пимен, потом мптропол. 1380 г.), 197 (принял постриж. св. Димит. Прилуцкий); VII, 12 (преп. Даниил), 87 (степень м-ря), 102 (бесчиния); Ка­лачов, “Писцов. кн. XVI ст.”, I, Отд. I, 192 (влад. в Москов. у.; назван Пречист. Богород. Город­цкой или Пречистой Горицкий); “Изве­стия Археол. Общ.”, 1861 г., III, 463 (проезд в 1694 г. архиеп. Вологод. Гавриила); “Временник Общ. Ист.”, 1850 г., VII, 22 (Матер.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

22-е число Святого мученика Василиска воина Василиск был племянник св. Феодора Тирона; он пострадал вместе с Евтропием и Клеоником (пам. их 3-го марта), но принял смерть от меча после них. Мучения, которым он был подвергнут, сопровождались поразительнейшими чудесами, о чём свидетельствует очевидец их – св. муч. Евсигний (пам. его 5-го авг.). Этот мученик Василиск, как свидетельствуют многие историки, явился св. Иоанну Златоустом у перед кончиной его и сказал: «завтра будем вместе». Василиск пострадал в царствование Максимиана, в 308 году от Агриппы, который впоследствии, получив исцеление от болезни на месте погребения Василиска, источавшем чудеса, сам уверовал во Христа. В Команах, где пострадал св. Василиск, была сооружена церковь во имя его, и в неё перенесены его мощи. Воспоминание Второго Вселенского собора Происходил в Константинополе, в царствование Феодосия Великого, в 381 году, для утверждения истинного учения о Святом Духе, против ереси Македония, Константинопольского патриарха, и его единомышленников, отвергавших Божество Духа Святого. На сём соборе собравшиеся в числе ста пятидесяти отцы дополнили Символ веры Никейский учением о Божестве Духа. Страдание св. Владимира, князя Сербского Князь Владимир – Иоанн 349 во всю жизнь свою старался жить по воле Божией для блага подданных. Но и порча души нашей требует горького врачевства для её исцеления. И Господь, зная, кому из нас что нужно, посылает иным как дар любви долю не только веровать, но и страдать. Кн. Владимир перенёс много скорбей в жизни своей и умер страдальцем. Дед его кн. Хвалимир поручал во владение старшему сыну Петриславу Зету (Черногорье), Хвалимиру – Требинье и Хлевну, а младшему сыну Мирославу – Подгорье (Захлумье); но Петрислав остался единственным владетелем всех областей наследственных. В таком виде владел Ссрбией сын Петрислава кн. Владимир 350 . Между Славянами Сербами были христиане с первых времён христианства, были даже мученики за св. веру; это между оставшимися под властью Римо-Греческой 351 . Племена их, вытеснявшиеся бурей времён на левый берег Дуная, при имп. Ираклии возвратились в свою древнюю родину и большей частью своей приняли растерянное христианство, или, как выражается имп. Константин, «приняли древнюю веру», т. е. ту, которую и прежде принимали, но потеряли среди Гуннов Аваров. При Василии Македонянине, около 868 г., остальные приняли христианство, а все вообще Сербы усвоили себе Славянскую службу, дар св. Кирилла и Мефодия, подчинившись надзору восточного патриарха 352 . Имп. Василий, сам Славянин, которому отдались Сербы под защиту от Немцев и папы, «постановил так, что в Сербии будут начальствовать избираемые самими Сербами начальники; люди лучшие, которые должны охранять целость всего отечественного» 353 . Так и управлял Сербией кн. Владимир, не домогаясь чужого и оберегая всё родное, особенно же православную св. веру.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Преподобный Григорий Синаит . О четырёх иерархиях/перевод с дневнегреческого и публикация славянского текста иеромонаха Тавриона (Смыкова)//БВ. 2015. 16–17. С. 273–308. Никита Стифат , прп. Творения. Т. 1. Богословские сочинения/пер. с древнегреч. игум. Дионисий (Шлёнов). Сергиев Посад: Издательство Московской духовной академии, 2011. Платон. Государство//Собрание сочинений в 4 т./общ. редакция А. Ф. Лосева , В. Ф. Асмуса, А. А. Тахо- Годи; автор вступительной статьи и ст. в примеч. А. Ф. Лосев ; примеч. А. А. Тахо- Годи. М.: Мысль, 1994. Т. 3. Литература Дионисий (Шлёнов), игум. Учение прп. Никиты Стифата о «четырёх главных добродетелях» в контексте античной и византийской литературы. Часть I//БВ. 2019. Т. 32. 1. С. 192–209. Дионисий (Шлёнов), игум. Учение о воскресении души у свв. Симеона Нового Богослова и Никиты Стифата //Преподобный Симеон Новый Богослов и его духовное наследие: Материалы Второй международной патристической конференции Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых Кирилла и Мефодия. М.: Общецерковная аспирантура и докторантура им. свв. Кирилла и Мефодия, 2017. С. 341–362. Дионисий (Шлёнов), игумен. Учение о четырёх родовых добродетелях в трактате «De virtutibus et passionibus», приписываемом прп. Ефрему Сирину , в контексте греческой патристической традиции//Преподобный Ефрем Сирин и его духовное наследие. Материалы Четвертой международной патристической конференции Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых Кирилла и Мефодия. Москва, 27–29 апреля 2017 года/под общей редакцией митрополита Волоколамского Илариона (Алфеева) . М., 2019. С. 352–364. Луховицкий Л. В., Попов И. Н. Михаил Пселл //ПЭ. Т. 46. 2017. С. 8–16. Махоньков А. Ю., Дионисий (Шлёнов), игум. Добродетели и студенческая молодёжь. Принципы успешности на примере произведения Платона «Государство»//Духовно-нравственная культура в высшей школе. Студенческая молодёжь: Свобода и ответственность: материалы VI Международной научно-практической конференции в рамках XXVII Международных Рождественских Образовательных чтений. Москва, 29 января 2019 г./под общ. ред. М. А. Симоновой. М.: РУДН, 2019. С. 209–213.

