Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Сщмч. Александр (Трапицын), еп. Вологодский (Трапицын Александр Иванович; 29.08.1862, с. Волма Вятского у. Вятской губ.- 14.01.1938, Куйбышев), сщмч. (пам. 1 янв., в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе Самарских святых), архиеп. Куйбышевский, духовный писатель. Род. в семье священника. По окончании в 1888 г. КазДА со степенью канд. богословия за соч. на тему «Постановления против симонии в Греко-Восточной и Русской Церкви» получил назначение на должность надзирателя в Вятское ДУ. 23 февр. 1889 г. в кафедральном Всехсвятском соборе Вятки рукоположен во диакона, 26 февр.- во священника. В 1892-1897 гг. состоял депутатом от Духовного ведомства в Вятской городской думе, с 1893 г. служил законоучителем вятского Александровского реального уч-ща, 27 мая 1896 г. введен в состав епархиального училищного совета. Определением Святейшего Синода от 3-12 сент. переведен инспектором в Вятскую ДС. В 1892 г. скончалась жена А. И. Трапицына, 26 февр. 1900 г. еп. Вятским и Слободским Алексием (Опоцким) он был пострижен в монашество. В 1901 г. командирован в г. Сарапул для ревизии духовного уч-ща. 28 июля 1901 г. указом Святейшего Синода назначен ректором Калужской ДС с возведением в сан архимандрита. 12 дек. 1904 г. хиротонисан во епископа Муромского, викария Владимирской епархии, с 23 нояб. 1907 г. епископ Юрьевский, первый викарий Владимирской епархии. Сотрудничал с еп. Никоном (Рождественским) во Владимирском отделе Палестинского правосл. об-ва и в Миссионерском об-ве. С 29 мая 1912 по 1921 г. епископ Вологодский и Тотемский. В годы первой мировой войны организовывал сбор пожертвований на военные нужды, помощь вдовам и сиротам, отряды братьев милосердия, действовавших на передовой. Участвовал во Всероссийском съезде представителей от мон-рей 1917 г. (см. Съезды монашествующих в России ) с правом решающего голоса и Поместном Соборе РПЦ 1917-1918 гг. В 1923 г. А. был арестован и приговорен к 6 месяцам принудительных работ. После освобождения назначен епископом Ульяновским, в 1928 г.- епископом Крымским. Летом 1928 г. возведен в сан архиепископа и назначен на Самарскую кафедру. В 1933 г. арестован ОГПУ в числе 10 священнослужителей и мирян Самары и обвинен в антисоветской агитации. Виновным себя не признал, приговорен к 3 годам ссылки на Урал, вернулся в 1936 г. 29 нояб. 1937 г. снова арестован в Куйбышеве и обвинен в антисоветской деятельности, виновным себя не признал. 21 дек. 1937 г. тройкой УНКВД по Куйбышевской обл. приговорен к расстрелу. Расстрелян вместе с 12 священниками Куйбышевской епархии, похоронен в общей могиле в Куйбышеве. Канонизирован Архиерейским Собором РПЦ 2000 г.

http://pravenc.ru/text/64168.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВАРЛААМ (Новгородский Василий Тимофеевич; 12.04.1872, Тульская губ.- после 1919), еп. Соликамский, вик. Пермской епархии. Из семьи псаломщика. По окончании в 1891 г. Тульской ДС служил учителем в церковноприходской школе в c. Новгородском Богородицкого у. 1 окт. 1892 г. рукоположен во священника к церкви с. Рудина Белёвского у. После смерти супруги поступил 7 февр. 1902 г. в белёвский в честь Преображения Господня муж. мон-рь . Служил законоучителем в псаломщической школе при мон-ре, был духовником Белёвского епархиального жен. уч-ща. В 1903 г. поступил в КДА, которую окончил в 1907 г. со степенью кандидата богословия за сочинение «Идеалы, их происхождение, существенное содержание и осуществление». 21 нояб. 1904 г. пострижен в монашество. 7 сент. 1907 г. назначен преподавателем гомилетики и соединенных предметов в Тифлисскую ДС. С 15 июня по 20 июля 1909 г. инспектор Холмской ДС, в апр. 1911 г. назначен ректором Холмской ДС и возведен в сан архимандрита. В 1913 г. утвержден председателем Холмского ЕУ. С 1914 г. ректор Екатеринославской ДС, в следующем году переведен на должность ректора в Оренбургскую ДС. В 1911-1914 гг. являлся редактором издания «Холмская церковная жизнь» и «Холмский народный листок», в 1916-1917 гг.- «Оренбургских ЕВ». 11 мая 1919 г. по постановлению Высшего Временного Церковного Управления и с согласия Верховного правителя Российского гос-ва адм. А. В. Колчака определен к хиротонии во епископа Соликамского, викария Пермской епархии. Хиротонисан 15 июня 1919 г. в Омске. 20 окт. 1919 г. В. было поручено временное управление Пермской епархией. Сведений о его дальнейшей судьбе нет. Арх: РГИА. Ф. 796. Оп. 439. Д. 184 [Форм. список 1908 г.]. Соч.: Краткая заметка об ученической б-ке при семинарии (1883-1910)//Сб. ст. по истории Холмской ДС: По поводу 150-летия существования семинарии (1760-1910). Холм, 1910. С. 363-368; С. В. И. Чествование 10-летия архипастырского служения Высокопреосв. Евлогия, архиеп. Холмского и Люблинского: [Изложение речи]//Холмская церк. жизнь. 1913. 3. Ч. неофиц. С. 66-67. Ист.: От Тульского епархиального училищного совета//Тульские ЕВ. 1892. 17. С. 418; 18. С. 451; Кудрявцев П. Отзыв на канд. соч.//Журналы Совета КДА: Извлеч. 1907. Июль. С. 412-415; Шайдицкий В. Состав лиц, служивших и служащих в семинарии (1875-1910)//Сб. ст. по истории Холмской ДС. Холм, 1910. С. 28; N. Из жизни Холмской ДС//Холмская церк. жизнь. 1913. 5. Ч. неофиц. С. 133-134; Архиерейские хиротонии//Вестн. Омской Церкви. 1919. 11-12. С. 2. А. А. Бовкало Рубрики: Ключевые слова: ААРОН (Еропкин Афанасий Владимирович, в схиме Алипий [Олимпий]; ок.1663 – 1740), еп. Карельский и Ладожский, викарий Новгородской епархии

http://pravenc.ru/text/154199.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОСИФ (Петровых Иван Семенович; 15.12.1872, г. Устюжна Новгородской губ.- 20.11.1937, близ г. Чимкента, Казахстан), митр. бывш. Одесский, руководитель иосифлянства . Из семьи мещан (сын небогатого кондитера). После учебы в Устюженском ДУ поступил в 1889 г. в Новгородскую ДС, к-рую окончил в 1895 г. по 1-му разряду и был направлен за казенный счет в МДА. Завершил обучение в академии в 1899 г. 1-м по списку магистрантом - кандидатом богословия с правом защиты магист. диссертации без дополнительного испытания. Был оставлен при МДА на год профессорским стипендиатом. 9 сент. 1900 г. утвержден исполняющим должность доцента кафедры библейской истории. 26 авг. 1901 г. пострижен в монашество с именем Иосиф в Гефсиманском скиту Троице-Сергиевой лавры ректором МДА Волоколамским еп. Арсением (Стадницким ; впосл. митрополит). 30 сент. того же года рукоположен во диакона, 14 окт.- во иерея. 19 июля 1903 г. утвержден в степени магистра богословия за соч. «История иудейского народа по археологии Иосифа Флавия: (Опыт критического разбора и обработка)», получил звание доцента. 