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Shlen...

Sanct. 15. 35). Вечная жизнь будет отличаться от настоящей, она будет ангельской и самодостаточной (Moral. reg. 68. 1). Экзегетика В ранний период творчества у В. В. наблюдается тенденция к аллегорическому толкованию Свящ. Писания, в более поздний - к буквальному. Выяснению характера его экзегетики способствует исследование «Филокалии» ( Junod. 1988. P. 352), в к-рой дается изложение и обоснование аллегорической теории Оригена. Под значительным влиянием аллегорического метода святителем были составлены беседы на псалмы и на начало Книги Притчей Соломоновых ( Gribomont. 1963. P. 292). По словам В. В., при внешней доступности притчи скрывают в себе глубокий смысл, побуждая тем самым христиан к напряженным поискам истины (Hom. 12//PG. 31. Col. 388; Asc. br. 254). Вслед за Оригеном В. В. различает 2 подхода к священному тексту: чувственный (σωματικς) и духовный (πνευματικς) (Hom. in Ps. 32//PG. 29. Col. 328), др. словами - исторический и «более высокий» (Hom. in Ps. 28//Ibid. Col. 281). Так, он предлагает 2 понимания выражения «обновление дома» (Пс 29): вещественное (κατ μν τ σωματικν), как обновление храма Соломона, и духовное (κατ δ τ νοητν), означающее воплощение Бога Слова (Hom. in Ps. 29//PG. 29. Col. 305) или Церковь, обновление к-рой есть обновление ума, совершаемое Св. Духом в каждом из ее членов (Ibid. Col. 308). Др. пример: указания в Свящ. Писании на возраст человека и части его тела иносказательно относятся к внутреннему человеку (το κρυπτο νθρπου) (Hom. 12//PG. 31. Col. 412; Hom. in Ps. 33//PG. 29. Col. 384). Переосмысление В. В. значения аллегорического метода происходит под влиянием антиохийской экзегетической школы, в первую очередь еп. Диодора Тарсийского (Ep. 135, 160; Naldini. 1990. P. XXVIII). В беседах на Шестоднев В. В. осознает недостаточность аллегорического метода и даже констатирует его определенный вред (Hex. 9. 1). Напр., при понимании слова «тьма» (Быт 1. 2) в переносном смысле, создается предпосылка для формирования дуалистического сознания (Hex.

http://pravenc.ru/text/ВАСИЛИЙ ...