9 дек. того же года назначен экстраординарным профессором и инспектором МДА. 18 янв. 1904 г. возведен в сан архимандрита. Во время 1-й рус. революции у И. возник конфликт со студентами и с преподавателями МДА, из-за чего он испытал сильные душевные переживания. В янв. 1906 г. И. испросил в академии месячный отпуск, представив медицинское свидетельство, что нуждается в «полном отдыхе для восстановления сильно утомленной в последнее время нервной системы», а 2 февр. того же года Холмский еп. Евлогий (Георгиевский ; впосл. митрополит) представил рапорт о назначении И., «согласно выраженному желанию», настоятелем Яблочинского во имя преподобного Онуфрия Великого мужского монастыря . Назначение И. объяснялось необходимостью организации в Холмской епархии православно-миссионерской работы для противодействия усилившейся там католич. пропаганде. Назначение было утверждено Синодом 30 июня 1906 г. В 1907 г. И. был переведен в должности настоятеля в Юрьев новгородский мужской монастырь . Выступал с брошюрами и статьями преимущественно о начальном народном образовании; сотрудничал с Православной Богословской энциклопедией. Известность И. принесла многотомная кн. «В объятиях Отчих. Дневник инока» (под псевд. А. I. в 1905-1914 вышло 11 вып.). Книга духовных размышлений И. вызвала большой интерес, отрывки из нее помещались во мн. журналах.

http://pravenc.ru/text/578533.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АЛЕКСИЙ (Кузнецов Николай Николаевич; 31.08.1875, Царское Село - 18.11.1938, Ижевск), архиеп. Сарапульский и Елабужский. Род. в семье священника С.-Петербургской епархии, впосл. митрофорного прот. Н. К. Кузнецова. Учился в Александровском лицее (до 1891), в 1891-1898 гг.- в Александро-Невском ДУ и С.-Петербургской ДС. В 1902 г. окончил СПбДА со степенью канд. богословия по представлении соч. «Нравственный смысл юродства и столпничества», переработанного впосл. в магистерскую диссертацию. 20 июля 1902 г. назначен помощником инспектора Иркутской ДС, 23 авг. 1903 г.- преподавателем рус. языка Устюжского ДУ, 20 февр. 1904 г.- помощником смотрителя Белозерского ДУ. Вскоре пострижен в мантию, рукоположен во иеромонаха и 23 сент. 1904 г. назначен преподавателем гомилетики Новгородской ДС, 30 июля 1906 г.- преподавателем гомилетики Ярославской ДС. В Ярославле во время обострения отношений между Союзом русского народа и рядом членов Святейшего Синода и Предсоборного Присутствия (6 дек. 1906 председатель Союза А. И. Дубровин требовал лишить сана митр. Антония (Вадковского)) А. выразил несогласие с деятельностью местного Союза и начал полемику в местной прессе. Ректор Ярославской ДС сообщал в Учебный комитет при Синоде, что члены Союза донесли на А. губернатору, к-рый вызвал его для объяснения. В февр. 1907 г. ярославский губернатор возбудил ходатайство о высылке А. из вверенной ему губернии, однако не встретил в этом поддержки у Ярославского архиеп. Иакова (Пятницкого). Назначенный в 1907 г. архиеп. Ярославским свт. Тихон (Белавин), стремясь, очевидно, прекратить конфликт, ходатайствовал в письме к митр. Антонию (Вадковскому) о назначении А. настоятелем Святогорского монастыря Псковской епархии. Одновременно ректор Пензенской ДС усиленно просил о переводе А. преподавателем гомилетики в Пензенскую ДС. Сам А. хлопотал о переводе на место миссионера в Тамбовскую епархию. Определением Святейшего Синода 1758 от 20-22 марта А. был оставлен в Ярославской ДС, но уже 23 марта последовала очередная жалоба ярославского губернатора. Наконец, 11 мая в секретном отношении 3099 председателя Совета Министров П. А. Столыпина обер-прокурору Синода П. П. Извольскому говорилось о переводе из Ярославля А., «оказывающего крайне вредное влияние в политическом отношении». Определением Синода 2898 от 12-30 мая А. уволен от духовно-учебной службы, направлен в распоряжение Вологодского архиерея и помещен в вологодский муж. мон-рь в честь Сошествия Св. Духа на апостолов .

http://pravenc.ru/text/64664.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Сщмч. Петр Успенский, свящ. 20-е гг. ХХ в. Васильевич Успенский (12.06.1876, с. М. Алексеевское Коломенского у. Московской губ. (ныне городского окр. Ступино Московской обл.) - 12.03.1938, ИТЛ), сщмч. (пам. 27 февр. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской), свящ. Из семьи псаломщика. Окончил Коломенское ДУ и в 1899 г.- МДС по 2-му разряду. 2 сент. 1899 г. назначен учителем в церковноприходскую школу с. Рудины Серпуховского у. (ныне деревня городского окр. Ступино Московской обл.). В 1901 г. рукоположен во диакона к ц. во имя мучеников Флора и Лавра с. Ст. Ям Подольского у. (ныне Ям городского окр. Домодедово Московской обл.). С 25 авг. 1901 г. учитель в местной муж. церковноприходской школе, с 4 апр. 1904 г.- учитель пения там же и в местной жен. церковноприходской школе. В 1905 г. рукоположен во иерея к храму в честь Рождества Иоанна Предтечи с. Ивановского Серпуховского у. Московской губ. (ныне городского окр. Ступино Московской обл.). Состоял законоучителем в земских школах в деревнях Торбеево (с 8 авг. 1905), Ольховка (с 4 сент. 1907), Калянино (с 20 сент. 1910). С 20 дек. 1913 г. член-соревнователь епархиального Кирилло-Мефодиевского братства, ведавшего церковноприходскими школами. Награжден набедренником (1907), скуфьей (1911). В Ивановском прослужил до 1929 г., когда в связи с ухудшением здоровья ушел за штат. В 1937 г. вернулся к священническому служению и в сер. авг. был назначен священником в Николаевскую ц. с. Федоскина Дмитровского р-на Московской обл. (ныне городского окр. Мытищи Московской обл.). 27 нояб. 1937 г. арестован по обвинению в антисоветской агитации. Виновным себя не признал. Заключен в Таганскую тюрьму в Москве. Постановлением Особой тройки при УНКВД по Московской обл. от 2 дек. 1937 г. приговорен к 10 годам ИТЛ. Место отбывания наказания неизвестно. Скончался в заключении и был погребен в безвестной могиле. Определением Синода РПЦ от 6 окт. 2005 г. имя П. включено в Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской.

http://pravenc.ru/text/2580232.html

(Паевский Михаил Львович; 15.11.1879, с. Витулин Бельского у. Гродненской губ.- 17.05.1931, Москва), архиеп. Енисейский и Красноярский. Происходил из древнего белорус. священнического рода. Сын известного церковного историка и публициста прот. Льва Семеновича Паевского (1850-1919). С детства прислуживал в храме, с 8 лет был церковным чтецом. После учебы в Жировицком ДУ поступил в 1892 г. в СПбДС. Из-за слабого здоровья в 1897 г. перевелся в Таврическую ДС, которую окончил в 1898 г. В 1900 г. поступил в КазДА. 12 февр. 1901 г. пострижен в монашество с именем Мелхиседек. 10 апр. 1901 г. рукоположен во диакона. На 2-м курсе академии заявил о желании поступить в состав Пекинской духовной миссии, 18 янв. 1902 г. был отчислен из числа студентов, однако из-за отмены отъезда в Китай восстановлен в академии 8 марта того же года. 28 янв. 1903 г. рукоположен во иерея. В 1904 г. окончил КазДА с ученой степенью кандидата богословия. 3 сент. того же года получил назначение преподавателем основного, догматического и нравственного богословия Могилёвской ДС. 28 апр. 1905 г. стал настоятелем кафедрального собора Могилёва. С 25 сент. того же года исполнял обязанности настоятеля могилёвского Братского в честь Богоявления Господня мужского монастыря . С 11 окт. 1905 г. благочинный мон-рей Могилёвской епархии. 18 дек. 1906 г. назначен настоятелем Богоявленского мон-ря с возведением в сан игумена. 