287 Но рудименты физического организма женщины остались и в мужчине и наоборот (литературу см., например, у Вейнингера. Пол и характер. СПб., 1909. Добавления и ссылки. С. 1–3 Geschlecht und Charakter, 26. Aufl., Wien und Leipzig, 1925. 465–472), как бы служа напоминанием первобытного единства и физиологической основой половой любви как стремления не к рудиментарному, а полному бытию, возможному только при единении мужа и жены. Златоуст высказывает мысль, что эти рудименты в мужчине нужны для красоты. О творении мира. Mg. 56, 476. 297 »...поучаем исповедовать одного и того же Сына, Господа нашего Иисуса Христа, совершенного в Божестве и совершенного в человечестве... в двух естествах, неслитно и неизменно, нераздельно и неразлучно познаваемого – так что соединением нисколько не нарушается различие двух естеств, но тем более сохраняются свойства каждого естества и соединяются в одно лицо и в одну ипостась». – Определение, принятое на пятом заседании Халкидонского собора. Греческий текст у Mansi. Concil coil. 7, 116. Рус. пер. Деяния Вселенских Соборов. Казань, 1867. 4, 52. Гарнак сурово, но несправедливо критикует это определение, забывая, что есть вопросы, стоящие выше категорий нашего разума. См. Dogmengeschichte. 4, 374–375. 298 В святоотеческой литературе эти два рождения часто сопоставляются. «Разве без соития мог произойти только муж от жены, а не жена от мужа и девственная утроба могла произвести мужа, а мужской бок не мог произвести жены?» – спрашивает блаженный Августин (In Gen. ad. litt. 9, 16. Рус. пер. 164). 299 Таковы, например, древние еретические учения о рождении Христа из уха или из бока Богоматери. Последнего учения держались и многие недавние сектанты – афонские имябожники. 302 См., например, Dr. Erwin Prenschen. bllstandigesgr. d. Handworterbuch zu den Schriften d. N. Т Giessen, 1910. 239, 5. 303 Указание иностранной литературы можно найти в богословских энциклопедиях и словарях под соответствующими словами. Из русской литературы более ценным представляется книга профессора Мышцина: «Учение апостола Павла о законе дела и законе веры». Сергиев Посад, 1894. И специальная статья «Значение слова «плоть» (sarx) в вероучительной системе святого Апостола Павла». «Богословский Вестник», 1912. С. 308–352.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Troicki...

В обычной жизни «consulares», «πατικο» назывались простые clarissimi – правители более значительных провинций, консулами не бывшие и имевшие очень мало шансов на это отличие даже в не близком будущем. Действительно бывшие консулами (как Ном) носили титул «ех consule ordinario». Феодорит мог передать его или тяжелым «π πτων» или условным «πτ»: «πατικ» было бы, по меньшей мере, двусмысленно. Автор не привел в полную ясность своего собственного окончательного мнения об отношении Феодота к хиротонии Феодорита. а) В примечании (22,5) г. Глубоковский приводит основания для того заключения, что Феодорит кирский рукоположен своим, евфратисийским, митрополитом, Александром, епископом иерапольским. Это совершенно справедливо, и я – вместо не относящегося к вопросу указания на хиротонию Флавиана – сослался бы на ДВС., IV, 266. 267. 281. 282. 284–286. 324. 315. 319. 321. Mansi VII, 292А. 293А. 308. 309А. 312. 313. 356. 345. 349. 352. 353. Но, β) он допускает, что Феодорит рукоположен «митрополитом иерапольским (может быть, при участии Феодота)». Это я считаю – для V в. – неправильным и невероятным. Неправильным: потому что нужно бы сказать наоборот: «Феодотом [который, как архиепископ-ексарх, в 423 г. несомненно первенствовал бы при богослужении] при соучастии митрополита иерапольского». Невероятным quoad factum: собор евфратисийский в 434 г. (Synod, сс. 128. 133. 135. 149) так возмутился против Иоанна антиохийского, когда тот против их желания совершить две хиротонии в их епархии, и так громко вопиял о своем праве каноническом на хиротонии в своей епархии, что трудно ожидать, чтобы ради чести тогда приглашали архиепископа антиохийского к «соучастию» при рукоположениях: это создавало бы не совсем удобные обычаи и прецеденты. Наконец γ), по автору, «нужно допустить, что выдвинувший и поддержавший кандидатуру Феодорита Феодот по крайней мере присутствовал при хиротонии – если только не лично рукоположил его в Антиохии». Что Феодот – непосредственно или посредственно – горячо рекомендовал Феодорита избирателям, т.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Boloto...