24 янв. 1907 г. стал настоятелем Белыничского в честь Рождества Пресвятой Богородицы мужского монастыря Могилёвской епархии с возведением в сан архимандрита. С 22 сент. 1907 г. настоятель Херсонесского во имя святого равноапостольного князя Владимира мужского монастыря Таврической епархии. 19 марта 1909 г. переведен настоятелем новгород-северского в честь Преображения Господня мужского монастыря Черниговской епархии. 17 окт. 1910 г. назначен смотрителем Владикавказского ДУ. 11 марта 1914 г. стал ректором Самарской ДС. 23 авг. того же года переведен ректором Тифлисской ДС. По благословению экзарха Грузии архиеп. Питирима (Окнова) ввел регулярные богослужения на груз. языке в домовом семинарском храме во имя Св. Давида. 31 окт. 1914 г. М. стал членом Грузино-Имеретинской синодальной конторы. И. о. главы синодальной конторы во время отсутствия архиеп. Питирима. В нояб. 1915 г. по инициативе М. при Тифлисской ДС утверждены курсы по изучению древних груз. песнопений.

http://pravenc.ru/text/2562932.html

16 Стефан (Знамировский Николай Иванович ), архиеп.Вологодский. Род. в 1879. В 1904 окончил Казанскую Духовную Академию. В 1924 хиротонисан во en.IIIaдpuhckoro, викария Свердловской епархии. 16 сент. 1927 назначен еп.Калужским. 23 марта 1934 возведен в сан архиепископа. 17 ноября 1941 расстрелян в лагере. 17 В будущем – Гурий (Степанов Алексей Иванович), архиеп.Суздальский, Род. 3 окт. 1880. В 1902 окончил Казанскую Духовную Семинарию, в 1906 – Казанскую Духовную Академию. 26 янв. 1920 хиротонисан во еп.Алатырского. В феврале 1924 возведен в сан архиепископа. В 1938 (1937?) расстрелян в лагере под Новосибирском. 18 В будущем – Симеон, в схиме Даниил (Холмогоров Михаил Михайлович), архимандрит. Род. в 1874. В 1899 поступил в Казанскую Духовную Академию. 4 ноября 1906 назначен на должность Ректора Тамбовской Духовной Семинарии. 7 апреля 1907 был тяжело ранен одним из взбунтовавшихся семинаристов, остался недвижим на всю жизнь. 9 сентября 1937 расстрелян в во Владимирской тюрьме. 25 Отчёт о состоянии Казанской Духовной Академии за 1895–1896 учебный год. Казань, 1896, с.40–41. 26 Новый Ректор Тамбовской Духовной Семинарии//Тамбовские епархиальные ведомости. 1904, 21 февр. 8. Ч.неоф., с.230. 27 В будущем – Дионисий, митр.Варшавский. Род. в 1876. 21 апр. 1913 хиротонисан во еп.Кременецкого. С 1919 в эмиграции. С 27 февр. 1923 митр.Варшавский. В 1948 обратился с покаянным письмом к Алексию (Симанскому). Скончался 15 марта 1962. 28 Патриарх Тихон с большим уважением относился к суждениям архиеп.Феодора по церковным вопросам и шутя называл настоятеля Данилова монастыря и близких к нему иерархов «даниловским синодом». См.: Дамаскин (Орловский), иеромонах. В огненном испытании: Архиепископ Феодор, Данилов монастырь и судьба Русской Православной Церкви в ХХ столетии//Даниловский благовестник. 1996. Выпуск 8, с.48. 29 Проводы о.Ректора семинарии, архимандрита Феодора//Тамбовские епархиальные ведомости. 1906. 14 окт. 41. Ч.неоф., с.1821. 36 Список тем, предложенных профессорами для курсовых сочинений студентам на 1899–1900 учебный год//Православный Собеседник. 1901. Ч.2. Приложение 12, с.6.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Pozdeev...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МОДЕСТ (Никитин Тихон Николаевич; 12.08.1867, Воронеж - 2.12. 1937, г. Вязьма Смоленской обл.), архиеп. Смоленский и Вяземский. Из семьи диакона. В 1878 г., по окончании начальной школы в с. Чертовицком Воронежского у. и губ., поступил в Воронежское ДУ. В 1883 г. окончил уч-ще и поступил в Воронежскую ДС. В 1889 г., по окончании семинарии, был назначен псаломщиком Трехсвятительской домовой ц. Воронежского ДУ и одновременно учителем певчих архиерейского хора. 6 окт. 1891 г. рукоположен во иерея. Был назначен священником Димитриевского храма слободы Никитовка Валуйского у. Воронежской губ. С 1893 г. был также законоучителем Никитовской церковноприходской школы, в 1896-1899 гг.- наблюдателем церковноприходских школ Валуйского у. В 1898 г. овдовел. По резолюции Московского и Коломенского митр. сщмч. Владимира (Богоявленского) от 10 сент. 1899 г. принят в МДА. В июле 1903 г., по окончании академии со степенью канд. богословия, назначен священником Всехсвятской ц. в г. Феодосии Таврической губ. С 13 янв. 1904 г. одновременно работал законоучителем в Феодосийском учительском ин-те. 21 авг. того же года переведен священником в Тихвинско-Онуфриевскую ц. в Воронеже, стал сверхштатным членом Воронежской духовной консистории. С сент. 1905 г. также являлся законоучителем в Воронежской фельдшерской школе и жен. гимназии М. П. Кожевниковой. В нояб. 1907 г. принят в число братии Чудова в честь Чуда архангела Михаила в Хонех мужского монастыря в Московском Кремле. 14 дек. того же года принял монашеский постриг с именем Модест. В февр. 1908 г. назначен настоятелем московского в честь иконы Божией Матери «Знамение» мужского монастыря с возведением в сан архимандрита. Также занимал должности наблюдателя послушнических монастырских школ Москвы (с мая 1908), благочинного мужских и женских мон-рей Московской епархии (с дек. 1908), наблюдателя московских церковноприходских школ (с апр. 1909). 4 авг.

http://pravenc.ru/text/2563920.html

2128 Превосходную обработку этого эпиграфического материала дал Шюрер в Die Gemeindeverfassung der Juden in Rom in der Kaiserzeit, 1879 2130 У Шюрера, Gemeindeverfassung 9 и 13. Из позднейшего свидетельства в Homilia in s. Ioannis Natalem, приписываемых Иоанну Златоусту , видно, что иудеи выбирали себе архонтов в начале гражданского года – в сентябре (Schürer, Gemeindeverfassung, S. 23). 2135 Перечень статей и сочинений А. П. Лебедева за двадцатипятилетний период его деятельности собственно в Московск. Академ. (1870–1895) см. в статье И. Н. Корсунского «Двадцатипятилетие учено-литературной деятельности проф. А. П. Лебедева ». – Бог. Вест. 1895, 11. Литературные занятия его во время службы в Московском Университете сосредоточивались главным образом на втором издании его трудов, из которых последний 10 том (Духовенство древне-вселенской церкви от времен Апостольских до IX века – Москва, 1905) было вновь подготовлен им и обработан к печати. Из остальных статей, написанных им в этот период и имеющих более или менее научный характер можно отметить следующие: «О нашем символе веры (см. Б. В. 1902, 2). «о происхождении актов вселенских соборов» (Б. В. 1903, Июнь) «Братья Господни», печатанные в Душеп. Чтении и вышедшие отдельным оттиском; «Черты нравственного облика Московского Митрополита Филарета» (публичная лекция. Москва 1905), «Преосвящ. Порфирий Успенский » (по поводу столетия со дня его рождения – Бог. Вест. 1904, 9); «Полезное издание (Языков. Обзор жизни и трудов такой как русским писателей – Бог. Вест. 1907, 1) «К вопросу о несторианстве» (Прав. Собеседн. 1907, Сент.). Появление его небольших «этюдов», помещенных в Бог. Вест. за 1907 г. «Несколько сведений из истории нравов греческого высшего духовенства в турецкий период» (Февр. 223–252); «К вопросу о происхождении первохристианской иерархии» (Март 460–474); «Два пионера церковно-исторической науки у нас» (Май 101–167), и представляющих собой лишь извлечения из его печатных трудов, можно объяснить только настойчивостью редактора Б. В. иметь в своем журнале статьи со столь почетным и прославленным именем. Другие его статьи позднейшего происхождения, вызванные злобой дня, будут отмечены ниже.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