   Лонгиниада, г. 318, 586    Лопадий, г. 197, 387, 400—403, 575    Лул, г. 369, 603    Льва стена 468    Мавриотиссы монастырь 505    Мавропотам, р. 235, 541    Мадит 380    Македония 204, 450, 554, 612, 628    Малагина, г. 388, 401, 615    Малая Азия 7, 21, 22, 441, 443, 455, 515, 557, 561, 566, 573, 609,622    Малая Никея, г. 207, 227, 272, 273, 532    Малея, мыс 316    Малый Меандр, Каистр, р. 607    Мальгара, г. 539    Мамистра, см. Мопсуэстия, г.    Манганский монастырь, Манганы 429, 627, 628 Манганы, р-н Константинополя 124, 480    Мануила монастырь 445    Манцикерт, г. 7, 440, 508, 617, 625    Мараклея, г. 308, 370, 578, 579, 603    Мараш, г. 313    Мариуполь, г. 545    Марица, Герб, р. 104, 202, 203, 341, 394, 398, 469, 530, 541, 598    св. Марка собор 184, 518    Маркаб, г. 317, 586    Маркелла, г. 214, 215    Меандр, р. 304, 375, 525, 606    Мегалополь, см. Преслава, г.    Мезия 70    Мелитина, г. 199, 570, 573, 613    Мельфи, г. 7    Мероя, г. 196, 524    Месампелы, г. 295    Месанакты, Дипотам, г. 409, 617    Месопотамия 190, 468    Мессина, г. 509    Мест 341    Мидия 418    Милий, арка 114, 473    Милос, крепость 344, 352, 353    Мискура, г. 402    Митилена, г. 217, 218, 221, 246— 248, 547    Мифимна 218    Михаила архангела храм у Диррахия 151    Моглены, г. 165, 543    Мокр 339, 533, 600    Мопса города, см. Мопсуэстия    Мопсуэстия, Мамистра, Мопса города 318, 322, 522, 586, 588    Моровунд 103    Мосинополь, г. 24, 178, 515    Мосул, г.604    Навпакт, г. 87    Наколия, г.617    Неаполь, г. 349    Некра 371    Немея 249    Неокастр, Алексиополь, г. 398, 535    Неокесария, г. 573    Нижний дворец 117, 475    Нижняя Лотарингия 560    Низибис 604    Никейское озеро, см. Асканское озеро    Никея, г. 7—136. 190—192, 194. 195, 197, 199, 217, 277, 278, 292— 299, 303, 386—388, 397, 400, 402, 403, 405, 470, 476, 489, 523, 525, 526, 561, 562, 570—572, 615, 616    св. Николая церковь (в Константинополе) убе-жище 100, 467    св. Николая церковь (у Диррахия) 147, 153, 498 Никомидия, г. 138, 192, 194, 217, 232, 274, 293, 403, 404, 525, 526, 557

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3432...