П. б. к. регулярно предоставляет Папскому престолу отчеты о результатах работы с указанием на то, что «должно быть принято в полной мере, требует дальнейшего изучения или может быть оставлено на усмотрение каждого» (Ibid. 40. 144). Обязательным стало регулярное проведение заседаний П. б. к. и публикация материалов этих заседаний. В 1909 г. был основан Папский библейский институт . Апостольским посланием «Scripturae Sanctae» от 23 февр. 1904 г. папа Римский Пий X (1903-1914) учредил ученые степени лиценциата и доктората в области библейского богословия (theologia biblica) и даровал П. б. к. право присваивать степени выпускникам Папского библейского ин-та (до 1916). Первым президентом П. б. к. был кард. Л. М. Парокки (1833-1903), секретарь Конгрегации римской и вселенской инквизиции (1896-1903). Важные адм. функции были возложены на секретарей П. б. к., обладавших широкими полномочиями. Идеологическое направление, избранное П. б. к. на заре ее существования, во многом определялось деятельностью 1-го секретаря комиссии Ф. Г. Вигуру . Будучи идейным противником франц. библеиста М. Ж. Лагранжа , он отстаивал историчность библейских повествований и являлся ревностным защитником консервативных взглядов в отношении интерпретации Свящ. Писания. С именем Вигуру связан 1-й период деятельности П. б. к., ознаменованный введением жестких ограничений на использование критической методологии в библейских исследованиях. 1-й этап (1902-1936): критика модернизма, период «ответов» С момента основания П. б. к. оказалась в центре антимодернистской полемики, что определило приоритетные направления работы комиссии на протяжении 30 лет. Папа Римский Пий X рескриптом «Praestantia Scripturae» от 18 нояб. 1907 г. указал П. б. к. на необходимость следовать антимодернистским предписаниям из ранее опубликованных документов: декрета верховной Конгрегации римской и вселенской инквизиции (впосл. верховная Конгрегация Sanctum Officium; ныне Конгрегация вероучения) «Lamentabili sane exitu» от 3 июля 1907 г. и папской энциклики «Pascendi Dominici gregis» от 8 сент. 1907 г. Исполнение декрета и энциклики стало обязательным, неисполнение каралось наказанием вплоть до отлучения от Церкви. В семинариях и религ. ин-тах деятельность профессоров и работы студентов попали под строгий надзор; была введена цензура научных публикаций. Одновременно активизировалась научная деятельность П. б. к.: папским декретом «Quoniam in re biblica» от 27 марта 1906 г. было введено специализированное изучение библейских дисциплин и языков в семинариях, указано на необходимость пересмотра текста Вульгаты на предмет текстологического обоснования его первоначальных вариантов чтения («Иеронимов текст») в наиболее древних кодексах. П. б. к. создала комиссию по пересмотру Вульгаты и поручила осуществление этого проекта ордену бенедиктинцев. Плодом этой работы стали изданные в 1926 и 1929 гг. первые 3 книги Пятикнижия. .

http://pravenc.ru/text/2578943.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010