321. Николаевский – Коряжемский , мужской, ныне приписной к Введенскому Сольвычегод. м-рю, где погост Коряжемский, Вологодской губ., Сольвычегодского у., в 16 вер. к вост. от Сольвычегодска, при рч. Коряжимке, близ ее впадения в р. Вычегду с левой стороны. Основан в 1535 г. преп. Логгином и Симоном; из них последний вскоре ушел на р. Сойгу, где устроил себе новую пустынь, а Логгин остался здесь и преставился в 1540 г., 10 февр., в каковой день чтится его память. Мощи преподобного покоятся под спудом в Благовещенской церкви; на гробнице находится икона животворящего Креста, принесенная сюда Логгином. При учреждении штатов 1764 г. монастырь положен в 3-м классе, но в 1863 г. упразднен и приписан к Введенскому м-рю в Сольвычегодске, а штат переведен во вновь устроенный Николаев. – Самарский м-рь. Здесь погребен Александр, архиеп. Вятский и Великопермский, скончавшийся в 1679 г. и бывший здесь игуменом с 1642 по 1651 г. “Ист. Росс. Иер.”, IV, 778; Ратшин, 62; “Матер. для стат. Росс.”, 1841 г., 70; “Опис. монаст.”, 1817 г., 60; “Словарь ист. о свят.”, 168; “Русский Инвалид”, 1863 г., 276; “Памят. Кн. Вят. губ. на 1870 г.”, Отд. V, 194; Проценко, “М-ри в России”, 33; Макарий, “Ист. Р. Ц.”, VII, 51; Григорович, “Обзор учрежд. православ. м-рей с 1764 по 1869 г.”, 156; “Вологод. губ. вед.”, 1855 г., 28 (ист. материалы); “Извл. из отч. Об.-Пр.”, 1847 г., 80 (надл. лесом); Толстой, “Книга глагол. опис. о Росс. свят.”, 152, 301 (преп. Христофор, ученик Логгина), 154, 302 (преп. Логгин); Строев, “Спис. иер. и настоят.”, 754, 10; “Акты Археогр. Эксп.”, I, 337 (грам. 1588 г. об описи м-ря), 343 (Ц. гр. 1589 г. об отписке от посада земель, дворов, и анбаров Коряж. м-ря и об обложении их отдельн. оброком), 349 (Ц. гр. 1590 г. о зачете следующ. с м-ря Сольвычегодцам подорожных денег); IV, 109 (Богом. гр. 1658 года, о рожд. царев. Екатерины Алексеев.), 116 (Память 1660 г. игум. Феодосию о наблюд. за монаст. благочестием), 304 (Ц. гр. 1691 г. о сборе денег на конюшен. расходы); “Дополн. к Акт. истор.”, VIII, 102 (Память 1681 г. о кончине царицы Агафьи Семеновны; игум. Варсонофий); X, 89 (Акты 1683 г. о сборе стрелец. денег; игум. Варсонофий); “Акты юридич.”, 368 (Отписка 1671 г. Вологод. архиеп. Симона об освящ. церкви Благовещения с придел. св. Николая в м-ре); Калачов, “Акты юрид. быта древн. России”, II, 632, 218 (Отписная около полов. XVI ст. м-ря, по случаю поступления его в заведыв. игум. Иоакима, до него же был игум. Павел); III, 161, 316 (Роспись 1648 г. денежн. доходам с Соли Вычегод.), 388, 352 (Отписн. список 1567 г.; упоминаются игум. Иоасаф Щука, Павел и Яким); “Чтения в И. Общ. ист.”, 1818 г., VII, смесь, 48 (Любопыт. извест. о Вятск. епар.); 1860 г., III, Отд. 1, 144 (в 1744 г. имел 590 душ крест.); Иванов, “Опис. госуд. архива стар. дел”, 347 (в 1700 г. имел 308 двор. крест.); “Календарь Вятской губ. на 1884 г.”, 178 (в 1674 г. 7 янв. поехал на Корежму преосв. Александр епископ на обещание свое, оставя престол, посхимился, быв на престоле 16 лет).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010